Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по эксплуатации лифта больничного img-1

руководство по эксплуатации лифта больничного

Рейтинг: 4.5/5.0 (1870 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Правила пользования лифтом пассажирским и грузовым, советы по безопасности

Правила пользования лифтом пассажирским и грузовым, советы по безопасности

В каждой кабинке подъемного устройства должны быть таблички, где прописаны правила пользования лифтом. Но бывает, что информации нет или ее недостаточно. Как пользоваться пассажирским и грузовым лифтом? Что делать если вы застряли в лифте? Эти и другие рекомендации и советы для экстремальных ситуаций вы найдете дальше в статье.

Немного о конструкции лифта и шахты

Лифты пассажирские и грузовые состоят из самой кабины, машинного помещения и шахты. Машинное помещение, в свою очередь, включает в себя станцию управления, устройства безопасности, лебедку и ограничитель скорости.

Шахта состоит из противовеса, направляющей для кабины, тросов, электоразводки, кабеля и нижнего уровня — приямка.

Он расположен внизу посадочной площадки на первом или цокольном этаже. В этой секции размещены различные устройства по обслуживанию лифта и системы безопасности. Самым интересным элементом является буфер, служащий для амортизации и аварийной остановки кабины. Обычно их устанавливают по два на один лифт. Один для самого помещения грузоподъемника, а другой — для противовеса. Ошибочно предполагать, что в случае поломки кабинка подпрыгивает на буферах до верхних этажей. Его цель смягчить удар при падении — не больше.

Система безопасности в современных лифтах

Лифты нового поколения оборудованы практически всем необходимым для того, чтобы обеспечить комфорт и безопасность пассажирам во время передвижения. Это такие устройства как:

  • видеокамеры снаружи кабины и внутри;
  • сигнализация на случай пожара;
  • кнопка для вызова помощи при непредвиденных ситуациях.
Общие правила пользования

Несмотря на все меры по безопасности, предусмотренные заводом изготовителем и установщиками подъемных конструкций, нужно соблюдать правила пользования лифтом.

Какие же постулаты прописаны на табличках в кабинках и подъезде? Попробуем дать пояснение каждому пункту.

  1. «Не следует входить в лифт, пока нет точного убеждения, что кабина находится напротив». Казалось бы, а зачем писать такие очевидные вещи? Но бывают случаи, когда двери шахты лифта открыты, а сама кабинка еще не подъехала или ведутся ремонтные работы. Если есть неполадки в тормозной системе, то кабинка останавливается выше или ниже необходимого уровня. По невнимательности можно или удариться головой о верхнюю часть или споткнуться о нижнюю часть кабины.
  2. «При остановке кабины в случае неисправности между этажами, не пытайтесь открыть двери и выбраться самостоятельно». Это может привести к удару током или к падению в шахту лифта. Обязательно нужно связаться с диспетчером и дождаться электромеханика.
  3. «Нельзя курить в кабине лифта, а также перевозить легковоспламеняющиеся и ядовитые летучие вещества». При курении кабинка быстро заполняется дымом, воздух нагревается, условия пребывания становятся невыносимыми, особенно если рядом некурящие пассажиры. Токсические вещества, перевозимые в лифте, могут нечаянно разлиться, и человек окажется в смертельной ловушке.

Правила пользования лифтами в жилых домах дополнены указаниями по пользованию кнопки «Вызов», кнопки «Стоп» и кнопок с номерами этажей. Также на табличке обязательно должна содержаться информации об организации, обслуживающей лифт, и ее номер телефона.

Правила пользования лифтом для детей

Не менее важны и следующие правила.

1. «Входите в кабину сразу. Дети в сопровождении взрослых заходят в последнюю очередь».

С первым предложением понятно, ведь двери могут закрыться, особенно если установлено небольшое время задержки. По нормам оно не должно быть ниже 5—7 секунд. Почему же родители должны проходить первыми? Дело в том, что лифты пассажирские оснащены системой ГВУ (грузовзвешивающее устройство). Оно приходит в действие при загрузке от 15 кг и выше и служит для задержки лифта на некоторое время. Если пустить первым ребенка весом меньше 15 кг, то двери лифта могут закрыться, прежде чем туда войдет взрослый. Выходить из кабины нужно сначала ребенку, а потом взрослому.

2. «При наличии детской коляски нужно взять ребенка на руки. Коляску следует завозить после того, как родитель зашел в лифт, при выходе коляска должна быть впереди».

Этот пункт после прочтения предыдущего с системой ГВУ уже понятен. Но нужно обязательно забрать ребенка из коляски на руки. Это просто необходимо, ведь в случае непредвиденной ситуации не будет времени, а может, и возможности вытащить ребенка из коляски.

