Руководства, Инструкции, Бланки

малицкий п и руководство по истории русской церкви img-1

малицкий п и руководство по истории русской церкви

Рейтинг: 4.2/5.0 (1807 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Малицкий Павел Иванович

Малицкий Павел Иванович М алицкий, Павел Иванович - духовный писатель (родился в 1851 г.), воспитанник Киевской духовной академии. Состоял инспектором народных училищ в Гродненской губернии. Труды Малицкого: "Руководство по истории русской церкви" (выпуск I, издание 3-е, Санкт-Петербург, 1898; выпуск II, издание 3-е, ib. 1902), "История христианской церкви" (выпуск I, издание 2-е, Тула, 1912; выпуск II, издание 2-е, ib. 1912; выпуск III, издание 2-е, ib. 1913), "Приходы и церкви Тульской епархии" (Тула, 1895), "Тула. Исторический очерк" (Тула, 1903) и другие.

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг. ) или Нового Энциклопедического Словаря ( 1910—1916 гг. ). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты. гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова .

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России .
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года .

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович. русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому. совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Другие статьи

Московский Журнал

Рубрика: Вифлиофика

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Периодизация истории Русской Церкви и дефиниция периодов

В конце ХХ - начале ХХI века переизданы или репринтированы все основные труды по истории Русской Православной Церкви. Недавно Троице-Сер­гие­ва лавра выпустила труд первого церковного историка - митрополита Московского Платона (Левшина. 1737-1812), изначально (1805) выходивший в виде двухтомника. Он создавался на основании русских и иностранных источников; материал располагался в хронологическом порядке, в известном смысле повторяя традицию летописного повествования. В завершающей главе кратко говорится о последнем Патриархе Московской Руси - святителе Адриане (?-1700), затем об упразднении Патриаршества. В конце автор упоминает о Московской епархии, получившей епархиального архиерея в 1744 году, и заканчивает словами своей автобиографии: «Платон вторый, сей истории писатель, переведен из архиепис­копов Тверских архиепископом же в 1775 году. <. > И как в Твери, так и в Моск­ве оставлена при его управлении и Троицкая Лавра. В 1787 году, июня 20?го провозглашен он митрополитом в Успенском Московском соборе в присутствии императрицы Екатерины II и доселе, то есть до сего 1804 года оною епархиею управляет» 1.

Вторым трудом была «История Российской Церкви» А.Н. Муравьева (1806-1874). В небольшой по объему работе представлены краткие биографии предстоятелей Церкви. После краткой главы «Начало христианства в России» следует текст о святителе Михаиле и далее о последующих мит­рополитах. Тексты систематизированы по главам: «Митрополия в Киеве», «Митрополия во Владимире», «Мит­рополия в Москве», «Патриархи». Далее идет «Местоблюститель Стефан» и «Святейший Синод». Автор вкратце говорит об учреждении Синода и приводит грамоту 1723 года Константинопольского Патриарха Иере­мии III (1715-1726) о признании Синода высшим органом власти в Русской Православной Церкви: «И нарицается он нашим во Христе братом, святым и священным Синодом» 2. Начиная с митрополита Кирилла III (?-1281) в книге появляются даты (расположенные на стыке текста и полей), что подчеркивает летописно?хронологический характер повествования.

Первое систематическое изложение истории характерно для труда святителя Филарета (Гумилевского. 1805-1866), скончавшегося на Черниговской кафед­ре. Периодизация весьма важна, так как по ней историк располагает научный материал. Именно вопросом периодизации автор заканчивает вводные сведения к своему труду. Аргументация сформулирована следующим образом: «В ряду событий, происходивших в Русской Церкви, событиями важнейшими, имевшими влияние на положение Церкви, были, после происхождения Церкви: нашествие монголов, разделение одной Митрополии на две, Пат­риаршество и Синод» 3. Поэтому первый период - «от начала христианства в России до нашествия монголов, или до 1237 г.» Затем следует второй период - «время порабощения России монголами до разделения Митрополии, или 1238-1409 гг.» Третий - период «разделенной Митрополии до Пат­риаршества, 1410-1587 гг.» Период Патриаршества, как отмечено, длился с 1588 года и по 1719 год. Завершается «История. » словами: «Пятый - период Синодального управления; мы окончим его кончиною имп. Александра, 1826 г.» 4 Вопрос вызывает начало третьего периода - 1410 год, время прибытия в Москву мит­рополита Фотия (?-1431) 5. Автор пишет: «Разделение Русской Митрополии на две половины, Московскую и Литовскую, само по себе несколько десятков лет волновало Церковь Русскую; оно же имело влияние на все части устройства Русской Церкви. Так разделенная Митрополия образовала новый период бытия Русской Церкви. Разделение Митрополии начиналось и прежде Фотия, с усилиями совершалось при Фотии, без усилий утверждалось после Фотия» 6. Можно отметить, что общий принцип деления истории не единообразен и зависит, таким образом, от различных обстоятельств: начало христианства, порабощение Руси монголами, разделение Церкви; наконец, вступает в силу принцип возглавления Церкви: Патриаршество и Святейший Синод.

