Руководства, Инструкции, Бланки

76 мм горная пушка образца 1938 года img-1

76 мм горная пушка образца 1938 года

Рейтинг: 4.0/5.0 (1841 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

76-мм горная пушка образца 1938 года индекс ГАУ

Страница

76-мм горная пушка образца 1938 года индекс ГАУ — 52-П-356


76-мм горная пушка образца 1938 года
советское горное артиллерийское орудие периода Великой Отечественной войны. Орудие было разработано в 1937—1938 годах под руководством Л. И. Горлицкого для вооружения горнострелковых частей Красной армии на основе 76-мм горной пушки C-5 фирмы «Шкода». Пушка была принята на вооружение, запущена в серийное производство и активно участвовала в Великой Отечественной войне.

История
Предпосылки
К началу 1930-х годов стало очевидно, что имевшиеся на вооружении Красной армии 76-мм горные пушки образца 1909 года устарели и не отвечают современным требованиям. Главными недостатками этих орудий, доставшихся РККА в наследство от армии Российской империи, являлись малый угол вертикального наведения (28°) и использование в качестве боеприпасов унитарных патронов с постоянным зарядом и низкой (381 м/с) начальной скоростью. Учитывая специфику ведения боевых действий в горах, возможность ведения огня под большими углами возвышения при использовании различных зарядов является для горного орудия критически важной.

Советская артиллерийская конструкторская школа к началу-середине 1930-х годов ещё находилась на этапе становления и не в полной мере обладала необходимым опытом для проектирования артиллерийских орудий, отвечающих предъявляемым требованиям. В связи с этим советским руководством был взят курс на использование передового зарубежного опыта. В частности, осуществлялось широкое сотрудничество с Германией — в 1930 году был заключён договор с фирмой «Рейнметалл» о лицензионном производстве ряда артиллерийских систем, кроме того, в СССР работали немецкие конструкторы, с участием которых были созданы проекты нескольких орудий. Однако после прихода к власти в Германии нацистов контакты с немцами были свёрнуты. Другим направлением было сотрудничество с Чехословакией, с которой в 1935 году был заключён политический договор о взаимопомощи. Чехословацкая фирма «Шкода» обладала большим опытом создания артиллерийских систем, и её продукция вызвала интерес советского военного руководства.

8 января 1936 года было издано постановление Совета Труда и Обороны, предусматривающее проведение испытаний горного орудия фирмы «Шкода» в СССР. Для испытаний, фирмой была представлена новейшая 75-мм горная пушка C-5 (также известная как M.36), перестволенная под традиционный для советской армии калибр 76,2 мм. В СССР пушка именовалась «горная пушка особой доставки» или Г-36. Полигонные испытания орудия проводились в Чехословакии и на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне (НИАП), войсковые испытания — в Закавказье. Проанализировав конструкцию орудия и результаты испытаний, руководство Главного артиллерийского управления РККА (ГАУ) охарактеризовало систему как «лучший тип из известных пушек» в своём классе. Начальник вооружения и технического снабжения РККА И. А. Халепский заявил, что принятие на вооружение чехословацкого орудия позволит выиграть не менее 1—1,5 года в сроках начала серийного производства современных горных орудий. В итоге, было принято решение о закупке лицензии на производство орудия.

В ходе переговоров, фирмой «Шкода» было выставлено условие о закупке у неё 400 орудий и 400 тыс. выстрелов к ним за 22 млн долларов, что было сочтено советской стороной неприемлемым. В результате в 1937 году было достигнуто политическое соглашение: фирма «Шкода» передаёт СССР документацию и лицензию на изготовление орудия, а СССР взамен передаёт Чехословакии документацию и лицензию на производство бомбардировщика СБ. Обмен был произведён в том же году

Одновременно с испытаниями и доработками чехословацкой пушки велись работы по созданию советских горных орудий. В 1935 году КБ завода № 8 под руководством В. Н. Сидоренко был закончен проект 76-мм батальонной горной гаубицы 35-К, а 9 мая 1936 года был сдан первый опытный образец. Данная артиллерийская система не являлась полным аналогом C-5, поскольку создавалась по отдельной программе батальонных орудий, и отличалась значительно более слабой баллистикой и меньшим весом. Орудие испытывалось с 1936 по 1938 год, принималось решение о его мелкосерийном производстве, но в итоге по ряду причин 35-К на вооружение так и не поступила.

В 1936 году в КБ завода № 92 под руководством В. Г. Грабина было начато проектирование 76-мм горной пушки Ф-31. Данное орудие было максимально унифицировано полковой пушкой Ф-24. отличаясь возможностью разборки на вьюки. 13 октября 1938 года проект Ф-31 был представлен на рассмотрение ГАУ и после изучения отвергнут, как не имеющий особых преимуществ перед пушкой 7-2, которая в отличие от Ф-31 уже существовала в металле и прошла войсковые испытания.
Доработка C-5

Советским военным руководством было принято решение не принимать C-5 на вооружение в оригинальном виде, а произвести её доработку, как с целью повышения характеристик, так и для адаптации конструкции к возможностям советской промышленности. Работами по доработке орудия занималось конструкторское бюро ленинградского завода № 7 под руководством Л. И. Горлицкого. В 1937 году был создан первый вариант орудия, известный под заводским индексом 7-1. Однако данное орудие оказалось неудачным, вследствие чего работы по совершенствованию пушки были продолжены. По версии В. Г. Грабина, изложенной в его мемуарах, он и его конструкторское бюро участвовали в доработке орудия, фактически заново спроектировав пушку; однако ряд положений данной версии подвергаются критике как противоречащие фактам.
Полигонные испытания новой версии орудия, получившей заводской индекс 7-2, были начаты в январе 1938 года, причём одновременно проводились сравнительные испытания C-5. По результатам испытаний была выявлена неудовлетворительная вьючка орудия, в связи с чем испытания были прекращены. Кроме того, были проведены стрельбы с целью подбора зарядов, в ходе которых была отмечена плохая работа полуавтоматики и противооткатных устройств, а также повышенное давление в стволе при стрельбе на полном заряде, что исключало применение стандартных 76-мм осколочно-фугасных снарядов ОФ-350. Было решено продолжить доработку орудия с целью ликвидации выявленных недостатков.
С 20 мая по 20 июня 1938 года пушка прошла повторные полигонные испытания, которые не выдержала вследствие плохой работы полуавтоматики и противооткатных устройств. Несмотря на это, пушка была отправлена на войсковые испытания, проходившие с 22 июня по 3 августа 1938 года. По результатам испытаний в конструкцию орудия в очередной раз были внесены изменения — в частности, вместо полуавтоматики была введена четвертьавтоматика, несколько изменена конструкция противооткатных устройств, укорочена лобовая часть лафета, увеличена толщина люльки. В таком виде пушка удовлетворила военное руководство, и 5 мая 1939 года орудие было принято на вооружение под официальным названием «76-мм горная пушка обр. 1938 г.». В 1941 году заводской индекс орудия был изменён на Е-2.

