Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по эксплуатации ртэ 4.1 img-1

инструкция по эксплуатации ртэ 4.1

Рейтинг: 4.7/5.0 (1837 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

РД -02 Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, РД от 20 декабря 2001 года №-02

РД 212.0182-02 Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта

Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта

РАЗРАБОТАН ФГУП ЦНИИЭВТ

Директор института В.Г.Фомин

Руководитель подразделения-разработчика В.Ф.Митин

УТВЕРЖДЕН Заместителем министра транспорта Российской Федерации Н.Г.Смирновым 20 декабря 2001 г.

1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее Руководство) разработано в соответствии с положениями статей 4, 14 и глав V, VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 г. N 24-ФЗ. а также Гражданского Кодекса РФ и иных нормативных правовых документов.

1.2. Настоящее Руководство определяет основы технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, направленные на обеспечение безопасности плавания судов, охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей, сохранность перевозимого груза и имущества.

1.3. Руководство определяет комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии для безаварийного и эффективного их использования в соответствии с проектными или заданными (установленными) технико-экономическими показателями в соответствии с требованиями национальных и международных правил.

1.4. Действие настоящего Руководства распространяется на все суда внутреннего водного транспорта, включая суда смешанного (река-море) плавания, эксплуатируемые под Государственным флагом Российской Федерации.

2. Определения и понятия

2.1. Гарантийный срок - период эксплуатации, до окончания которого исполнитель работ (изготовления, ремонта, технического обслуживания) гарантирует сохранение значений технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники) на уровне установленных требований при условии соблюдения правил эксплуатации.

2.2. Инспекторский осмотр судна - проверка содержания судна специалистами судовладельца.

2.3. Испытание судна (судовой техники) - натурное определение технико-эксплуатационных характеристик судна (судовой техники).

2.4. Оценка качества технической эксплуатации - оценка паспортных и фактических данных работы судовых технических средств, систем и устройств по установленной судовладельцем системе показателей, а также анализ происходящих повреждений, отказов и остановок в работе при эксплуатации судна.

2.5. Освидетельствование судна - определение технического состояния судна в целях установления его соответствия действующим нормативно-техническим документам.

2.6. Ремонт судна - элемент технической эксплуатации, выполняемый для восстановления исправного технического состояния и установленных технико-эксплуатационных характеристик.

2.7. Расписание позаведованию членов судового экипажа (расписание по заведованию) - документ, закрепляющий за членами судового экипажа судовые технические средства и устанавливающий ответственность членов экипажа за техническое состояние и содержание их.

2.8. Техническое использование - эксплуатация судна, судовых технических средств, систем и устройств в соответствии с их технико-эксплуатационными характеристиками, выполняемыми судовым экипажем.

2.9. Техническое обслуживание судна - комплекс работ и мероприятий, выполняемых экипажем или работниками береговых организаций с целью поддержания судна в исправном техническом состоянии.

Техническое управление - управление технической эксплуатацией, предусматривающее организацию технической эксплуатации судов на разных уровнях управления, регулирование взаимодействия между звеньями системы технического обслуживания.

2.10. Эксплуатационная готовность - состояние судна, при котором судовая техника находится в работоспособном состоянии, судно укомплектовано экипажем и имеет на борту необходимое снабжение и необходимые документы.

3. Основные требования

3.2. Техническая, противопожарная и санитарная подготовленность судна, его снабжение, укомплектованность экипажем, квалификация и профессиональная подготовленность членов экипажа должны обеспечивать:

- безопасность и необходимые условия труда и отдыха экипажа;

- безопасность и необходимые условия пребывания на судне пассажиров;

- сохранность перевозимых грузов;

- заданные технико-эксплуатационные характеристики работы судна;

- постоянную готовность к эффективному использованию средств борьбы за живучесть своего судна и средств оказания помощи другим судам и людям;

- предотвращение загрязнения окружающей среды;

- соответствие судов требованиям уполномоченных надзорных органов, а также международным нормативным актам для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы.

3.3. Порядок использования несамоходных судов, эксплуатируемых без судовых команд, документально устанавливается судовладельцем и доводится для исполнения до экипажа буксира-толкача. В случае, если судно работает без постоянного закрепления за буксиром-толкачом, то судовладелец должен заключить договор на портовое обслуживание судов.

4. Организация технической эксплуатации судов


Техническая эксплуатация - комплекс организационных, технических мер, выполняемых для поддержания судов в исправном состоянии в течение всего эксплуатационного срока. Организацию технической эксплуатации судов осуществляет судовладелец.

