Руководства, Инструкции, Бланки

гшва-2 инструкция img-1

гшва-2 инструкция

Рейтинг: 4.8/5.0 (1872 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Таблица 2-7 Симптомы некроза пульпы - Emergency dental care diagnosis and management of urgent dental problems


^ Глава 2 Диагностика и лечение боли дентального происхождения 5 1

Как и при других состояниях пульпы, при некрозе должны прово­диться тесты на ее жизнеспособность для обоснования субъективных данных и снятия предположения о непульпарном происхождении боли, особенно когда имеется и рентгенологическое его подтвержде­ние (табл 2-8) При тотальном некрозе пульпы в однокорневом зубе реакция на термическую и электрическую стимуляцию отсутствует В случае с многокорневыми зубами трудно говорить о полной жизне­способности или нежизнеспособности В таких случаях один корень может содержать жизнеспособную или частично жизнеспособную пульпу, в то время как в других она может быть нежизнеспособной Чувствительность к перкуссии является результатом воспаления пе­риапикальных тканей

Отличительными чертами некроза пульпы являются следующие' (1) отсутствие ответа на термический и (2) на электрический пульпар­ный тест

Исчезновение ответа на температурную стимуляцию является наи­более надежным признаком Однако при значительной кальцификации надежность этих тестов снижается из-за изолирующего эффекта вто­ричного дентина Жидкость, возможно находящаяся в полости канала некротизированного зуба, может служить проводником для электри­ческого тока и вызывать ложноположительный ответ Как указывалось ранее, наличие остеопороза в области верхушки корня зуба является важным, но не окончательным свидетельством, подтверждающим не­кроз пульпы (рис 2-14)

^ Экстренная помощь в стоматологии

При некрозе пульпы возможны лишь два варианта лечения терапия корневого канала или экстракция Нужно стараться по возможности со­хранить зуб и провести лечение корневого канала В этом разделе рассмат­риваются рекомендуемый минимальный и полный объемы неотложной терапии (табл 2-9), выбор которых зависит от нескольких факторов

Лечение должно начинаться с удаления очагов поражения, оценки восстановительной способности и выбора наиболее удобного доступа для лечения (рис 2-9), принимая во внимание количество остающейся структуры зуба При некрозе пульпы, в отличие от необратимого пуль­пита, зубы содержат больше бактериальных компонентов Следователь­но, для уменьшения количества некротизированньк частиц и микроб-но загрязненной пульпы должна проводиться хотя бы некоторая инструментальная обработка канала, что позволит начаться процессу заживления Основным отличием минимальной и полной терапии яв­ляется объем инструментальной обработки канала

^ Минимальный комплекс неотложной терапии

Передние зубы. В большинстве случаев на передних зубах может быть проведена полная терапия в связи с их локализацией, нали­чием единственного корня и минимальным апикальным изгибом. Тем не менее, иногда полная терапия не проводится из-за отсут­ствия времени для лечения или наличия значительного апикально-

^ Таблица 2-9 Лечение некроза пульпы

Минимальный комплекс неотложной терапии Частичная обработка канала

Рабочая длина инструмента 3 мм не доходя апекса, определенная

при выполнении предоперационной рентгенографии Канал обрабатывается файлом как минимум, № 25 Обильное промывание 2 6% раствором натрия гипохлорита Оставление в канале кальция гидроксида Прикрытие канала сухим ватным шариком Временное пломбирование (IRM, Cavit) Полный комплекс неотложной терапии Полная обработка канала

Идеальная рабочая длина Полностью обработанный канал с помощью файла, по крайней

мере, № 25 при узком канале и № 35-40 при широком Обильное промывание 2 6% раствором натрия гипохлорита Оставление раствора или осушение канала Закрытие канала сухим ватным шариком Временное восстановление (IRM, Cavit)

^ Глава 2 Диагностика и 'сечение боли дентального происхождения


го изгиба (встречается в верхних латеральных резцах) В этих случа­ях минимальная рекомендуемая терапия представляет собой час­тичную инструментальную обработку канала, без фактического подтверждения рабочей длины с последующей аппликацией каль­ция гилроксида Экспериментальная рабочая длина определяется при проведении предоперационной рентгенографии и не должна дос­тигать апекса приблизительно на 3 мм Инструментальная обработка проводится при обильном орошении водным раствором натрия ги­похлорита Протяженность канала может определяться файлом № 10 на 1 мм меньше длины зуба, определенной при предоперацион­ной рентгенографии Канал обрабатывается файлом, как минимум, до № 25 Стачивающие движения должны производиться против периферических стенок канала, а коронковая часть его может обра­батываться с помощью эндодонтного файла или бора (№ 2-3), если позволяет изгиб канала После проведения инструментальной обра­ботки с антибактериальной целью в канал помещают кальция гид-роксид (табл 2-10), который сверху прикрывают сухим ватным шариком и пломбируют временным материалом Cavit