На базе 7-2 КБ завода № 7 была спроектирована 107-мм горная гаубица, получившая заводской индекс 7-6. В 1939 году гаубица проходила полигонные испытания, по итогам которых была выявлена необходимость доработки орудия. Летом 1940 года проводились испытания гаубицы вьючкой, в ходе которых была выявлена непригодность люльки для вьючки. Кроме того, по итогам испытаний 7-2 в конструкцию 7-6 было решено внести ряд изменений, что отодвинуло срок войсковых испытаний орудия с августа 1940 года на 1941 год. Также не были отработаны боеприпасы для орудия. Гаубица планировалось к валовому производству в 1941 году и даже успело получить официальное наименование «107-мм гаубица обр. 1939 г.», однако в связи с началом войны все работы по ней были прекращены

Орудие серийно выпускалось на заводе № 7. В 1939 году было изготовлено 364 орудия, в 1940 году — 497 пушек и в первом полугодии 1941 года — 106 пушек. В 1940 году стоимость одной горной пушки обр. 1938 г. составляла 80 000 рублей (для сравнения, 76-мм полковая пушка обр. 1927 г. стоила 35 000 рублей). Информация о выпуске орудий со второй половины 1941 года не опубликована, год прекращения производства и общее количество выпущенных орудий неизвестны. Однако можно предположить, что производство пушек было прекращено в связи с эвакуацией завода из г. Киев С 1958 года выпускалась новая 76-мм горная пушка ГП (также известная под индексами 2А2 и М-99).

Устройство
Орудие представляло собой горную артиллерийскую систему с однобрусным лафетом, клиновым затвором и металлическими дисковыми колёсами без подрессоривания. Официально система классифицировалась как пушка, однако наличие нескольких зарядов и максимального угла возвышения в 70° позволяет классифицировать орудие и как гаубицу. Конструктивно орудие разделяется на ствол и лафет, последний в свою очередь состоит из люльки с противооткатными устройствами, станка, хода лафета, щитового прикрытия, механизмов наведения, уравновешивающего механизма, прицельных приспособлений.
Отличия от прототипа

Конструкция орудия основана на конструкции чехословацкой пушки C-5 (M.36). В то же время, советское орудие не являлось копией чехословацкого и имело значительное количество отличий от прототипа. Некоторые характеристики обеих орудий приведены в таблице.
Сравнительные характеристики 76-мм горных пушек C-5 и обр. 1938 г

часть 2

5 апреля 2014 в 16:56 – 105 просмотров

Другие статьи

Центральный музей Великой Отечественной войны

В 1938–1941 годах германский конструктор-оружейник и одновременно совладелец оружейной фирмы «C.G. Haenel Waffenfabrik» (г. Зуль) Хуго Шмайссер разработал новый тип оружия – автоматический карабин Mkb.42 (H) под 7,92-мм промежуточный патрон. В апреле 1943 года 2 000 единиц автоматических карабинов Mkb.42 фирмы Haenel прошли боевые испытания в 31-й и 34-й пехотных дивизиях на северном участке Восточного фронта в районе г. Холма Новгородской области. Автоматический карабин Mkb.42 (H), хранящийся в коллекции Центрального музея Великой Отечественной войны, был взят в этих боях советскими войсками в качестве трофея и доставлен Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину, который, в свою очередь, передал его известному советскому конструктору-оружейнику В.А. Дегтяреву для изучения и использования при создании более совершенного советского оружия. Тактико-технические характеристики: Калибр, мм 7,92 Масса, кг 4,63 Длина общая, мм 935 Длина ствола, мм 410 Начальная скорость пули, м/с 650 Емкость магазина, патронов 30

Создан на базе станкового пулемета «Виккерс» конструкторами Пражского оружейного завода Франтишеком Брейхом, Франтишеком Сикита, Адольфом Сикора и Вацлавом Зибаром в 1928 году. Производился заводом «Ceska Zbrojovka» в г. Брно, а также на филиале завода в г. Страконице. В 1943 году белорусские партизаны сбили над своим расположением чехословацкий одномоторный самолет Letov S-328, использовавшийся вермахтом для связи, и демонтировали с него 7,92-мм авиационный пулемет CZ-30. Последний был переделан в кустарных условиях партизанской оружейной мастерской в станковый и смонтирован на колесном станке пулемета «Максим» образца 1910 г. Это оружие активно использовалось партизанами на территории Белоруссии для борьбы с немецкими оккупантами в 1943–1944 годах.

Николай Герасимович Кузнецов родился 11 (24) июля 1904 года в д. Медведки (с 1937 года – в Котласском районе Архангельской области). В 1926 году окончил с отличием Военно-морское училище им. Фрунзе, в 1932 году – Военно-морскую академию. Проходил службу последовательно в должностях вахтенного начальника, помощника и старшего помощника командира крейсера «Красный Кавказ», командира крейсера «Червона Украина». С осени 1936 года – военно-морской атташе и главный военно-морской советник в Испании, руководил советскими моряками-добровольцами. С 1937 года – заместитель командующего и командующий Тихоокеанским флотом СССР. В 1939–1947 годах и в 1951–1956 годах возглавлял Военно-Морской Флот СССР. В предвоенный период развернул работу по созданию советской морской школы, организации, строительству и подготовке ВМФ к войне. Создание и внедрение на флоте системы оперативной готовности является исторической заслугой Н.Г. Кузнецова. В годы Великой Отечественной войн – Народный комиссар ВМФ, одновременно, с 1944 года, – главнокомандующий ВМФ СССР, член Ставки Верховного Главнокомандования, ГКО и представитель Ставки ВГК на фронтах. Его флотоводческий талант всесторонне раскрылся при осуществлении взаимодействия флотов с сухопутными войсками при обороне Таллина, Одессы, Севастополя, Ленинграда, Сталинграда и других городов и военно-морских баз; при разработке планов ВГК; проведении Керченско-Феодосийской, Новороссийской, Керченско-Эльтигенской десантной и других операций. По его предложению авиация ВМФ в августе 1941 года бомбила Берлин. Уверенно руководил боевыми действиями флотов во всех стратегических операциях, в т.ч. осуществлял взаимодействие Тихоокеанского флота и Амурской флотилии с сухопутными войсками в войне с Японией. Умер 6 декабря 1974 года в г. Москве. Депутат Верховного Совета СССР 1–4 созывов. Герой Советского Союза. Был награжден 4-мя орденами Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, 2-мя орденами Ушакова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями, а также иностранными орденами.

Сергей Георгиевич Горшков родился 13 (26) февраля 1910 года в г. Каменец-Подольский. В 1931 году окончил Военно-морское училище им. Фрунзе, в 1941 году – Курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии. В 1932–1939 годах – на Тихоокеанском флоте на должностях командира сторожевого корабля, командира эсминца, командира бригады эсминцев. С 1940 года – командир бригады крейсеров Черноморского флота. С началом Великой Отечественной войны принимал участие в боевых действиях Черноморского флота. При обороне Одессы руководил высадкой первого на Черном море морского десанта в районе Григорьевки. С октября 1941 года – командующий Азовской военной флотилией. Разработал и провел высадку морского десанта в ходе Керченско-Феодосийской, Новороссийской, Керченско-Эльтигенской десантных операций. С 1944 года – командующий Дунайской военной флотилией, принимавшей участие в Ясско-Кишиневской операции. Флотилия под командованием С.Г. Горшкова содействовала войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов в Белградской и Будапештской операциях, участвовала во взятии г. Будапешта и освобождении г. Белграда. С августа 1951 года – командующий Черноморским флотом. С января 1956 года – главнокомандующий Военно-Морским Флотом СССР, заместитель министра обороны СССР. Умер 13 мая 1988 года в г. Москве. Депутат Верховного Совета СССР 4–9 созывов. Герой Советского Союза. Был награжден 5-ю орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4-мя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова I и II степени, Кутузова I степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, многими медалями, а также иностранными орденами и наградным именным оружием.

