Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации инструкция осмотрщику в img-1

инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации инструкция осмотрщику в

Рейтинг: 5.0/5.0 (1860 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Инструкция осмотрщику вагонов)

Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации

(Инструкция осмотрщику вагонов)

УТВЕРЖДЕНА Советом по железнодорожному транспорту Государств - участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50

Введена в действие распоряжением ОАО "РЖД" № 1794р от 31.08.2009 г.

Внимание! Распоряжением ОАО "РЖД"№ 2623р от 18.12.2009 г. утверждены и введены в действие с 20.12.2009 г.Комментарии к Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов) Инструкция приведена в ред. Протокола52-го Заседания Совета по жд транспорту

1. Основные положения

1.1. Область применения

1.2. Нормативные ссылки

1.3. Термины, определения, обозначения и сокращения

1.4. Порядок технического обслуживания вагонов

1.5. Требования, предъявляемые к осмотрщику вагонов

2. Техническое обслуживание вагонов

2.1. Техническое обслуживание вагонов в транзитных поездах

2.2. Техническое обслуживание вагонов на сортировочных станциях

2.3. Техническое обслуживание вагонов на пунктах со сменой локомотива и перед затяжными спусками

2.4. Контроль технического состояния вагонов при передаче их с подъездных путей предприятий и организаций

2.5. Техническое обслуживание грузовых вагонов при подготовке их к перевозкам

2.6. Техническое обслуживание пассажирских вагонов на пунктах формирования и оборота

2.7. Техническое обслуживание пассажирских вагонов в пути следования

3. Технические требования к узлам и деталям вагонов в эксплуатации

3.1. Общие положения

3.2. Колесные пары

3.3. Буксовый узел

3.5. Рессорное подвешивание

3.6. Автосцепное устройство

Техническое обслуживание тормозного оборудования вагонов с дисковыми тормозами.

Порядок включения вагонов с дисковыми тормозами в составы поездов

3.9. Кузов и оборудование

3.10. Привод генератора

Приложение А. средства измерений, инструмент и принадлежности общего пользования на ПТО

Приложение Б. Инструмент и принадлежности слесарей ПТО

Приложение В. Инструмент и принадлежности осмотрщиков вагонов

Приложение Г. Сроки проведения деповского и капитального ремонтов грузовых и пассажирских вагонов курсирующих в межгосударственном сообщении

Приложение Д. Форма Акта контроля венцов тормозных дисков вагонов

Приложение Е. Места постановки клейм государств-собственников на деталях вагонов, оформление полей на наружной грани обода колеса и коды принадлежности государств

Приложение Ж. Форма книги натурного осмотра вагонов на пунктах технической передачи (ВУ-15)

Приложение З. Форма акта на оформление повреждения вагонов ВУ-25 и акт формы ИНУ-53

Приложение К. Особенности заполнение справки формы ВУ-45

1 Основные положения 1.1 Область применения

Настоящая Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (далее Инструкция) устанавливает порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов.

1.2 Нормативные ссылки

В настоящей Инструкции использованы ссылки на следующие документы:

1 Правила технической эксплуатации железных дорог ;

2 Инструкция по сигнализации на железных дорогах ;

3 Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах ;

4 "Правила эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог". Протокол заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 29-30 мая 2008 г. № 48;

5 Инструкция по организации рабочего места осмотрщика вагонов, принимающего пассажирский и грузовой поезд "с ходу";

6 Типовой технологический процесс работы пункта технической передачи вагонов в составе ПТО станции и контроля за сохранностью вагонного парка;

7 Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог ;

8 Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками ;

9 Инструкция по ремонту тормозного оборудования вагонов ;

10 Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар ;

11 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей;

12 Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

13 "Инструкции по техническому обслуживанию цельнометаллических пассажирских вагонов";

14 Типовой технологический процесс технического обслуживания грузовых вагонов;

15 Руководящий документ ремонт тележек грузовых вагонов;

16 Инструкция по комплексной модернизации тележек грузовых вагонов с использованием износостойких элементов и колес с ремонтным профилем ИТМ-73;

17 Инструкция по эксплуатации и деповскому ремонту тележек грузовых вагонов с износостойкими элементами и колесами с ремонтным профилем ИТМ-73 или стандартным профилем.

18 Типовой технологический процесс подготовки и экипировки пассажирских вагонов в рейс;

19 Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов;

20 Инструкция по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда ;

21 Руководство по техническому обслуживанию транспортеров;

22 Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту пассажирских вагонов на безлюлечных тележках;

23 Вагоны пассажирские. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту;

24 Руководство по техническому обслуживанию электрооборудования пассажирских вагонов;

25 Инструкция по техническому содержанию оборудования пассажирских вагонов;

26 Руководство по текущему отцепочному ремонту

27 Руководящий документ "Порядок безопасного ведения работ с вагонами гружеными опасными грузами при техническом обслуживании и безотцепочном ремонте, и при текущем отцепочном ремонте";

28 "Положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в межгосударственном сообщении". Протокол заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 22-23 ноября 2007 г. № 47;

29 "Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств". Совещание от 24.05.96 г. уполномоченных представителей железнодорожных администраций, в соответствии с решением протокола заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 05.04.96 г. № 15;

30 "Правила эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов". Введены в действие 01.09.2001 г. решением 29 заседания Совета по железнодорожному государств-участников Содружества от 19-20 июня 2001 г.

Другие статьи

Инструкция осмотрщику вагонов (утв

"Инструкция осмотрщику вагонов"

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.Н.КОНДРАТЕНКО
10 декабря 1996 г. N ЦВ-ЦЛ-408

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Порядок технического обслуживания вагонов

Настоящая Инструкция осмотрщику вагонов (далее - Инструкция) устанавливает порядок технического обслуживания вагонов, технические требования к узлам и деталям вагонов с целью обеспечения безопасности движения поездов, безопасности перевозки пассажиров и сохранности перевозимых грузов.

В Инструкции применяются следующие сокращения:

ТО - техническое обслуживание грузовых вагонов;

ТР-1 - текущий ремонт при подготовке грузовых вагонов к перевозкам с отцепкой от состава;

ТР-2 - текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой от состава или поезда;

ТР - текущий ремонт пассажирских вагонов с отцепкой от состава или поезда;

ТО-1 - техническое обслуживание пассажирских вагонов при подготовке в рейс и в пути следования;

ТО-2 - техническое обслуживание пассажирских вагонов перед летними и зимними перевозками;

ТО-3 - единая техническая ревизия пассажирских вагонов;

ПТО - пункт технического обслуживания вагонов;

СКНБ - система контроля нагрева букс пассажирских вагонов;

ПЭМ - поездной электромеханик;

ПОНАБ - система обнаружения нагрева букс;

ДИСК - дистанционная система контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда;

КВР - капитально-восстановительный ремонт вагонов;

КР-1 - первый капитальный ремонт;

КР-2 - второй капитальный ремонт.

Техническое обслуживание грузовых вагонов предусматривает:

контроль технического состояния вагонов, находящихся в сформированных составах и транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке их к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов; выявление неисправностей; выполнение необходимого ремонта, обеспечивающего безопасность движения, пожарную безопасность, сохранность перевозимых грузов; постановку в поезда и следование в них технически исправных вагонов - (ТО);

текущий ремонт вагонов при подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов с подачей на специализированные пути - (ТР-1);

текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой от транзитных, прибывших в разборку, или сформированных составов - (ТР-2).

Техническое обслуживание пассажирских вагонов предусматривает:

текущий ремонт вагонов с отцепкой от транзитных поездов или сформированных составов, а также с отцепкой вагонов от состава или поезда в пунктах формирования или оборота пассажирских поездов с подачей их на специализированные ремонтные пути или в вагонные депо - (ТР);

техническое обслуживание вагонов в составах поездов на пунктах технического обслуживания станций формирования и оборота пассажирских поездов перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях - (ТО-1);

техническое обслуживание вагонов перед началом летних и зимних перевозок - (ТО-2);

единую техническую ревизию основных узлов пассажирских вагонов - через шесть месяцев после постройки, планового ремонта или предыдущей ревизии в пунктах формирования пассажирских поездов на специализированных путях или в вагонных депо с отцепкой от составов - (ТО-3).

