Руководства, Инструкции, Бланки

руководство росизо img-1

руководство росизо

Рейтинг: 4.7/5.0 (1851 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Караван Я

Архив номеров


Тверская область занимает второе место (после Московской) в России по числу сохранившихся дворянских усадеб. В нашем регионе 131 усадебный комплекс охраняется государством. 89% из них находятся в аварийном, практически руинированном состоянии. Лишь единицы «дворянских гнезд» восстановлены благодаря стараниям меценатов.

Одним из имений, чудом сохранившим свой первозданный вид, стала усадьба Чукавино. Имение находится в долгосрочной аренде у Московского историко-литературного общества «Возвращение», объединяющего бывших узников ГУЛАГа. В 1995 году руководитель «Возвращения», бывший узник особого Колымского лагеря, поэт, переводчик Семен Виленский обратился к председателю Комиссии по реабилитации Александру Яковлеву с просьбой помочь найти «пристанище» жертвам сталинских репрессий. Александр Николаевич написал письмо в администрацию президента, и «Возвращению» на 49 лет передали усадьбу Чукавино, расположенную в 11 км от Старицы. Предполагалось, что усадьба станет центром литературной деятельности и отдыха бывших заключенных сталинских лагерей. Собственными силами «возвращенцы» принялись за восстановление старинного имения: отремонтировали западный флигель, кровлю главного дома, восстановили отопительную систему. Собрали материалы для двух постоянных экспозиций: про историю усадьбы и историю сталинских репрессий. Несколько лет назад нашелся инвестор, который помог в воссоздании этого уникального памятника архитектуры. В усадьбе активно велись восстановительные работы. Однако недавно их пришлось временно прекратить.
Дело в том, что в последние годы реставрационная деятельность в Чукавине то и дело натыкается на непонятные преграды. Вместо того чтобы поддержать подвижнические начинания членов историко-литературного общества, комитет по охране историко-культурного наследия Тверской области пытался через суд аннулировать договор аренды. Однако, пройдя через арбитражные суды, документ устоял и не потерял свою законную силу. Был вынесен вердикт о том, что историко-литературное общество «Возвращение» является добросовестным арендатором и выполняет взятые на себя обязательства. Но дело на этом не закончилось.
Не так давно в Чукавине объявились новые «хозяева». ФГУ ГМВЦ «РОСИЗО», получившее право на оперативное управление усадьбой, заявило на Чукавино свои права. Представители этой организации выставили охрану в имении и требуют прекращения реставрационных работ. По словам членов историко-литературного общества, за последнее время в усадьбу наведалось все руководство РОСИЗО. «Как будто у этой организации нет других дел, как только осматривать Чукавино», - говорят они. Новых управляющих не смущает даже тот факт, что у «Возвращения» заключен долгосрочный договор аренды Чукавина вплоть до 2044 года. А все работы по восстановлению ведутся в строгом соответствии с требованиями и по согласованию с Министерством культуры РФ.

Мы приехали в усадьбу сентябрьским погожим днем. Меня сопровождал исполнительный директор «Возвращения» Алексей Дмитриев. Во дворе уже стояли нежданные гости. Человек пять, одетых в униформу, и два в «штатском». Люди в форме оказались сотрудниками охранной фирмы, а один из «штатских», их начальник, назвался представителем РОСИЗО. Он требовал убрать с территории усадьбы технику (особенно его смущал красный экскаватор), используемую строителями для восстановительных работ. К слову сказать, эта же охранная фирма, «отстаивающая» в Чукавине права РОСИЗО, охраняет и соседний с имением собачий питомник «Чу», организованный на месте пионерского лагеря завода «Центросвар». А начальник охранной фирмы А. Михайлов является одновременно и представителем РОСИЗО по Тверской области. Вы скажете парадокс? Оказывается, нет.

