Руководства, Инструкции, Бланки

киев 60 фотоаппарат инструкция img-1

киев 60 фотоаппарат инструкция

Рейтинг: 5.0/5.0 (1912 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

КИЕВ - 60 - TTL

  • Время покупки: Осень 2010 года
  • Сильные стороны: Квадратный формат кадра, упрощающий поиск композиции, огромный и яркий фокусировочный экран с разметкой, микропризмами и фокусировочными клиньями. Большой диапазон выдержек. Не нуждается в батарейках.
  • Слабые стороны: Тяжелый и громоздкий, нет предподъема зеркала, медленная выдержка синхронизации со вспышкой. Хроническая болезнь многих экземпляров — неравномерное межкадровое расстояние.
  • Комментарий: Простая в использовании фотокамера, позволяющая получать снимки отменного качества, особенно с современными мелкозернистыми материалами. Отпечатки даже небольшого размера выглядят куда выразительнее сделанных на узкую пленку. Значительно упрощает работу пентапризменный видоискатель, оснащенный TTL-замером. Правда, лично мне удобнее пользоваться внешним экспонометром с точечным замером. Фокусное расстояние штатного "Арсата" оказалось настолько удачным, что я не вижу необходимости покупать дополнительную оптику.

Автор:Sasha A (Опытный фотограф-любитель со стажем 4-10 лет)
Дата: 18.01.2011 06:21:25

  • Время покупки: апрель 2010
  • Сильные стороны: Хорошая оптика,использовал объектив Вега 12Б.
  • Слабые стороны: Большой вес камеры,плохая эргономика.
  • Комментарий: Хорошая камера для того кто решил попробовать свои силы в среднем формате,и можно купить с рук всего за 3-4 тысячи.За эти деньги можно смело ставить оценку 5 баллов.

Автор:ТарасКо (Профессиональный фотограф со стажем 11-24 года)
Дата: 21.12.2010 16:26:21

  • Время покупки: 1997г.
  • Сильные стороны: Отличная оптика (у штатного об-ва). Идеально точный экспозамер. Несмотря на то что затвор из прорезиненого шелка, а не из металлических ламелей работает на морозе надежно.
  • Слабые стороны: При спуске затвор хлюпает со страшной силой. Проблемы с межкадровыми растояниями на пленке. Неудачная эргономика.
  • Использованные аналоги: Киев 88, Pentacon Six Tl, Seagul
  • Комментарий: Оптимальный выбор для старта в среднем формате. За такую цену вы ничего лучшего в среднем формате не найдете.
    Нравится качество штатного Арсат-С. Рисует резко по всему полю, контрастно, весьма неплохое боке, отличная цветопередача. Проблем по залипанию прыгающей диафрагмы ни разу не было. Радует наличие в комплекте удобной резиновой бленды.
    Интересное расположение съемного башмака для вспышки.
    За 13 лет пользования отснял им относительно немного - около 480 пленок. Ремонт затвора ни разу не потребовался, но два раза носил на регулировку междукадрового пространства. Как мне сказал мастер, затвор надо взводить одним четким, уверенным и быстрым движением, взвод затвора 2-3 мелкими движениями недопустим.
    Предельно точная экспосистема позволяет снимать на слайдовую пленку без дублей. Дубли лучше делать для последующего выбора более резкого кадра. С рук на выдержках длиннее 1/125 лучше не снимать - камера тяжелая и неэргономичная, а об силе удара зеркала при подъеме я уже говорил.
    Очень нравится качество чернения внутренних поверхностей - никаких локальных засветок из-за переотражения от стенок нет.
    По совокупности всех достоинств и недостатков камере ставлю 5-.

Автор:DopinG (Начинающий фотограф со стажем 0-3 года)
Дата: 01.12.2010 15:32:48

  • Время покупки: 2009
  • Сильные стороны: Низкая цена, светлый(по сравнению с pentacon six) фокусировочный экран с клиньями, байонет, позволяющий ставить отличную немецкую оптику.
  • Слабые стороны: Частые поломки, как говорят, хотя у меня за год с этим проблем не было. Мне был не всегда удобен, особенно с Sonnar 180.
  • Использованные аналоги: Pentacon SIX - вот с ним Действительно намучался (не советую).
  • Комментарий: Лучший выбор для начинающего сф-шника. Низкая цена, неплохой штатник - волна-3, недорогой ремонт делают своё дело. Куплен полный кит комплект в полностью рабочем состоянии в 2009г за 3500р.

Автор:Грустный Пчел (Опытный фотограф-любитель со стажем 0-3 года)
Дата: 28.11.2010 01:52:01

  • Время покупки: 2010 год
  • Сильные стороны: Даже в 25 градусный мороз отлично работал. Довольно удобный в руках и управлении, снимал только с шахтой.
  • Слабые стороны: Б\У и поэтому не надежен. меж кадровое гуляло
  • Комментарий: Покупал б.у довольно в потертом состояние. на фокусировочный экран постоянно летела крошка паралона, сам экран тоже менял на купленный в ARAX. там же взял модернизированную шахту. действительно значительно удобнее. Окончательно был разобран после попытке отрегулировать межкадровое ибо просто посыпался.
    Сейчас жду новый от ARAX.

Другие статьи

Фотоаппарат Киев-4: техническое описание и инструкция по эксплуатации

Данный документ создан на базе «Краткого описания» (инструкции по эксплуатации) аппарата 1959 года выпуска. Картинки взяты оттуда же. Кое-где орфография и пунктуация оригинального текста были подправлены в соответствии с нынешними нормами русского языка, однако полной гарантии, что выловлены все недочёты, нет. Заметите — известите.

