Руководства, Инструкции, Бланки

лидерство и руководство в социальной психологии img-1

лидерство и руководство в социальной психологии

Рейтинг: 5.0/5.0 (1833 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Социальная психология шпоры Петрушихина

/ Социальная психология шпоры Петрушихина

В отечественной соц.пси. исследованием сплоченности занимался А.В. Петровский. Он использовал часть единой концепции, названной ранее "стратометрической концепцией групповой активности". Основная идея заключается в том, что структуру малой группы можно представить себе как состоящую из 3 страт (можно рассм. как 3 уровня развития гр. спл.): 1)внешний ур. эмоцион. межличн. отношения(эмоциональная часть); 2) ценностно-ориентационное единство(отношения как совместная деятельность, совпадение ценностей); 3) ур. ядро групп. структуры (разделение целей и мотивов, общность выбора в группе)

Эксперимент А.И.Донцова . Проведен в 14 московских шк. Цель. Выявить, как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с реальным воплощением их в повседневной практике. Итог. 2 пласта сплоченности: 1) сплоч. при оценке "эталонного ученика"; 2) при оценке реальных учеников. Вывод. общность оценок реальных учеников выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика, т.е. сплоченность в реальной деятельности оказалась выше, чем регистрируемая как совпадение мнений. Однако. при оценке коллег выше оказалось ценностное представление, чем оценка друг друга. Вывод. эталонный коллега в большей степени оказался общей ценностью, следовательно интеграция группы осуществляется в ходе совместной деят. Итог: возникнув благодаря внеш. обст. малая группа переживает длит. процесс становления в кач-ве псих. общности, т.к. гр. сплоч. развив-ся посредством усвоения ценностей чл. гр.

Билет 20. Лидерство и руководство в малых группах. Стили руководства.

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии.

Различия лидера и руководителя: ( Б.Д.Парыгин ):

1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

Однако, лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

К.Левин, Р.Липпит и Р.Уайт проводили эксперимент в школе групповой динамики. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 11-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (что речь идет о взрослых руководителях) демонстрировали разный стиль и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства, продемонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: "авторитарный", "демократический" и "попустительский (либеральный)

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства; единоначалием в принятии решений; жестким контролем за деятельностью подчиненных. Сотрудники – исполнители приказов, причем им дается минимум информации. Авторитарный руководитель отказывается от услуг экспертов, мнений подчиненных, не обсуждает свои решения, стремится избежать ситуаций, где он не компетентен.

Методы руководства: приказы, распоряжения, замечания, выговоры, угрозы, лишения льгот. В общении с сотрудниками используются четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность; возможна грубость. Интересы дела выше интересов людей.

Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке решений, распределению полномочий и ответственности между руководителем и подчиненным. Руководитель обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы, стимулирует инициативу, информирует коллектив. Общение доброжелательное и вежливое.

Либеральный стиль характеризуется минимальной степенью участия руководителя в управлении коллективом. Руководитель предпочитает не рисковать, отойти от выполнения сложного дела, переложить свои функции и ответственность на других.

Подчиненные предоставлены сами себе, их работа контролируется редко. Общение с подчиненными руководитель ведет конфиденциальным тоном, действует уговорами и налаживанием личных контактов.

Билет 21. Процесс принятия группового решения

Групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные.

Разработаны различные методы принятия групповых решений.

Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. Эта проблема была изучена Левиным.

Эксперимент был осуществлен в США в годы Второй мировой войны. В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией в США снизилось кол-во пищевых продуктов, поступающих в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались субпродукты, однако домохозяйки отказывались их покупать. Цель эксперимента состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лекции), и новой формы – выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссию. Было создано 6 групп, нескольким из которых были прочитаны лекции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, а в других группах была проведена дискуссия по тем же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить насколько изменились мнения домохозяек. В группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения, в группах с дискуссиями – 32%.

На лекции домохозяйки слушали предлагаемые рассуждения, они интерпретировали излагаемые им факты в свете собственного прошлого опыта. После лекции они имели два варианта поведения: покупать или не покупать субпродукты. В момент лекции решение не было принято, и поэтому никакой поддержки группой в пользу принятия решения они не имели. Поэтому изменение мнения базировалось исключительно на эффективности убеждения. Напротив, в ходе групповой дискуссии каждый член группы чувствовал себя включенным в принятие решения, и это ослабляло сопротивление нововведению. Решение, таким образом, было подготовлено шаг за шагом, принятое решение превращалось в групповую норму. Такой эффект стал возможным, потому что решение не было навязано, а было принято самой группой.

