Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по выгрузке полувагонов img-1

инструкция по выгрузке полувагонов

Рейтинг: 4.9/5.0 (1892 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Способ выгрузки из полувагонов и думпкаров смерзшихся сыпучих материалов - патент РФ 2347734 - Хмельник Александр Юрьевич

способ выгрузки из полувагонов и думпкаров смерзшихся сыпучих материалов

Изобретение относится к способам погрузки и облегчения выгрузки смерзающихся сыпучих материалов: руд, угля, цемента, гравия, глины, песка и т.п. Способ выгрузки из полувагонов и думпкаров смерзшихся сыпучих материалов заключается в том, что внутреннюю поверхность полувагонов и думпкаров перед загрузкой сыпучих материалов покрывают смесью компонентов, состоящей из печного бытового топлива, кубовых остатков производства бутиловых спиртов, смолы пиролизной тяжелой и депрессорной присадки, состоящей из полимера этилена с виниловым эфиром, растворенным в высококипящих углеводородах, и препятствующей примерзанию при температуре окружающего воздуха до минус 35°С. Кроме того, в смесь компонентов дополнительно вводят топочный мазут. Изобретение повышает технологичность и экологичность за счет проявления пылесвязывающих свойств смеси компонентов, расширяет функциональные возможности, снижает взрывоопасность. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к способам выгрузки смерзшихся сыпучих материалов: руд, угля, цемента, гравия, глины, песка и т.п. и может быть использовано при разгрузке вагонов, полувагонов, думпкаров, самосвалов.

При транспортировке сыпучих грузов актуальна проблема примерзания сыпучего материала к стенкам вагонов, особенно при низких температурах.

Известен способ транспортирования смерзающихся материалов, заключающийся в том, что материал загружают слоями в транспортное средство, чередуя слои смерзающегося материала со слоем гидрофобного материала, перевозят и разгружают, при этом предварительно сформированные, армированные и замороженные блоки смерзающегося материала грузят в транспортное средство слоями, каждый из которых образован сформированными блоками, установленными с зазором друг от друга, затем слой уложенных сформированных блоков пересыпают слоем гидрофобного вещества для изолирования блоков друг от друга, а верхний слой гидрофобного вещества увлажняют до образования на его поверхности ледяной корки, при этом погрузку и разгрузку транспортного средства осуществляют с помощью грузоподъемных устройств, например кранов, путем захвата сформированных блоков замороженного материала за петли арматуры (патент РФ №2249553, МПК В65G 67/24, 2005.04.10).

Недостатком аналога является трудоемкость способа, обусловленная необходимостью применения грузоподъемных устройств.

Известен также способ разгрузки железнодорожных полувагонов от смерзшегося угля, включающий использование ударных импульсов для разрушения угля при отбойке и разгрузку его под действием собственного веса через открытые люки в днище полувагона, по которому в слое угля, прилегающем к одной из торцевых частей полувагона, перпендикулярно длинной его оси образуют разрезную щель на полную высоту слоя угля и разрушение смерзшихся верхней и нижней корок слоя угля ведут затем последовательно чередующимися наклонными прирезками, причем верхнюю кромку слоя угля отбивают на расширяющуюся разрезную щель, а нижнюю корку - на открытые люки в днище полувагона (патент РФ №2152897, МПК B65G 67/24, 69/20, 2000.07.20).

Недостатком аналога также является трудоемкость способа.

Известен способ выгрузки из вагона смерзшегося угля путем его опрокидывания, по которому предварительно перед загрузкой угля внутренние поверхности вагона покрывают слоем смоченного снега, затем вагон с нанесенным покрытием подвергают воздействию низких температур (t<0°C) в течение времени, необходимого для полного смерзания снега (патент РФ №2137698, B65G 69/20, 1999.09.20).

Недостатками аналога являются ограниченные функциональные возможности способа из-за невозможности его применения при отсутствии снега.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является устройство для ускорения разгрузки смерзающихся сыпучих материалов из полувагонов, внутренняя поверхность которых покрыта материалом, препятствующим смачиванию, содержит металлические перегородки, устанавливаемые перед загрузкой так, что объем полувагона делится на ряд отсеков, а в каждом отсеке устанавливается центральный стержень с поперечными спицами, расположенными по радиусу в шахматном порядке, который в верхней части имеет кольцо для удобства погрузки-разгрузки (патент РФ №2045455, МПК B65G 67/24, 1995.10.10).

Недостатком ближайшего аналога является повышенная взрывопожароопасность, обусловленная тем, что внутреннюю поверхность полувагонов покрывают сырой нефтью, которая имеет отрицательную температуру вспышки, что влечет легкую воспламеняемость.

Задачей изобретения является повышение технологичности и экологичности способа за счет проявления пылесвязывающих свойств смеси компонентов, расширение функциональных возможностей, снижение взрывоопасности и пожароопасности за счет введения присадки и появления возможности реализации способа при низких температурах без предварительного подогрева.