  1. Общие данные
  2. Технические характеристики
  3. Габариты фотоаппарата
  4. Внешние детали «Киев 4А»
  5. Обращение с аппаратом при зарядке
  6. Съёмка аппаратом
  7. Разрядка фотоаппарата
  8. Фотоаппарат «Киев 4»
  9. Фотографирование
    с лампами-вспышками
  10. Особенности работы
    со сменными объективами
  11. Советы по обращению
    с аппаратом
  12. Примеры съёмки (от хозяина сайта)

Фотоаппарат «Киев» является малоформатным аппаратом высокого класса и предназначен
для фотолюбителей, фотоспециалистов, а также для применения
в научно-исследовательских
и технических работах.
Выпускаются 2 модели фотоаппарата «Киев»:

Фотоаппарат «Киев 4А» —
без экспонометра (рис. А ).
Фотоаппарат «Киев 4» —
с фотоэлектрическим экспонометром (рис. Б ).

рис. А. Фотоаппарат «Киев 4А»

ОБРАЩЕНИЕ С АППАРАТОМ ПРИ ЗАРЯДКЕ

Подготовка аппарата к зарядке

1. Аппарат вынуть из футляра, для чего отстегнуть кнопки и отвинтить винт
на донышке футляра, завинченный в штативное гнездо аппарата.

2. Откинув две скобы замков задней стенки 24 (рис. 2 ), повернуть их на полоборота
в направлениях, показанных на рис. 4 .

3. Сдвинуть заднюю стенку 26 немного к низу аппарата и снять её. При этом аппарат следует держать объективом вниз, для того чтобы не выпали кассета и приемная катушка (рис. 5 ).

Зарядка и сборка кассеты

Кассета состоит из двух цилиндров, входящих один в другой, и катушки для намотки плёнки. Заряжать кассету нужно в полной темноте.
Перед зарядкой нужно открыть кассету, для чего следует нажать на высокую кнопку
на донышке и повернуть внутренний цилиндр по часовой стрелке до совмещения прорезей в цилиндрах. В этом положении вынуть один цилиндр из другого и извлечь
из внутреннего цилиндра катушку (рис. 6 )

Обрезать конец плёнки по форме, изображённой на рис. 7. прочно закрепить его
в прорезях катушки, как указано на рисунке.

Плотно намотать плёнку, придерживая её за края так, чтобы не прикасаться
к эмульсионной стороне, вращая катушку за головку против часовой стрелки.
При этом плёнка должна наматываться эмульсионным слоем к трубке катушки.
Правильно намотанная плёнка не должна выступать за фланцы катушки. Во время намотки следует избегать подтягивания слабо намотанных витков, так как это может привести к повреждению эмульсии плёнки.

Вставить катушку с намотанной плёнкой во внутренний цилиндр головкой вовнутрь
и надеть до упора наружный цилиндр (рис. 8 ), выпустив конец плёнки длиной около
5 см, затем повернуть внутренний цилиндр против часовой стрелки на полоборота
до защёлкивания (рис. 9 ). В этом положении в середине выреза должна быть надпись «закрыт».

Зарядку аппарата можно производить при свете (желательно в слабо освещённом месте). Для зарядки следует:
а) Закрепить конец плёнки на приёмной катушке (см. рис. 7 ).
б) Вставить кассету в левое, а приёмную катушку — в правое гнездо корпуса аппарата, при этом перфорация плёнки должна попасть на зубья транспортного барабана (рис. 10 ).

Примечание:
В качестве приёмной катушки может быть применена обычная кассета фотоаппарата «Киев». При этом исключается необходимость операции обратной перемотки плёнки.

При установке выступ кассеты должен попасть в паз корпуса, иначе установка будет неправильной, что может привести к поломке кассеты. Эмульсионная сторона плёнки должна быть обращена к объективу.

в) Закрыть аппарат. Для этого нужно приложить заднюю стенку так, чтобы её края вошли в пазы корпуса и, придерживая край плёнки большим пальцем левой руки, вдвинуть заднюю стенку вверх до упора, повернуть скобы замков и опустить их.
При повороте замка открывается кассета.

В процессе зарядки конец плёнки засвечивается. Для подачи неэкспонированной плёнки к кадровому окну необходимо два раза завести затвор, нажимая после каждого раза спусковую кнопку. Если аппарат заряжен правильно, то при вращении заводной головки происходит вращение головки обратной перемотки в направлении, противоположном указанному стрелкой, выгравированной на головке.
В случае неплотной намотки плёнки на катушке кассеты головка обратной перемотки будет оставаться неподвижной на первых кадрах.

г) Установить «0» счётчика кадров против индекса на крышке, вращая
за выступающую часть диска, как указано на рис. 12 .

д) Установить указатель чувствительности плёнки, для чего поворотом кнопки
шкалы 21 выставить в окошке 11 (см. рис. 1 ) требуемую чувствительность плёнки.
На шкале 21 выгравированы числа, соответствующие чувствительности чёрно-белой плёнки в единицах ГОСТа и условные знаки цветной плёнки: для дневного света (солнце) для искусственного освещения (лампа).
Также предусмотрена возможность зарядки аппарата катушками с намотанной плёнкой, закрытой чёрным ракордом (вместо кассеты). Особенность зарядки аппарата такими катушками заключается в следующем:
На приёмной катушке закрепляется не конец плёнки, а конец ракорда; диск счётчика кадров должен быть установлен не на «0», а на штрих деления 27, против которого имеется красная точка; для подачи плёнки следует сделать 9 холостых снимков, пока против индекса счетчика не установится «0»

Процесс съёмки состоит из следующих операций:
  1. Завод затвора
  2. Установка выдержки
  3. Установка диафрагмы
  4. Наводка объектива на резкость
  5. Визирование
  6. Спуск затвора

1. Завод затвора производится вращением заводной головки по часовой стрелке
на полный оборот до упора (рис. 14 ).