Экскурс в историю

Когда представители РОСИЗО ретировались, Алексей показал мне Чукавино.
- Это главный дом усадьбы, - начал он свой рассказ. - Он был полностью восстановлен, выкрашен фасад, сделана новая крыша.
Так сложилось, что в этом доме никто никогда не жил. У хозяев имения не хватало денег его достроить. В свое время в усадьбе было три флигеля. Восточный - гостевой, западный использовался как дом управляющего. Хозяева жили в южном. Потом он был снесен.
Среди семей, владевших Чукавином, много известных фамилий. Фасад западного флигеля до сих пор украшает фамильный герб Мудровых. В разное время имение принадлежало Чоглоковым, Великопольским, Чаплиным, Бероеву, семейному врачу Пушкиных. Есть предположение, что в юности Александр Сергеевич Пушкин бывал в этом имении, и портрет молодого поэта, который находится в Пушкинском музее, писался именно здесь, в Чукавине.
Обойдя главный дом имения и западный флигель, мы приблизились к полуразрушенной арке, ведущей на территорию Владимирской церкви, построенной в 1740-1747 гг. родственниками императрицы Елизаветы Петровны.
- Видите, кресты увенчаны короной, - Алексей указывает на золотые церковные купола, - это значит, что церковь была построена за счет государства и была под покровительством императорского дома.
На прилежащей к ней территории когда-то было кладбище. До сих пор вокруг здания храма видны остатки надгробий, больших мраморных плит. Здесь похоронены фактически все владельцы имения. На этом кладбище покоится и прах сына известного скульптора Клодта, воздвигнувшего коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Во время войны здесь шли сильные бои. Территория усадьбы была перерыта окопами. В церкви располагался немецкий военный госпиталь. Потом, когда в результате Ржевско-Вяземской операции линия фронта сместилась на запад, его место занял госпиталь для советских солдат. Сразу после войны на территории усадьбы размещался детский дом. Позже в церкви была пекарня.
- Над входом в храм находилась икона Божьей Матери, - говорит Алексей. – И мы нашли человека, у которого эта икона сейчас хранится. В свое время он спас ее от уничтожения. Мы договорились у него ее выкупить.
Вокруг усадьбы ходит много легенд. Изначально по углам церкви стояли фигуры апостолов, выполненные в человеческий рост из белого камня. А когда во время советской власти перестраивали южный флигель, говорят, эти скульптуры бросили в фундамент и залили раствором.
Обогнув церковь и миновав западный флигель, мы вновь оказались у главного дома усадьбы, на этот раз у его центрального входа. Здесь были явственно видны следы восстановительных работ. Над центральным входом красовался ажурный балкон, выполненный современными мастерами.
- Это все ручная ковка, - сказал Алексей, проводя рукой по замысловатым узорам чугунной ограды. - Довольно трудоемкая работа. Балкон был полностью разрушен. Нам пришлось готовить много листов сложной рабочей документации. Сохранились образцы старой чугунной ковки. По их аналогии выполнили все работы. Сейчас осталось сделать ажурную лестницу, ведущую на балкон.
К главным достижениям реставраторов можно отнести восстановление восточного флигеля. От прежнего здания остался только фундамент. Сам дом сгорел. Каждый камень фундамента был пронумерован и изучен. Изображений восточного флигеля не сохранилось. Точный внешний вид восстановить было практически невозможно. Флигель сделали по аналогии с другими зданиями. Стены выложили из кирпича. Осталось только отделать их снаружи деревянными досками.

Под сенью вековых дубов

Уникальным памятником истории является приусадебный парк с системой каскадных прудов. В нем присутствуют более 40 видов разных деревьев: дубы, пихты, вязы, грабы… Восстановление этого природного памятника оказалось гораздо сложнее реставрации зданий. Для того чтобы проводить в парке восстановительные работы, вызывали дендрологов из Москвы (поскольку подобных специалистов в Твери днем с огнем не сыщешь. - Прим. авт.). Было сделано таксационное описание каждого дерева: каждое пронумеровано, включено в перечень. Только после этих сложных процедур стало возможно проводить восстановление парка.
На территории усадьбы остались карьеры: здесь в XVIII в. велась добыча белого камня, из которого были построены все основные здания, выложены дорожки в парке.
Несмотря на большой объем работ по реставрации усадьбы, в ближайших планах «Возвращения» восстановление еще и большого хозяйственного двора.