Казанский профессор П.В. Знаменский (1836-1917) написал «Руководство к Русской церковной истории». Он практически уходит от вопроса периодизации; последняя, тем не менее, просматривается в изложении материала и еще нагляднее - в оглавлении. Перечислим названия первых глав: «Начало христианства в России»; «Русская Церковь в удельное время до усиления Северо-Восточной Руси»; «Русская Церковь после усиления северной Руси до разделения Митрополии». Есть здесь главы «Московская Митрополия» и «Московское Патриаршество», между которыми помещена глава о Западно-Русской митрополии. Синодальный период рассматривается по царствованиям и заканчивается временем императора Александра I 7. Однако после пяти изданий данного труда он был взят за основу для преподавания в учебных духовных заведениях. Училищный комитет при Святейшем Синоде обязал автора «усвоить периодизацию российской церковной истории в соответствии с церковно?историческим курсом архиепископа Филарета (Гумилевского)», что Знаменский и сделал. В таком виде «Руководство» было напечатано в 1896 и в 1904 годах 8. Историк пишет: «Все течение русской церковной жизни можно разделить на пять периодов: 1) Киевский - до нашествия монголов; 2) от нашествия монголов до разделения Русской Митрополии; 3) период разделенной Митрополии; 4) от учреждения Патриаршества до реформы Петра Великого; 5) период Синодальный, со времени петровской реформы до настоящего времени» 9. В целом следуя схеме, предложенной архиепископом Филаретом, Знаменский скорректировал ее, и второй период заканчивается у него не временем прибытия на Русь митрополита Фотия (1410), а разделением Мит­рополии (1459).

Формально той же схемы придерживается П.И. Малицкий (1851-1919). Он говорит о принципе периодизации: «В своем историческом развитии Русская Церковь пережила такие эпохи, которые имели особенное влияние на ход ее церковной жизни. Это служит основанием для деления ее истории на периоды» 10. Затем приводит данные периодизации: «Первый период обнимает время от образования Русской Церкви при Владимире до нашествия монголов (988-1237); второй от нашествия монголов до разделения Русской Церкви на две Митрополии (1237-1459); третий обнимает эпоху Русской Церкви, разделенной на две Митрополии (1459-1589); четвертый - время Пат­риаршества (1589-1700); пятый и последний обнимает эпоху Синодального управления Русской Церковью» 11. Далее дает характеристику периодов, и здесь сказывается влияние хронологической системы митрополита Макария (Булгакова. 1816-1882), о чем ниже. П.И. Малицкий отмечает: «Первый период был временем полной зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха, <. > во главе ее управления стояли преимущественно Мит­рополиты из греков; второй представляет постепенное стремление Русской Церкви к освобождению от этой зависимости, вследствие чего являются чаще во главе Русской Церкви Митрополиты из русских; третий представляет время самостоятельного управления Церковью в северной ее половине Московскими Митрополитами и бедст­венное положение Киевской Митрополии под властью Польско-Литовских католических государей <. > четвертый период характеризуется возвышением Русской Митрополии на степень Патриархата и ее Первосвятителя на степень Патриарха, следствием чего было уничтожение и той номинальной зависимости Русского Митрополита от Патриархов, которая являлась вследствие их иерархического титула» 12. О периоде, современном историку, в труде говорится: «Отличительную особенность церковной жизни <. > составляет замена единоличного Патриаршего правления Св. Синодом» 13 .

