Руководства, Инструкции, Бланки

Приказ О Введении Инструкции По Обращению С Отходами img-1

Приказ О Введении Инструкции По Обращению С Отходами

Рейтинг: 4.9/5.0 (1627 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Приказ о назначении лиц ответственных за обращение с опасными отходами

Приказ о назначении лиц ответственных за обращение с опасными отходами

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Видео

Другие статьи

Инструкция по обращению с отходами ответственного за охрану окружающей среды в организации

Инструкция по обращению с отходами ответственного за охрану окружающей среды в организации

Главная \ Статьи \ Инструкция по обращению с отходами


На сегодняшний день существует два нормативных акта, которые указывают на обязанность разработки должностной инструкции для ответственного за охрану окружающей среды:

  • Постановление Правительства РФ № 681 от 03.09.2010 г. «Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления…»;
  • СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

Однако на практике возникает необходимость в разработке инструкций по обращению со всеми отходами, образующимися на предприятии с целью:

  1. Обеспечения грамотного и безопасного процесса сбора отходов производства и потребления работниками предприятия.
  2. Соблюдения требований экологической безопасности при временном накоплении данных отходов на территории предприятия.


Итак, давайте разберемся, что представляет из себя Должностнаяинструкция по обращению с отходами на территории предприятия (инструкция ответственного за охрану окружающей среды в организации). Этот документ подписывается лично директором предприятия; содержит общие положения, должностные обязанности, права и ответственность.

Приведем некоторые пункты каждого раздела должностной инструкции.

1. Общие положения
Раздел содержит в себе перечень законодательных актов, которыми обязан руководствоваться ответственный за охрану окружающей среды предприятия; знания, которыми он должен обладать (методы экологического мониторинга, основы экономики, основы трудового законодательства и пр.).

2. Должностные обязанности
Ответственный за охрану окружающей среды в организации обязан:
  • самостоятельно осуществлять контроль за соблюдением требований экологической безопасности, стандартов, иных нормативных документов;
  • участвовать в подготовке ежегодной информации об организации экологического контроля на предприятии;
  • участвовать в разработке новых и пересмотре действующих инструкций, памяток по охране природы, оказывать методическую помощь работникам предприятий в разработке и пересмотре инструкций по экологической безопасности и обучении рабочих по вопросам охраны окружающей среды.
  • .

3. Права
Ответственный за охрану окружающей среды в организации имеет право:
  • по вопросам, находящимся в его компетентности вносить на рассмотрение директора предложения по улучшению работы компании; замечания по деятельности работников организации; варианты устранения имеющихся в деятельности предприятия экологических и других недостатков;
  • представительствовать по поручению директора в сторонних организациях по вопросам своей компетенции.
  • .

4. Ответственность
Ответственный за охрану окружающей среды в организации несет ответственность:
  • за своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией, распоряжений и приказов директора, нормативно-распорядельных документов компании;
  • за выполнение требований режима секретности и сохранения коммерческой и служебной тайны;
  • .

Инструкция по обращению с отходами

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЭК (Документация предприятия по вопросам охраны окружающей среды)

/ default / Вопрос 11-14 / ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЭК (Документация предприятия по вопросам охраны окружающей среды)

по охране окружающей среды

и производственному экологическому контролю на предприятии

Деятельность по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности подлежит обязательному документированию.

В общем виде может быть выделена обосновывающая, разрешительная, организационно-распорядительная, плановая, договорная и отчётная документация.

Обосновывающая документация включает проекты нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, материалы оценки воздействия на окружающую среду объектов капитального строительства и другую аналогичную документацию.

Разрешительная документация в области охраны окружающей среды и экологической безопасности оформляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и включает:

· лицензии на отдельные виды деятельности, осуществляемые предприятием;

· договоры и решения на водопользование;

· разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов;

· сертификаты соответствия на топливо, сырьё, оборудование и т. п. или другие аналогичные документы.

Организационно-распорядительная документация оформляется для установления ответственности, прав и обязанностей, принятия и реализации мероприятий, изменений во внутренней нормативной документации должностными лицами в пределах их компетенции и может включать приказы, распоряжения, служебные записки и т. п.

Плановая документация оформляется в форме отдельных документов, определяющих, как правило, содержание экологических программ и программ производственного экологического контроля.

Договорная документация. под которой подразумеваются договоры, технические задания на выполнение работ, акты выполненных работ, оформляется на производство работ, поставки продукции и оказание услуг, поставку программных продуктов в области охраны окружающей среды и т. п.

Отчётная документация включает различные зарегистрированные данные, в том числе:

· результаты производственного контроля;

· записи результатов предпринятых действий по выполнению предписаний;

· протоколы совещаний по экологической тематике;

· сведения государственного статистического наблюдения предприятия (формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС и др.);

· оперативную отчётность о выполнении мероприятий и программ в области охраны окружающей среды;

· расчёты размера платы за негативное воздействие на окружающую среду;

· зарегистрированные данные по обучению и подтверждению компетентности персонала;

· зарегистрированные данные о поверке и калибровке измерительных приборов и оборудования, аттестаты аккредитации лабораторий;

· первичные регистрационные данные (журналы, акты, протоколы).

К документации по охране окружающей среды частично относится и смежная внутренняя документация административного управления:

· технологическая и техническая документация;

· документация в области безопасности гидротехнических сооружений и промышленной безопасности, пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в соответствии с требованиями нормативных правовых актов);

· документация управления персоналом (положения о подразделениях, должностные инструкции и т. п.);

· документация по делопроизводству.

Состав документации определяется в зависимости от характера и условий воздействия предприятия (организации) на окружающую среду исходя из прямых указаний в законах и подзаконных нормативных актах на обязательность определённых документов, а также исходя из необходимости документального подтверждения выполнения предприятием установленных требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В отношении отдельных видов воздействия на окружающую среду в нормативных правовых актах регламентированы формат и содержание документов, что должно учитываться при документировании деятельности предприятия. При этом на предприятии могут быть разработаны и использоваться (наряду с обязательной документацией) дополнительные документы (например, специальные инструкции, положения, стандарты организации, правила, методики и т. п.).

Ниже приведена краткая характеристика состава документов с учётом характера и условий воздействия деятельности предприятия (организации) на окружающую среду.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Для действующих предприятий, имеющих стационарные источники выбросов, основная документация включает:

1. Материалы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проект нормативов предельно допустимых выбросов - ПДВ.

2. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

3. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

4. Проект организации санитарно- защитной зоны, если это предусмотрено СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в новой редакции от 25.09.2007 с изменением, содержащимся в СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08) и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным требованиям.

5. Результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа). Периодичность контроля устанавливается в нормативах ПДВ, как правило, с использованием рекомендаций, которые содержит Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (С.-Пб. 2005).

6. Программа (план-график) контроля качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны и на контрольных точках, согласованная с органами санитарно-эпидемиологического надзора.

7. Результаты контроля качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (протоколы количественного химического анализа).

8. Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих количественный химический анализ проб воздуха.

9. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов - план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и отчёт о ходе выполнения этого плана в целях достижения ПДВ.

10. Для предприятий, имеющих пылегазоулавливающие установки, - документация, обеспечивающая соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов. Действующие Правила эксплуатации установок очистки газа (утв. 21.11.1983) предусматривают наличие следующих документов:

· приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа (ГОУ) и о его функциях;

· должностные инструкции для персонала, обслуживающего ГОУ;

· паспорт на каждую ГОУ;

· акты проведения осмотров установок для оценки их технического состояния;

· план работ по проверке эффективности газоочистного оборудования и акты проведения испытаний;

· инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ;

· приказ о порядке ведения журналов учёта работы ГОУ;

· график планово-предупредительного (текущего) ремонта ГОУ.

