Руководства, Инструкции, Бланки

корректурная проба бланк для подростков img-1

корректурная проба бланк для подростков

Рейтинг: 4.7/5.0 (1917 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет

Рекомендуем родителям и педагогам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. Здесь вы найдете большое количество игр на развитие мышления, внимания, памяти у детей-дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Если вас интересует тема развития внимания у детей, обязательно посетите специальный раздел сайта "Игры на развитие внимания у детей". Приведем здесь скриншоты некоторых заданий:

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант)

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".


Методика "Красно-черная таблица".

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2) фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1)+Т(2)).

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

Видео

Другие статьи

Корректурная проба Бурдона

Корректурная проба Бурдона. Определение устойчивости внимания

January 30, 2014

Родители очень часто сетуют на отсутствие внимания, усидчивости у детей. Людям рассеянным сложно учиться, работать, трудно достичь успеха как в карьере, так и в личной жизни. Хотя чтобы определить уровень внимания и его характеристики даже у ребенка, достаточно пройти небольшой и несложный тест. А зная "врага в лицо", проще его победить.

Для определения устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости применяется корректурная проба Бурдона.

Эта методика была разработана и предложена к использованию психологом из Франции Б. Бурдоном еще в 1895 году. Она и по сей день пользуется большой популярностью в силу своей простоты и универсальности, тем более что совершенствовалась другими докторами несколько раз.

Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста. Есть только два условия: человек должен быть зрячим и способным удержать в руках ручку или карандаш.

Методика. Корректурная проба (тест Бурдона)

Для того чтобы все прошло правильно, вам необходимы специальные бланки и секундомер.

На бланках (лист А4) напечатаны буквы кириллицы в произвольном порядке построчно. Испытуемым предлагается зачеркивать или подчеркивать одну или несколько букв из этого бланка по очереди в каждой строке.

Например, задание может звучать так: сейчас необходимо подчеркивать каждую букву Л и зачеркивать каждую букву Я, просматривайте каждую строчку, как при чтении, выполнять задание нужно максимально быстро, но внимательно, начинайте работать по команде. Когда услышите "Черта!", поставьте вертикальную линию там, где в этот момент работаете.

Задание, как и очередность букв в бланке, устанавливается произвольно. Тестирующий через каждые тридцать или шестьдесят секунд (для этого и нужен секундомер) дает команду "Черта!". Весь опыт проходит 10 минут. "Отчеркивание" дает возможность проследить, как меняется внимание с течением времени, то есть утомляемость.

По окончании теста участников опрашивают, узнают их субъективное мнение о тесте, его прохождении, количестве предполагаемых ошибок, это даст возможность более точно интерпретировать численные данные.

Проверка результатов

Корректурная проба Бурдона дает нам данные для таблицы, когда проверяющий сверяет бланки испытуемых с правильными ответами (зачеркиваниями).

Результаты по минутам помогают нам понять установку испытуемого, способности его умственной деятельности концентрировать, тренировать внимание или же расслаблять и утрачивать.

Модификации методики

Будучи успешной и часто используемой, корректурная проба Бурдона развивается, разные ученые приносят в нее новшества и дополнения. К настоящему моменту набралось уже три модификации:

  1. Кольца Ландольта. Бланк для исследования представляет собой ряды колец с разрывами в разных направлениях. Разработан метод для людей, не знающих алфавит, детей.
  2. Метод В.Я. Анфимова. Отличается тем, что в определенное время исследователь начинает вслух в течение 15 секунд произносить различные буквы в хаотичном порядке. Это позволяет проверить степень устойчивости внимания по отношению ко внешним раздражителям.
  3. Метод А.Г. Иванова-Смоленского. Зачеркивается не одна, а сочетание букв (МЖ - РГ).
Корректурная проба Бурдона. Бланк

При необходимости его можно составить и самостоятельно, но в настоящее время вполне хватает достойных примеров. Ниже некоторые из них.

Стандартный бланк для взрослых.

Форма для детей младшего школьного возраста.

Для малышей можно найти бланки со значками, забавными рожицами и рисунками.

Таким образом, просто отследить количественный и качественный уровень внимания человека. После его определения гораздо проще понять, куда двигаться дальше, ведь для укрепления и развития внимания тоже есть свои методики. Важно выявить его недостатки в раннем возрасте и научиться контролировать, тренировать его уже к школе, тогда процесс обучения будет проходить легко, интересно и без проблем.

