Руководства, Инструкции, Бланки

практическая работа по химии 9 класс знакомство с образцами лекарственных препаратов img-1

практическая работа по химии 9 класс знакомство с образцами лекарственных препаратов

Рейтинг: 4.3/5.0 (1835 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Зарубин Е

Химия и медицина Элективный курс для учащихся 10 класса

Ваших учеников интересует медицина?

Они хотят проникнуть в тайны экспериментальной фармакологии и понять, как проводятся биохимические исследования?

Давайте сделаем это вместе!

В ходе практических работ и лабораторных опытов выясним, как можно идентифицировать общеизвестные лекарственные средства, самостоятельно приготовим фармакологические растворы. Разрешим ваши “медицинские сомнения”, привлекая для этого последние научные данные.

Предлагаемый курс позволит вам оценить роль химии в медицине. Его содержание отличается ясностью изложения, практичностью советов и наглядностью примеров.

Словарь основных понятий.

Рекомендуемая литература (для учителя и учащихся).

Практическая работа 1. Знакомство с образцами лекарственных средств и опыты с ними.

Практическая работа 2. Распознавание лекарственных средств и их идентификация.

Задания к разделу “Химические элементы и их лечебное действие”.

Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство.
Лишь только доза делает лекарство ядом или лекарством.

Т.Парацельс

В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают достаточно скудными знаниями о своем организме, способах сохранения здоровья и путях выхода из ситуаций, когда организму требуется помощь. Учащимся необходимо знать, что собой представляет человеческий организм с точки зрения химии и биологии, как поддерживать здоровье и помочь своему организму справиться с некоторыми заболеваниями и что лучше применить: лекарственные или растительные препараты.

При изучении данного курса формируются понятия о здоровье, лекарствах, их действии на организм и правильном их употреблении. Он позволяет погрузиться в систему вопросов: химические и биологические свойства металлов и неметаллов, химические реакции, химическая зависимость, фармакологические группы веществ. Особое внимание уделено составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами. При этом учащиеся усваивают, что здоровый образ жизни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем.

Содержание данного курса вводит учащихся в область теоретических основ медицины, связанных с сохранением здоровья, а также частично обеспечивает профессиональную ориентацию старшеклассников.

Цели курса. Продолжить формирование у учащихся понимания важности сохранения здоровья; дать представление о профессиях, связанных с медициной; предоставить учащимся возможность удовлетворить свои познавательные интересы в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ.

Задачи курса. Актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения; научить школьников анализировать свой образ жизни с точки зрения влияния на здоровье; ознакомить учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на живой организм, с приемами оказания доврачебной помощи; совершенствовать умения обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием, навыки решения экспериментальных и расчетных задач; способствовать развитию творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности и воображения.

Продолжительность курса – одно полугодие; объем – 17 ч.; периодичность проведения уроков – 1 раз в неделю.

Требования к уровню знаний и умений учащихся.

Учащиеся должны знать .

– понятия “лекарственные вещества”, “ядовитые вещества”, роль неметаллов и металлов в природе;

– фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия;

– влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;

– правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;

– правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

Учащиеся должны уметь .

– проводить качественные реакции на анионы;

– работать с лабораторным оборудованием;

– идентифицировать лекарственные средства с помощью химических реакций;

– решать расчетные задачи с медицинским содержанием;

– работать в группе;

– анализировать состав лекарственных препаратов.

Общие понятия о лекарственных средствах (6 ч)

Определение понятия “лекарственный препарат”. Парацельс – основоположник медицинской химии. Клавдий Гален – фармаколог. Формы лекарственных препаратов: таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настойки. Химическая классификация лекарственных веществ.

Фармакологическая классификация лекарственных веществ.

Правила хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях.

Лекарственные травы и их фармакологическое действие.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: 1. Знакомство с образцами лекарственных средств и опыты с ними; 2. Распознавание лекарственных средств и их идентификация.

Болезни химической зависимости, профилактика и лечение (4 ч)

Алкоголь. Табак (никотин). Наркотические вещества (марихуана, кокаин, опиаты, психомиметические средства, летучие вещества). Действие на организм, отдаленные эффекты действия, профилактика и лечение.

Л а б о р а т о р н ы й о п ы т. Химический состав табачного дыма.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а 3. Детектор трезвости (демонстрация окисления спиртов). Физиологическое воздействие спирта на семена пшеницы и куриный белок.