4.1. Задачи и функции судовладельца

4.1.1. Назначение из состава администрации судовладельца лица, в ведении которого закрепляется ответственность за обеспечение технической эксплуатации конкретных судов.

4.1.2. Утверждение режима работы судна, штатного расписания, режима несения вахт, а также системы технического обслуживания судна.

4.1.3. Контроль за выполнением на судах требований национальных, а для судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих международные рейсы, и международных актов, а также сроков действия судовых документов.

4.1.4. Организация освидетельствования судов.

4.1.5. Организация обеспечения судов необходимым снабжением.

4.1.6. Организация связи между судовладельцем и судами.

4.1.7. Обеспечение судов нормативной и конструкторско-технической документацией, доведение до судов национальных и международных актов и правил.

4.1.8. Организация ремонта судов и контроль за сроками, стоимостью и качеством его выполнения.

4.1.9. Осуществление анализа транспортных происшествий, выработка мероприятий по их предотвращению.

4.1.10. Организация проведения технической учебы на судах.

4.1.11. Установление порядка и сроков проведения инвентаризации на судах.

4.2. Задачи и функции экипажа

4.2.1. Общее руководство технической эксплуатацией осуществляет капитан судна (командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда). На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания, поддержанию порядка на судне, защите окружающей среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

4.2.2. Капитан закрепляет членов экипажа по заведованиям.

4.2.3. Капитан составляет и утверждает расписание по вахтам.

4.2.4. Члены экипажа должны:

4.2.4.1. содержать судно в исправном техническом состоянии и опрятном виде, проводить техническое обслуживание в соответствии с системой, установленной судовладельцем и инструкцией по эксплуатации технических средств;

4.2.4.2. обеспечивать безаварийное и эффективное использование всех механизмов и устройств по назначению с установленными техническими показателями, следить за наличием необходимых предметов снабжения;

4.2.4.3. соблюдать режим работы судна, установленные нормы расходования топлива, смазочных материалов, воды, а также их сортность и качество. Учет расходования топлива и смазки ведется в порядке, установленном судовладельцем;

4.2.4.4. выполнять требования технической, нормативной и конструкторско-технологической документации;

4.2.4.5. принимать участие в технической учебе. План технической учебы и порядок проведения занятий утверждается капитаном судна;

4.2.4.6. вести судовую документацию по заведованиям.

4.2.5. Работы по технической эксплуатации судовых технических средств, систем, палубных устройств выполняются под руководством механика, а на судах смешанного (река-море) плавания - старшего механика.

4.2.6. При назначении на судно лица командного состава должны:

4.2.6.1. осмотреть механизмы и системы своего заведования, опробовать их в работе (если в период приемки они могут быть приведены в действие);

4.2.6.2. проверить комплектность, сроки действия судовых документов и ведение документации по своему заведованию;

4.2.6.3. проверить наличие снабжения;

4.2.6.4. оформить приемку заведования актом, с указанием в нем технического состояния, готовности к работе или необходимость ремонта и доложить механику (старшему механику) или первому штурману (старшему помощнику капитана), которые докладывают капитану судна.

4.2.7. При смене капитана или механика (старшего механика) судна лица командного состава (члены экипажа судна) докладывают о техническом состоянии своего заведования соответственно вновь назначенным капитану или механику (старшему механику).

4.2.8. При приеме на судно предметов снабжения, оборудования, сменно-запасных частей, механизмов и материалов проверять наличие сертификатов в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра.

4.3. Техническое использование судов


Техническое использование судна осуществляется экипажем и включает комплекс мероприятий и работ по технической эксплуатации в период несения вахтенной службы, обеспечивающий работу судна и судовых технических средств по назначению, с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными проектом и нормативной документацией.

4.3.1. Техническое использование судна осуществляется с вахтенных и дежурных постов управления. С вахтенных постов управления - с постоянным присутствием на них вахтенного персонала и дежурных постов - без постоянного присутствия на них вахтенного персонала.

4.3.2. Вахтенные и дежурные посты на судах определяются их проектом, исходя из установленного класса автоматизации.

4.3.3. Техническое использование, осуществляемое судовым экипажем, проводится в соответствии с заводскими инструкциями и заключается в проверке готовности к действию, вводу и выводу из действия, обеспечении изменений и поддержании режимов работы судовых технических средств, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отклонений, их контроле, учете и поддержании технического состояния.

4.3.4. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации и связанные с выводом их из действия, должны устраняться с разрешения вахтенного начальника. Если обстановка не допускает вывода их из эксплуатации, вахтенные обязаны принять все меры для обеспечения безопасности людей и предупреждения возможных повреждений судна и его механизмов.