2. Установка выдержки производится вращением приподнятой заводной головки
до совмещения нанесённой на ней чёрной точки с требуемым значением выдержки.
В этом положении заводную головку опустить так, чтобы она зафиксировалась.
При заведенном затворе перестановка выдержек с меньших на большие требует несколько больших усилий, чем в обратном направлении.

Рекомендуется:
а) при перестановке с б о льших выдержек на меньшие (например, с 1/50 сек
на 1/125 сек) повернуть чёрную точку несколько дальше устанавливаемой выдержки, а затем обратным поворотом головки по часовой стрелке подвести и опустить головку;
б) устанавливать выдержку после завода затвора.

3. Установка диафрагмы (рис. 15 ) производится поворотом кольца 19 (рис. 1). которое фиксируется при совмещении индекса с любым выбранным числом диафрагмы.

4. Наводка по дальномеру и установка объектива на резкость (рис. 16 ) производится вращением диска 5 (рис. 1). Вращение диска 5 возможно только после нажима
на рычаг 6 (рис. 1). фиксирующий объектив в положении «бесконечность».

В середине поля зрения дальномера-видоискателя виден более светлый прямоугольник, в котором наблюдаемый объект имеет двойное изображение.
Процесс наводки на резкость дальномером заключается в совмещении двух изображений в одно (рис. 17 ). Рекомендуется совмещать два изображения
в середине поля малого четырёхугольника.

Если известно расстояние до снимаемого объекта, то установку объектива
на резкость можно производить по шкале расстояний.
Для этого необходимо повернуть диск 5 (рис. 1) до совмещения штриха нужного значения на шкале расстояний 18 (рис. 1) с точкой — индексом шкалы (рис. 18 ).

Съёмкой без дальномера рекомендуем пользоваться только при большом диафрагмировании объектива, когда ошибки определения расстояния на глаз перекрываются глубиной резкости объектива.
На наружном неподвижном кольце по обе стороны точки — индекса шкалы расстояний — нанесена шкала глубин резкости. Она показывает, в каких пределах будут резкими изображения предметов в зависимости от расстояния до объекта наводки и установленной диафрагмы.

Например:
Объектив f=5 см установлен на резкость изображения предмета, находящегося на расстоянии 4 м от плоскости плёнки. При диафрагме 8 будут резко изображаться все предметы, находящиеся в пределах от 2,5 м до 10 м (рис. 19 ).


Примечание:
Все значения расстояний до объекта нужно считать от плоскости плёнки аппарата.

5. Визирование производится путём наблюдения в окуляр дальномера-видоискателя при наводке на резкость.
В поле зрения окуляра виден весь объект съёмки, получающийся на негативе.

6. Спуск затвора (рис. 20 ) производится плавным нажатием на спусковую кнопку 4 (рис. 1).
При съёмке с выдержками от 1/2 сек до 1/1250 сек затвор срабатывает (открывается
и закрывается) автоматически. При съёмке на выдержке «В» затвор остаётся открытым до тех пор, пока нажата спусковая кнопка.

Для получения длительной выдержки спусковая кнопка может быть зафиксирована
в нажатом состоянии поворотом её до упора против часовой стрелки (рис. 21 ).
Затвор закроется после обратного поворота спусковой кнопки до совмещения красных точек и прекращения нажима пальцем.

Во избежание получения «смазанных» негативов рекомендуем съёмки с выдержками более 1/25 сек. производить со штатива или с горизонтальной подставки, пользуясь
для спуска затвора спусковым тросиком.

Спуск затвора может быть произведён автоматически при помощи механизма автоспуска (рис. 23 ).
Завод автоспуска осуществляется поворотом рычага 12 (рис. 1) до упора (рис. 22 ).
Положение рычага при полностью заведённом механизме автоспуска показано
на рис. 23.
Для привода автоспуска в действие нужно передвинуть кнопку 13 (рис. 1)
по направлению, указанному на ней стрелкой. Время предварительной работы автоспуска до включения затвора колеблется в пределах 9-15 сек.

Чтобы вынуть заснятую плёнку из аппарата, её нужно перемотать обратно в кассету. Для этого нужно взять аппарат, закрыть объектив крышкой, до отказа нажать кнопку отключения транспортирующего механизма 22 (рис. 2) и вращать головку обратной перемотки 11 (рис. 1) по стрелке (рис. 24 ).

После окончания перемотки нужно снять заднюю стенку, вынуть кассету
и освободить приёмную катушку от конца плёнки. Перед закрыванием аппарата рекомендуется осмотреть его и, в случае необходимости, прочистить кисточкой
или чистой салфеткой.

Фотоаппарат «Киев-4» отличается от «Киев-4А» наличием фотоэлектрического экспонометра, который расположен в верхней части аппарата. Экспонометр служит
для объективного определения выдержки. Диапазон выдержек от 8 до 1/1250 сек.

Общий вид фотоаппарата «Киев-4» представлен на рис. Б.
Фотоэлектрический экспонометр состоит из следующих основных узлов: фотоэлемента, расположенного за ребристой пластинкой 3 (рис. 26 ); гальванометра со стрелкой 1
и шкалой 2 (рис. 25 ) и калькулятора 4 (рис. 26 ).
Калькулятор имеет шкалы: выдержек, размещённую на кольце 5 (рис. 25 ), чувствительности плёнки и диафрагм, размещённых на диске 6 (рис. 25 ).
Верхнее кольцо с накаткой 8 (рис. 26 ) является головкой обратной перемотки. Перемотка плёнки производится при выдвинутой головке.

