Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по допуску к работе после туберкулеза img-1

инструкция по допуску к работе после туберкулеза

Рейтинг: 4.4/5.0 (1679 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по допуску к работе после туберкулеза

Законодательная база Российской Федерации

"ИНСТРУКЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ НА ТУБЕРКУЛЕЗ И ПОРЯДКЕ ДОПУСКА К РАБОТЕ В НЕКОТОРЫХ ПРОФЕССИЯХ ЛИЦ, БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ" (утв. Минздравом СССР от 27.12.73 N 1142"а"-73)

IV. Порядок проведения обязательных профилактических медицинских осмотров

а) Оформление на работу в должностях и профессиях, перечисленных в пп. 1-24 списка должностей и профессий настоящей инструкции, должно проводиться только после предварительного обследования на туберкулез в противотуберкулезном диспансере (отделении, кабинете). Абитуриенты средних и высших учебных заведений должны проходить осмотры на туберкулез в районных поликлиниках, на основании чего им должны выдавать медицинское заключение с внесением его в справку ф. 286.

б) Повторные медицинские обследования на туберкулез работников, перечисленных в пп. 1-24 списка, а также учащихся учебных заведений и лиц, вселяющихся в общежития и коммунальные квартиры, должны проводиться рентгенофлюорографическим методом.

Работники, перечисленные в пп. 1, 2, 3, 4, 5 списка, обязаны проходить медицинское обследование на туберкулез один раз в 6 мес.; работники, перечисленные в пп. 6-24, - один раз в год.

Плавсостав, уходящий в арктические, антарктические, тропические и заграничные рейсы, обязательно обследуется на туберкулез перед выходом в рейс наряду с ежегодными осмотрами.

Учащиеся средних и высших учебных заведений должны проходить обязательное медицинское обследование на туберкулез один раз в год.

Лица, проживающие в общежитиях, обязаны проходить обследование на туберкулез один раз в год, в коммунальных квартирах - 1 раз в 2 года.

в) Повторные обследования на туберкулез работников, перечисленных в пп. 1-24 списка, а также учащихся учебных заведений, лиц, проживающих в общежитиях и в коммунальных квартирах, должны проводиться лечебно - профилактическими учреждениями, в которых имеются флюорографические кабинеты (больницами, поликлиниками, противотуберкулезными диспансерами) в соответствии с комплексным планом противотуберкулезных мероприятий по данному населенному пункту. Лица, состоящие на учете в диспансерах, должны проходить очередные осмотры в диспансерах.

г) О каждом случае выявления туберкулеза у лиц, перечисленных в пп. 1-24, проходящих очередной профилактический осмотр, а также у учащихся учебных заведений и лиц, проживающих в общежитиях, лечебно - профилактические учреждения должны немедленно сообщать в санитарно - эпидемиологические станции, руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, комендантам общежитий, а также направлять этих лиц для уточнения диагноза в районный противотуберкулезный диспансер. Это касается также случаев выявления туберкулеза у этих лиц при обращении их в лечебные учреждения независимо от периодических обязательных медицинских обследований на туберкулез.

д) Вопрос об отстранении от работы должен решаться совместно врачами эпидемиологом и фтизиатром. При разногласиях или в неясных случаях материалы обследования для окончательного решения должны направляться эпидемиологу областного отдела здравоохранения, который принимает решение по консультации с главным врачом областного противотуберкулезного диспансера.

е) Администрация предприятий и учреждений, перечисленных в пп. 1-24 списка настоящей инструкции, должна обеспечить в обязательном порядке каждого работника, подлежащего систематическим обследованиям на туберкулез, личной медицинской книжкой установленной формы, в которую заносятся результаты очередного обследования на туберкулез с указанием даты. По прохождении очередного обследования личные медицинские книжки предъявляются администрации учреждения, предприятия, которая обязана отметить в списочном составе работающих дату обследования и его результаты.

ж) Руководители учреждений и предприятий, перечисленных в пп. 1-24 списка, должны осуществлять постоянный контроль за соблюдением настоящей инструкции, не допуская приема и пребывания на работе, как постоянной, так и временной, лиц, больных туберкулезом, не подвергшихся своевременному обследованию на туберкулез, а также нарушающих порядок периодического обследования на туберкулез. Обязательность систематических обследований на туберкулез должна быть указана в правилах внутреннего трудового распорядка предприятий и учреждений, перечисленных в пп. 1-24 списка настоящей инструкции.