Поставленная задача достигается тем, что в способе выгрузки из полувагонов и думпкаров смерзшихся сыпучих материалов путем ссыпания, по которому их внутреннюю поверхность покрывают материалом, препятствующим смачиванию, в отличие от прототипа внутреннюю поверхность полувагонов и думпкаров перед загрузкой сыпучих материалов покрывают без предварительного подогрева смесью компонентов, состоящей из печного бытового топлива, кубовых остатков производства бутиловых спиртов, смолы пиролизной тяжелой и депрессорной присадки, состоящей из полимера этилена с виниловым эфиром, растворенным в высококипящих углеводородах, и препятствующей примерзанию при температуре окружающего воздуха до минус 35°С.

Кроме того, в отличие от прототипа, в смесь компонентов дополнительно вводят топочный мазут.

Печное бытовое топливо соответствует ТУ 0251-038-48418772-2003, кубовые остатки производства бутиловых спиртов - ТУ 38.102167-85, смола пиролизная тяжелая - ТУ 38.1021256-89, топочный мазут-ГОСТ 10585-75.

Депрессорная присадка, состоящая из полимера этилена с виниловым эфиром, растворенным в высококипящих углеводородах, препятствует примерзанию сыпучего материала к внутренним поверхностям полувагонов и думпкаров при температуре окружающего воздуха до минус 35°С.

Смесь компонентов обладает также и пылесвязывающим свойством, что улучшает экологичность транспортировки, выгрузки и способствует, в конечном итоге, повышению технологичности заявляемого способа.

Пример конкретной реализации способа.

Смесь компонентов изготовляют их компаундированием в резервуаре, снабженным смесителем, например, струйным.

Компоненты, хранящиеся в резервуарах, перед компаундированием анализируют с определением следующих показателей качества:

- вязкость условная при 50°С;

- температура вспышки в закрытом тигле, °С;

- массовая доля воды, %;

- массовая доля механических примесей;

Компоненты перекачивают из резервуаров, в которых они хранятся. Рекомендуемый порядок перекачки в резервуар смешения - от тяжелого компонента к легкому.

В таблице приведены примеры состава смеси компонентов.

Смесь компонентов наносят на полости транспортных средств, внутренние поверхности полувагонов и думпкаров (борта и днища) посредством распыляющих устройств, например форсунок.

Сыпучий материал транспортируют в полувагонах и думпкарах. Под действием собственного веса через открытые люки в днище полувагона и думпкара сыпучий материал высыпается без прилипания благодаря нанесенной предварительно смеси компонентов.

Как показали испытания, проведенные на Стойлинском горно-обогатительном комбинате (Российская Федерация) и Соколове - Сорбайском горно-обогатительном комбинате (Казахстан), смесь компонентов, нанесенная на внутренние поверхности полувагонов и думпкаров, препятствует примерзанию сыпучего материала при температуре окружающего воздуха до - 35°С.

Итак, заявляемое изобретение позволяет повысить технологичность и экологичность способа за счет проявления пылесвязывающих свойств смеси компонентов, расширить функциональные возможности, снизить взрывоопасность и пожароопасность за счет введения присадки и появления возможности реализации способа при низких температурах без предварительного подогрева.

Применение смеси компонентов позволит высвободить рабочие места, связанные с тяжелым ручным трудом по очистке внутренних поверхностей полувагонов и думпкаров, улучшить безопасность жизнедеятельности рабочих, связанных с погрузочными-разгрузочными работами. (Рабочим не придется, как это практиковалось раньше, при разгрузке отбивать примерзший сыпучий материал кувалдами.)

Кроме того, смесь компонентов обладает еще и свойством пылеподавления, что немаловажно при работе с сыпучими материалами.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. Способ выгрузки из полувагонов и думпкаров смерзшихся сыпучих материалов путем ссыпания, по которому их внутреннюю поверхность покрывают материалом, препятствующим смачиванию, отличающийся тем, что внутреннюю поверхность полувагонов и думпкаров перед загрузкой сыпучих материалов покрывают без предварительного подогрева смесью компонентов, состоящей из печного бытового топлива, кубовых остатков производства бутиловых спиртов, смолы пиролизной тяжелой и депрессорной присадки, состоящей из полимера этилена с виниловым эфиром, растворенным в высококипящих углеводородах, и препятствующей примерзанию при температуре окружающего воздуха до - 35°С.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в смесь компонентов дополнительно вводят топочный мазут.