^ Жевательные зубы. Минимальный комплекс терапевтических ме­роприятий для задних и передних зубов приблизительно одинаков Коронковая и средняя треть могут быть обработаны почти до идеаль-нои рабочей длины периферическими стачивающими движениями файла В жевательньк зубах следует учитывать качичество и расположение кор невых изгибов и наличие дополнительных каналов

^ При увеличении изгиба канала увеличивается вероятность проведения файла почти до идеальной рабочей длины. При на­личии значительных изгибов врач должен использовать гибкий файл, чтобы быть уверенным, что канал остается открытым, и избежать излишней пубины обработки При препарировании сле­дует соблюдать осторожность, когда изгиб канала расположен в коронковой части корня Например, при значительном коронко- вом изгибе в нианих нерпы \ молярах в начальной стадии инст­рументальной обработки лелательно не использовать боры для расширения из-за высоком вероятности перфорации в области искривления канала

^ Таблица Z-10 Методика применения кальция гидроксида


Рекомендуемый метод использования

причин. Другими возможными осложнениями, с которыми врачу нуж­но проводить дифференциальный диагноз, являются: вертикальный перелом, периодонтальный абсцесс и неодонтогенная боль.

Пульпа может находиться в состоянии обратимого, необратимого вос­паления или некроза, в зависимости от времени, прошедшего после перелома. Ключом к диагнозу является наличие в анамнезе травмы, воз­никшей при жевании или воздействии внешней силы, и острой боли при накусывании и жевании на пораженной стороне, особенно твердой пищи.

Схожі:

The literature for the v-vi-th year students of dental faculty
Берснев В. П. Давыдов Е. А. Кондаков Е. Н. Хирургия позвоночника, спинного мозга и периферических нервов. Спб, Специальная литература.

База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації

Другие статьи

Защита информационных систем от утечки информации по акустоэлектрическим и техническим каналам

Услуги и решения Специализированная лаборатория «Защита информации от утечки за счет АВАК»

Назначение лаборатории: обеспечение возможности получения слушателями теоретических знаний и практических навыков по следующим направлениям:

  • физические основы, причины и основные принципы образования технических каналов утечки речевой информации из защищаемых помещений, включая изучение типовых примеров возникновения технических каналов утечки информации, с использованием измерительных стендов и оборудования, входящего в состав лаборатории, по следующим видам каналов:
    • практические занятия на специализированном стенде, реализующем общие принципы получения акустической речевой информации с ограждающих конструкций (окна, двери, стены, пол, потолок) помещений за счет виброакустических каналов утечки информации;
    • практические занятия на специализированном стенде, реализующем общие принципы получения акустической речевой информации с инженерных коммуникаций (системы вентиляции, отопления, канализации) помещений за счет виброакустических каналов утечки информации;
    • демонстрация на специализированном стенде общих принципов получения речевой информации за счет акустоэлектрических преобразований, возникающих в типовых технических средствах и системах, наиболее часто размещаемых в защищаемых помещениях;
    • демонстрация на специализированном стенде общих принципов получения речевой информации за счет акустоэлектрических преобразований, возникающих при реализации канала высокочастотного навязывания;
    • демонстрация на специализированном стенде общих принципов получения речевой информации, передаваемой по открытым каналам связи за счет несанкционированного подключения к линиям связи;
  • проведение предварительного анализа объекта защиты, анализ технических характеристик и параметров объектов защиты:
    • помещений, в которых циркулирует защищаемая информация;
    • средств вычислительной техники и построенных на их базе локальных вычислительных сетей, в которых производится обработка защищаемой информации;
  • использование современной контрольно-измерительной аппаратуры для определения количественных показателей защищенности (в соответствии с действующей нормативной базой ФСТЭК России), планирование и проведение специальных исследований с целью оценки защищенности:
    • речевой информации от утечки за счет недостаточной звуко- и виброизоляции помещений;
    • речевой информации помещений от утечки за счет акустоэлектрических преобразований в технических средствах и системах, расположенных в помещениях;
  • проектирование и создание комплексной системы защиты информации на объекте, включая выбор сертифицированных ФСТЭК России средств защиты информации от утечки, оптимизация средств для конкретного объекта, особенности монтажа и настройки:
    • для защиты речевой информации от утечки за счет недостаточной звуко- и виброизоляции помещений:
      • системы акустического и виброакустического зашумления,
      • специальные решения по пассивной защите,
    • для защиты речевой информации помещений от утечки за счет акустоэлектрических преобразований в технических средствах и системах, расположенных в помещениях: системы защиты от утечки за счет акустоэлектрических преобразований.
  • создание комплекса организационно-технических мероприятий в рамках создания и сопровождения комплексной системы защиты информации на объекте;
  • проведение количественного контроля эффективности и достаточности выбранных мер защиты информации с использованием сертифицированных ФСТЭК России систем:
    • оценки акустической и вибрационной защищенности помещений от утечки речевой информации;
    • оценки защищенности речевой информации от утечки за счет акустоэлектрических преобразований в технических средствах и системах, расположенных в помещении
  • проведение периодического инструментального контроля эффективности мер защиты информации, контроля работоспособности отдельных элементов комплексной системы защиты информации.
Подробнее.

