Руководства, Инструкции, Бланки

методика доска сегена инструкция img-1

методика доска сегена инструкция

Рейтинг: 4.6/5.0 (1873 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Доска Сегена

Доска Сегена

Доски форм Сегена были изобретены французским врачом и педагогом Эдуардом Сегеном, отчего и получили свое название. Сеген занимался олигофренопедагогикой и перед им встала задача диагностики детей с нарушением умственной деятельности без обращения к речевой функции. Поскольку, как правило, умственно-отсталые дети отличаются нарушением слухоречевого восприятия и попросту не понимают, что им говорят.

Суть методики

Методика досок Сегена представляет собой картинки, вырезанные и расположенные на специальной доске, которые необходимо разобрать и собрать. При этом различают разный уровень сложности выполнения задания. Например, по подбору цвета, формы или сортировки картинок по предметной классификации (природа, животные и т.д.).

С целью исключения негативизма у ребенка вследствие непонимания задания сначала педагог показывает ребенку, как вынимаются фигурки из доски и в каком порядке картинки вставляются обратно. При этом используется наглядный способ демонстрации без обращения к речи, что особенно важно при работе с детьми-олигофренами.

Пособие Сегена позволяет оценить уровень имеющегося развития ребенка:

  • уровень развития зрительного восприятия;
  • степень зрелости наглядно-действенного и пространственного мышления;
  • навык составления сложных элементов;
  • уровень понимания предложенного задания;
  • уровень обучаемости;
  • насколько ребенок получает удовольствие от успешности выполнения им задания.

Доски Сегена можно использовать не только для работы и диагностики умственно-отсталых детей, но и в качестве развивающего пособия для малышей. Поскольку использование такой доски вместе с мамой помогает развить у ребенка логическое мышление и мелкую моторику, что стимулирует развитие речи, а в будущем и обучение чтению и письму. Использование досок Сегена позволяет малышу получить первые представление о форме и цвете.

Существует огромное многообразие досок Сегена:

  • по размеру: большие и маленькие;
  • тематические (транспорт, природа, животные, погода, цифры и т.д.);
  • доска Сегена - паззл, которую необходимо собрать в единую картинку.

Для изготовления доски Сегена могут использоваться различные материалы:

Такая яркая и интересная игрушка способна привлечь внимание уже годовалого малыша. А при изучении доски с мамой ребенок будет получать море положительных эмоций.

Другие статьи

Развивающие доски Сегена - Студопедия

Развивающие доски Сегена

“Доска форм Сегена (Seguin Form Board) — методика исследования уровня умственного развития детей, Предложен Э. Сегеном в 1866 г.”

Материал методики включает 5 досок с врезанными в них фигурами. В доску № 1 врезаны 10 разных цельных фигур, в доску № 2 — 2 фигуры, каждая из которых состоит из двух частей, в доску №3 — 2 фигуры, состоящие соответственно из четырех и шести частей, в доску №4 — 5 фигур, каждая из двух и трех частей, в доску №5 — 4 фигуры, состоящие из двух и четырех частей.

Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть доску (в течение 10 с), после чего доска переворачивается, выпавшие из соответствующих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время выполнения хронометрируется.

Процедура последовательно повторяется с каждой из остальных четырех досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. В случае, если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера. В дальнейшем при безуспешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендация изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Каждый вид помощи оказывается через определенные промежутки времени (напр. 1 мин) с тем, чтобы можно было наблюдать за действиями испытуемого после оказания помощи.

Особенность методики заключается в том, что она предельно проста, может быть применена для исследования детей начиная с дошкольного возраста и даже с двух лет. Тест может быть использован при обследовании детей с задержкой развития как органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания.

Доска форм Сегена за рубежом наиболее широко используется при диагностике умственного развития детей-олигофренов, дифференциальной диагностике задержки умственного развития, связанной с органическим поражением центральной нервной системы.

Методика Сегена используется для тренировки и исследования наглядно-действенного мышления детей. Методика позволяет выявить способность ребенка к осмыслению новых способов действия, а также его обучаемость этим способам действий. Ценность данной методики состоит в том, что она не предусматривает речевой инструкции и словесного оформления выполняемых ребенком действий. Поэтому она пригодна для занятий с детьми, которые с трудом понимают обращенную к ним речь или вообще пока не имеют сформированной речи.

Методика проведения занятий очень проста: мама показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вложить на место. Последовательность совершенствования процесса мышления ребенка можно продемонстрировать на следующих заданиях, когда нужно подобрать формочку к отверстию.

1 уровень. Использование "метода силы" - фигурка не входит в отверстие, ребенок изо всех сил давит на нее. Предложите ему попробовать соседнее отверстие, обрадуйтесь вместе с ним, если фигурка попадет в окошечко.

2 уровень. "Метод удачной дырки" - малыш запомнил, к какому отверстию подошла фигурка. Теперь он старается опускать фигурки только в нее. Это очень важный вывод, из которого следует, что отверстия разные. Помогите малышу понять, что значение имеет и фигурка. Чередуйте две фигурки, пока малыш не поймет, что для каждой из них есть свое отверстие.

3 уровень. "Метод проб и ошибок" - ребенок берет фигурку и последовательно пробует протолкнуть ее в отверстия, пока его попытки не достигнут цели. Поощряйте его пробы, говоря: "Попробуй опустить сюда! Не получилось? Теперь попробуй это окошечко".

4 уровень. На этом этапе дети проделывают действия не только с реальными предметами, но и с их образами. Эти мыслительные операции позволяют решать практические задачи, уже не прибегая к методу проб и ошибок. Ребенок смотрит на фигурку, на отверстие и мысленно соотносит их, потом сразу выполняет задание. Этот этап является первым шагом в переходе от конкретно-чувственного (наглядно-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, и в случае затруднений, дети снова прибегают к помощи проб. Для них необходим элемент поиска, без которого им пока никак не обойтись.