Методы расчета в фармакологической химии (2 ч)

Правила приготовления растворов. Правила взвешивания твердых веществ. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Определение объемов растворов с помощью мерной посуды.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а 4. Приготовление растворов с определенной массовой долей вещества.

Химические элементы и их лечебное действие (4 ч)

Л а б о р а т о р н ы й о п ы т. Качественная реакция на хлориды.

Кровоостанавливающие средства. Рассказ о применении хлорида кальция как успокаивающего средства при лечении неврозов, бронхиальной астмы, туберкулеза.

Л а б о р а т о р н ы й о п ы т. Качественная реакция на йодиды.

Лечение глазных болезней. Мазь на основе йодида калия используется для лечения грибкового поражения ногтей. Йод входит в состав белка щитовидной железы, поставляющей организму такие гормоны, как тироксин, дийодтирозин.

Л а б о р а т о р н ы й о п ы т. Качественная реакция на сульфаты.

Изготовление повязок и шин, зубопротезная техника.

Л а б о р а т о р н ы й о п ы т. Качественная реакция на нитраты.

Препараты соединений азота: водный раствор аммиака (10%-й), оксид азота(I) (физиологическое действие установлено Г.Дэви, применяют для масочного наркоза в хирургической практике), нитрит натрия (проявляет слабощелочную реакцию в воде, является коронарно-расширяющим средством при стенокардии, противоядием при отравлении метгемоглобинобразующими веществами, цианидами).

Л а б о р а т о р н ы й о п ы т. Качественная реакция на фосфаты.

Применение в зубопротезной практике. Почти все важнейшие физиологические процессы в организме человека связаны с превращением фосфорорганических соединений. Фосфор сосредоточен в скелете, мышцах и нервной ткани. Зубная эмаль содержит апатит.

Л а б о р а т о р н ы й о п ы т. Качественная реакция на карбонаты.

Адсорбирующие и нейтрализующие средства. Карбонат калия применяется как составная часть пилюль Бло для превращения сульфата железа(II) в карбонат:

Роль металлов в медицине.

Последствия нарушений химического состава живых организмов. Влияние недостатка и избытка металлов на состояние организма человека. Металлотерапия – использование комплексных соединений для лечения болезней.

Ядовитое действие химических веществ на организм. Первая помощь при отравлении химическими реактивами.

Защита творческих работ (1 ч)

В конце курса происходит защита групповой творческой работы. Организуется смотр-выставка творческих работ: стенгазета, бюллетень ЗОЖ, связь химии с медициной, современные достижения медицины.

Словарь основных понятий

Анальгетики – болеутоляющие средства, некоторые также обладают противоревматическим и жаропонижающим действием, предотвращают появление тромбов в артериях.

Анестезирующие препараты – лекарственные препараты, угнетающие различные виды чувствительности, в первую очередь болевую.

Анион – отрицательно заряженный ион.

Антибиотики – вещества, которые производятся микроорганизмами и препятствуют росту бактерий, в том числе и внутри организма человека.

Антисептики – противомикробные препараты.

Катион – положительно заряженный ион.

Концентрированный раствор – раствор, содержащий большое количество растворенного вещества.

Лекарственный препарат – вещество, которое применяется в определенных дозах с целью лечения какого-либо заболевания или для его предупреждения.

Массовая доля растворенного вещества – отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.

Отравление (интоксикация) – нарушение функций организма под воздействием ядовитого вещества, которое вызывает расстройство здоровья или смерть.

Разбавленный раствор – раствор, содержащий малое количество растворенного вещества.

Яд – химическое соединение, которое, будучи введенным в организм и действуя на него химически или физико-химически, при определенных условиях может вызвать отравление различной степени тяжести или смерть.