Специализированная лаборатория «Защита информации от утечки за счёт АВАК» создана с целью оснащения учебных заведений, обучающих по направлениям информационной безопасности или защиты информации.

Данная лаборатория обеспечивает возможность получения теоретических знаний и практических навыков по защите информационных систем. Утечка информации может происходить по различным техническим и акустоэлектрическим каналам, но в данной лаборатории уделяется внимание защите именно каналов акустики и вибраций (АВАК).

Слушатели (студенты) изучают теоретическую часть, начиная с физических основ, причин и основных принципов утечки информации с использованием измерительного оборудования лаборатории. Они учатся проводить предварительный анализ объектов защиты, их технических характеристик и параметров, использовать современное оборудование для организации защиты помещений от утечки информации.

В лаборатории проводятся практические занятия на специализированных стендах, реализующих общие принципы получения акустической речевой информации с ограждающих конструкций и инженерных коммуникаций за счёт виброакустических каналов утечки информации, а также акустоэлектрических преобразований. Кроме того, изучаются принципы получения информации, которая передаётся по открытым источникам, но получается при помощи несанкционированного подключения к каналу связи.

Данная лаборатория позволяет студентам и слушателям приобрести практические навыки, проектирования и создания комплексной защиты объектов, а также проведению работ по измерению эффективности внедрённых мер.

Годфруа Что такое психология

/ 11-03-2015_10-45-45 / Годфруа Что такое психология

3'Удджерсу (Ко§ег5,1961), в каждом человеке от рождения заложено

ше полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходля развития всех своих возможностей. Однако воспитание

установленные обществом, более или менее эффективно

ют его забыть о собственных чувствах или потребностях

ценности, навязанные другими.

Керс утверждает, что при таком положении вещей личность

ется. совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклоне1'Кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения,

ми страдают многие люди.

гой психолог-Маслоу (Махюлу, 1962; рис. 2.19)-выдвинул гипоТласно которой по причинам, сходным с указанными Роджерсом,

аости людей удовлетворить свои основные потребности очень

Рис. 2.18. Американский психолог Карл Роджерс

(1902-1987)-один из самых известных представителей гуманистической школы. Его терапевтический

метод основан на том, чтобы дать больному возможность осознать свои истинные чувства и самостоятельно идти к реализации своих способностей.

часто бывают ограничены, а это препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение или самореализация.

Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности (см. документ 2.13).

Главная претензия, предъявляемая гуманистам, состоит в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, что он есть на самом деле; например, человек может считать, что он превзошел себя, выдвигая и отстаивая идеи, направленные на благоденствие человечества, не сознавая, что в повседневной жизни он ведет себя как законченный эгоист. Социлыю-психологическии подход

Человек-существо общественное, которому, для того чтобы выжить, необходим целый ряд социальных связей. Постоянное взаимодействие со своими партнерами формирует его личность во всех аспектах, какие только можно себе представить.