3. «Запрещено пользоваться лифтом детям дошкольного возраста без родителей».

Прежде всего, это из-за того, что ребенок часто не умеет читать в этом возрасте и не сможет прочесть инструкции и правила. При попадании внутрь кабины, он может остаться там, да еще и без света, потому что система лифта из-за маленького веса не определит, что в кабине кто-то есть.

Дополнительные меры безопасности при пользовании пассажирским лифтом

Если в вашем доме установлен лифт, то надо всегда помнить, что это устройство повышенной опасности. Перед входом в кабину следует быть максимально внимательным и помнить правила пользования лифтом с автоматическими дверями. Как вести себя внутри кабины? Что может случиться при аварийной остановке?

Следующие правила пользования лифтом помогут сохранить здоровье:

  1. Встать ровно ноги расставить немного для устойчивости, колени можно немного согнуть.
  2. Рукой держаться за поручень.
  3. Нельзя, облокотившись на стенку кабины, опираться на одну ногу. Это может нанести вред в виде перелома конечностей и ребер. Во время аварийной остановки происходит большая нагрузка на организм. Если же соблюсти все меры по безопасности, то максимум что грозит человеку, — это совершение полного приседа.
Правила помогающие сохранить срок службы лифта

Нельзя препятствовать закрывающимся дверцам рукой. Это происходит при опоздании захода в лифт. В крайнем случае, можно поставить ногу в ботинке перед створками. Подошву нужно плотно прижать к полу. Если же человек обут в сандалии, то это может привести к ушибам и порезам.

  1. Перед уходом из гостей не нужно продолжать общение у шахты лифта, придерживая дверцы. Это может привести к остановке конструкции.
  2. Не стоит перегружать лифт.
  3. Не сметайте мусор в шахту лифта.
Правила пользования лифтом грузовым

Грузовой лифт предусматривает свои правила пользования. Каждая кабинка имеет свои таблички с информацией примерно следующего содержания:

  1. Допустимая норма груза для перевозки (для каждой модели грузового лифта она своя).
  2. Номера телефонов ремонтных служб.

Там же могут находиться и основные требования к использованию:

  • не совершать перегрузку лифта;
  • груз по возможности лучше распределить по всей кабине равномерно;
  • если в лифте нет системы внутреннего управления, то перевозка пассажиров запрещена;
  • перевозка пассажиров и груза должна осуществляться отдельно;
  • если грузовой лифт во время транспортировки был испачкан легковоспламеняющимися веществами, его немедленно останавливают и промывают;
  • после использования, нельзя оставлять кабинку загруженной.

Правила пользования лифтами не таят в себе никаких сложностей. Нужно просто помнить о них и проявлять внимательность при переезде, чтобы избежать различных неприятностей и урона здоровью.

Поделиться в соц. сетях

Другие статьи

Руководство по эксплуатации лифта больничного

Лифт. Лифты Отис

История компании-производителя лифтов Otis. Лифты Отис в Украине.

В 1852 году появился первый безопасный лифт - изобретение американца Э.Г. От и са. Создания специальных устройств - ловителей - предотвращало падению такого лифта. в случае, если оборвутся троса. Из этого момента технологические усовершенствования лифтов и других п о д ъйо мных механизмов не прекращались. Однако именно безопасный лифт Отиса помог мегаполисам стремительно вырасти вверх. Началась эра небоскребов и лифтов Отис, которая мощно развивается на сегодняшний день.
На данное время оборот компании ОТІС превышает шесть миллиардов долларов. Ежегодно она создает около 70 тысяч лифтов и эскалаторов более чем в 200 странах мира, а число оснащения, которые обслуживаются, приближается до полтора миллионов.
На протяжении полторастолетней истории революционные инновации компании давали толчок к дальнейшему развитию архитектуры и строительства. Например, без наклонных лифтов ОТІС не было бы возможным строительство Эйфелевой башни. Представленный компанией в 1900 году первый в мире эскалатор дал архитекторам дополнительные возможности в проектировании домов.

В 1903 году ОТІС разработал модель, которая постоянная скелетом лифтовой области: безредукторный электрический лифт . способный пережить самое здание. Такие машины со временем были установлены в высочайших домах планеты: известном небоскребе Эмпайр Стейт Билдинг, на телевизионной башне в Торонто и башнях Петронас в Куала-Лумпуре.
Среди революционных технологий ОТІС были первый панорамный лифт, лифт из двумя кабинами . высокоскоростной лифт, системы лифтов, способных перемещаться не только по вертикалу, но и по горизонтали. На сегодняшний день заводы-производители предлагают высококачественные электрические лифты мирового класса высокого уровня комфорта, надежности и безопасности. Применения в лифтах современных компонентов обеспечивает плавное движение кабины, сокращения количества отказов и бесшумную работу лифтов, а износостойкость материалов гарантирует надежность и долговечность службы всех механизмов.