Рекомендуемая литература для учителя

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М. Просвещение, 1995; Глушенков В.В. Фармацевтическая химия. М. Академия, 2005; Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки из зарубежного опыта преподавания. М. Энас, 2005; Грандберг И.И. Органическая химия. М. Дрофа, 2002; Гриффит Х.В. Новейшие лекарственные средства. М. Крон-Пресс, 1998; Демидов В.А. В химической лаборатории. Библиотечка “Первого сентября”, серия “Химия”, вып. 4 (16). М. Чистые пруды, 2007; Еремин В.В. Кузьменко Н.Е. Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс. М. Оникс 21 век, 2005; Кендиван О.Д.-С. Хомушку С. Контролирующие материалы по химии с практической направленностью. Химия (ИД “Первое сентября”), 2007, № 11; Крылов Г.В. Травы жизни и их искатели. Томск: Красное знамя, 1992; Николаева М.В. Элективный курс “Путешествие в мир фармакологии”. Химия (ИД “Первое сентября”), 2006, № 2; Штремплер Г.И. Элективный курс “Введение в фармацевтическую химию”. М. Дрофа, 2006; Шулутко Б.И. Справочник терапевта. М. Ренкор, 1999; Юрина А.А. Элективный курс “Химия и медицина”. М. Дрофа, 2006.

Рекомендуемая литература для учащихся

Володина М.А. Сборник конкурсных задач по химии с решениями. М. Изд-во Моск. ун-та, 1983; Медико-санитарная подготовка учащихся. Под ред. П.А.Курцева. М. Просвещение, 1988; Кузнецова Н.Е. Литвинова Т.Н. Левкин А.Н. Химия: 11 класс. М. Вентана-Граф, 2005; Пастушенков Л.В. Пастушенков А.Л. Пастушенков В.Л. Лекарственные растения. Л. Лениздат, 1990; Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М. Дрофа, 2006.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а 1.

Знакомство с образцами лекарственных средств и опыты с ними

Цели. Ознакомить учащихся с образцами лекарственных препаратов, научить делать расчеты для приготовления некоторых лекарственных средств и определения их формул. Расширить и углубить знания по данной теме.

Оборудование и реактивы. Ступка и пестик, пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок; настойка йода, 2М (8%-й) раствор NаОН, 1М (4%-й) раствор НСl, зеленка, сульфат магния, аспирин, димедрол, ампициллин, спиртовый раствор левомицетина, H2 SO4 (конц.), раствор CuSO4. раствор фурацилина.

Йодную настойку обычно считают спиртовым раствором йода. На самом деле она содержит 5 г йода, 2 г йодида калия и 50 мл 96%-го этилового спирта на каждые 50 мл воды. Для чего в йодную настойку добавляют йодид калия? Дело в том, что йод в воде почти не растворим. А йодид калия образует с йодом хорошо растворимый комплекс K[I(I2 )]. Часто формулу этого комплекса изображают в упрощенном виде – K[I3 ]. Этиловый спирт еще больше повышает растворимость йода.

Рассмотрите выданный образец йодной настойки и ознакомьтесь со способом решения задачи 1.

З а д а ч а 1. Рассчитайте массу йода, который может быть связан с помощью 1,66 г йодида калия, если степень превращения йода в растворимый комплекс составляет 10 %.

1) Уравнение реакции образования комплекса:

2) Количество вещества KI равно:

3) Количество вещества KI, вступившего в реакцию с йодом (и, соответственно, количество вещества йода):

4) Масса йода, связанного в комплекс:

Ответ. Масса йода равна 0,254 г.

2.Получение йодоформа. (Работу проводить под тягой.)

В пробирку наливают 1 мл спиртового раствора йода и приливают к нему 2М (8%-й) раствор NаОН до тех пор, пока смесь не обесцветится. Выпадают характерные светло-желтые кристаллы йодоформа.

3.Изучение бриллиантового зеленого и определение его формулы.

Рассмотрите образец бриллиантового зеленого и изучите способ решения задачи 2.

З а д а ч а 2. Определите брутто-формулу бриллиантового зеленого (зеленки), если известно, что при сгорании 0,01 моль этого соединения образуется 0,18 моль воды и выделяется 6,048 л оксида углерода(IV). Суммарная массовая доля азота, серы и кислорода равна 0,2562, а мольное соотношение N. S. O в веществе равно 2. 1. 4.

Другие статьи

Практическая работа по химии №11 «Анализ лекарственных препаратов» (10 класс, профиль)

Практическая работа по химии №11 «Анализ лекарственных препаратов» (10 класс, профиль).

Практическая работа №11

«Анализ лекарственных препаратов».