А.П. Доброклонский (1856-1938) так сформулировал критерии периодизации церковной истории: «Чтобы хронологические периоды не были лишь искусственными рамками, нужно, чтобы в основе их деления лежало важное различие в характере самой церковной жизни, т. е. чтобы жизнь Церкви в один период той или другой из своих сторон (если не сразу несколькими) сущест­венно разнилась от жизни ее в другой период» 14. Исходя из указанных соображений, он продолжает: «Общепринято деление на пять периодов (домонгольский, монгольский 1237-1461 гг. разделенной Митрополии 1461-1588 гг. Патриарший и Синодальный). Но я не нахожу серьезных оснований разделять второй и третий из этих периодов и признаю более естественным делить историю Русской Церкви только на четыре периода: домонгольский (988-1237), Северно?Русской Митрополии (1237-1588), Патриарший (1588-1700) и Синодальный (от 1700 г. до настоящего времени)». Выражение «Северно-Русская Митрополия», можно предположить, имеет некоторое отношение к хронологической схеме Е.Е. Голубинского (см. далее).

Наиболее полным трудом по истории нашей Церкви является исследование митрополита Мос­ковского Макария (Булгакова). Переиздание было завершено в 1997 году к 850?летию Моск­вы. Автор начинает с вопроса периодизации: «Русская Церковь есть только часть Церкви Восточной, православно?католической. С этою последнею она всегда имела со времени происхождения своего самое полное внутреннее единение. <. > Но, рассматриваемая во внешнем своем отношении к Церкви восточно?кафолической, Русская Церковь в продолжение веков представляется в трех различных видах: сначала - как Церковь, находящаяся в совершенной зависимости от Церкви Константинопольской, одной из самостоятельных отраслей Церкви Вселенской, потом - как Церковь, постепенно приобретающая с согласия Константинопольского Патриарха самостоятельность, наконец - как самостоятельная отрасль Церкви Вселенской в ряду других православных Патриархатов. Соответственно этому в истории отечественной Церкви мы различаем три периода: первый - период совершенной зависимости ее от Константинопольского Пат­риарха (988-1240), второй - период постепенного перехода ее от этой зависимости к самостоятельности (1240-1589), третий - период ее самостоятельнос­ти (1589-1867)» 15 .

Однако здесь можно высказать некоторые замечания. Первый митрополит после монголо?татарского нашествия, святитель Кирилл («упом. с 1243 <. >; † <. > 1281» 16 ), был избран на Руси, но поставлен по традиции Константинопольским Патриархом. Несомненно, современники не воспринимали данное поставление как знак стремления Русской Церкви к самостоятельности. Фраза «постепенный переход от зависимости к самостоятельности» представляет собой результат ретроспективного осмысления историком?иерархом церковных событий того времени. Приводя периодизацию церковной истории, митрополит Макарий не упоминает о самостоятельном поставлении русскими иерархами святителя Ионы в 1448 году, а скажет позднее, что со святителя Ионы Русская Церковь «на деле (de facto) <. > являлась уже самостоятельною и независимою» 17. Кроме того, формальное объединение очень несхожих периодов - Патриаршего и Синодального - также представляется не очень логичным.

1 Платон, митрополит (Левшин). Краткая Российская церковная история. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010. С. 361-362.

2 Муравьев А.Н. История Российской Церкви. М. 2002. С. 460.

3 Филарет архиепископ. История Русской Церкви в пяти периодах. М. 2001. С. 10.

5 Позднее об этом критически говорил историк Е.Е. Голубинский (Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 2. М. 1997. Ч. 1. С.VI).

6 Филарет архиепископ. Указ. соч. С. 300.

7 Знаменский П.В. Руководство к Русской церковной истории. Минск, 2005.

8 Соловьев И. Профессор П.В.Знаменский как историк Русской Церкви // Знаменский П.В. История Русской Церкви (учебное руководство). Paris-М. 1996. С. 10.

9 Знаменский П.В. История Русской Церкви (учебное руководство). С. 19.

10 Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. Изд. 4. М. 2000. С. 17.

История Русской Церкви (Синодальный период), Глава 5 читать, скачать - протоиерей Владислав Цыпин

ПРИЛОЖЕНИЯ
VI. ХРОНОЛОГИЯ ОТКРЫТИЯ ЕПАРХИЙ
а) епархии, открытые до Синодальной эпохи

1. Киевская (988 г.).

2. Черниговская (992 г.).

3. Новгородская (992 г. с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная).

4. Ростовская (992 г. в 1787 году переименована в Ярославскую).

5. Волынская (992 г. кафедра во Владимире-Волынском, 1515—1616, 1639—1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в1848—1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире).

6. Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733—1785 годы –самостоятельная, в 1785—1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую).

7. Полоцкая (1104 г. в 1596—1620, 1661—1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная).

8. Смоленская (1137 г.).

9. Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме).

10. Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена).

11. Холмская (1233, 1650—1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная).

12. Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена).

13. Тверская (1271 г.).

14. Суздальская (1347 г. в 1788 году упразднена).

15. Коломенская (1353 г. в 1799 г. упразднена).

16. Пермская (1383 г. кафедра в Усть-Выме, с 1472 года – в Вологде, 1556 года переименована в Вологодскую, с 1799 года восстановлена с кафедрой в Перми).

17. Московская (с 1325 года Москва – резиденция Киевского митрополита, с 1461 года – митрополия Московская и всея Руси, с 1589 по 1721 годы – патриаршаяобласть, с 1721 по 1742 годы – синодальная область, с 1742 года – Московская епархия).

18. Казанская (1555 г.).

19. Вологодская (с 1472 года – кафедра Пермской епархии, с 1556 года – Вологодская).

20. Псковская (1589 г.).

21. Астраханская (1602 г.).

22. Тобольская (1620 г.).

23. Могилевская (1632 г.).

24. Вятская (1657 г.).

25. Белгородская (1667 г. в 1787 году переименована в Курскую).

26. Нижегородская (1672 г.).

27. Воронежская (1682 г.).

28. Тамбовская (1682 г. в 1699 году упразднена, в 1758 году восстановлена).

29. Холмогорская (1682 г. в 1731 году переименована в Архангельскую).

30. Великоустюжская (1682 г. в 1788 году упразднена).

б) епархии, открытые в Синодальную эпоху:

1. Иркутская (с 1707 по 1727 годы – викариатство, с 1727 года – самостоятельная).

2. Петербургская (1742 г. с 1770 по 1898 годы соединена с Новгородской, с 1898 года – самостоятельная, с 1914 года – Петроградская).

3. Костромская (1744 г.).

4. Минская (1793 по 1799 годы – викариатство Киевской епархии, с 1799 года – самостоятельная).

5. Подольская (1795 г. кафедра в Каменце-Подолъском).

6. Кадьякская (1796 по 1799 годы – викариатство Иркутской епархии, с 1840 годы – Алеутское викариатство Камчатской епархии, с 1870 годы –Алеутская и Северо-Американская епархия с кафедрой в Сан-Франциско, с 1903 года – кафедра в Нью-Йорке).

7. Калужская (1799 г.).

8. Тульская (1799 г.).

9. Пензенская (1799 г.).

10. Орловская (1799 г.).

11. Слободская-Украинская (1799 г. в 1833 году переименована в Харьковскую, кафедра с 1799 года в Харькове).

12. Оренбургская (1799 г. с 1799 по 1858 годы, кафедра в Уфе, с 1858 года – в Оренбурге).

13. Екатеринославская (с 1775 года ? Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783—1798 годах – Екатеринославская, в 1798—1803 годах –Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская).

14. Кишиневская (1813 г.).

15. Саратовская (1828 г.).

16. Донская (1829 г. кафедра в Новочеркасске).

17. Томская (1832 г.).

18. Херсонская (1837 г. кафедра в Одессе).

19. Симбирская (1838 г.).

20. Литовская (1839 г. кафедра в Вильне).

21. Камчатская (1840 г. в 1898 году переименована в Благовещенскую).

22. Варшавская (1840 г. с 1840 по 1905 гоыд – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская).

23. Кавказская (1842 г. кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую).

24. Рижская (1850 г.).

25. Самарская (1850 г.).

26. Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия).

27. Таврическая (1859 г. кафедра в Симферополе).

28. Енисейская (1861 г. кафедра в Красноярске).

29. Якутская (1869 г.).

30. Туркестанская (1871 г. кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте).

31. Екатеринбургская (1885 г.).

32. Финляндская (1892 г. кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки).

33. Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия).

34. Забайкальская (1894 г. кафедра в Чите).

35. Владивостокская (1898 г.).

36. Олонецкая (1898 г. кафедра в Петрозаводске).

37. Гродненская (1900 г.).

в) епархии Грузинского экзархата

1. Карталинская (епархия экзарха) (1811 г. кафедра в Тифлисе).

2. Имеретинская (1821 г. кафедра в Кутаиси).