Производство лифтовOTIS 2000 в Украине осуществляется на заводе Отис в Киеве. Завод оснащен наиболее современным оборудованием и выпускает продукцию высочайшего уровня качества. Об этом свидетельствует тот факт, который Oтис – первый в Украине производитель лифтов, который имеет международный сертификат стандарта качества ISO 9001. Современное оснащение и технологии, профессионализм сотрудников и контроль качества на всех этапах – это гарантия того. что изготовленный в Украине лифт будет так же надежный, как и лифты этой марки во всем мире.

Преимуществом лифтов серии OTIS 2000 есть их полное соответствие Европейским лифтовым нормам, а также Правилам строения и безопасной эксплуатации лифтов. Изготовления лифта на украинской базе и использования новейших европейских технологий разрешает предложить заказчикам целиком доступные цены.

Особой чертой модели OTIS 2000 есть оптимальная комбинация элегантного дизайна кабины и повышенной стойкости к проявлениям вандализма, который являть важным фактором в украинских условиях. В лифте OTIS 2000 предусмотрен трех основные типы обрамления кабины – "Комфорт", "Стиль" и " Люкс ".

Для каждого типа существует великое множество вариантов дизайнерских решений. Это дает возможность создавать эксклюзивное обрамление, способное украсить интерьер любого дома. Лифты серии OTIS 2000 изготовляются грузоподъемностью 400-1000 кг и скоростью 1,0-1,6 м/с.
Кроме того, ОТИС развивал и другие виды подъемно-транспортного оборудования, открывая в прямом и переносном смысле новые горизонты для дизайнеров и строителей. В первую очередь это дорожки, которые двигаются, и мини-поезда Шаттл, что разрешили увеличивать дома не только вверх, но и вширь.
В 2000 году ОТИС представил мировые технологии нового тысячелетия - лифт без машинного помещения Gen2 (от английского "второе поколение"), что дал архитекторам и строителям дополнительные возможности. Кроме того, Gen2 - первый в мире экологически чистый лифт, так как для него не нужны масла и смазывания.


ОТІС ежегодно инвестирует в НИОКР порядка ста миллионов долларов, который разрешает компании находиться на высоте научно-технического прогресса. А предлагаемое заказчикам разнообразное подъемно-транспортное оборудование разрешает воплотить у жизни самые фантастические строительные и архитектурные проекты.


Поддерживая репутацию новатора и придерживаясь последних тенденций развития научной мысли, ОТІС первым предоставил архитекторам возможность конструировать лифтовое и эскалаторное оборудования. Существует программа, которая разрешает проектировать лифты и эскалаторы для домов, которые существуют еще только на бумаге. Пользователи могут, указав несколько базовых параметров дома, сразу получить рекомендации про оптимальное оборудование для любого дома на основании анализа пасажиропотоков. Потом можно определить технические характеристики лифтов и эскалаторов, подобрать дизайн, просмотреть черчение и спецификации лифтов и эскалаторов и получить бюджетные цены.

Инструкция по монтаже лифтов Отис скачать

Правила пользования грузовым лифтом

Правила пользования грузовым лифтом

Дата публикации: 27.07.2015

Эксплуатация любого лифта всегда подразумевает возможную опасность, особенно при неправильном пользовании этим техническим средством. Особые требования выдвигаются по отношению к эксплуатации грузовыми лифтами, так как они предназначены для подъема и спуска грузов различного характера. Для того, чтобы исключить риск возникновения аварийных ситуаций, следует соблюдать правила и учитывать важные особенности пользования данным видом грузоподъемной машины..

1. За один раз в грузовом лифте следует перевозить груз с такой массой, которая не превышает допустимую норму. Для каждого лифта нормы различны, поэтому они указываются в инструкции к эксплуатации конкретной модели и непосредственно на стенах лифта. Кроме грузоподъемности, в инструкции и на информационных табличках должны быть указаны: регистрационный номер и номера телефонов сотрудников компании, обслуживающей лифт, необходимые для разрешения экстренных ситуаций.


2. Все лифты при установке проходят регистрацию в специальном контролирующем органе.

3. Следует равномерно распределять груз по грузовой поверхности, чтобы избежать перевешивания.