Социальная психология выделилась как самостоятельный раздел науки к середине нашего века. Она стремится понять и объяснить, почему данная форма поведения вызывается тем, а не другим аспектом социальной среды (2а^пс, 1965). Она изучает в числе прочего тот факт, что большая часть наших социальных восприятии больше зависит от истолкования данной ситуации, чем от самой этой ситуации (Ке11еу, 1967); социальная психология пытается показать, каким образом наши чувства и наши мысли формируются в результате влияний, оказываемых людьми друг на друга (АхсЬ, 1951; Ре81ш@ег, 1957; 8сЬасЬ1ег, 1959; Моасоую. 1979).

Таким образом, описанное направление нельзя назвать собственно школой, а перечисленные имена далеко не отражают всего многообразия

Что такое психология?

Рис. 2.19. Американский психолог Абрам Маслоу (1908-1970)-создатель иерархической теории потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться полной самореализации.

во-психологических исследований. Эти исследования позволяют Цъ сведения, необходимые для расшифровки природы человека, |ьку они уточняют, как формируются отношения, устанавливаются, происходят социальные изменения, создается лидерство неко|явдивидуумов или развиваются конформизм и подчинение автором, документ 2.14).

описанные здесь школы и направления, очень часто прддержи:я несовместимых концепций, легко могут привести в замешатех, кто впервые приступает к изучению психологии и стре1Йти истину (см. гл. 10 и 12).

„верить? К какому примкнуть лагерю? [[того чтобы это стало яснее, можно «рассортировать» различные ^ в соответствии с их представлениями о том, как формируется иие индивидуума. ПЕНС, например, для каждого из существующих направлений й|гься ответить на следующие вопросы: рассматривается ли повеДрак врожденное или приобретенное? какими факторами оно

Вдйруется - внутренними или внешними? ориентировано ли оно

еденных направлениях или формируется в зависимости от обсто6. '

ется ли поведение врожденным или приобретенным? Многие

ения, в том числе этология и особенно' социобиология, а также

|ТИзм придают важное значение врожденным факторам в ста|ЕИ различных форм поведения.

Йяисты полагают, что человек рождается с тенденцией реализойй возможности в максимальной степени.

|оаналитики, напротив, утверждают, что, даже если мы и наслекоторые инстинкты, главная роль в формировании личности

ит событиям, пережитым в детстве.

Что такое психология^

Таких же взглядов придерживаются конструктивисты, принадлежащие к школе Пиаже По их мнению, человек наследует только способ функционирования интеллекта, так как последний может развиваться ^ л • лишь путем ряда приобретений, представляющих собой результат взаимодействий индивидуума с различными предметами, главным образом в первые 12^ лет жизни

Что касается социальных психологов и особенно бихевиористов, то становление личности, по их мнению, в большой мере зависит от наших взаимодействий с окружающей средой, как физической, так и социальной

Является ли развитие индивидуума направленным? Многие школы психологов выдвигали идею о поэтапном развитии, при котором все индивидуумы проходят определенные стадии в одинаковой последовательности Такого мнения придерживаются, например, психоаналитики со своей концепцией развития личности и конструктивисты-с концеп цией развития интеллекта

Этологи и социобиологи считают, что поведение определяется программой, имеющейся от рождения, в которой точно зафиксированы направления развития различных форм поведения Гуманисты тоже считают, что направление развития организма предопределено и что он стремится к единственной цели к достижению полного расцвета Неко торые теоретики говорят даже о преднамеренности в характере развертывания различных стадий жизни

Одни лишь бихевиористы сводят развитие к реакциям на последовательные ситуации и выработке условных рефлексов при разнообразных обстоятельствах, с которыми сталкивается индивидуум, независимо от того, в какой момент жизни это происходит

Детерминированы ли мы или обладаем возможностью свободного выбора?

Кто мы - существа-объекты или существа-субъекты 7

Для бихевиористов и социобиологов нет никакого сомнеаия, что мы в основном детерминированы, первые утверждают, что нас детерминирует среда, в которой мы живем, а вторые, напротив, считают что детерминация вписана в наши гены и в механизмы, которые мы наследуем »|

По мнению психоаналитиков, человека детерминируют условия, в которых протекало его детство, и подавленные желания, обусловленные этим опытом

Согласно конструктивистам, становление интеллекта завершается с наступлением зрелости Следовательно, умственное развитие определяется тем, как могли формироваться соответствующие структуры в детстве

Только гуманисты склонны верить в существование свободной воли позволяющей каждому человеку направлять свою жизнь в зависимости от того, что он сможет осознать

в социально-экономический контекст. Независимо от силы

•IX доводов и строгости аргументации нет сомнений в том,

[ из этих подходов имеет свою историю, вписывается в опресоциально-экономический контекст и связан с определенным