Снова в Чукавине

Моя поездка в Чукавино не ограничилась только экскурсией. На следующий день мне вновь позвонил Алексей. Оказалось, в усадьбу нежданно нагрянула комиссия в составе председателя комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области Татьяны Тумановой и сотрудников Госархстройнадзора. Мы немедленно выехали на место, чтобы узнать причины столь неожиданного визита. По дороге к нам присоединился Сергей КИСЕЛЕВ, председатель Тверского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). С 1976 по 1986 г. Сергей Леонтьевич возглавлял завод «Центросвар», проводивший восстановление Чукавина. Его как человека, принимавшего непосредственное участие в восстановлении усадьбы, глубоко волновали происходящие события. По дороге я спросила у Сергея Леонтьевича его мнение о происходящем.
- Усадьба была передана заводу «Центросвар» в 1977 г. на условии, что она будет восстановлена и использована по согласованию с органами охраны памятников истории и культуры, - начал он свой рассказ. - В Чукавине собирались организовать заводской профилакторий, турбазу, дом отдыха. Вблизи усадьбы строились пионерский лагерь и дачи для дошкольников.
За эти годы был проведен большой объем реставрационных работ всех объектов усадьбы, включая парк. Был открыт пионерский лагерь, который очень успешно функционировал. Здания были практически подняты из руин, обустроены и эксплуатировались для организации отдыха. Все работы проводились в строгом соответствии с заключенным договором и под строгим контролем органов охраны памятников истории и культуры.
В 90-е годы наступили тяжелые времена для промышленности. Поэтому, когда вновь созданный комитет по охране историко-культурного наследия передал эту усадьбу другому пользователю, руководство завода не стало протестовать.
Территория же пионерского лагеря не так давно была отдана под собачий питомник, и этого я, конечно, понять не могу.
Вся документация по восстановлению Чукавина (планы, чертежи, схемы…) была передана в комитет по охране историко-культурного наследия. Однако там довольно безответственно отнеслись к этим документам, многие были утеряны, и до новых хозяев дошли лишь некоторые.
За те пять лет, пока усадьба была бесхозна, она вновь претерпела большие разрушения. Поэтому, когда права на Чукавино перешли другому пользователю, руководство Тверского отделения ВООПиК настаивало, чтобы общество «Возвращение» вновь приступило к восстановительным работам.
И, когда около трех лет назад они все же нашли инвестора и приступили к реставрации, естественно, все люди, которые любят и ценят свою историю, очень обрадовались. К сожалению, в наше время существует очень мало примеров восстановления дворянских усадеб. Большинство из них находится в бедственном положении.
Поэтому я бы даже назвал подвигом подвижнические начинания «Возвращения».
Они активно ведут восстановительные работы с соблюдением всех научно-инженерных требований к реставрации. А это главное.
Что касается ситуации, сложившейся в усадьбе в последнее время, то иначе, чем бандитизмом, это назвать нельзя. Почему РОСИЗО не интересуют не менее выдающиеся усадьбы, которые нуждаются в восстановлении? Почему они претендуют на то, что уже кто-то восстановил? А ведь у нас в области десятки бесхозных усадеб, принадлежавших известным личностям, их судьба, к большому сожалению, не волнует никого.
Мы немного задержались в пути - меняли проколотое колесо, поэтому г-жу Туманову застать не удалось. Представители Госархстройнадзора все же вернулись, встретив по пути нашу машину. Они были сильно удивлены, когда заявления Татьяны Тумановой о несанкционированной стройке, ведущейся на территории Чукавина, не подтвердились. Им были предъявлены все необходимые документы, а также разрешение на воссоздание восточного флигеля. Недоумение вызвало и безразличие областного комитета по охране историко-культурного наследия к памятнику архитектуры: представители комитета ни разу не появились в Чукавине, не осведомились о ходе восстановительных работ. Весь интерес к усадьбе заключался только в возведении преград и препонов при ее реставрации и последующей передаче ее «нужным» людям.
И хотя на этот раз все обошлось, те, кому приглянулась усадьба, похоже, останавливаться не собираются. «Возвращенцы» готовы к все новым и новым атакам с их стороны.

Симен ВИЛЕНСКИЙ, председатель историко-литературного общества «Возвращение», бывший узник Колымского лагеря особого назначения, составитель двухтомника «Доднесь тяготеет», хрестоматии «Есть всюду свет. Человек в тоталитарном обществе», антологии «Поэзия узников ГУЛАГа». Провел четыре международные конференции «Сопротивление в ГУЛАГе» -
1992-2002. Автор двух поэтических сборников: «Каретный ряд», 1994, и «Широкий день», 2006:
- Чукавино - единственная усадьба, отданная в долгосрочную аренду узникам сталинских лагерей. Она была передана нашему обществу президентом по просьбе областной администрации в 1995 году. Это было время, когда памятники архитектуры разграблялись. Нашей организацией была проделана огромная работа по восстановлению. В 2002 году областной комитет по охране историко-культурного наследия подал в суд на наше выселение из усадьбы. Но суд отклонил все их претензии.
Осенью 2007 года в Чукавино привезли министра культуры Соколова и, представив усадьбу бесхозной, предложили передать в РОСИЗО для организации музея. Мы узнали об этом только спустя полгода. Возникает вопрос, о каком музее идет речь? Мы сейчас сами готовим экспозицию и собираемся открыть на базе Чукавина музей.
Мы обращались в прокуратуру, но нам ответили, что нет оснований возбуждать уголовное дело, так как усадьба в государственном реестре не числится. Но как так может быть, если у нас заключен договор аренды, который признал арбитражный суд?
Я написал письмо на имя президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Мы собираемся до последнего отстаивать свои права.