Другие статьи

Выгрузка из полувагонов и платформ

Наиболее распространенными средствами механизированной выгрузки лесных грузов из открытого подвижного состава являются стреловые краны на железнодорожном и автомобильном ходу. Краны на железнодорожном ходу могут быть быстро перемещены из одного района грузового двора в другой и приспособлены для переработки лесных грузов. Краны на автомобильном ходу применяются для выгрузки лесных грузов, как правило, на малодеятельных станциях. На рис. 69 дана схема механизации выгрузки длинномерного круглого леса при помощи автокрана грузоподъемностью 3—5 Т и наклонных слег конструкции ЦНИИ МПС. Слеги служат для предохранения бортов полувагона от повреждения при выгрузке круглого леса скатыванием на сторону. Концы рабочих канатов при выгрузке закрепляются не за борта полувагона, а за крюки, укрепленные на поворотных секциях слег. Слеги устанавливают комплектами — попарно в местах постоянной разгрузки вагонов. На каждый четырехосный полувагон устанавливают два комплекта слег. Расстояние между двумя соединенными в один комплект слегами изменяется в зависимости от длины выгружаемого леса. Для выгрузки бревен длиной 6—6,5 ж это расстояние принимается равным 3—3,5 м. Круглый лес должен быть загружен в полувагон штабелями, разделенными прокладками на отдельные пакеты весом 5—6 т. Выгрузка леса выполняется автокраном, установленным на повышенной площадке против разгружаемого полувагона. К крюку крана подвешивают два каната, имеющие по обоим концам петли (канатно-пет-левой захват). Для захвата из полувагона очередного пакета бревен канаты протягивают между прокладками под пакетом. При подъеме крюка канаты выпрямляются и бревна скатываются по слегам к подштабельному основанию.

Уклон подштабельного основания 0,04 облегчает ручную раскатку бревен по штабелю. Продолжительность выгрузки одного четырехосного полувагона 25—30 мин.

На некоторых малодеятельных станциях для выгрузки круглого леса применяются лебедки системы

Заносова; описание таких лебедок приведено на стр.74. Выгрузка длинномерного круглого леса из полувагонов может также выполняться автопогрузчиком 4008, оборудованным лесным захватом (рис. 70). Площадка между штабелем и разгруженным полувагоном должна обеспечивать свободный разворот автопогрузчика на 180°. Производительность автопогрузчика при расстоянии перемещения бревен на 20 м — 100 т/ч.

На крупных грузовых дворах применяют для выгрузки козловые двухконсольные краны ККУ-7,5/10 и ККС-10, которые позволяют комплексно механизировать выгрузку леса при высокой производительности; ими обслуживаются сравнительно большие складские площади.

Рис. 70. Схема выгрузки круглого леса из полувагона автопогрузчиком 4008 с лесным захватом

Выгрузка круглого леса обеспечивается также козловыми кранами грузоподъемностью 5 Т пролетом 16 м. Эти краны оснащают специальными челюстными грейферами ГЭГ-1 и ГЭГ-2 конструкции ПКТБ ЦП МПС. Грейфер подвешивается к поворотной головке (рис. 71). Объем одновременно захватываемого грейфером круглого леса 4,5 м3 при длине бревен 6,5 м. Производительность крана, оборудованного этим грейфером, при разгрузке четырехосного полувагона с круглым лесом 60 м3/ч, продолжительность загрузки автолесовоза 12 мин, бортовой автомашины 7 мин.

Трехлапый захват (облегченного типа) предназначен для перегрузки круглого леса по вариантам: вагон-автомашина, вагон-склад, склад-вагон, склад-автомашина и др.

Рис. 71. Схема переработки круглого леса козловым краном грузоподъемностью 5Т, обооудованным грейфером конструкции ПКТБ ЦП МПС:
а — разгрузка полувагона; б — загрузка автоприцепа

Подвеска с крючьями, забиваемыми в торцы бревен, показана па рис. 74; клещи применяют при выгрузке бревен средних и больших диаметров.

Значительный эффект дает применение специальных стропов. На рис. 75 показан строп-контейнер с цепным звеном и схема действия саморасцепляющегося стропа (восьмерки).

Выгрузка круглого леса с открытого подвижного состава, погруженного с использованием верхней суженной части габарита погрузки, должна выполняться в такой последовательности. Перед началом выгрузки руководитель работы (мастер, бригадир, весовщик или начальник грузового двора) обязан лично осмотреть состояние каждого штабеля. При переносе штабеля, неустойчивом положении «шапки», повреждении стоек, ослаблении увязки выгрузка должна проходить под непосредственным наблюдением руководителя работ.

Рис. 74. Подвеска с крючьями, забиваемыми в торцы бревен

Одновременно разрешается выполнять грузовые операции только с одним штабелем.

«Шапку» выгружают за один прием только кранами грузоподъемностью 5 Г и более. В остальных случаях «шапку» выгружают по частям, застропка «шапки» выполняется двумя стропольщиками с лестниц, приставленных к вагону с обеих сторон, сначала с одного конца штабеля, затем с другого.

Рис. 75. Стропы для круглого леса:
а — стоп-контейнер с цепным замком; б — саморасцепляющийся строп

При выгрузке «шапки» за один прием стандартную или проволочную стяжку снимают после опускания «шапки» на землю; если «шапка» выгружается по частям, то с каждой стороны штабеля устанавливают три предохранительных стойки. Концы стоек должны быть на 0,3 м выше верха «шапки».

В полувагонах предохранительные стойки устанавливают в зазорах между бортом вагона и штабелем на глубину не менее 0,75 м и закрепляют деревянными клиньями.

На платформах предохранительные стойки крепят друг с другом стяжками, скрученными в две нити, из проволоки диаметром 6 мм с петлями на концах.