В ходе различных экспериментов были выявлены две важные закономерности :

1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление разной инф-ции;
2) если решение инициировано группой, то оно явл. логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, т.к оно превращается в групповую норму.

Формы групповой дискуссии, стимулирующие принятие решения :

«брейнсторминг» («мозговая атака»)

метод синектики (соединения разнородного) и др.

Группа разбивается на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют только «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений по решению обсуждаемой проблемы. На этом этапе авторов никто не подвергает критике. На втором этапе вступают «критики», они начинают сортировать поступившие предложения. В конечном итоге группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы.

Считалось, что группа отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных решений. Этот процесс усреднения групповых решений был назван процессом нормализации группы.

Можно было предположить, что и при изучении механизма групповых решений должен быть зафиксирован такой же факт нормализации, т.е. групповое решение должно оказаться усреднением решений отдельных членов группы. Но это положение не подтвердилось в тех случаях, когда в принимаемое решение включало в себя момент риска. Был обнаружен феномен, получивший название «сдвига риска».

В эксперименте испытуемым предлагается набор дилемм для выбора одной из них: либо той, где высока вероятность успеха, но низка его ценность («синица в руке»); либо той, где вероятность успеха низкая, но зато привлекательность – ценность – высокая («журавль в небе»). Члены групп на первой фазе индивидуально выполняли задания; на второй проводили групповую дискуссию и принимали коллективное решение; на третьей снова принимали индивидуальные решения. Было выявлено, что во втором случае «рискованная» альтернатива выбиралась гораздо чаще, и при повторном индивидуальном решение также наблюдался сдвиг в сторону риска.

При групповом решении идет сдвиг в сторону риска (чаще выбирался «журавль в небе»).

Были предложены две гипотезы :

1) сдвиг в сторону риска обусловлен разделением (диффузией) ответственности;
2) риск вообще интерпретируется как ценность в обществе.

Но был обнаружен и обратный эффект: в ряде экспериментов был обнаружен сдвиг в сторону осторожности .

Проводимые эксперименты выявили важный факт. при принятии группового решения не обязательно происходит нормализация, решение не всегда явл. «средним».

Групповое решение приводит вообще к «сдвигу выбора», т.е. к поляризации мнений в группе. Сущность этого явления заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. Более «средние» мнения как бы отмирают, более крайние отчетливо распределяются между двумя полюсами.

Существуют два объяснения поляризации :

1) нормативное – человеку свойственно сравнивать себя с другими, сохраняя при этом позитивный образ «Я». Осуществляется сдвиг в сторону ранее существовавшего мнения.

2) информационное – групповая дискуссия генерирует аргументы; если они в пользу какого-то члена группы, то он еще сильнее склоняется к своему, ранее сущ. мнению, т.е. оно поляризуется. Если же аргументы противоречат ранее сущ. мнению, то оно решительно сдвигается в противоположную сторону, т.е. опять осущ. поляризация.

Сравнение групп, принятия решений и индивидуального :

Установлено, что преимущество того или иного решения зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые решения. Возможность совершенствования процесса принятия группового решения зависит от умения и навыка вести эффективную групповую дискуссию.

На качество решения влияет еще один фактор, получивший название «группомыслие» - стиль мышления людей, которые полностью включены в единую группу, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов принятия правильного решения.

Было выявлено, что наиболее значимыми факторами формирования «группомыслия» явл.

очень высокая сплоченность группы

ярко выраженное наличие «мы-чувства»

изоляция группы от альтернативного источника инф-ции

высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы

Феномен «группомыслия» снижает качество групповых решений . т.е. представляет собой ограничение возможностей участников решения посмотреть на проблемы объективно; группа становится жертвой своего единодушия.

Билет 22. Проблема развития группы в социальной психологии .

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. С точки зрения социологического подхода, самое главное — отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. В многочисленных социально-психологических исследованиях, особенно на ранних этапах развития социальной психологии, вопрос ставился именно так. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности.