Для обслуживания больных, выделяющих микобактерии туберкулеза, в диетических столовых (отделениях) должны быть:

а) отдельные залы;

б) специальные маркированные тарелки, чашки, стаканы, столовые приборы (отличные от прочих приборов и посуды столовой);

в) отдельная мойка со специальным оборудованием для обязательного кипячения посуды и столовых приборов;

г) отдельные умывальники для посетителей;

д) отдельный отходоприемник для сбора и дезинфекции остатков пищи.

Договоры с домашними работницами должны оформляться групповым комитетом профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально - бытовых предприятий только по предоставлении справки о прохождении обследований на туберкулез.

Директора учебных заведений не должны допускать зачисления в учебные заведения лиц, больных туберкулезом легких с выделением микобактерий туберкулеза, и продолжения их обучения в учебных заведениях до окончания основного курса химиотерапии; контроль за качеством проведения медицинских осмотров осуществляется главными врачами территориальных лечебно - профилактических учреждений, обслуживающих учебные заведения.

Контроль за соблюдением данной инструкции осуществляется санитарно - эпидемиологическими станциями и противотуберкулезными диспансерами.

С утверждением настоящей Инструкции Министерства здравоохранения СССР о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом, считать утратившим силу подпункт "ж" пункта 6 Инструкции по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др. N 352-61, утвержденной Министерством здравоохранения СССР и согласованной с ВЦСПС 06.02.61, Приложение N 1 указанной инструкции в части профилактических осмотров на туберкулез, а также инструктивное письмо Министерства здравоохранения СССР от 18.04.49 N 04-5/18.

. В связи с утратой силы "Инструкции по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих на пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др." от 06.02.61 N 352-61, следует руководствоваться принятой взамен "Инструкцией об обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических Медицинских обследованиях" от 24.12.87 N 4538-87.

  • Главная
  • "ИНСТРУКЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ НА ТУБЕРКУЛЕЗ И ПОРЯДКЕ ДОПУСКА К РАБОТЕ В НЕКОТОРЫХ ПРОФЕССИЯХ ЛИЦ, БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ" (утв. Минздравом СССР от 27.12.73 N 1142"а"-73)

Другие статьи

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июня 2011 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N КАС11-339 Решение Верховного Суда РФ об отказе в признании недействующей Инструкции Министерства здравоохранения СССР от 27 декабря 1973 г. № 1142 «а»-73 «О проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом» оставлено без изменений

Обзор документа

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N КАС11-339 Решение Верховного Суда РФ об отказе в признании недействующей Инструкции Министерства здравоохранения СССР от 27 декабря 1973 г. № 1142 «а»-73 «О проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом» оставлено без изменений

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Горшкова В.В. Харланова А.В.

при секретаре Кулик Ю.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Миронова Ю.Н. об оспаривании Инструкции Министерства здравоохранения СССР от 27 декабря 1973 г. № 1142 «а»-73 «О проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом» (далее - Инструкция) по кассационной жалобе Миронова Ю.Н. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2011 г. которым в удовлетворении заявленного требования было отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И. объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Сарвадий М.З. возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф. полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

оспоренная заявителем Инструкция, как это следует из ее преамбулы, разработана в соответствии с Положением о Государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. № 361, с учетом усовершенствования методов диагностики и повышения эффективности лечения больных туберкулезом. Работники учреждений и предприятий при обнаружении у них туберкулеза в форме, препятствующей продолжению работы, должны быть отстранены от работы ВКК противотуберкулезного диспансера, с участием эпидемиолога СЭС. В случаях установления профессиональной непригодности ВКК диспансера обязана дать рекомендации по трудоустройству.

Инструкция состоит из II-IV разделов, которые озаглавлены: «Условия приема абитуриентов в дневные учебные заведения и условия вселения лиц, больных туберкулезом, в общежития и коммунальные квартиры»; «Условия приема и возвращения на работу»; «Порядок проведения обязательных профилактических медицинских осмотров».

Миронов Ю.Н. работающий участковым врачом-фтизиатором, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Инструкции недействующей в полном объеме ввиду того, что она не была официально опубликована для всеобщего сведения и противоречит статье 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в которой закреплено, что перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже одного раза в пять лет. Кроме того, заявитель ссылается на несоответствие первого предложения пункта «д» раздела IV Инструкции, предусматривающего, что вопрос об отстранении от работы должен решаться совместно врачами эпидемиологом и фтизиатром, положениям статей 73 и 76 Трудового кодекса Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации вынес указанное решение, отказав в удовлетворении заявленного требования.