Порядок выполнения технического обслуживания пассажирских вагонов изложен в настоящей Инструкции, а также в Инструкции по техническому обслуживанию пассажирских цельнометаллических вагонов (РД 32 ЦЛ-026-91).

Запрещается подавать вагоны под погрузку грузов и посадку пассажиров без предъявления к техническому обслуживанию и записи в журнале формы ВУ-14 о признании их технически исправными, а вагоны, имеющие на боковой стене трафарет "ПРОБЕГ", - с выработанным межремонтным нормативом по пробегу.

При техническом обслуживании вагонов проверить:

наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам;

сроки ремонта для вагонов, имеющих на боковой стене трафарет "ПРОБЕГ", величину исполненного межремонтного пробега, а у пассажирских вагонов, кроме того, сроки единой технической ревизии;

исправность и действие автосцепного устройства, тормозного оборудования, буферных устройств, переходных площадок, специальных подножек и поручней, тележек, колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания, привода генератора, аккумуляторных батарей, внутреннего оборудования, климатической установки, наличие и исправность устройств, предохраняющих от падения на путь деталей и подвагонного оборудования;

исправность кузова вагона.

На станциях формирования, оборота поездов и в пути следования на станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон пассажирского поезда должен пройти техническое обслуживание с пролазкой и выполнением необходимого ремонта.

На станциях, где нет ПТО, каждый вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен для следования до ближайшей станции, имеющей ПТО.

Порядок предъявления поездов к техническому обслуживанию и уведомления об их готовности, а также порядок осмотра и ремонта вагонов перед постановкой в поезд на станциях, где нет ПТО, устанавливается начальником железной дороги.

Работники пунктов технического обслуживания должны в соответствии с технологическим процессом своевременно выполнять техническое обслуживание и нести ответственность за безопасное проследование вагонов без отцепки от поездов в пределах гарантийного участка, а для пассажирских поездов - на протяжении всего рейса от пункта формирования до пункта оборота и обратно.

1.2. Требования, предъявляемые к осмотрщику

1.2.1. Осмотрщик вагонов должен знать:

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ);

Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;

Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;

Инструкцию осмотрщику вагонов;

Инструкцию по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог Российской Федерации;

Инструкцию по ремонту тормозного оборудования вагонов;

Инструкцию по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог;

Инструкцию по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар;

Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками;

Типовую инструкцию по охране труда осмотрщиков вагонов и слесарей по ремонту подвижного состава;

Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;

соответствующие разделы и положения технологических процессов работы ПТО и станции, пункта технической передачи вагонов, а также техническо-распорядительного акта станции; приказы и указания, относящиеся к техническому обслуживанию вагонов и работе постов безопасности; устройство, назначение, действие и технологию ремонта отдельных вагонных деталей и узлов вагонов всех типов и модификаций; устройство и действие применяемых при техническом обслуживании вагонов, машин, механизмов и средств измерений;

технические условия на грузовые и пассажирские вагоны, используемые в межгосударственном сообщении.

Осмотрщик по техническому обслуживанию электрического, холодильного, радиотехнического оборудования, привода подвагонного генератора пассажирских, почтовых и специальных вагонов, вагонов-ресторанов дополнительно должен знать утвержденные МПС России инструкции и указания по техническому обслуживанию этого оборудования вагонов, а также Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, иметь соответствующую квалификационную группу по электробезопасности.

1.2.2. Осмотрщик должен сдавать экзамен в знании правил, инструкций и других документов, указанных в п. 1.2.1, после обучения, а также через два года после предыдущей сдачи.

1.2.3. На должность осмотрщика вагонов назначаются работники из слесарей по ремонту подвижного состава, выпускники техникумов и колледжей железнодорожного транспорта, прошедшие теоретическую и практическую подготовку по данной профессии. Практическая подготовка проводится на рабочих местах осмотрщиков вагонов.

После окончания подготовки и сдачи экзаменов по теории и практике квалификационной комиссии работнику выдается свидетельство формы КУ-147 или другой формы о присвоении ему профессии осмотрщика вагонов.

Время стажировки для осмотрщиков вагонов - не менее четырех рабочих смен.

1.2.4. Осмотрщик вагонов обязан:

перед началом работы ознакомиться с поступившими приказами и указаниями по кругу своих обязанностей, проверить наличие и исправность инструмента (Приложения 1 - 3), средств измерений, предусмотренного комплекта сигнальных принадлежностей, необходимых вагонных деталей и материалов на стеллажах и ремонтных установках, а также проверить исправность спецодежды и спецобуви у себя и у прикрепленных к нему слесарей, при необходимости через руководителя смены принять меры по устранению обнаруженных отступлений от действующей нормативно-технической документации;

при исполнении служебных обязанностей быть в спецодежде и иметь при себе исправный инструмент, средства измерения и контроля (Приложение 3) на основании утвержденного технологического процесса;

проверять техническое состояние вагонов в прибывающих, формируемых и отправляемых поездах, организовывать работу прикрепленной к нему группы слесарей по устранению неисправностей вагонов, по окончании осмотра вагонов совместно со слесарями участвовать в устранении выявленных неисправностей;

проверять качество и объем выполненного ремонта. Осмотрщик вагонов несет ответственность за своевременное, качественное выполнение ремонта, обеспечивающего безаварийное проследование поездов по гарантийному участку;

выдавать уведомление формы ВУ-23 на вагоны, подлежащие технической ревизии (пассажирские), текущему отцепочному или плановому ремонту. Решение осмотрщика вагонов об отцепке неисправного вагона является обязательным для работников всех служб. Отменить это решение может только начальник вагонного депо или ПТО;

по окончании технического обслуживания уведомить оператора или руководителя смены ПТО о готовности вагонов к погрузке или следованию в поезде;

осуществлять контроль за сохранностью вагонов при производстве с ними работ на станции, подъездных путях и при возврате их с подъездных путей, не допускать отправления со станции поврежденных вагонов. На поврежденные вагоны составлять акт о повреждении вагона формы ВУ-25, информировать об этом старшего осмотрщика вагонов и передавать акты для оформления и предъявления санкций к виновным в установленном порядке;

по окончании ремонта вагонов требовать от исполнителя или лично стирать с вагонов нанесенные на них ранее меловые надписи о технических неисправностях вагонов;

выполнять требования правил и инструкций по технике безопасности и следить за выполнением этих требований работниками, находящимися в его подчинении.

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВАГОНОВ 2.1. Техническое обслуживание вагонов в транзитных поездах

2.1.1. Контроль технического состояния вагонов начинается на ходу (до остановки) прибывающего поезда.

Для этого осмотрщики заблаговременно выходят к пути прибытия и размещаются в месте, установленном технологическим процессом работы пункта технического обслуживания вагонов.

Осматривая вагоны движущегося поезда, осмотрщики по внешним признакам выявляют возможные неисправности на поверхностях катания колесных пар, в буксовых узлах, определяют неотпустившие тормоза отдельных вагонов, работу привода генератора.

При обнаружении на ходу поезда неисправностей или их признаков осмотрщик должен заметить эти вагоны, а после остановки и ограждения поезда (состава) в установленном порядке их проверить.

2.1.2. При предварительном поступлении извещения на пункт технического обслуживания от поездного диспетчера отделения железной дороги или дежурного по станции, начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда или начальника рефрижераторной секции о необходимости устранения неисправностей вагонов, возникших в пути следования поезда, в том числе и по показаниям приборов ДИСК, ПОНАБ, руководитель смены ПТО должен заблаговременно сообщить об этом осмотрщикам для принятия мер по устранению этих неисправностей.

2.1.3. После остановки поезда осмотрщик головной группы перед началом осмотра вагонов должен получить от локомотивной бригады информацию о работе тормозов и о замеченных в пути следования неисправностях вагонов, при необходимости информировать об этом работников соответствующих групп, принимающих участие в техническом обслуживании вагонов этого поезда. Перед осмотром и ремонтом вагонов состав ограждается в установленном порядке. На сортировочных, передаточных станциях, в пунктах смены локомотивов, на станциях, где имеется ПТО, техническое обслуживание вагонов должно производиться с пролазкой.