для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-то отношений. Стоит задача объединить социологический и (будем называть его так) «общепсихологический» подход к группе. Если признать, что социальная психология прежде всего исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их

включения в реальные социальные группы, то надо признать и то, что фокус анализа — именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы, а не просто анализ «механизма» такого воздействия.

Если принять предложенную интерпретацию группы как субъекта социальной деятельности, то, очевидно, можно выделить некоторые черты, свойственные ей именно как субъекту деятельности. Общность содержания деятельности группы порождает и общность психологических характеристик группы, будем ли мы называть их «групповое сознание» или каким-либо иным термином. К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». При такой трактовке фиксируются психологические характеристики группы, а сама группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия»

В истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т.д. Однако можно отметить несколько характерных черт этих исследований. Во-первых, сам по себе «групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных вариантов социально-психологического подхода. Наряду с «групповым» подходом в американской, например, социальной психологии существует еще и «индивидуальный» подход. Эти два подхода являются следствием двух источников происхождения социальной психологии: из социологии и из психологии. Во-вторых, как бы ни толковалась группа различными авторами, для многих было характерно известное разъединение двух основных блоков социально-психологических исследований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и взаимодействие, т.е. коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции и т.д. В принципе, конечно, подразумевается, что все эти процессы протекают не в вакууме, а в группе. Однако в исследованиях такая переменная, как групповая деятельность, не представлена. Зато другой блок исследований, связанный именно с изучением групп, стоит как бы особняком. В рамках этого блока изучаются размер группы, ее композиция и структура, а групповые процессы, рассмотренные в первом блоке, хотя и упоминаются, но вне связи с совместной групповой деятельностью. В результате возникает относительно изолированное описание процессов и групп, во всяком случае исключаются существенные параметры группы при изучении происходящих в ней процессов. Наконец, в-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп, а именно к малым группам.

23. Социально-психологическая структура малой группы

Кратко - малая группа - это группа, в которой обществ. отнош. выступают в форме непосредственных личных контактов.

Нижний предел малой гр. до сих пор вызывает споры ученых(диада или триада). в диаде формир. чисто эмоциональный контакт, тогда как в триаде появляется наблюдатель (3ий), что позволяет отличить межличностный конфликт(2оих) от деятельного начала. Но для аппарата математической теории игр подходит в большинстве случаев и диадическое взаимодействие.

Верхний предел Изначально этим пределом считалось "магическое число" 7+2(объем оперативной памяти мозга), предложенное Дж. Миллером. Но это не подтвердилось экспериментально, и на практике показано, что верхним пределом могут быть и 20 человек, а в исследованиях Морено, автора социо-метрической методики, упоминаются группы и по 30-40 человек(шк. классы).

3 Наиболее распространенные классификации . 1) первичные и вторичные; 2)формальные, неформальные; 3) группы членства и референтные группы. 1) Впервые было предложено Ч. Кули. первичные - семья, друзья, соседи; вторичные - общение через посредников(люди, средства связи) 2) Впервые предложено Э. Мэйо. формальные - четко заданы позиции членов, предписанные групп. нормами. Отношения опред. системой ролей и статусов( вертикаль власти); неформальные - складываются стихийно или в форм. гр. нет предпис. ролей и статусов, объединяет их общий интерес. 3) Впервые введена Г. Хайменом. Референтные гр. - такие гр, в кот. индвиды не включены реально, но принимают их нормы. В дальнейшем Г.Келли выделил 2 их функции: сравнительную (гр. как эталон сравнения с ней) и нормативную (для нормативной оценки индивида). В н. вр. реф группа - группа, противостоящая группе членства / возникающая внутри группы членства(особо значимый круг лиц, промежуточный ориентир). Это дает толчок к изучению вопроса о том, почему индивиды покидают свою группу членства( шк. класс, спортивная секция, семья) и начинают ориентироваться не на те нормы, которые в ней приняты.

Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между индивидами. Особое знач. - 1) положение, занимаемое индвидом в сис-ме коммуникаций. (доступ к инфе, циркулирующей в группе, объем важной инфы,); 2)направленность и интенсивность коммуникаций в группе. Комм. структуры бывают: централизованными (фронтальная, радиальная, иерархическая) ( общение через 1 центрального индивида, что способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач) децентрализованными (цепная, круговая, полная) (равномерное участие в коммуникации, успешное решение сложных, творческих задач)

Ролевая структура малой группы — это совокупность отношений между индивидами, распред гр. ролей(типичного поведения) Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «критика», «мотиватора, «объединителя», «козла отпущения», «сектанта» и т. д. В общем. роли, связанные с решением задач; роли, связанные с оказанием поддержки.

Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Типы соц. власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной. в основе система связей и феномен лидерства.

24. Определение и классификация больших социальных групп.

Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп наталкивается на целый ряд трудностей (прежде всего здесь имеются в виду исследования больших организованных, устойчивых социальных групп). Богатство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования, например, психологического облика классов, наций и других групп такого рода.

Большие группы разделяются на два вида: стихийные(толпа, публика, масса) и устойчивые(профессиональные, гендерные, этнические, возрастные) .

К стихийным группам относятся: толпа, масса, публика. Они различаются по степени организованности.

Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп.

Основные характеристики больших групп:

-Психологический склад (социальный характер, обычаи, традиции, нравы)

- Эмоциональный склад( потребности, интересы)

Способы воздействия в больших группах:

25.Психологические проблемы стихийных групп и массовых движений .

Стихийные гр. - это кратковр. объединения большого числа лиц с различн. интересами, но по опред. поводу и демонстр. совместные действ. Общественное мнение - фактор формирования. Классификация: 1) Толпа(зеваки) - ежеминутна, часто приводит к агрессивным формам; 2) Масса(митинги, манифесты) - более устойчива, лидер заявлен сразу; 3) Публика - масса, собравшаяся ради опред. зрелища(матч, концерт), более менее соблюдает нормы, управляема, но чуть что, сразу "вспыхивает"

Побудитель к действию - сплав сплетен, слухов и суждений, происходит групповое стимулирование действий, личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией.

Способы воздействия в стихийных группах:

1) Заражение (интегрирует массы людей - религиозные экстазы, психозы, ритуальные танцы) - бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям; шокирующее известие(избыток или недостаток инфы про него) -- взаимное многократное отражение -- паника. Существует стимул заражения, который можно использовать для повышения эффективности воздействия и введения массы в экстаз.(аплодисменты)

2) Внушение( суггестия) - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Суггестор - внушающий, Суггеренд - внушаемый. Явление сопротивления внушающему называется контрсуггестией. Существует обратная зависимость внушения от возраста, чем старще человек, тем хуже он поддается внушению. И чем лучше себя человек чувствует, тем хуже он поддается внушению. Важную роль играет "эффект доверия " - если суггестор обладает опред. для вас авторитетом, ему легче будет вам что-нибудь внушить. Метод создания имиджа - строится на включении эмоциональных апелляций, и искусство рекламы/политики в том и состоит, чтобы обеспечить психологически действие суггестивных сторон имиджа.

3) Подражание - воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Теория подражания принадлежит Г. Тарду - фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Прогресс и освоение новых технол. происходит путем подражания. Особое значение подр. имеет в развитии ребенка. Исследования механизма подражания стали предметом специальной теории подражания(разраб.Н.Миллером, Д.Доллардом и А.Бандурой). А.Бандура описывает 3 способа следования подкрепленному поведению "модели", т.е. образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему. (связь механизмов подражания, заражения, внушения)

Соц конфликты - объясн. противореч. между возможными направлениями подражания. Их природа = природе конфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новый образец поведения. Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Их анализ позволил сформулировать законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие (имеются в виду низшие по социальной лестнице) подражают высшим (провинция – центру, дворянство – королевскому двору) и т.д.

Социальное движение (в рамках массовых движений) - достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. (за мир, за равноправие, за смещение авторитета и т.п.). Общие черты . 1)база- обществ. мнение; 2) имеет цель; 3) формулируется программа со ст. разработанности; 4) отдает себе отчет в использ. средствах(деньги, насилие); 5) реализуется в проявл. массового поведения(митинги, демонстрации и т.д.). Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация. которая и дает импульс возникновению движения.

Другие статьи

Лидерство в группах (коллективах)

Возникнув как результат общения и взаимодействия людей в составе группы, лидерство является сложным социально-психологическим явлением, в котором сочетаются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие социальную природу и сущность.

Сущность его проявляется в способности влиять на других людей, не пользуясь административными рычагами, что существенно отличает его с таким феноменом, как руководство.