Нагрудный знак «Отличный строитель» был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1943 года одновременно со знаками «Отличный путеец», «Отличный движенец», «Отличный восстановитель», «Отличный паровозник», «Отличный вагонник», «Отличный связист», «Отличный административный работник». Огромные разрушения на бывших оккупированных территориях страны требовали немедленных восстановительных работ. Знак являлся «наградой для особо выдающихся работников» и вручался представителям начальствующего и рядового состава, показавшим четкую организацию труда, сокращение сроков строительства и ремонта железных дорог, внедрение механизации скоростных методов строительства, пропускной способности железных дорог, отличного владения личным инструментом и сбережения железнодорожной техники и инструмента. Право награждения знаком предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог. О награждении знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Нагрудный знак «Отличный движенец» был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1943 года одновременно с другими ведомственными знаками «Отличный путеец», «Отличный восстановитель», «Отличный паровозник», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный связист», «Отличный административный работник». Железнодорожный транспорт являлся кровеносной системой народного хозяйства. От его слаженной и бесперебойной работы зависел жизненный ритм страны. В годы войны его значение возросло во сто крат. Согласно положению знак вручали представителям начальствующего и рядового состава, показавшим образцы дисциплины и отличного выполнения правил технической эксплуатации, быстрого продвижения поездов и точного выполнения графика движения, а также погрузку, выгрузку и передачу поездов. Право награждения знаком предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог. О награждении знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Нагрудный знак «Отличный связист» был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1943 года одновременно с нагрудными знаками «Отличный путеец», «Отличный паровозник», «Отличный движенец», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник». Согласно положению о знаке его вручали представителям начальствующего и рядового состава служб сигнализации и связи железнодорожного транспорта, показавших образцы дисциплины и отличного выполнения правил технической эксплуатации, бесперебойной работы средств связи и сигнализации, четкого действия автоблокировки, электроцентрализации и горочных устройств, а также высококачественного ремонта средств связи и сигнализации. Право награждения знаком предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог. О награждении знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Нагрудный знак Отличный паровозник» был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1943 года совместно с семью другими ведомственными знаками «Отличный путеец», «Отличный восстановитель», «Отличный движенец», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный связист», «Отличный административный работник». Согласно положению этот знак отличия являлся «наградой для особо выдающихся работников паровозного хозяйства железнодорожного транспорта». Им награждались представители начальствующего и рядового состава, показавшие отличный уход за локомотивом, перевыполнение норм технической и участковой скорости, бесперебойную выдачу паровозов под поезда, отличное безаварийное вождение локомотива, четкое соблюдение графика оборота паровоза, а также культурное содержание паровозного парка и высококачественный ремонт локомотивов. Право награждения знаком предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог. О награждении знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.

Родился в 1922 году в Москве в семье служащих. В начале июня 1941 года, окончив среднюю школу, был призван в РККА и до начала 1942 года служил рядовым. В этом же году стал курсантом школы младших лейтенантов в городе Калинине, после окончания которой в звании младшего лейтенанта попал на фронт (п/п № 95803-А). 30 сентября 1943 года был ранен в бою и эвакуирован в один из медсанбатов. Дальнейшая его судьба неизвестна. В 1946 году Краснознаменский РВК г. Москвы прислал его матери Тимофеевой Анне Степановне извещение о том, что ее сын пропал без вести в 1943 году. В фондах ЦМ ВОВ хранится более шестидесяти писем, любовно сохраненных и подклеенных в подшивки его матерью. В них не найдешь описания боев, военных тягот и страданий, автор вспоминает о мирной жизни, доме, друзьях. Они наполнены удивительной заботой о близких, и прежде всего о матери. Искренние письма простого парня, погибшего в 21 год. Письмо рядового Тимофеева Ивана Петровича матери Тимофеевой Анне Степановне г. Горький. 01.11.1941 г. Бумага, карандаш, рукопись 20,6 × 16,8 см, 1 л. «г. Горький. 01.11.1941 Мама! Вот уже более десяти суток созерцаю я воды Оки. Лишь вчера подъехали к устью – к месту, где Ока впадает в Волгу. Однако последнюю я еще не вижу. Стоим у города, но в город не вступаем. Еще несколько дней путешествия, и мы окончательно обоснуемся в каком-то граде. В каком? Мне не известно. Я написал тебе уже две пары писем. Получила ли ты их? Очень беспокоюсь о тебе. Как ты живешь, мама? Я чувствую себя вполне нормально, ни в чем (кроме табака) не нуждаюсь. Все время в голове Москва – город, где вырос, воспитался, город, в котором оставил тебя, мама, Нину, лучшие дни жизни, любимые аппараты – вообще все прекрасное, к чему стремлюсь вновь вернуться. Я вернусь, мама! Не надо скрывать, что дни настоящие – дни трудные, но они пробегут и станут сказкой. По приезде на место я, может быть, вышлю телеграмму с указанием адреса, чтобы мы могли переписываться. Целую, твой сын В. Тимофеев» Письмо рядового Тимофеева Ивана Петровича подруге Долгополовой Нине (Nenni) г. Горький. 02.01.1942 г. Бумага, чернила, рукопись 20,2 × 14,2 см, 1 л. «Горький. 02.01.42 Совсем недавно я узнал из фототелеграммы, пришедшей от матери моей, что ты покинула Москву и уехала в далекий Магнитогорск. Помнишь ли тот темный московский вечер, когда мы расстались? Я долго стоял, застыв подобно изваянию, позабыв про все, напряженно всматриваясь в темноту, тебя поглотившую. С тех пор прошло немало времени, с тех пор так много пережито, а вечер тот горит ярко в воображении моем! С той поры душа моя замкнулась, улыбка погасла. Им суждено возродиться только при встрече с тобой, Любовь моя! Но много предстоит еще пережить. Когда ты будешь читать эти строки, скупость коих нельзя объяснить отсутствием чувства, которое, на самом деле, одно и поддерживает дух мой энергией своей неистощимой, я уеду из Горького на дымный запад. Настал час, и я поднимаюсь на защиту земли свободного народа, во имя возвращения светлых дней, лишенных зарева кровавых пожарищ, озаренных сиянием мирного, теплого солнца. Пожелай же мне удач, обожаемая подруга, пожелай мне встречи с тобой в будущем, пожелай мне своей любви! Родная, милая! Я люблю тебя еще горячей, еще страстней, чем прежде! Твой Тао» Письмо фронтовое на бланке «Воинское» младшего лейтенанта Тимофеева Ивана Петровича матери Тимофеевой Анне Степановне Действующая армия. Полевая почта № 95803 – Щ. 06.08.1943 г. Бумага, чернила, печать типографская, рукопись 20,4 × 12,9 см, 1 л. «06.08.43. Добрый день, мама! Вот ты спрашиваешь, как я живу. Я живу очень просто – как живут на фронте многие другие мои товарищи. А как живут на фронте? Посмотри в кино, в печати, спроси у Женьки Архангельского, у других фронтовиков, и тебе станет ясным, как я живу. В подробности же буду вдаваться тогда, когда умолкнет гром боев и мир осветится солнцем Победы. Недавно сумел написать двум Вовам и Нине М. по письмецу. Переписываешься ли ты с ними, мама? Ну-ка, напиши им тоже и потребуй с них, чтобы они не сидели там, в тылу, как воды в рот набравши, а нет-нет да и соизволили послать в наши траншеи по письмецу (а то и не грех и по два, по три). Крепко, крепко, целую – твой сын – В.Т.» Письмо младшего лейтенанта Тимофеева Ивана Петровича матери Тимофеевой Анне Степановне Действующая армия. 18.09.1943 г. Бумага, карандаш, рукопись 14,6 × 10 см, 1 л. «18.09.43 Добрый день, мама! Вчера получил твое письмо от 10-го с. м-ца. Пред этим же пришло твое письмо от 28.08.43. Из бандеролей пришла только первая – вторая мне и на глаза не показывалась – видимо, где-то пропала. 16-го числа послал тебе, мама, два перевода – 8 и 9-й по счету. Как они придут – сообщи мне, пожалуйста. За последнее время я имел мало возможности писать, поэтому и произошел перерыв в моих корреспонденциях. А ты (ведь правда) начала уж думать, что со мной чего-нибудь случилось, не надо нервничать – хотя я тебя не раз уже предупреждал, что такие перерывы возможны. Так что, мама, никогда не унывай, если письма мои будут задерживаться. Чувствуй всегда себя спокойно, не нервничай, поправляй неустанно свое здоровье. Для этого я присылаю тебе деньги, для этого я сделал бы многое другое, если б была возможность. Относительно перехода на инвалидность я могу только советовать поступить так, как считаешь лучшим – чувствуешь себя в силах – работай, а коль не можешь – перейди на пенсию – хотя последний выход мне не совсем нравится. На всякий случай посылаю тебе справку (она должна находиться в этом конверте), которая показывает, где я нахожусь и что из себя представляю. Я думаю, что такая справка-удостоверение тебе пригодится. Ну, мама, извини меня, но мне приходится пока прервать на этом свое письмецо, ибо имею мало свободного времени и сегодня принялся писать лишь ради того, чтобы успокоить тебя и послать справку-удостоверение. Если будет больше времени, напишу письмо побольше! Крепко, крепко целую, твой сын В.Т. P.S. Как получишь это мое письмо – сообщи, получила ли справку. Целую – В.Т.» После текста письма рукой матери, Тимофеевой А.С. приписано: «Последнее письмо от Вани. 30.07.69 г.»