4.3.5. Резервные судовые технические средства рекомендуется использовать поочередно таким образом, чтобы они работали в течение года примерно одинаковое время.

4.3.6. Контроль за состоянием и режимом работы механизмов, устройств и систем судна производится по показаниям штатных контрольно-измерительных приборов и средств аварийно-предупредительной сигнализации, а также визуальным наблюдением за общим состоянием механизмов и систем.

4.3.7. Все средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты должны постоянно находиться в действии и периодически проверяться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей. Контрольные проверки или отключения их на время профилактического ремонта допускается производить только с разрешения вахтенного начальника, о чем делается соответствующая запись в судовом и машинном журналах, с докладом капитану и механику (старшему механику).

4.3.8. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы и опломбированы. Случайные снятия пломб в период эксплуатации должны быть зафиксированы в машинном журнале. Пломбирование должно быть восстановлено в первом порту захода.

4.3.9. Все средства измерений и контроля должны быть исправны и иметь действующие свидетельства или клейма поверок.

4.3.10. При срабатывании средств аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты, вахтенный механик выясняет причину срабатывания и принимает необходимые меры по предотвращению повреждения механизмов и устранению выявленных недостатков, информируя об этом механика (старшего механика). При заведомо ложном систематическом срабатывании указанных средств вахтенный может их отключить и восстановить режим работы механизма, поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана и механика (старшего механика). В судовом и машинном журналах производится соответствующая запись. Вахтенным механиком должны быть приняты меры по усилению контроля за параметрами работы механизма, у которого отключена аварийно-предупредительная сигнализация или аварийная защита.

4.3.11. При создавшейся угрозе повреждения судна, перевозимого груза или гибели людей вахтенный помощник капитана имеет право самостоятельно или дать указание отключить средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной защиты. В каждом конкретном случае отключения вахтенный помощник капитана немедленно сообщает капитану и механику (старшему механику). В судовом и машинном журналах должны быть сделаны соответствующие записи.

4.3.12. При непредвиденной остановке главного двигателя (вынужденной или самопроизвольной) вахтенный помощник капитана (вахтенный механик) обязан немедленно предпринять необходимые меры по выяснению причин случившегося и их устранению. При непредвиденной остановке других ответственных технических средств вахтенный персонал обязан запустить резервные технические средства (если они имеются) и доложить об этом соответственно вахтенному помощнику капитана и механику (старшему механику) судна. Все эти случаи обязательно фиксируются в судовом и машинном журналах.

4.3.13. Все механизмы и системы должны использоваться по своему прямому назначению. Рядом с ними должны быть вывешены краткие инструкции по подготовке их к действию, пуску, контролю за режимом работы, остановке и выводу их из действия. На схемах системы осушения, системы сточных и подсланевых вод должны быть указаны места пломбировки вентилей и клинкетов, исключающих загрязнение окружающей среды. На судах загранплавания у механизмов и систем, таких как система пожаротушения, рулевая машина, аварийный дизель-генератор, спасательные устройства, двигатели спасательных шлюпок, аварийный пожарный насос, противопожарные и водонепроницаемые закрытия и т.д. (в соответствии с международными нормативными актами) инструкции и схемы вывешиваются на русском и английском языках.

4.3.14. При стояночном режиме в зависимости от условий стоянки и действующих правил порта капитаном устанавливаются следующие степени готовности судна: постоянная и к определенному сроку.

4.4. Техническое обслуживание судов


Техническое обслуживание включает в себя комплекс работ, направленных на поддержание судна в исправном техническом состоянии, контроль его технического состояния, выявление и устранение неисправностей, замену изношенных или вышедших из строя деталей и узлов.

4.4.1. Производство работ по техническому обслуживанию, связанное с разборкой, осуществляется на бездействующих механизмах с разрешения механика (старшего механика) или первого штурмана (первого помощника капитана) и с ведома капитана.

4.4.2. Техническое обслуживание осуществляется в соответствии с системой технического обслуживания, утвержденной судовладельцем, инструкциями заводов - изготовителей судовых технических средств. Периодичность проведения технического обслуживания устанавливается судовладельцем.

4.4.3. Исполнение работ по техническому обслуживанию в установленных объемах и сроках возлагается на лиц командного и рядового состава, в чьем заведовании находятся судовые технические средства. Механик (старший механик) должен постоянно контролировать выполнение работ по техническому обслуживанию.