4. Допускается вариант перевозки пассажиров в лифте в том случае, если в нем предусмотрена система внутреннего управления. Но обязательно нужно учитывать: груз и люди должны транспортироваться только по отдельности. Если же лифт оснащен только пультом внешнего управления, то перевоз людей категорически запрещен.

5. Обслуживать грузовой лифт могут только люди, профессионально подготовленные, а также имеющие соответствующее образование. К тому же, это должны быть люди старше 18 лет.

6. Отправлять груз можно только при полностью и плотно закрытых дверях лифта.

7. В блочном или машинном отделениях, а также в шахте лифта строго запрещено хранить какие-либо предметы, которые не имеют никакого отношения к грузоподъемному средству и попросту не должны там находиться.

8. Эксплуатация грузового лифта должна быть прекращена, если срок пользования, зафиксированный в документах, истек.

9. Ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра включенный грузоподъемный лифт.

10. Грузовой лифт не обязательно снабжать системой диспетчерского контроля. Если это необходимо, то этот вопрос решается в индивидуальном порядке самими владельцами той организации, которой принадлежат эти лифты. Если же решение об установке диспетчерского контроля принято, необходимо предварительно получить разрешение от Технадзора.

11. Диспетчерский контроль обязательно должен включать следующие составляющие: двусторонняя переговорная связь хорошего качества; индикация наличия пассажира в кабине лифта; световая сигнализация, сообщающая об открытии дверей. Допускается дополнительная установка разных видов сигнализаций в диспетчерском пункте для улучшения системы безопасности.

12. После того, как пользования лифтом окончено, нельзя оставлять его под нагрузкой.

13. Если стены или грузоподъемная поверхность лифта оказались загрязнены легковоспламеняющимися, токсическими и прочими опасными веществами, то следует приостановить работу и произвести очистку лифта.

14. В случае возникновения пожара первым делом сообщается о чрезвычайной ситуации в пожарную службу, а до ее прибытия осуществляется тушение огня специальными средствами.

Эти правила несложные. Их легко запомнить и следовать им. Это обеспечит безопасную эксплуатацию и предотвратит возникновение экстренных ситуаций.

Так же Вас могут заинтересовать следующие статьи

Руководство по эксплуатации аеиг

Руководство по эксплуатации аеиг. 656353. 039-2 рэ


Плата звуковой сигнализации ПЗС

Схема электрическая принципиальная

1.4. Обозначения элементов и устройств, используемые в данном руководстве по эксплуатации соответствуют, если не оговорено иное, их позиционным обозначениям на принципиальной электрической схеме УКЛ-Г АЕИГ.656353.039-2 Э3.

1.5. В процессе производства, завод-изготовитель УКЛ-Г, по согласованию с разработчиком, может вносить в изделие незначительные конструктивные и схемные изменения, не ухудшающие качество его работы.

2.1. Устройство управления УКЛ-Г входит в состав систем управления грузовыми и больничными лифтами с распашными дверьми шахты и кабины, грузоподъемностью до 5000 кг, скоростью движения до 0,5 м/сек и числом остановок до 24.

Кабина лифта может быть как проходной, так и непроходной.

2.2. Основными функциями УКЛ-Г являются:

  • прием сигналов, поступающих от командных устройств и датчиков системы управления, а также сигналов обратной связи, отражающих состояние отдельных элементов системы;

  • обработка полученной информации в соответствии с заранее установленными законами (алгоритмами) управления и формирование команд управления исполнительными элементами системы;

  • управление элементами световой индикации и звуковой сигнализации;

  • самодиагностика и контроль исправности большинства элементов системы с выводом на индикатор номера (кода) возникшей ошибки и записью этого кода в память ошибок;

  • реализация ряда сервисных функций.

2.3. Рабочие условия эксплуатации:

  • температура окружающего воздуха - от +5°С до +35°С;

  • относительная влажность окружающего воздуха - до 80% температуре +25°С;

  • высота установки над уровнем моря - не более 2000 м.

2.4. Структура условного обозначения УКЛ-Г.


^ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

3.1. Виды управления:

  • внутреннее (с проводником);

  • наружное с одного этажа;

  • наружное со всех этажей (не более четырех остановок).

3.2. Реализуемые режимы работы:

    • режим «НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА» («НР»);

    • режим «РЕВИЗИЯ»;

    • pежим «УПРАВЛЕНИЕ ИЗ МАШИННОГО ПОМЕЩЕНИЯ 1» («МП1»);

    • режим «УПРАВЛЕНИЕ ИЗ МАШИННОГО ПОМЕЩЕНИЯ 2» («МП2»);

    • ^ «МОНТАЖНЫЙ РЕЖИМ».