2А2 76, 2 мм горная пушка - Нижегородский городской музей техники и оборонной промышленности

2А2 76,2 мм горная пушка

76-мм горная пушка М-99 была спроектирована под руководством Цырульникова согласно постановлению Совета Министров от 26.10.1951 г. М-99 была принята на вооружение в 1958 году под названием «76-мм горная пушка ГП» и получила индекс 2А2.

Конструктивная компоновка пушки выполнена по классической схеме: ствол с затвором наложен на лафет.

Ствол пушки разборный. Он состоит из трубы, казенника и кожуха. Казенник и труба, соединяясь между собой нарезными секторами, закрепляют кожух. Внутреннее устройство ствола одинаково с 76-мм горной пушкой образца 1938 г. Затвор горизонтальный клиновой, с полуавтоматикой пружинного типа, не зависящий от скорости наката (открывание производилось открывающей пружиной, а закрывание – закрывающей пружиной). Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором. Накатник гидропневматический. При выстреле противооткатные устройства откатываются вместе со стволом. Подъемный механизм имеет один сектор. Поворотный механизм винтового типа. Уравновешивающий механизм пружинный, тянущего типа. Верхний станок соединен штырем с нижним станком.

Станины раздвижные, могут складываться и разбираться на две части. В шворне на передней части правой станины закреплен каток. Изменение высоты линии огня осуществляется за счет совместного поворота балансиров нижнего станка и фиксации их в двух положениях: низкой линии огня для стрельбы на углах возвышения, не превышающих 30° и высокой линии огня для стрельбы на углах возвышения свыше 30°. Подрессоривание торсионного типа. Колеса односкатные с шиной ГК 5.00-16. Транспортирование – автомобилем или в 15 вьюках (по 76-87 кг). В северных районах пушка укомплектовывается лыжной установкой ЛО-8, которая позволяет вести огонь с лыж. Вес ЛО-8 – 85 кг, размеры – 1562 х 270 мм. Давление на грунт 0,144 кг/см2.

Боеприпасы: ОФ-350 (ОФ-350А), Д-350 (Д-350А), З-350, Ш-354, Ш-354Т, БР-350А и БР-350Б, БП-350М. Заряжение раздельно-гильзовое. Заряд Ж-356 состоит из: основного пакета весом 0,132 кг (4/1) и воспламенителя к нему весом в 10 г, 3 равновесных пучков по 0,132 кг (7/7) и неравновесного пучка весом в 45 г (4/1).

Прицельные приспособления: прицел ПГП или ПГП-70.

Техническая характеристика 2А2:

Длина ствола полная – 1630/21,4 мм/клб

Длина нарезной части – 1122 мм

Длина патронника – 313 мм

Крутизна нарезов (постоянная) – 25 клб

Число нарезов – 32

Глубина нареза – 0,76 мм

Ширина нареза – 5,08 мм

Ширина поля – 2,4 мм

по вертикали – от -10° до +70°

по горизонту – 45°

нормальная – 710-820 мм

предельная – 850 мм

Высота линии огня:

при высокой линии огня – 850 мм

при низкой линии огня – 650 мм

Длина системы в боевом положении при угле 0° – 4200 мм

Высота системы в боевом положении по щиту:

при высокой линии огня – 1250 мм

при низкой линии огня – 1050 мм

Ширина хода – 1400 мм

Клиренс – 420 мм

Габариты системы в походном положении:

ширина – 1620 мм

высота – 1350 мм

Диаметр колеса – 685 мм

Пушка в боевом положении – 735 кг

Пушка в походном положении – 750 кг

прицельная – 10-14 выстр./мин

максимальная – 20 выстр./мин

Время перевода из походного положения в боевое и наоборот – 1-1,5 мин.

Время разборки (сборки) для перевозки на вьюках – 4-5 мин.

Скорость передвижения по хорошим дорогам – до 60 км/ч

Давление шворневой балки на крюк тягача – 100 кг

Горная пушка 2А2 Экспонат находится на территории парка Победы

Горная пушка 2А2 Экспонат находится на территории парка Победы

© 2013-2016
Муниципальное автономное учреждение культуры
«Нижегородский городской музей ??техники и оборонной промышленности?»

Что за пушка такая?

Что за пушка такая?

Олег Хижняков Просветленный (26890) 6 лет назад

Так она точно не называлась!)))

пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Знаток (467) 6 лет назад

122-мм гаубица образца 1938 года (М-30). Учебная
Советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 годы, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооруженных конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122. По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

История
Полевые гаубицы, состоявшие на вооружении РККА в 20-е годы, достались ей в качестве наследия от царской армии. Это были 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» для Российской Империи. Но к 30-ым годам эти орудия явно устарели.
Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года. Хотя по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины). было тем не менее рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.
29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.
Преимущества орудия
тсутствие дульного тормоза, так как отклоненные дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчета.
Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надежность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учетом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надежность.
Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий.
Характеристика

Гаубица М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колесным ходом. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур.
Максимально допустимая скорость транспортировки составляла 50 км/ч на шоссе и 35 км/ч по булыжным мостовым и проселочным дорогам. Конной тягой гаубица перевозилась за передком шестеркой лошадей.
М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства.
Стальная осколочно-фугасная граната при установке взрывателя на осколочное действие при своем разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м. При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре.
Кумулятивный снаряд пробивал под углом 90° броню толщиной до 100—160 мм. Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку — до 400 м.