11. Для предприятий, потребляющих тепло, - сертификаты соответствия или декларации о соответствии топлива установленным нормам и требованиям.

12. Сведения об охране атмосферного воздуха по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (воздух).

13. Материалы первичного учёта по охране атмосферного воздуха. Учёт может осуществляться в различных формах, в том числе по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, которые традиционно используются на крупных промышленных предприятиях.

14. Приказ (распоряжение) о назначении лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха (возможно в составе единого производственного экологического контроля) и документы (положение или иной документ) об организации экологической службы.

15. Для организаций, осуществляющих эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, - документы, подтверждающие соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах двигателей транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов и проведение регулярных проверок на соответствие техническим нормативам выбросов транспортных и иных передвижных средств.

16. Для организаций, осуществляющих экспорт или импорт фреонов (хладагентов) или содержащего эти фреоны оборудования (холодильники, кондиционеры) по спискам А и Б, установленным постановлением Правительства РФ от 08.05.1996 № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» - разрешение на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (по приказу Минприроды России от 31.10.2008 № 287).

17. Для предприятий, имеющих источники выбросов, которые в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) могут привести к чрезвычайному загрязнению атмосферного воздуха - документы по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ:

· приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приёма оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов;

· журнал регистрации приёма предупреждений о НМУ от территориального органа Росгидромета;

· план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов, загрязняющих атмосферу.

Документация в отношении вредных физических воздействий регламентируется санитарным законодательством (СН и СанПиНы серии 2.1.8.000-00).

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОХРАНЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Документирование деятельности по охране водных объектов в настоящее время регламентировано преимущественно Водным кодексом РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ и принятыми в соответствии с его нормами подзаконными нормативными правовыми актами. В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 № 73-ФЗ (ст. 4) с 01.01.2007 законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения, признаются не действующими на территории Российской Федерации.

Установленная водным законодательством документация затрагивает отношения как по использованию, так и по охране водных объектов. В данном разделе представлена только документация, которая относится непосредственно к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при водоотведении, а также документация по охране водных объектов, регламентированная федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Для предприятий, осуществляющих любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, основная документация включает:

1. Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод. Для предприятий, оформивших право пользования водным объектом до 01.01.2007, может сохранять свое действие ранее выданная лицензия на водопользование в пределах установленного в ней срока действия (в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», ст. 5).

2. Нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты, согласованные и утверждённые в установленном порядке. Для предприятий, у которых фактический сброс ниже расчётных значений допустимых сбросов, НДС устанавливается по фактическому сбросу.

3. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам.

4. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

5. Схема размещения мест сброса сточных и (или) дренажных вод (с их нумерацией), а также узлов приёма (передачи) таких вод, согласованная с территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов.

6. Свидетельства о поверке средств измерений, используемых для учёта объёма сброса сточных и (или) дренажных вод.

7. Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объём и перечень определяемых ингредиентов), согласованная с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов и органами санитарно- эпидемиологической службы.

8. Журнал учёта водоотведения средствами измерений или журнал учёта водоотведения другими методами.

9. Журнал учёта качества сбрасываемых сточных (дренажных) вод.

10. Сведения, полученные в результате учёта объёма сброса сточных (дренажных) вод и их качества, для предоставления в установленные сроки в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

11. Результаты (протоколы) лабораторного контроля качества сточных вод и воды водного объекта в створах, расположенных до и после выпуска сточных вод, подлежащие передаче в органы государственной санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке для подтверждения соответствия санитарным правилам.

12. Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполняющих лабораторные исследования проб воды.

13. При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов – план снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект и отчёт о ходе выполнения плана снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

14. Сведения об использовании воды (в части водоотведения и других показателей) по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) - таблицы 2, 3.

15. Документ (приказ, распоряжение или иной документ) о назначении лица, уполномоченного вести учёт водоотведения и качества сточных (дренажных) вод в организации.

Если организация (компания, предприятие) самостоятельно не осуществляет водоотведение (т. е. любой сброс в водные объекты) или осуществляет его не по всем категориям вод (или не в полном объёме), легитимность удаления этих вод с территории организации может быть подтверждена наличием договора о передаче сточных (ливневых, дренажных) вод в канализационные сети муниципального предприятия или водопроводно-канализационного хозяйства иного предприятия, законно оказывающего услуги по приёму сточных и иных вод, бухгалтерской документацией о выполнении такого договора, какой-либо иной документацией, подтверждающей отсутствие у организации необходимости в сбросе сточных (ливневых, дренажных) вод в водный объект.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

В связи с реформированием правовых основ обращения с отходами, в том числе в связи с изменениями в федеральных законах «Об отходах производства и потребления», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об экологической экспертизе», внесёнными Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ, формы и содержание отдельных документов в области обращения с отходами подлежат пересмотру. Исходя из этого состав основной документации в области обращения с отходами приводится по принятым нормам федеральных законов, действующим с 01.07.2009. Утверждённые формы конкретных документов, которые действовали по состоянию на 01.04.2009, будут действовать вплоть до их изменения или отмены.

К числу основных документов в области обращения с отходами на предприятии относятся:

1. Документы по паспортизации отходов, включая исходные сведения об отходах, свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды, паспорта на отходы I—IV классов опасности с подтверждающими материалами.

2. Копии аттестатов аккредитации лабораторий, выполнявших анализы и исследования для паспортизации отходов.

3. Для предприятий, не относящихся по Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, - проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), оформленные по установленным образцам и включающие следующие разделы:

· содержание, в котором приводятся наименование и последовательность расположения разделов ПНООЛР с указанием номеров страниц;

· общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;

· сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;

· сведения об отходах;

· расчёт и обоснование годовых нормативов образования отходов;

· схема операционного движения отходов;

ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В соответствии с требованиями природоохранного законодательства деятельность предприятия в части охраны окружающей среды должна быть отражена в документации различного вида – государственной статистической отчетности, журналах аналитического контроля и работы очистного оборудования, а также инструкциях, приказах, утвержденных планах мероприятий и пр.

При отсутствии на предприятии экологической службы (эколога), документация по вопросам охраны окружающей среды находится в различных службах, что не позволяет осуществлять постоянный производственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и вести планомерную работу по охране окружающей среды. Для обеспечения эффективности природоохранной деятельности на предприятии и предотвращения применения штрафных санкций со стороны контролирующих органов целесообразно создание экологической службы предприятия (или введение в штатное расписание должности эколога), который будет оформлять и хранить документацию по вопросам охраны окружающей среды.

Ориентировочный перечень документации по организации экологической службы и обеспечению производственного контроля на предприятии в соответствии с действующими в настоящий момент требованиями приводится ниже.

Документы по организации экологической службы предприятия. Экологическая служба предприятия организовывается на основании:

приказа руководителя предприятия о создании экологической службы предприятия,

приказа руководителя предприятия о назначении руководителя экологической службы предприятия (эколога предприятия) и утверждении Положения об экологической службе,

должностных инструкций сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия),

документов, подтверждающих необходимую профессиональную подготовку или переподготовку сотрудников экологической службы предприятия (эколога предприятия).

Организационные документы производственного экологического контроля. Набор документов зависит от предприятия и в общем случае включает в себя:

Планы мероприятий по охране окружающей среды.

Инструкции по охране окружающей среды на предприятии.