Артур ГАЛАШЕВИЧ, главный архитектор-эксперт, осуществляющий контроль над ходом реставрационных работ в Чукавине:
- Я занимаюсь реставрационной деятельностью с 1984 года. Все работы по восстановлению Чукавина велись под моим непосредственным наблюдением. За последние несколько лет была проделана огромная восстановительная работа: отреставрированы фасады, воссоздается здание, изготавливается интерьер.
Все неурядицы, которые происходят на территории усадьбы, можно назвать беспределом, они не делают чести областным властям. Я сам реабилитированный, и поэтому все происходящее волнует меня до глубины души. Людям, пострадавшим в годы сталинских репрессий, вложившим в восстановление усадьбы в том числе и свои средства, сейчас говорят: отдайте!
Мы за каждым разрешением обращаемся в Министерство культуры, областной комитет. Но область нас перестала поддерживать. Я был просто в шоке, когда, приехав на обзор объекта, попал на «разборку». В усадьбе выставили какую-то охрану, установили высокий забор. Зачем? Мы прошли лагеря и все это уже видели. Теперь история повторяется снова?
Лучшими силами московских специалистов был разработан и утвержден генеральный план усадьбы. А местные власти распорядились по-своему, снесли нашу ограду. Отняли от усадьбы 1,5 га земли в счет собачьего питомника и прибавили со стороны леса.
Я считаю, что ситуацию так оставлять нельзя, мы будем обращаться с письмом к президенту с просьбой прекратить это безобразие.
Редакция «Каравана» и в дальнейшем будет рассказывать о том, как развиваются события в Чукавине.

Другие статьи

Ъ-Огонек - Слили под корень

ГЦСИ и Росизо приговорили жить вместе. Людмила Лунина видит в этом большую потерю

История про то, как группа энтузиастов развивала в России современное искусство и у них все получилось

Решение Министерства культуры о слиянии Росизо и ГЦСИ наделало много шума. Обыски в ГЦСИ, которые случились на минувшей неделе, и допросы руководства породили "криминальную версию" слияния. Сторонники экономической целесообразности видели тут свою логику: можно сэкономить на общей бухгалтерии и юридическом отделе, использовать сообща площади ГЦСИ и транспортное, багетное, реставрационное подразделения Росизо, проводить выставки. Но, как известно, дьявол в деталях. Компании — это же не только аббревиатуры. За ними стоят люди со своей системой ценностей и представлениями о прекрасном.

Росизо существует с 1959 года и в советское время занимался организацией выставок в стране и за рубежом, а также закупкой произведений советских художников и распределением их по музеям страны. Сегодня в запасниках Росизо скопилось 40 тысяч единиц хранения. ГЦСИ был создан в 1992 году для содействия развитию современного искусства на просторах страны. У него 8 филиалов и "только" 4 тысячи единиц хранения. Но дело не в инвентарных списках и балансовых ведомостях, а в подходах: на сегодняшний день ценности руководства ГЦСИ и Росизо не противоположны, а находятся в разных плоскостях и не поддаются сравнению. Как, например, "красное" и "быстрый".

Откуда все пошло

То, что хотели, люди делали в ГЦСИ. Конец прекрасной эпохи?

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В середине 1980-х московский художественный пейзаж был достаточно унылым. Тогда мы этого не замечали: выстаивали очереди за билетами на "Декабрьские вечера", бегали в горком графиков на Малой Грузинской и посещали в Манеже смотры типа "Мы строим коммунизм". Но вспомним, чего в Москве не было! Не было частных галерей, музея фотографии и фотобиеннале, АРХ- и АРТ-Москвы, Антикварного салона, центров "Винзавод", Artplay, фонда "Екатерина", музея Сидура, музея Art4ru, Института русского реалистического искусства и прочее, и прочее. Вся эта колоссальная инфраструктура появилась за последние 30 лет. Люди, создавшие ГЦСИ, были пионерами этого процесса. И в первую очередь худрук ГЦСИ Леонид Бажанов.

В 86-м Бажанов создал объединение "Эрмитаж" — прототип нынешнего ГЦСИ, объединение, которое должно было содействовать развитию искусства: устраивать выставки, собирать коллекцию, изучать и популяризировать арт. В 91-м в старых домах на Якиманке открывается Центр современного искусства и при нем — полдюжины арт-галерей. Там кипела бешеная художественная жизнь, делались выставки по всем направлениям: от наива до концептуализма, от архитектуры до видеоарта. В 1992-м Бажанова пригласили работать в Минкульт, и там он добился, чтобы финансирование современного искусства отдельной строкой попало в бюджет государства. Покинув власть, он возглавил ГЦСИ, пригласив в исполнительные директоры художника и искусствоведа Михаила Миндлина.

Государственные деньги не были разворованы, а были вложены в здание ГЦСИ на Зоологической улице. Лет десять, до появления "Гаража", это был лучший современный музей России — по планировке, сервисам, интерьерному дизайну.

"Первое время, пока не было здания на Зоологической, мы делали выставки на разных площадках и очень много передвижных выставок по стране,— рассказывает Ирина Горлова, начальник отдела художественных программ ГЦСИ.— От Поволжья до Сибири. Тогда в ряде городов появились люди, понимающие, что такое современное искусство, умеющие и имеющие желание развивать художественную ситуацию в регионе. Они в результате стали во главе филиалов ГЦСИ".