Цели: провести анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты; закрепить знания учащихся о качественных реакциях органических соединений и правилах обращения с веществами в повседневной жизни; отработать навыки экспериментального определения органических веществ; способствовать овладению доступными для учащихся научными методами исследования; формировать умения сравнивать строение лекарственных веществ и известных им соединений (фенолы, карбоновые кислоты), выявлять структурную схожесть определенных фрагментов их молекул, и делать выводы о том, что близкие по строению вещества проявляют сходные химические свойства; развивать у учащихся логическое мышление и творческий подход к решению поставленной задачи.

Оборудование: ацетилсалициловая кислота разных производителей, стакан с водой, растворы этилового спирта, гидроксида натрия (или калия), хлорида железа ( III ), спиртовка, держатель, спички, пробки для пробирок, пипетки.

«Все есть яд, ничто не лишено ядовитости,

И все есть лекарство,

Лишь только доза

Делает вещество ядом или лекарством».

I. Повторение изученного.

Учитель. В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ. К сожалению, некоторые из них - не по назначению. Чаще всего в эту категорию веществ попадают лекарственные препараты.

- Что такое лекарственные препараты?

Учащиеся. Лекарственные препараты – это медицинские средства, которые назначаются врачом при определенных заболеваниях для улучшения состояния здоровья человека.

Учитель. Какие группы лекарственных препаратов вам известны? Приведите примеры.

Учащиеся. (краткие сообщения учащихся). Среди лекарственных препаратов выделяют следующие группы:

Антисептические (греч. anti –отрицание, septikos гниение)– средства, обладающие противомикробным действием и применяются для дезинфекции, смазывания кожи и слизистых оболочек, орошения ран и полостей. К ним относятся: борная кислота, раствор йода, бриллиантовый зеленый, фурацилин, ляпис – AgNO 3. протаргол – ZnSO 4. перманганат калия, перекись водорода и другие.

Антибиотики (греч. anti –отрицание, и bios - жизнь) – органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью убивать микробов. К ним относятся: пенициллины, стрептомицин, нистатин, тетрациклин, левомицетин, эритромицин, олететрин и ряд других.

Анестезирующие ( an – отрицание, aisthesis – чувство, ощущение) вещества, временно блокируют нервные окончания. К ним относятся новокаин, дикаин, лидокоин и другие.

Анальгетики (греч. analges - обезболенный) – лекарственные препараты, устраняющие болевые ощущения, путем непосредственного воздействия на ЦНС. Ацетилсалициловая кислота и её производные, амидопирин, анальгин, парацетамол, фенацетин и другие.

Учитель. Сегодня, в очередной раз, вы выступаете в роли лаборантов. Зная состав некоторых лекарственных препаратов, вы исследуете образцы от разных производителей и сделаете вывод о соответствии состава препарата и полученными данными во время проводимых вами опытов. А работать мы будем с производным салициловой кислоты.

- Какие лекарственные препараты относятся к этой группе?

Учащиеся. К производным салициловой кислоты относятся: салол, фенацетин, аспирин и некоторые другие.

Учитель. Составьте формулы этих веществ и дайте им краткую характеристику. (учащиеся записывают формулы веществ на доске, выделяют функциональные группы, содержащиеся в молекулах).

Учитель. Итак, аспирин. Выпуск его налажен с 1899 года как анальгетика с противовоспалительным и жаропонижающим действием.

Зная качественные реакции на функциональные группы и состав молекулы какие вещества можно использовать для определения наличия этих функциональных групп?

Учащиеся. На фенольную группу – хлорид железа ( III ), на карбоксильную группу – индикатор, гидроксид натрия.

II. Инструктаж по выполнению работы.

Учитель поясняем методику выполнения практической работы по этапам и вариантам. Учащиеся анализируют аспирин от разных производителей.

На первом этапе вы определяете растворимость аспирина при разных условиях (при обычной температуре и нагревании, используя различные растворители: вода, щелочь, этиловый спирт). На этом этапе доказываете состав вещества и наличие карбоксильной группы.

На втором этапе вы определяете наличие фенольного производного, действуя на образец раствором хлорид железа ( III ). (учащиеся могут пользоваться методическими рекомендациями учебника на стр. 297-299).

На последнем этапе делаете вывод о соответствии состава препарата с табличными данными.

III. Инструктаж по технике безопасности.

Работа с едкими веществами - щелочами;

Работа со спиртовкой;

IV. Выполнение работы.

Учащиеся исследуют выданные образцы аспирина, оформляют результаты опытов. Учитель координирует работу учащихся, следит за соблюдением техники безопасности.