В кассационной жалобе Миронов Ю.Н. просит об отмене судебного решения, считая его незаконным. В обоснование своего требования указал, что суд не дал оценки доводам заявителя о том, что статья 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установила предельный срок в пять лет для действия без пересмотра документа, определяющего перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Оспоренная Инструкция, являющаяся таким документом, ни разу не пересматривалась. Кроме того, по мнению Миронова Ю.Н. опубликование Инструкции в справочно-правовой системе «Гарант» нельзя признать официальным опубликованием этого правового акта, а следовательно, применение Инструкции незаконно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно указал, что, оспариваемый нормативный правовой акт издан Министерством здравоохранения СССР в рамках предоставленных ему полномочий и в надлежащей форме.

Так, Инструкция разработана в соответствии с Положением о Государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. № 361. Указанным Положением предусматривалось, что основной задачей государственного санитарного надзора в СССР являлось осуществление контроля проведения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных в том числе на оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населения, а также контроля над организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости. Государственный санитарный надзор в СССР осуществлялся органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и министерств здравоохранения союзных республик.

В силу Положения о Министерстве здравоохранения СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 июля 1968 г. № 548, данное Министерство являлось союзно-республиканским министерством, к полномочиям которого относилось обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия страны. Министерство здравоохранения СССР изучало заболеваемость рабочих, служащих и колхозников с утратой трудоспособности и совместно с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями разрабатывало мероприятия по ее снижению, утверждало список производств и профессий, работники которых подлежали обязательным предварительному (при поступлении на работу) и периодическим осмотрам, а также определяло условия и порядок проведения таких осмотров (подпункт «г» пункта 6).

Согласно пункту 11 указанного Положения Министерство здравоохранения СССР издавало обязательные для исполнения приказы и инструкции по вопросам лечения и профилактики заболеваний, санитарно-эпидемиологического обслуживания населения.

Довод кассационной жалобы Миронова Ю.Н. о том, что Инструкция не была официально опубликована для всеобщего сведения в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о незаконности обжалованного решения суда, поскольку Инструкция утверждена до принятия Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).

Закрепленная в части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации норма о необходимости официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, распространяется лишь на нормативные правовые акты, которые приняты после ее вступления в силу.

В соответствии с пунктом 2 раздела II «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного Конституция Российской Федерации не связывает возможность применения ранее действовавших правовых актов на территории Российской Федерации с их официальным опубликованием после вступления ее в силу.

Суд первой инстанции также правильно отметил, что текст Инструкции размещен в справочно-правовой системе «Гарант», а также имеется в издании «Справочник по противотуберкулезной работе» (М. «ГРАНТЪ», 1998, тираж 4000 экз.).

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, о незаконности Инструкции в полном объеме ввиду того, что приведенный в ней список профессий и должностей на предприятиях и в учреждениях, к работе в которых не должны допускаться лица, больные туберкулезом, в зависимости от формы заболевания, ни разу со дня своего издания не пересматривался, судом первой инстанции проверялся и получил надлежащую оценку в решении суда.

Как правильно указано в обжалованном решении суда нарушение периодичности (срока) пересмотра нормативного правового акта может служить основанием для признания его недействующим в случаях, когда по истечении установленного срока он входит в противоречие с другим нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В настоящее время отсутствует какой-либо нормативный правовой акт большей юридической силы, регулирующий рассматриваемые правоотношения (вопрос медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности), которому бы не соответствовал названный выше список профессий и должностей, в связи с чем правовых оснований для признания Инструкции недействующей не имеется.

Доводы кассационной жалобы о необходимости в соответствии с требованиями закона осуществления периодического пересмотра положений Инструкции по существу сводятся к требованию об обязании судом компетентного органа исполнительной власти в сфере здравоохранения внести соответствующие изменения и дополнения, либо принять новый нормативный правовой акт по рассматриваемому вопросу.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения трех самостоятельных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Исходя из данного конституционного принципа разделения властей суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов государственной власти и возлагать на них обязанность по принятию нормативных правовых актов.