Стяжки вставляют в зазор между штабелями и «шапкой». Предохранительные стойки пропускают в петли стяжек и прикрепляют проволокой к основным стойкам не выше средней прокладки.

При наличии предохранительных стоек с «шапки» снимают стяжку или проволочную увязку и под концы необходимого количества бревен подводится вспомогательный строп и надевается на крюк крана. Стро-полыцики слезают с лестницы, отходят в безопасное место.

По сигналу старшего стропольщика крановщик поднимает конец захваченных бревен на высоту не более 0,5 м, и в образовавшийся зазор строполыцики подводят основные стропы. После этого бревна опускают на место, а вспомогательный строп с крюка снимается, надеваются основные стропы, а строполыцики снова отходят в безопасное, видимое крановщику место.

Бревна поднимают и перемещают на место укладки по сигналу старшего стропольщика. Такой порядок соблюдается по окончании выгрузки всей «шапки».

«Шапку» пиломатериалов выгружают в такой же последовательности, как и круглый лес, однако в этом случае устанавливать предохранительные стойки не обязательно.

Застропку и выгрузку с платформ круглого леса, загруженного без «шапки» или оставшегося штабеля после выгрузки «шапки», выполняют в следующем порядке.

Если вес пачки бревен (до прокладок) не превышает грузоподъемности крана, верхнюю увязку следует снять лишь после того, как стропы будут подведены под пачку, надеты на крюк крана и слегка натянуты.

В том случае, если верхняя пачка бревен по весу больше грузоподъемности крана, крайние стойки штабеля с обеих сторон необходимо надежно подпереть рогачами, а затем снять верхнюю увязку. После этого застропку и выгрузку производят в такой же последовательности, как застропку и выгрузку «шапки» по частям.

Средняя увязка снимается только после выгрузки всех бревен, находящихся поверх нее, и при условии, если следующая пачка застроплена полностью или крайние стойки с обеих сторон подперты рогачами.

К атегория: - Погрузочно-разгрузочные работы

Министерство транспортного строительства СССР (2)

от 1 декабря 1987 года N 25

Инструкция N 25
по охране труда для рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах
I. Общие требования

1. При переноске грузов вручную по горизонтальной поверхности необходимо соблюдать следующие предельные нормы:

10 кг - для подростков женского пола от 16 до 18 лет;

16 кг - для подростков мужского пола от 16 до 18 лет;

15 кг - для женщин старше 18 лет;

50 кг - для мужчин старше 18 лет.

2. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов весом более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м.

3. Переносить материалы на носилках следует по горизонтальному пути только в исключительных случаях на расстояние не более 50 м; запрещается переносить материалы на носилках по лестницам и стремянкам.

4. Погрузка, выгрузка, перегрузка вагонов и автотранспорта на станциях и подъездных путях допускается только под руководством лица, ответственного за эти работы.

5. Допуск посторонних лиц, а также рабочих в нетрезвом состоянии в места, где производится погрузка и выгрузка, запрещается.

6. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожных путях, должны сдать испытания по Правилам технической эксплуатации железных дорог Союза ССР и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, в объеме, необходимом для выполнения работ на объекте.

II. Меры безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны выполнять следующие меры безопасности:

а) получить средства индивидуальной защиты в зависимости от характера работы (очки, респираторы, спецодежду, спецобувь);

б) проверить наличие и исправность погрузочно-разгрузочного инвентаря и инструмента;

в) очистить и выровнять территорию, на которой ведутся работы по загрузке, выгрузке и переработке грузов. Котлованы и ямы, необходимые для производственных целей, должны быть ограждены. Скользкие места необходимо посыпать песком, золой, просеянным шлаком и т. п.

8. При обнаружении неисправностей и недостатков рабочие должны сообщить о них лицу, руководящему погрузкой или выгрузкой, и до их устранения к работе не приступать.

III. Меры безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожных путях

9. Вагон, поставленный под погрузку, должен быть заторможен башмаками. На рельсах на расстоянии не менее 5 м от вагона для предохранения его от толчков перемещаемыми смежными вагонами устанавливаются ограждающие башмаки.

10. Рабочие, открывающие или закрывающие двери вагона, должны находиться под защитой полотна дверей, а не против открываемого дверного проема, и открывать дверь на себя.

11. При открывании бортов платформы следует сначала открывать средние закладки-запоры платформы, а затем крайние, стоя при этом сбоку от борта.

При одновременной разгрузке нескольких вагонов их следует разгружать через один.

12. Укладка груза вдоль железнодорожного полотна допускается на расстоянии не менее 2 м, с разрывами между штабелями не менее 2,5 м и проходами в 1 м.

13. Во время работы на железнодорожных путях запрещается:

а) садиться и становиться на рельсы, остряки и крестовины стрелочных переводов;

б) проходить между стоящими расцепленными вагонами, если расстояние между ними менее 10 м;

в) перебегать пути перед подвижными единицами (поездом, локомотивом и т. п.);

г) ездить на подножках, буферах, головках автосцепок подвижных единиц, а также входить на них и сходить с них при движении.