На сегодняшний день их восемь, каждый имеет свое лицо. В стране нет другой "культурной" организации, которая бы объединила столько регионов одной идеей.

Но даже если брать работу ГЦСИ в столице, то это 6 выставок в год (пока не сократили финансирование, было больше), премия "Инновация", биеннале молодого искусства, центр детского творчества, кинопоказы и конференции. Это огромный архив и первоклассная коллекция современного искусства, собранная почти бесплатно: художники свои работы дарили или уступали за символические деньги. Единственное, что у них работает плохо, это PR-отдел. Любому музею и половины этой активности хватило бы на громкий шум в прессе и пожизненный статус героя труда.

"С людями и без квадратов"

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Росизо — тоже компания с историей. Ее звездное время связано с именем директора Олега Шандыбина (1937-2000), преждевременная смерть которого в 63 года стала большой потерей. Он превратил объединение из идеологически ангажированной Росизопропаганды в музейно-выставочный центр. Помимо того что Росизо чисто технически помогал осуществить глобальные выставочные проекты типа "Амазонки авангарда", "Москва — Берлин", "Россия!" и прочее, у директора были свои концептуальные идеи: он открыл художественные сокровища провинции, сделав в Москве большую выставку "Шедевры музеев Центральной России". И там же, в провинции, он первым начал целенаправленно искать сосланный до востребования русский авангард.

После смерти Шандыбина Росизо пережил довольно частую смену директоров, в 2013-м руководителем назначили Зельфиру Трегулову, но через полтора года ее забрали на повышение в Третьяковку, где случилась "очередь на Серова". То есть мы впервые увидели, как разительно меняется работа учреждения культуры, если им начинает руководить профессионал.

А в Росизо назначили Сергея Перова, выпускника Алмаатинского высшего военного училища, инженера по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники. Он работал в комсомоле, занимался бизнесом, рулил отделами "Единой России" (2008-2010), перешел в Администрацию президента (2010-2012), оттуда — директором Департамента культуры в правительство РФ (2012-2013) и потом — замом председателя правительства Московской области (2013-2014).

Свою миссию, помимо прочего, он видит в том, чтобы поддерживать патриотический подъем последних лет. Запущенная им линия сувенирной продукции — чехлы для iPhon с портретами Сталина, Брежнева и Хрущева — показывает, как он свою программу воплощает в жизнь.

У Росизо есть страница в "В контакте" и в Facebook. "Я думала,— пишет искусствовед Нина Секачева,— что эту страницу ведут какие-то недоучившиеся подростки с наивно-искренним восторгом перед соцреализмом — что он такой весь "красивый, реалистичный, с людя ми, без квадратов". А после чехольчиков со Сталиным стало понятно, что все серьезнее. "

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Еще Росизо запустил революционную программу "Место встречи с искусством". По городам и весям страны они возят репродукции картин, которые торжественно оформляют в рамы и развешивают по стенам в областных музеях. Ошарашивающая инициатива. Ее придумали люди, не видящие разницы между подлинником и копией. Что же это мы здесь все мучаемся — "Олимпию" Эдуарда Мане за страшные деньги из Парижа привезли на гастроли в ГМИИ им. А.С. Пушкина? А надо было просто репродукцию повесить — и было бы всем счастье.

Программа "Место встречи с искусством" делается совместно с "Почтой России". Для транспортировки 27 копий задействовано "20 железнодорожных вагонов и более 35 автомобилей". Так, по крайне мере, сказано в официальном пресс-релизе. Больше одного автомобиля и больше половины вагона — на одну копию. Но если не нужны оригиналы, почему все эти шедевры не переслать по электронной почте?

Для решения столь масштабных программ Сергей Перов набрал себе 6 заместителей (и это при тотальном сокращении штатов во всех бюджетных сферах!). Сам он, комментируя свое назначение, подчеркивает: все проекты сохранятся, никто не будет уволен. Но и оговаривается: "Если вы работаете с госорганизацией, получаете государственные деньги и не согласны с ее политикой, то имеете право выйти из нее и делать то, что хотите".

Журнал "Огонёк" №22 от 06.06.2016, стр. 38

Слияние и поглощение

Слияние и поглощение Как РОСИЗО съело ГЦСИ

Новость о слиянии РОСИЗО и ГЦСИ — вернее, превращении центра современного искусства в подразделение РОСИЗО — быстро разлетелась по соцсетям, но особого взрыва эмоций не вызвала. Просто потому, что это уже настолько закономерный и ожидаемый шаг нынешнего руководства Минкульта, что тут нечему удивляться. Государственный центр современного искусства давно потерял ценность в глазах министра культуры Владимира Мединского. В течение последних лет центр подвергался финансовым сокращениям и частой критике со стороны министерства за то, что там показывается: Мединскому, как известно, не нравятся видеоарт и «груды кирпичей», да и просто то, что в стенах ГЦСИ допускается слишком много вольностей, не все еще доведено до командно-административной системы, идеальной для членов Российского военно-исторического общества, которое возглавляет Мединский и которому симпатизирует нынешний глава РОСИЗО Сергей Перов. Последний сформулировал свое кредо в интервью «Известиям». после того как его назначили главой музейно-выставочного центра: «В военном училище меня научили самому главному: организовывать процессы и людей под эти процессы».