Пунктом «д» раздела IV Инструкции предусмотрено, что вопрос об отстранении от работы должен решаться совместно врачами эпидемиологом и фтизиатром. При разногласиях или в неясных случаях материалы обследования для окончательного решения должны направляться эпидемиологу областного отдела здравоохранения, который принимает решение по консультации с главным врачом областного противотуберкулезного диспансера.

Первое предложение приведенного пункта Инструкции требованиям статей 73 и 76 Трудового кодекса Российской Федерации (на что ссылается Миронов Ю.Н.) не противоречит.

Толкование вышеприведенной нормы Инструкции в совокупности с другими положениями Инструкции и иными нормативными актами в сфере здравоохранения позволяет сделать вывод о том, что оно не наделяет правом врачей эпидемиолога и фтизиатра отстранять работника, у которого диагностирован туберкулез, от работы, а лишь требует принятия ими совместного решения при постановке данного вопроса. При этом, как это видно из содержания пункта 3.10 санитарно-эпидемиологических правил «Профилактика туберкулеза. СП 3.1.1295-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 апреля 2003 г. диагноз - туберкулез подтверждается комиссией врачей противотуберкулезного учреждения, которая принимает решение о необходимости диспансерного наблюдения (в том числе госпитализации, наблюдении и лечении в условиях дневного стационара) за больным туберкулезом.

В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 г. № 513н, врачебная комиссия создается руководителем медицинской организации и состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, членов комиссии (врачей специалистов) и секретаря.

Таким образом, при наличии соответствующего заключения врачебной комиссии отстранение работника от работы осуществляется не врачом фтизиатром, как ошибочно полагает заявитель, а работодателем, в связи с чем Инструкция в оспариваемой части согласуется с положениями статей 73 и 76 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Вывод о законности оспоренного нормативного правового акта сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм, на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства.

В кассационной жалобе отсутствуют доводы, опровергающие выводы суда о соответствии действующих положений Инструкции требованиям закона, и у Кассационной коллегии не имеется оснований считать такие выводы ошибочными.

Таким образом, утверждения в кассационной жалобе о несоответствии выводов суда нормам материального права и неправильном их применении судом при разрешении данного дела ошибочны.

Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.

Предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Миронова Ю.Н. - без удовлетворения.

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N КАС11-339

Текст определения официально опубликован не был

Обзор документа

Оспаривалась инструкция Минздрава СССР, касающаяся обязательных профилактических медосмотров на туберкулез и допуска к работе лиц с таким заболеванием.

Заявитель указывал, что инструкция не была официально опубликована. Она ни разу не пересматривалась. Это, по его мнению, противоречит Основам законодательства об охране здоровья граждан. Согласно им перечень медицинских противопоказаний для отдельных видов деятельности пересматривается не реже 1 раза в 5 лет. На основании инструкции вопрос об отстранении от работы должен решаться совместно врачами эпидемиологом и фтизиатром. Как полагал заявитель, приведенное положение не соответствует Трудовому кодексу РФ.

Кассационная коллегия ВС РФ не нашла оснований для удовлетворения требований.

Согласно Конституции РФ нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы. Но это касается только тех, которые были приняты после вступления ее в силу. Возможность применять акты, действовавшие до указанного момента, не связывается с их опубликованием после того, как Конституция РФ вступила в силу.

Если периодичность пересмотра акта нарушается, то это позволяет признать его недействующим, если он входит в противоречие с актом большей юридической силы. Сейчас нет акта большей силы, которому бы не соответствовал предусмотренный инструкцией список профессий и должностей.

Инструкция не наделяет эпидемиолога и фтизиатра правом отстранять от работы лица, у которого диагностирован туберкулез. Она лишь требует принятия ими совместного решения. При наличии соответствующего заключения врачебной комиссии сотрудник отстраняется работодателем.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

О проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкуле

О проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом О проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ИНСТРУКЦИЯ
О проведении обязательных профилактических медицинских
осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе
в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом

от 1 декабря 1973 года N 1142-"а"

Список профессий и должностей на предприятиях,
в учреждениях, к работе которых не должны
допускаться лица, больные туберкулезом,
в зависимости от формы заболевания

+-----------------------------------------------------------------+
¦Форма туберкулезного процесса¦Наименование профессий и должностей¦
+-----------------------------------------------------------------+
Больные открытыми формами ту- 1. Работники родильных домов (от-
беркулеза легких, активным делений).
туберкулезом легких без вы-
деления микобактерий с мок- 2. Работники лечебно-профилакти-
ротой, внелегочными формами ческих, санаторно-курортных воспита-
туберкулеза с наличием сви- тельных учреждений для детей раннего
щей, бактериоурии, туберку- и дошкольного возраста (детских кон-
лезной волчанкой лица и рук. сультаций, домов ребенка, детских
яслей, садов, больниц и отделений,
санаториев, противотуберкулезных са-
наториев, туберкулезных кабинетов
детских поликлиник, молочных кухонь.