Боевое применение
М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Т

Людмила Крустова Мастер (1392) 6 лет назад

А точнее - зачем вам этот нездоровый интерес к пушкам ?" Гаубица это. что точнее нужно ещё.

пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Знаток (467) 6 лет назад

122-мм гаубица образца 1938 года (М-30). Учебная
Советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 годы, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооруженных конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122. По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

История
Полевые гаубицы, состоявшие на вооружении РККА в 20-е годы, достались ей в качестве наследия от царской армии. Это были 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким кон

Руся Мастер (1417) Не М-30 и не 38 года.

Руся Мастер (1417) 6 лет назад

Мозгами шевелить надо ,а не гуглить .

пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Знаток (467)

76-мм горная пушка образца 1938 года

76-мм горная пушка образца 1938 года Предпосылки Править

К началу 1930-х годов стало очевидно, что имевшиеся на вооружении Красной армии 76-мм горные пушки образца 1909 года устарели и не отвечают современным требованиям. Главными недостатками этих орудий, доставшихся РККА в наследство от армии Российской империи. являлись малый угол вертикального наведения (28°) и использование в качестве боеприпасов унитарных патронов с постоянным зарядом и низкой (381 м/с) начальной скоростью [1]. Учитывая специфику ведения боевых действий в горах. возможность ведения огня под большими углами возвышения при использовании различных зарядов является для горного орудия критически важной.

Советская артиллерийская конструкторская школа к началу-середине 1930-х годов ещё находилась на этапе становления и не в полной мере обладала необходимым опытом для проектирования артиллерийских орудий, отвечающих предъявляемым требованиям. В связи с этим советским руководством был взят курс на использование передового зарубежного опыта. В частности, осуществлялось широкое сотрудничество с Германией — в 1930 году был заключён договор с фирмой «Рейнметалл » о лицензионном производстве ряда артиллерийских систем [2]. кроме того, в СССР работали немецкие конструкторы, с участием которых были созданы проекты нескольких орудий [3]. Однако после прихода к власти в Германии нацистов контакты с немцами были свёрнуты. Другим направлением было сотрудничество с Чехословакией. с которой в 1935 году был заключён политический договор о взаимопомощи. Чехословацкая фирма «Шкода » обладала большим опытом создания артиллерийских систем, и её продукция вызвала интерес советского военного руководства.

Пушка C-5 Править

8 января 1936 года было издано постановление Совета Труда и Обороны. предусматривающее проведение испытаний горного орудия фирмы «Шкода» в СССР. Для испытаний, фирмой была представлена новейшая 75-мм горная пушка C-5 (также известная как M.36), перестволенная под традиционный для советской армии калибр 76,2 мм. В СССР пушка именовалась «горная пушка особой доставки» или Г-36. Полигонные испытания орудия проводились в Чехословакии и на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне (НИАП). войсковые испытания — в Закавказье. Проанализировав конструкцию орудия и результаты испытаний, руководство Главного артиллерийского управления РККА (ГАУ) охарактеризовало систему как «лучший тип из известных пушек» в своём классе. Начальник вооружения и технического снабжения РККА И. А. Халепский заявил, что принятие на вооружение чехословацкого орудия позволит выиграть не менее 1—1,5 года в сроках начала серийного производства современных горных орудий. В итоге, было принято решение о закупке лицензии на производство орудия [4] .

В ходе переговоров, фирмой «Шкода» было выставлено условие о закупке у неё 400 орудий и 400 тыс. выстрелов к ним за 22 млн долларов, что было сочтено советской стороной неприемлемым. В результате в 1937 году было достигнуто политическое соглашение: фирма «Шкода» передаёт СССР документацию и лицензию на изготовление орудия, а СССР взамен передаёт Чехословакии документацию и лицензию на производство бомбардировщика СБ. Обмен был произведён в том же году [4] .

Советские разработки Править

76-мм горная пушка обр. 1909 г.

Одновременно с испытаниями и доработками чехословацкой пушки велись работы по созданию советских горных орудий. В 1935 году КБ завода № 8 под руководством В. Н. Сидоренко был закончен проект 76-мм батальонной горной гаубицы 35-К. а 9 мая 1936 года был сдан первый опытный образец. Данная артиллерийская система не являлась полным аналогом C-5, поскольку создавалась по отдельной программе батальонных орудий, и отличалась значительно более слабой баллистикой и меньшим весом. Орудие испытывалось с 1936 по 1938 год, принималось решение о его мелкосерийном производстве, но в итоге по ряду причин 35-К на вооружение так и не поступила [5] .

В 1936 году в КБ завода № 92 под руководством В. Г. Грабина было начато проектирование 76-мм горной пушки Ф-31. Данное орудие было максимально унифицировано полковой пушкой Ф-24. отличаясь возможностью разборки на вьюки. 13 октября 1938 года проект Ф-31 был представлен на рассмотрение ГАУ и после изучения отвергнут, как не имеющий особых преимуществ перед пушкой 7-2, которая в отличие от Ф-31 уже существовала в металле и прошла войсковые испытания [6] .

Доработка C-5 Править

Советским военным руководством было принято решение не принимать C-5 на вооружение в оригинальном виде, а произвести её доработку, как с целью повышения характеристик, так и для адаптации конструкции к возможностям советской промышленности. Работами по доработке орудия занималось конструкторское бюро ленинградского завода № 7 под руководством Л. И. Горлицкого. В 1937 году был создан первый вариант орудия, известный под заводским индексом 7-1. Однако данное орудие оказалось неудачным, вследствие чего работы по совершенствованию пушки были продолжены [4]. По версии В. Г. Грабина. изложенной в его мемуарах [7]. он и его конструкторское бюро участвовали в доработке орудия, фактически заново спроектировав пушку; однако ряд положений данной версии подвергаются критике как противоречащие фактам [8]. Полигонные испытания новой версии орудия, получившей заводской индекс 7-2. были начаты в январе 1938 года, причём одновременно проводились сравнительные испытания C-5. По результатам испытаний была выявлена неудовлетворительная вьючка орудия, в связи с чем испытания были прекращены. Кроме того, были проведены стрельбы с целью подбора зарядов, в ходе которых была отмечена плохая работа полуавтоматики и противооткатных устройств. а также повышенное давление в стволе при стрельбе на полном заряде, что исключало применение стандартных 76-мм осколочно-фугасных снарядов ОФ-350. Было решено продолжить доработку орудия с целью ликвидации выявленных недостатков [4] .

С 20 мая по 20 июня 1938 года пушка прошла повторные полигонные испытания, которые не выдержала вследствие плохой работы полуавтоматики и противооткатных устройств. Несмотря на это, пушка была отправлена на войсковые испытания, проходившие с 22 июня по 3 августа 1938 года. По результатам испытаний в конструкцию орудия в очередной раз были внесены изменения — в частности, вместо полуавтоматики была введена четвертьавтоматика, несколько изменена конструкция противооткатных устройств, укорочена лобовая часть лафета. увеличена толщина люльки. В таком виде пушка удовлетворила военное руководство, и 5 мая 1939 года орудие было принято на вооружение под официальным названием «76-мм горная пушка обр. 1938 г.». В 1941 году заводской индекс орудия был изменён на Е-2 [4] .