3. Сухумская (1885 г.).

4. Бакинская (1907 г.).

VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ
а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде)

1. Иов (1697—1716 гг.).

2. Феодосий (Яновский) (1721—1725 гг.) (архиепископ).

3. Феофан (Прокопович) (1725—1736 гг.) (архиепископ).

4. Амвросий (Юшкевич) (1737—1745 гг.) (архиепископ).

5. Стефан (Калиновский) (1745—1753 гг.) (архиепископ).

6. Димитрий (Сеченов) (1757—1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит).

7. Гавриил (Петров) (1775—1800) (с 1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский иПетербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами).

б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года)

1. Никодим (Сребницкий) (1742—1745) (архиепископ).

2. Феодосий (Янковский) (1745—1750) (архиепископ).

3. Сильвестр (Кулябка) (1750—1761) (архиепископ).

4. Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761—1762) (архиепископ).

5. Гавриил (Кременецкий) (1762—1770) (архиепископ).

6. Гавриил (Петров) (1770—1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775—1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года– митрополит).

7. Амвросий (Подобедов) (1799—1818), (1799—1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800—1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года –митрополит).

8. Михаил (Десницкий) (1818—1821).

9. Серафим (Глаголевский) (1821—1843).

10. Антоний (Рафальский) (1843—1848).

11. Никанор (Клементьевский) (1848—1856).

12. Григорий (Постников) (1856—1860).

13. Исидор (Никольский) (1860—1892).

14. Палладий (Раев) (1892—1898).

15. Антоний (Вадковский) (1898—1912).

16. Владимир (Богоявленский) (1912—1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский).

17. Питирим (Окнов) (1915—1917) (Петроградский).

18. Вениамин (Казанский) (1917—1922) (Петроградский).

в) митрополиты Московские

1. Иосиф (Волчанский) (1742—1745) (архиепископ).

2. Платон (Малиновский) (1748—1754) (архиепископ).

3. Тимофей (Щербацкий) (1757—1767).

4. Амвросий (Зертис-Каменский) (1767—1771) (архиепископ).

5. Платон (Левшин) (1775—1812) (1775—1787 годы – архиепископ, с 1787 года – митрополит).

6. Августин (Виноградский) (1819—1821) (архиепископ).

7. Серафим (Глаголевский) (1819—1821).

8. Филарет (Дроздов) (1821—1867) (1821—1826 годы – архиепископ, с 1826 года – митрополит).

9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) (1868—1879).

10. Макарий (Булгаков) (1879—1882).

11. Иоанникий (Руднев) (1882—1891).

12. Леонтий (Либединский) (1891—1893).

13. Сергий (Ляпидевский) (1893—1898).

14. Владимир (Богоявленский) (1898—1912).

15. Макарий (Невский) (1912—1917).

г) митрополиты Киевские

1. Варлаам (Ясинский) (1690—1707).

2. Иоасаф (Кроковский) (1708—1718).

3. Варлаам (Вонатович) (1722—1730) (архиепископ).

4. Рафаил (Заборовский) (1731—1747) (1731—1743 годы – архиепископ,

с 1743 года – митрополит).

5. Тимофей (Щербацкий) (1748—1757).

6. Арсений (Могилянский) (1757—1770).

7. Гавриил (Кременецкий) (1770—1783) (архиепископ).

8. Самуил (Миславский) (1783—1796).

9. Иерофей (Малицкий) (1796—1799).

10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) (1799—1803).

11. Серапион (Александровский) (1803—1822).

12. Евгений (Болховитинов) (1822—1837).

14. Исидор (Никольский) (1858—1860).

15. Арсений (Москвин) (1860—1876).

16. Филофей (Успенский) (1876—1882).

17. Платон (Городецкий) (1882—1891).

18. Иоанникий (Руднев) (1891—1900).

19. Феогност (Лебедев) (1900—1903).

20. Флавиан (Городецкий) (1903—1915).

21. Владимир (Богоявленский) (1915—1918).

VIII. ОБЕР-ПРОКУРОРЫ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА

1. И.В. Болтин (1722—1725).

2. А. Баскаков (1725—1726).

3. Р. Раевский (1726) (прокурор).

4. Н.С. Кречетников (1741) (назначен, но не вступил в должность).

5. князь Я.П. Шаховский (1741—1753).

6. А.И. Львов (1753—1758).