3. Работники воспитательных
учреждений и учебных заведений, в
которых воспитываются или обучаются
дети и подростки в возрасте до 18
лет (детдома, средние
общеобразовательные и специальные
учебные заведения, школы рабочей
молодежи, профтехучилища и др.).

4. Работники оздоровительных и
спортивных учреждений детей и
подростков.

5. Работники лечебно-профилакти-
ческих учреждений (отделений) для
детей и подростков (больницы,
поликлиники, санатории) общих и
противотуберкулезных.

6. Врачи-отоларингологи, стомато-
логи, зубные протезисты, медсестры и
санитарки нетуберкулезных лечеб-
но-профилактических учреждений (от-
делений) для взрослых (больницы, по-
ликлиники, медсанчасти, санатории,
санатории-профилактории, дома отды-
ха, пансионаты, туристские базы, до-
ма инвалидов и др.); работники пище-
вых блоков как нетуберкулезных, так
и противотуберкулезных лечебно-профи-
лактических, санаторно-курортных уч-
реждений для взрослых и все работники
этих учреждений, связанные непосредс-
твенно с питанием и обслуживанием
больных.

7. Работники промышленных предпри-
ятий по изготовлению продуктов пита-
ния для населения, предприятий об-
щественного питания и торговли про-
довольственными товарами, непосредс-
твенно соприкасающиеся с сырьем, по-
луфабрикатами и готовыми изделиями
при их производстве, упаковке, хра-
нении, транспортировке и реализации,
а также работники по ремонту, чист-
ке, мойке и дезинфекции производс-
твенного инвентаря и тары.

8. Работники животноводческих и
молочных ферм, а также птицеферм.

9. Работники аптек и фармацевти-
ческих заводов и фабрик, занятые
изготовлением и расфасовкой и реали-
зацией лекарственных средств.

10. Работники предприятий, выпус-
кающих картонную тару для лекарств,
пищевых продуктов и детских вещей.

11. Работники предприятий по ком-
мунально-бытовому обслуживанию насе-
ления, непосредственно соприкасающи-
еся с населением (банщики, работники
душевых, парикмахеры, маникюрщицы,
педикюрши, косметички), а также лица,
работающие по сушке, приемке, сорти-
ровке и выдаче белья в прачечных и
бельевых.

12. Работники плавательных
бассейнов.

13. Проводники пассажирских желез-
нодорожных вагонов, кондукторы об-
щественного транспорта.

14. Водители легковых такси, води-
тели-экспедиторы продовольственных
товаров.

15. Бортпроводники пассажирских
авиалиний.

16. Обслуживающий персонал гости-
ниц и общежитий (горничные, уборщи-
цы, дежурные по этажам, уборщицы
ванн и душевых общего пользования,
кастелянши, швеи-штопальщицы,
зав. бельевыми).

17. Работники водопроводных
станций (очистных сооружений,
водонапорных башен, резервуаров),
лица, обслуживающие водоразборные
будки и колонки, слесари-сантех-
ники.

18. Приемщицы, закройщицы, порт-
ные в детских ателье и пошивочных
мастерских.

19. Библиотекари в библиотеках,
обслуживающие детей.

20. Работники предприятий
(включая надомников,
вырабаты- вающие детские игрушки.


21. Надомники, занятые изготов-
лением предметов массового пот-
ребления, не подвергающиеся
тщательной дезинфекции.

22. Продавцы детской одежды и
игрушек.

23. Домашние работницы.

24. Плавсостав на судах мор-
ского и речного, транспортного
и рыбопромыслового флота.

Работники учреждений и предприятий, перечисленных выше, при обнаружении у них туберкулеза в форме, препятствующей продолжению работы, должны быть отстранены от работы ВКК противотуберкулезного диспансера с участием эпидемиолога СЭС.

В случаях установления профессиональной непригодности ВКК диспансера обязана дать рекомендации по трудоустройству.