3.3. Характеристика питающей сети:

  • вид сети — трехфазная сеть переменного тока общего назначения с глухозаземленной нейтралью;

  • напряжение питающей сети (линейное) — 380В (+10 -15)%.

  • частота сети — (50 + 1) Гц;

3.4. Краткая характеристика источников питания, размещенных в устройстве. 3.4.1. Стабилизированный источник постоянного напряжения +24В:

  • назначение — питание цепей матрицы, промежуточных реле, звуковой сигнализации и световой индикации, а также цепей телефонной связи и ремонтного напряжения;

  • диапазон регулирования выходного напряжения — от 22В до 25В;

  • номинальный ток нагрузки — 1,8А;

  • защита от токовых перегрузок и коротких замыканий в цепях нагрузки — имеется;

  • гальваническая связь с силовыми цепями – отсутствует.

3.4.2. Нестабилизированный источник переменного напряжения 110В:

  • назначение — питание цепей безопасности и цепей управления электромагнитными пускателями электродвигателя главного привода;

  • допустимый диапазон изменения выходного напряжения — от 93В до 121В;

  • частота — (50 + 1) Гц;

  • номинальный ток нагрузки — 2,0А.

  • гальваническая связь с силовыми цепями – имеется.

3.4.3. Стабилизированный источник постоянного напряжения +5В:

  • назначение — питание платы микропроцессорного управления (МПУ);

  • номинальный ток нагрузки — 1,5 А;

  • защита от токовых перегрузок и коротких замыканий в цепях нагрузки — имеется;

  • гальваническая связь с силовыми цепями – отсутствует.

3.4.4. Стабилизированный источник постоянного напряжения +12В:

  • назначение — питание отдельных функциональных узлов платы питания (ПП), гальванически, связанных с силовой шиной N;

  • номинальный ток нагрузки — 0,5 А;

  • защита от токовых перегрузок и коротких замыканий в цепях нагрузки — имеется;

  • гальваническая связь с силовыми цепями – имеется.

3.5. Мощность, потребляемая устройством при отключенных внешних

потребителях — не более 100Вт.

3.6. Способ подключения к УКЛ командных устройств и датчиков — матричный.

3.7. Основные виды контроля и защит:

    • защита от ручного воздействия на пускатели главного электродвигателя и «заваривания» их силовых контактов;

    • контроль времени включения пускателей главного привода;

    • контроль проникновения в шахту грузового лифта, через любую дверь шахты, посторонних лиц («охрана шахты»);

    • защита от установки искусственных перемычек в цепи блокировочных контактов автоматических замков дверей шахты и контактов блокировочных выключателей, контролирующих закрытие и запирание дверей шахты и кабины;

    • контроль времени движения между этажами;

    • защита от чрезмерного нагрева статорных обмоток главного двигателя;

    • контроль времени нахождения кабины в зоне точной остановки, при выбранном
      направлении движения;

    • контроль правильности чередования фазных напряжений питающей сети и обрыва хотя бы одной из фаз.

4.1. Конструктивно УКЛ-Г выполнено в виде металлического навесного или напольного (с подставкой) шкафа, задняя стенка которого представляет собой металлическую панель с установленной на ней аппаратурой и блоками наборных зажимов для подключения внешних устройств.

4.2. Габаритные размеры шкафа — (1670 X 715 X 250) мм (с подставкой).

4.3. Масса — не более 75 кг.

4.4. Обслуживание шкафа — одностороннее.

4.5. Основные параметры конструктивного исполнения шкафа УКЛ-Г:

  • степень защиты оболочки — IP20 по ГОСТ 14254-96;

  • климатическое исполнение и категория размещения — УХЛ4 по ГОСТ 15150-69
    (нижнее предельное значение температуры воздуха +5°C);

  • исполнение в части воздействия механических факторов — М2 по ГОСТ 17516.1-90;

  • охлаждение — естественное, воздушное;

  • защита от поражения электрическим током — класс 01 по ГОСТ12.2.007.0.

  • вид системы заземления — TN по ГОСТ Р50751.2


^ 5. СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ.

Все электрооборудование, размещенное в УКЛ-Г можно разделить на несколько основных групп (см. АЕИГ.656353.039-2 Э3):

  • релейно-контакторные элементы коммутации и защиты силовых цепей;

  • контактные и бесконтактные элементы цепей управления, индикации и сигнализации;

  • конструктивно законченные электронные узлы (платы с электронной аппаратурой);

  • элементы вспомогательных цепей;

5.1. Перечень силовых элементов УКЛ-Г с указанием выполняемых ими функций, представлен в таблице 5.1.