IV. Меры безопасности при погрузке и выгрузке тарноупаковочных грузов

14. Грузы в исправной ящичной таре следует укладывать устойчивыми штабелями, высота которых при погрузке вручную не должна превышать 3 м.

При укладке штабеля с помощью механизмов высота укладки может быть увеличена до 6 м при обеспечении устойчивости.

15. При загрузке и выгрузке грузов в ящиках следует осмотреть каждый ящик. Торчащие гвозди и концы железной обвязки необходимо забить.

16. Перед тем как взять ящик с верха штабеля, следует убедиться в устойчивости расположения груза, лежащего рядом.

17. Грузы в мешках и кулях необходимо укладывать в штабеля вперевязку. Исправность тары должен проверять приемосдатчик до погрузки. Для обеспечения устойчивости штабеля нижние ряды укладывают с зазорами, которые с каждым рядом сокращают, а верхние ряды укладывают вплотную. Максимальная высота укладки мешков 6 м (18 рядов). При этом после каждых шести рядов следует укладывать прокладки из досок, толщину которых определяет руководитель работ.

18. Непрерывный подъем мешков одним рабочим допускается на высоту 9 рядов.

При необходимости подъема на большую высоту груз передается другому рабочему, который стоит на штабеле выше девятого ряда.

19. Рабочие должны поднимать мешки выше седьмого ряда только по сходням шириной не менее 1 м с набитыми на них поперечными планками; при проходе по сходням расстояние между рабочими должно быть не менее 6 м. Уклон сходней и мостиков допускается 1:3.

20. Штабель следует разбирать последовательно горизонтальными рядами или небольшими уступами, определяемыми руководителем работ, не оставляя отдельных стопок.

21. Грузы в бочках, барабанах и бумагу в рулонах следует перемещать электропогрузчиками или перекатыванием вручную.

22. При перекатывании нельзя держаться руками за торцы рулона или барабана, так как можно повредить руки о столб, дверную стойку, стену вагона.

23. Для спуска и подъема рулонов, бочек и других аналогичных грузов весом более 35 кг в разных уровнях следует применять слеги и пеньковые канаты.

24. Опрокидывание рулонов и бочек из вертикального в горизонтальное положение необходимо осуществлять при помощи веревки длиной не менее 2 м с петлями на концах. Двое рабочих берутся за петли веревки, накладывают ее на верхнюю часть груза и, натягивая, опрокидывают груз, находясь сами по сторонам от места его возможного падения.

V. Меры безопасности при погрузке и выгрузке тяжеловесных грузов

25. Под перемещаемый груз должны укладываться прочные, ровные, достаточной длины катки (не менее ширины груза); концы их не должны выступать из-под перемещаемого груза более чем на 30 см.

26. Пути перемещения тяжеловесных грузов должны быть освобождены от мешающих предметов.

27. При слабом грунте и неровной поверхности на пути перемещения груза должен укладываться дощатый настил.

28. Для подведения катков под груз необходимо пользоваться ломами или домкратами.

29. При перемещении груза по наклонной плоскости вниз необходимо применять приспособления, удерживающие груз; рабочие обязаны находиться сзади опускаемого или впереди поднимаемого груза.

30. Во время передвижения груза запрещается брать каток раньше, чем он полностью освободится от груза. Направлять катки при движении необходимо только ломами или подбивать кувалдами.

31. Кантовать тяжеловесные грузы, подводить под них стропы необходимо при помощи специальных приспособлений и домкратов на специально отведенной площадке в присутствии руководителя работ.

32. При погрузке и выгрузке тяжелых грузов (котлы, трансформаторы) необходимо применять лежни-спуски. Для грузов весом до 2 т можно использовать деревянные брусья или бревна, а для более тяжелых - стальные балки или настилы, опираемые на клетки из шпал. Верхние концы лежней должны иметь крючки для опоры на платформы кузова автомашины.

Груз следует одной лебедкой стаскивать, а тросом другой - удерживать с противоположной стороны.

33. При выгрузке рельсов и длинномерных балок с помощью слег из рельсов или бревен необходимо следить, чтобы концы слег, находящиеся на земле, были прочно закреплены упорами.

Рельсы и балки следует сдвигать к краю платформы и спускать по слегам при помощи ломов.

34. При выгрузке труб необходимо следить за устойчивостью штабеля. При неустойчивом положении штабеля стойки следует опереть на рогачи, а под крайнюю трубу подбить клинья. Затем спиливают верхние концы стоек на уровне второго ряда сверху и по слегам при помощи ломов скатывают крайнюю трубу. Чтобы за первой трубой не покатились остальные, под вторую необходимо подложить клин. Стойки спиливают последовательно, после выгрузки каждого ряда.

VI. Меры безопасности при выгрузке шпал, досок и бревен с платформ и из полувагонов

35. При одновременной выгрузке полувагоны и платформы должны быть расцеплены и расставлены друг от друга на расстоянии не менее 10 м. Под колеса вагонов подкладываются тормозные башмаки.