Условия приема абитуриентов в дневные учебные заведения и условия вселения лиц, больных туберкулезом в общежития и коммунальные квартиры

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 19.11.63 N 73/6 и "Перечнем медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в средние специальные учебные заведения", утвержденным МЗ СССР 08.07.68 и Министерством высшего и среднего специального образования СССР 03.07.68, больные туберкулезом легких, выделяющие микобактерии туберкулеза с мокротой, не допускаются к учебе в средних специальных и высших учебных заведениях.

Больным заразными формами туберкулеза, проживающим в общежитиях, а также в многонаселенных квартирах, где имеются дети до 14 лет, должна предоставляться изолированная жилая площадь. Не допускать вселения в общежитие и многонаселенные квартиры больных с заразными формами туберкулеза.

Условия приема и возвращения на работу

Решение вопроса о возможности возвращения больных туберкулезом на ранее занимаемые должности и профессии должно основываться на результатах систематических тщательных обследований в диспансере с применением повторных бактериологических исследований, мокроты, мочи и пр. на микобактерии туберкулеза. При невозможности произвести квалифицированное обследование в местных условиях больной направляется в областной (республиканский) диспансер.

При решении вопроса о возможности возвращения лиц, перенесших туберкулез, на ранее занимаемые должности и профессии должно быть выдано медицинское заключение.

При этом следует разрешать возвращение на работу:

- в профессиях и должностях, перечисленных в пп.1 и 2 Списка должностей и профессий настоящей инструкции, не ранее чем через 2 года после окончания эффективного курса химиотерапии при состоянии процесса, позволяющего перевод в III группу диспансерного учета;

- при этом обязательным требованием является полное рассасывание или наличие минимальных остаточных изменений в легких в виде ограниченного участка склероза;

- в должностях и профессиях, перечисленных в пп. 3,4,5 Списка, не ране чем через 1-2 года после эффективного лечения (курса химиотерапии), обеспечившего стойкое абациллирование и клиническое излечение, разрешающее перевод в III группу диспансерного учета;

- в должностях и профессиях, перечисленных в пп. 6-24 Списка, после длительного курса химиотерапии, результаты которого позволяют перевести их во II группу диспансерного учета. Учащихся высших учебных заведений допускать к учебе после основного курса эффективной химиотерапии (после года академического отпуска).

После эффективных хирургических вмешательств типа резекций и при отсутствии туберкулезных изменений в другом легком лицам, больным туберкулезом, должно быть дано медицинское заключение о возможности работы во всех должностях и профессиях, кроме перечисленных в пп. 1 и 2 Списка, спустя год после операции, при условии полноценной химиотерапии в течение этого срока, стойкой абациллярности, подтвержденной систематическими контрольными обследованиями в диспансере.

Для того чтобы дать медицинское заключение о возможности работы лицу, перенесшему радикальную операцию по поводу туберкулеза легких и не выделяющему микобактерии туберкулеза в мокроте, в должностях и профессиях, указанных в пп. 1 и 2 Списка, требуется двухгодичный срок полного клинико-рентгенологического благополучия, установленного на основании систематических обследований в диспансере, результаты которых позволяют перевести больного в III группу диспансерного учета.

Обязательным требованием в таких случаях является отсутствие туберкулезных изменений в оставшихся отделах оперированного легкого и втором легком.

Порядок проведения обязательных профилактических медицинских осмотров

а) Оформление на работу в должностях и профессиях, перечисленных в пп. 1-24 Списка должностей и профессий настоящей инструкции, должно производиться только после предварительного обследования на туберкулез в противотуберкулезном диспансере (отделении, кабинете). Абитуриенты средних и высших учебных заведений должны проходить осмотры на туберкулез в районных поликлиниках, на основании чего им должны выдавать медицинское заключение с внесением его в справку по ф. 286.

б) Повторные медицинские обследования на туберкулез работников, перечисленных в пп. 1-24 Списка, а также учащихся учебных заведений и лиц, вселяющихся в общежития и коммунальные квартиры, должны проводиться рентгенофлюографическим методом.

Работники, перечисленные в пп. 1, 2, 3, 4, 5 Списка, обязаны проходить медицинское обследование на туберкулез один раз в 6 месяцев; работники, перечисленные в пп. 6-4, один раз в год.

Плавсостав, уходящий в арктические, антарктические, тропические и заграничные рейсы, обязательно обследуется на туберкулез перед выходом в рейс наряду с ежегодными осмотрами.

Учащиеся средних и высших учебных заведений должны проходить обязательное медицинское обследование на туберкулез один раз в год.