2.1.4. При обнаружении неисправностей осмотрщик наносит меловые надписи на кузовах вагонов, бортах платформ, котлах цистерн. По окончании осмотра вагонов транзитного поезда осмотрщик должен проверять качество выполнения ремонтных работ. После устранения неисправностей меловые пометки с кузовов вагонов удаляются. Качество технического обслуживания вагонов проверяет старший осмотрщик вагонов или сменный мастер.

2.1.5. Ходовые части, тормозное оборудование, автосцепные устройства, рамы и кузова автономных рефрижераторных вагонов (АРВ) осмотрщики контролируют так же, как и у грузовых вагонов. Внутреннее и подвагонное оборудование контролируют механики по обслуживанию АРВ после ограждения поезда. Электрооборудование пассажирских вагонов проверяется с участием поездного электромеханика.

2.1.6. Осмотрщик, являющийся руководителем группы, и механик по обслуживанию АРВ, проводившие их техническое обслуживание, убедившись в окончании работ и отсутствии работников ремонтно-смотровой группы у вагонов, сообщают о результатах технического обслуживания по радиосвязи или по телефону оператору ПТО для снятия сигналов ограждения состава.

2.1.7. При обнаружении неисправностей, требующих отцепки вагонов, осмотрщик наносит меловую разметку, сообщает по телефону или радиосвязи оператору ПТО об объеме ремонта, выписывает в двух экземплярах уведомление формы ВУ-23 и передает дежурному по станции и оператору ПТО. Эту работу контролирует руководитель смены.

Об устранении всех неисправностей вагонов и готовности состава к отправлению осмотрщик вагонов докладывает оператору ПТО или подтверждает это росписью в журнале дежурного по станции.

2.1.8. Старший осмотрщик вагонов подтверждает подписью в книге формы ВУ-14, находящейся у дежурного по станции, готовность поезда к отправлению.

2.1.9. При отправлении поезда головной осмотрщик, производивший опробование тормозов, должен находиться у локомотива и осматривать движущиеся вагоны поезда, контролируя техническое состояние ходовых частей, тормозного оборудования и автосцепных устройств. О результатах осмотра поезда сведения передаются по имеющейся связи оператору ПТО, а в необходимых случаях - по радиосвязи машинисту через дежурного по станции для остановки поезда.

2.2. Техническое обслуживание грузовых вагонов при подготовке их к перевозкам

2.2.1. Все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками станции к техническому обслуживанию с указанием пункта, железной дороги, государства назначения, наименования груза и записью об этом в книге предъявления вагонов формы ВУ-14.

Специальные вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов, предъявляют к техническому обслуживанию только в порожнем состоянии в день погрузки с обязательным указанием в отдельной книге формы ВУ-14 наименования груза и отражением результатов технического обслуживания.

Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23 маневровыми средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами.

2.2.2. По окончании технического обслуживания осмотрщик сообщает о готовности вагонов оператору ПТО. Осмотрщик вагонов в книге формы ВУ-14 против каждого номера вагона или группы вагонов ставит подпись, удостоверяя их пригодность для перевозок конкретного груза.

Техническая готовность под погрузку состава в целом подтверждается подписью руководителя смены ПТО в книге формы ВУ-14.

2.2.3. Вагоны под скоропортящиеся грузы осматриваются только в порожнем состоянии. Подготовка их под сдвоенные операции не допускается.

2.2.4. При предъявлении к техническому обслуживанию собственных или арендованных вагонов перед погрузкой опасных грузов их владельцы должны предъявить работникам станции и вагонных депо или ПТО железной дороги свидетельство о технической исправности вагона, гарантирующее безопасность перевозки конкретного опасного груза. Номер свидетельства отмечают в отдельной книге формы ВУ-14 для опасных грузов.

Предъявляемые к техническому осмотру вагоны и контейнеры должны быть в порожнем состоянии и очищены от ранее перевозимых грузов. Осмотр их производят в день начала погрузки.

На ПТО станций погрузки опасных грузов в собственные вагоны должен быть составлен пономерной список этих вагонов с указанием рода груза, под который они предназначены, номера указания МПС России, разрешающего их курсирование по магистральным железнодорожным путям, и даты проведения технического осмотра.

2.2.5. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства вагонов, принадлежащих грузоотправителю или арендованных, производится работниками ПТО.

Техническое состояние наружного и внутреннего оборудования собственных вагонов (крытых, пассажирских, багажных) определяет грузоотправитель.

2.2.6. Вагоны-цистерны для перевозки опасных грузов, предъявляемые к техническому осмотру, должны иметь четкие надписи о сроках проведения периодического ремонта, о наименовании груза и знаки опасности.

На универсальные крытые вагоны и контейнеры надписи о наименовании груза не наносятся.

2.2.7. Вагоны, подготавливаемые к перевозкам опасных грузов 1-го и 2-го классов, должны быть с композиционными колодками.

2.2.8. Подготовка цистерн под налив нефтепродуктов производится на промывочно-пропарочных станциях и пунктах.

2.3. Техническое обслуживание вагонов на сортировочных станциях

2.3.1. Встреча поездов, прибывающих на станцию, и осмотр вагонов выполняются в порядке, изложенном в разделе 2.1 настоящей Инструкции. В этом парке сортировочной станции производятся: снятие сигнальных дисков с хвостовых вагонов; выявление и разметка неисправных вагонов, требующих ремонта, в том числе и по показаниям приборов ПОНАБ и ДИСК; отбор порожних вагонов под погрузку; устранение неисправностей в вагонах, не обеспечивающих их роспуск с горки; отпуск тормозов вагонов вручную, постановка отсутствующих цепочек расцепного привода.

Информацию о выявленных неисправностях вагонов осмотрщик по радиосвязи передает оператору ПТО (номер пути, инвентарный номер вагона, сторону осматриваемой части состава, наименование ремонтных работ). При этом осмотрщик наносит четкие меловые надписи в соответствии с кратким наименованием работы в классификаторе данного ПТО на боковых стенках кузова (между угловой и боковой стойками), на бортах платформ и котлах цистерн.

Продолжительность технического обслуживания составов устанавливается технологическим процессом ПТО с учетом осмотра вагонов с пролазкой.

При техническом обслуживании и безотцепочном ремонте нефтебензиновых цистерн на ПТО должны соблюдаться меры пожарной безопасности. В случае обнаружения течи работники ПТО должны принять меры к ее устранению, оградив цистерну. При невозможности устранения течи цистерну отцепить от поезда, отвести в безопасное место и составить акт о невозможности дальнейшего следования.

При техническом обслуживании поездов (вагонов) с опасными грузами 1-го класса должны соблюдаться требования местной инструкции, регламентирующие порядок проведения технического обслуживания поездов с такими грузами.

Работы по обслуживанию и ремонту вагонов, загруженных грузами 1-го класса, сопровождаемых охраной или представителем грузоотправителя, производят только в присутствии сопровождающих.

При невозможности следования в составе поезда из-за неисправности вагона с опасным грузом 1-го класса вагон отцепляют от поезда. Если неисправен один вагон в группе, то отцепляется вся группа вагонов и подается на путь для ремонта.

При обслуживании на ПТО цистерн, груженных опасными грузами и имеющих соответствующие знаки и надписи, особое внимание необходимо уделять исправности котла цистерны и его запорной арматуры.

На цистернах, предназначенных для перевозки сжиженных или растворимых под давлением газов, кислот, метанола, желтого фосфора, этиловой жидкости, устранять утечки газа или жидкости работникам ПТО запрещается.

В случае обнаружения неисправности такие цистерны отцепить от поезда, отвести в безопасное место и оградить в установленном порядке. Устранение неисправностей производит специализированная аварийная группа грузоотправителя (грузополучателя).

2.3.2. В парке формирования осмотрщики контролируют скорости соударений, выявляют поврежденные при маневровой работе и роспуске с горки вагоны и сообщают номера этих вагонов маневровому диспетчеру или дежурному по горке или парку и оператору ПТО.

2.3.3. На каждый поврежденный вагон осмотрщик обязан составить акт формы ВУ-25 и выписать уведомление формы ВУ-23.

2.3.4. При техническом обслуживании вагонов на ПТО с укрупненным ремонтом на специализированных путях в сформированных составах выполняются следующие работы:

техническое обслуживание с устранением выявленных при этом неисправностей;

проверка действия механизмов автосцепок сжатого состава на саморасцеп;

осмотр и ремонт тормозного оборудования.