Горная гаубица 7-6 Править

76-мм горная пушка обр. 1938 г. вид спереди-справа

На базе 7-2 КБ завода № 7 была спроектирована 107-мм горная гаубица, получившая заводской индекс 7-6. В 1939 году гаубица проходила полигонные испытания, по итогам которых была выявлена необходимость доработки орудия. Летом 1940 года проводились испытания гаубицы вьючкой, в ходе которых была выявлена непригодность люльки для вьючки. Кроме того, по итогам испытаний 7-2 в конструкцию 7-6 было решено внести ряд изменений, что отодвинуло срок войсковых испытаний орудия с августа 1940 года на 1941 год. Также не были отработаны боеприпасы для орудия. Гаубица планировалось к валовому производству в 1941 году и даже успело получить официальное наименование «107-мм гаубица обр. 1939 г.». однако в связи с началом войны все работы по ней были прекращены [9] .

Серийное производство Править

Орудие серийно выпускалось на заводе № 7. В 1939 году было изготовлено 364 орудия, в 1940 году — 497 пушек [10] и в первом полугодии 1941 года — 106 пушек [11]. В 1940 году стоимость одной горной пушки обр. 1938 г. составляла 80 000 рублей (для сравнения, 76-мм полковая пушка обр. 1927 г. стоила 35 000 рублей) [12]. Информация о выпуске орудий со второй половины 1941 года не опубликована, год прекращения производства и общее количество выпущенных орудий неизвестны. Однако можно предположить, что производство пушек было прекращено в связи с эвакуацией завода из г. Киев С 1958 года выпускалась новая 76-мм горная пушка ГП (также известная под индексами 2А2 и М-99 ) [13] .

Орудие представляло собой горную артиллерийскую систему с однобрусным лафетом, клиновым затвором и металлическими дисковыми колёсами без подрессоривания. Официально система классифицировалась как пушка, однако наличие нескольких зарядов и максимального угла возвышения в 70° позволяет классифицировать орудие и как гаубицу. Конструктивно орудие разделяется на ствол и лафет, последний в свою очередь состоит из люльки с противооткатными устройствами, станка, хода лафета, щитового прикрытия, механизмов наведения, уравновешивающего механизма, прицельных приспособлений.

Отличия от прототипа Править

Конструкция орудия основана на конструкции чехословацкой пушки C-5 (M.36). В то же время, советское орудие не являлось копией чехословацкого и имело значительное количество отличий от прототипа. Некоторые характеристики обеих орудий приведены в таблице.

Сравнительные характеристики 76-мм горных пушек C-5 и обр. 1938 г. [4]

76-мм горная пушка обр. 1938 г. вид сзади

Ствол разборный, состоит из трубы, казённика и муфты. Казённик и муфта соединяются нарезными секторами. Нарезная часть ствола имеет 32 нареза постоянной крутизны, крутизна нарезов 25 калибров, глубина нарезов 0,75 мм, ширина нареза — 5,38 мм, ширина поля — 2,1 мм. Длина патронника — 312,9 мм, объём каморы — 1,035 дм?. Длина ствола — 21,4 калибра (1,63 м). Вес ствола с затвором — 245 кг [14] .

Затвор вертикальный клиновой с 1/4 автоматики — открывание затвора производится вручную, а закрытие — автоматически. Выстрел производится путём оттягивания спускового шнура.

Лафет Править

Противооткатные устройства смонтированы в люльке под стволом. Тормоз отката гидравлический, накатник пружинный. Пружины накатника расположены в два ряда вокруг цилиндра тормоза отката. При откате цилиндр тормоза отката откатывается вместе со стволом. Тормоз отката заполняется 2 л веретённого масла .

Станок орудия имел оригинальную конструкцию, состоящую из трёх частей — лобовой, средней и хоботовой, шарнирно соединённых друг с другом. При стрельбе на углах возвышения до +65° используется лафет, состоящий из всех трёх частей («длинный лафет»), а при необходимости стрельбы на углах возвышения от +65 до +70° средняя часть лафета снимается и хоботовая часть крепится непосредственно к лобовой, образуя так называемый «короткий лафет». На длинном лафете стрельба возможна при углах возвышения от ?8 до +65°, на коротком лафете — от +25 до +70°. Хоботовая часть лафета заканчивается сошником. Для защиты расчёта от пуль. осколков и взрывной волны имеется щитовое прикрытие толщиной 3,5 мм [14] .

Уравновешивающий механизм пружинный, состоит из двух колонок, расположенных внутри лобовой части лафета. Подъёмный механизм секторного типа, крепится к люльке. Поворотный механизм обеспечивает перемещение лобовой части лафета по боевой оси. Колёса дисковые, металлические с резиновыми шинами. Подрессоривание отсутствует. Прицельные приспособления состоят из прицела и панорамы. обеспечивают стрельбу как прямой наводкой. так и с закрытой огневой позиции [14] .

Транспортировка орудия Править

Пушка могла перемещаться конной тягой, механической тягой, а также в разобранном виде на конных вьюках. При перемещении конной тягой использовался передок весом около 665 кг (в загруженном состоянии), в котором перевозилось 33 патрона. Также имелся зарядный ящик, в котором перевозилось от 69 до 72 патронов. Для перемещения орудия с передком требовалась шестёрка лошадей, ещё одна шестёрка везла зарядный ящик [14]. При использовании механической тяги пушка могла буксироваться как с передком, так и без него с максимальной скоростью 18 км/ч [15] .

При необходимости, орудие могло перемещаться на конных вьюках, для чего разбиралось на 9 частей — труба ствола, казённик, муфта с уравновешивающим механизмом, люлька с прицелом, щитовое прикрытие с боевой осью, лобовая часть станка, средняя часть станка, хоботовая часть станка и колёса. Также на вьюки мог разбираться передок, зарядный ящик на вьюки не разбирался. Вьюки использовались вместе с верховно-вьючными сёдлами обр. 1909 г. системы Грум-Гржимайло и Сергеева со специальными приспособлениями. Общий вес вьюков месте с сёдлами и приспособлениями для крепления составлял от 95,7 до 147,2 кг. Одна пушка с передком и боекомплектом размещалась на 23 лошадях, 4-орудийная батарея вьючилась на 92 лошади (для сравнения, батарея 76-мм горных пушек обр. 1909 г. вьючилась на 76 лошадей) [14]. Переход на вьюки производился при необходимости движения [16] :

  1. по узким тропам, не допускающим перехода орудия на колёсах;
  2. по горным дорогам со скалистым, уступчатым полотном;
  3. по крутым длинным подъёмам и спускам;
  4. по плохим и каменистым участкам дорог;
  5. по пескам, в лесах, при переходе через узкие, слабые мосты и вброд .

Допускалась транспортировка орудия в частично разобранном состоянии, когда снимался только ствол, а также, при необходимости, люлька [14] .

Перевод орудия из походного положения в боевое Править

76-мм горная пушка обр. 1938 г. вид справа на лафет, колёсный ход и затвор

При переводе орудия из походного положения в боевое было необходимо [17] :

  1. освободить станок и качающуюся часть орудия от крепления по-походному;
  2. снять походный тормоз, откинуть хоботовую часть станка и закрепить её со средней частью;
  3. при необходимости ведения огня под углом более 65° — перейти на короткий лафет;
  4. снять чехлы с дульной и казённой части, боевой оси и прицела;
  5. откинуть нижние откидные щитки, при необходимости открыть дверцу щитового прикрытия;
  6. снять со средней части станка прави?ло и закрепить его на хоботовой части;
  7. вставить панораму в корзинку прицела и закрепить её;
  8. перевести показатель отката в крайнее переднее положение;
  9. выровнять землю под колёсами орудия с целью придания боевой оси горизонтального положения;
  10. сделать в земле углубление под сошник и казённую часть ствола.