10 оскорблений от Шекспира, которые работают лучше, чем современные Познакомьтесь с оригинальными ругательствами Шекспира - вам понравится пользоваться некоторыми из них.

7 секретов людей, у которых всегда чисто в доме Хотите, чтобы у вас в доме было чисто всегда, а не только по воскресеньям после генеральной уборки? Тогда следуйте этим советам.

5 законов об умерших, которые могут вас напугать На протяжении своей жизни каждый человек встречается со смертью, и, как правило, происходит это не один раз. Именно поэтому существуют специальные зак.

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

7 вещей, которые всегда нужно держать в тайне Даже если вы любите общаться с людьми, есть некоторые темы, которые не стоит обсуждать никогда и ни с кем.

Бланк корректурной пробы для детей (тест Бурдона) - Картинка 8962-24

Бланк корректурной пробы для детей (тест Бурдона)

<< Бланк корректурной пробы для детей (тест Бурдона)

Бланк корректурной пробы для детей (тест Бурдона) >>

Бланк корректурной пробы для детей (тест Бурдона).

Картинка 24 из презентации «Внимание и память» к урокам философии на тему «Мышление»

Размеры: 444 х 600 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока философии, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Внимание и память.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1685 КБ.

Мышление

краткое содержание других презентаций о мышлении

«Уроки самопознания» - Сознанием управляет принцип реальности. Сознание («Я») – совокупность рассудочных правил; компонента личности, которая формируется в процессе воспитания. - Этапы самопознания: 1 1 11. «Пришел, увидел, победил!» (А.Македонский).

«Суждение как форма мышления» - Если боишься волка, то в лес не пойдешь. Некоторые кошки не боятся собак. Заяц любит морковку и быстро скачет. Суждение как форма мышления. Частноотрицательные Некоторые не… Сложные. Ни один ученик не хочет быть двоечником. Виды простых суждений. Частноутвердительные Некоторые… Неверно, что все кошки серые.

«Внимание и память» - Норма– 6-7 правильно названных чисел. Бланк корректурной пробы для детей (тест Бурдона). Произнесение испытуемым лишних слов означает расстройство сознания. Медиаторные системы. Нейроны новизны. Компьютерные технологии для диагностики и развития внимания и памяти. Занятия не должны быть слишком продолжительными, чтобы ребятишки не уставали.

«Развитие критического мышления» - «Оценочное окно». Зачем? 2. Группа получает общее задание по теме. Трехфазная структура урока: 8. Стратегия «Отсюда – сюда». Прием составления глоссария. Формы и средства развития КМ. Рыбки. «Двухчастный дневник». Приемы по развитию навыков прогнозирования. Кластеры (гроздья).

«Виды деятельности» - Многообразие деятельности. Мастерство, вдохновение. Игра. Комбинирование и варьирование. Социально-преобразовательная. Практическая. Разрушительная. Познавательная. Основывается на предшествующем опыте и знаниях. Творческая. Самоорганизация,новые правила. Духовная. Новая информация. Учитель. Учение.

«Мышление» - Дедуктивное мышление. Следовательно, Твити – не ворон. Эксперимент 2 (В.Ф. Спири-донов). Дернер и Таналанд. Общая характеристика процессов познания. Если родители ребенка курят, то (пассивное курение или снижение иммунитета). Отдельные классификации: а) Двигательные (действенные), графические (образные) и пропозициональные (вербальные) задачи (Дж.

Всего в теме «Мышление» 15 презентаций

Философия

Тесты на определение уровня развития внимания

Тест «Переплетение линий»

Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала и конца. Однако эти номера не совпадают

Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой. Ребенок должен назвать номер линии слева, а затем справа. Хороший показатель, когда дети 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и без ошибок.


Тест «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.

Для проведения теста необходима таблица с кольцами, имеющих разрыв в разных частях.

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)

За 2 мин. Ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится значительно меньше, а продуктивность повышается.


Тест «корректурная проба»

Выявление скорости распределения внимания, его объема и устойчивости.

Ребенку предлагается таблица с любыми знаками. Например, при буквенной форме корректурной пробы ребенок должен как можно быстрее находить и зачеркивать какую-либо букву. Фиксируется время, затраченное на выполнение задания, и количество ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".