4.4.4. Ежедневное техническое обслуживание осуществляется силами судового экипажа. Плановое периодическое техническое обслуживание судовых технических средств осуществляется в соответствии с инструкцией заводов-изготовителей и может выполняться силами судового экипажа или береговыми организациями. Техническое обслуживание механизмов, выполняемое береговыми организациями, осуществляется в соответствии с заключенным договором.

4.4.5. Обнаруженные при выполнении работ по техническому обслуживанию неисправности и дефекты должны быть устранены. Если устранение в данное время технически невозможно, а по своему характеру они не могут привести к опасным последствиям, Российский Речной Регистр может разрешить временную эксплуатацию судовых технических средств с ограничениями. Степень и характер эксплуатационных ограничений устанавливаются Российским Речным Регистром по ходатайству судовладельца в виде исключения на определенный срок.

4.4.6. Все основные механизмы и системы должны быть обеспечены специнструментом и приспособлениями, необходимыми для разборки и сборки. Запасные части, специнструмент, приспособления должны содержаться в исправном состоянии, надежно крепиться в специально отведенных для них легкодоступных, удобных для осмотра местах, обеспечивающих качественное их хранение.

4.5. Вывод судов на отстой

4.5.1. Отстой - период, когда судно не выполняет свои функции. Вывод судов из эксплуатации на отстой может осуществляться во время навигации и на межнавигационный период решением судовладельца.

4.5.2. В навигационный период судно может быть поставлено на отстой распоряжением судовладельца. При этом оно может выводиться из эксплуатации с содержанием судовых технических средств и систем в холодном (нерабочем состоянии) или с поддержанием их в рабочем состоянии.

4.5.3. Организационные мероприятия, выполняемые при постановке судов на зимний отстой, а также состав работ по приведению судов в зимовочное состояние с консервацией отдельных судовых технических средств и сроки их выполнения устанавливаются судовладельцем.

4.5.4. Консервация судовых технических средств на период зимнего отстоя должна производиться в соответствии с инструкциями по технической эксплуатации соответствующего механизма.

4.5.5. Выполнение работ по консервации судовых технических средств, сохранности судна и судового имущества, готовности к действию аварийно-спасательного и противопожарного инвентаря в процессе приведения судна в зимовочное состояние осуществляется под руководством капитана судна.

4.5.6. При выводе из эксплуатации судна на длительный срок (более межнавигационного периода) для обеспечения сохранности судовой техники и судна в целом производится специальная консервация в соответствии с инструкциями по эксплуатации тех или иных механизмов, устройств и систем. После проведения работ по консервации судна составляется акт и судовладельцем издается приказ о постановке судна на консервацию с указанием срока.

4.5.7. Охрана судна, поставленного на отстой в период навигации, может обеспечиваться судовым экипажем или по договору с пунктом отстоя.

4.5.8. В навигационный и межнавигационный периоды, с момента подписания акта приемки судна на ремонт или отстой в соответствии с условиями договора, заключенного между судовладельцем и администрацией предприятия, ответственность за безопасность судна и сохранность всех его элементов определяется договором.

4.6. Ремонт судов


Ремонт - составная часть технической эксплуатации, производится в целях обеспечения, поддержания и восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна или его элементов на определенный интервал времени.

4.6.1. Ремонт судов может производиться:

4.6.1.1. по планово-предупредительной системе ремонта (ППР), которая представляет собой совокупность плановых ремонтов, выполняемых с установленной периодичностью;

4.6.1.2. по техническому состоянию - системе допустимых норм износов основных элементов судна, определяемых действующими методами дефектации и расчетными методами.

4.6.2. Планово-предупредительная система ремонта может применяться в течение всего срока службы судна.

4.6.3. В зависимости от их технического состояния и срока службы, в системе ППР предусматриваются следующие ремонты;

В период между указанными ремонтами должно проводиться техническое обслуживание (ТО) судовых механизмов, оборудования и систем в соответствии с инструкциями по их эксплуатации, а также могут выполняться, при необходимости, гарантийные и аварийные ремонты.

4.6.4. Текущий ремонт судов выполняется для поддержания технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с восстановлением быстро изнашиваемых элементов. Текущий ремонт судов проводится между средними и капитально-восстановительными ремонтами. Конкретные сроки и периодичность проведения текущего ремонта, а также его объем определяет судовладелец с учетом фактического состояния судна. Порядок приемки судов после текущего ремонта в эксплуатацию устанавливает судовладелец с участием органов надзора.

4.6.5. Средний ремонт судна выполняется для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой или восстановлением элементов определенной номенклатуры и обеспечения работоспособного состояния судна до следующего очередного среднего (капитального) ремонта при условии выполнения в промежуточные сроки текущего ремонта.