В части охраны атмосферного воздуха:

приказ о назначении ответственных за эксплуатацию газоочистных установок (ГОУ),

должностные инструкции персонала, обслуживающего ГОУ,

инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ,

приказ о порядке ведения журналов учета работы газоочистного оборудования,

приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов.

В части охраны поверхностных вод и рационального водопользования:

приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений,

должностные инструкции для персонала, обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения,

должностные инструкции для персонала, обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,

порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды,

производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений,

инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений.

В части обращения с отходами:

приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами,

приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, на обучение или переподготовку,

документы, подтверждающие обучение (переподготовку) лиц, допущенных к работе с опасными отходами,

приказ о введении в действие порядка (инструкции) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия,

порядок (инструкция) обращения с отходами производства и потребления на территории предприятия.

Рабочая документация производственного экологического контроля. В общем случае, в зависимости от предприятия, в состав рабочей документации производственного контроля входит:

В части охраны атмосферного воздуха:

проект «Охрана атмосферы и предельно-допустимые выбросы (ПДВ)»,

разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу,

план-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и ПДК в контрольных точках (на постах),

проект «Обоснование размеров санитарно-защитной зоны предприятия»,

паспорта газоочистных установок,

график планово-предупредительных ремонтов (ППР) газоочистных установок,

график контроля за соблюдением нормативов выброса и эффективности работы ГОУ.

Первичная учетная документация:

ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,

ПОД-2 «Журнал учеты выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха»,

ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»,

журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии.

план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,

план мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды НМУ.

Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств:

журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств,

журнал ежедневного расхода горючего,

журнал пройденного километража,

журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям,

журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.

В части охраны поверхностных вод и рационального природопользования:

Лицензионные документы и договоры:

лицензия на пользование водными объектами,

лицензионное дело на пользование водными объектами,

договор на пользование водными объектами,

договор на пользование городской системой водоснабжения и канализации,

договор на проведение аналитического контроля (при отсутствии собственной лаборатории).

лимиты водопотребления и водоотведения при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,

балансовая схема водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды и точек передачи ее другим потребителям,

проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,

норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам (разрешение на сброс загрязняющих веществ) при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,

паспорт водного хозяйства предприятия, допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ, отводимых в систему городской канализации,

схема-график аналитического контроля за соблюдением нормативов сброса загрязняющих веществ со сточными водами и их влиянием на водные объекты и эффективностью работы очистных сооружений при сбросе сточных вод в поверхностные объекты,

паспорта на очистные сооружения,

график планово-предупредительного ремонта (ППР) водных коммуникаций и очистных сооружений.

Первичная учетная документация:

№ ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами»,

№ ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами»,

№ ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и эффективности работы очистных сооружений».

План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта.

В части охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов:

Правоустанавливающие, лицензионные документы и договоры:

документы на право владения или пользования земельным участком,

лицензия на деятельность по обращению с опасными отходами,

выписка из реестра на деятельность по обращению с опасными отходами,

положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами, выданное лицензиату для получения лицензии,

свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами,

документы, подтверждающие наличие производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности,

свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.),

договоры на размещение, переработку, обезвреживание отходов со сторонними организациями.

О введении в действие методических рекомендаций Организация обращения с опасными медицинскими отходами в лечебно-профилактических

Приказ Минздрава Свердловской области N 771-п, Управления Роспотребнадзора по Свердловской области N 01-01-01-01/389 от 13.08.2010 О введении в действие методических рекомендаций Организация обращения с опасными медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области с применением высокотемпературных методов уничтожения N 3.1.6.001-2010

Текст документа по состоянию на январь 2014 года

Медицинские отходы, являющиеся составной частью муниципальных отходов, чрезвычайно сложны по своему составу и представляют определенную опасность для жителей области в гигиеническом и эпидемиологическом плане.

В настоящее время в Свердловской области отсутствует единый системный подход к обращению с опасными медицинскими отходами, что способствует сохранению факторов потенциальной опасности, особенно инфекционного заражения в условиях эпидемического уровня инфекционных заболеваний с гемоконтактным путем передачи (вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция).

На территории больниц образуется инфицированный материал, высокотоксичные и бытовые отходы, которые собираются совместно и обычным мусоровозным транспортом вывозятся на полигоны захоронения твердых бытовых отходов. В сложившейся ситуации реальная угроза инфицирования населения и загрязнения окружающей среды сохраняется на всех этапах обращения с медицинскими отходами.

Значимость правильной организации обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений определяется и той опасностью, которой подвергаются медицинские работники в процессе осуществления профессиональной деятельности. Причиной возникновения аварийных ситуаций у медицинских работников при оказании помощи ВИЧ-инфицированным пациентам являются: ручная разборка шприцев после использования (в 98,9% ЛПУ), сброс игл в мусоросборники вместе с твердыми бытовыми отходами (13,6% ЛПУ).

Для минимизации физического поражения и инфицирования медицинского персонала при обращении с опасными медицинскими отходами разработана высокотемпературная технология их уничтожения, которая успешно реализуется в ЛПУ г. Екатеринбурга и включает в себя сбор опасных медицинских отходов в местах их образования без предварительной дезинфекции и последующее сжигание в специальных установках.

В целях оптимизации системы сбора, временного хранения, транспортировки и уничтожения опасных медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области приказываем:

1. Утвердить Методические рекомендации "Организация обращения с опасными медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области с применением высокотемпературных методов уничтожения" N 3.1.6.001-2010 (прилагаются).

2. Руководителям органов управления здравоохранением муниципальных образований в Свердловской области, главным врачам центральных городских (районных) больниц муниципальных образований в Свердловской области рекомендуем обеспечить:

1) внедрение в работу лечебно-профилактических учреждений Методических рекомендаций "Организация обращения с опасными медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области с применением высокотемпературных методов уничтожения" N 3.1.6.001-2010;

2) проведение сбора, временного хранения, транспортировки и уничтожения опасных медицинских отходов в ЛПУ в соответствии с требованиями Методических рекомендаций.

3. Руководителям государственных бюджетных учреждений здравоохранения Свердловской области обеспечить:

1) внедрение в работу лечебно-профилактических учреждений Методических рекомендаций "Организация обращения с опасными медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области с применением высокотемпературных методов уничтожения" N 3.1.6.001-2010;

2) проведение сбора, временного хранения, транспортировки и уничтожения опасных медицинских отходов в ЛПУ в соответствии с требованиями Методических рекомендаций.

4. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора в Свердловской области обеспечить:

1) внедрение Методических рекомендаций "Организация обращения с опасными медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области с применением высокотемпературных методов уничтожения" N 3.1.6.001-2010 в работу территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и филиалов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Свердловской области";

2) надзор за выполнением санитарного законодательства и требований Методических рекомендаций на подконтрольных объектах.

5. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Юровских А.И. и заместителя министра здравоохранения Свердловской области Туркова С.Б.

Методические рекомендации разработаны:

МУ Городской центр медицинской профилактики г. Екатеринбурга;

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области;

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области".

Харитонов А.Н. к.м.н. Салимов И.Ф. Федорова Е.В. к.м.н. (МУ ГЦМП, г. Екатеринбург), Юровских А.И. к.м.н. Смирнова С.С. к.м.н. (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области), Романенко В.В. к.м.н. (ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области").

Голубкова Алла Александровна, д.м.н. завкафедрой эпидемиологии ГОУ ВПО "Уральская государственная медицинская академия" Росздрава.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормативными документами и содержат материалы по организации высокотемпературного уничтожения опасных медицинских отходов.