Интересно, что и у взрослых людей, обладающих хорошо развитым формально-логическим мышлением, бывают ситуации, когда они поступают аналогичным образом, т.е. используют для решения задач метод проб и ошибок. Это значит, что с возникновением более высокой формы мышления простые не исчезают, но отходят на задний план, оставаясь фундаментом высокоорганизованной мыслительной деятельности. Все это говорит о значимости наглядно действенного периода для развития ребенка. Вернемся к нашему примеру. Можно сразу обучить ребенка выполнять задание, зрительно соотнося фигурку и отверстие. Он гораздо быстрее научится выполнять задание, но не научится думать!

7.Методика В.М. Когана
(методика совмещения признаков)

Цель -Диагностика устойчивости, переключения, распределения и объема внимания.

Возрастной диапазон применения методики 7 – 14 лет.

Набор карточек размером 4х4 см с нарисованными или выполненными аппликационным способом из цветной бумаги фигурами разной геометрической формы и разного цвета (цвета: синий, красный, желтый, коричневый, зеленый, фиолетовый, оранжевый; формы. овал, шестиугольник, треугольник, трапеция, квадрат, круг, ромб); таблица для совмещения карточек по форме и цвету (верхний ряд - изображение форм, левый - аппликация цве­тов); секундомер, бланк протокола по форме.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Доска Сегена: описание, эффективность

Доска Сегена: описание, эффективность Суть методики

Методика досок Сегена представляет собой картинки, вырезанные и расположенные на специальной доске. Детям предлагается разбирать и собирать данные картинки. При этом уровень сложности выполнения задания может быть разным. Сложность может зависеть от подбора цвета, формы и сортировки картинок по предметной классификации (животные, фрукты и другое). Сначала педагог показывает ребенку, как вынимаются фигурки из доски и в каком порядке картинки вставляются обратно. При этом используется наглядный способ демонстрации без обращения к речи, что особенно важно при работе с детьми-олигофренами.

Пособие Сегена помогает оценить уровень развития ребенка. Оценка заключается и зрительном воспитании, и в степени зрелости наглядно-действенного и пространственного мышления, и навык составления сложных элементов. Также методика Сегена помогает оценить уровень обучаемости и понимания предложенного задания. Кроме того, при выполнении задания ребенок испытывает положительные эмоции и удовольствие.

Использование досок Сегена

Доски Сегена можно использовать не только для работы и диагностики умственно-отсталых детей, но и в качестве развивающего пособия для малышей. Поскольку использование такой доски вместе с мамой помогает развить у ребенка логическое мышление и мелкую моторику, что стимулирует развитие речи и обучение чтению и письму в перспективе.

При использовании досок Сегена малыш получает первые навыки по цвету и форме предметов. Доски Сегена очень разнообразны. Их размер может быть и большим, и маленьким. Также доски Сегена различаются по тематике: животные, деревья, транспорт, погода, цифры и другое. Также существует доска Сегена в виде паззла, который необходимо собрать в единый целый рисунок. Изготавливают доски Сегена из дерева, пластмассы и мягкой ткани. Яркая игрушка привлекает внимание детей от года.

Ценность методики Сегена

Ценность методики Сегена заключается в том, что она предельно проста. Она может быть применена для исследования детей, начиная с дошкольного возраста и даже с двух лет. Тест может быть использован при обследовании детей с задержкой развития как органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. В случае если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера.

Доска Сегена: методика Сегена и доски форм Сегена

Доска Сегена

Обучающий метод французского психолога и учителя Эдуарда Сегена завоевал популярность во многих странах. На сегодня методика ученого совершенствуется, появляются различные варианты развивающей доски Сегена в виде рамок Марии Монтессори и игр Лены Даниловой.

Что такое Доска Сегена?

Доска Сегена - это игровое, обучающее детей пособие, которое бывает:
  • всевозможных размеров;
  • на различную тематику: транспорт, животные, еда, фрукты и овощи, времена года и календари;
  • соответственно возрастной категории детей.

Чаще всего пособие выглядит как деревянная доска с вырезанными на ней окошками. В эти прорези вставляются различные вкладки. Изготавливают его из разного материала: дерева, пластика или ткани.

Существуют доски Сегена разных вариантов сложности. В простых играх используются несложные геометрические фигуры. В более сложном варианте в окошки вставляются комбинации фигурок, состоящих из нескольких деталей. Например, квадрат собирается из 2-х треугольников; соединив детали пазла, малыш получает картинку гусеницы, собачки, машинки.