36. Выгружать бревна с платформ вручную нужно с применением специальных приспособлений в такой последовательности:

а) при помощи деревянных стоек со стаканами системы ЦНИИ МПС. Со стороны выгрузки открывают борта платформы, устанавливают два коротких поката, срезают среднюю увязку у одной крайней стойки, эту стойку вынимают. На ее место вставляют стакан со стойкой диаметром в верхнем отрубе не менее 14 см. Верхний конец стойки скрепляют проволокой или постоянной стяжкой с противоположной стойкой, а другие подпирают рогачом, опирающимся одним концом в середину стойки, а другим, заостренным, - в землю.

Таким же порядком заменяют и закрепляют крайнюю стойку у другого конца штабеля.

После этого снимают среднюю увязку с остальных стоек и их удаляют. Затем у стаканов открывают предохранители, осторожно убирают подпорные рогачи, и рабочие, находящиеся с боковой стороны платформ, путем одновременного натяжения веревок, привязанных к рычагам стакана, открывают откидные стойки стаканов. Под напором бревен стойки откидываются, и бревна скатываются;

б) при помощи приспособления Петухова.

Со стороны выгрузки открывают борта платформы и устанавливают на край пола платформы около крайних стоек с внутренней стороны два коротких поката длиной около 3 м.

С противоположной стороны в отверстие между рядами бревен или в свободные стоечные гнезда платформы с каждого ее конца вставляют по одной короткой стойке высотой над полом не менее 0,5 м. На каждую из этих стоек надевают кольцо приспособления, а на верхние концы покатов вплотную к стойкам укладывают бревно толщиной 12 - 15 см и длиной на 0,5 м больше разгружаемого штабеля.

На каждый выступающий конец этого бревна накладывают цепь приспособления, которая запирается посредством рычага. Конец рычага удерживается срывным кольцом и запирается контрольной шпилькой.

После закрепления стоек предохранительным бревном со стороны выгрузки перерезают средние увязки и подпиливают все стойки ниже предохранительного бревна около пола платформы (сначала подпиливают средние стойки, потом крайние). Убедившись, что рабочие находятся в безопасном месте, руководитель работ подает команду начать выгрузку. Двое рабочих вынимают контрольные шпильки и одновременно, натягивая проволоки, срывают кольца замков. В результате запорное бревно освобождается, стойки под напором бревен откидываются, и бревна скатываются.

Оставшиеся на платформе бревна скатываются при помощи ломов. Рабочие при этом должны находиться на полу платформы у концов штабеля.

37. Когда бревна погружены в два штабеля на четырехосной платформе, то свободного места на концах ее нет. Поэтому при выгрузке короткую стойку для закрепления одного цепного приспособления нужно вставлять в торцевое стоечное гнездо платформы. Вторую цепь при разгрузке первого штабеля следует заложить в зазор между штабелями, а в ее кольцо со стороны противоположной выгрузке вставить конец стойки.

38. Выгрузка досок и бревен с платформ без специальных приспособлений должна производиться под наблюдением ответственного лица (мастера, прораба) в такой последовательности:

а) со стороны, противоположной выгрузке, все стойки подпирают рогачами, а со стороны выгрузки - только две крайние и устанавливают две пары слег. Одну пару (длинных) слег одним концом опирают на штабель на уровне верхнего ряда, а другим концом прочно упирают в землю; другую пару (коротких) слег одним концом опирают на край платформы, а другим концом также упирают в землю;

б) снимают проволочную увязку со средних стоек со стороны выгрузки, и эти стойки заменяют короткими высотой до середины штабеля;

в) снимают верхнюю увязку у крайних стоек, а концы их со стороны выгрузки спиливают до уровня второго сверху ряда бревен;

г) двое рабочих, находящихся на верху штабеля, согласованными действиями при помощи ломов скатывают одно бревно за другим на уложенные слеги.

После выгрузки каждого ряда бревен стойки спиливают до уровня следующего сверху ряда, одновременно переставляют слеги, и скатывание бревен продолжают, как указано выше.

Такой порядок выгрузки следует соблюдать до последнего ряда.

39. При скатывании бревен пользоваться прокладками и подкладками в качестве рычага запрещается.

Одновременное скатывание при выгрузке нескольких бревен не допускается; каждое бревно сбрасывают после того, как со слег убрано предыдущее, и только по сигналу рабочего, находящегося внизу, на земле.

40. Выгрузка бревен из верхней суженной части ("шапки") вручную допускается в исключительных случаях только в присутствии ответственного лица с соблюдением такой последовательности:

а) все упорные рычаги и слеги устанавливаются, как указано выше (см. п. 39);

б) устанавливают предохранительные стойки с каждой стороны штабеля, верхние концы которого должны быть со стороны выгрузки на два ряда ниже верха "шапки", а с противоположной стороны - на 0,3 м выше верха "шапки".

41. В полувагонах предохранительные стопки устанавливаются в зазорах между бортом вагона и штабелем на глубину не менее 0,75 м и заклиниваются деревянными клиньями.

42. На платформах предохранительные стойки крепят одну с другой стяжками, скрученными в две нити из мягкой проволоки диаметром 6 мм с петлями на концах.