Тест «Цифровая таблица»

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

Зачем нужна корректурная проба и как проводится тест Бурдона для диагностики внимания младших школьников

Как правильно провести тест Бурдона (корректурную пробу) для диагностики внимания младших школьников Суть методики диагностики

Английский литературный деятель XVIII века Сэмюэл Джонсон говорил: «Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным».

Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся. Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них буквами, цифрами или фигурами, при этом учитель каждые 60 секунд даёт команду «Черта!», по которой дети проводят вертикальную линию в том месте, где они остановились. Время для работы с бланком — 10 минут. За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.

По итогам теста также можно сделать вывод о:

  • способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания;
  • устойчивости внимания испытуемого;
  • умении переключаться с одной задачи на другую.
Проведение корректурной пробы среди младших школьников
  1. Учитель (или психолог) раздаёт бланки с рисунками и объясняет правила выполнения теста: взрослый называет предметы, а ребята вычёркивают соответствующие элементы в каждой строке, двигаясь слева направо, по команде «Черта!» испытуемые проводят прямую линию, отделяющую пройденный блок от ещё не рассмотренных.
  2. Дети берут в руки карандаши (ручки лучше не использовать, так как неожиданно закончившиеся чернила собьют малыша с толку и отвлекут от теста) и по сигналу педагога начинают работать.
  3. Через 10 минут ученики откладывают пишущие предметы, а учитель собирает бланки ответов.

Для младших школьников диагностику Бурдона рекомендуется проводить на бланках с изображёнными человечками (ребёнку потребуется вычеркнуть всех девочек (мальчиков), рожицы с тёмными волосами или с грустными лицами) или геометрическими фигурами. Дети могут запутаться в буквах алфавита или цифрах, поэтому результаты окажутся не вполне объективными.

Если стимульный материал состоит из букв, то для усложнения задания можно вычёркивать целые сочетания (например, «ко», «ла» и так далее).

Для совсем маленьких ребят, не умеющих читать, тест может быть также представлен в виде расположенных в ряд домиков или листиков. Усложнить работу можно, сформулировав задание так: «Нарисуй в каждом домике окошко, а к листику добавь веточку».

Фотогалерея: Образцы стимульного материала (бланки с буквами, геометрическими фигурами и так далее) Обработка и интерпретация результатов теста Бурдона

Оценка работы школьников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также учитель может сделать выводы о качестве и темпе выполнения задания по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд.

Для оценки концентрации внимания используется следующая формула:

К = 2С/О (К — концентрация, С — просмотренные строки, О — ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы).

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

При определении устойчивости внимания используется формула:

А = S/t х 10 (S — общее число просмотренных элементов, t — период времени (60 секунд)).

Методическая разработка по теме: Диагностика изучения внимания КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Методическая разработка по теме:
Диагностика изучения внимания КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

По результатам исследования видно, что внимание ребёнка развито не достаточно. Это означает, что продуктивность, устойчивость и концентрация внимания находятся на низком уровне, что видно в анализе. Помимо внимания можно сказать, что также плохо развита техника чтения и орфографическая зоркость. В ходе исследования испытуемая была эмоционально уравновешена, начинала работать по команде взрослого, старалась показать себя с лучшей стороны. Из – за волнения ребёнок совершил ошибки. Она допустила менее 35 ошибок. Ребенок вовремя ставил вертикальную черту по команде взрослого.

  • Давать задания на развитие внимания ( найди букву, найди слово и т.д.);
  • Переключать внимание ребёнка с одного объекта на другой, с помощью включения его в различные групповые игры;
  • Создать в классе индивидуальную программу по развитию внимания;
  • Провести повторное исследование (просмотр изменения результатов).
  • Покупать книги с соответствующими упражнениями на развитие и концентрацию внимания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проба пера "Не забудь"

стихотворение собственного сочинения для души.

Проба пера пасхальное поздравление

Авторское сочинение для души.

Профессиональные пробы и работодатель

Раскрыто значение профессиональных проб для школьников с целью профориентации.

Конспект учебного занятия по ПМ 02 " Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных " на тему «Патологоанатомический метод диагностики заболеваний»

В данном конспекте учебного занятия представлена разработка урока по модулю "Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных" на тему "Патологоанатомический метод диагностики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению профессиональных проб для учащихся VIII - XI классов

Методические рекомендации включают в себя цели и задачи ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, требования к результатам освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ, структуру и содержание, а также условия реализации профессиональ.