При среднем ремонте производится дефектация всех судовых технических средств и конструктивных элементов судна, по результатам которой производится замена или восстановление узлов, деталей и механизмов, обшивки и набора корпуса судна.

В зависимости от технического состояния судна срок проведения среднего ремонта может быть перенесен.

После проведения среднего ремонта для приемки судна в эксплуатацию исполнителем ремонта создается комиссия с участием судовладельца и органов надзора.

4.6.6. Капитально-восстановительный ремонт судна выполняется для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным, с заменой или восстановлением любых элементов, включая базовые, а также целесообразных модернизационных работ. Капитальному ремонту подлежат отдельные элементы (узлы) судна, судовые двигатели (как главные, так и вспомогательные), вспомогательные механизмы и судовые устройства после выработки ресурса независимо от срока наступления капитального ремонта или в случаях, когда их техническое состояние требует проведения капитального ремонта. После проведения капитально-восстановительного ремонта для приемки судна в эксплуатацию ремонтной организацией создается комиссия с участием судовладельца и органов надзора.

4.6.7. Слипование (докование) судов внутреннего плавания осуществляется в доке или на слипе (или при обнажении подводной части корпуса судна другим способом) при проведении среднего, капитально-восстановительного ремонтов, а по судам смешанного (река-море) плавания - периодически в сроки, предусмотренные правилами органов технического надзора и классификации судов.

В процессе ремонта в доке производится дефектация, восстановление средств защиты корпуса от коррозии и обрастания, устранение выявленных дефектов и повреждений подводной части корпуса, движительно-рулевого комплекса, донно-забортной арматуры и других элементов подводной части судна.

4.6.8. Аварийный ремонт выполняется для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судов, для устранения повреждений, полученных при авариях или иных транспортных происшествиях. Аварийный ремонт оформляется актом в соответствии с действующими инструкциями. До и после него судно предъявляется к внеочередному освидетельствованию Российскому Речному Регистру.

В отдельных случаях, по согласованию с Российским Речным Регистром при обеспечении безопасности плавания, выполнение ремонтных работ может быть отсрочено частично или полностью до очередного планового ремонта.

4.6.9. Гарантийный ремонт производится за счет средств судостроителя или исполнителя ремонта, если в процессе эксплуатации судна в гарантийный период (согласно гарантийным обязательствам) после постройки или заводского ремонта будут обнаружены дефекты постройки (ремонта) или отказы и неисправности, не связанные с нарушением технической эксплуатации экипажем судна.

Основанием для проведения гарантийного ремонта являются рекламационные акты, предъявляемые судовладельцем заводу-строителю или ремонтному предприятию.

4.6.10. Исполнительные ремонтные ведомости и акты приемки судов в эксплуатационную готовность из текущего, среднего, капитально-восстановительного ремонтов являются документами, удостоверяющими техническую готовность судна к эксплуатации.

4.6.11. При ремонте судов по техническому состоянию (системе допустимых норм износов) судовладелец обеспечивает постоянный контроль за техническим состоянием основных элементов судна. По основным элементам судна, по которым превышены допустимые нормы износов, судовладелец организует их ремонт в необходимых объемах или замену новыми с учетом предписаний органов технического надзора.

4.6.12. Постановка судна на ремонт осуществляется в соответствии с договором, заключенным судовладельцем с ремонтной организацией. В договоре рекомендуется отразить:

- стоимость и условия расчетов;

- сроки начала и окончания;

- объем выполняемых организацией работ;

- условия подготовки и приемки судна в ремонт, а также из ремонта;

- участие органов технического надзора;

- объемы и условия выполнения работ силами экипажа и другими организациями, привлекаемыми судовладельцем, которые не включены в переданную заводу ведомость ремонтных работ;

- ответственность за сохранность демонтированных с судна узлов и деталей;

- другие условия по согласованию сторон.

4.6.13. Исходными материалами для составления ведомости намечаемых ремонтных работ являются:

- акты, предписания и требования органов надзора;

- нормы допустимых износов;

- результаты предремонтной дефектации, наблюдений и осмотров в процессе эксплуатации.

4.6.14. Судовладелец до постановки судна на ремонт должен:

4.6.14.1. при необходимости предоставить возможность ремонтной организации осмотреть судно с целью уточнения ремонтной документации, объема, характера и особенностей заявленных работ;

4.6.14.2. согласовать в соответствии с правилами Российского Речного Регистра ведомость заявленных ремонтных работ;

4.6.14.3. передать ремонтной организации конструкторскую и техническую документацию по судну, необходимую для выполнения заявленных ремонтных работ;

4.6.14.4. утвердить состав и численность экипажа, оставляемого на судне на период ремонта (согласно договору).