Какую цель преследует методика Сегена?
  • исследование и совершенствование наглядно-действенного мышления ребенка;
  • выявление способности малыша к осмысленным действиям и обучению;
  • Доска Сегена развивает зрительное восприятие, тактильные функции, моторно-зрительную координацию;
  • логическое и пространственное мышление;
  • стимулирует развитие речи и готовит к дальнейшему освоение письма и чтения;
  • прививает начальное понимание цвета и разных форм.
Рекомендации к занятиям:
  1. В самом начале рекомендуется показать своему карапузу новую игрушку и красочные вставки. Полезно, чтобы детские ручки ощупали контуры доски и деталей, все очертания, углы. Этот прием концентрирует внимание ребенка на игрушке, поможет ему отметить ее особенности.
  2. После демонстрации переверните доску, чтобы все фигурки выпали на стол или ковер, где вы играете.
  3. Взрослый должен показать ребенку, как нужно вставлять вкладыш в окошко, а затем вновь перевернуть доску.
  4. Пришло время малышу самостоятельно попробовать заложить вкладыши. Маме или папе не стоит вдаваться в подробные объяснения и постоянно подсказывать. В противном случае, цель научить малыша самостоятельно принимать решения, анализировать просто не будет достигнута.
  5. Трехлетнего ребенка можно начинать знакомить с геометрическими фигурами. Не вдаваясь в длинные пояснения, рассмотрите и найдите с маленьким учащимся особенности той или иной фигуры. Отметьте, где имеются углы, а где нет, ровненькие и одинаковые ли бочка у треугольника. Важно, чтобы на ваши простые вопросы малыш отвечал сам.
  6. Крохе такого возраста стоит купить доски Сегена в усложненном варианте, где вкладки собираются по принципу пазла. Рекомендуется для начала продемонстрировать ребенку пособие, разные детали фигурки. Пускай он понаблюдает, как взрослый соберет красивые фрукты или зверушек на столе, а затем в прорезях. Далее не мешайте малышу самостоятельно справиться с заданием.
  7. Обязательно похвалите свое чадо за правильно выполненное задание. Обсудите картинку, которую благодаря его стараниям удалось собрать. Например, придумайте сказочную историю о смешных животных, оказавшихся в окошках яркого домика.

Родителям стоит понаблюдать, как малыш вставляет в окошки игрушки.

Если малыш пытается заставить фигурку влезть в непредназначенную для нее прорезь, то помогите ему изучить форму фигурки. Будет полезно начинать играть с вставками, изображающими животных, машинки, домики и т.д. Ведь дети склонны быстрее запоминать все красочное.

Заметив, что карапуз собирает вставки по памяти, неосознанно, родителям стоит пойти на «военную» хитрость. Подсовывайте ему другие фигурки, чтобы поощрить его думать, прибегать к помощи логики. В результате ребенок начнет соотносить ту или иную вставку с конкретным окошком и достигнет осознанного понимания.

Нельзя подгонять играющего малыша, критично комментировать его неправильные решения. Задача родителей - создать благоприятную обстановку, чтобы ребенок с удовольствием решал свои первые в жизни головоломки. Если в таком раннем возрасте он поймет, что задачки – это не муки и скука, а очень интересно и увлекательно, то став взрослым он не утратит любви к познанию, размышлению и будет готов к принятию самостоятельных решений.

Внимание! Данная статья написана эксклюзивно для сайта www.happy-kids.ru. Полная или частичная перепечатка данной статьи запрещена.

Автор статьи: Крыжановская Вера.


Поделитесь этой заметкой с друзьями:

В защиту жизни - Просмотр темы - Методика Сегена на развитие наглядно-действенного мышления

В защиту жизни


Зарегистрирован: 10 ноя 2005, 14:23
Сообщений: 2153
Откуда: Москва, Тушино
Возраст: 37

Эдуард Сеген (Seguin) (1812-1880) - французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики. С 1839 руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем). В 1841 организовал частную школу-пансион для детей с умственной отсталостью. С 1848 года он жил в США, создал первые в этой стране учреждения для лиц, страдающих слабоумием. Автор медико-педагогической системы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью в тяжелой степени.

Методика Сегена используется для тренировки и исследования наглядно-действенного мышления детей. Методика позволяет выявить способность ребенка к осмыслению новых способов действия, а также его обучаемость этим способам действий.

Ценность данной методики состоит в том, что она не предусматривает речевой инструкции и словесного оформления выполняемых ребенком действий. Поэтому она пригодна для занятий с детьми, которые с трудом понимают обращенную к ним речь или вообще пока не имеют сформированной речи.

Методика проведения занятий очень проста: мама показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вложить на место.

Последовательность совершенствования процесса мышления ребенка можно продемонстрировать на следующих заданиях, когда нужно подобрать формочку к отверстию.

    * 1 уровень. Использование "метода силы" - фигурка не входит в отверстие, ребенок изо всех сил давит на нее. Предложите ему попробовать соседнее отверстие, обрадуйтесь вместе с ним, если фигурка попадет в окошечко.

* 2 уровень. "Метод удачной дырки" - малыш запомнил, к какому отверстию подошла фигурка. Теперь он старается опускать фигурки только в нее. Это очень важный вывод, из которого следует, что отверстия разные. Помогите малышу понять, что значение имеет и фигурка. Чередуйте две фигурки, пока малыш не поймет, что для каждой из них есть свое отверстие.

* 3 уровень. "Метод проб и ошибок" - ребенок берет фигурку и последовательно пробует протолкнуть ее в отверстия, пока его попытки не достигнут цели. Поощряйте его пробы, говоря: "Попробуй опустить сюда! Не получилось? Теперь попробуй это окошечко".

* 4 уровень. На этом этапе дети проделывают действия не только с реальными предметами, но и с их образами. Эти мыслительные операции позволяют решать практические задачи, уже не прибегая к методу проб и ошибок. Ребенок смотрит на фигурку, на отверстие и мысленно соотносит их, потом сразу выполняет задание. Этот этап является первым шагом в переходе от конкретно-чувственного (наглядно-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, и в случае затруднений, дети снова прибегают к помощи проб. Для них необходим элемент поиска, без которого им пока никак не обойтись.

Интересно, что и у взрослых людей, обладающих хорошо развитым формально-логическим мышлением, бывают ситуации, когда они поступают аналогичным образом, т.е. используют для решения задач метод проб и ошибок. Это значит, что с возникновением более высокой формы мышления простые не исчезают, но отходят на задний план, оставаясь фундаментом высокоорганизованной мыслительной деятельности. Все это говорит о значимости наглядно действенного периода для развития ребенка. Вернемся к нашему примеру. Можно сразу обучить ребенка выполнять задание, зрительно соотнося фигурку и отверстие. Он гораздо быстрее научится выполнять задание, но не научится думать!