Методика выполнения работы.

Растворимость ацетилсалициловой кислоты.

Разотрите в ступке таблетку выданного образца лекарственного препарата. Перенесите в пробирки по 0,1г лекарства (примерно одна пятая часть таблетки).

а) добавьте в пробирку с образцом аспирина 2 мл воды. Отметьте

растворимость его в холодной воде.

б) нагрейте пробирку с аспирином над пламенем спиртовки. Что

наблюдаете? Составьте уравнение гидролиза ацетил-

в) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл этанола –

С2 Н5 ОН. Что наблюдаете? Сравните растворимость препарата в

воде и спирте. Составьте уравнение реакции и сделайте вывод.

г) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл щелочи – КОН

(или NaOH ). Закрыли пробкой и встряхнули. Изменилась ли

растворимость? Составьте уравнение реакции.

Определение наличия фенольного соединения.

В пробирку с аспирином добавьте 2 мл воды, 2 капли раствора хлорида железа ( III ) и нагрейте. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции и сделайте вывод.

V. Предварительный итог.

Учащиеся делают вывод о соответствии состава исследуемого препарата с табличными данными. Учитель анализирует практическую деятельность учащихся на уроке.

Учитель. Аспирин используется человеком не только как лекарственный препарат. Многие хозяйки применяют его как консервирующие добавки.

- На чем основано консервирующее действие аспирина?

Учащиеся. 1. В растворе создается кислотная среда, препятствующая размножению бактерий.

2. В процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение, которое обладает бактерицидными свойствами.

Учитель. Какое действие на организм человека оказывает салициловая кислота – продукт гидролиза ацетилсалициловой кислоты?

Учащиеся. В процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение, которое оказывает токсическое действие на организм человека, т.к. все соединения фенола достаточно ядовиты.

Учитель. Какими должны быть условия хранения ацетилсалициловой кислоты?

Учащиеся. Аспирин нужно хранить в прохладном, темном месте, где нет следов щелочной среды, паров спирта.

В заключение урока учитель рассказывает о вреде лекарственных веществ, используемых человеком не по назначению или в больших количествах и длительное время.

Если кто-то из учащихся справился с работой раньше, предлагаю дополнительное задание на карточках.

VI. Домашнее задание.

Повторить § 32, выполнить задание с карточки.

Салициловая кислота (орто-гидроксибензойная кислота – С6 Н4 (ОН)СООН) - бесцветные кристаллы, температура плавления-159 0 С. применяется в производстве красителей, лекарств и душистых веществ, в пищевой промышленности(консервирование), медицине (как наружное средство антисептического, раздражающего действия), как аналитический реагент.

Ацетилсалициловая кислота (аспирин) – сложный эфир салициловой кислоты по фенольному гидроксилу. В состав молекулы входят карбоксильная группа –СООН, и радикал ацетил –СОСН3 (одновалентный остаток уксусной кислоты). Обладает обезболивающим, противовоспалительным и жаропонижающим действием.

Лекарственные формы – удобные для применения и рациональные для лечебного эффекта формы, придаваемые лекарствам. Различают лекарственные формы:

жидкие (растворы, настои, отвары и др.);

мягкие (мази, пасты);

твердые (порошки, таблетки);

Зная состав лекарственного препарата парацетамола предположите, с помощью какого реактива можно доказать наличие функциональной группы, содержащейся в его молекуле.

Зная состав лекарственного препарата тетрациклина предположите, с помощью какого реактива можно доказать наличие функциональной группы,

содержащейся в его молекуле.

Зная состав лекарственного препарата левомицетина предположите, с помощью какого реактива можно доказать наличие функциональной группы, содержащейся в его молекуле.

к практической работе №11

«Анализ лекарственных препаратов».

Исследование растворимости ацетилсалициловой кислоты и обнаружение карбоксильной группы.

Разотрите в ступке таблетку выданного образца лекарственного препарата. Перенесите в пробирки по 0,1г лекарства (примерно одна пятая часть таблетки).

а) добавьте в пробирку с образцом аспирина 2 мл воды. Отметьте растворимость его в холодной воде.

б) нагрейте пробирку с аспирином над пламенем спиртовки. Что наблюдаете? Составьте уравнение гидролиза ацетилсалициловой кислоты.

в) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл этанола – С2 Н5 ОН. Что наблюдаете? Сравните растворимость препарата в воде и спирте. Составьте уравнение реакции и сделайте вывод.