После окончания осмотра и ремонта выполнить опробование тормозов порядком, установленным Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог.

2.3.5. При отсутствии на ПТО специализированных путей для укрупненного ремонта вагонов ремонт вагонов производят в парке отправления. При этом выполняются следующие работы:

осмотр с проверкой действия механизма автосцепок сжатого состава на саморасцеп, устранение неисправностей по меловым разметкам, нанесенным осмотрщиками вагонов в парке прибытия и выявленных при осмотре выставленного в парк отправления состава своего формирования, и приемка выполненного ремонта;

закрепление дверей, люков, бортов, переездных мостиков, бункеров и нижних крышек сливных приборов порожних вагонов, а также контроль закрытия грузополучателями разгрузочных устройств вагонов и бункерных полувагонов;

осмотр, ремонт и испытание тормозов. Эти работы проводятся порядком, установленным Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог.

2.3.6. Если ПТО работает по технологии технического обслуживания вагонов с АСУ ПТО, ремонт вагонов в парке отправления производится по нарядам вычислительного центра станции на основании дефектной ведомости, составленной по результатам осмотра вагонов в парке прибытия и выявленных в парке отправления.

2.3.7. Ремонтируются вагоны в парке отправления осмотрщиками-ремонтниками или слесарями по ремонту подвижного состава. По окончании ремонта разметки о неисправности вагона удаляются.

Контроль технического состояния вагонов в составах в парке отправления осуществляется старшим осмотрщиком вагонов или мастером.

Старший осмотрщик на сортировочных станциях в парке отправления осуществляет постоянный контроль за техническим состоянием вагонов в сформированных составах.

При обнаружении поврежденного вагона в составе поезда старший осмотрщик вагонов обеспечивает выдачу уведомления формы ВУ-23 и оформление акта формы ВУ-25 о повреждении.

Окончательную готовность состава к отправлению дает старший осмотрщик вагонов, докладывая об этом оператору ПТО и подтверждая записью в книге формы ВУ-14. Оператор ПТО докладывает дежурному по станции о готовности поезда с указанием времени окончания технического обслуживания.

При отправлении поезда осмотрщик, производивший опробование тормозов, контролирует состояние движущихся вагонов порядком, указанным в п. 2.1.9 настоящей Инструкции.

2.3.8. Продолжительность технического обслуживания вагонов в составе грузовых поездов в парках отправления, в том числе и транзитных поездов, устанавливается технологическим процессом ПТО.

2.4. Техническое обслуживание вагонов на пунктах со сменой локомотива и перед затяжными спусками

2.4.1. На этих пунктах выявляют и устраняют технические неисправности вагонов, угрожающие безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов.

2.4.2. Контроль технического состояния и ремонт вагонов в поезде осуществляют за время, установленное технологическим процессом работы ПТО.

2.4.3. Прибывающие поезда осмотрщик встречает на ходу (до остановки). После остановки поезд ограждается установленным порядком.

2.4.4. По окончании технического обслуживания вагонов осмотрщик сообщает оператору ПТО о технической готовности поезда с последующей росписью старшего осмотрщика вагонов в книге формы ВУ-14. На станциях, где нет оператора ПТО, такое извещение передают старшему осмотрщику вагонов.

2.4.5. При наличии на перегоне аппаратуры ДИСК или ПОНАБ осмотрщик получает от оператора, обслуживающего эти приборы, информацию о времени прибытия поезда, пути приема, данные о расположении в составе вагонов с греющимися буксами или другими неисправностями и заблаговременно подготавливает запасные части, материалы, инструмент для своевременного выполнения ремонта. Ремонтируют неисправные вагоны в поезде или с отцепкой в соответствии с порядком, установленным технологическим процессом, осмотрщики-ремонтники или слесари.

После устранения неисправности и отправления поезда старший осмотрщик сообщает оператору ДИСК или ПОНАБ номер вагона, время и место последнего вида его ремонта и причину, вызвавшую грение буксового узла.

При отправлении поезда осмотрщик контролирует состояние движущихся вагонов в соответствии с п. 2.1.9 настоящей Инструкции.

2.4.6. На ПТО перед затяжными спусками контроль технического состояния и необходимый ремонт вагонов в поездах выполняют за время, предусмотренное технологическим процессом пункта.

Опробование тормозов производится порядком, установленным Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог.

2.5. Контроль технического состояния вагонов при передаче их с подъездных путей предприятий и организаций

2.5.1. Контроль технического состояния вагонов при передаче с подъездных путей предприятий и организаций, речных и морских портов на пути общего пользования и обратно производят в соответствии с Типовым технологическим процессом пункта технической передачи.

2.5.2. Передаваемые вагоны с записью их номеров должны одновременно осматривать принимающие и сдающие осмотрщики вагонов железной дороги и владельца подъездного пути. При этом повреждения или отсутствие деталей, узлов и неисправности, обнаруженные у вагонов, состояние специальных приспособлений записывают в книгу натурного осмотра вагонов формы ВУ-15. После осмотра вагонов осмотрщики сдающей и принимающей сторон сверяют записи в книге формы ВУ-15 и заверяют их своими подписями, указывая против каждого номера вагона выявленные неисправности.

На каждый поезд или группу вагонов записи в книге делают на отдельной странице с указанием в заглавной части даты и времени передачи, номера поезда, количества вагонов и номеров головного и хвостового вагонов.

В книгу формы ВУ-15 записывают номера только тех вагонов, в которых обнаружены неисправности, отсутствующие детали или повреждения.

Во всех случаях повреждения вагонов записи в книге формы ВУ-15 являются основанием для составления акта формы ВУ-25, который оформляется осмотрщиком вагонов, принимавшим поврежденный вагон. При отсутствии осмотрщика вагонов предприятия - владельца подъездного пути или специально выделенного для этого представителя, а также при отказе его от подписи акты подписывает только осмотрщик вагонов железной дороги. Для подтверждения факта повреждения вагонов дополнительно составляется акт общей формы, и в установленном МПС России порядке в адрес этого предприятия передается телефонограмма на вызов представителя.

Осмотрщики сдающей и принимающей смен вместе проверяют записи в книге формы ВУ-15 о не возвращенных на станцию железной дороги вагонах и расписываются в сдаче и приеме вагонов.

На поврежденные вагоны в установленном порядке составляют акты формы ВУ-25 и уведомления формы ВУ-23.

2.5.3. Осмотрщик по сохранности вагонного парка обязан постоянно контролировать выполнение технических требований по обеспечению сохранности вагонов при погрузке и выгрузке грузов. При обнаружении нарушений правил погрузки и выгрузки, вызывающих повреждения, осмотрщик вагонов должен потребовать прекращения этих работ на вагонах, немедленно доложить начальнику вагонного депо и ПТО, а на поврежденные вагоны оформить акты формы ВУ-25.

2.5.4. Борта платформы, крышки разгрузочных люков и торцовые двери полувагонов, двери и крышки загрузочных люков крытых вагонов, крышки загрузочно-выгрузочных верхних и нижних устройств цистерн, хопперов (зерновозов, цементовозов) и другого специализированного и универсального подвижного состава должны быть закрыты силами грузополучателя (грузоотправителя).

Вагоны с поврежденными или не приведенными в транспортное положение деталями и узлами от грузополучателей (грузоотправителей) с подъездных путей не принимаются, о чем ставится в известность приемосдатчик груза и дежурный по станции для учета вагонов в простое на подъездном пути до устранения нарушений или подписания актов формы ВУ-25 на поврежденные вагоны.

2.5.5. Ремонт вагонов после выписки на них уведомлений формы ВУ-23 производится на ремонтных путях ПТО или вагонных депо. Пересылка таких вагонов на другие железные дороги допускается по разрешению Департамента вагонного хозяйства МПС России.

2.6. Техническое обслуживание пассажирских вагонов на пунктах формирования и оборота

2.6.1. Техническое обслуживание пассажирских вагонов, прибывающих или отправляющихся из пунктов формирования и оборота, производят на специализированных путях технической станции согласно местному технологическому процессу, разработанному на основе Типового технологического процесса подготовки и экипировки пассажирских вагонов в рейс (ТК-140), Инструкции по техническому обслуживанию оборудования пассажирских вагонов (N 104), Типового технологического процесса работы пассажирской технической станции.