Для того чтобы определить выдержку, нужно:
1. Вращением диска 6 (рис 25) установить чувствительность плёнки, на которую производится съёмка, против индекса «треугольник» на диске 7 (рис. 25 ).
Если аппарат заряжен плёнкой, чувствительность которой не указана на шкале (например, 45 ед. ГОСТ), то против индекса «треугольник» устанавливается середина между числами 32 и 65 ед. ГОСТ.
2. Направить аппарат на объект съёмки и нажатием на кнопку открыть крышку фотоэлемента (рис. 26 ).
3. Вращая кольцо шкалы выдержек 5 (рис. 25 ), добиться установки стрелки гальванометра на индекс «ромб» шкалы гальванометра 2.
4. По шкалам выдержек и диафрагм калькулятора определить требуемую для съёмки экспозицию. Красные числа на шкале выдержек обозначают целые секунды,
а чёрные — доли секунд.
5. Закрыть крышку фотоэлемента и повернуть кольцо шкалы выдержек до упора
по часовой стрелке.

Пример определения выдержки
Аппарат заряжен плёнкой чувствительностью 32 ед. ГОСТ.
Вращением диска 6 (рис. 25 ) устанавливаем число 32 шкалы против индекса «треугольник» на диске 7 (рис. 25 ). Вращая кольцо шкалы выдержек 5 (рис. 25 ) добиваемся, чтобы стрелка гальванометра установилась на индекс «ромб».
Шкала выдержек стала так, что число 125 на шкале выдержек оказалось под числом 2 шкалы диафрагм 6 (рис. 25 ).
Значит, при диафрагме 2 нужно установить выдержку 1/125 сек.,
при диафрагме 4 — 1/25 сек. и т. д. или наоборот по выбранной выдержке определить диафрагму.
На шкале гальванометра 2 (рис. 25 ) кроме метки «ромб» имеются числа 2 и 4. Это числа множителей, которыми нужно пользоваться, когда стрелка гальванометра не доходит до индекса «ромб» при полном повороте шкалы выдержек до упора против часовой стрелки. В этом случае нужно полученную выдержку умножить на число, против которого установилась стрелка гальванометра.

Например:
При чувствительности плёнки 32 ед. ГОСТ, в результате поворота кольца выдержек калькулятора до упора против часовой стрелки, стрелка гальванометра установилась против штриха с цифрой 2. Под числом диафрагмы 8 оказалась выдержка 1/2 сек. Умножив 1/2 сек.на число 2, получим необходимую выдержку 1 сек.

Фотоэлектрический экспонометр является точным и сложным прибором и требует особенно бережного обращения.
Не подвергайте экспонометр резким толчкам и сотрясениям!
Открывайте крышку фотоэлемента только на время определения выдержки
и не направляйте экспонометр с открытой крышкой прямо на солнце!

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ С ЛАМПАМИ-ВСПЫШКАМИ

Фотоаппараты «Киев-4А» и «Киев-4» снабжены синхроконтактами для подключения ламп-вспышек, как разовых, так и импульсных многократного действия, имеющих соответствующий штепсельному гнезду аппарата штекер.
Фотографирование с лампами-вспышками многократного действия должно производиться при выдержке 1/25 сек и более продолжительными, т.к. при этих выдержках кадровое окно открывается затвором полностью.
При фотографировании с разовыми лампами-вспышками наиболее целесообразно применение выдержки 1/10 сек. Применение разовой лампы возможно
при освещённости, не вызывающей на плёнке появления общей вуали (без вспышки).

При незаведённом затворе контакты электрической цепи аппарата замкнуты,
а при заводе затвора они размыкаются. Поэтому необходимо при работе
с лампой-вспышкой сразу же после съёмки кадра заводить затвор.
Подключение или отключение устройств вспышек, а также установку новой лампы (при работе с разовой лампой-вспышкой) нужно производить только
при заведённом затворе.

Фотографирование с лампами-вспышками следует производить в соответствии
с инструкциями, прилагаемыми к устройствам ламп-вспышек.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СМЕННЫМИ ОБЪЕКТИВАМИ

К аппарату «Киев» выпускаются дополнительно следующие объективы.

Сменные объективы устанавливаются и крепятся на тубусе аппарата вместо основного объектива. Основной рабочий объектив «Юпитер-8М», а также сменный «Юпитер-3» устанавливаются на байонетах внутреннего кольца механизма фокусировки, а все другие — на байонетах наружного неподвижного кольца, на котором нанесена шкала глубин резкости.
Для того чтобы снять объектив «Юпитер-8М» или «Юпитер-3» нужно нажать на пружину, крепящую объектив, так, чтобы она опустилась ниже красного выступа и, повернув объектив по часовой стрелке до совмещения красных точек на объективе и передней крышке аппарата, вынуть его по направлению оптической оси (рис. 28 ).
Установка объективов «Юпитер-8М» и «Юпитер-3» производится в обратной последовательности.

Примечание:
При установке или снятии любого объектива шкалы расстояний аппарата и объектива должны быть предварительно установлены в положении «бесконечность».

Объективы «Юпитер-11». «Юпитер-9» и «Юпитер-12» имеют свои шкалы расстояний, глубин резкости и диафрагм.

Перед установкой сменного объектива «Юпитер-9», «Юпитер-11» или «Юпитер-12»
на аппарат, нужно снять крышку (или крышки) прикрывающую заднюю линзу объектива, затем надеть его на наружное байонетное кольцо тубуса (рис. 29 ) так,
чтобы красная точка на кольце объектива была расположена против красной точки
на передней крышке аппарата, и повернуть против часовой стрелки до защёлкивания.

Признаком правильной установки объектива является вращение диска 5 (рис. 1)
для наводки на резкость при вращении за кольцо расстояний объектива.
Снятие дополнительных объективов производится в обратной последовательности.
При съёмке со сменными объективами (рис. 30 ) визирование должно производиться
при помощи универсального или специального видоискателя, которые устанавливаются на рамке 10 (рис. 1) .