4.6.15. Организация работ по подготовке судна к ремонту возлагается на капитана и механика судна.

4.6.16. Сдача подготовленного судна в ремонт ремонтной организации оформляется актом, дата подписания которого считается датой начала ремонта. Рабочие чертежи, эскизы и технологические процессы для ремонтируемого судна, потребность в которых возникла в процессе ремонта, разрабатываются ремонтирующей организацией.

4.6.17. Средний и капитально-восстановительный ремонт проводятся под надзором Российского Речного Регистра и судовладельца. Конструкторская, техническая и технологическая документация по механизмам, агрегатам и корпусным конструкциям, материалы, используемые при ремонте, должны быть согласованы судовладельцем и в необходимых случаях одобрены Регистром. Поднадзорные Регистру механизмы и оборудование, а также изделия и материалы, устанавливаемые на судне, должны иметь соответствующие сертификаты.

4.6.18. После постановки судна в ремонт представители ремонтной организации и судовладельца осматривают судно, а при подъеме судна в доке или на слипе производят дефектацию элементов корпуса, движительно-рулевого комплекса, забортной арматуры и уточняют объемы ремонтных работ и сроки ремонта. Если для уточнения характера ремонта механизмов, узлов и агрегатов требуются предремонтные испытания, судовладелец должен обеспечить их проведение.

4.6.19. Капитан, механик судна или другое лицо, уполномоченное судовладельцем, контролируют выполнение и сроки ремонтных работ и участвуют в приемке судна из ремонта.

4.6.20. Ответственность за полноту и качество выполненных ремонтным предприятием работ, соответствие применяемых материалов техническим условиям и стандартам несет ремонтная организация.

4.6.21. Испытание судна после среднего, капитально-восстановительного ремонтов проводится по программе, разработанной ремонтной организацией или автором проекта ремонта, согласованной судовладельцами и органами надзора.

Обслуживание всех механизмов и судна в целом во время испытаний обеспечивает экипаж судна. Если в процессе испытаний обнаружены дефекты, влияющие на безопасность работы судна, то после их устранения, по требованию судовладельца или надзорных органов, проводятся повторные испытания.

4.6.22. Ответственность за противопожарное состояние судна в период его ремонта определяется договором на ремонт.

Капитан либо другое лицо, назначенное судовладельцем, должен вести контроль за обеспечением противопожарного состояния ремонтируемого судна.

4.6.23. По окончании ремонта:

4.6.23.1. на судно возвращается вся документация, переданная ремонтному предприятию;

4.6.23.2. представителю судовладельца ремонтным предприятием передается отчетная документация по ремонту и исполнительная ремонтная ведомость с указанием стоимости фактически выполненных работ.

4.6.24. На дефекты, связанные с некачественным выполнением ремонтных работ, обнаруженные в течение гарантийного периода, оформляются рекламационные акты, которые передаются ремонтному предприятию. Выявленные дефекты устраняются предприятием в сроки, оговоренные контрактом.

5. Подготовка судна к эксплуатации

5.1. Ввод судна в эксплуатацию производится в соответствии с порядком, установленным судовладельцем. Судно перед вводом в эксплуатацию должно быть укомплектовано экипажем согласно утвержденному судовладельцем штатному расписанию.

5.2. Подготовка судна к вводу в эксплуатацию осуществляется под общим руководством капитана. Непосредственное руководство проведения подготовки судна в эксплуатацию возлагается на старшего помощника капитана и механика (старшего механика) в соответствии с их должностными обязанностями.

5.3. В процессе подготовки к эксплуатации судовая техника, включая монтаж на судне аппаратуры связи и радионавигации, установку аккумуляторных батарей и другого оборудования, должна быть приведена в рабочее состояние с соответствии с техническими условиями на ее эксплуатацию.

Подготовка к эксплуатации судовых технических средств, проводимая экипажем судна, должна включать тщательный осмотр и проверку их состояния и, если требуется, их регулировку, включая элементы распределения, пусковые и реверсивные устройства, средства управления, контроля, сигнализации и защиты, а при необходимости - пробные пуски и проворачивание механизмов.

Пробные пуски должны быть проведены со всех постов управления.

5.4. При подготовке судна к эксплуатации особое внимание должно быть обращено на исправность и готовность к действию:

- электрооборудования и освещения;

- водонепроницаемых и противопожарных закрытий;

5.5. При подготовке судно должно быть укомплектовано инвентарем, запасными частями, другим судовым снабжением.