Организационно-штатная структура Править

В горнострелковых дивизиях горные орудия выполняли функции как полковых. так и дивизионных орудий. В каждом горнострелковом полку в течение всей войны имелась четырёхорудийная батарея 76-мм горных пушек. На дивизионном уровне имелся горноартиллерийский полк, состоявший в 1939—1940 годах из трёх дивизионов 76-мм горных пушек и одного дивизиона 122-мм гаубиц; в каждом дивизионе три батареи по три орудия (всего 27 горных пушек). В 1941 году в горноартиллерийском полку стало два дивизиона с двумя батареями 76-мм горных пушек по четыре орудия в каждой и одной батарей из шести 107-мм миномётов (всего 16 горных пушек). С 1944 года организационно-штатная структура горноартиллерийского полка снова изменилась, теперь он состоял из трёх дивизионов, в каждом две миномётные (по шесть 107-мм миномётов) и одна артиллерийская (четыре 76-мм горных пушки) батарея (всего 12 горных пушек). В горнострелковых бригадах в 1944—1945 годах имелся горноартиллерийский дивизион с двенадцатью 76-мм горными пушками [18] .

В горнокавалерийских дивизиях имелся один горноартиллерийский дивизион — восемь 76-мм горных пушек и шесть 107-мм миномётов [19] .

Также горными орудиями могли комплектоваться обычные стрелковые дивизии, в которых они выполняли функции полковых орудий [20] (по четыре орудия на полк).

Служба и боевое применение Править

76-мм горная пушка обр. 1938 г. в артиллерийском музее в городе Хямеэнлинна. Финляндия

Орудие предназначалось для действий в горах и на сильнопересечённой, труднопроходимой местности. Допускалось использование пушки в качестве полкового орудия. В боевых условиях, пушка могла решать следующие задачи [21] :

  1. уничтожение живой силы и пехотных огневых средств противника;
  2. подавление и уничтожение артиллерии противника;
  3. борьба с мотомеханизированными средствами противника;
  4. разрушение лёгких полевых укрытий ;
  5. разрушение проволочных заграждений .

Согласно воспоминаниям Л. И. Горлицкого, опытные образцы орудия прошли испытания в ходе гражданской войны в Испании. В ходе испытаний были выявлены отказы при стрельбе, что было сочтено вредительством. повлёкшим арест главного конструктора. Однако быстро выяснилось, что вредительством занимался один из рабочих, мстивший таким образом за репрессированных родственников, и обвинения с Горлицкого были сняты [22] .

76-мм горные пушки обр. 1938 г. активно использовались в период Великой Отечественной войны, причём не только в боях, проходивших в горной местности (в частности, орудие, экспонируемое в московском Центральном музее Вооружённых Сил. участвовало в битве за Москву ) [23]. На 22 июня 1941 года в Красной армии имелось 1068 пушек этого типа [24]. в том числе 264 — в западных военных округах [25]. Имеющиеся источники позволяют приводят расход боеприпасов для пушек обр. 1938 г. только в 1943 году — 175,5 тыс. шт. (для сравнения, 76-мм горные пушки обр. 1909 г. расстреляли в этом же году 100,83 тыс. снарядов) [26]. Для других военных лет известны только общие цифры расхода боеприпасов для всех 76-мм горных пушек (как обр. 1938 г. так и обр. 1909 г.) — так, в 1942 году было израсходовано 654 тыс. снарядов [27]. в 1944 году — 166,4 тыс. за 1945 год известен расход только снарядов пушек обр. 1909 г. — 125,5 тыс. шт. [28]

Трофейные горные пушки обр. 1938 г. использовались Вермахтом под индексом 7,62 cm Geb.K.307(r). К марту 1944 года в войсках имелась 21 такая пушка, в том числе на восточном фронте — 5 орудий и на западном — 16 [29]. Вероятно, некоторое количество таких орудий имелось и в финской армии (во всяком случае, в экспозиции финского артиллерийского музея в городе Хямеэнлинна экспонируется 76-мм горная пушка обр. 1938 г. под индексом 76 VK 38 [30] ).

Боеприпасы и баллистика Править

76-мм пушка образца 1938 года использовала собственные, не взаимозаменяемые с другими орудиями выстрелы. Выстрелы комплектовались в унитарных патронах, причём некоторые гильзы имели съёмное дно, что позволяло вынимать лишние пучки пороха и стрелять уменьшенными зарядами. Гильза латунная. весом 1,4 кг [13] .

Переменный заряд Ж-356 использовался для стрельбы осколочно-фугасными, зажигательными и дымовыми снарядами. комплектовался в гильзах со съёмным дном. Состоял из составного пакета, прикреплённого ко дну гильзы лаком. и двух вынимающихся пучков — верхнего и среднего. Составной пакет включал в себя воспламенитель из дымного ружейного пороха, пучок из пороха марки 4/1 весом 120 г и пучок из пороха марки 7/7 весом 80 г. Средний пучок комплектовался порохом марки 7/7 весом 135 г, верхний пучок — тем же порохом весом 285 г. При стрельбе полным зарядом пучки из гильзы не вынимались, при этом начальная скорость осколочно-фугасного снаряда составляла 500 м/с, при стрельбе первым зарядом вынимался верхний пучок, начальная скорость составляла 330 м/с, а при стрельбе третьим зарядом вынимались верхний и средний пучок, начальная скорость составляла 260 м/с. Для данных типов снарядов использовался также постоянный заряд Ж-356В, состоявший из 642 г пороха марки 7/7, насыпанного в гильзу. Для стрельбы бронебойными снарядами и шрапнелью использовался постоянный заряд Ж-356Б из 650 г пороха марки 7/7. Кумулятивным снарядом стреляли с использованием специального заряда Ж-356БПМ весом 125 г из пороха марки WM 017/32 или 017/16 [31] .

Орудие использовало штатные 76-мм снаряды дивизионных орудий, однако их ассортимент по сравнению с боекомплектами полковых и дивизионных пушек был меньше — выстрелы горных пушек не комплектовались подкалиберными снарядами. старыми фугасными гранатами, картечью. а также некоторыми разновидностями шрапнелей и зажигательных снарядов. Была запрещена также стрельба кумулятивными снарядами БП-353А и снарядами, имеющими взрыватели КТМ-1 и КТМ-2, изготовленные до 1938 года [13] .

Наиболее часто использовался стальной осколочно-фугасный снаряд ОФ-350 и его вариант с корпусом из сталистого чугуна ОФ-350А. В годы войны использовались также осколочные снаряды О-350А [13]. Снаряд ОФ-350 при установке взрывателя на осколочное действие при разрыве создавал 600—800 убойных осколков (весом свыше 1 г), создающих площадь сплошного поражения размером 8?5 м (поражается 90 % целей) и действительного поражения — размером 30?15 м (поражается 50 % целей). При установке взрывателя на замедленное действие создавалась воронка глубиной 30—50 см и диаметром 70—100 см [32] .