Наводка на резкость производится при помощи дальномера аппарата,
однако для уменьшения нагрузки на механизм аппарата вращение должно производиться не за диск 5 (рис. 1). а за кольцо расстояний объектива.

СОВЕТЫ ПО ОБРАЩЕНИЮ С АППАРАТОМ

1. Храните фотоаппарат в футляре в сухом месте и предохраняйте от проникновения грязи, пыли и влаги.
2. Необходимо предохранять фотоаппарат от резких толчков и сотрясений
(особенно «Киев-4»), так как это может вызвать повреждение механизма
и, прежде всего, экспонометра.
3. При пользовании аппаратом в морозную погоду (ниже -10°С) не оставляйте аппарат на открытом воздухе, носите его под верхней одеждой и вынимайте лишь на время съёмки.
4. Тщательно оберегайте объектив от запыления и загрязнения, чтобы реже возникала необходимость в чистке оптики, так как при этом возможно нарушение просветляющего слоя на поверхностях линз объектива.
5. При внесении аппарата с мороза в тёплое помещение во избежание запотевания
не открывайте аппарат, а дайте ему прогреться в футляре.
6. Не применяйте излишних усилий при обращении с аппаратом, а в случае обнаружения дефекта или повреждения не производите ремонт сами. Ремонт и регулировка аппарата могут производиться только квалифицированными специалистами.

«Киев» — очень приятный в использовании фотоаппарат. Кто работал с ним много, тот полюбил его. Многие фотографы любят дальномерки для фотографирования жанровых сценок. В этом виде съёмок незаметность и ненавязчивость «Киева» очень кстати. А я снимал им городские виды и природу.

Что ещё почитать про фотоаппарат «Киев-4»

Киев 60 фотоаппарат инструкция

Данная камера получена в дар от жителя Биробиджана Баранова Сергея Викторовича в память об его отце, Баранове Викторе Моисеевиче, ветеране труда, проработавшем в Биробиджанском ПАТП 45 лет. Я лично знал Виктора Моисеевича и сохранил о нем только хорошие воспоминания.

"Киев-60". 19 84 г.

Среднеформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат со встроенным в призменный визир экспонометром безгальванометрического типа, работающим по свету, прошедшему через объектив (TTL). Предназначен для любительской фотографии.

Рассчитан на зарядку пленки шириной 61,5 мм.

Фотоаппарат комплектуется призменным визиром, шахтой видоискателя с откидывающейся лупой и рамочным визиром.

Снабжен объективом "МС ВОЛНА-3" 2,8/80.

Затвор фотоаппарата шторный. Взвод затвора рычажный, сблокированный с механизмом перемотки пленки и счетчиком кадров.

Видоискатель зеркальный (зеркало устанавливается в рабочее положение при взводе затвора).

Наводка на резкость производится по матовой поверхности, микрорастру и клиньям, расположенным в центре поля видоискателя.

На корпусе камеры предусмотрено съемное устройство для крепления лампы-вспышки.

Конструкция байонетного крепления объектива унифицирована, что позволяет применять сменные объективы фотоаппаратов "Киев-6С TTL" и "Pentacon SIX".

Габариты: 172х140х157 мм; вес - 2 кг.

Выпуск I - верх камеры цвета металлик; название по-русски

На фото: "Киев-60" №8612470;

объектив "МС Волна-3" №8617393.

Пока нет в коллекции

Выпуск I а - камера полностью черная; название по-английски

Обзор среднеформатного пленочного фотоаппарата Киев-60

Линейка камер Киев-6С/Киев-60 берет начало с 1971 года, когда на киевском заводе Арсенал был начат выпуск камеры Киев-6С. В 1978 году на смену Киев-6С пришла немного модернизированная модель Киев-6С TTL (как нетрудно догадаться, была добавлена замерная призма). С 1984 года начат выпуск камер Киев-60 TTL. В модели «60» были сделаны существенные изменения – перенесена кнопка спуска под правую руку (до этого, Киев-6С был более удобен для левшей чем для правшей) и тип используемой пленки ограничен 120-й (в 6С можно было заряжать и 220, на 24 кадра). Сейчас Киев-60 выпускается ограниченными партиями с несколько доработанным функционалом под брендом Arax. Киев-6С/Киев-60 это зеркальная среднеформатная камера системного типа, к ней существует масса аксессуаров и оптики.

Бытует мнение, что линейка Киев-6С/Киев-60 это копия немецкой камеры Pentacon Six. Однако это не совсем так. Достаточно посмотреть на работу затвора Pentacon Six где можно заметить, что шторки, в отличие от Киев-60 движутся в обратном направлении. Таким образом, Киев не может быть полной копией Pentacon Six, хотя конечно подобные узлы и решения присутствуют в обоих моделях. Правильнее сказать, что разработчики Киев-6С/60 вдохновились концепцией Pentacon Six, и создали подобную но другую конструкцию, изменили дизайн, сделав аппарат более изящным на вид. Однако самое «гениальное» в конструкции Киева-6С/60 – это байонет «Б», полностью аналогичный байонету Pentacon Six. Слово «гениальное» здесь взято в кавычки, поскольку в этом случае точное копирование 1:1 как никогда уместно. Благодаря ему, мы имеем возможность использовать не только советские объективы для байонета Б, но и экспериментировать со множеством немецкой оптики от Carl Zeiss выпускавшейся для байонета Pentacon Six. Она на порядок дороже нашей, но когда это останавливало настоящих энтузиастов? Это же просто прекрасно – чтобы поработать с легендарной оптикой для Pentacon Six, совершенно не обязательно выискивать на eBay подгулявший Pentacon Six, достаточно купить за разумные деньги тушку Киев-60, коих сейчас достаточно на рынке.