Стяжки вставляют в зазор между штабелем и "шапкой". Предохранительные стойки пропускают в петли стяжек и прикрепляют проволокой к основным стойкам не выше средней прокладки. Двое рабочих влезают по лестнице на верх "шапки", удаляют обе проволочные увязки, скатывают два верхних бревна к стойкам, тем самым образуют более широкую площадку, обеспечивающую безопасность работы.

43. При выгрузке бревен, находящихся ниже бортов полувагона, необходимо пользоваться исправными набортными лебедками.

44. Набортные стрелы располагают по концам штабеля и прочно крепят к борту полувагона со стороны, противоположной выгрузке. Со стороны выгрузки устанавливают слеги.

Двое рабочих накатывают тросы лебедок, которые располагают перпендикулярно к борту полувагона. Затем соединяют крюки тросов с серьгами балок, перекинутых через борт полувагона со стороны выгрузки, отходят в безопасное место - на другой штабель или в освободившийся конец полувагона. При работе лебедок тросы натягиваются, бревна накатываются на балки, и когда балки примут наклонное положение, бревна скатываются по слегам на землю.

Поднимать бревна лебедками нужно равномерно, не допуская перекосов. Причем общий вес поднимаемого груза на две лебедки не должен превышать 1000 кг. Свисание концов груза с подведенных под него концов троса должно быть одинаковым и не менее 0,5 м.

45. В период подъема груза набортными лебедками находиться на штабеле разгружаемых бревен и полувагонах запрещается.

46. Пиломатериалы при выгрузке должны укладываться в штабель, высота которого при рядовой укладке составляет более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки не более ширины штабеля.

47. Погрузку и выгрузку непропитанных шпал производят с соблюдением всех мер предосторожности, предусмотренных при выгрузке пиломатериалов.

Пропитанные шпалы следует выгружать только механизированным способом.

VII. Меры безопасности при погрузке и выгрузке опасных грузов

48. К опасным грузам относятся:

а) разрядные, способные к образованию взрывчатых смесей (селитры, нитрат натрия, натрий хлорноватокислый);

б) сжатые сжиженные газы (аммиак, сернистый ангидрид, бутан, пропан, дивинил и др.);

в) самовозгорающиеся вещества (алюминиевая пудра, магниевый порошок, цинковая пыль, волокнистые промасленные материалы);

г) легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества (ацетон, бензин, бензол, спирт, эфир, целлулоид, каллоксилин, спички зажигательные и т. п.);

д) едкие вещества (кислоты: азотная, серная, соляная, уксусная и др.; известь негашеная, хлорная; пек, сода каустическая);

е) ядовитые вещества (метан, этилированный бензин, анилин, антифриз, ядохимикаты для сельского хозяйства).

49. На работу с опасными грузами назначаются опытные бригады, специализирующиеся на переработке этих грузов, соответственно проинструктированные перед началом работы.

50. Перед началом выгрузки необходимо открыть с двух сторон двери и люки вагонов и проветрить их (с опасными грузами - не менее 10 мин. с газами и отравляющими веществами - не менее 30 мин.).

51. При наличии разбитых бутылей, ящиков, пролитой кислоты, рассыпанного едкого вещества убирать их следует в противогазах.

52. Рассыпанное вещество обильно смачивают водой и собирают лопатой в мешок или ящик, а место, где было рассыпано вещество, тщательно промывают водой. Ходить по рассыпанному веществу запрещается.

53. Поврежденные ящики с грузом завертывают в брезент и относят от места выгрузки не менее чем на 100 м.

54. Пролитую кислоту нейтрализуют известковым раствором, а затем это место посыпают песком, затем все убирают и зарывают в землю; место указывается руководителем работ, а залитое место на складе или вагоне промывают большим количеством воды.

55. Места, на которые попал этилированный бензин, должны быть дегазированы хлорным молоком и засыпаны опилками, которые собирают и сжигают.

56. При обнаружении течи этилированного бензина из цистерн под них следует подставить ведра или противни с керосином для нейтрализации вредного действия паров этилированного бензина.

57. Начинать погрузку и выгрузку взрывоопасных грузов необходимо только в присутствии и под руководством специалиста, выделенного грузоотправителем или грузополучателем.

58. При погрузке и выгрузке взрывоопасных грузов рабочие не должны иметь при себе спичек, зажигалок, а также пользоваться крючьями, ломами, железными лопатами и другими металлическими предметами, образующими искру. Обувь не должна иметь стальных гвоздей.

59. При погрузке, выгрузке и хранении веществ, способных к образованию взрывчатых смесей, следует избегать засорения или смешивания их с древесными опилками, соломой, углем, торфом, мучной пылью и другими органическими веществами.

60. При погрузке и выгрузке самовозгорающихся, легковоспламеняющихся веществ и веществ воспламеняющихся от действия воды, необходимо тщательно следить за сохранностью и герметичностью тары, оберегать груз от попадания влаги.