Последний раз редактировалось Юлия-Москва 02 фев 2006, 23:49, всего редактировалось 1 раз.


Зарегистрирован: 10 ноя 2005, 14:23
Сообщений: 2153
Откуда: Москва, Тушино
Возраст: 37

Грузовик Забава
Кроме удовлетворения детского интереса, эта игрушка учитывает и Ваше желание развивать своего малыша. Ведь грузовик – не обычная машинка: в крыше кузова имеются шесть отверстий разных геометрических форм. Малышу предстоит подобрать подходящие детали и просунуть вовнутрь.

Занимательная черепаха
Пластмассовая игрушка выполнена в форме черепахи. Она передвигается с помощью больших желтых колес. Когда они крутятся, черепаха «качает» головой. В панцире имеются ячейки разных геометрических форм, в которые малышу предстоит вложить 4 разноцветные детали.

Занимательный паровоз
Паровозик – не обычная игрушка на колесиках: в его крыше имеются четыре отверстия разных геометрических форм. Малышу предстоит подобрать подходящие детали и просунуть вовнутрь.

Сундучок с магнитными ключами
Подобрав правильные ключи в соответствии с формами отверстий, малыш сможет спрятать (или отыскать) свои сокровища! Магниты держат замок закрытым, и лишь при правильной расстановке магнитных ключей сундучок открывается


Зарегистрирован: 10 ноя 2005, 14:23
Сообщений: 2153
Откуда: Москва, Тушино
Возраст: 37

Подбери форму. Сортер
Когда малыш правильно вставляет фигурку в отверстие куба, она падает на дно, начинает играть веселая мелодия или слышны звуковые эффекты.
В комплекте:
- прозрачный куб с 4 отверстиями разной формы по бокам, и одной открытой плоскостью сверху;
- 4 прозрачные геометрические фигурки с различными наполнителями:
- в кубике четыре маленьких перемещающихся кубика с картинками;
- в призме-звезде макет морского дна с его обитателями;
- в призме-треугольнике мышка с куском сыра;
- в цилиндре – вращающееся, улыбающееся солнышко.
Сверху удобная ручка для переноски игрушки, которая позволит взять замечательный куб в любое путешествие.


Твои первые кубики
Пластмассовая игрушка выполнена в форме высокой коробки. В ее крышке имеются отверстия 4 геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, звездочка), в которые малышу предстоит протолкнуть, 3 круга, 3 квадрата, 3 треугольника и 3 звездочки. Разноцветные детали легко «проходят» в отверстия. Но каждая деталь может быть помещена только в то отверстие, контур которого соответствует основанию детали.
Пускай эта коробочка станет сказочным сундучком маленького волшебника, который одним движением будет заставлять детали пропадать в глубинах коробочки…


Сортувальник
Традиционная игрушка, разработанная для развития ранних навыков подбора и сортировки. Дети могут катать игрушку, чтобы слышать звук погремушки, затем сортировать и вкладывать внутрь 6 различных красочных форм. Успешно вложив все геометрические фигурки в игрушку, можно достать их обратно и попробовать снова.

Прицеп с фигурками
Деревянная игрушка выполнена в форме прицепа на колесиках. Прицеп имеет двухслойное дно: одно - с 15 отверстиями трех геометрических форм (круг, квадрат и треугольник), в которые малышу предстоит протолкнуть фигуры таких же геометрических форм, а второе - выполняет роль основы. Разноцветные детали легко «проходят» в отверстия. Но каждая деталь может быть помещена только в то отверстие, контур которого соответствует ее форме.


Зарегистрирован: 10 ноя 2005, 14:23
Сообщений: 2153
Откуда: Москва, Тушино
Возраст: 37

Фрукты (Доска Сегена)
Планшет с вынимающимися вкладышами, на которых изображены плоды различных фруктовых деревьев. Под вкладышами рисунок – содержимое фрукта. Игровой материал позволяет выполнить серию заданий на развитие мелкой моторики руки, речи, памяти, внимания, содержит интересные сведения о самих фруктах и деревьях на которых они растут. Материал: фанера. Возраст: от 8-ми месяцев.

Эта игра-задание может быть использовано для исследования наглядно-действенного мышления детей. Методика позволяет выявить способность ребенка к осмыслению новых способов действия, а также его обучаемость этим способам действий.

Особый интерес представляет применение этой методики для исследования детей дошкольного возраста и глубоко отсталых.

Ценно то, что заниматься с помощью досок Сегена можно с детьми без речевой инструкции и словесного оформления выполняемых ребенком действий. Т.е. такие задания пригодны для тех детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь или вообще не имеют сформированной речи.

Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками. Имеются варианты этих досок разной степени сложности. Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше 3 лет.

Сложность зависит от того, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок.

Взрослый показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вложить на место. Взрослый может начать это делать сам, чтобы привлечь ребенка.

Интеллектуально полноценные дети в раннем дошкольном возрасте (с 2 лет) способны правильно соотнести фигуру с пазом и уложить каждую в соответствующее ей место. Некоторые из них, правильно понимая задание, испытывают чисто технические трудности при укладке фигур из-за неловкости мелких движений рук (вследствие общей моторной недостаточности).

Глубоко умственно отсталые дети бесцельно манипулируют фигурками, сосут их, стучат ими. Другие пытаются положить вкладки, но действуют хаотично и бессистемно, так называемым методом проб и ошибок (тычут любую фигурку в любой паз, накладывают фигурки на уже занятые пазы). Более сохранные дети воспринимают задачу правильно, но испытывают некоторые трудности при дифференциации более сложных сводных геометрических форм (овал и полукруг, ромб и шестиугольник и т. д.).