1.2. В рекомендациях имеются сведения о расчете образования опасных медицинских отходов и требованиях, предъявляемых к их сбору, хранению, транспортировке и уничтожению.

1.3. Методические рекомендации предназначены для специалистов лечебно-профилактических учреждений всех профилей и форм собственности, Управления Роспотребнадзора, специалистов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии".

2. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ДС - дезинфекционное средство;

ИМН - изделия медицинского назначения;

ОМО - опасные медицинские отходы;

ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;

ТБО - твердые бытовые отходы.

3. ВВЕДЕНИЕ

Медицинские отходы, являющиеся составной частью муниципальных отходов, чрезвычайно сложны по своему составу и представляют определенную опасность для жителей области в гигиеническом и эпидемиологическом плане.

Оценка медико-экологического значения медицинских отходов складывается из воздействий этих отходов на здоровье персонала и пациентов, находящихся в лечебно-профилактических учреждениях, опасностей для здоровья профессиональных групп населения, связанных со сбором, обеззараживанием, транспортировкой отходов, последствий применения различных методов переработки и уничтожения отходов (экологических, социальных, экономических).

В настоящее время в Свердловской области отсутствует единый системный подход к обращению с опасными медицинскими отходами, что способствует сохранению факторов потенциальной опасности, особенно инфекционного заражения в условиях эпидемического уровня инфекционных заболеваний с гемоконтактным путем передачи (вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция).

На территории больниц образуется инфицированный материал, высокотоксичные и бытовые отходы - все они собираются совместно и обычным мусоровозным транспортом вывозятся на полигоны захоронения твердых бытовых отходов. В сложившейся ситуации реальная угроза инфицирования населения и загрязнения окружающей среды сохраняется на всех этапах обращения с медицинскими отходами.

Значимость правильной организации обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений определяется и той опасностью, которой подвергаются медицинские работники в процессе осуществления профессиональной деятельности. Причиной возникновения аварийных ситуаций у медицинских работников при оказании помощи ВИЧ-инфицированным пациентам являются: ручная разборка шприцев после использования (в 98,9% ЛПУ), сброс игл в мусоросборники вместе с твердыми бытовыми отходами (13,6% ЛПУ).

Наиболее часто применяемым методом обезвреживания ОМО в ЛПУ Свердловской области является химический метод (98%), который имеет ряд существенных недостатков:

нет достоверных данных, что факт дезинфекции состоялся;

после завершения процесса обеззараживания необходимо провести исследования для определения эпидемиологической и химической безопасности медицинских отходов в соответствии с программой производственного контроля;

невозможно избежать разбора одноразовых изделий медицинского назначения и пересыпания отходов из одной емкости в другую;

нет возможности продезинфицировать одноразовый "безопасный" медицинский инструментарий;

широкое использование рабочих растворов дезинфектантов с высокими концентрациями действующего вещества неблагоприятно сказывается на здоровье медицинского персонала.

Для минимизации физического поражения, инфицирования и токсического воздействия дезинфицирующих средств нами разработана высокотемпературная технология уничтожения опасных медицинских отходов без проведения дезинфекции. Данная технология используется в ЛПУ г. Екатеринбурга и включает сбор ОМО в местах образования без предварительной дезинфекции и последующее их сжигание в специальных установках.

4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ГЛОССАРИЙ)

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия:

вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

опасные медицинские отходы - любые отходы, полностью или частично состоящие из тканей человека или животных, крови или других жидкостей тела, экскрементов, наркотиков или других фармацевтических продуктов, бинтов или одежды, или предметов медицинского ухода и зубоврачебной практики, или шприцев, игл или других острых предметов, которые были в контакте с кровью или экскрементами и в случае, если их не обезвредить, могут быть опасными для любого человека, вошедшего с ними в контакт, в частности инфицировать;

опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

отходы лечебно-профилактических учреждений - все виды отходов, образующихся в: больницах (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательского, учебного институтов), поликлиниках (в т.ч. взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях (в т.ч. анатомических, патолого-анатомических, биохимических, микробиологических, физиологических); частных предприятиях по оказанию медицинской помощи;

паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

эпидемиологически безопасная тара - емкость, позволяющая собрать опасные медицинские отходы без предварительного разбора.

5. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.728-99 правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений, все отходы ЛПУ разделяются на пять классов:

класс А - неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений;

класс Б - опасные (рискованные) отходы ЛПУ;

класс В - чрезвычайно опасные отходы ЛПУ;

класс Г - отходы ЛПУ, по составу близкие к промышленным;

класс Д - радиоактивные отходы ЛПУ.

КЛАССИФИКАЦИИ ОТХОДОВ ЛПУ

Выделяют следующие факторы потенциальной опасности медицинских отходов:

риск инфекционного заражения (очевидный при контакте с инфицированным материалом);

риск физического поражения (связанный с повреждением кожных покровов и слизистых острыми предметами);

риск токсического поражения (связанный с выполнением химической дезинфекции ОМО, а также при контакте с удаляемыми из ЛПУ токсичными отходами);

риск радиоактивного поражения;

экологический риск, связанный с поступлением больничных отходов в окружающую среду и их дальнейшей диссеминацией в воздушной, водной среде и почве.

Экологический риск будет меньше, чем полнее будут обеспечены меры профилактики четырех предыдущих видов рисков.

Учитывая высокую степень риска потенциальной эпидемиологической опасности отходов ЛПУ для персонала клиник и служб, занимающихся транспортировкой и обезвреживанием отходов, а также с учетом требований регламентирующих документов нами сформулированы основные методологические принципы и последовательность безопасного обращения с отходами классов Б и В.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 6.1. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ

Отходы ЛПУ класса Б и класса В составляют потенциально опасные медицинские отходы, создающие очевидный или скрытый риск для здоровья сотрудников ЛПУ, а также для персонала, обслуживающего схему удаления отходов из лечебно-профилактических учреждений. Они образуются в инфекционных, хирургических, акушерских отделениях и операционных, отделениях патологической анатомии и трансплантации, пунктах переливания крови и т.д. При этом особое внимание уделяется трем следующим категориям ОМО:

1) режущим и колющим инструментам - это шприцы для инъекций с иглой, канюли, скарификаторы, скальпели, лезвия, инструментарий для внутривенных процедур, надрезов и наложения швов, стеклянные предметы, такие как ампулы, любые острые части систем, которые предварительно отделяются;

2) крови и материалам, содержащим выделения больных (перевязочный материал, разовая спецодежда персонала, разовое постельное белье, расходные материалы и т.п.);

3) патологоанатомическим и органическим операционным отходам.

Важно помнить, что нарушение сбора и сортировки ОМО может привести к риску профессионального травматизма медицинских работников и угрозе безопасности пациентов и населения.

Местами образования отходов класса Б в ЛПУ являются:

процедурные, перевязочные и другие манипуляционно-диагностические помещения ЛПУ;

инфекционные, в т.ч. кожно-венерологические отделения ЛПУ;

медицинские и патолого-анатомические лаборатории;

лаборатории, работающие с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности;

виварии, ветеринарные лечебницы.

Места образования отходов класса В:

подразделения для пациентов с особо опасными и карантинными инфекциями;

лаборатории, работающие с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности;

отделения для пациентов с анаэробной инфекцией;

фтизиатрические и микологические клиники (отделения).

С целью минимизации риска физического поражения при обращении с колющими и режущими предметами (шприцы, скальпели и т.п.), инфекционного заражения и токсического воздействия дезсредств разработана технология обращения с опасными медицинскими отходами без проведения дезинфекции с последующим сжиганием.