2.6.2. Вагоны пассажирских поездов осматривают порядком, указанным в разделе 2.1 настоящей Инструкции. При техническом обслуживании вагонов должны быть устранены неисправности, выявленные осмотрщиком вагонов. Поврежденный внутренний инвентарь должен быть исправлен или заменен, а недостающий пополнен.

Перед началом работ на составе с электроотоплением необходимо убедиться в отсутствии высокого напряжения и полной электробезопасности в порядке, установленном для каждого ПТО, парка пассажирской технической станции.

2.6.3. На станциях формирования внутреннее оборудование и инвентарь прибывших из рейса вагонов проверяет осмотрщик по внутреннему оборудованию в присутствии проводника вагона.

2.6.4. Осмотрщик по внутреннему оборудованию обязан следить за своевременностью подготовки узлов вагонов и по их готовности проверить с записью в журнале формы ВУ-8 состояние:

умывальных чаш, унитазов, их колец, подъемных крышек, педального механизма, клапана, сальников, кранов и вентилей водяных баков, труб, кипятильника;

дефлекторов вентиляции, воздушных фильтров, калориферов, дымовых труб, котлов и их прокладок, колосниковых решеток, насосов, обогревательных труб, угольных ящиков;

дверей, диванов, подъемных и багажных полок, оконных рам, стекол, замков, ручек и другого внутреннего оборудования;

запоров потолочных ниш, патрубков наливных труб, упругих площадок, трапов, ступенек, поручней, фановых труб.

Кроме того, необходимо проверить наличие воды в системе водоснабжения, а в период отопления - в котлах и запасных баках и, в случае недостатка ее, принять меры к своевременному пополнению.

2.6.5. В процессе осмотра внутреннего оборудования вагона осмотрщик сверяет фактическое наличие оборудования и инвентаря в вагоне с инвентарной описью и записями в ведомости формы ВУ-38.

2.6.6. В соответствии с технологическим процессом осмотрщик, осматривающий электрооборудование, принимает электрооборудование каждого вагона от поездного электромеханика или начальника (механика-бригадира) поезда. В процессе приемки он дополнительно к записанным им в книге учета ремонта вагонов фиксирует выявленные неисправности, проверяет качество проведенного технического обслуживания в пути следования (ТО-1).

При подготовке пассажирских вагонов к летним или зимним перевозкам (ТО-2) осмотрщик должен проверить наличие проверочных клейм или оттисков на измерительных приборах и срок очередной их проверки, а слесарь-электрик обеспечить исправность холодильного, электрического оборудования, электроотопления, привода и подвески подвагонного генератора, аккумуляторной батареи, сигнализации нагрева букс, сигнальных фонарей, систем вентиляции и кондиционирования, системы пожарной сигнализации и отсутствие утечек тока на корпус вагона по минусу (-) и плюсу (+).

Угольные регуляторы напряжения, ограничители тока и устройства защиты от повышенного и пониженного напряжения должны быть исправны и запломбированы. Запрещается ставить в поезда вагоны с неисправными пожарной сигнализацией и сигнализацией нагрева букс. Не допускается отправлять вагоны, которые получают электропитание от генераторов соседних вагонов, с утечками электротока на корпус вагона.

Осмотрщик из специализированной группы по приводу генератора принимает замечания по приводу генератора от поездного электромеханика или начальника (механика-бригадира) поезда, устраняет неисправности по этим замечаниям, а также обнаруженные им в процессе осмотра вагонов; при подготовке к летним и зимним перевозкам (ТО-2) обеспечивает исправность привода и подвески подвагонного генератора.

2.6.7. Контроль технического состояния ходовых частей, тормозного оборудования, ударно-тяговых приборов, привода генератора и другого оборудования вагонов в прибывающих составах поездов своего формирования и по обороту осуществляется осмотрщиками вагонов на ПТО на ходу (до остановки) с обеих сторон. После остановки в пункте формирования осмотрщик вагонов в соответствии с требованиями действующих инструкций и нормативных документов проверяет состояние колесных пар, автосцепного устройства, буферов и безбуферного устройства, рамы вагона и тележек, подвесок рессорного подвешивания, гидравлических гасителей колебаний, зазоры между скользунами, крепление подвагонного оборудования и других узлов и деталей - с пролазкой.

По окончании технического обслуживания на технических станциях в местах формирования осмотрщики каждой группы докладывают оператору и расписываются в технической готовности состава.

2.6.8. После формирования поезда, кроме осмотра всех частей вагонов, должны быть проверены правильность их сцепления и действие электропневматических, пневматических и ручных тормозов. Не допускается отправлять пассажирские поезда с неисправной системой электропневматического тормоза.

2.6.9. Составы, передаваемые с технической станции на приемоотправочные пути станции для посадки пассажиров, подвергаются контрольному осмотру осмотрщиками на ходу для проверки исправности ходовых частей, тормозов и подвагонного оборудования.

2.6.10. Техническое обслуживание, текущий ремонт и экипировку составов скоростных поездов выполняют на специально выделенных для этого и оборудованных путях и в соответствии с технологическим процессом, который устанавливает и утверждает начальник железной дороги, Инструкцией по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов.

2.6.11. На осмотрщика хвостовой ремонтно-смотровой группы возлагается контроль за наличием сигналов у концевого вагона пассажирского и почтово-багажного поездов.

Осмотрщик не должен допускать отправления пассажирских и почтово-багажных поездов без установленных сигналов или с неисправными сигнальными фонарями.

Осмотрщик вагонов на пунктах формирования и оборота пассажирских поездов несет ответственность за проследование вагонов пассажирского поезда без отцепки до станции назначения.

2.7. Техническое обслуживание пассажирских вагонов в пути следования

2.7.1. Техническое обслуживание вагонов пассажирского поезда производится на приемоотправочных путях станции за время его стоянки по графику; вагоны с неисправностями, устранение которых требует отцепки их от состава, подают на специализированные пути.

Техническое обслуживание вагонов выполняют в соответствии с технологическим процессом ПТО с учетом времени стоянки поезда на этой станции по графику и требований, изложенных в разделе 2.1 настоящей Инструкции.

2.7.2. Техническое обслуживание внутреннего, холодильного и электрического оборудования транзитного поезда осмотрщик производит по заявке начальника (механика-бригадира) поезда на станциях, имеющих пассажирские вагонные депо, участки или дирекции по обслуживанию пассажиров.

2.7.3. О технической готовности каждого поезда на приемоотправочных путях станции старший осмотрщик докладывает дежурному по станции и расписывается в книге формы ВУ-14.

2.7.4. Техническое обслуживание пассажирских вагонов в составе поезда на станциях смены локомотивов производится с пролазкой.

Перечень технической документации на техническое обслуживание вагонов приведен в Приложении 4.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЗЛАМ И ДЕТАЛЯМ ВАГОНОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ 3.1. Общие положения

3.1.1. Запрещается ставить в поезда:

вагоны, технически неисправные, угрожающие безопасности движения, пожарной безопасности, или вагоны, состояние которых не обеспечивает безопасность пассажиров или сохранность перевозимых грузов;

вагоны, имевшие сход с рельсов или находившиеся в поезде, потерпевшем крушение, впредь до осмотра их и признания годными для движения;

вагоны, не имеющие трафарета о производстве установленных видов ремонта, за исключением вагонов, следующих по особым документам (как груз на своих осях), а также вагоны, находящиеся под исключением из инвентарного парка (вагоны с закрашенными номерами и номерами, которые обведены рамками); порожние вагоны с истекшими межремонтными нормативами, сроками капитального и деповского ремонтов или ТО-3 пассажирских вагонов на станциях формирования. Груженым вагонам, срок планового ремонта или межремонтный норматив которых истек в пути следования, разрешается следовать до места выгрузки, при этом перепробег не должен превышать 5 тыс. километров межремонтного норматива;

платформы с незакрытыми бортами (за исключением случаев, предусмотренных специальными инструкциями МПС России), бункерные полувагоны с незакрепленными бункерами, цистерны, хопперы (зерновозы, цементовозы) и другой подвижной состав с открытыми крышками верхних и нижних загрузочно-выгрузочных устройств;

полувагоны с открытыми дверями (за исключением случаев, предусмотренных правилами погрузки) и крышками люков или крышками, закрытыми на одну закидку запорного механизма;

порожние крытые вагоны с открытыми или не зафиксированными на закидку дверями;

вагоны для перевозки битума с не очищенными от битума колесными парами по кругу катания и ободами колес;

с отсутствующими или неисправными устройствами, предохраняющими от падения на путь деталей и узлов подвагонного оборудования;

вагоны собственности промышленных предприятий для перевозки опасных грузов без знаков опасности и свидетельства о техническом состоянии вагонов для перевозки опасных грузов;

вагоны собственности предприятий без знаков и надписей о выполнении внеочередного технического осмотра ("ТО", код станции, месяц и год проведения осмотра);

вагоны с искаженной нумерацией или имеющие двойную нумерацию при отсутствии кода страны собственности, а также не зарегистрированные в картотеке ГВЦ МПС России;

вагоны с ослабленным креплением оборудования, узлов, деталей и предохранительных устройств (болтов, гаек, контргаек, шайб, шплинтов, заклепок) на раме и кузове вагона.