"Проба пера"

Реализация идеи творческого объединения «Проба пера» в Дульдургинском Доме детского творчества ставит юных журналистов перед ответственным выбором – необходимостью самоопределиться в.

Корректурная проба (Тест Бурдона)

Gurutestov.ru Корректурная проба (Тест Бурдона)

Шкалы: концентрация внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания

Назначение теста

Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция к тесту

«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Тест

Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка и интерпретация результатов теста

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:

So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Источники

Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М. 1995, С.107-111.

Корректурная проба бланк для подростков

Диагностика готовности ребенка к школе

Татьяна Марцинковская, доктор психологических наук

Teм из Вас, кто старается присматриваться к детям и видеть не только внешнюю сторону хороших и плохих поступков, но и причины их появления, ясно, что только наблюдении, даже при большом внимании и любви к ребенку, недостаточно.

Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества - какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, на основании которых Вы могли бы понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов.

Прежде всего необходимо запомнить несколько основных правил, без которых наша робота не будет успешной,

1. Обязательно обращайте внимание на инструкции к методикам. Помните, что если их выполнять неточно, содержание задания, а следовательно, и полученный Вами результат могут полностью измениться.

2. Многие методики требуют специального "стимульного материала", то есть карточек, текстов, картинок для предъявления ребенку.

3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы возраст детей совпадал с тем, для которого сделана данная методика. Некоторые методы можно использовать в розных возрастных группах, но при этом надо обращать внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.

4. Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинаковы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при их интерпретации, обязательно сверяйте их с типичными для детей данного возраста. Помните и о том, что по данным только одной методики нельзя сделать вывод о "глупости" или отсталости, так же, как и об одаренности ребенка. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

Никогда не пытайтесь работать с детьми через силу, без их добровольного желания, Вы получите неверные результаты. Старайтесь также не упоминать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, можно даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать ребенка и добиться его внимания.

ТЕСТ КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Наше первое задание предназначено для проверки у детей 5-7 лет:

- уровня концентрации внимания (количество ошибок),

- степени произвольной регуляции поведения (уменьшение количества ошибок после того, как появляется четкий критерий окончания работы),

- уровня волевой готовности (принятие инструкции и форма, в которой она принимается, - внешняя схема или внутренняя, словесная инструкция).

При проведении этого теста ребенку дают лист бумаги, на котором нарисован набор геометрических фигурок или букв, и просят зачеркнуть некоторые из этих символов определенным образом (слева направо, справа налево или крест на крест).

Вы узнаете, умеют ли дети слушать и принимать задание взрослого, владеть собой и регулировать свое поведение. Вы сможете оценить, легко ли они устают. Это задание во многом определяет, насколько дети готовы к школе, так кок все перечисленные качества входят в понятие "школьной готовности".

Подготовка к тесту

Прежде всего приготовим стимульный материал. Для детей, умеющих читать, это может быть просто один (большой) листок из книжки, без картинок/, с довольно крупными буквами. Для детей, которые читать не умеют, такой материал Вы можете сделать сами. Для этого на листе обычной бумаги (для пишущей машинки) Вам надо нарисовать примерно 30 рядов чередующихся геометрических фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и т.д. достаточно крупного размера (на одной строчке их должно быть около 20-25).

Необходимо также сделать образец на небольшом прямоугольном листе бумаги (примерно 30 на 10 см), на котором квадрат (или буква а) будет зачеркнут косой линией слева направо, круг (или буква о) - справа налево, треугольник (или буква ц) будет перечеркнут крест накрест.

Кроме того, при проведении теста вам понадобится секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ребенку можно сказать, что вы хотите проверить его силу воли, выносливость или память, можете просто поиграть с ним в школу. Вы говорите, что он должен внимательно просмотреть весь лист и зачеркивать фигурки (или буквы) так, как будет задано, после чего громко и внятно зачитываете инструкцию. Первоначальная инструкция для детей семи лет звучит так:

"Слушай меня внимательно, чтобы хорошо запомнить и не перепутать, какие фигурки надо зачеркивать. Рассмотри свой листок и зачеркни все, повторяю, все кружочки, наискосок справа налево, все квадраты - слева направо, а треугольники крест накрест. Повторяю - все кружочки зачеркиваешь справа налево, квадраты - слева направо, а треугольники - крест накрест. Ты запомнил, что надо делать, повтори, пожалуйста, а потом начинай работать".