г) в пробирку с образцом аспирина добавьте 2 мл щелочи – КОН (или NaOH ). Закрыли пробкой и встряхнули. Изменилась ли растворимость? Составьте уравнение реакции.

Определение наличия фенольного соединения.

В пробирку с аспирином добавьте 2 мл воды, 2 капли раствора хлорида железа ( III ) и нагрейте. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции и сделайте вывод

Практическая работа №11

«Анализ лекарственных препаратов».

Анализируемое вещество (производитель)

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Рабочая программа по химии 9 класс 2014 год - Химия и Биология в школе

Изучение химии 9 класса направленнона достижение следующих целей:

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижениеследующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде, экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Задачи раздела «Химия-9»

1. Привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков: урок – практикум, урок – лекция, урок – конференция, интегрированный урок, урок – тест, урок – решение задач, проектная деятельность учащихся.

2. Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-

3. исследовательской компетентностей, обеспечить усвоение учащимися знаний по химии в соответствии со стандартом химического образования.

Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер.

Способствовать воспитанию социально успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной компетентности,химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1.Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

3. Приказот 10 ноября 2011 г. N 2643 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Минобразования РФ от 4.03.2004 г. №1089.

5.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

6. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

8.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 4 октября 2010 г. N 986 г. "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

10. Приказ Министерства образования науки РФ от 31 марта 2014 г. N253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

11.Примерная программа основного общего образования по химии для 8-9 классов (2005 г)

12.Авторская программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (О.С.Габриелян), рекомендованная Министерством образования и науки РФ. М. Дрофа, 2010г.

13.Приказ Управления образования и науки Липецкой обл. от 23.04.2014 №385 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой обл, реализующих программы общего образования на 2014-15 уч.г.»

14.Методические рекомендации Управления образования и науки Липецкой области по предмету химия(сайт ЛИРО)

15.Устав МБОУ СОШ №2 с.Казаки

16. Положение о структуре, о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ средней общеобразовательной школы №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой области.

Учебно-методический комплект по химии 9 класса .

1. Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2014 год.

2. Рабочая тетрадь О.С. Габриелян; А.В. Яшукова, «Химия» 9 класс, М. Дрофа, 2014 год (для дополнительных работ).

Обоснованиемвыбора данной авторской программы является соответствие её всем нормам Федерального образовательного стандарта. Программа разработана с учетом достижения целей и задач учебного курса, нормативно-правовых документов, особенностей контингента учащихся, авторского замысла педагога, планируемых результатов основного общего образования, в соответствии с образовательной программой ОУ, уставом ОУ, положением о рабочих программах. Используются учебники, методические пособия, рекомендованные Министерством образования РФ.

В программу внесены следующие изменения :

1.Увеличено количество часов на изучение тем:

- «Повторение основных вопросовкурса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 1 час, так как необходимо в полной мере актуализировать знания детей за 8 класс, чтобы при дальнейшем изучении курса химии 9 класса опираться на базовые знания и повысить уровень усвоения нового материала;

- темы 2 «Металлы» на 1 час за счет добавления практических работ из практикума;

-темы 3 «Неметаллы»- вместо 23 часов – 30 часов за счет резервного времени и добавления практических работ из темы «Практикум». Добавлена практическая работа «Распознавание минеральных удобрений» для закрепления навыков определения качественных реакций и как очень познавательная. Остальные часы даны на повторение, обобщение, систематизацию знаний, проведение тестирования и контрольных работ.

2.Сокращено количество часов:

-тема 1 «Металлы» на 1 час, за счетобъединения тем «Положение Ме в ПС», «Свойства Ме», «Получение Ме» в один урок;

-тема 4 «Органические соединения» на 1 час, за счет практической работы, выполняемой как домашний эксперимент.

-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Химия и жизнь» отведено 5 часов для решения задач, повторения, закрепления знаний, подготовки к ГИА,ЕГЭ и среднему звену, а также акцентирования значения химии для жизни человека.

3. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.

4 .Добавлены практические работы «Распознавание минеральных удобрений», «Идентификация органических веществ» вместо часов, отведенных на работы: «Знакомство с образцами лекарственных препаратов», «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены» (так как они проходят демонстрационно на соответствующих темах), «Изготовление моделей углеводородов» (как домашний эксперимент). Практические работы: «Знакомство с образцами лекарственных препаратов», «Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены», «Изготовление моделей углеводородов» не предусмотрены в авторской программе, но предусмотрены в Примерной программе основного общего образования.