3.2. Колесные пары

3.2.1. Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны после сходов, с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колесной пары, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:

1) при скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч - прокат по кругу катания более 5 мм у пассажирских вагонов;

толщина гребня более 33 мм и менее 28 мм при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;

2) при скоростях движения до 120 км/ч - прокат по кругу катания у пассажирских вагонов в поездах дальнего следования более 7 мм; у - пассажирских вагонов в поездах местного и пригородного сообщения более 8 мм; у вагонов рефрижераторного парка и грузовых вагонов - более 9 мм;

толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм - при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня.

У колесных пар с приводом редуктора от торца шейки оси в вагонах, обращающихся со скоростью свыше 120 км/ч, равномерный прокат допускается не более 4 мм.

В пунктах формирования и оборота пассажирских поездов, а также на ПТО промежуточных станций колесные пары с неравномерным прокатом более 2 мм, а колесные пары с редуктором от торца шейки оси и шкивами ТРКП, ТК-2 более 1,0 мм должны быть выкачены для обточки и полного освидетельствования. Для подтверждения наличия неравномерного проката вагоны следует перекатить и произвести дополнительные замеры.

При обнаружении на ПТО в грузовых вагонах колесных пар с неравномерным прокатом свыше 3 мм вагон также отцепляют для смены колесных пар.

Неравномерный прокат проверяют путем измерения его в сечении с максимальным износом и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм;

3) вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;

4) ползун (выбоина) более 1 мм на поверхности катания колес.

При обнаружении в пути следования вагона ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда до ближайшего ПТО, имеющего средства для смены колесных пар: пассажирский со скоростью не выше 100 км/ч, грузовой - не выше 70 км/ч.

При глубине ползуна от 2 до 6 мм разрешается следование поезда со скоростью 15 км/ч, а при ползуне от 6 до 12 мм - со скоростью 10 км/ч до ближайшей станции, где колесная пара должна быть заменена.

При ползуне свыше 12 мм разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза);

5) протертость средней части оси глубиной более 2,5 мм;

6) следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;

7) сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси (рис. 3.1 - здесь и далее рисунки не приводятся). Признаком ослабления ступицы колеса на оси является выделение из-под ступицы ржавчины или масла с внутренней стороны колеса по всему периметру в месте сопряжения. Признаками сдвига ступицы колеса на оси служит полоска ржавчины или блестящая полоска на поверхности металла с внутренней стороны ступицы (при сдвиге колеса наружу), полоска ржавчины или блестящая полоска на оси с противоположной стороны ступицы (при сдвиге колеса внутрь).

При наличии хотя бы одного из указанных признаков необходимо заменить колесную пару и отправить ее в ремонт;

8) выщербина по поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм у грузовых вагонов и более 25 мм у пассажирских вагонов. Трещина в выщербине или расслоение, идущее в глубь металла, не допускаются. Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой. Выщербины глубиной до 1 мм не бракуются независимо от их длины;

9) кольцевые выработки на поверхности катания колеса глубиной "а" у основания гребня (рис. 3.2) более 1 мм, на уклоне 1:7 - более 2 мм или шириной "б" более 15 мм.

При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания, имеющих уклон 1:20, нормы браковки их такие же, как для кольцевых выработок, расположенных у гребня;

10) местное уширение обода колеса (раздавливание) более 5 мм;

11) поверхностный откол наружной грани обода колеса (рис. 3.3), включая местный откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм, или ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм, или наличие в поврежденном месте независимо от размеров откола трещины, распространяющейся в глубь металла;

12) повреждение поверхности катания колеса, вызванное смещением металла ("навар"), высотой у колесных пар пассажирских вагонов более 0,5 мм, грузовых вагонов более 1 мм (рис. 3.4).

При обнаружении на промежуточной станции вагонов с колесными парами, имеющими "навар" более указанных размеров, порядок следования вагона такой же, как в п. 4;

13) выступ металла по круговому периметру гребня в месте перехода его изношенной поверхности к вершине (остроконечный накат) (рис. 3.5);

14) толщина обода колеса по кругу катания менее 22 мм у - грузовых вагонов, менее 30 мм - у пассажирских вагонов, менее 35 мм в поездах, следующих со скоростью свыше 120 км/ч, но не более 140 км/ч.

Грузовые вагоны, находящиеся в эксплуатации с исполненным пробегом 100 тыс. км и имеющие колесные пары с толщиной обода колеса менее 35 мм, направлять в очередной плановый вид ремонта.

3.2.2. У колесных пар пассажирских вагонов, включаемых в пунктах формирования в поезда, следующие до пункта оборота на расстояние более 5000 км, кроме того, не допускаются:

прокат по кругу катания более 6 мм;

толщина гребня менее 26 мм, измеряемая на расстоянии 18 мм от его вершины.

3.2.3. Осмотр колесных пар производить с остукиванием молотком поверхности катания колес.

3.2.4. Особое внимание должно обращаться на техническое состояние колесных пар, крышки букс которых окрашены красным цветом (наплавленные гребни).

3.3. Буксовый узел

3.3.1. Запрещается постановка в поезд и следование в нем вагонов, у которых буксовый узел имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:

ослабление болта крепления смотровой или крепительной крышки буксы;

повышенный нагрев верхней части корпуса буксы.

Температура верхней части букс по всему составу должна быть примерно одинаковой.

Сравнение температуры букс должно производиться с одной стороны вагона или состава.

3.3.2. Осмотрщик при движении пассажирских и грузовых вагонов, а также на стоянках по внешним признакам выявляет неисправные буксовые узлы, температура которых может и не отличаться от температуры исправных (температура определяется приборами бесконтактного обнаружения перегретых букс).

Порядок технического обслуживания буксы:

проверить состояние колесной пары;

осмотреть корпус буксы, лабиринтное кольцо, проверить нагрев буксы и сравнить его с другими буксами этого же вагона;

путем обстукивания смотровой крышки ниже ее центра определить исправность торцового крепления.

Наиболее характерные внешние признаки неисправных буксовых узлов с подшипниками качения указаны в табл. 3.1.

3.3.3. На выкаченные из-под вагона колесные пары с неисправными буксовыми узлами, обнаруженными визуально, по внешним признакам на внутренней поверхности диска колеса необходимо четко нанести меловую надпись "По внешним признакам", а при обнаружении нагрева букс приборами ДИСК (ПОНАБ) наносится надпись "Аварийная - ДИСК (ПОНАБ)". Результаты ремонта колесных пар с неисправными буксовыми узлами, забракованными работниками ПТО, доводятся до сведения осмотрщиков вагонов данного ПТО.

3.3.4. По всем неисправностям, выявленным по внешним признакам нагрева букс, осмотрщик должен принять решение о ремонте колесной пары.

При невозможности установить причину нагрева буксы колесная пара должна быть заменена и направлена в вагонное депо для ремонта.