Лидерство и руководство .

Зависимости от личностных и деловых качеств, участия в общих делах каждый член группы имеет определенное положение в групповой структуре, которая является своеобразной иерархии индивидуальных статусов. Вершину этой иерархии занимает лидер как наиболее референтная лицо в группе.

Лидер - личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя самые ответственные решения, касающиеся их интересов и определяют направление и характер деятельности всей группы.

Лидер может не быть социометрической звездой, может не вызывать особой симпатии у окружающих, но он имеет неоспоримое референтность. Лидерство является сложным процессом группового развития, в результате которого дифференцируется и совершенствуется групповая структура. Его нельзя ни отождествлять с руководством, ни противопоставлять ему. По своей природе лидерство связано с регулированием неформальных межличностных отношений. Лидерство - процесс внутренней самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью группы на основе индивидуальной инициативы участников. Руководство же является реализацией функций и средством регулирования формальных отношений в рамках социальной организации.

Руководитель - лицо, управляющее трудовой деятельностью группы на основе административно-правовых полномочий и общепринятых норм общежития.

Руководитель связан с официальной структурой группы. Он может справиться с ее управлением, когда члены группы будут воспринимать его как лидера. Однако лидер группы не всегда может справиться с обязанностями руководителя, деятельность которого является шире и сложнее. Оптимальным вариантом для группы является совпадение в одном лице лидера и руководителя. В противном случае эффективность деятельности группы зависит от того, как сложатся отношения между официальным руководителем и неофициальным лидером. Поэтому искусство руководителя включает и умение координировать работу лидеров, опираться на них.

Вопрос «Кто и как становится лидером группы?" Является стержневым в социальной психологии. В поисках ответа на него в зарубежной психологии сформировались различные подходы.

В 30-е годы XX в. американский ученый Э. Богардус предложил теорию черт лидера, в которой утверждал, что лидерами рождаются. Сторонники этого подхода считают, что от природы человек наследует свойства и качества (сила и подвижность нервных процессов, экстравертность, способность к эмпатии и т.п.), которые дают ей возможность занять в любой жизненной ситуации позицию лидера. Однако эта теория не была подтверждена практикой, ведь почти в каждой группе есть личности, которые преобладают лидера по уму, способностям, но не имеют такого статуса. Оказывается, что сама по себе комбинация даже очень развитых черт еще не делает личность лидером.

На смену этой теории в 50-е годы XX в. пришли теория лидерства как функции группы (авторы - американские психологи Ричард Крачфилд (1912-1977) и Дэвид Креч (1909 - 1977) и теория лидерства как функции ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком и др..).

Представители теории лидерства как функции группы считают, что лидерство является следствием внутригрупповой развития. Группа в процессе развития «выделяет» из своей среды человека лидера. Им становится человек, последовательно, неуклонно придерживается норм и ценностей группы и имеет высокий статус.

Сейчас больше всего сторонников имеет теория лидерства как функции ситуации. Наблюдая, как те же люди в разных группах могут выполнять различные роли и иметь различные статусы (лидер в семье и подчиненный на производстве), исследователи пришли к выводу, что лидерство является результатом сложного и многогранного влияния различных факторов и условий, при котором постоянно происходит смена ролей. По их утверждению - лидер - это член группы, который в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

На основе экспериментальных исследований деятельности лидеров в малой группе Р. Бейлс убедился, что существует как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный.

Эмоциональный лидер регулирует межличностные отношения и создает должный психологический климат в группе. Он всегда выступает как советчик и арбитр.

Инструментальный лидер на основе своей компетенции принимает на себя инициативу и ответственность при организации и осуществлении определенных видов деятельности.

В отечественной психологии таким выводам пришли Владислав Шпалинський и Борис Парыгин. Так, Парыгин считает, что лидер - это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в значимой ситуации, чтобы организовать совместную коллективную деятельность людей и быстрее и успешно достичь поставленной цели. Он предлагает классифицировать лидеров по содержанию деятельности, стилем руководства и по характеру деятельности.

По содержанию деятельности лидер может быть вдохновителем, (предлагает программу деятельности) исполнителем (обеспечивает выполнение предложенной программы) или вдохновителем и организатором.

По стилю руководства лидеры бывают авторитарными, демократическими или такими, которые одновременно сочетают оба стиля.