«Гениальный апгрейд» постиг в 90-х и линейку Киев-88, когда было решено перейти на один байонет – Б. До этого Киев-88 (и предшественник Салют) выпускались с байонетом В, который соответствовал байонету раннего Hasselblad (Hasselblad 1600F/1000F).

Вообще, сложно представить обоснованные причины, из-за которых долгое время одним и тем же заводом выпускались камеры с двумя байонетами – Б и В. Особенно учитывая тот факт, что это были линейки камер одного класса, а именно высшей ценовой категории. Оптика к ним соответственно тоже была далеко не дешевая. И если у небедного фотографа оказывался в распоряжении и Киев-88 и Киев-60 (просто немыслимая роскошь по советским-то меркам), то к каждому приходилось покупать свою версию объектива.

ФОТО
Переходное кольцо, позволяющее превратить объектив для байонета В в объектив для байонета Б. Современный аксессуар от ARAX.

Но вернемся от лирического отступления к фактам. Рабочий отрезок у Салют/Киев-88 и Hasselblad 1600F/1000F одинаков, и составляет 82,1мм. Киев-88 с байонетом Б стал называться Киев-88СМ. Рабочий отрезок камер с байонетом Б составляет 74,1мм. А так как рабочий отрезок у объективов с байонетом «В» больше чем у «Б», то их можно через переходник установить на камеры «Б». Поэтому байонет Б более универсален, и решение оставить именно его было правильным. К тому же, цейссовская оптика «Pentacon-SIX/Б» более новая, и более доступна по цене, чем коллекционная старая хасселевская.


Зенит-80 (экспортный вариант Салюта) с объективом CZJ Tessar, байонет В, аналогичный байонету Hasselblad 1600F/1000F

По поводу конструктива, надежности, и использования камер Киев-60 можно встретить большое количество противоречивых мнений. Многие считают камеру откровенным барахлом, которое будет не вылезать из ремонта. Другие вполне себе довольны процессом и результатом. Исходя из личного опыта, а это примерно 5-6 камер прошедших через мои руки, могу по поводу качества изготовления сказать следующее. Камеры 80-х годов по качеству сборки значительно лучше более новых камер 90-х годов. Покупая б/у камеру с рук, очень маленькая вероятность получить 100% работающий аппарат, но эта вероятность увеличивается если отдавать предпочтение камерам 80-х годов. Основная причина по которой перестают работать камеры – пересыхание смазки из-за длительного хранения без эксплуатации. В результате все вроде-бы крутится и щелкает, но затвор не отрабатывает некоторые выдержки. Или залипает диафрагма в объективе. В камерах 90-х годов помимо всего этого дает о себе знать еще и неаккуратная сборка, например сильная перетяжка шторок, слишком большое усилие на взводе из-за чрезмерно выступающих тормозных пружинок, и т.д.

Моя камера 1991 года, кстати именно та, фотографии которой вы можете наблюдать в этом обзоре, отличалась крайне неаккуратно нарезанными шторами. Шторы были такие, как будто их отрезали обычными ножницами не параллельно-перпендикулярно волокнам, а под углом (ну, какой-то стажер вырезал). Края лохматились, и с одного края даже выбилась и болталась нитка. Плюс как-попало работающая механика. Хотя камера по факту была новая, ни разу не пользованная (пробег камеры «на глазок» можно определить по прижимному столику пленки, идеальная полировка и отсутствие потертости говорит о том, что камера основную часть времени пылилась в шкафу).

Камера же 1987 года, фото которой также присутствуют в этой статье, с момента покупки оказалась полностью рабочей, хорошо настроенной, с мягким спуском и правильным натяжением шторок. Не все там было гладко – фокусировочный экран пришлось пересобрать, но это были уже мелочи, с которыми можно было жить. На эту камеру отснял уже не один десяток пленок, капитального ремонта ей так и не делалось.

Вообще говоря, все равно какого года выпуска камеру покупать, просто нужно обязательно отдать ее на профилактику мастеру. Мастер устранит последствия неквалифицированной сборки если таковые имеют место быть, выставит правильное натяжение штор, почистит и заменит смазку там где это требуется (зачастую любители заливают жидкую смазку во все щели, однако ни к чему хорошему это не приводит), проверит фокусировку. Такой подход самый правильный, поскольку купить сходу полностью рабочий фотоаппарат почти нереально.

На что обращать внимание при покупке Киев-60?

Итак, вы решили попробовать свои силы в среднем формате, и хотите приобрести Киев-60. Если вам принципиально чтобы камера была 100% рабочей, то нужно лично встречаться с продавцом и тщательно проверять камеру на месте. Все выдержки должны отрабатываться. Иногда фотолюбители проверяют работу затвора только на выдержке В, если не заедает, то и нормально. На самом деле в Киев-60 из-за неправильного натяжения шторок могут вообще не работать выдержки 1/1000, 1/500, 1/250, а все остальные будут работать вроде нормально. Поэтому прощелкивать «на просвет» надо каждую выдержку.

В объектив иногда неопытные «мастера» наливают жидкого масла, в результате залипает прыгающая диафрагма, и перестает управляться с камеры. Для проверки нужно понажимать толкатель диафрагмы на объективе чтобы убедиться, что лепестки беспрепятственно открываются и закрываются. Потом установить объектив на камеру и навестись на очень далекий предмет, убедиться что бесконечность на шкале расстояний объектива соответствует реальной бесконечности выставленной по клиньям в видоискателе. Вряд-ли вы будете брать с собой тестовую пленку, но хотя-бы на глаз проверьте работоспособность протяжного механизма. При закрытии крышки должен начинаться отсчет кадров, при открытии счетчик сбрасывается на Н.