жим представлением о человеке

Ка всегда остается одной из областей деятельности человека,

а она ни старалась сохранить свою независимость, она должна

дань существующей системе и тому обществу, в котором она

гтся. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере,

вскновение бихевиоризма в США совпало по времени с быстрым

ем промышленности, которым было отмечено рождение капиI. Эта система могла лишь приветствовать такое представление

^1се, согласно которому его поведение может принимать те или

брмы в соответствии с возникающей в данный момент ситуацией,

ческие приложения этой теории, такие как введение конвейеров

звитие рекламы, не заставили себя долго ждать Аналогичным

М исследования Павлова вполне соответствовали коммунисти[ идеям в СССР, образ человека, формирующегося в соответствии

Й средой, совпадал с представлением о новом человеке, которого

ЙД жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, где всякое

йние сексуальности сурово подавлялось, вероятно, именно на

эчве (по крайней мере отчасти) возникли те его интерпретации,

Ее в настоящее время вызывают особенно сильные возражения

ет гуманистического направления в психологии произошел в Каиш в 60-е годы Неудивительно, что этот оптимистический взгляд

овека был встречен с распростертыми объятиями в атмосфере

I нелюбви», царившей в ту эпоху Точно так же социобиологическая

и, появившаяся во время кризиса, который начался в конце 70-х

содержала все необходимое, чтобы увлечь моралистов, заботя? об общественном порядке и готовых принять мысль, что такой

ЙК уже предусмотрен в естественном ходе вещей

гектический подход. Было бы, однако, чрезмерным упрощенчест» всех случаях судить о значении или роли той или иной теории по

Госклонному приему данной социальной системой Наибольшие

>5ыли достигнуты в результате столкновения идей, выдвинутых

I противоречивых направлений много таких, которые потерпели

яе в первой половине XX века Возникновение и развитие

ва разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е

атем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно

; Сегодня наступает согласие по ряду важных вопросов-различия

ааются по мере углубления наших знаний

фь психологи отбирают в каждой из существующих теорий

И>зуют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше |йа то или иное явление Такой эклектический подход приводит

к тому, что в одних случаях принимаются понятия и методы, созданные бихевиористами, а в других используются теории фрейдистов или гуманистов. Главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее желание выявить наиболее подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказания эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

Психология-наука еще сравнительно молодая. Она отстала в своем развитии от таких наук, как физика или химия, почти на два столетия. Понадобится еще множество экспериментов и проверок, прежде чем она сможет с полным правом претендовать на звание науки.

Тем не менее, если окажется, что предсказания психологии чаще подтверждаются, чем опровергаются, их можно будет все больше и больше использовать для решения проблем, возникающих у людей. Психологи еще далеки от того, чтобы ответить на все вопросы, однако проблемы, которые им уже удалось решить, позволяют разъяснить многие аспекты поведения.

Психологи, занимающиеся научными исследованиями, продолжают выдвигать новые гипотезы, проверять их, экспериментировать в надежде на создание все более и более последовательных теорий; затем эти теории можно будет применять к отдельным индивидуумам в зависимости от различных ситуаций, в которых каждый человек может оказаться, и с наибольшей пользой для всех.

Как мы увидим в следующей главе, перед психологией стоит двоякая задача: во-первых, она должна все дальше развивать теоретические исследования, а во-вторых, адекватно решать, иногда в очень срочном порядке, практические проблемы. На данной стадии такое призвание психологии позволяет нам предложить современное определение этой науки, которое одновременно учитывает и вклад бихевиоризма, и биологический, когнитивный, динамический и социально-психологический подходы. В этом смысле психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Документ 2.1. Культ черепа

Ритуал погребения, несомненно, один из самых древних. Он был широко распространен у неандертальцев, т.е. еще 100000 лет назад. Найдены относящиеся к этой эпохе погребения, в которых мертвецы лежат в определенной позе, с согнутыми руками под головой.

Однако обычаи, связанные с погребением, существовали, по-види^ мому, и гораздо раньше. Черепа синантропов (Ното егесгш, живший в Китае 400000 лет назад) располагали в могилах определенным образом, но перед этим большая их часть, очевидно, подвергалась

Что такое психология?

ЗсД нем смысл трепанации этих черепов, произведенной сотни тысяч лет

^вождение «духа» после смерти человека? Ритуальный каннибализм,

11ций заимствовать способности покойного? Способ лечения путем РЙЛЫХ духов»?