6. Исключены некоторые демонстрации из-за отсутствия необходимых реактивов, оборудования и вытяжного шкафа («Взаимодействие натрия с водой»,«Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием», «Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью»).Они рассматриваются в видеоматериалах.

7. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение химии в 9 классе68 часов, из расчета 2 часа в неделю.Можно использовать учебники О.С.Габриеляна «Химия 9» 2009 -2014 гг. издания.

Практических работ- 7, контрольных работ – 4.

Формы организации образовательного процесса :

Урок- лекция, семинар, практическая, лабораторная, самостоятельная, контрольная работа, конференция, зачет, диалог, беседа.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, исследовательские, проектные, разноуровневые, групповые, индивидуальные, игровые, проблемное обучение, работа в парах.

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся включает реализацию личностно - ориентированного подхода к обучению, применение методов и приемов, обеспечивающих результативность обучения:

  • Исследовательская деятельность
  • Применение ИКТ
  • Проектная деятельность

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ, тестирования, проектной деятельности.

1)по характеру получения информации. устный, письменный, практический;

2)по месту контроля в процессе обучения. вводный, текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.

Формы контроля . индивидуальный, парный, групповой, фронтальный

(2ч в неделю; всего 68 ч)

Повторение основных вопросов курса8 класса и введение в курс 9 класса(7 ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Развитие металлургической промышленности в Липецкой области.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы IIгруппы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe 2+ и Fe 3+. Качественные реакции на Fe 2+ и Fe 3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. Курская магнитная аномалия.

Демонстрации. Образцы щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ .

Практикум. Свойства металлов и их соединений(2 ч)

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород.Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот.Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.Строение атома, аллотропия (алмаз, графит), свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний.Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практикум. Свойства неметаллов и их соединений (3 ч)

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». 6. Получение, собирание и распознавание газов. Распознавание минеральных удобрений.

ТЕМА 5Органические соединения(9 ч)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биолог. роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.

Практикум. Идентификация органических веществ.

ТЕМА 6Обобщение знаний по химииза курс основной школы(5 ч)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы хим. связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Требования к уровню подготовки выпускников

основной общеобразовательной школы по неорганической химии 9 класс

Учащиеся должны знать:

·положение металлов и неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева;

·общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия;

·качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

Учащиеся должны уметь:

а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов, групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий.

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· безопасного обращения с веществами и материалами;

· экологически грамотного поведения в окружающей среде;

· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

· приготовления растворов заданной концентрации.

Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по органической химии

Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (ординарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных

и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

Литература и средства обучения

1.Учебник О.С. Габриелян. Химия 9 класс, М. Дрофа, 2013.

2.Рабочая тетрадь О.С. Габриелян; А.В. Яшукова. Химия 9 класс, М.:Дрофа, 2013.

1.Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9 класс, М. Дроф, 2010.

2.Габриелян О.С.,Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. М. Дрофа, 2010.

3.Габриелян О.С. Березкин П.Н. и др. Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс, М. Дрофа, 2012.

4.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки» по химии 9 класс, М. «Вако», 2012.

5.Габриелян О.С. Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы. М. Дрофа, 2005.

1.Еремин Е.А. Кузьменко Н.Е. Справочник школьника по химии 8-11 класс, М. Дрофа, 2000.

2.Аликберова Л.Ю. Занимательная химия, М. АСТ – Пресс, 2002.

3.Химия. Контрольно-измерительные материалы к учебнику О.С.Габриеляна. 9 класс. М.:Вако, 2012.

4.Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9 класс. М.:Просвещение, 2011.

5.Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М. Новая волна, 2010.

1.Химия 8-9. Поурочные планы О.С.Габриеляна.

2.Электронные материалы к учебникам Химия 8,9 Л.М.Кузнецовой.

3.Химия 8-11. Виртуальная лаборатория.

4.Химия для всех –XX. Задачи.

5.Химия. 1С: Репетитор.

6.Химия. Интерактивный тренинг-подготовка к ЕГЭ.

1. http://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))

2.http://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР)

3.http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР)

4.http://festival.1september.ru/ (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)