Рабочее состояние реле – «включено». Немедленное выключение реле К1 происходит в тех случаях, когда в отсутствии команд на включение пускателей КМ1, КМ2, КМ3, КМ4 хотя бы один из них оказывается включенным. При этом, блокируется подача напряжения

110В в цепи катушек пускателей КМ1…КМ4 и, следовательно, исключается возможность дальнейшего перемещения кабины.

Одновременно, нормально замкнутый контакт реле К1 подготавливает к срабатыванию независимый расцепитель QF1.

Если силовые контакты пускателей КМ1 или КМ2 остаются замкнутыми, то срабатывает независимый расцепитель и QF1 выключается.

Подобная ситуация возникает в следующих случаях:

  • при попытках перемещать кабину путем ручного воздействия на пускатели главного электродвигателя;

  • при залипании («заваривании») силовых контактов пускателей КМ1 или КМ2.


Рабочее состояние реле – «включено».

Выключение реле К2 (немедленно или с определенной временной задержкой) происходит при обнаружении в работе лифта тех или иных неисправностей.

Кроме того реле К2 выключается при переводе лифта из режима «НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА» в любой другой режим.

Контакты реле К2 используются для подачи сигнала в диспетчерский пункт, а также для управления освещением шахты.


Рабочее состояние реле – «выключено».

Это означает, что во всех режимах работы лифта включено как рабочее так и вспомогательное освещение кабины. Оперативное выключение рабочего (вспомогательного) освещения осуществляется с помощью выключателей QF4 (QF3).

Включение К3 происходит при дистанционном выключении лифта. При этом выключается как рабочее так и вспомогательное освещение кабины.

Нормально разомкнутый контакт реле К3 используется в цепи диспетчерской связи для подачи на пульт диспетчера сигнала о дистанционном выключении лифта.

Эксплуатация лифтов

12.1. Владелец лифта должен обеспечить его содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания.

а) должно быть назначено лицо, ответственное за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта;

б) должно быть назначено лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифта; допускается возложить эту обязанность на лицо, ответственное за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту (обязанности ответственных лиц приведены в Приложениях 9 и 10);

в) должны быть назначены электромеханики, лифтеры и операторы по диспетчерскому обслуживанию лифтов (далее по тексту — операторы);

г) должно быть организовано проведение периодических осмотров, технического обслуживания и ремонта лифтов;

д) должно быть организовано обучение и периодическая проверка знаний у персонала, осуществляющего обслуживание лифта;

е) персонал, осуществляющий обслуживание лифта, должен быть обеспечен производственными инструкциями, а лица, ответственные за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и организацию эксплуатации лифтов, — настоящими Правилами, должностными инструкциями (положениями), руководящими указаниями и нормативно — технической документацией; электромеханики, ответственные за исправное состояние лифтов, также должны быть обеспечены настоящими Правилами;

ж) должно быть обеспечено выполнение ответственными лицами настоящих Правил, а обслуживающим персоналом — производственных инструкций;

з) должен быть обеспечен порядок хранения и учета выдачи ключей от помещений и шкафов, в которых размещено оборудование лифта.

12.2. Для эксплуатации и ремонта лифтов владелец может привлекать специализированную по лифтам организацию.

В этом случае в договоре между ними должны быть определены обязанности и права сторон с учетом п. 12.1.

12.3. Обслуживание лифта должно проводиться электромехаником, лифтером, оператором в соответствии с производственными инструкциями и инструкцией по эксплуатации лифта.

При отсутствии диспетчерского пункта наличие оператора не требуется.

Допускается возлагать обязанности лифтера на электромеханика.

12.4. Управление грузовым лифтом с наружным управлением, тротуарным и грузовым малым лифтом, оборудованных постами управления только на одной погрузочной площадке, а также пассажирским, грузовым и больничным лифтами с внутренним управлением должно быть поручено лифтерам.

Управление грузовым лифтом с внутренним управлением, установленным в здании промышленного предприятия, по согласованию с органом госгортехнадзора, допускается поручать другим работникам предприятия. К этим работникам должны предъявляться те же требования настоящих Правил, что и к лифтерам (обучение, аттестация, повторная проверка знаний и т.д.).

При этом владелец лифта должен обеспечить проведение осмотров лифта и порядок хранения и учета специальных ключей, предусмотренных п. п. 5.1.23 и 5.1.27, для отпирания дверей шахты.

Управление пассажирским, грузовым и больничным лифтами самостоятельного пользования осуществляется лицами, пользующимися этими лифтами.