Интерес к опальной организации у Минкульта сохранялся лишь по одной-единственной причине: ГЦСИ сумел создать большую сеть филиалов по России. Эти региональные центры, в отличие от прочих попыток создать похожую сеть, успешно функционируют, несмотря на бюджетные проблемы. У одних есть новые музейные здания в стратегически важных городских точках (Арсенал в Нижегородском кремле), другие активно создают мероприятия международного масштаба (Уральская индустриальная биеннале в Екатеринбурге). Тот же Арсенал был лакомым кусочком, который разного рода борцы с современным искусством и сторонники патриотической пропаганды уже давно старались всеми доступными способами заполучить. Теперь, скорее всего, свои мечты они смогут осуществить через новое объединение. Что касается самого РОСИЗО, то у него есть конкретный интерес в случае этих региональных филиалов: центр уже начал осуществлять проект «Место встречи с искусством» — образовательную программу для малых и средних городов России. Учащиеся на педагогов студенты должны познакомить россиян «с творениями Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Исаака Бродского, Петра Кончаловского, Юрия Пименова, Михаила Штейнера, Митрофана Грекова, Александра Лактионова и других советских художников». Этот проект вырос из запроса министерства на пропаганду советского искусства, которая стала важной составляющей сегодняшней культурной политики. Я не оговорился: именно пропаганду, а не анализ, реинтерпретацию или какой-то иной критический подход. Достаточно вспомнить выставку «Романтический реализм». которая делалась силами того же РОСИЗО. Вероятно, филиалы бывшего ГЦСИ будут включены в расширенную версию программы такого рода — и не обязательно такую уж белую и пушистую.

В уже цитировавшемся интервью Перов недвусмысленно заявил: «Вы знаете, что раньше РОСИЗО называлось “РОСИЗОпропаганда”? Мы не будем так называться, но нельзя отрицать, что все, что связано с культурой, так или иначе влияет на повседневную жизнь». А пропаганда советского искусства сегодня идет рука об руку с политическим курсом: никаких проблем, одни достижения, победы. Я не принадлежу к тем, кто считает, что, кроме пропаганды, в советском искусстве ничего нет и не было, но тот подход, который демонстрирует нынешняя государственная политика на этом направлении, превращает все эти «более 40 тыс. единиц хранения» в РОСИЗО исключительно в инструмент пропаганды: у нас было все хорошо и сейчас хорошо, мы ничего не обсуждаем, не критикуем и критиковать не будем. Тишь, да гладь, да божья благодать. Казалось бы, задача по-настоящему живой музейно-выставочной организации должна была бы заключаться в другом — демонстрировать и анализировать все те противоречия, которые стояли за этим искусством. Но это идет вразрез с нынешним курсом государства.

В этом смысле важно обратить внимание на выставку, которая проходит в Галерее РОСИЗО (павильон «Культура» на ВДНХ) и называется «Всегда современное. Искусство XX—XXI вв.». Уже из названия видно, что художественная деятельность вырывается из истории, выносится в какое-то метафизическое измерение — не важно, как это сделано, когда, зачем, почему, кем и для кого. Там есть зал, посвященный современному искусству в широком понимании (от концептуалистов до живописцев, дебютировавших в 2000-е), — он тенденциозный: большинство работ предоставлено галереей «Триумф», что вряд ли может показать объективную картину постсоветского искусства. Но этот зал — легкая уступка времени. В двух других показывают искусство первой и второй половины ХХ века, и в этой части экспозиции все сделано наоборот: авангард вместе с АХРР и соцреализмом, позднесоветская живопись с нонконформистами. Понятно, что принцип не смешивать «официальное» и «неофициальное», которого придерживались кураторы и исследователи в постсоветские десятилетия, здесь просто откинут. Конечно, однозначная сегрегация «официального» — зеркальная советской сегрегации авангарда и «неофициального» — заслуживала критики, но «счастливое» объединение всего со всем без показа конфликтов, которые сопутствовали появлению всех этих работ, ничем не лучше. Тут мысли нынешних властей про «общую историю» воплощены в экспозиции. Нам говорят (и это не Перов придумал, это линия партии и правительства), что вот есть российское искусство и оно гармонично объединяется в «вечной России». Впрочем, как всегда, кое-что в этой «симфонии» остается за скобками: в почти неразличимом разнообразии вы не найдете многое из искусства XX и XXI веков, что не соответствует борьбе за «традиционные ценности» и «русский мир». К сожалению, в ГЦСИ этот процесс начался еще до его слияния с РОСИЗО, когда Петра Павленского исключили из числа номинантов «Инновации» .