Высокотемпературная технология уничтожения ОМО без дезинфекции включает следующие этапы:

Этап 1. Инъекционный инструментарий, а также колющие и режущие предметы после использования, не подвергая дезинфекции, помещают в одноразовую твердую упаковку - контейнеры (место первичного сбора). При этом иглу со шприца после инъекции не снимают, а сразу помещают его в одноразовый контейнер, в котором предусмотрено устройство для снятия игл.

После заполнения контейнера крышку герметично закрывают, наносят надпись: подразделение ЛПУ, название учреждения, дата, фамилия ответственного за сбор лица.

В промежутках между манипуляциями крышку контейнера прикрывают для предотвращения контаминации воздушной среды кабинета.

Другие ОМО, загрязненные биологическими жидкостями пациента (перевязочный материал, перчатки и т.п.), помещают в одноразовые полиэтиленовые пакеты, установленные в местах их образования в держателях.

После заполнения пакета (не более 3/4 объема), не уплотняя, герметизируют его и наносят надпись: подразделение ЛПУ, название учреждения, дата, фамилия ответственного за сбор ОМО лица. Удаление воздуха из пакета и его герметизацию проводят в средствах индивидуальной защиты (маска, резиновые перчатки).

Одноразовые мешки и контейнеры для сбора отходов класса Б должны быть желтого цвета с пометкой "Опасные отходы. Класс Б", для сбора отходов класса В - красного цвета с пометкой "Чрезвычайно опасные отходы. Класс В. Только для сжигания".

Этап 2. Упакованные таким образом ОМО помещают в контейнер многократного применения желтого цвета для сбора отходов класса Б (красного цвета для сбора отходов класса В), установленный в специально отведенном месте соответствующего отделения больницы.

Этап 3. Наполненный контейнер с ОМО транспортируют в специальное помещение на территории ЛПУ (место временного хранения), где исключен риск доступа к ОМО лиц, не имеющих на это полномочий. В обмен на него в отделение забирают чистый продезинфицированный контейнер.

Этап 4. В установленное время сотрудники организации, имеющей лицензию на уничтожение (сжигание) ОМО и транспортировку отходов от мест временного хранения ОМО на территории ЛПУ до места обезвреживания, забирают заполненные ОМО контейнеры и доставляют их к месту сжигания - центр по обезвреживанию опасных медицинских отходов ("Центр"), оставив в ЛПУ чистые продезинфицированные контейнеры. Грузчиком-экспедитором "Центра" совместно с ответственным лицом ЛПУ оформляется сопроводительная документация (транспортная накладная в 3-х экземплярах) о приеме-передаче ОМО.

Этап 5. Мастер "Центра" принимает соответствующий класс отходов по транспортным накладным и регистрирует принятые ОМО в журнале учета. Оператор снимает крышки с многоразовых контейнеров и выгружает содержимое в загрузочное устройство вместе с одноразовой упаковкой. Контейнеры после разгрузки обрабатывают дезраствором, моют и складируют в помещении для хранения чистых контейнеров.

Этап 6. Процесс сжигания осуществляется в соответствии с руководством по эксплуатации установки для сжигания ОМО.

6.2. ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЛИЦА ЗА ОБРАЩЕНИЕ С ОМО В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Основная роль в организации и реализации деятельности целостной системы сбора, транспортировки и удаления отходов в ЛПУ принадлежит заместителю руководителя ЛПУ по административно-хозяйственной части (АХЧ). Он назначается приказом руководителя ЛПУ ответственным специалистом и проходит обязательное обучение в специализированном центре по обращению с отходами с получением сертификата установленного образца на право организации работ по обращению с отходами.

Общая ответственность за обращение с опасными медицинскими отходами в ЛПУ возлагается на главного врача ЛПУ. Приказом по ЛПУ главный врач назначает ответственных лиц на всех этапах обращения с отходами.

За реализацию схемы сбора, временного хранения и транспортировки ОМО отвечает определенное должностное лицо (специалист по обращению с ОМО в данном ЛПУ), или ответственность распределяется между несколькими должностными лицами.

Следует подчеркнуть, что в условиях конкретного ЛПУ это определяется организационно-штатной структурой и типом ЛПУ, структурой и профилем основных его подразделений.

Следовательно, рекомендуется выделять несколько направлений в организации обращения с ОМО в ЛПУ, за реализацию каждого из которых несет ответственность определенное должностное лицо:

заместитель главного врача по хозяйственной части несет ответственность за обеспечение подразделений больницы достаточным количеством одноразовых контейнеров и пластиковых мешков соответствующей маркировки, многоразовыми контейнерами, за транспортировку отходов к месту временного хранения и их своевременный вывоз к месту сжигания;

главная медицинская сестра несет ответственность за организацию сбора опасных медицинских отходов согласно схеме и правилам их сбора в ЛПУ в соответствии с технологией обращения с ОМО без проведения дезинфекции с последующим сжиганием. Главная медицинская сестра несет ответственность за соблюдение медицинским персоналом правил инфекционной и травмобезопасности;

заместитель главного врача по эпидемиологическим вопросам (врач-эпидемиолог) несет ответственность за обучение медицинского персонала правилам инфекционной и травмобезопасности при обращении с отходами, координирует мероприятия по управлению и консультирует. Совместно с инженером по охране труда проводит расследование каждого случая аварийной ситуации, возникающей при обращении с отходами, с составлением акта расследования по установленной форме;

заведующий подразделением больницы, старшая медицинская сестра или старший лаборант несут ответственность за организацию сбора отходов непосредственно в отделении, за своевременную смену многоразового контейнера при его заполнении и за соблюдение медицинским персоналом правил инфекционной и травмобезопасности;

средний и младший медицинский персонал, занятый непосредственным сбором, транспортировкой и удалением опасных медицинских отходов, несет ответственность за соблюдение правил санитарно-противоэпидемического режима при обращении с отходами. Допускается к работе после прохождения обучения под руководством ответственного специалиста по обращению с ОМО в соответствии с принятой схемой обращения с отходами.

6.3. ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПРАВИЛАМ ОБРАЩЕНИЯ С ОМО

Весь персонал, участвующий в сборе, транспортировке и удалении опасных медицинских отходов из ЛПУ, должен пройти соответствующее обучение в соответствии с технологией обращения с ОМО без проведения дезинфекции с последующим сжиганием и по правилам инфекционной и травмобезопасности.

При поступлении на работу сотрудники ЛПУ обязаны пройти обучение при проведении вводного инструктажа по следующим вопросам:

правила раздельного сбора, хранения и транспортировки отходов;

правила поведения при возникновении "аварийной ситуации";

использование защитной спецодежды и средств индивидуальной защиты.

Обучение проводят главная медицинская сестра и (или) заместитель главного врача по хозяйственной службе, которые прошли обучение на базе специализированных центров по организации обучения обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений.

Обучение в ЛПУ проводится при наличии письменных инструкций и правил обращения с ОМО, утвержденных главным врачом больницы, 1 раз в год с обязательной регистрацией в журнале.

За обучение в подразделении больницы отвечает старшая медсестра (старший лаборант).

Инструктаж на рабочем месте проводится не реже 1 раза в 3 месяца непосредственно руководителем подразделения.

6.4. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОМО

На каждом рабочем месте необходимо наличие инструкции по обращению с ОМО. Сбор ОМО без дезинфекции проводится в специальную тару для сбора опасных отходов ЛПУ, в учреждении должно быть ее достаточное количество для всех производимых отходов.