3.4. Тележки

3.4.1. Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, в тележках которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:

трещина в литой боковой раме, надрессорной балке литой конструкции (вырубки пороков стального литья, произведенные после изготовления надрессорных балок, не служат основанием для браковки); трещина в балансире, соединительной или шкворневой балке трехосной тележки; трещины в консолях соединительной балки четырехосных тележек; трещина в подпятнике, пятнике в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоне;

трещина в верхнем скользуне, отсутствие или излом колпака скользуна тележки типа ЦНИИ-Х3 или планки скользуна трехосных тележек; отсутствие болта крепления колпака скользуна тележки ЦНИИ-Х3;

суммарный минимальный зазор между скользунами с обеих сторон тележки у всех типов четырехосных вагонов, включая хоппер-дозаторы типа ЦНИИ-ДВЗ, более 20 и менее 4 мм, кроме хопперов для перевозки угля, горячего агломерата, апатитов и хоппер-дозаторов ЦНИИ-2, ЦНИИ-3, думпкаров ВС-50, у которых зазор должен быть не более 12 и не менее 6 мм, и у думпкаров ВС-80, ВС-82, ВС-85 - не более 20 и не менее 12 мм. Допускается отсутствие зазоров между скользунами одной стороны тележки. Отсутствие зазоров между скользунами по диагонали вагона не допускается; при этом суммарный зазор между скользунами должен быть в пределах, указанных выше;

у восьмиосных цистерн суммарный зазор между скользунами соединительной и шкворневой балок с обеих сторон одного конца цистерны менее 4 и более 15 мм; между соединительной и надрессорной балками с обоих концов одной двухосной тележки - менее 4 и более 20 мм. Не допускается отсутствие зазоров: в двух любых скользунах одной четырехосной тележки с одной стороны цистерны; по диагонали цистерны между скользунами соединительной и шкворневой балок; по диагонали четырехосной тележки между скользунами надрессорной и соединительной балок;

у полувагонов модели 12-132-03, оборудованных упруго-катковыми скользунами, зазор между роликовыми скользунами тележки и опорной пластиной скользуна рамы должен быть от 4 до 14 мм. В случае, если зазор выходит из указанных размеров, необходимо произвести регулировку его в пределах от 6 до 10 мм. Для регулировки зазора должны применяться прокладки толщиной от 1,5 до 8 мм. Прокладок должно быть не более 4 шт.;

обрыв заклепки фрикционной планки, излом или трещина в клине амортизатора, вышедшая на наружную поверхность клина в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоне, излом упорного бурта клина амортизатора, наличие трещин в сварном шве приварного упорного ребра клина амортизатора тележки ЦНИИ-Х3;

обрыв (отсутствие) хотя бы одного болта, соединяющего шкворневую балку с поперечными или надрессорными балками трехосных тележек;

отсутствие хотя бы одного из валиков, соединяющих балансиры с хоботами боковин трехосных тележек или подкладок боковин;

трещина в корпусе фрикционного гасителя колебаний тележек типа КВЗ-1, КВЗ-1М, УВЗ-9М;

обрыв одной заклепки или болта, укрепляющих пятник или подпятник, трещина в верхнем или нижнем поясах и в зоне крайних пятников соединительной балки тележки восьмиосного вагона, в кронштейнах тормозного оборудования;

у цистерн для перевозки газов суммарные зазоры в скользунах менее 4 и более 16 мм. При отсутствии зазоров хотя бы с одной стороны одной тележки вагон должен быть отцеплен для проверки износов пятника и подпятника. Зазоры проверяются грузовладельцами перед и после загрузки газовых цистерн;

свободные (ненагруженные) подклиновые пружины и клинья в порожних грузовых вагонах и завышение хотя бы одного клина относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки более 10 мм;

у тележек, оборудованных износостойкими накладками ООО "Сплав" (боковая поверхность щечки окрашена в белый цвет), при наличии трещин, отколов на корпусе накладки, отслоении и сдвиге накладки от композиционного материала, отсутствии или изломе шпильки;

трещины в балках, в сварных швах рамы;

трещины в деталях рессорного и люлечного подвешивания, доступных для визуального контроля при осмотре вагонов или в видимой зоне, трещины предохранительных скоб и неисправности их крепления, трещины поддонов центрального подвешивания тележек КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М;

трещины в пятниках, подпятниках, скользунах, неисправность их крепления, трещины в продольных поводках тележек КВЗ-ЦНИИ;

суммарный зазор между горизонтальными скользунами с обеих сторон тележки (кроме тележки КВЗ-ЦНИИ) более 6 или менее 2 мм;

суммарный зазор между вертикальными скользунами (с одной стороны тележки): у тележки типа ЦМВ более 16 мм; у тележки типа КВЗ-5 более 8 мм; у тележек типов КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М более 30 мм, при этом зазор между вертикальными скользунами поперечной балки и рамы надрессорной балки должен быть не менее 5 мм;

превышение кромки чугунного вкладыша-скользуна над кромкой коробки надрессорной балки тележек КВЗ-ЦНИИ менее 11 мм;

зазор между упорной кромкой подпятника и пятником в тележках КВЗ-ЦНИИ менее 9 мм;

наличие зазора между втулкой шпинтона и затянутой корончатой гайкой, ослабление крепления фрикционных гасителей и отсутствие или неправильная установка тарельчатых пружин между втулкой и корончатой гайкой, отсутствие корончатой гайки или ее шплинта;

зазор между надрессорной балкой и рамой тележки или планкой на раме тележки КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ менее 20 и более 100 мм;

зазор между рамой тележки КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М и потолком буксы менее 56 мм, у тележки типа ЦМВ менее 43 мм;

отсутствие зазора между опорной шайбой предохранительного болта и сферой для поддона тележек КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М;

зазор между опорной балкой и подвеской надрессорной балки тележек типа ЦМВ менее 20 мм;

ослабление крепления или разрушение резиновых пакетов поводков тележек КВЗ-ЦНИИ и ТВЗ-ЦНИИ-М;

зазор между корпусом гасителя колебаний и кронштейном надрессорной балки менее 7 мм;

зазор между накладкой продольной балки рамы и опорным листом надрессорного бруса у тележек ТВЗ-ЦНИИ-М менее 25 мм;

разность зазоров, относящихся к одной продольной балке, более 6 мм;

зазор в тележке ТВЗ-ЦНИИ-М между верхней накладкой (скользуном) на продольной балке и скользуном на надрессорном брусе менее 35 мм (суммарный зазор должен быть 90 +/- 5 мм).

Примечание. Все зазоры следует проверять под тарой вагона, перед постановкой его в поезд, на прямолинейном участке пути;

выпуклость резины в креплении поводка по отношению к металлической армировке пакета более 6 мм;

зазор между корпусом генератора типа 2ГВ и основными, а также дополнительными предохранительными скобами менее 5 или более 8 мм;

ослабевшее резьбовое соединение или отсутствие болтов, шплинтов крепления подвески;

трещины в лапах крепления генераторов, трещины балок рамы подвески, плиты крепления плоскоременного привода вагонного генератора, вала, кронштейнов крепления подвески, предохранительных скоб;

сдвиг редуктора на оси колесной пары;

изношенные или треснувшие тарели, просевшие, изношенные или разорванные вкладыши амортизатора подвески генератора;

высота "А" амортизаторов подвески генераторов DUGG-28В и RGA-4-32 в сжатом состоянии менее:

40 мм для амортизаторов (см. рис. 3.6);

89 мм для втулочной подвески генератора 2ГВ.003 (рис. 3.7, "а");

37,5 мм для безвтулочной подвески генератора 2ГВ.003 (рис. 3.7, "б").

3.4.2. Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых тележки с гидравлическими гасителями колебаний имеют:

1) трещины, обрывы или погнутость кронштейнов крепления гасителей, отсоединение штока от верхней крепительной головки гасителя;

2) трещины, смятие и изломы корпуса или защитного кожуха гасителя;

3) отсоединение защитного кожуха от верхней головки;

4) заклинивание гасителя.

При обнаружении на промежуточной станции в вагоне неисправностей, указанных в п. 1 (при условии, если трещины и обрывы кронштейнов не выходят на надрессорную балку), разрешается следование такого вагона до ближайшего пункта технического обслуживания без ограничения маршрутной скорости для следования в составе поезда. Неисправный гаситель и гаситель с поврежденных кронштейнов должны быть сняты.