7. князь А.С. Козловский (1758—1763).

8. И.И. Мелиссино (1763—1768).

9. П.П. Чебышев (1768—1774).

10. С.В. Ахчурин (1774—1786).

11. А.И. Наумов (1786—1791).

12. граф А.И. Мусин-Пушкин (1791—1797).

13. князь В.А. Хованский (1797—1799).

14. Д.И. Хвостов (1799—1802).

15. А.А. Яковлев (1803).

16. князь А.И. Голицын (1803—1817) (1817—1824 – министр).

17. князь П.С. Мещерский (1817—1833).

18. С.Д. Нечаев (1833—1836).

19. граф Н.А. Протасов (1836—1855).

20. А.И. Карасевский (1855—1856).

21. граф А.П. Толстой (1856—1862).

22. А.П. Ахматов (1862—1865).

23. граф Д.А. Толстой (1865—1880).

24. К.П. Победоносцев (1880—1906).

25. князь А.Д. Оболенский (1905—1906).

26. князь А.А. Ширинский-Шихматов (1906).

27. П.П. Извольский (1906—1909).

28. С.М. Лукьянов (1909—1911).

29. В.К. Саблер (1911—1915).

30. А.Д. Самарин (1915).

31. А.И. Волжин (1915—1916).

32. Н.П. Раев (1916—1917).

33. В.Н. Львов (1917).

34. А.В. Карташев (1917).

IX. СВЯТЫЕ, ПОДВИЖНИКИ, ИЕРАРХИ И ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЯТЕЛИ СИНОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ

Святой равноапостольный Николай (Касаткин) Японский (1836—1911).
Святитель Митрофан (Сидоровский) Воронежский (1623—1703).
Святитель Димитрий (Туптало) Ростовский (1651—1709).
Святитель Иоанн (Максимович) Тобольский (1651—1715).
Святитель Иннокентий (Кульчицкий) Иркутский (1680—1731).
Святитель Иоасаф (Горленко) Белгородский (1705—1754).
Святитель Софроний (Кристалевский) Иркутский (1704—1771).
Святитель Тихон (Соколов) Задонский (1724—1783).
Святитель Мелетий (Леонтович) Харьковский (1784—1840).
Святитель Иннокентий (Вениаминов) Московский (1797—1879).
Преподобный Серафим (Мошнин) Саровский (1759—1833).
Преподобный Герман Аляскинский (1757—1837).
Святой праведный Иоанн Русский (ум. 1730).
Блаженная Ксения (Петрова) Петербургская (XVIII в.).
Святой преподобномученик Пахомий Русский, Афонский (ум. 1780).
Патриарх Тихон (Белавин) (1865—1925).
Патриарх Сергий (Страгородский) (1867—1944).
Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Стефан (Яворский) (1658—1722).
Митрополит Иов (ум. 1716).
Святитель Филофей (Лещинский) (в схиме Феодор) Иркутский (1650—1727).
Митрополит Георгий (Дашков) (ум. 1739).
Митрополит Тимофей (Щербацкий) (1698—1767).
Митрополит Димитрий (Сеченов) (1709—1767).
Святитель Павел (Конюскевич) Тобольский (1705—1770).
Митрополит Арсений (Мацеевич) (1697—1772).
Митрополит Самуил (Миславский) (1731—1796).
Митрополит Гавриил (Петров) (1730—1801).
Митрополит Платон (Левшин) (1737—1812).
Митрополит Амвросий (Подобедов) (1746—1818).
Митрополит Михаил (Десницкий) (1762—1821).
Митрополит Феофилакт (Русанов) (1764—1821).
Митрополит Евгений (Болховитинов) (1767—1837).
Митрополит Филарет (Амфитеатров), в схиме Феодосий (1779—1857).
Митрополит Григорий (Постников) (1784—1860).
Митрополит Филарет (Дроздов) (1782—1867).
Митрополит Иосиф (Семашко) (1798—1868).
Митрополит Арсений (Москвин) (1797—1876).
Митрополит Макарий (Булгаков) (1816—1882).
Митрополит Платон (Городецкий) (1803—1891).
Митрополит Исидор (Никольский) (1799—1892).
Митрополит Иоанникий (Руднев) (1826—1900).
Митрополит Антоний (Вадковский) (1846—1912).
Митрополит Владимир (Богоявленский) (1848—1918).
Митрополит Вениамин (Казанский) (1874—1922).
Митрополит Трифон (Туркестанов) (1861—1934).
Митрополит Антоний (Храповицкий) (1864—1936).
Митрополит Нестор (Анисимов) (1885—1962).
Архиепископ Феодосий (Яновский) (1650—1727).
Архиепископ Феофан (Прокопович) (1681—1736).
Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) (ум. 1741).
Архиепископ Амвросий (Юшкевич) (1690—1745).
Архиепископ Георгий (Конисский) (1717—1795).
Архиепископ Антоний (Смирницкий) (1773—1846).
Архиепископ Иннокентий (Борисов) (1800—1855).
Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805—1866).
Архиепископ Афанасий (Дроздов) (1800—1876).
Архиепископ Димитрий (Муретов) (1811—1883).
Архиепископ Никанор (Бровкович) (1824—1890).
Архиепископ Маркелл (Поппель) (1825—1908).
Архиепископ Иларион (Троицкий) (1886—1929).
Епископ Питирим Нижегородский (ум. 1738).
Епископ Иннокентий (Нерунович) (ум. 1747).
Епископ Симон (Тодорский) (1701—1754).
Епископ Иоасаф (Болотов) (ум. 1799).
Епископ Иннокентий (Смирнов) (1784—1819).
Епископ Амвросий (Орнатский) (1778—1827).
Епископ Иоанн (Соколов) (1818—1866).
Епископ Игнатий (Брянчанинов) Кавказский (1807—1867).
Епископ Порфирий (Успенский) (1804—1885).
Епископ Михаил (Лузин) (1830—1887).
Епископ Феофан (Говоров) Затворник (1815—1894).
Епископ Михаил (Грибановский) (1856—1896).
Епископ Сильвестр (Малеванский) (1828—1908).
Епископ Гермоген (Долганов) (1858—1918) .
Схииеромонах Иисус (Иов) (1635—1726).
Иеромонах Феодор (Ушаков) (1718—1791).
Схиархимандрит Паисий (Величковский) (1722—1794).
Архимандрит Фотий (Спасский) (1792—1838).
Схииеромонах Леонид (Лев) (Наголкин) Оптинский (1768—1841).
Архимандрит Макарий (Глухарев) (1792—1848).
Схииеромонах Парфений (Краснопевцев) (1790—1855).
Схииеромонах Макарий (Иванов) Оптинский (1788—1860).
Архимандрит Моисей (Путилов) Оптинский (1782—1862).
Архимандрит Антонин (Капустин) (1818—1894).
Иеромонах Варнава (Меркулов) (1831—1906).
Георгий (Машурин) Задонский Затворник (монах Стратоник).
Старец Иларион Троекуровский (1774—1853).
Старец схимонах Силуан (Антонов) Афонский (1866—1938).
Протопресвитер В.Б. Баженов (1800—1883).
Протопресвитер И.Л. Янышев (1826—1910).
Протоиерей П.И. Турчанинов (1779—1856).
Протоиерей А.В. Горский (1812—1875).
Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский (1829—1908).
Священник А.В. Гумилевский (1830—1869).
Священник П.А. Флоренский (1882—1943).
Д.С. Бортнянский (1751—1825).
А.Н. Голицын, князь (1773—1844).
Н.А. Протасов, граф (1798—1855).
И.В. Киреевский (1806—1856).
А.С. Хомяков (1804—1860).
А.Ф. Львов (1798—1870).
Д.А. Толстой, граф (1823—1889).
К.Н. Леонтьев (монах Климент) (1831—1891).
В.В. Болотов (1853—1900).
B.C. Соловьев (1853—1900).
И.Е. Троицкий (1832—1902).
К.П. Победоносцев (1827—1907).
А.П. Лебедев (1845—1908).
П.В. Знаменский (1836—1910).
Е.Е. Голубинскнй (1834—1912).
Н.Ф. Каптеров (1847—1917).
А.Л. Катанский (1836—1919).
В.И. Несмелов (1869—1920).
А.Д. Кастальский (1856—1926).
В.К. Саблер (1847—1929).
А.Д. Самарин (1868—1932).
М.М. Тареев (1866—1934).
Н.Н. Глубоковский (1863—1937).
А.В. Карташев (1875—1960).
Игумения Екатерина (графиня Ефимьевская) (ум. 1925).
Игумения Евгения (княгиня Мещерская) (ум. 1837).