В качестве тары для сбора ОМО в местах их образования используются одноразовые пакеты с соответствующей цветовой и текстовой маркировкой, указывающей их целевое назначение: "Пакеты для сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений". Пакеты для сбора отходов класса Б - должны иметь желтую, класса В - красную. Пакеты должны соответствовать единому типоразмеру, обеспечивать возможность безопасного сбора в них отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.728-99 и использования их совместно со стойками-тележками.

Для сбора отходов классов Б и В в качестве твердой упаковки используются одноразовые емкости (контейнеры) с герметично закрывающимися крышками с соответствующей цветовой и текстовой маркировкой. Емкости должны соответствовать целевому предназначению согласно требованиям СанПиН 2.1.7.728-99. Конструкция емкостей для сбора отходов классов Б и В должна обеспечивать их герметизацию в процессе сбора и невозможность их последующего вскрытия при транспортировке отходов вне пределов медицинского отделения (лаборатории).

Одноразовая тара (пакеты, емкости), предназначенная для сбора отходов классов Б и В, помимо различий в цветовой гамме, маркируется соответствующей надписью "Опасные отходы. Класс Б" или "Чрезвычайно опасные отходы. Класс В". После заполнения и герметизации на них наносится надпись с кодом подразделения ЛПУ, названием учреждения, датой и фамилией ответственного за сбор отходов лица.

Запрещено помещать ОМО в пакеты с бытовым мусором.

Колющие (режущие) ОМО собирают в специальные одноразовые контейнеры.

Не допускается заполнять одноразовую упаковку (контейнеры и пластиковые мешки) более 3/4 объема.

Одноразовые мешки с ОМО не уплотнять.

Удаление пакетов (емкостей), заполненных отходами классов Б и В из мест их образования, осуществляется по мере заполнения, но не реже чем раз в смену. Ориентировочный режим замены одноразовых пакетов (емкостей) в местах образования отходов представлен в табл. 2.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕЖИМ ЗАМЕНЫ ОДНОРАЗОВЫХ ПАКЕТОВ В МЕСТАХ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ КЛАССОВ Б И В

Все контейнеры и мешки должны быть четко промаркированы в соответствии с содержащимися отходами.

Одноразовые контейнеры и мешки с упакованными таким образом ОМО должны быть помещены в накопительный контейнер - контейнер многократного применения, который расположен в специально выделенном месте в отделении (подразделении) ЛПУ. Контейнер имеет специальную маркировку и крышку, что предотвращает случайный контакт с одноразовой упаковкой при транспортировке. Помещать неопасные отходы (бытовые) в такой контейнер категорически запрещается, т.к. это приводит к увеличению объема сжигаемого материала и, следовательно, повышению стоимости за килограмм опасных отходов.

Контейнеры многократного применении (мини-контейнеры) для транспортировки одноразовых упаковок с отходами (пакетов, емкостей) от мест промежуточного их сбора в подразделениях ЛПУ до места временного хранения в ЛПУ должны иметь соответствующую цветовую и текстовую маркировку, обеспечивать возможность удобной и безопасной эксплуатации их внутри помещений, а также проведения необходимой дезинфекции.

Контейнеры должны обладать плотно закрывающимися крышками. Конструкция контейнеров должна быть удобной в эксплуатации (возможность легко загружать и разгружать отходы). Материал контейнеров и их устройство должны позволять производить мытье их внутренней поверхности, обеззараживание и быть устойчивыми к воздействию дезинфекционных средств. Емкость контейнеров в зависимости от предназначения и собираемого класса отходов может составлять от 0,7 до 1 м3.

Сбор отходов разных классов производится в различные контейнеры. Контейнеры для сбора отходов разных классов должны обладать легко различимыми отличиями, маркироваться цветом и соответствующей надписью на боковой поверхности. Контейнеры для сбора отходов одного класса должны быть полностью идентичны. Контейнеры для сбора отходов класса Б - должны иметь желтую окраску, класса В - красную.

Сотрудник (уборщица или санитарка), ответственный за удаление отходов из отделения, проверяет мешки или контейнеры перед транспортировкой их к месту временного хранения. Мешки и контейнеры с ОМО, не имеющие соответствующей маркировки и неправильно упакованные, не подлежат дальнейшей транспортировке, ответственное лицо должно немедленно информировать руководителя подразделения об этом. Если отходы правильно упакованы и промаркированы, они подлежат транспортировке в многоразовом контейнере в специальное помещение на территории больницы (место временного хранения), в обмен отделение должно быть обеспечено чистым продезинфицированным контейнером.

Опасные медицинские отходы до момента транспортировки на сжигание подлежат безопасному хранению в контейнерах многоразового применения в специально отведенном месте в ЛПУ (место временного хранения).

ОМО следует временно хранить только в специально отведенных местах, нельзя оставлять отходы без присмотра в местах, где их нахождение может оказаться неэстетичным или представлять риск для пациентов или посетителей.

Контейнеры для сбора отходов классов Б располагаются в изолированном помещении медицинского корпуса. К данным помещениям корпуса предъявляются специальные требования:

1. Пол помещений выкладывается керамической плиткой.

2. Стены помещений выкладываются глазурованной плиткой по всей высоте.

3. Покрытие потолка влагостойкой краской.

4. Оконные блоки по серии 1.236-6 вып. 1.

5. Внутренние дверные блоки по серии 1.136-10.

6. Помещение должно оборудоваться:

Контейнеры для сбора отходов класса В располагаются только в изолированном помещении медицинского корпуса. К данным помещениям предъявляются вышеперечисленные требования.

Важно разделять два потока отходов (опасные медицинские и бытовые). При недостатке места возможно временное совместное хранение емкостей для опасных медицинских и бытовых отходов в местах их образования. Однако от места временного хранения до места окончательного размещения эти два потока отходов должны быть полностью разделены.

Многоразовый контейнер с опасными медицинскими отходами обязательно должен быть транспортирован на участок сжигания.

При проведении сбора отходов не допускается:

пересыпать отходы классов Б и В из одной емкости в другую;

устанавливать одноразовую упаковку (емкости) и многоразовые баки для сбора отходов на расстоянии менее одного метра от электронагревательных приборов и менее пяти метров от источников открытого пламени;

использовать мягкую упаковку (одноразовые пакеты) для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов;

утрамбовывать любые отходы руками;

осуществлять сбор отходов без перчаток.

При нарушении целостности одноразового пакета (разрыв, порез) его необходимо поместить в другой одноразовый пакет и произвести повторную герметизацию.

При обнаружении рассыпания отходов классов Б и В дезинфекция данного места производится немедленно. Для этой цели ЛПУ должно иметь запас готовых к применению дезинфицирующих средств.

Индивидуальная защита сотрудников ЛПУ:

1. Медицинские работники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (перчатки, маски, защитные очки).

2. На рабочем месте должна быть аптечка для оказания первой помощи при "аварийных ситуациях".

3. Сотрудники, имеющие контакт с отходами, которые загрязнены кровью или другими биологическими жидкостями, должны быть обследованы на маркеры гепатитов B, и C, вакцинированы против гепатита B.

7. ПОРЯДОК ДЕЗИНФЕКЦИИ МНОГОРАЗОВОГО ИНВЕНТАРЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ЛПУ

Для дезинфекции следует использовать зарегистрированные Минздравом России и рекомендованные к применению в медицинских учреждениях дезинфицирующие средства в концентрациях и экспозиции, указанных в соответствующих рекомендациях по их использованию.

Дезинфекция многоразовых баков (мини-контейнеров) для отходов класса А производится ежедневно силами лечебно-профилактического учреждения.