По характеру деятельности лидеров разделяют на универсальных (обнаруживают постоянно свои способности в разных видах деятельности) и ситуативных (могут быть лидерами только в определенных ситуациях). Психологический климат в коллективе прежде всего определяется стилем руководства и деловыми отношениями между руководством и исполнителями. Еще К. Левин, разделяя лидеров и руководителей с точки зрения стиля и методов работы на авторитарных и демократических, охарактеризовал существенные различия их деятельности.

Авторитарный лидер (руководитель) действует единолично, несмотря на мнения окружающих. Основными формами управления, которыми он пользуется, есть инструкция, приказ, наказание, выговор и благодарность. Вся информация сосредотачивается только у него, а потому подчиненные пользуются лишь догадками и слухами. Он подавляет любую инициативу в группе, считая, что «все знает сам». Поэтому члены группы не проявляют ни инициативы, ни творческого подхода при выполнении поставленных задач. Обнаружив ошибку в действиях подчиненных, авторитарный руководитель прибегает к высмеивание и неконструктивной критики, не объясняя, как ее можно исправить. При отсутствии руководителя работа группы замедляется или прекращается, поскольку никто не хочет брать на себя ответственность.

Демократический лидер (руководитель) воспринимается членами группы как «один из нас».

При таком руководстве новая информация становится доступной для всех в группе. Проблемы также широко обсуждаются. Каждый член группы может свободно выражать свое мнение, которое будет тщательно проанализирована. В своей деятельности руководитель опирается на помощь группы. При распределении обязанностей и нагрузок максимально учитывает индивидуальные особенности и возможности исполнителей. Поощряет инициативу и творческий подход в подчиненных, часто делится с группой своими полномочиями. Это создает доверчивый, спокойный психологический климат. Общаясь с членами группы, такой лидер преимущественно прибегает к просьбам, советам, доверчивой интонации. При его отсутствии деятельность группы не замедляется и не прекращается. Проблемы, возникающие группа решает сама путем детального обсуждения и принятия совместного решения.

Приведенные социально-психологические характеристики авторитарного и демократического лидеров (руководителей) очень сжатыми и схематичными. В жизни такие «чистые типы» случаются редко. Зависимости от конкретных ситуаций чаще лидеры проявляют свойства обоих типов. Так, в сложных критических ситуациях демократический лидер может вести авторитарно: брать ответственность на себя и применять волевые приемы.

При низкой социальной ценности факторов, обусловливающих отношения между членами группы, иногда наблюдается анархический стиль руководства. Он проявляется в фактическом отстранении от руководства группой.

Итак, межличностные отношения - это отношения между людьми, которые возникают и развиваются в процессе непосредственного взаимодействия между членами группы, имеют неформальный характер и основываются на эмоционально окрашенной оценке партнеров.


Загрузка.

Вас приветствует сайт "Мир науки". На нашем образовательном сайте Вы сможете найти огромное количество шпаргалок, рефератов, конспектов, семинаров, лекций и прочих учебных материалов практически по всем учебным предметам! Все учебные материалы собирались такими же учащимися, как и Вы, уважаемые посетители. Именно поэтому, каждый конспект, каждая лекция и семинар несет в себе огромную информационную нагрузку и полностью раскрывает свою тему! Если Вам необходимы другие рефераты или конспекты, воспользуйтесь формой поиска на нашем образовательном сайте! Все материалы, которые предоставлены на нашем сайте носят исключительно научный характер и не заинтересованы или принятия какой-либо стороны, ведь наука ставит перед собой цель в повышение комфортности жизни человека и достижении новых, неизведанных ранее целей. Мы искренне рады каждому нашему посетителю и мы будем удовлетворять Вашу жажду к знаниям и дальше!

БиологияФизикаХимияЭкономикаГеография
МикробиологияТеоретическая механикаГеография БелоруссииГеография УкраиныГеография Молдавии
Растительность мираЭлектротехникаГеография ГрузииГеография АрменииГеография Азербайджана
География КазахстанаГеография УзбекистанаГеография КиргизииГеография ТуркменистанаПриродоведение
География ТаджикистанаГеография Эстонии

Руководство и лидерство в группе

Руководство и лидерство в группе

Процессы лидерства и руководства относятся к проблеме интеграции группо­вой деятельности, а, следовательно, и ее эффективности. Кроме того, они описывают субъекта этой ин­теграции – руководителя (лидера) группы. Важно сде­лать, прежде всего, терминологические уточнения и развести поня­тия «лидерство» и «руководство» (рис. 6).