6. Бункеровка судна

6.1. Топливо и масла, используемые в судовых энергетических установках, должны обеспечивать надежную и эффективную их работу с оптимальными показателями при различных условиях внешней среды, установленными техническими условиями дизелей, котлоагрегатов и механизмов.

6.2. Прием топлива и масла на судно должен производиться закрытым способом. Бункеровка проводится при наличии паспорта или сертификата на топливо и масло в соответствии с инструкцией по бункеровке, утверждаемой судовладельцем, либо по его поручению капитаном.

В этих документах указывается марка и основные физико-химические характеристики.

6.3. От каждой партии топлива и масла, принимаемой на судно, должна быть отобрана проба (опломбированная бункеровщиком с указанием температуры топлива и масла), которая хранится на судне в течение всего срока использования этой партии.

6.4. При наличии признаков, вызывающих сомнение в качестве топлива или масла при приемке или использовании, механик (старший механик) должен направить отобранную пробу в лабораторию для контрольного анализа, по результатам которого принимается решение о возможности их использования или предъявления претензий поставщику.

6.5. Контроль за приемкой, хранением и расходованием топлива и масел на судне, оформление соответствующей документации осуществляет механик (старший механик). Операция по приему нефтепродуктов производится по решению вахтенного помощника капитана.

6.6. При приемке топлива и масел между судном и бункеровщиком должна быть установлена прямая связь для предотвращения разлива.

6.7. Применяемое в судовых энергетических установках топливо должно проходить соответствующую подготовку с целью удаления воды и механических примесей, способных нарушить нормальную работу установок.

6.8. Для своевременной замены смазочных материалов и экономного их расходования в работающих механизмах и системах должен быть обеспечен контроль за состоянием масел, смазок и специальных жидкостей, применяемых на судах. Контроль качества работающих масел должен производить механик (старший механик) на судах, оснащенных судовыми или береговыми лабораториями.

Замена масел должна осуществляться по браковочным показателям.

6.9. Учет расхода топлива и масла на судне производится механиком (старшим механиком). Порядок и формы отчетности по расходу масла и топлива определяются судовладельцем.

6.10. Прием воды в судовые емкости производится с берега, судов-водолеев или в местах, рекомендованных органами Санитарно-эпидемиологической службы (СЭС). На судах, осуществляющих плавание по внутренним водным путям и имеющим средства приготовления питьевой воды из забортной - путем ее очистки и обеззараживания в судовых условиях на установках, разрешенных к эксплуатации главным санитарно-эпидемиологическим управлением.

6.11. Контроль за качеством воды осуществляет первый штурман (старший помощник капитана). Периодический контроль качества водоснабжения осуществляется органами санитарно-эпидемиологического надзора.

7. Надзор и контроль за судами 7.1. Основные положения


С целью обеспечения безопасности плавания судов, охраны жизни и здоровья людей, сохранности перевозимого груза и для предотвращения загрязнения окружающей среды суда подлежат государственному надзору.

7.1.1. За судами в период эксплуатации осуществляются следующие виды надзора и контроля:

- по охране труда;

- в области связи;

- по безопасности судоходства.

7.1.2. По результатам надзорной деятельности уполномоченные на то органы выдают на судно документы установленного образца с указанием срока их действия.

7.1.3. Своевременное предъявление судна, судовых технических средств к освидетельствованию обеспечивает судовладелец.

7.1.4. Для специальных осмотров в связи с произошедшими аварийными случаями, загрязнением водной среды капитан судна должен вызвать инспектора соответствующего органа надзора. При невозможности прибытия инспектора на судно по решению судовладельца и капитана создается комиссия для расследования случившегося. Оформленные комиссией акты и материалы расследования представляются в соответствующие органы надзора.

7.1.5. Осмотр (освидетельствование) судна, технических средств инспекторами органов надзора производится в присутствии лица, уполномоченного на то капитаном судна.

7.1.6. При несогласии судовладельца с требованиями, предъявленными органами надзора, все разногласия решаются в вышестоящих органах либо в арбитражном суде.

7.2. Технический надзор


Технический надзор за судами осуществляют Российский Речной Регистр и Российский Морской Регистр судоходства, которые в соответствии с действующими правилами выдают, продлевают с подтверждением или возобновляют соответствующие документы.