Можно выявить обучаемость ребенка при повторных и даже трехкратных предъявлениях того же задания. В одних случаях дети и во второй и в третий раз действуют хаотично и нецеленаправленно. Дети же, способные к некоторому продвижению при повторном выполнении, улучшают способ действия.
Эти данные могут иметь прогностически важное значение. Даже с детьми-имбецилами, обнаружившими некоторую восприимчивость к помощи в этом задании, можно и нужно организовать педагогическую работу.

Методики обследования психических процессов у дошкольников

Методики обследования психических процессов у дошкольников

Анастасия Бондаренко
Методики обследования психических процессов у дошкольников

Цель. определить степень осведомленности ребенка, представления об окружающем.

Оборудование. бланк беседы.

Обработка и интерпретация. высокий уровень – ребенок ответил на большинство вопросов по каждому разделу; средний уровень – ребенок ответил на половину вопросов по каждому разделу; низкий уровень – ответил меньше, чем на половину вопросов или не ответил совсем.

Оборудование. 5 специальных досок с целыми или разделенными фигурами-вкладышами.

Ход исследования. ребенку показывают доску с вложенными фигурами в течение 10 секунд. Затем доску переворачивают и фигурки вываливаются на стол. После перемешивания просят ребенка вставить фигурки в гнезда. В начале опыта экспериментатор может сделать 2-3 вкладки. Помощь оказывается не ранее, чем через минуту после инструкции.

Обработка и интерпретация. высокий уровень – сложил все правильно, зрительное соотнесение; средний уровень- выполнил методом проб и ошибок. оказывалась помощь; низкий уровень – действовал силой, не сложил доски или сложил меньше половины.

Цель. исследование сформированности понятия «форма» и умения соотносить предметы по форме.

Оборудование. ящик с пятью прорезями – полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат и шестиугольник. 10 объемных геометрических тел – по 2 к каждой прорези.

Инструкция. найди домик для каждой фигурки, чтобы все фигурки оказались внутри ящика.

Обработка и интерпретация. высокий уровень – сложил все правильно, зрительное соотнесение; средний уровень- выполнил методом проб и ошибок. оказывалась помощь; низкий уровень – действовал силой, не выполнил задание или выполнил меньше половины.

Классификация по форме

Цель. определить умение дифференцировать фигуры по форме.

Оборудование. набор геометрических фигур одного цвета (16 – 4 круга, 4 квадрата, 4 треугольника, 4 прямоугольника) .

Инструкция. «Сейчас ты будешь раскладывать фигурки вниз в столбики, какая к какой подходит. Я начну, а ты – продолжишь».

Обработка и интерпретация. высокий уровень – выполнил задание правильно и самостоятельно, средний уровень – выполнил с помощью подсказки или наводящих вопросов, низкий уровень – не выполнил.

Разбор и складывание матрешки

Цель. определить уровень сформированности понятия «размер». отношений «больше – меньше» .

Оборудование. 2-составная и 5-составная матрешки.

Инструкция. (сначала дается 2-составная матрешка)«Разбери эту матрешку». Если ребенок ничего не делает, то экспериментатор сам открывает матрешку и предлагает собрать ее обратно.

Обработка и интерпретация. высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.

Разбор и складывание пирамиды

Цель. определить уровень сформированности понятия «размер». отношений «больше – меньше» .

Инструкция. «разбери пирамидку, а потом собери ее снова» .

Обработка и интерпретация. высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.

Включение в ряд

Цель. определить уровень сформированности понятия «размер». отношений «больше – меньше» .

Оборудование. 6-составная матрешка.

Ход исследования. экспериментатор берет матрешку, на газах у ребенка разбирает ее на 6 матрешек и выстраивает их в ряд, соблюдая равные промежутки. Ребенка просят закрыть глаза, а в это время из середины ряда извлекают одну матрешку и ряд выравнивают. Затем просят открыть глаза. «Поставь матрешку на место» .

Обработка и интерпретация. высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.

Цель. выявить способность восстанавливать пространственную структуру целого изображения, разбитого на отдельные части.

Оборудование. разрезные картинки на 4, 5, 6 частей различным образом (по диагонали. По вертикали, по горизонтали) .

Инструкция. «У меня сломалась картинка, помоги, пожалуйста, ее починить» .

Обработка и интерпретация. высокий уровень – выполнил задание правильно методом зрительного соотнесения; средний уровень – методом проб и ошибок или с помощью, низкий уровень – не выполнил задание.

Цель. выявить особенность осуществлять конструктивный процесс и ориентироваться в пространстве.

Оборудование. 4 одинаково специально раскрашенных кубика и карточки образцами рисунков (4, 5 штук) .

Ход исследования. перед ребенком кладут 4 кубика и образец, предлагают сложить из кубиков соответствующий узор.

Инструкция. «Посмотри, на карточке нарисован узор. Из этих кубиков сложи такой же» .

Обработка и интерпретация. высокий уровень – сложил все узоры правильно, методом зрительного соотнесения; средний уровень – сложил 2,3 узора правильно; низкий уровень - не выполнил задание.

Конструирование по образцу (подражанию)

Цель. выявить особенности пространственной ориентировки и конструктивного праксиса.

Оборудование. геометрические тела – 2 бруска, 2 треугольные призмы, 2 полусферы, ширма.

Ход исследования и инструкция. экспериментатор и испытуемый сидят лицом друг к другу. Экспериментатор ставит перед собой на стол тела. брусок ставит перед собой, а второй – перед ребенком. Затем берет призму и повторяет операцию. То же проделывают и с полусферой. Образуются 2 ряда одинаково стоящих фигур. Далее поочередно строится «домик». «грибок». «паровозик». Пока взрослый строит один объект, он закрывает от ребенка свою часть стола, чтобы он не видел, как строятся фигуры. Ребенку предлагают построить такие же фигуры.