Дезинфекцию многоразовых контейнеров для сбора отходов классов Б и В производит в местах разгрузки организация, вывозящая ОМО на сжигание: перед загрузкой ОМО в установку для сжигания отходов оператор снимает крышки с многоразовых контейнеров и выгружает содержимое в загрузочное устройство вместе с одноразовой упаковкой. Многоразовые контейнеры после разгрузки обрабатывают дезраствором, моют и складируют в помещении для хранения чистых контейнеров.

8. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ В ЛПУ

Учитывая данные международного опыта и результаты отечественных исследователей (Д.А. Голубев и др. 2001; П.С. Опарин. 2001; В.Г. Акимкин, 2002; И.В. Русаков и др. 2002), в современных условиях деятельности здравоохранения Российской Федерации установлены и рекомендованы ориентировочные количественные нормативы образования отходов в лечебно-профилактических учреждениях в зависимости от их коечной емкости. Согласно данному опыту, средние количественные нормативы образования отходов в ЛПУ могут претерпевать изменения в зависимости от влияния ряда факторов:

1) структуры медицинского учреждения;

2) степени и объема медицинской помощи, оказываемой поступившим в стационар пациентам в порядке неотложной помощи;

3) профиля специализированной направленности медицинского учреждения.

Поэтому в практической деятельности расчет нормативов образования всех отходов в ЛПУ следует производить с учетом поправочных коэффициентов, составляющих в данных случаях 1,3 - 1,5.

Кроме того, на нормативы образования отходов в ЛПУ оказывают влияние технические и финансовые возможности медицинского учреждения, благоустройство его зданий и корпусов.

Согласно мнениям Д.А. Голубева и др. (2001), В.Г. Акимкина (2003) и др. удельный вес отходов класса Б по отношению к общему количеству отходов, образующихся в многопрофильном стационаре, составляет 12 - 15%.

Расчет количества отходов ЛПУ можно проводить по формуле, рекомендованной профессором В.Г. Акимкиным в методическом пособии "Санитарно-эпидемиологические требования к организации сбора, обезвреживания, временного хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях" (М. Издательство РАМН, 2003).

В г. Екатеринбурге специалистами МУ "ГЦМП" разработана методика расчета количества опасных медицинских отходов в ЛПУ.

В методике был применен новый подход расчета количества медицинских отходов на одного пролеченного больного, при котором учитывались вид отходов и профиль коек ЛПУ.

Данный подход определения объема медицинских отходов является более точным методом, чем расчеты на одно койко-место, так как при расчете на койко-место не учитывается "простой" койки (дезобработка, плановое заполнение палат и пр.).

Методика прошла экспертизу на кафедре эпидемиологии Уральской медицинской академии (экспертное заключение N 157 от 11.09.2000).

Данные о количестве пролеченных больных в год по каждому лечебно-профилактическому учреждению Министерства здравоохранения Свердловской области и среднему пребыванию больного на койке были предоставлены по форме 30 "Коечный фонд и его использование".

УСЛОВНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОПАСНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЕМЫХ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ОДНОГО БОЛЬНОГО В ДЕНЬ, ПО ПРОФИЛЯМ КОЕК

В качестве ориентировочных нормативов образования отходов для амбулаторно-поликлинических учреждений могут быть рекомендованы показатели, полученные Д.А. Голубевым и др. (2001), Н.В. Русаковым и др. (2002) и В.Г. Акимкиным (2003) и составляющие 0,1 - 0,15 кг на одно посещение.

Для ЛПУ амбулаторно-поликлинического типа.

Количество ежедневных посещений поликлиники - 700.

Соответственно, ежедневная норма накопления отходов в поликлинике ориентировочно составит:

700 посещений x (0,1 - 0,15 кг/посещение в сутки) = 70 - 105 кг/сутки.

Годовая норма накоплении отходов ориентировочно составит:

(70 - 105 кг/сутки) x 300 суток = 21000 - 31500 кг/год (21,0 - 31,5 т/год).

На основании проводимых расчетов удельный вес отходов класса Б по отношению к общему количеству отходов составляет 12 - 15%. Значит, ориентировочные количественные нормативы образования отходов класса Б в ЛПУ амбулаторно-поликлинического типа могут составлять 0,012 - 0,0225 кг на одно посещение.

Например, ориентировочное количество отходов группы Б в поликлинике на 700 посещений в сутки составит:

в сутки: 700 посещений x 0.012 кг/посещение в сутки = 8,4 кг/сутки;

в год: 8,4 кг/сутки x 300 суток = 2520 кг/год (2,5 т/год).

9. ТРЕБОВАНИЯ К ОДНОРАЗОВОЙ ТАРЕ ДЛЯ СБОРА БЕЗ ДЕЗИНФЕКЦИИ, ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ И УДАЛЕНИЯ ОПАСНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ В ЛПУ

Однократно применяемая тара для сбора отходов (пакеты, контейнеры, герметичные емкости для сбора игл и шприцев), используемая в ЛПУ, должна отвечать медико-техническим требованиям к данной продукции и иметь свидетельство о регистрации, разрешающее ее применение в медицинской практике в соответствии с СанПиН 2.1.7.728-99.

Пакеты одноразовые полиэтиленовые для отходов класса Б (желтого цвета) и В (красного цвета) со стяжкой (клипсой), текстом (согласно СанПиН 2.1.7.728-99) и информационным окном, в котором указывается название ЛПУ, подразделение ЛПУ, дата и фамилия ответственного за сбор отходов лица. На этикетках должны быть нанесены предупредительные надписи: "предел заполнения", "не приминать", "подлежит обязательному сжиганию", "знак биологической опасности". Также этикетка должна содержать краткую информацию по применению, ссылку на ТУ, регистрационное удостоверение, размер пакета, номер партии и дату изготовления.

420 x 260 x 150 - 10 л, толщина пленки - не менее 30 мкр;

700 x 400 x 150 - 30 л, толщина пленки - не менее 30 мкр;

960 x 400 x 200 - 60 л, толщина пленки - не менее 40 мкр;

1000 x 500 x 300 - 100 л, толщина пленки - не менее 40 мкр.

Контейнеры одноразовые для сбора ОМО (колюще-режущих медицинских предметов) без проведения дезинфекции с последующим сжиганием должны быть изготовлены из пластика, иметь специальную крышку, гарантирующую бесконтактное снятие всех видов канюль, скальпелей и игл со шприцов, - в крышке контейнера имеется специальное фигурное загрузочное отверстие.

Для безопасности при транспортировке и при работе с острыми предметами крышка контейнера должна:

- герметично закрываться (наличие запорного устройства гарантирует однократное использование контейнера);

- иметь поворотный механизм, обеспечивающий безопасность при транспортировке и предотвращающий контаминацию окружающей среды медицинского кабинета во время работы;

- иметь три положения: "Открыта", "Временно закрыта", "Окончательно закрыта".

Одноразовые контейнеры для сбора, временного хранения и удаления медицинских отходов класса "Б" должны быть желтого цвета, "В" - красного цвета.

Контейнеры должны иметь этикетки с информационным окном, в котором указывается название ЛПУ, подразделение ЛПУ, дата и фамилия ответственного за сбор отходов лица. На этикетках должны быть нанесены предупредительные надписи: "предел заполнения", "не приминать", "подлежит обязательному сжиганию", "знак биологической опасности". Также этикетка должна содержать краткую информацию по применению, ссылку на ТУ, регистрационное удостоверение, объем контейнера, номер партии и дату изготовления.