3.4.3. В пунктах формирования и оборота также не допускается постановка в поезд вагона с тележками, гидравлические гасители колебаний у которых имеют следующие неисправности:

просроченные или заканчивающиеся в пути следования сроки ревизии гасителей колебаний;

утечка масла из гасителей колебаний (в виде капель или сильного замасливания корпуса);

отсутствие или сильный износ резиновых и металлических втулок в головках гасителей колебаний;

протертость корпуса гасителей колебаний более 2 мм;

перекос головки гасителя колебаний свыше 5 мм.

3.4.4. Техническое состояние гидравлических гасителей колебаний можно определить по ряду внешних признаков, указанных в табл. 3.2.

Примечание. Техническое состояние гидравлических гасителей колебаний можно проверить прокачкой вручную. Для этого необходимо отсоединить от кронштейна верхнюю крепительную головку, наклонить гаситель под углом 45°, сжать и растянуть его. Гаситель должен иметь большое усилие сопротивления без заеданий и скачкообразного падения усилия сопротивления при полном растяжении и сжатии. При обнаружении сравнительно больших перемещений кузова одного или нескольких вагонов поезда встречающий осмотрщик должен более тщательно проверить гасители колебаний этих вагонов.

3.4.5. В целях обеспечения проследования пассажирского поезда без дополнительного технического обслуживания по пути следования начальники пассажирских депо и участков должны установить дифференцированные нормы равномерного проката колесных пар, толщины тормозных колодок и других деталей у вагонов, отправляющихся с пунктов формирования, с учетом продолжительности рейса, маршрута следования.

3.5. Рессорное подвешивание

Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых рессорное подвешивание имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:

излом хомута, листа рессоры или излом пружины, а также отсутствие хотя бы одной пружины; трещины хомута, листа рессоры или пружины;

сдвиг или перекос эллиптической рессоры, листа эллиптической рессоры, планок и пружин рессорного комплекта;

смыкание витков пружин;

излом или трещина наконечника эллиптической рессоры;

излом или трещина в надбуксовой пружине, серьге и пружине центрального люлечного подвешивания.

3.6. Автосцепное устройство

3.6.1. Запрещается постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей, в том числе трещины, выявляемые в видимой для осмотрщика вагонов при осмотре зоне:

трещина в корпусе автосцепки, излом деталей механизма;

износ или другие повреждения деталей механизма автосцепки, при которых возможен саморасцеп;

уширение зева, износы рабочих поверхностей по контуру зацепления автосцепки сверх допускаемых (проверяются шаблонами в концевых вагонах состава);

отсутствие валика подъемника автосцепки, не закрепленный от выпадания или закрепленный нетиповым способом валик подъемника, недействующий предохранитель замка от саморасцепа;

трещина тягового хомута, трещина или излом клина или валика тягового хомута. Излом клина тягового хомута может быть выявлен по следующим признакам: изгиб болтов, поддерживающих клин (ближний к концевой балке болт изогнут больше); блестящая намятина заплечика клина; наличие крупнозернистой металлической пыли на тяговом хомуте; наличие двойного удара (отдача) при ударе молотком снизу по клину; увеличенный (уменьшенный) выход автосцепки, провисание автосцепки;

излом или трещина центрирующей балочки, маятниковой подвески (или направляющей рейки центрирующего прибора безмаятникового типа), неправильно поставленные маятниковые подвески (широкими головками вниз);

неисправное или нетиповое крепление клина или валика тягового хомута;

наличие клина с заплечиками, отсутствие предохранительной планки в узле крепления тягового хомута поглощающего аппарата Ш-6-ТО-4;

трещина или сквозная протертость корпуса поглощающего аппарата, повреждение поглощающего аппарата, вызывающее потерю упругих свойств (неприлегание его одновременно к задним и передним через упорную плиту упорам);

расстояние от упора головы автосцепки до наиболее выступающей части розетки менее 60 и более 90 мм, у восьмиосных вагонов указанное расстояние менее 100 и более 140 мм. У вагонов, оборудованных укороченными ударными розетками, расстояние от упора головы автосцепки до ударной розетки должно быть не менее 110 и не более 150 мм;

расстояние от упора головы корпуса автосцепки до ударной розетки у вагонов, оборудованных поглощающим аппаратом Ш-6-ТО-4, менее 110 или более 150 мм;

ослабление болтов или нетиповое крепление планки, поддерживающей тяговый хомут, трещина или излом планки, кронштейна или державки расцепного привода, ударной розетки, упорной плиты или упоров; погнутый расцепной рычаг;

длинная цепь расцепного привода, если при постановке рукоятки расцепного рычага на горизонтальную полочку кронштейна нижняя часть замка выступает за ударную стенку зева автосцепки; короткая цепь расцепного привода, если нельзя положить плоскую часть расцепного рычага на горизонтальную полочку кронштейна; оборванная или прикрепленная нетиповым способом цепь расцепного рычага;

не прикрепленные проволокой к кронштейнам рукоятки расцепных рычагов при перевозке общего груза на двух вагонах;

высота оси автосцепки над уровнем головки рельсов: у пассажирских порожних вагонов более 1080 мм и у вагонов с пассажирами менее 980 мм; у грузовых порожних вагонов более 1080 мм и у груженых четырехосных вагонов менее 950 мм; у шести- и восьмиосных вагонов менее 990 мм;

разность по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок более 100 мм (кроме локомотива и первого груженого грузового вагона, у которых разность допускается 110 мм). В пассажирских поездах, курсирующих со скоростью не более 120 км/ч, разность между продольными осями автосцепок смежных вагонов более 70 мм, а в поездах, курсирующих со скоростью свыше 120 км/ч, более 50 мм, между локомотивом и первым вагоном более 100 мм. Запрещается отправлять из пунктов формирования и оборота пассажирские вагоны без типовых исправных ограничителей вертикальных перемещений головок автосцепки;

вагоны с изломанными или отсутствующими стяжными болтами, отвинченными гайками, с изломом витков и потерей начальной затяжки пружин подпружиненного центрирующего устройства с выбитыми или отсутствующими торсионами автосцепного устройства восьмиосных цистерн;

зазор между потолком розетки и хвостовиком корпуса автосцепки менее 25 мм;

выход вкладышей крепления крышки поглощающего аппарата Ш6-ТО-4 за наружные плоскости боковых стенок корпуса.

3.6.2. При контроле технического состояния осмотрщик должен обращать внимание на характерные признаки неисправностей, приводящих к саморасцепу автосцепок и другим нарушениям работы автосцепного устройства:

наличие посторонних предметов под головками маятниковых подвесок и на центрирующей балочке;

наличие посторонних предметов под хвостовиком автосцепки (в месте прохождения розетки);

отсутствие сигнального отростка замка;

излом направляющего зуба замка (определяемый по выходу его из отверстия корпуса автосцепки);

трещины в узлах автосцепного устройства, выявляемые по следам коррозии, наличию пылевого валика в летнее время, инея - в зимнее;

укороченная или удлиненная цепь расцепного привода автосцепки;

несоответствие допускаемому расстоянию от упора головы автосцепки до ударной розетки;

отсутствие стопорных болтов в автосцепках сцепленных вагонов рефрижераторных секций.

Расстояние от вертикальной кромки малого зуба автосцепки до вертикальной кромки замка в его крайнем нижнем положении должно быть не менее 2 и не более 8 мм.

При обнаружении неисправностей осмотрщик должен принять меры к их устранению.

3.6.3. Исправность действия механизма автосцепки, износы контура зацепления и ударной поверхности малого и большого зубьев, износ замка, исправность замкодержателя осмотрщик вагонов выявляет при помощи специального ломика или по внешним признакам. Шаблоном N 873 проверяют автосцепки концевых вагонов поездов, групп сцепленных вагонов и отдельно стоящих вагонов с каждого конца.

Действие предохранителя от саморасцепа проверяют специальным ломиком. Для проверки ломик заостренным концом вводят сверху в пространство между ударной стенкой зева одной автосцепки и торцевой поверхностью замка другой (смежной) автосцепки, как показано на рис. 3.8. Поворачивая выступающий конец ломика по направлению стрелки, нажимают заостренным концом на замок (положение I). Если он не уходит внутрь кармана и при этом слышен четкий металлический стук от удара предохранителя в противовес замкодержателя, значит предохранительное устройство от саморасцепа исправно. Так же проверяют и смежную автосцепку.

Календарь