7.3. Контроль за пожарной безопасностью

7.3.1. Технический надзор за выполнением требований национальных и международных нормативных актов к конструктивной противопожарной защите, системам пожаротушения, пожарной сигнализации, противопожарному оборудованию и снабжению осуществляют Российский Речной Регистр и Российский Морской Регистр судоходства, которые освидетельствуют судно, его снабжение и выдают соответствующие документы.

7.3.2. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на судах, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозки пожароопасных грузов, а также проверка противопожарного состояния выходящих в море судов смешанного (река-море) плавания с выдачей им свидетельств пожарной охраны (на судах внутреннего плавания делается запись в Единой книге осмотра) осуществляются Государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства.

7.4. Санитарно-эпидемиологический надзор и контроль


Надзор за общим санитарным состоянием судов, оборудования, систем, а также за выполнением Санитарных правил и норм (СанПиН) на судне осуществляется органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ, которые по результатам осмотра выдают соответствующие документы, продлевают или подтверждают сроки их действия.

7.5. Надзор и контроль за охраной труда


Надзор и контроль за соблюдением на судах нормативных документов в области охраны труда осуществляют Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) и судовладелец. Кроме того, контроль на судах осуществляет технический инспектор труда профсоюза работников водного транспорта. Результаты надзора, контроля и необходимые предписания заносятся в Единую книгу осмотра судна.

7.6. Экологический надзор и контроль

7.6.1. Технический надзор за выполнением на судах требований национальных и международных нормативных актов к судовым механизмам и системам по предотвращению загрязнения окружающей среды осуществляют Российский Речной Регистр и Российский Морской Регистр судоходства.

7.6.2. Контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов осуществляется Федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

7.6.3. С судов запрещается сброс всех видов отходов. В районах, где невозможно выполнить это требование, разрабатывается соглашение между Государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства с территориальными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды о порядке сдачи всех видов отходов.

7.6.4. Обеспечение экологической безопасности, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми и нефтесодержащими водами, мусором, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для людей и водных биологических ресурсов, является обязанностью судовладельца.

7.7. Надзор в области связи


Для получения права судна пользоваться радиосвязью, оно предъявляется инспектору Госсвязьнадзора. По результатам освидетельствования на судно выдается: для судов внутреннего водного транспорта - разрешение на пользование радиосвязью, а для судов смешанного (река-море) плавания - лицензия на судовую радиостанцию.

7.8. Надзор за безопасностью судоходства

7.8.1. Надзор за безопасностью судоходства на внутренних водных путях в отношении самоходных судов с главными двигателями мощностью 55 кВт и более, несамоходных - валовой вместимостью не менее 80 тонн, всех пассажирских, наливных, сухогрузных судов, паромных переправ осуществляет Государственная речная судоходная инспекция (ГРСИ) Российской Федерации.

7.8.2. ГРСИ России осуществляет также надзор за выполнением судовладельцами и экипажами судов требований нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасность судоходства.

7.8.3. По результатам осмотра инспектор ГРСИ делает запись в Единой книге осмотра судна.

7.9. Надзор и контроль со стороны судовладельца

7.9.1. Судовладелец осуществляет контроль за техническим состоянием судов, выполнением на судах настоящего Руководства, национальных, а по судам смешанного (река-море) плавания, осуществляющим международные рейсы, и международных нормативных актов. Порядок и периодичность контроля устанавливаются судовладельцем.

7.9.2. Контроль технического состояния судов судовладельцу рекомендуется проводить путем проведения инспекторских осмотров специальными комиссиями. При проведении инспекторского осмотра оценивается также работа судового экипажа по поддержанию судна в исправном техническом состоянии и надлежащем виде.

7.9.3. Порядок проведения инспекторских осмотров, их периодичность, объемы осмотра и состав комиссии утверждаются судовладельцем.

8. Документация 8.1. Общие положения

8.1.1. Каждое судно должно иметь необходимую и надлежащим образом оформленную документацию с учетом назначения судна и региона его эксплуатации. Перечень судовых документов определяется Кодексом внутреннего водного транспорта. Кодексом торгового мореплавания. По решению судовладельца на судне могут быть и другие документы.

8.1.2. Техническая документация должна быть откорректирована во всех случаях, связанных с изменением весовых характеристик, парусности, закрытий, наружных отверстий (корпуса, надстройки, рубки), конструкций, планировки или назначения помещений или цистерн, скорости или назначения судна.

Корректировка производится к соответствии с фактически выполненными на судне изменениями и данными испытаний. Укомплектование судна необходимой документацией, а также своевременное ее обновление является обязанностью судовладельца.

8.1.3. Документация, находящаяся на судне, включает в себя:

- нормы и нормативы;

РД 212.0182-02 Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта

Другие статьи