Обработка и интерпретация. высокий уровень – выполнил все постройки правильно, самостоятельно; средний уровень – справился с заданием с помощью; низкий уровень – не выполнил задание или выполнил неправильно.

Исключение понятий и предметов(4 лишний)

Цель. выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями, способность к обобщению.

Оборудование. карточки (10 штук) .

Инструкция. «Посмотри на картинку. Здесь три предмета можно назвать одним словом, а четвертый не походит к этому понятию – он лишний. Что здесь лишнее?»

Обработка и интерпретация. высокий уровень – выделил 7 – 10 карточек; средний уровень – 4 – 7 карточек; низкий уровень – меньше 4 карточек или не выделяет совсем.

Цель. определить наблюдательность, концентрацию внимания, восприятие целостности образа предмета.

Оборудование. картинки с недорисованными фрагментами (10 штук) .

Инструкция. «Посмотри, на этой картинке все есть или чего-то не хватает?»

Обработка и интерпретация. высокий уровень – выделил 7 – 10 карточек; средний уровень – 4 – 7 карточек; низкий уровень – меньше 4 карточек или не выделяет совсем.

Картины со скрытым смыслом

Цель. определить способность устанавливать причинно-следственные связи, которые лежат в основе понимания изображенной ситуации, а так же способность воспринимать мысли и чувства людей на основании их мимики и жестов.

Оборудование. 2 картины со скрытым смыслом «Разбитая чашка». «Разбитое окно» .

Инструкция. «Посмотри на картинку, как ты думаешь, что на ней произошло?»

Обработка и интерпретация. высокий уровень – понял смысл и раскрыл его на обеих картинах, средний уровень – понял и раскрыл смысл одной картины; низкий уровень – не понял смысла ни одной из картин.

Цель. установить характер эмоциональных реакций ребенка и выяснить некоторые особенности восприятия. Определить устойчивость внимания, способность к длительному волевому усилию.

Оборудование. картина с изображением нелепой ситуации.

Инструкция. «Посмотри на картинку, как ты думаешь, художник все правильно нарисовал или что-то перепутал?»

Обработка и интерпретация. высокий уровень – ребенок внимательно рассмотрел картину и последовательно назвал все нелепые ситуации; средний уровень – частично назвал; низкий уровень – эмоционально не реагирует на картину, назвал 1 – 2 ситуацию.

Серия последовательных картин

Цель. определить способность устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценки воспринимаемым ситуациям.

Оборудование. серия последовательных картин (от 4 до 6) .

Инструкция. «Посмотри на каждую картинку. Тебе нужно разложить их по порядку – что было сначала, что потом, и чем все закончилось».

Обработка и интерпретация. высокий уровень – правильно разложил все картинки и составил по ним рассказ; средний уровень – с помощью наводящих вопросов выложил по порядку картинки и составил по ним рассказ; низкий уровень – не справился с заданием.

Публикации по теме:

Аналитическая справка о результатах мониторинга Аналитическая справка о результатах промежуточного мониторинга освоения детьми образовательной программы. Трижды в год в детском саду проводятся.

«Наши успехи». Реализация ФГТ в 2011–2012 учебном году Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для этого проводилась.

Методики Муратова

/ Методики Муратова «Заучивание 10 слов»
А.Р. Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых. «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».
«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.


Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.


На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали — число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:
— при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;
— при неврозах запоминание замедленное, больным требу­ется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запомина­ния имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемо­го материала от повторения к повторению проявляется тенден­ция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и ко­лебаниях внимания.

Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р. Выготский Л.С. Леонтьев А.Н.)

Цель: исследование логической памяти.

Стимульный материал: карточка с написанными в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с изображением предметов (5х5 см): 1 – столовый прибор, 2 – школьная доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 – солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух, 9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 – лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – ботинки, 14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 – карандаш.

Проведение. При помощи ребенка разложить на стык картинки. Уточнить, знакомы ли они ему. Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет запомнить слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы было легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая сможет тебе напомнить это слово».

Первым дается слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работать, то инструкция дается повторно (в уточненном варианте). «Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая картинка сможет тебе напомнить «пожар». Если ребенок не сможет сделать выбор, то ему дается урок на примере слова «пожар». Экспериментатор берет картинку заводских труб, и поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и напомнит потом слово «пожар», потому что при пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут.

Оценка:
а) понимание ребенком инструкции;
б) способность к нахождению опосредующих символов;
в) содержательность объяснения выбора;
г) продуктивность опосредования в целях запоминания.

Методика изучения опосредованного запоминания (метод пиктограмм)

Методика пиктограммы, основанная на идее Л.С. Выготского об опосредованной природе запоминания, предложена А.Р. Лурия. Данная методика позволяет выявлять индивидуально-типологические особенности детей (художественный, мыслительный тип), а также особенности функционирования системы «слово – образ». Эти особенности проявляются в том, при помощи каких образных средств индивид осуществляет процесс запоминания, в том числе и иноязычного вербального материала. Методика может применяться как индивидуально, так и в группе. Участникам обследования выдаются чистые листы бумаги и ручки.

Инструкция: «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Перечень этот большой, и с первого предъявления его трудно запомнить. Однако для облегчения запоминания Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве узелка на память то или иное изображение, которое затем поможет Вам воспроизвести предъявленный материал. Качество рисунка не имеет никакого значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру предъявляемого слова».

После предъявления инструкции учащимся зачитывают слова, очень четко и один раз, поочередно с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется го порядковый номер, который записывается учащимися, а затем уже выполняется рисунок. Воспроизведение предъявленного словесного материала может быть осуществлено спустя один час и более.