Управление грузовым лифтом с наружным управлением и грузовым малым лифтом, оборудованными постами управления более чем на одной погрузочной площадке, а также грузовым лифтом со смешанным управлением, оборудованным устройством для переключения управления в соответствии с п. 6.3.19, за исключением грузового лифта самостоятельного пользования, осуществляется лицами, пользующимися этими лифтами, прошедшими соответствующий инструктаж и проверку навыков по управлению лифтом.

Требования настоящего пункта не распространяются на управление, осуществляемое с крыши кабины, из машинного помещения или из шкафа, в котором размещено НКУ.

12.5. Лифтерами, операторами и электромеханиками должны назначаться лица не моложе 18 лет.

Количество персонала должно определяться эксплуатационной организацией исходя из необходимости обслуживания лифтов в соответствии с инструкцией по эксплуатации и с учетом местных условий эксплуатации.

12.6. Электромеханики, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт лифтов, должны проходить медицинский осмотр и иметь практический стаж по обслуживанию и ремонту лифтов или их монтажу не менее 6 месяцев. Электромеханики, не имеющие 6-месячного практического стажа, могут привлекаться к выполнению указанных работ только под руководством электромеханика, которому поручено техническое обслуживание и ремонт лифтов.

За электромехаником должны быть закреплены определенные лифты.

Ответственность за исправное состояние лифта возлагается на электромеханика, за которым закреплен лифт.

12.7. Ответственность за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта и за организацию его эксплуатации должна быть возложена приказом по организации на лиц, в штате которой они числятся.

Эти лица должны обладать соответствующей квалификацией и пройти аттестацию.

Этим лицам руководство предприятия (организации), в штате которого они числятся, обязано выдать должностную инструкцию, регламентирующую их права и обязанности, а также приказом закрепить за ними определенные лифты.

12.8. Должность, фамилия, имя, отчество и подписи лиц, ответственных за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта и за его исправное состояние, а также дата и номер приказа (распоряжения) о назначении и закреплении за ними лифта должны быть занесены в паспорт лифта.

На время отпуска, командировки или болезни лица, ответственного за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта, или электромеханика, ответственного за его исправное состояние, их обязанности должны быть возложены приказом (распоряжением) на другое лицо, аттестованное в соответствии с п. п. 12.7 и 12.9.

12.9. Электромеханик, лифтер и оператор должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в учебном заведении или в организации, имеющей разрешение органа госгортехнадзора на проведение обучения и аттестации.

Аттестация должна проводиться квалификационной комиссией учебного заведения (организации), где проходило обучение.

Лицам, прошедшим аттестацию, должно быть выдано соответствующее удостоверение.

12.10. При аттестации электромехаников, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт лифтов, в работе квалификационной комиссии должен принять участие инспектор госгортехнадзора; о дне работы комиссии руководство учебного заведения (организации) должно заблаговременно, но не позднее чем за 5 дней, уведомить орган госгортехнадзора.

При аттестации лифтеров и операторов участие инспектора госгортехнадзора не обязательно.

12.11. Допуск к работе электромеханика, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт лифтов, лифтера и оператора должен быть оформлен приказом при наличии на руках удостоверения об обучении и производственной инструкции.

12.12. Электромеханик, лифтер и оператор должны периодически, не реже одного раза в 12 месяцев, проходить повторную проверку знаний.

Дополнительная или внеочередная проверка знаний должна проводиться:

а) при переходе из одного предприятия (организации) в другое;

б) по требованию инспектора госгортехнадзора или лица, ответственного за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта;

в) при переводе электромеханика или лифтера на обслуживание лифтов другой конструкции (с электрического лифта — на гидравлический, с лифта, имеющего нерегулируемый электропривод, — на лифт с регулируемым электроприводом и т.д.).

Повторная, дополнительная и внеочередная проверки знаний должны проводиться назначенной приказом квалификационной комиссией предприятия (организации), в штате которого числится проверяемое лицо, в объеме его производственной инструкции. В работе комиссии должно принимать участие лицо, ответственное за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта; участие инспектора госгортехнадзора не обязательно.

Члены квалификационной комиссии должны быть аттестованы по знанию настоящих Правил в органе госгортехнадзора или в специализированной организации, либо в инженерном центре.

Повторная проверка знаний членов квалификационной комиссии должна проводиться не реже одного раза в 3 года в указанных организациях.

Допускается повторную, дополнительную и внеочередную проверки знаний электромеханика, лифтера и оператора проводить в квалификационной комиссии учебного заведения, при этом участие инспектора госгортехнадзора не обязательно.