каннибализму: затылочное отверстие этих черепов расши";:9то .позволяет предполагать, что мозг умерших извлекали,

аэедали (рис. 2.20) 1 .

обычаи наводят на мысль, что люди еще в те времена

ашсь над судьбой человека после его смерти; и, самое главное,

(Вает на то, что они подозревали существование «разума» или

этррый можно приобрести подобным образом.

2.2. Происхождение слова «психология»

^названием и первым определением психология обязана гре[фологии. |йын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщи"1&. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын,

рь, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прила|'усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею

|ез целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна,

йяение вновь встретиться с Эротом так велико, что это

глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили

^.выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь

Цедить Зевса - верховное божество греков-превратить Психею

» сделав ее бессмертной. Таким образом влюбленные были

Яаи1, <1ап8: Е. Мопп, М. Р1а1еШ-Ра1тапш, Ь'иш1ё, Уо1. 3, Рап&, 8еш1,

Рис. 2.21. Немецкий философ Христиан Вольф

(1679-1754). Он впервые ввел в философский

язык термин «психология» в своих книгах

«Рациональная психология» и «Эмпирическая

психология», опубликованных в 1732-1734

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви,

высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная,

обретшая бессмертие,-стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов

«рвусЬе» (душа) и «1о@05» (учение, наука), то оно появилось впервые ' только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Документ 2.3. Душа и тело: 1 + 1 == 2

Представление о человеке, состоящем из нематериальной души,

управляющей материальнь1М организмом,-это дуалистическая концепция, восходящая, как мы видели, к доисторическим временам.

В научной психологии, однако, утвердилось представление о том, что

наши восприятия, наши чувства или мысли-это всего лишь результат

жизнедеятельности нервных клеток, объединенных в один орган-головной мозг, который представляет собой лишь одну из составных частей

организма. Это монистическая концепция, разделяемая большинством

современных ученых; по их мнению, нет никакой необходимости искать

объяснение психических функций мозга не в материальных процессах,

происходящих в организме, а где-то еще.

Как мы увидим в документе 5.2, современные физические теории

побудили некоторых ученых расширить этот монистический взгляд,

распространив его на всю Вселенную. Поскольку Вселенная построена

из волн и частиц, находящихся в непрерывном взаимодействии, в природе существует некий всеобщий интеллект, который возрастает по мере

усложнения материи-от камня до самых высокоорганизованных су^

ществ. Что касается человека, то он-всего лишь одно звено в этой

Подобный взгляд нельзя считать несовместимым с религиозными

концепциями, которых придерживаются многие из тех же ученых, 0 я

никак не затрагивает наши личные верования. Как подчеркивает Хеб

Что такое психология?

Й?4), «не может быть никакого конфликта между религией

методом. Научная теория пытается подойти к истине путем

дх приближений» и поэтому не может быть догма-

2.4. Четыре этапа,

мцие научный метод

подход стремится освещать факты как можно более обьекЦдйлью их исследования и сопоставления, а не для подтверждения Ддринятой теории.

рый метод слагается в основном из четырех этапов, которые все

рудь то физики, психологи или астрономы, проходят в одинакоуедовательности.

уй этап состоит в формулировке и постановке проблемы, нахов центре интересов ученого. Эта проблема обычно предстает

•Порам этапе формулируется гипотеза, т. е. предположительный

а поставленную проблему, опирающийся на уже известные НЙбэтому такой ответ всегда носит декларативный характер 1. Йий этап состоит в проверке гипотезы или, иными словами, лении экспериментальным путем фактов, которые подтвердили Уди опровергли. Еервец, четвертый этап-это интерпретация экспериментальных ^Целью создания теории. Если какая-то теория уже существует,

енные данные, в случае их достаточной убедительности, позворшенствовать ее или же пересмотреть, а может быть, и отбро-

всего этот четвертый этап приводит к новым гипотезам, е;;1В свою очередь позволяют продвинуть исследования дальше.

жент 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году

Ывим себя на место испытуемого, который впервые входит в эту ^лабораторию экспериментальной психологии. Что он там

эиеимости от цели проводимого исследования испытуемому

зможность воспринимать те или иные феномены: перед ним

г разные краски, их яркость уменьшается или возрастает; они

даются или не сопровождаются звуками.