Обработка результатов. Все изображения классифицируются на пять категорий: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.

К абстрактным относятся такие, которые выполнены в виде линий, по которым невозможно описать содержание.

К знаково-символическим относятся изображения в виде геометрических фигур, стрелок и т.п.

К конкретным – относятся изображения конкретных предметов (часы, автомобиль).

К сюжетным относятся изображения нескольких конкретных предметов, связанных определенным смыслом, а также изображения человека в выразительной позе или ситуации, два или несколько участников ситуации.

К метафорическим – относятся такие изображения, в которых содержится метафора, художественный вымысел, гротеск, иносказание и т.п.

Подсчитывается количество изображений, относящихся к каждому типу, а также количество правильных воспроизведений и количество ошибок воспроизведения.

На основе анализа данных выделяют три группы испытуемых:

Первая группа – лица, обладающие высокой продуктивностью памяти, сумевшие полностью и без ошибок воспроизвести предлагаемый для запоминания материал.

Вторая группа – лица, воспроизводящие предъявленный материал полностью, однако с искажениями.

Третья группа – лица, которые воспроизводят материал не полностью, со значительными искажениями.

На основании анализа выполнения рисунков по типу используемых изображений выделяют следующие группы:

- группа А - в эту группу входят лица, которые при выполнении пиктограмм используют преимущественно абстрактные и знаково-символические формы. Эту группу можно условно назвать «мыслители»;

- группа В - в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают конкретные изображения. Условно эту группу можно назвать «реалистичные»;

- группа С - в эту группу входят лица, у которых при выполнении пиктограмм преобладают сюжетные и метафорические изображения. Условно эту группу можно назвать «художники».

Перечень слов и словосочетаний для пиктограмм.

1.Веселый праздник 9.Ядовитый вопрос 17.Богатство

2.Тяжелая работа 10.Дружба 18.Голодный ребенок

3.Развитие 11.Темная ночь 19.Отчаяние

4.Вкусный ужин 12.Печаль 20.Сердитая учительница

5.Смелый поступок 13.Справедливость 21.Глухая старуха

6.Болезнь 14.Сомнение 22.Мальчик-трус

7.Счастье 15.Теплый ветер 23.Неизвестность

8.Разлука 16.Обман 24.Страх

Перечни слов и словосочетаний для применения в повторных исследованиях.

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3

1.Веселый праздник Тяжелая работа Вкусный ужин

2.Развитие Разлука Богатство

3.Богатство Сомнение Справедливость

4.Ядовитый вопрос Смелый поступок Теплый ветер

5.Глухая старуха Слепой мальчик Девочке холодно

6.Печаль Болезнь Счастье

7.Дружба Война Ум

8.Беззубый дед Темная ночь Голодный человек

9.Сердитая учительница Мальчик-трус Больная женщина

10 Надежда Страх Отчаяние

11.Любовь Зависть Сожаление

12.Мысль Власть Ожидание

Методика «Классификация геометрических фигур»

Цель: изучение условий развития наглядно-образного мышления, умения классифицировать геометрические фигуры по признакам: цвет, форма, величина, сформированное^ (операции сравнения).

Инструкция: ребенку показывают набор карточек и говорят: «на этих карточках нарисованы разные фигуры, разложи эти карточки подходящие к подходящим, сначала по цвету, потом но форме и величине».

1 уровень (высокий). Ребенок справляется с заданием классификации геометрических фигур сразу после объяснения взрослого, самостоятельно

уделяет 2-3 признака, следует словесная формулировка признаков.

2 уровень (выше среднего). Ребенок выполняет задание на классификацию геометрических фигур после небольшой организующей помощи взрослого. Начинает самостоятельно раскладывать карточки и пытается объяснить принцип работы, допускает ошибки, но сам их управляет.

3 уровень (средний). Ребенок выполняет задание после того как экспериментатор сам разложит карточки, а затем предложит продолжить начатую работу. С контрольным заданием не справляется.

4 уровень (ниже среднего). Ребенок не справляется с заданием по классификации геометрических фигур, но выделяет один признак (цвет). При переходе на другой принцип работы пытается справиться, но безуспешно. Словесных формулировок не дает, ошибки не замечает.

5 уровень (низкий). Ребенок не справляется с заданием, даже после подробного объяснения взрослого. Не может соотнести фигуры по цветам. Второй и третий этапы детям с пятым уровнем вообще недоступны.

Методика Доска Сегена.

Доска Сегена (Seguin Form Board) - методика исследования уровня умственного развития детей, предложена Э. Сегеном в 1866 году.

Материал методики включает 5 досок с врезанными в них фигурами. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть доску (в течение 10 с), после чего доска переворачивается, выпавшие из соответствующих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время выполнения хронометрируется.

Процедура последовательно повторяется с каждой из остальных четырех досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. В случае, если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера.

В дальнейшем при безуспешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендация изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом — действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Каждый вид помощи оказывается через определенные промежутки времени (напр. 1 мин) с тем, чтобы можно было наблюдать за действиями испытуемого после оказания помощи.

Методика предельно проста, может быть применена для исследования детей начиная с дошкольного возраста и даже с двух лет. Тест используется при обследовании детей с задержкой развития как органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания.

Доска форм Сегена за рубежом наиболее широко используется при диагностике умственного развития детей-олигофренов, дифференциальной диагностике задержки умственного развития, связанной с органическим поражением центральной нервной системы.

В нашей стране методика распространена в клинической психодиагностике и практике психолого-педагогической экспертизы.

Тест «Доски Сегена»

Для детей 3,5—7-ми лет

(Проверка уровня развития зрительно-моторного мышления: сравнения и анализа — синтеза различных форм объектов и их частей.)