Идеально матовый без царапин прижимной столик скажет о том, что камерой не пользовались. Но это не всегда хорошо. К сожалению, были в 90-х настолько криво собранные экземпляры, что ими пользоваться было почти невозможно.

При покупке камеры через интернет, все это проверить невозможно, да в принципе и не нужно. Как я уже говорил очень маленькая вероятность, что лежавшая долгие годы камера будет полностью рабочей. Поэтому, если нет возможности подержать камеру в руках перед покупкой, следует уточнить состояние линз, нет ли на них грибка. Грибок в объективах чаще встречается во влажной Японии, но и у нас, в некоторых частных домах бывает повышенная влажность и отсутствие естественной вентиляции, что приводит к появлению грибка. Запах сразу выдает неправильные условия хранения. Жаль, что нельзя привести пример запаха, но это придет с опытом. Также, уточните состояние шторной ткани, и общее состояние камеры. Киев-60 это далеко не антиквариат, модель относительно новая, ну или скажем не старая, поэтому сохранность этих камер часто хорошая. Если с камерой идет оригинальный футляр, упаковочная коробка, аксессуары и документы это тоже косвенно говорит об аккуратности владельца и вероятно очень хорошем состоянии камеры. И как бы ни казалась та или иная камера практически новой, не стоит надеяться что она окажется полностью рабочей, механизм сложный, смазка старая, поэтому сразу начинайте подыскивать мастера, который хорошо сделает профилактику.

А почему собственно Киев-60?

Что ж, как выбрать Киев вы уже немного в курсе. А теперь давайте разберем, почему это одна из немногих отечественных среднеформатных камер, заслуживающая внимания. Выбор камер нашего производства под широкую пленку вообще говоря не велик. Советской фото-промышленностью производились: Москва, Любитель, Искра, Киев-6С/60, Киев-88.

Москва на сегодняшний день можно сказать морально устарела, хотя с успехом используется энтузиастами пленочной фотографии, благо объективы там достаточно резкие, особенно в Москве-2. Вообще говоря, наверное неправильно применять термин «моральное устаревание» к фототехнике (речь о пленочных аппаратах), поскольку это один из немногих сегментов устройств, в котором успешно трудятся как самые современные камеры так и олдтаймеры, у новичков и профессионалов, как в студии так и на улице. Но я все же решился назвать Москву устаревшей в основном из-за гармошечной конструкции. Гармошка – узкое место подобных систем, это сопряжение не может гарантировать параллельность между задней поверхностью объектива и плоскостью пленки.

Любитель хорош для новичков в среднем формате, благодаря своей доступности и легкости в ремонте, но съемочный объектив сделанный по схеме Триплет оставляет желать лучшего.

Искра – прекрасная камера, очень удачный Индустар в ней применялся, о ней в основном самые теплые отзывы. Единственное но – несменность оптики ограничивает поле для экспериментов.

Киев-60 и Киев-88 камеры гораздо более современные, вполне соответствовавшие требованиям своего времени: сложная механика, модульная конструкция, сменная оптика. Киев-60 выпускался с байонетом «Б», а Киев-88 с байонетом «В». Под байонет «Б» легче найти оптику, да и подходят объективы Carl Zeiss для Pentacon Six. Байонет «В» рисовали с раннего Хассельблада и с выбором оптики более туго, об этом уже упоминалось в начале статьи. Поэтому если очень хочется 88-й, то желательно найти модель СМ. Механически, Киев-88 гораздо сложнее Киева-60, что делает его менее ремонтопригодным и более капризным в использовании. Поэтому я пока остановился на модели «60».

Основными преимуществами, заслуживающими внимания в камере Киев-60 являются:

  • Единая головка установки выдержек;
  • Возможность устанавливать выдержку как до так и после взвода затвора (в Киев-88 выдержка устанавливается только после взвода затвора);
  • Возможность использовать как шахту так и призму для визирования;
  • Байонет «Б», позволяющий устанавливать как родную оптику, так и оптику от Pentacon Six;
  • Относительная простота конструкции, что выливается в надежность и неприхотливость аппарата;
Призма или шахта?

Вы можете использовать один из двух видоискателей, в зависимости от того какой покажется удобнее или более подходящим в конкретной ситуации. В комплекте с камерой Киев-60 поставляются призменный визир с TTL замером (с ранними Киев-6С поставлялся призменный визир беззамерный) и складная шахта.

Несколько слов о TTL призме. Это такой видоискатель с электронным калькулятором, который помогает определить выдержку и диафрагму. Считается, что призма с TTL замером более светлая чем предыдущий вариант призмы без электроники (которыми комплектовались Киев 6С). Поэтому TTL вариант предпочтительнее, даже если экспозамером вы пользоваться не будете. TTL призм существует 2 варианта: до 1991 года и после. Мне больше нравится новый вариант, выпускавшийся с 1991 года.


TTL призма нового типа с автоотключением, работающая на трех батарейках СЦ-0,18 (GPA-76) по по 1,5В

У них усовершенствована электронная схема, добавлена функция автоотключения, таким образом призма сама выключается (через 8 секунд после включения) предотвращая разряд батареек. Также, в новой TTL призме использованы более распространенные сейчас батарейки СЦ-0,18 (GPA-76), 3 штуки по 1,5В. В варианте до 1991 года применялась ртутная батарейка общим напряжением 3,75В, замену которой найти достаточно тяжело (нужно подобрать подходящие по диаметру 3 элемента по 1,25В, но таких не существует). Конструкция призмы предусматривает возможность установки коррекционных линз. что очень важно для людей пользующихся очками.