уемый сидит в удобной позе. Его уже ознакомили с методом

[ исследовании новой проблемы, относительно которой еще нет никаких ЯУгорой этап пропускают и переходят к третьему-к постановке экспе•«чтобы что-что усмотреть».

экспериментальной интроспекции, который состоит в том, чтобы осознавать происходящее и описывать его в момент воздействия стимула Испытуемого просят описать словами ощущения, вызванные в нем стимулом, и в частности связь между ощущением и сопровождающим его чувством «красный цвет возбуждает», а «синий, как мне кажется успокаивает», «этот пронзительный звук более неприятен, чем пред^ шествующий» и т п

Экспериментаторы пытаются таким образом исследовать содержание сознания, т е элементы «мыслительной материи», которыми для структуралистов служат ощущения, чувства и образы, они стараются идентифицировать качества этих элементов и установить, как создаются связи между ними

Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания

Первые работы о навыках и о роли сознания в их образовании принадлежат главным образом сотрудникам и ученикам Джеймса Энджеллу (Ап§е11), Холлу (На11) и Дьюи (Оеугеу)

Приведем пример Когда человек учится водить машину и впервые садится за руль, все его чувства обострены, глаза прикованы к дороге и ко всему, что на ней находится Все его мышцы напряжены руки сжимают руль, поза скованная, а ноги на педалях совершенно утратили гибкость, он целиком поглощен всем происходящим и собственными действиями Но чем больше проходит времени, тем его движения становятся точнее, напряженность исчезает, осознанность производимых действий уменьшается до такой степени, что вскоре он ведет машину почти автоматически Человек может проехать десятки километров без того, чтобы в тысячах совершенных за это время движений потребовалось участие сознания Он может быть занят чем-то другим (любоваться пейзажем, разговаривать с пассажиром и т п)

Именно так функционалисты объясняют выработку новых навыков и ту функцию, которую выполняет при этом сознание, помогая организму обучаться

Документ 2.7. Структуры и функции

Хотя подходы структуралистов и функционалистов кажутся противоположными, они некоторым образом дополняют друг друга Оба подхода нужны и вполне совместимы Такой двойной подход к явлениям мы находим во всех гуманитарных науках

Этнолог, относящий себя к структуралистам, описывает все элементы данной культуры от земледельческих орудий до обычаев, пытаясь установить существующие между ними связи Если же он придерживается функционалистского подхода, он будет пытаться объяснить установление тех, а не иных обычаев их функциями в изучаемой культуре

Так же рассуждает и экономист, пытающийся понять суть какой-либо экономической системы, или социолог, старающийся разобраться в социальных явлениях

Что такое пси\оло ич'

Форд модели Т в начале века был одной из самых многочисленных ин на дорогах США Именно в эту эпоху сотрудники Джеймса пытались > роль 'сознания в обучении

; науки, например биология, тоже используют эти два подхода

описывает различные части организма и связи между ними,

гия изучает их функционирование и условия, которые на него

| дуализмом мы встречаемся также и в большинстве учебников

[и (и настоящая книга не составляет исключения) с одной

описание различных аспектов поведения (ощущения, восприятва, мотивации и т п), с другой-подход к изучению адаптации

(индивидуальной или групповой) к различным обстоятельст-

ит 2.8. Утверждение бихевиористской

[ книге «Бихевиоризм» (\Уайоп, 1924) Уотсон, утверждая свою

хевиористское представление о человеке, писал «Доверьте мне

; здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать |№к я считаю нужным, гарантирую, что, выбрав каждого из них | !я сделаю его тем, кем задумаю врачом, юристом, художником, бсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, рОстей, призвания или расы его предков»

уверен в том, что наследственность не имеет существенного

значения для развития склонностей и личности индивидуума и что будущее последнего зависит в основном от воспитания. Именно поэтому он настаивал, как это сделает после него Скиннер, чтобы воспитанием занимались специалисты, способные обеспечить систематическую выработку надлежащих условных связей.

В настоящее время столь резко выраженную позицию уже никто не поддерживает. Очевидно, что если даже создание условных связей и играет важную роль в актах выбора, которые совершают индивидуумы на протяжении своей жизни, то в этом участвуют и другие переменные, и сегодняшние психологи, в том числе бихевиористы, научились учитывать это.