В реальном тесте ребенок имеет дело с деревянными плоскими фигурками, которые целыми или собранными из отдельных частей ему нужно вставить в доски, имеющие прорези таких же форм, как и предложенные фигуры (рис. 15 а, 15 б, 15 в, 15 г, 15 д). В настоящем варианте методики ребенку предлагают 5 бумажных матриц с прорезями, имитирующих доски, и наборы соответствующих фигур (1а, 1б,1в, 1г, 1д.), вырезанных из карты № 1 Приложения. Вырезать фигуры и их части из карт Приложения следует аккуратно (бритвой), чтобы не испортить сами матрицы, в прорези которых потом ребенок будет вставлять подходящие фигуры. Перед началом тестирования необходимо вырезать из Приложения сами листы с бумажными матрицами-досками, также и подумать, как закреплять их на столе, чтобы они не смещались во время работы над заданием (можно закреплять концы матриц на столе или на специальной картонке пластилином или скрепками и т. д.). Для проведения этого теста потребуются также часы с секундной стрелкой.

Ребенку предлагают каждую матрицу по очереди. Пред ее показом выкладывают в ряд фигуры соответствующего набора в случайной последовательности. Ребенок рассматривает предъявленный рисунок «доски» в течение 10 секунд, после чего вкладывает предложенные к ней фигуры в подходящие прорези матрицы. Время выполнения каждого из пяти заданий точно фиксируется. Детям 3,5-5 лет предлагают два первых рисунка теста. Старшим детям (6—7 лет) — все 5.

Инструкция: Ребенку говорят: «Рассмотри внимательно эти фигурки, вырезанные на рисунке. Выбери из этого набора такие же и наложи их сверху каждой сходной прорези фигуры на рисунке так, чтобы они полностью совпали, чтобы отверстия были полностью заняты фигурой».

Качественный анализ результатов:

Для детей 3,5—4-х лет:

Испытуемые выполняют задания, используя метод примерки: подносят фигурки к прорезям и сравнивают их, ищут сходство, прилаживают их друг к другу и в итоге совмещают правильно.

Для детей 5 лет:

Дети используют только способы зрительной оценки сходства фигур, быстро их совмещают.

Для детей 6— 7лет существует временной норматив при безошибочном выполнении всех 5-ти заданий. Это 5 минут 12 секунд — суммарное время выполнения всех заданий. Дети указанного возраста не должны выполнять задание методом проб и ошибок.

Методика "Установление последовательности событий"

Последовательность событий. Cтимульный материал.

Интеллектуальное недоразвитие, затрудненность осмысления, свойственные олигофренам и больным с органическими заболеваниями мозга, проявляются в том, что больные, справляясь с легкими сериями, не могут ориентироваться в более трудных; в одной и той же серии они, как правило, ошибаются на одной более трудной картине.
Отчетливо выявляются с помощью данной методики некоторые формы инертности психических процессов больных: разложив в первый раз картинки неправильно, больные в дальнейшем несколько раз подряд повторяют ту же ошибочную версию последовательности. Такая "склонность к застреваниям" наблюдается при некоторых органических заболеваниях мозга в детском, а также в старческом возрасте.
При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как больной реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора, "подхватывает" ли он эту помощь или не понимает ее.
Значительный интерес представляют особенности устной речи больных, выявляющиеся во время объяснения последовательности событий (грамматически связная, развернутая либо односложная, бедная, лаконичная, либо с тенденцией к излишней детализации).
Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.

Методика Пьерона - Рузера

Методика дает представление о скорости и качестве фор­мирования простого навыка, усвоения нового способа дейст­вий, позволяет получить информацию об объеме и устойчиво­сти произвольного внимания, о развитии моторики руки.

Диапазон применения дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Для выполнения методики используется стандартный бланк, содержащий кружки, квадраты, ромбы и треугольни­ки, выстроенные в строчки и чередующиеся в случайном по­рядке (см. Приложение N6)

Перед ребенком кладется чистый бланк, и психолог, за­полняя пустые фигурки образца, говорит: «Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе - вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (еще раз повторить, где и что нарисовать). После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, запол­ненных ребенком за 1 минуту (всего дается 3 минуты), - отмечает точкой или чертой прямо на бланке.

Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец. В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или не­брежно, так как это отражается на темпе работы.

При обработке данных учитывается общее количество за­полненных фигур, их число за каждую минуту, количество ошибок.

Хорошим результатом считается:

- заполнение в среднем от 70 до 86 фигур за 3 минуты;

- быстрое запоминание условных обозначений;

- после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;

- ошибки - в незначительном количестве (1-2 за 3 ми­нуты).

Включена в структуру исследования с тем, чтобы выяс­нить, насколько критичен ребенок в оценке собственных до­стижений.

Ребенку задаются вопросы в такой последователь­ности:

- «Понравилась тебе эта работа?»

- «Тебе было интересно?»

- «Что было интереснее всего?»

- «Что было трудно? Что легко?»

После того, как ребенок ответил на эти вопросы, его спрашивают: «Какую отметку ты бы сам себе поставил?»

Время, затрачиваемое на заключительную беседу, равня­ется в среднем 3 - 4 минутам.

В большинстве случаев дети, легко справив­шиеся с большинством заданий, работавшие серьезно и стара­тельно, несколько занижают оценку собственных достижений, придавая большое значение допущенным ошибкам. Дети же, испытавшие в ходе исследования частые затруднения и до­пускавшие много ошибок, напротив, обнаруживали тенден­цию к явному завышению оценки качества своей деятельно­сти, однако после напоминания психологом об имевших место трудностях понижали оценку до более или менее объективно­го уровня.

Цель исследования. определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______


Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.