12.13. Результаты аттестации, повторной, дополнительной и внеочередной проверок знаний электромеханика, лифтера и оператора должны быть оформлены протоколом и записаны в удостоверении и журнале.

12.14. Лица, указанные в настоящем пункте, должны иметь квалификационные группы по электробезопасности, установленные «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», не ниже:

а) IV — лицо, ответственное за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта;

б) III — электромеханик, осуществляющий техническое обслуживание и ремонт лифта;

в) II — лифтер и оператор.

12.15. Каждый лифт должен подвергаться ежесменному осмотру. В случае, когда осмотр проводит электромеханик, осуществляющий техническое обслуживание лифта, вместо ежесменного допускается проводить ежесуточный осмотр.

По согласованию с Госгортехнадзором или с ведомственной инспекцией технадзора (котлонадзора) для поднадзорных ей объектов осмотры могут проводиться с иной периодичностью.

12.16. Ежесменный осмотр лифта должен быть поручен лифтеру и проводиться в соответствии с его производственной инструкцией, разработанной на основании «Типовой инструкции для оператора, лифтера по обслуживанию лифтов», утвержденной Госгортехнадзором, и инструкцией по эксплуатации с учетом местных условий эксплуатации.

Ежесменный осмотр лифта может быть также поручен электромеханику, осуществляющему техническое обслуживание лифта.

Результаты осмотра должны быть занесены в журнал ежесменного осмотра лифта.

12.17. Техническое обслуживание лифта должно проводиться электромехаником в соответствии с его производственной инструкцией и инструкцией по эксплуатации лифта.

Результаты технического обслуживания и отметки об устранении неисправностей должны быть занесены в журнал технического обслуживания.

12.18. Владелец лифта или специализированная организация, осуществляющая его обслуживание и (или) ремонт, должны разработать и утвердить производственные инструкции для электромеханика, лифтера и оператора, числящихся в их штате.

12.19. При проведении обслуживания, ремонта и технического освидетельствования лифта должны выполняться требования инструкций по технике безопасности персонала, выполняющего указанные работы.

12.20. Правила пользования лифтом должны содержать краткие сведения о порядке пользования лифтом с учетом его типа и назначения.

В правилах пользования пассажирским лифтом самостоятельного пользования, установленным в жилом здании, должно быть предусмотрено запрещение проезда детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых, а также порядок перевозки грудных детей в детских колясках.

В правилах пользования грузовым лифтом с внутренним управлением и грузовым лифтом самостоятельного пользования должно быть предусмотрено запрещение одновременной транспортировки пассажира и груза.

В правилах пользования грузовым лифтом с наружным управлением должно быть предусмотрено запрещение транспортировки людей.

12.21. Правила пользования лифтом должны быть вывешены:

а) на основном посадочном (погрузочном) этаже — при смешанном управлении;

б) в кабине — при внутреннем управлении;

в) у каждого поста управления — при наружном управлении.

При групповом управлении на основном посадочном этаже допускается не вывешивать на каждый лифт свою табличку — может быть вывешена одна табличка правил, относящихся ко всей группе лифтов.

12.22. На основном посадочном (погрузочном) этаже должна быть вывешена табличка с указанием:

а) наименования лифта (по назначению);

б) грузоподъемности (с указанием допустимого числа пассажиров);

в) регистрационного номера;

г) номера телефона для связи с обслуживающим персоналом или с аварийной службой.

У лифта самостоятельного пользования в табличке также должно быть указано местонахождение обслуживающего персонала.

На всех дверях шахты лифта с наружным управлением должны быть сделаны надписи о грузоподъемности лифта и о запрещении транспортировки людей.

12.23. Пользование лифтом, у которого истек указанный в паспорте срок работы, не допускается.

12.24. При передаче лифта новому владельцу прежний владелец должен передать паспорт лифта.

Новый владелец обязан внести в паспорт все необходимые изменения, связанные с передачей лифта, а в тех случаях, когда лифт зарегистрирован в органе госгортехнадзора, должен также уведомить этот орган о принятии лифта и направить ему документы, подтверждающие наличие аттестованного персонала или договора со специализированной организацией на проведение обслуживания и ремонтов лифта.

12.25. В шахте, машинном и блочном помещениях лифта запрещается хранить предметы, не относящиеся к его эксплуатации.

12.26. Машинное и блочное помещения, помещения для размещения лебедки и блоков грузового малого лифта, а также шкафы для размещения оборудования при отсутствии машинного помещения должны быть заперты, а подходы к дверям этих помещений и шкафам — свободны.

На двери машинного (блочного) помещения должна быть надпись: «Машинное (блочное) помещение лифта. Посторонним вход запрещен».