Х. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

1700 – кончина Патриарха Адриана и назначение Местоблюстителем
Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского).
1701– восстановление Монастырского приказа.
1702 – издание указа Петра I о веротерпимости.
1720 – составление «Духовного регламента».
1721 – учреждение Святейшего Синода.
1722 – издание «Прибавление к Духовному регламенту».
1723 – признание Святейшего Синода Восточными Патриархами.
1724 – перенесение мощей святого князя Александра Невского в Петербург.
1751 – издание «Елизаветинской Библии ».
1757 – прославление святителя Димитрия Ростовского .
1763 – суд над митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем).
1764 – секуляризация церковных земель (Издание Указа о церковных
владениях).
1786 – секуляризация церковных земель в Малороссии.
1788 – секуляризация церковных земель в Слободской Украине.
1793 – учреждение Алеутской Духовной миссии.
1797 – преобразование Петербургской и Казанской Семинарий в Академии.
1798 – прославление преподобного Феодосия Тотемского.
1804 – прославление святителя Иннокентия Иркутского.
1808 – начало проведения реформы духовного образования.
1809 – преобразование Петербургской Духовной Академии.
1811 – учреждение Грузинского экзархата.
1813 – открытие Библейского общества в России.
1814 – преобразование Московский Духовной Академии и перевод ее в
Троице-Сергиеву Лавру.
1817 – учреждение «двойного» министерства духовных дел и народного
просвещения.
1819 – преобразование Киевской Духовной Академии.
1826 – закрытие Библейского общества.
1826 – учреждение Духовной миссии на Алтае.
1831 – возвращение Почаевской Лавры Православной Церкви.
1832 – прославление святителя Митрофана Воронежского .
1839 – собор в Полоцке, Воссоединение униатов с Православной Церковь ю.
1840 – издание новых Правил Духовно-учебных школ.
1842 – преобразование (вторичное открытие) Казанской Духовной
Академии
1842 – введение монастырских штатов в западных епархиях.
1848 – учреждение Духовной миссии в Иерусалиме.
1857 – возобновление работы над переводом Библии на русский язык.
1861 – прославление святителя Тихона Задонского .
1869 – учреждение Духовной миссии в Японии.
1869 – проведение реформы духовного образования.
1875 – воссоединение униатов Холмщины с Православной Церковью.
1877 – издание Библии на русском языке.
1884 – издание Правил о церковно-приходских школах.
1884 – издание новых Уставов Духовных школ.
1896 – прославление святителя Феодосия Черниговского.
1901 по 1903 – религиозно-философские собрания.
1903 – прославление преподобного Серафима Саровского .
1905 – издание Закона о свободе вероисповеданий.
1906 – Предсоборное присутствие.
1908 – ревизия Духовных Академий.
1909 – перенесение мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской.
1910 – идание нового Устава Духовных Академий.
1911 – пославление святителя Иоасафа Белгородского .
1912 по 1914 – Предсоборное собрание.
1913 – прославление священномученика Патриарха Гермогена.
1914 – прославление святителя Питирима Тамбовского.
1916 – прославление святителя Иоанна Тобольского .
1917 – Предсоборный совет.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Знаменский П.В. Руководство по Русской церковной истории. – Казань, 1912.
Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. Т.4. Синодальный период 1700—1890. – М.,1893.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русский Церкви. В 5 тт. – М. 1896.
Малицкий В.А. Руководство по истории Русский Церкви. Изд. 3. – Тула, 1889.
Рункевич С.Т. История Русской Церкви в Синодальный период. Т.1. — СПб. 1900.
Жизнеописания подвижников благочестия XVIII-ХIХ вв. Январь-декабрь. – СПб. 18—19.
Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. — СПб. 1905.
Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. – СПб. 1910.
Флоровский Г. Пути русского богословия. – Париж, 1937.
Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. – СПб. 1896.
Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. – Казань, 1881.
История Российской иерархии. Т. 1—6. – М. 1807—1815.
Филарет (Дроздов) митрополит. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам. Тт. 1—4 и доп. том. – М. 1885—1888.
Порфирий Успенский, епископ. Книга бытия моего. Тт. 1—8. – СПб. 1894—1902.
Савва (Тихомиров) архиепископ. Хроника моей жизни в 9 томах. – Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1897—1911.
Никанор (Бровкович) архиепископ. Биографические материалы. Т.1. – СПб. 1900.
Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Тт. 1—3 и доп. том. – СПб. 1906.