Оптимальный объем одноразовых контейнеров:

0,15 л - 0,25 л, толщина стенки контейнера не менее 1,5 мм;

0,7 л - 1,0 л, толщина стенки контейнера не менее 1,7 мм;

2,0 л - 2,5 л, толщина стенки контейнера не менее 1,7 - 2,0 мм.

- использовать пакеты и контейнеры вторично;

- пересыпать содержимое пакетов и контейнеров;

- сжимать, сдавливать или утрамбовывать пакеты и контейнеры;

- использовать пакеты и контейнеры не по назначению.

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение в работу ЛПУ Свердловской области высокотемпературной технологии уничтожения ОМО без химической дезинфекции позволит:

сократить число аварийных ситуаций (проколов, порезов) у медицинского персонала;

снизить использование дезинфектантов (хлорсодержащие препараты);

нормализовать параметры микроклимата на рабочих местах медицинских сестер (за счет отсутствие открытых емкостей с рабочими растворами дезинфицирующих средств);

улучшить микробиологические показатели воздуха в ЛПУ (снижение частоты обнаружения дрожжевых и плесневых грибов за счет уменьшения влажности воздуха рабочих помещений).

11. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

3. Правила по устройству и эксплуатации помещений патологоанатомических отделений и моргов (патологических и судебно-гистологических лабораторий) лечебно-профилактических и судебно-медицинских учреждений, институтов и учебных заведений. МЗ СССР 20.03.1964 N 468-64.

4. Санитарные правила и нормы 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".

5. Санитарные правила 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов: санитарные правила".

6. Санитарные правила 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

7. Санитарные правила 2.6.6.1168-02 "Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами".

8. Санитарные правила и нормы 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров".

9. Санитарные правила 3.3.2342-08 "Обеспечение безопасности иммунизации".

10. Постановление Правительства Свердловской области от 08.10.2007 N 1004-ПП "О мерах по совершенствованию обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области".

11. Постановление Правительства Свердловской области от 25.09.2008 N 1015-ПП "О совершенствовании системы сбора, хранения и утилизации отходов лечебно-профилактических учреждений Свердловской области".

12. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2002 N 382 "Об утверждении Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств".

13. Методические указания 3.1.2313-08 "Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения".

14. Методические рекомендации "Порядок использования, сбора, хранения, транспортировки, уничтожения, утилизации (переработки) самоблокирующихся (саморазрушающихся) шприцев и игл инъекционных однократного применения", 2005 г.

15. Методические рекомендации 2.1.7-02.07 "Требования к отбору, транспортированию, хранению и подготовке к исследованию проб медицинских отходов".

12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов В.Н. Удаление отходов лечебно-профилактических учреждений. - М. 1998. - 100 с.

2. Акимкин В.Г. Необходимость и перспективы изменения нормативной базы в Российской Федерации по проблеме обращения с медицинскими отходами // Отходы производства и потребления, медико-экологические и экономические аспекты: Материалы международной конференции / Ред. колл. О.А. Бобылева и др. - К. О-во "Знание" Украины, 2005. - С. 88 - 91.

3. Акимкин В.Г. Обращение с отходами в ЛПУ: пособие для медицинских сестер. - М. МЦФЭР, 2004. - 176 с. (Библиотека журнала "Здравоохранение", 3-2004).

4. Акимкин В.Г. Санитарно-эпидемиологические требования к организации сбора, обезвреживания, временного хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях (методическое пособие). М. Издательство РАМН, 2003. 84 с.

5. Базельское соглашение по контролю за трансграничным перемещением опасных отходов. Техническое описание управления охраной окружающей среды от загрязнения опасными отходами здравоохранения. - Женева, 2001. - 235 с.

6. Васильева Л.Д. Федорова Е.В. Харитонов А.Н. Высокинская Р.В. Опасные медицинские отходы // ТехНАДЗОР. - 2007. - N 6, май. - С. 10 - 11.

7. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. - М. 1995.

8. Голубев Д.А. Селезнев В.Г. Мироненко О.В. Практическое пособие по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений. - СПб. Издательство "Экополис и культура", 2001. - 240 с.

9. Методические рекомендации по организации демеркуризационных работ в лечебно-профилактических учреждениях. - Екатеринбург, 2000.

10. О необходимости усиления мер по профилактике профессионального заражения гемоконтактными инфекциями в ЛПУ г. Екатеринбурга: информационное письмо Управления здравоохранения г. Екатеринбурга N 2202-20 от 05.10.2005.

11. Опарин П.С. Гигиена больничных отходов. - Иркутск: Изд. Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН, 2001. - 176 с.

12. Отходы учреждений здравоохранения: современное состояние проблемы, пути решения. / Под ред. Л.П. Зуевой. - СПб. 2003. - 43 с.

13. Покровский В.И. Семина Н.А. Беляев Е.Н. Акимкин В.Г. Ковалева Е.П. Верещагин А.И. Брагина И.В. Коршунова Г.С. Симонова Е.Г. Гвоздев С.Н. Гвоздева Ф.М. Существующее положение и перспективы решения проблемы в Российской Федерации по обучению ответственных специалистов в ЛПУ вопросам безопасного обращения с медицинскими отходами // Медицинские отходы: проблемы и пути решения: Сборник материалов III Всероссийской научн.-практич. конференции с международным участием. - М. 2005. - С. 51 - 52.

14. Прюсс А. Тоуненд В.К. Обращение с отходами здравоохранения. Практическое руководство для обучения. - ВОЗ, Женева, 1998. - 256 с.

15. Регламент обращения с опасными медицинскими отходами в г. Екатеринбурге (Санитарно-эпидемиологическое заключение N 66.01.15.001.Т.000041.01.06. от 19.01.2006).

16. Федорова Е.В. Харитонов А.Н. О совершенствовании мероприятий по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений в г. Екатеринбурге // Сибирь-Восток. - 2005. - N 4. - С. 26 - 28.

17. Харитонов А.Н. Федорова Е.В. Салимов И.Ф. Высокотемпературная технология уничтожения опасных медицинских отходов без проведения дезинфекции // Современные технологии безопасного обращения с медицинскими отходами: Сборник материалов IV международной конференции по медицинским отходам. - М. 2007. - С. 128-130.

18. Харитонов А.Н. Акимкин В.Г. Федорова Е.В. Организация высокотемпературного уничтожения опасных медицинских отходов без проведения дезинфекции в г. Екатеринбурге // Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. - 2009. - N 6(49). - С. 29 - 33.

19. Щербо А.П. Больничная гигиена. Руководство для врачей. - СПб. СПбМАПО, 2000. - 489 с.

"Об утверждении Административного регламента исполнения органом местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" муниципальной функции муниципального земельного контроля"

"Об утверждении стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу максимальной мощности за технологическое присоединение к электрическим сетям "Желдорэнерго" - филиала общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОПРОМСБЫТ" (город Москва)"

"О реорганизации государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Камышловский детский дом"

"Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и местного значения на территории Свердловской области"

"Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области"

"Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования "город Екатеринбург"

"О внесении изменений в План мероприятий на 2013 год муниципальной целевой программы "Жилищное строительство в Новоуральском городском округе" на 2013 - 2015 годы, утвержденный Постановлением Администрации Новоуральского городского округа от 12.03.2013 N 584-а"

"Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного надзора"

"О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 16.10.2008 N 1108-ПП "О ликвидации областного государственного учреждения "Санаторий "Нижние Серги"

"О предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" муниципальным бюджетным учреждениям, подведомственным Департаменту по управлению муниципальным имуществом, на иные цели, не связанные с обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)"