При объяснении шестилетним детям вы показываете образец, но при проведении теста его убираете. Пятилетки должны видеть образец и при выполнении задания.

Если ребенок не понял и просит повторить, сделайте это обязательно. Если Вы чувствуете, что ребенок не понял, но боится или стесняется спросить, повторите сами еще раз, без его просьбы. Вы должны быть уверены, что дети все услышали и поняли, Затем попросите ребенка повторить инструкцию, проверяя, правильно ли он запомнил, какую фигуру (или букву) он должен зачеркивать и как именно.

Рекомендуем проводить этот тест индивидуально или с небольшими (не более 5-6 человек) группами детей.

Раздайте всем детям по листу корректурной пробы, на обороте которого напишите имя, фамилию, год и месяц рождения, дату и время начала работы.

Все дети начинают работать одновременно по вашему сигналу. Через минуту после начала роботы попросите детей провести вертикальную черту после того знака, который они отметили последним, и повторяйте эту просьбу по окончании каждой следующей минуты.

Если ребенок явно не справляется с заданием, путается, положите перед ним заготовленный образец.

Когда появляется много ошибок и пропущенных букв, а ребенок больше смотрит в окно, чем на листок, громко скажите:

"Ну все, ты устал, но тебе осталось поработать всего лишь еще одну минуту, а потом ты свободен". Детям 5-6 лет можно сказать, что осталось зачеркнуть еще одну строчку. После этого внимательно посмотрите, изменилась ли деятельность ребенка, повысилась ли его работоспособность.

Оценка и интерпретация результатов

При работе нужно наблюдать за ребенком и отмечать, через какое время начинает снижаться работоспособность. Ошибкой считается не только неправильно зачеркнутая, но и пропущенная буква или фигура.

Теперь поговорим о том, как интерпретировать полученные результаты. Прежде всего не забывайте, что эта методика многоплановая, то есть вы анализируете несколько психологических параметров. Один из самых важных - это уровень произвольной регуляции деятельности детей. Вы обращаете внимание, во-первых, на умение принять задание, а во-вторых на форму, в которой это задание принимается.

Дети, у которых не сформировано волевая готовность, то есть дети с низкой произвольностью, вообще не могут принять задание, отвлекаются даже при наличии образца, делают много ошибок уже в первые минуты работы, иногда даже начинают рисовать или раскрашивать фигурки. Только напоминание взрослого, его постоянный контроль способны вернуть их к работе.

Принимать задание и работать по образцу дети могут с 5-5,5 лет. Однако уже некоторые шестилетки и большинство детей 6,5-7 лет воспринимают и словесную инструкцию, при которой схемы деятельности "строятся" в сознании ребенка, и поэтому он не нуждается во внешних опорах и подсказках. Именно такой уровень оптимален для школы. Даже дети, которые в этом возрасте еще нуждаются в образце, в принципе готовы к обучению, так как они все-таки принимают Ваше задание. Просто им необходима дополнительная тренировка, особенно тренировка произвольного запоминания. Дети, которые не принимают задание в принципе, к учебной деятельности не готовы.

Не менее важный параметр - уровень концентрации внимания. Его характеризует прежде всего количество ошибок, которые делает ребенок.

Дети 5-6 лет могут проработать 4-5 минут. Для детей этого возраста нормой считают наличие 1-2 ошибок за минуту работы.

Через 5 минут работы у пяти, шестилетних (или 10 минут у семилетних) детей количество ошибок резко увеличивается, они начинают отвлекаться, именно в этот момент Вы и даете новую инструкцию (говорите, что осталось поработать всего одну минуту). После устранения неопределенности, когда дети понимают, что работа близка к окончанию, их деятельность должна нормализоваться, а появившиеся ошибки - исчезнуть.

Именно это умение концентрироваться, произвольно регулировать свою деятельность и сосредотачиваться необходимо не только для хорошей учебы в школе, но и для успешной деятельности вообще.

Этот тест показывает также и степень утомляемости, астеничности детей. Слабые дети очень быстро устают и начинают делать много ошибок не через 5-10 минут, как в норме, а уже через 2-3 минуты. Однако будьте внимательны и не путайте этих детей с детьми, у которых очень низкий уровень волевой готовности, так как астеничные дети в первую минуту задание принимают и начинают правильно зачеркивать фигуры, просто нарушение деятельности у них начинается раньше, в то время как у детей с низкой произвольностью ошибки, попытки ухода и отвлечения появляются с самого начала.