Шрапнели имелись двух разновидностей, отличавшихся главным образом типом использованной дистанционной трубки [13]. Шрапнель Ш-354 содержали 260 круглых пуль диаметром 12,7 мм и весом 10,7 г каждая. Размер зоны действительного поражения шрапнелью составлял по фронту 20 м, а в глубину, в зависимости от дистанции и высоты разрыва, от 260 до 300 м. Зажигательные снаряды были представлены одним типом — З-350 с термитными сегментами, уложенными в три ряда по три сегмента. При разрыве снаряда сегменты воспламенялись и разлетались в радиусе 8 м, развивая при горении температуру до 2500 °C. Осколочно-химические снаряды ОХ-350 снаряжались тротилом и отравляющими веществами типа Р-12 или Р-15. В таблицы стрельбы осколочно-химические снаряды не включались; чтобы иметь возможность их использования, форма и масса данных снарядов были идентичны осколочно-фугасным гранатам ОФ-350 [32] .

Бронебойные снаряды имелись трёх разновидностей [13]. в 1941—1942 годах применялись снаряды БР-350А, позднее БР-350Б и БР-350СП. В связи с относительно невысокой начальной скоростью бронебойные снаряды были эффективны лишь при стрельбе по лёгким и средним танкам. причём последние поражались преимущественно при стрельбе в борт или корму [33]. Кумулятивные снаряды БП-350М, имевшие пробиваемость до 100 мм на всех дистанциях, появились в боекомплекте с 1944 года.

Приведённые данные относятся к советской методике измерения пробивной способности (формула Жакоб де-Марра для цементированной брони с коэффициентом K = 2400). Следует помнить, что показатели бронепробиваемости могут заметно различаться при использовании различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.

Оценка проекта Править

Конструктивно 76-мм горная пушка образца 1938 года сочетала в себе как прогрессивные для своего времени, так и консервативные элементы. К первым относятся хорошая баллистика. клиновой затвор, значительный угол возвышения и возможность стрельбы на разных зарядах, реализованная в виде гильзы со съёмным дном. Ко вторым — использование однобрусного лафета без подрессоривания, что сильно ограничивало угол горизонтального наведения и максимальную скорость возки орудия. В то же время, для горного орудия данные недостатки не столь критичны — в условиях боёв в горной местности потребность в значительном изменении направления ведения огня возникает не столь часто, а относительно небольшая масса орудия позволяла достаточно быстро менять угол горизонтального наведения силами расчёта; условия же горных дорог зачастую не способствуют быстрой возке орудий.

Сравнительные характеристики советских горных орудий приведены в таблице. Также, поскольку горные орудия могли использоваться в качестве полковых, приведены характеристики советских орудий и этого типа.

Тактико-технические характеристики советских горных и полковых орудий

76-мм горная пушка обр. 1938 г.

75-мм горная пушка Geb.G.36

В Германии долгое время использовались 75-мм горные пушки обр. 15 системы Шкода и обр. 14 системы Круппа. Данные орудия имели слабую баллистику, малые углы ВН и ГН и к концу 1930-х годов устарели. В качестве временной меры, с 1937 года выпускался горный вариант лёгкого пехотного орудия le.I.G.18 под индексом le.GebIG.18. отличавшийся от оригинала наличием лафета с раздвижными станинами и возможностью разборки на 9 частей. Орудие было очень лёгким, могло транспортироваться не только на конских, но и на людских вьюках, имело хорошие углы ВН и ГН, однако его баллистика была очень слабой — максимальная дальность стрельбы уступала таковой пушке образца 1938 года в три раза. Орудия le.GebIG.18 были выпущены ограниченной серией и выполняли функции батальонных орудий. С 1940 года в войска стало поступать новое орудие Geb.G.36 [37]. Эта артиллерийская система при несколько более слабой по сравнению с советской пушкой баллистике (меньшая на 1,5 км дальность стрельбы более лёгким снарядом) была на 70 кг легче и имела значительно больший угол ГН за счёт использования лафета с раздвижными станинами; кроме того, немецкое орудие имело демаскирующий орудийную позицию при стрельбе дульный тормоз и не имело защищающего расчёт щита. Также в Германии фирмой «Бёлер» велось проектирование нового орудия Geb.G.43. с той же баллистикой, как и у Geb.G.36, но более лёгкого; однако до конца войны данное орудие так и не удалось запустить в серийное производство [38] .

В Италии к середине 1930-х годов была разработана горная гаубица Obice da 75/18. Данное орудие, имея лафет с раздвижными станинами, при несколько более слабой баллистике превосходило пушку образца 1938 года в угле ГН, но существенно уступало в угле ВН и было почти на 300 кг тяжелее, приближаясь по массе к классическим дивизионным орудиям, функции которых она фактически и выполняла [39]. Американская армия в 1927 году приняла на вооружение горную гаубицу M1 (в послевоенные годы получившую индекс M116 ). По сравнению с советским орудием, американское было на 120 кг легче, но не имело щита, уступало по углам ВН и ГН, а также имело более слабую баллистику. С 1941 года выпускался вариант M1 на новом лафете M3A3 с раздвижными станинами, однако в таком варианте орудие не могло разбираться на вьюки и официально классифицировалось как полевая гаубица [40] .

В Швеции фирмой «Бофорс » в середине 1930-х годов было создано горное орудие 75 mm Model 1934. Данное орудие, как и советское, размещалось на однобрусном лафете, уступая пушке образца 1938 года по всем показателям [41]. Во Франции с конца 1920-х годов использовалась горная пушка Mle.28. на 120 кг более лёгкая чем советская и имевшая одинаковый с ней угол ГН, но уступавшая по другим показателям — в значительной степени по углу ВН, в меньшей степени по баллистике [29]. В Чехословакии работы по созданию горных пушек после C-5 были продолжены, в итоге уже под контролем нацистов фирмой «Шкода» была доведена до серийного производства пушка M.39. экспортировавшаяся в Румынию и Иран. Данное орудие было близко по своим характеристика к пушке образца 1938 года, немного уступая ей в массе орудия, угле ГН и максимальной дальности стрельбы [42]. В Японии с 1935 года состояла на вооружении горная пушка «Тип 94». на 240 кг более лёгкая по сравнению с советским орудием и имевшая больший угол ГН за счёт лафета с раздвижными станинами. Однако японское орудие существенно уступало советскому в угле ВН и баллистике [43] .

Сохранившиеся экземпляры Править

Ввиду специфичности и относительной малоизвестности, орудие сохранилось в небольшом количестве экземпляров. Его можно увидеть в Центральном музее Вооружённых Сил и Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве. в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области, в Центральном музее Вооружённых Сил Украины в Киеве. а также в финском артиллерийском музее в городе Хямеэнлинна. 107 мм гаубицу 7-6 № 4 можно увидеть в музее Вооруженных Сил Республики Казахстан в Астане.

  • Главное артиллерийское управление Красной Армии. 76-мм горная пушка обр. 1938 г. Памятка командиру взвода и командиру орудия. — М. Военное издательство Наркомата обороны СССР, 1942.
  • Главное артиллерийское управление Красной Армии. Полные таблицы стрельбы 76-мм горной пушки обр. 1938 г. — М. Военное издательство Наркомата обороны СССР, 1942.
  • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб. Нева, 2003. — 64 с. — ISBN 5-7654-2731-6 .
  • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М. АСТ, 2003. — 576 с. — ISBN 5-17-015302-3 .
  • Широкорад А. Б. Гений советской артиллерии: Триумф и трагедия В. Грабина. — М. АСТ, 2002. — 432 с. — ISBN 5-17-013066-X .
  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн. Харвест, 2000. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0 .
  • Шунков В. Н. Оружие Красной армии. — Мн. Харвест, 1999. — 544 с. — ISBN 985-433-469-4 .