Документ 2.9. Социобиология и размножение

Для того чтобы лучше понять, каким образом социобиолога объясняют разные формы социального поведения, приведем в качестве примера гипотезы, выдвинутые одним из них-Р. Трайверсом (К. Тпуегх),о стратегиях мужчины и женщины в размножении и в проявлениях сексуальности

«У человека половой акт, ни к чему практически не обязывающий мужчину, для женщины может означать необходимость значительной затраты сил на протяжении 9 месяцев, а потом, если она пожелает на протяжении еще 15 лет, что уже весьма существенно Правда, мужчина нередко участвует в родительских заботах в течение этого периода, однако это вовсе не обязательно».

«После рождения ребенка женщина в общем-то может в любой момент прекратить заботы о ребенке, но в таком случае она теряет все, что вложила в него раньше. При таком неравенстве вкладов мужчина может оптимизировать свои шансы на оставление многочисленных потомков, совокупляясь со многими женщинами, а затем бросая их, некоторые из этих женщин, в одиночку или с помощью других людей, вырастят своих потомков У тех видов, у которых самцы принимают на себя часть забот о детенышах, оптимальная для самца стратегия должна, вероятно, быть компромиссной: помогать одной самке выращивать потомство, не упуская при этом возможности оплодотворять других самок, которым он помогать не будет».

Неудивительно, что при таких гипотезах, оправдывающих а ргюп полигамию или другие формы поведения, противники социобиологии

могли называть ее сексистской теорией

Документ 2.10. Младенцы и гештальт

Ряд установленных в последнее время фактов, очевидно, подтверждает представления гештальтистов, а также этологов относительно запрограммированности некоторых перцептивных и когнитивных механизмов

В конце 70-х годов Боуэр и его сотрудники в Эдинбургском уни-

Что такое психология'

ситете многократно продемонстрировали реакции новорожденных на

Йели различных предметов Они показали, что младенец на 14-й день

взни способен адекватно реагировать на определенного рода раз»ажители (ВОУУСГ, 1977)

Так, ребенок без колебаний схватывает реальный объект, находяийся в пределах досягаемости. Если же с помощью специального

аспособления над кроваткой ребенка проецируют трехмерное изожение этого предмета, ребенок проявляет сильнейшую панику, высающуюся в плаче и учащении сердечного ритма, всякий раз, когда

ручки хватают пустоту, хотя он собирался «прикоснуться» к увиному предмету

Точно так же, если проецируют «тень», приближающуюся к лицу

бенка, перед которым она внезапно расширяется симметричным

разом, он проявляет типичную реакцию отворачивания головки, |также ускорения сердечного ритма Если же эта «тень» увеличивается

амметрично, как бы проходя стороной, ребенок на нее никак не

Объяснить эти факты научением, произошедшим в таком раннем

зрасте, было бы трудно Приходится поэтому думать о генетической

дрограммированности, позволяющей ребенку с первых дней жизни

дгировать на некоторые формы, или паттерны (как их называют

глоязычные авторы) или гештальты (как их называют немцы)

окумент 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»

Вот разговор с ребенком, сходный с опытами, которые проводил

иже и которые привели его к созданию его теории умственного

Пятилетнему ребенку показывают два одинаковых пластилиновых

цэика и спрашивают его

1 - Как ты думаешь, в одном шарике столько же пластилина, сколько Цдругом 7

Мальчик смотрит на шары, взвешивает их на руке, а потом заявляет

- Ты вполне уверен 9

г- Хорошо Смотри я беру один из шариков и катаю его между

^онями, делая из него колбаску А теперь ты тоже думаешь, что

сваре столько же пластилина, сколько в колбаске 7

- Да нет, в колбаске его больше

- Ты уверен в этом 9

- Конечно' Ты же видишь, она больше шара, значит, пластилина

Пусть так. А теперь посмотри, что я делаю Я опять беру колбаску

тревращаю ее снова в шар Готово Ну, как ты думаешь, а теперь в них

Йровну пластилина 7

Ну, конечно' Теперь поровну

Рис 2 23 Ребенку в возрасте 4-5 лет кажется, что в колбаске больше пластилина чем в шаре, даже если колбаска получилась из такого же шара

Такие ответы ребенка вызывают улыбку А между тем более или менее сходные реакции можно наблюдать у большинства детей того же возраста и, по-видимому, независимо от их культурного уровня. Только между 6 и 8 годами почти все дети соглашаются, что количество пластилина одинаково, какую бы форму ему ни придавали

Как объяснить эти факты"^

Правильное понимание создается в том случае, если пятилетний ребенок имел ранее возможность убедиться, что более крупный предмет содержит большее количество вещества