Шахтный видоискатель – это классика для среднего формата. И для Киева он также доступен. Шахтный видоискатель удобен для съемки с уровня груди, тогда вы можете смотреть в фотоаппарат сверху.

Шахта используемая в Киев-60 очень универсальна и может использоваться по разному. Помимо классического варианта с откидной лупой, есть например спортивный вариант – для этого открывается квадратное окошко в передней стенке и фотограф смотрит через шахту в горизонтальном направлении как в обычный рамочный видоискатель. Если окошко в передней стенке открывать не полностью, а слегка утопить и зафиксировать, получим подобие призмы – в этом случае смотреть надо в линзочку на задней стенке шахты, через нее, и через откинутое под углом маленькое зеркало вы будете видеть матовый экран с изображением. Правда, оно будет перевернуто вверх ногами, но иногда и такой вариант использования шахты годится, если нет возможности смотреть в нее сверху. Шахта это очень удобно и все такое, но к сожалению, для людей с близорукостью она вряд-ли будет удобна, так как увеличительная линза выбрана такой, чтобы ею пользовались люди с идеальным зрением. Если у вас близорукость – придется наводиться через очки. И если в TTL призму можно вкрутить коррекционную линзу, то в шахту никак. Зато шахта для Киева-60 идеально переделывается в шахту для TLR Mamiya C 220/330. и благодаря тому что садится она там ниже чем задумано, получается идеальная шахта для близоруких!

Киев в работе

Не смотря на внушительные размеры и вес, камера удобна в работе. Во-первых, ее удобно держать правой рукой, есть за что держаться. Левой рукой, по классической схеме, нужно держать камеру под объектив и наводить фокус. Избегайте «дилетантского хвата» – когда камеру держат обеими руками за левый и правый бока. Тяжелый объектив при таком хвате висит в воздухе, что не добавляет стабильности. Кнопка спуска имеет большой ход, нажимается мягко, и спуск предсказуемый и приятный. Ее хочется нажимать.

Удачно расположены шляпки для крепления нашейного ремня. В отличие от большинства зеркалок, включая современные, шляпки располагаются на передней части корпуса, а не сбоку. Благодаря этому, они оказываются как раз в центре тяжести камеры с объективом (если объектив стандартный, типа Волна-3). Поэтому это наверное единственная зеркалка, которую можно носить на шее, и которая правильно висит, не переворачиваясь объективом вниз.

А вот штативное гнездо расположено явно не удачно – внизу корпуса фотоаппарата, там где оно обычно и располагается у всех камер. Хотя более правильно, с точки зрения центра тяжести, было бы разместить его ближе к объективу, как у Pentacon Six.

Также к недостаткам отнесем отсутствие таймера автоспуска.

В целом, работа с Киев-60 ничем не отличается от работы с любой другой механической пленочной камерой. Взвод затвора курковый, очень удобный, оперативный. Чтобы затвор служил долго, рекомендуется взводить затвор в один подход, до упора, и не бросать рычаг после взвода. Это более наглядно показано в видео:

Зарядка пленки происходит аналогично всем другим среднеформатным пленочным камерам – нужно совместить отметки START на ракорде пленки с красными точками на камере. Потом закрыть крышку и прощелкать несколько кадров пока на счетчике не покажется цифра 1. Совет – если межкадровые расстояния покажутся вам маленькими, попробуйте зарядить пленку не по красным точкам, а протянув ее немного дальше. Вот еще одно маленькое видео по зарядке пленки:

Киев-60 «употребляет» пленку типа 120. Киев-6С более всеяден – ему подходит и 120 и 220-я. 220-я нынче экзотика, да и смысла в ней особого нет, в последний раз когда я видел ее в продаже, она стоила ровно в 2 раза дороже 120-й, а кадров в ней (кто еще не знает) тоже ровно в 2 раза больше. То есть экономии при использовании 220-й нет.

Оптика, какую брать?

Скажу сразу, оптики для Pentacon Six у меня нет. Упс, уже есть Carl Zeiss Jena Sonnar 2.8/180 но пока не опробованный. Штатный объектив Волна-3Б очень неплох, на слегка прикрытой диафрагме дает отличную резкость. Также мне очень нравится широкоугольный Мир-26Б (более новое название Arsat B 45mm), он прекрасно подходит для съемки архитектуры и в принципе для съемки в стесненных условиях. На этих двух объективах мой набор оптики для Киев-60 исчерпывается. Еще бывают Зодиак-8Б (фишай), Мир 38Б (65мм ширик, но не такой широкоугольный как Мир-26, поэтому показался мне излишеством), Вега-28Б (120мм, портретник), Калейнар-3Б (150мм, портретник), Юпитер-36Б (250мм), Таир-33Б (300мм), ЗМ-3Б (600мм, зеркально-линзовый объектив). Если позволяет бюджет, можно посмотреть в сторону оптики для Pentacon Six – Flektogon, Biometar и другие красивые слова не оставят равнодушными истинных ценителей фотоискусства.

На этом можно считать наш обзор камеры Киев-60 завершенным. Однако что же за обзор фотоаппарата без снимков? Сейчас исправимся. Привожу несколько фотографий, сделанных на Киев-60 и один из объективов – Волна-3Б или Мир-26Б. Снимки комментировать не буду, по-моему с ними все в порядке. Цветных пока нет, цветная пленка сейчас практически роскошь, приходится снимать на ч/б Shanghai GP3. Не так чтоб дешево и сердито, но доступнее чем любая цветная пленка.

Волна-3Б:

Мир-26Б:

В обзоре принимали участие:

Киев-60 базовой версии 1987 года со знаком качества СССР, работающий до сих пор без профилактики, и мой эксклюзивный вариант, модель 1991 года, после полной профилактики механической части и доводки экспонометра, обтянутая коричневой кожей.

На этом все, хороших вам снимков!