И тут стоит вернуться к ГЦСИ: его фонды, конечно, уничтожать или расформировывать никто не будет. Их захотят капитализировать и использовать в нуждах текущего государственного курса. Ясно, что это не авангард, который можно успешно отправлять в бесконечное турне по зарубежью, но что-то подобное в новой структуре явно придумают. С другой стороны, какая-то часть обширной коллекции ГЦСИ, как ни печально, может попасть в выставочные проекты, аналогичные «Всегда современному. » или «Романтическому реализму». Сегодняшняя пропагандистская машина всеядна.

Разногласия
Метафора vs. Фигура. Что философы нашли в художниках?

Борис Клюшников про башмаки бытия, реализм портретов без лица, а также про философов как художников и наоборот

Разногласия
Мощь анонимности

Философ Елена Петровская об искусстве, художнике и эстетике в современном мире

Литература
Роман без дневника, или Римская икона свободы

Александр Марков о романе Александры Петровой «Аппендикс»

Colta Specials
Чем никогда: какой была эротика перед крахом СССР

Читатели COLTA.RU говорят с Линор Горалик об актуальном

Разногласия
Распознание Иосифа Гинзбурга

Беседа художника Яна Тамковича с нонконформистом Гинзбургом, которого он обнаружил живущим на улице в забвении и нищете

Разногласия
«Очереди на выставку Путина парализовали работу соцсетей североамериканской провинции Китая»

Что такое художник Владимир Владимирович?

Разногласия
Жажда непризнания

Глеб Напреенко о четырех ответах на вопрос «что такое художник?», о морозных узорах и о том, где искать радикализм в искусстве

Литература
Тополь Мандельштама

Владимир Аристов о нерукотворном монументе поэту

Современная музыка
Ferrein. «Valentine»

Очень личная электроника новосибирского музыканта и путешествие по ночному Токио

Театр
Плод фантазии

«Заводной апельсин» Филиппа Григорьяна в Театре наций

Искусство
Лап ту бу ди бу ду дай

Что такое Агентство сингулярных исследований

Современная музыка
Код 812

На новом альбоме «Ключ к шифру» поклонники «Сплина» не услышат ничего такого, чего они прежде не слышали. И это хорошо

Выставка «Книжная иллюстрация» из фондов ГМВЦ «РОСИЗО»: Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Выставка «Книжная иллюстрация» из фондов ГМВЦ «РОСИЗО»

Государственный художественный музей совместно с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» с 30 сентября по 30 октября 2016 года организует показ выставки книжной графики из фондов «РОСИЗО». В экспозиции будут представлены работы корифеев художественной иллюстрации: Саввы Бродского, Ники Гольц, Евгения Кибрика, Андрея Костина, Мюда Мечева, Мая Митурича-Хлебникова, Виктора Чижикова, Алексея Шмаринова и других. Цель выставки - показать значимость наследия, накопленного отечественным искусством в сфере графического оформления книги и книгоиздания.

СССР называли самой читающей страной, книгоиздательская деятельность была важной областью культуры, а к оформлению книг привлекались серьезные и талантливые авторы - как маститые, так и начинающие. Книжные графики считались своего рода элитой арт-сообщества. Им была присуща высокая профессиональная культура, владение всем арсеналом технических приемов, а также способность одновременно быть экспериментатором и тонким стилизатором. Работа с литературными текстами, с авторскими мирами писателей разных эпох и стран требовала эрудиции, знания мировой литературы и истории искусства.

Выставка, в состав которой входит около 100 листов, очертила широкий спектр иллюстрированных книг, выпускавшихся в Советском Союзе начиная с 1930 – х. гг. до наших дней. Это русская и зарубежная классика – и проза, и поэзия, требующая от художника особой деликатности; древнерусский эпос, литература народов СССР, современная фантастика. Особняком стоят издания для детей и юношества, чрезвычайно разнообразные по жанрам.

Книга - единый графический ансамбль, традиция его создания есть в каждой стране. Мы помним, что древние книги были рукописными - над ними работали не только писцы, но и художники, которые украшали страницы орнаментами и миниатюрами. Обращаясь к иллюстрированию произведений древнерусской литературы, наши современники воспроизводили старинные приемы. На выставке фрагменты двух циклов: в иллюстрациях Алексея Шмаринова легендарные сюжеты из русской военной истории представлены в обобщенной манере древнерусской миниатюры. Работы Мюда Мечева к летописи «Повесть временных лет» кажутся выполненными на золоченой, посеребренной или пурпурной коже, и напоминают о первоначальном материале книжных страниц – пергаменте.

Прочитанные в детстве красочные, увлекательные «книжки с картинками» способствуют формированию идеалов, закладывают основы личного вкуса, как в литературе, так и в искусстве. Нередко эти идеалы человек проносит сквозь всю жизнь, и великолепные работы художников навсегда остаются в его памяти. Многие зрители ощутят на выставке волнение от встречи с детством или воспоминание об увиденном за книжной обложкой мире.

Презентацию выставки откроет заведующая отделом выставочных проектов ГМВЦ «РОСИЗО» Виктория Зубравская. Сотрудничество с ведущим музейно-выставочным центром страны позволит Государственному художественному музею расширить границы выставочной деятельности, реализовать ресурсный потенциал музея и обеспечить его развитие в качестве ведущего государственного музея.

Ждём вас по адресу: ул. Мира, 2,

Государственный художественный музей

Вход: взрослый – 40 руб. детский – 20 руб.

Справки по телефону:

8 (3467) 33-57-71, 33-57-72

Центр РОСИЗО

РОСИЗО — многопрофильная организация, которая разрабатывает и реализует масштабные и оригинальные проекты в партнерстве с ведущими мировыми музейными и культурными учреждениями, профессиональный исполнитель самых разнообразных и сложных проектов своего учредителя, Министерства культуры России.

«В 2016 году РОСИЗО также активно будет участвовать в российских и международных выставочных проектах, в жизни российского актуального исскуства, в том числе медиаискусства, осуществлять собственные образовательные и издательские программы.»

Сергей Перов,
Генеральный директор ГМВЦ «РОСИЗО»

На сегодняшний день в оперативном управлении ГМВЦ «РОСИЗО» находится около 40 000 единиц хранения основного фонда

Сегодня «РОСИЗО» имеет развитую инфраструктуру, которая позволяет реализовывать выставочные проекты по заказу государства и коммерческих структур различного уровня.

Выставки создаются как на основе собственных коллекций, так и в формате межмузейного и междисциплинарного сотрудничества.

Малый Власьевский пер. 4, стр. 1 Москва

Штаб-квартира "РОСИЗО" расположена в историческом особняке на Малом Власьевском переулке. Это организационный и креативный центр управления проектами, здесь же находится служба подготовки выставочных проектов.

Особняк имеет богатую историю и является памятником архитектуры. Он был построен в период 1858—1911 годов по проекту архитектора М. А. Фелькнера. а после Октябрьской революции 1917 года был передан летчику Б. И. Россинскому.

В разное время здесь бывали выдающиеся советские летчики, такие как Валерий Чкалов, Иван Кожедуб и Александр Покрышкин.

1 декабря 2015 года на торжественной церемонии в Театре им. Моссовета отреставрированное здание получило три награды ежегодного конкурса "Московская реставрация". Награждал победителей мэр Москвы Сергей Собянин.

Кроме этого, особняк в Малом Власьевском переулке участвовал в конкурсе в номинации "Городские усадьбы", где "РОСИЗО" был отмечен за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ.

Галерея "РОСИЗО" на ВДНХ

Легендарный павильон ВДНХ No 66, до недавнего времени носивший название "Культура", в далеком прошлом был известен как "Узбекистан". Теперь он существует в новой концепции Галерея "РОСИЗО".

Павильон станет ареной актуальных процессов российской культуры, площадкой, где искусство, проверенное историей поколений, объединится с новой волной современного искусства.

Павильон, ставящий своей целью культурный диалог разных поколений, представит калейдоскоп современных художественных образов и классики ХХ века. Погружение в атмосферу творчества создаст благоприятную среду и для зрителей, и для художников.

В павильоне начнет работу первый фирменный сувенирный магазин "РОСИЗО". Он будет открыт под брендом ROSIZO Design shop.

Административное здание на Профсоюзной

Профсоюзная ул. 76. г. Москва

Здание на Профсоюзной улице — фондохранилище. Помимо этого, здесь находятся реставрационные мастерские "РОСИЗО".

Именно в этом здании осуществляются все этапы подготовки самых значительных выставочных проектов: сбор экспонатов, подготовка музейных предметов к транспортировке. Здесь же ведется работа хранителей, реставраторов и сотрудников отдела учета фондов.

Административное здание на Люблинской

Люблинская ул. 48, стр. 1. г. Москва

Здание, построенное в конце 1920-х годов, является памятником московского конструктивизма.

Изначально это был Дом культуры им. III Интернационала. Сегодня здесь находится один из офисов "РОСИЗО", где расположен отдел региональных выставок, а также административные отделы.

Государственный Центр Современного Искусства

Государственнй Центр Современного Искусства (ГЦСИ) - музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства в контексте мирового художественного процесса, формирование и реализацию программ и проектов в области современного искусства, архитектуры и дизайна в стране и за рубежом.