При выгрузке в темное время суток легковоспламеняющихся, самовозгорающихся грузов, сжатых и сжиженных газов запрещается пользоваться спичками, керосиновыми и свечными фонарями. В этих случаях для освещения разрешается пользоваться только аккумуляторными или карманными электрическими фонарями. Включать и выключать эти фонари вблизи таких грузов запрещается.

61. К погрузке и выгрузке пека и изделий, покрытых пекосодержащими веществами (каменно-угольные брикеты, пропитанные шпалы и др.), допускаются рабочие, обеспеченные средствами индивидуальной защиты.

62. Погрузку и выгрузку пека и изделий, покрытых веществами, содержащими пек, следует производить ночью или, как исключение, в облачный, бессолнечный день и только под навесом.

63. Перед погрузкой пек и изделия, покрытые пекосодержащими веществами, следует смачивать водой.

64. Бутыли с легковоспламеняющимися жидкостями, кислотами и другими опасными грузами, а также порожние из-под этих веществ следует перевозить на специальных тележках или переносить на специальных носилках в исключительных случаях на расстояние не более 50 м по горизонтальному пути.

Запрещается переносить бутыли на спине, плече и перед собой.

65. Баллоны с газом необходимо укладывать в горизонтальное положение, или вертикально при наличии на всех баллонах защитных колец и при условии плотной погрузки, обеспечивающей невозможность перемещения или падения баллонов.

66. Обнаруженные во время погрузки неисправные наполненные баллоны следует немедленно отнести от места погрузки на расстояние не менее 100 м на отведенное место и оставить там до полного выхода содержимого под наблюдением специально выделенного и проинструктированного лица.

Неисправные баллоны с ядовитыми газами нужно опустить вентилем вниз:

а) баллоны с аммиаком - в бочку с водой;

б) баллоны с хлором, фосгеном, сернистым газом - в бочку с известковым раствором.

67. Запрещается при выгрузке пылевидных грузов (цемент, минеральные удобрения и др.) бросать их.

68. Выгрузка навалочных грузов из крытых вагонов вручную должна производиться на тачках или тележках по сходням (трапам) шириной не менее 1 м.

Один конец сходней закрепляют крючьями за дверной рельс вагона, а другой укладывают на штабель груза или специально установленные козлы. Продолжением трапа по штабелю служат катальные доски.

69. Бочки, барабаны и ящики с едкими веществами следует перемещать только на тележках.

VIII. Личная гигиена и меры безопасности по окончании работы

70. После погрузочно-разгрузочных работ, связанных с перевозкой пека, ядохимикатов, сильнодействующих ядовитых веществ, минеральных удобрений и пылевидных веществ, рабочие должны обязательно принять теплый душ, пользуясь нейтральным мылом и мягким, не раздражающим кожу полотенцем.

71. Резиновые сапоги, фартуки, перчатки после работы с ядохимикатами сначала дегазируют раствором хлорной извести и затем обильно промывают водой.

72. Для защиты органов дыхания от пыли при погрузке сильнодействующих ядовитых веществ, пылевидных веществ (цемент, известь, алебастр и др.) следует пользоваться противогазом или, когда это возможно, противопыльными респираторами ("Лепесток", У-2К, Ф-62Ш, РПП-57 или ПРБ-5 и др.).

При работе с жидкими ядохимикатами применяют промышленные фильтрующие противогазы марок А или М.

73. При выгрузке и погрузке хлорной извести рабочие должны пользоваться противогазами с фильтром, поглощающим хлор, или респираторами.

Фильтр респиратора меняют по мере загрязнения, но не реже одного раза в рабочую смену.

74. После работы лицевую часть респиратора необходимо вымыть теплой водой с мылом, дегазировать 8-процентным раствором хинозола или 0,5-процентным раствором марганцевокислого калия, а затем протереть и высушить.

У противогазов следует дезинфицировать только наружную часть, а внутреннюю часть маски протереть чистой тряпкой.

75. Для защиты кожных покровов от воздействия различных кислот, щелочей, минеральных масел, нефтепродуктов, пылехимических веществ и др. следует применять защитные пасты (ХИОТ-6, ИЭР-1, ИЭР-2 и др. пасту Чумакова), 10-процентный силиконовый крем, мазь Селисского.

76. При необходимости (сухость кожи, трещины) после душа или мытья рук применяют нейтральные мази или кремы (борный вазелин или ланолиновый крем).

77. Перед началом работ с пеком рабочие должны смазывать лицо, шею и руки до середины предплечья ланолином или другой нейтральной мазью.

78. Глаза от воздействия пека защищают очками в мягкой кожаной оправе с желто-зелеными стеклами при работе в дневное время и светлыми стеклами в вечерне-ночное время.

Снимать очки на открытом воздухе не разрешается до принятия душа после окончания работы.

79. При погрузке и выгрузке ядохимикатов, сильнодействующих ядовитых веществ и других токсичных веществ и пылевидных грузов запрещается принимать пищу и курить.

Прием пищи и воды, курение разрешаются только в перерывах между работой после снятия спецодежды, оставляемой на рабочем месте, тщательного мытья рук и лица, прополаскивания рта и промывания носовых ходов для очистки от проникшей пыли.