Рис. 6. Соотношение характеристик руководства и лидерства

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководи­тель имеют, все-таки, дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помо­щи которых эти задачи могут быть решены. В то же время, лидерство есть чисто психологическая характерис­тика поведения, а руководство как регламентированный обществом правовой процесс в боль­шей степени есть социальная характеристика отношений в группе.

Лидерство – процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

Лидером является такой член малой группы, который выдвига­ется в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. стро­ят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он бу­дет вести, а они будут ведомыми.

Лидерство – это групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть сис­тема отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Мера вли­яния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: лидер должен ор­ганизовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет.

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхож­дения лидерства.

«Теория черт» (иног­да называется «харизматической теорией») кон­центрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой чело­век, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.

«Ситуационная теория лидерства» утвержда­ет, что лидерство в основном - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены груп­пы, которые превосходят других в каких-то качествах, которые особенно необходимы в данной ситуации.

Два столь крайних под­хода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот вариант представлен в так называемойсистемной теории лидерства, согласно которой лидер­ство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим про­цессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функ­ция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не долж­на сбрасываться со счетов.

Большинство отечественных исследований лидерства осущест­вляется в рамках, близких данной модели. Причем феномен лидерства в ма­лых группах рассматривается в контексте совместной групповой дея­тельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», а конкретные задачи групповой деятельности, в которых определен­ные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Интересной в данном случае является разработанная Р.Л. Кричевским концепция ценностного обмена как механизма выдвиже­ния лидера. Идея ценностного обмена гласит: цен­ностные характеристики членов группы (значимые свойства лич­ности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде пред­ставлены такие качества, которые особенно значимы для группо­вой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигает­ся такой член группы, который как бы идентифицируется с наи­более полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

Проблема изучения стиля лидерства в тра­диции социальной психологии тесно переплетается с проблемой стиля руководства. В связи с неоднозначностью употребления терминов «лидерство» и «руководство», тенденцией к совмещению позиций лидера и руководителя при их рассмотрении в реально действующих формальных группах в одном лице, очень часто проблему обозначают как стиль руководства. К сожа­лению, отсутствие строгости в дифференциации двух процессов порождает содержательное совпадение характеристик, относимых к каждому из данных процессов.

Попыток выделить различные стили руководства (лидерства) в социальной психологии было сделано достаточно много, и главным результатом их являются уточнение и конкретизация как минимум двух сто­рон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Так, существует достаточно известная типология, берущая свое начало в экспериментах Курта Левина, в соответствии с которой выделяются следующие стили:

1. Авторитарный стиль - характеризуется преимущественным использованием руководителем административно-распорядительных и дисциплинарных методов управления, единоличным принятием решения, жестким контролем за деятельностью подчиненных, практическим отсутствием делегирования полномочий исполнителям в отношении организации, планирования, выбора способов деятельности; социально-психологическая позиция руководителя - вне группы (коллектива).

2. Демократический стиль - управленческие решения принимаются совместно, после обсуждения проблемы и учета мнений других сотрудников, свое мнение руководитель высказывает в форме предложения, рационально делегирует необходимый объем полномочий другим работникам, оставляя за собой право контроля по ключевым вопросам; социально-психологическая позиция руководителя - внутри группы.

3. Попустительский стиль - характеризуется "псевдодемократической" позицией руководителя, когда всем работникам допускается высказывать свое мнение, но нет четкого разграничения полномочий, сфер ответственности, контроля за деятельностью подчиненных со стороны руководителя, его социально-психологическая позиция - незаметное пребывание в стороне.

Данная классификация не единственная. В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или заботу о людях выделяют пять типов руководителей (рис. 7).

Рис. 7. Типы руководителей

В практике экспериментальных исследований названы и такие типы лидеров, как: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоцио­нального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характерис­тик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточно полно, прежде всего, не выяснены до конца различия в позиции лидера и руководителя. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляют­ся и стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются год­ными и для определения стиля руководства. В действительности не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учиты­вая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно функциях руководитель повторяет психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоятельствами.