Категория: Бланки/Образцы
2016-2017 учебный год
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) - 2015-2016 учебный год
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года
Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году
Объявлены открытые темы-направления сочинений по литературе на ЭГЭ 2016-2017 год. Выкладываем комментарии к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
1. «Разум и чувство» . Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение» . Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
Понравилась статья? Поделись!
Итоговое сочинение 2015/16: готовые сочинения
Мы подготовили 72 готовых сочинения по направлениям «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы». Стоит помнить, что оригинальность итогового сочинения должна составлять не менее 50%, поэтому при использовании готовых сочинений для надёжности следует менять слова местами.
Ниже вы можете:
? ознакомиться с планом сборника сочинений;
? скачать 72 готовых сочинения;
? скачать шпаргалки разных размеров (3,5 пт; 4 пт; 4,5 пт; 5 пт).
Все сочинения распределены по тематическим направлениям:
1. «Время – ткань, из которой состоит жизнь». (Б. Франклин)
2. «Время – это простор для развития способностей»
3. Потерянное время
4. Влияет ли время на судьбу человека?
5. Мы все дети своего времени
6. Время и Мы
7. Какое место занимает время в человеческой жизни?
8. Категория времени в литературе.
9. «Писатель – судья своего времени»
10. «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской. » (Есть ли надежда в лирике Лермонтова?)
11. История – ключ к пониманию народа
12. Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)
13. Проблема времени в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»
14. Проблема времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
15. Человек и время в рассказах Л.Н. Андреева
16. «Родительский дом – начало всех начал…» (Ю. Антонов)
17. «Дом — островок, крепость в хаосе революционных, военных событий»
18. «Человека человеком делают не деньги, а его семья»
19. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
20. «Дом – это место, где тебя всегда ждут»; «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
21. «Дом – основа человеческого бытия»
22. Какую роль семья играет в становлении личности?
23. Что значит для человека дом?
24. Что означает понятие «Дом»?
25. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века
26. Образ родного Дома в творчестве русских классиков
27. Образ дома в романе «Белая гвардия»
28. В семейной жизни самый важный винт – любовь
29. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М. Горький)
30. «Любовь – прекрасное чувство»
31. «Любовью дорожить умейте»
32. «Любовь к профессии и к семье – источник счастья человека»
33. Что важнее: любить или быть любимым?
34. «А вечно любить невозможно!» (М.Ю. Лермонтов)
35. «…Всё движется любовью…» (О. Э. Мандельштам)
36. Любовь – высшее начало
37. Любовь как вечная тема мировой художественной литературы
38. Любовь – огромная страна
39. Что такое любовь?
40. Какова сила любви?
41. Безответная любовь
42. Любовь многолика
43. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
44. Любовь, какая она. (по произведениям А. Куприна)
45. Любовь, о которой мечтает каждый
46. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе XX в. (по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)
47. Любовь в жизни героев Л.Н. Толстого
48. Любовь в жизни Онегина, Татьяны и Пушкина (по роману «Евгений Онегин»)
49. Рассуждение о любви
50. Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
51. Что объединяет повести Тургенева о любви? (по произведениям «Первая любовь», «Клара Милич», «Вешние воды»)
52. «Люди все живут, как щепки по реке плывут»
53. Легко ли найти свой путь в жизни?
54. Долгая дорога к себе: духовные искания литературных героев
55. Дорога без начала и конца
56. Мотив пути в русской литературе
57. Образ дороги в русской литературе
58. «Духовность — это собственное стремление человека к высокому» (С. Соловейчик)
59. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. »
60. В чём смысл жизни?
61. Художественная литература – это исповедь или проповедь?
62. «Поэт в России — больше, чем поэт» (Е. Евтушенко)
63. «Книга. освещает наше личное движение к истине. »
64. «Хорошая книга – это ручеек, по которому в душу втекает добро» (Ф.А. Абрамов)
65. Какого читателя можно назвать талантливым?
66. Значение литературы для человека
67. Влияние литературы на формирование личности
68. Роль книги в моей жизни
69. Каково место литературы в современном обществе?
70. Уроки, данные книгой.
71. Книга, которую хочется перечесть
72. Мое любимое произведение современной литературы
Около 95% старшеклассников получили «зачёт». Наиболее популярным в 2015 году стало направление «Любовь» – его выбрали более половины выпускников. 16% отдали предпочтение темам направления «Путь». Еще 15,5% выпускников писали о доме. 12,5% выбрали «Год литературы». Более 5% выпускников привлекла тематика направления «Время».
Всего писали итоговое сочинение 688 699 человек (из них 674 432 выпускника текущего года). Изложение писали 15 889 человек, (из них 15 770 выпускников текущего года). Число выпускников текущего года, получивших «незачет» за сочинение, составило 2 563 человека, за изложение – 368 человек.
Стали известны направления, по которым будут составлены темы сочинений для выпускников. Что выбрать для аргументации – «Войну и мир» или «Пятьдесят оттенков серого», разбирались с экспертами. Тематические направления для «начальников» озвучили. Для «начальников» – потому что сами выпускники узнают конкретные темы за 15 минут до экзамена, а всего их обещают напридумывать более 300.
В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «Время», «Дом», «Любовь», «Путь». Пятое направление – «Год литературы». Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. В ФИПИ оставили комментарии к каждому направлению. Они, по словам ученого секретаря Института, составлялись так, чтобы ученик не смог догадаться, какая же именно тема сочинений попадется ему, когда он возьмет билет. Но подтолкнуть в верном направлении эти комментарии всё-таки смогут. Итак, что же писать?
«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Не стоит писать о том, чем ты занимаешь свое свободное от учебы время, скорее важно, ценишь ли ты это время и почему. Время в твоем сочинении – штука глобальная, это нужно помнить. В качестве примера можно привести произведение И. А. Бунина «Темные аллеи», где главный герой размышляет о быстротечности времени. Другой вариант – пьеса Максима Горького «На дне», в которой тема времени коснулась актера.
Почти вся литература пропитана чувством времени, почти в каждом произведении (и в поэтическом, и в прозаическом, и в драматическом) мы обнаруживаем знаки времени. Какие знаки времени есть в произведении? Обращаем внимание на образы, соответствующую лексику, соединение различных глагольных форм.
Все временные эпохи человеческого бытия в литературе текучи, разомкнуты одна в другую: прошлое соединяется с настоящим и будущим. Во многих текстах тема движущегося времени становится определяющей. Время всегда связано с раздумьем человека о жизни, о смерти, о судьбе.
Время (темы на 3 февраля 2016):«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
«Дом» – это такая тема, при которой у каждого обязательно возникают свои личные ассоциации и эмоции, а уж произведений с такой подоплекой очень много. Например, «Вишневый сад» А. П. Чехова, где герои пытались сохранить свое имение, или же «Война и мир» Л. Н. Толстого. Там дом находит свое отражение в семье. Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде. Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях.
Несколько слов на тему «ЧТО ТАКОЕ ДОМ?»ДОМ - слово многозначное… Это семейный очаг. Это символ надёжности и безопасности, уюта и тепла. В родительском доме мы появились на свет, здесь живут наши близкие и любимые люди, здесь прошло наше детство, здесь мы повзрослели… Тёплые воспоминания о прожитых родительском доме мы храним всю жизнь. В родном доме мы получаем первые уроки нравственности… Не зря его зовут колыбелью, причалом, пристанью… В родном доме раскрывается истинное "Я" человека, именно здесь он сбрасывает все свои маски, за которыми скрывается в обществе. Дома нет смысла притворяться, потому что в нем тебе ничто не угрожает.
Это малая родина. В родном городе или посёлке мы открываем для себя мир, мы учимся любить природу, познаём людей… Это Родина. Большой дом для всего народа. Именно Родина-мать зовёт на помощь своих сыновей и дочерей в страшные годы войны… Это пристанище души, потому что красота и тепло дома тесно связаны с красотой души его хозяев. Это духовное начало наших помыслов… Это Земля, и каждый уголок её – частичка большой и прекрасной планеты, которую мы должны любить так же, как родительский дом.
Дом (темы на 3 февраля 2016):«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
Любовь – это действительно многогранное понятие. Но к нему надо подходить очень аккуратно. Как сказала Наталья Солженицына, не стоит брать для аргументов «Лолиту» или «50 оттенков серого», ведь слишком рискованно писать о произведении с маркировкой 18+. Да и зачем? Ведь русскими классиками написано столько произведений на эту тему, что выбрать одно или два очень сложно. Вспомните хотя бы лирику Пушкина.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛЮБВИ. Человек не может жить без любви! Взаимной и неразделенной, к людям и к себе, к родителям и детям, к Родине и природе, к окружающему миру и профессии. Всё его жизненное пространство – это пространство любви! Но любовь может быть разной. Существует, к сожалению, и любовь, разрушающая душу. Это гипертрофированная любовь к себе, к деньгам, к карьерному росту. Давайте разберёмся, как в литературе раскрываются все эти проявления любви. Предлагаем Вам темы для сочинения, небольшие тексты для размышления и два образца сочинений.
Любовь (темы на 3 февраля 2016):«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Для такой темы подходят стихотворения великих русских классиков. Можно взять «Странника» А. С. Пушкина и на этом примере раскрыть свою мысль. Проблема выбора жизненного пути поднимается в «Евгении Онегине», где главный герой пытается найти свой путь в жизни.
Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути). По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».
Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.
Путь (темы на 3 февраля 2016):«Год литературы» – направление. с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Направление "Год литературы в России" предполагает написание сочинений по темам: «Моя любимая книга», «Роль книги в моей жизни», «Кто для Вас идеальный герой литературы?», «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?», «Можно ли обойтись без книг?», «Можно ли испытать радость, читая книгу?», «Какие вопросы задает человеку литература?» и т.д.
Юбилейные даты «Года литературы в России» нацеливают нас на написание сочинений по темам: «Какие проблемы, поднимаемые А.А.Фетом ( А.А.Блоком, С.А.Есениным, А.И.Куприным), прошли сквозь время и актуальны сегодня?», «А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн) в Вашем читательском опыте», «Мой А.А.Фет (А.А.Блок, С.А.Есенин, А.И.Куприн)» и т.д.
Год литературы (темы на 3 февраля 2016):Ну, а здесь всё зависит только от тебя и твоей начитанности, поэтому вооружайся книгами, пока не поздно (и желательно, с маркировками 12+). Удачи!
«Выпускное сочинение 2015-2016 | Направления и темы » / Ноябрь 2015 | Источник
Советы и рекомендации по написанию выпускного сочиненияКлише для вступления или для оформления тезиса Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
Могу предположить, что …(тезис)
Позволю себе высказать свою точку зрения
Переход к основной части В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
Обратимся к произведениям художественной литературы
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Внутри основной части (переход от одного аргумента к другому)
Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
Можно привести и другой пример.
В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
Эта же тема рассматривается и в произведении…
Заключение К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
«Выпускное сочинение 2015-2016 | Направления и темы » / Ноябрь 2015 | Источник
22.02.2016 - На Форуме сайта проводится мастер-класс "Особенности написания комментария в сочинении на ЕГЭ 2016 года". Более 1300 посетителей приняли участие в работе мастер-класса. Ссылка >>
14.02.2016 - Ребята, на сайте "По уши в ГИА" вы тоже сможете найти готовые сочинения для подготовки к ОГЭ:
09.01.2016 - Поздравляем Ирину Курамшину. автора любимых рассказов посетителей сайта, со вступлением в Российский Союз Писателей. Желаем творческих успехов! Ждем новых рассказов!
25.10.2015 - Выпускники, до ИТОГОВОГО сочинения остается месяц. Пора оформить подписку в ВИП-раздел. До 1 декабря в течение месяца вы сможете написать под руководством Любови Михайловны от 5 до10 сочинений (все зависит от вашего трудолюбия). Сочинения, созданные в ВИП-разделе. скрыты от посторонних глаз, поэтому сохраняют свою уникальность. Ждем вас в ВИП-разделе. Подробнее >>
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ГОД ЛИТЕРАТУРЫ"
ТЕМА - НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТЕМА - ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ВРЕМЯ"
ТЕМА - НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЛЮБОВЬ"
ТЕМА - НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ДОМ"
ТЕМА - НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