Лица, проживающие в общежитиях, должны проходить обследование на туберкулез один раз в год, в коммунальных квартирах 1 раз в 2 года.

в) Повторные обследования на туберкулез работников, перечисленных в пп. 1-24 Списка, а также учащихся учебных заведений, лиц, проживающих в общежитиях и коммунальных квартирах, должны проводиться лечебно-профилактическими учреждениями, в которых имеются флюорографические кабинеты (больницами, поликлиниками, противотуберкулезными диспансерами) в соответствии с комплексным планом противотуберкулезных мероприятий по данному населенному пункту. Лица, состоящие на учебе в диспансерах, должны проходить очередные осмотры в диспансерах.

г) О каждом случае выявления туберкулеза у лиц, перечисленных в пп. 1-24, проходящих очередной профилактический осмотр, а также у учащихся учебных заведений и лиц, проживающих в общежитиях, лечебно-профилактические учреждения должны немедленно сообщать в санитарно-эпидемиологические станции, руководителям предприятий учреждений, учебных заведений, комендантам общежитий, а также направлять этих лиц для уточнения диагноза в районный противотуберкулезный диспансер. Это касается также случаев выявления туберкулеза у этих лиц при обращении их в лечебные учреждения независимо от периодических обязательных обследований на туберкулез.

д) Вопрос об отстранении от работы должен решаться совместно врачами-эпидемиологами и фтизиатором. При разногласиях или в неясных случаях материалы обследования для окончательного решения должны направляться эпидемиологу областного отдела здравоохранения, который принимает решение по консультации с главным врачом областного противотуберкулезного диспансера.

е) Администрация предприятий и учреждений, перечисленных в пп. 1-24 Списка настоящей инструкции, должна обеспечить в обязательном порядке каждого работника, подлежащего систематическим обследованиям на туберкулез, личной медицинской книжкой установленной формы, в которую заносятся результаты очередного обследования на туберкулез с указанием даты. По прохождении очередного обследования личные медицинские книжки предъявляются администрации учреждения, предприятия, которая обязана отметить в списочном составе работающих дату обследования и ее результаты.

ж) Руководители учреждений и предприятий, перечисленных в пп. 1-24 Списка, должны осуществлять постоянный контроль за соблюдением настоящей Инструкции, на допуская приема и пребывания на работе, как постоянной, так и временной, лиц, больных туберкулезом, не подвергшихся своевременному обследованию на туберкулез, а также нарушающих порядок периодического обследования на туберкулез.

Обязательность систематических обследований на туберкулез должна быть указана в правилах внутреннего трудового распорядка предприятий и учреждений, перечисленных в пп. 1-24 Списка настоящей Инструкции.

Для обслуживания больных, выделяющих микобактерии туберкулеза, в диетических столовых (отделениях) должны быть:

- специальные маркированные тарелки, чашки, стаканы, столовые приборы, отличные от прочих приборов и посуда столовой;

- отдельная мойка со специальным оборудованием для обязательного кипячения посуды и столовых приборов;

- отдельные умывальники для посетителей;

- отдельный отходоприемник для сбора и дезинфекции остатков пищи.

Договоры с домашними работницами должны оформляться групповым комитетом профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий только по предоставлении справки о прохождении обследований на туберкулез.

Директора учебных заведений не должны допускать зачисления в учебные заведения лиц, больных туберкулезом легких с выделением микобактерий туберкулеза, и продолжение их обучения в учебных заведениях до окончания основного курса химиотерапии; контроль за качеством проведения медицинских осмотров осуществляется главными врачами территориальных лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих учебные заведения.

Контроль за соблюдением данной инструкции осуществляется санитарно-эпидемиологическими станциями и противотуберкулезными диспансерами.

С утверждением настоящей Инструкции Министерства здравоохранения СССР о проведении обязательных медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска лиц, больных туберкулезом, считать утратившим силу пункт "ж" пункта 6 Инструкции по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др. N 352-61, утвержденной Министерством здравоохранения СССР и согласованной с ВЦСПС 06.11.61 г. Приложение N 1 указанной инструкции в части профилактических осмотров на туберкулез, а также инструктивное письмо Министерства здравоохранения СССР от 18.04.49 г. N 04-518.

Текст документа сверен по:"Сб. норм. докум. по сан.-
противоэпидем.режиму"
Т.I.М.:Агар, 1996 год

О проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом