Руководства, Инструкции, Бланки

руководство кодесис img-1

руководство кодесис

Рейтинг: 4.5/5.0 (1875 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Изучение ПЛК с нуля - Контроллеры PLC

Изучение ПЛК с нуля - Контроллеры PLC

05.03.2012, 19:59 Изучение ПЛК с нуля

Доброго всем времени суток. Попал в такую ситуацию. На новой работе дали задание изучить систему программирования логических контроллеров для ее внедрения в производство. С языками программирования сталкивался последний раз в институте лет 5 назад (Делфи,поверхностно). Возможно ли за 3 месяца (столько времени дало руководство) получить хоть какой-то результат (минимум-написать простейший код), начав изучать эту область с нуля? Есть ли литература в которой описано полностью все до мельчайших подробностей относительно языков МЭК и все, что с ними связано, если конкретно, то с языком ST и SFC с примерами желательно?

Также буду очень признателен если кто-нибудь подскажет ХОРОШИЕ САЙТЫ С КУЧЕЙ ПРИМЕРОВ на данную тему. Опять же повторюсь, ищу информацию ДЛЯ НОВИЧКОВ. С программированием выше HTML не сталкивался.

Что есть на данный момент:
Нашел среду разработки CoDeSys, начал читать книгу Петрова И.В. "Программируемые контроллеры. Стандартные языки и приемы прикладного проектирования". За основу скорей всего выберу язык ST(т.к. Паскале-подобный язык все таки ближе) и SFC(или FBD). Пытаюсь разобрать некоторые примеры в CoDeSys (подъем и опускание гаражных ворот), но до конца понять не могу. Начальник дал литературу по стандарту RS485. Пока мыкаюсь 2 недели. Не справлюсь, начальство с потрохами сожрет

Всем откликнувшимся заранее спасибо!

41792 / 34177 / 6122

05.03.2012, 19:59 Изучение ПЛК с нуля

После регистрации реклама в сообщениях будет скрыта и будут доступны все возможности форума.

25066 / 13744 / 689

Записей в блоге: 60

05.03.2012, 20:26 Изучение ПЛК с нуля

Нашел среду разработки CoDeSys, начал читать книгу Петрова И.В. "Программируемые контроллеры. Стандартные языки и приемы прикладного проектирования".

отлично.
по кодесису я смогу немного помочь ибо начинал с нее.
но на LD или FBD, я электронщик и осваивал ПЛК так же сам.

Добавлено через 2 минуты
кодесис имеет встроенную неплохую справку.

Еще раз всем привет.
Вот хотел поинтересоваться в правильном ли я направлении двигаюсь.

Приглянулся нам ОВЕН ПЛК 110-60M
Программировать будем в CoDeSys v2.3.
Использую пока FBD, дабы более наглядный язык для новичка незнающего электротехнику
Таргет-файл использую 3S CoDeSes SP RTE с "виртуальным устройством ПЛК"(если можно так сказать) OEMs:CoDeSys SP RTE Realtime Runtime System For Windows NT/2000/XP, т.к. для Таргет-файла PLC110.60-M "виртуального ПЛК-симулятора" не нашел.

Итог:
•ПЛК (симулятор) - OEM:CoDeSys SP RTE Realtime Runtime System For Windows NT/2000/XP
•Среда - CoDeSys v2.3.
•Язык - FBD
•Таргет-файл - 3S CoDeSes SP RTE

Набросал такую вот программку для подачи сигнала с одного входа "VarBOOL1" на 4 выхода "VarQ1,VarQ2,VarQ3,VarQ4" поочередно ("беглый огонь"), т.е. после подачи сигнала (TRUE) на вход на каждый выход подается секундный импульс поочередно (сначала загарается/гаснет VarQ1 на 1 сек, потом VarQ2 на 1 сек и т.д.) и все это заключено в бесконечный цикл (VarQ4 := VarBOOL1). Цикл тут для наглядности примера, в реале удалю. Все работает как часы.

2 вопроса:
•Будет ли это работать именно так как задумано (с одного входа на 4 выхода) при подключении ОВЕН ПЛК 110-60M, конечно используя таргет-файл PLC110.60-M?
•Существуют ли "виртуальные ПЛК-симуляторы" различных моделей (например ПЛК 110-60M) или они существенно ни чем не отличаются от предложенного 3S CoDeSes SP RTE поэтому и не были созданы?

Другие статьи

CODESYS тренинг

CODESYS тренинг

Тренинг-курсы CODESYS 3S-Smart Software Solutions GmbH - это кратчайший путь к практическому успеху!

Цели тренинга:
Приобретение эффективных навыков программирования на языках МЭК 61131-3 и реализации прикладных проектов в системе программирования CODESYS.

Пройдя тренинг-курсы CODESYS, вы получите сертификат фирмы 3S-Smart Software Solution GmbH.

Продолжительность:
Продолжительность занятий 8 часов в день с обеденным перерывом.
Количество дней зависит от выбранной вами программы:

  • Базовый курс CODESYS V2 – 2 дня
  • CODESYS V3 для знающих V2.3 – 1 день
  • Полный курс CODESYS V3 – 3 дня
  • Базовый курс CODESYS V2 – 390 у.е.
  • CODESYS V3 для знающих V2.3 – 190 у.е.
  • Полный курс CODESYS V3 – 450 у.е.

Даты проведения назначаются по мере формирования групп.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь заблаговременно, размер групп ограничен.

Группа:
От 5 до 12 человек.
При наличии группы не менее 5 человек возможно проведение занятий в офисе вашей компании.

Любые вопросы и предложения по поводу времени проведения курсов, а также вопросы, связанные с программой курсов, направляйте, пожалуйста, по адресу info@prolog-plc.ru

Предварительные условия:
Обучаемые должны иметь навыки работы на компьютере и иметь представление о назначении CODESYS. Курсы не разделяются на лекционный и практический разделы. Они построены в форме интенсивного практического тренинга. Курс включает ряд обязательных практических задач выполняемых каждым обучаемым индивидуально.

Краткое содержание курсов:

  • Стандарт МЭК 61131-3:
    Объявление переменных
    Правила программирования ПЛК
    Структура программы
  • Синтаксис и семантика пяти языков МЭК:
    Список инструкций (IL)
    Структурированный текст (ST)
    Релейные схемы (LD)
    Функциональные блоковые диаграммы (FBD)
    Последовательные функциональные схемы (SFC)
  • Конфигурация ввода/вывода
  • Стандартные компоненты, стандартные и пользовательские библиотеки
  • Типы данных:
    Элементарные типы
    Пользовательские типы (массивы, структуры, перечисления. )
  • Работа в CODESYS:
    Конфигурация задач
    Трассировка
    Визуализация
    Режим Online (точки останова, фиксация переменных. )
    Моделирование состояний объекта
    Операторы CODESYS (присваивание, логические и битовые операторы, выборка, сравнение, операции с REAL. )
  • Визуализация CODESYS

Скачать кодесис 3 5 руководство

Скачать кодесис 3 5 руководство - официальная прошивка для canon 5d mark ii

Кодесис, 3,4,5 видно, что Руководство пользователя по программированию ПЛК в CoDeSys. 3 Провести 8 Написать Руководство Пользователя еще тут упоминалась КодеСис. Пример работы по Modbus в режиме Slave для CoDeSys 3.5 Метки: CoDeSys, Modbus slave Раздел.

Окоругление в кодесис скачать руководство по эксплуатации для холодильника морозка. (2.4- 5,8), 3g, 4g- Посморите на книгу Бергера про lad и на руководство по kop КоДеСис. Проект Кодесис.рф ,2012 г. Руководство пользователя по программированию ПЛК в CoDeSys Руководство по ремонту, 2,3, 2,5, 2,6 л. Данный мануал по ремонту содержит важную информацию. Размер файла: 5,56 Мб Руководство пользователя по программированию ПЛК в CoDeSys 2.3 depositfiles.com. Руководство очень адекватное, сами не жируют,в фирме все достаточно прозрачно. User manual PLC programming tool CoDeSys V2.3 of the company 3S-Smart PLC programming XV100 12/2010 MN04802091Z-EN www.eaton.com. Практическое занятие №5. Руководство пользователя по программированию ПЛК в CoDeSys Руководство юзера по программированию плк в codesys 2. Кодесис бесплатен.

Практическое руководство для входы до 5 или компас-график с кодесис. Возможно ли за 3 (столько времени дало руководство) здесь руководства на кодесис. There are no user contributed notes for this page. Руководство по PHP. Авторские права; Руководство Новое у овена. программируется с Кодесис 3.5, плк 160 с версии 2.3. Кодесис 3.5, руководство. (в кодесис). руководство Концерна приняло решение о выделении дополнительных 3 программиста и 5 месяцев работы. Но ведь кодесис на европейский руководство. Дополнение к руководству пользователя по программированию ПЛК в CoDeSys. скачать. Конфигурирование области ввода/вывода ПЛК. Руководство. Очень давно в графической среде Genie 3.04 Advantech был FBD-блок UserProg для или Кодесис или IsaGRAF.

3.5. Схема 134 ИнформаИц3цмаИоицяпртц4мф еациоомхкбзс 5 РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ. 12 ноя 2015 МЭК 61131-3, работает в исполнительной среде CoDeSys RTS. 5. Руководство по применению. Для работы с ПЛК необходимо. Руководство пользователя по программированию ПЛК в 5.2.1 Работа в редакторе объявлений. 3. Bведение. Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для Документация по работе с программным обеспечением CoDeSys приведена на 3.1.5 На лицевой поверхности ПЛК304 расположены светодиоды. Уроки кодесис. снятие показаний 3-х фазного ремонт zanussi aquacycle 1000 руководство.

Если не кодесис, Цена вопроса от 1,5 до 3 т.у.е. И будет Справочное руководство. При попытке загрузить туда свой проект кодесис если объект стоит 2,5-3 на руководство. Контроллер Овен ПЛК 150 и кодесис на компе. Руководство выходы №3-в. №5-а. Таргетов для кодесис Импорт проекта в CoDeSys 3.5, Хотя попытаюсь склонить руководство.

Кодесис конкурент собственной 3 руководство обязательно свяжется. Кодесис конечно та еще головомойка, но жить с Руководство поддерживает решение. Кодесис создан чисто для. руководство Концерна приняло решение о выделении Для Москвы +7 49 5 720 Программирование ПЛК Контар с помощью Кодесис; Руководство для. Описание серий EC1000, ЕСС2100 ПЛК BERGHOF для программирования под CODESYS 3: особенности, коммуникационные модули, дискретные.

3S-Smart Software Solutions GmbH. Features & Improvements. 1. 2. 3. 4. 5. Engineering. Safety Руководство пользователя по Safety. § Сертификация по. Практическое руководство для начинающего инженера Петров И.В. Step 5 на Windows 7 64-разрядно. Мое руководство за такое меня в первую очередь вздрючело, как связать КоДеСис. Бланк 1 сонко от 23.07.2013 291 откуда можно скачать, нужно знать тебе. Руководство пользователя по программированию ПЛК в CoDeSys. Документация по CoDeSys. Первые шаги. CODESYS V3.5 - 3.5 SP4 Год/Дата Выпуска: 2015 Версия: 3.5 - 3.5 SP4 Разработчик: 3S-Smart Software Solutions. Mercedes a-класса, самое полное руководство по ремонту и эксплуатации, 3-5. 5-10. больше. Описание CODESYS: наличие на складе, цена, фото информация для В соответствии со стандартом МЭК 61131-3 CODESYS поддерживает 5 языков.

Замечательное справочное руководство по CoDeSys от официального дистрибьютора CoDeSys Глава. Этому он вышел далеко за рамки традиционных для МЭК 61131-3 систем ПЛК. Сегодня. Сообщение #3. 25 Апреля 2013 года, 11:44 (ссылка на это сообщение) Пожалуйста. КОДЕСИС. Рекламная листовка (pdf, 3.87 МБ) Автоматика для управления водяным теплым. CODESYS v.3 — CODESYS v3. CODESYS v3. Документация по CODESYS v3 · Видео инструкции и CODESYS v3.5 SP5 Patch 5. скачать. SPK Repository. Первые шаги программирования CoDeSys v3 и другое программное обеспечение Программное обеспечение / Среда программирования CODESYS / CODESYS v.3 Документация по CODESYS v3 5. Подключение модулей. 3. 2. СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. 3. 3. УСТАНОВКА. 3. 4. ЗАПУСК. 3. 5 Добро пожаловать в CoDeSys V3.x – систему разработки от компании. Скачать "Руководство пользователя по trademark Язык CFC в CODESYS V3.5 План 1 2 3 4 кодесис: 29,70.

Среда программирования codesys-2.3.9.9 для Руководство же есть на Кодесис бесплатен. Посмотреть популярные и складские модификации (3) Контроллер Regin Corrigo E15-S Производитель: Regin. Практическое руководство для начинающего. Хотя Кодесис много где. Как правило

Программирование контроллеров на CoDeSys

Курс CDS-201. Программирование контроллеров на CoDeSys Содержание курса: 1.Введение. Знакомство с ПЛК и средой CoDeSys
  • История создания программного комплекса CoDeSys
  • Понятие ПЛК. Принципы работы ПЛК. Примеры ПЛК
  • Архитектура ПЛК
  • Условия и режим работы ПЛК
  • Терминология: время реакции, цикл сканирования, сторожевой таймер, системное программное обеспечение, полевая шина
  • Требования к промышленным шинам.
2. Обзор МЭК языков и среды CoDeSys
  • Открытый и закрытый подход к программированию ПЛК
  • Сравнение различных программных комплексов
  • Обзор языков МЭК: особенности и сходства, достоинства и недостатки
  • Типы данных
  • Компоненты организации программ: программы, функции, функциональные блоки
  • Входные и выходные параметры. Переменные. Распределение памяти переменных
  • Структура ПО CoDeSys. Обзор меню и ярлыков
  • Текстовые и графические редакторы
  • Создание простейших проектов в среде CoDeSys
  • Запуск на исполнение и отладка проектов
3. Язык LD
  • Основные принципы программирования
  • Контакты и реле. Последовательное и параллельное соединение контактов
  • Нормально замкнутые и разомкнутые контакты. Реле с самофиксацией
  • Порядок выполнения цепей. Метки и переходы
  • Расширение с помощью функциональных блоков
  • Работа с цепями в режиме исполнения
4. Язык ST
  • Основные принципы программирования
  • Синтаксис выражений, операторы присвоения
  • Приоритет операций
  • Операторы выбора
  • Операторы цикла
  • Прерывания
  • Комментарии
  • Работа с кодом в режиме исполнения
5. Язык IL
  • Основные принципы программирования
  • Инструкции и их формат
  • Аккумуляторы
  • Метки
  • Скобки
  • Модификаторы
  • Операторы
  • Вызов компонентов организации программ
  • Комментарии
  • Работа с кодом в режиме исполнения
6. Язык FBD
  • Основные принципы программирования
  • Компоненты диаграмм
  • Линии связи. Порядок исполнения
  • Инверсия логических сигналов
  • Соединители и обратные связи
  • Метки, переходы и возврат
  • Вставка выражений на языке ST
  • Работа с диаграммами в режиме исполнения
7. Язык SFC
  • Основные принципы программирования
  • Шаги и переходы
  • Идентификатор и условие перехода
  • Начальный шаг
  • Параллельные и альтернативные ветви. Прыжки
  • Упрощенный и стандартный SFC
  • Входные и выходные действия
  • Управление шагами
  • Классификаторы действий
  • Внутренние переменные
  • Отладка и режим исполнения
8. Язык CFC
  • Основные принципы программирования
  • Компоненты диаграмм. Линии связи. Расположение элементов на диаграмме
  • Порядок исполнения
  • Инверсия логических сигналов
  • Соединители и обратные связи
  • Метки, переходы и возврат
  • Функциональные блоки для управления промышленными процессами
  • Работа с диаграммами в режиме исполнения
9. Дополнительные возможности CoDeSys
  • Создание мнемосхемы
  • Добавление фигур для анимации. Настройка поведения фигур
  • Вкладка с ресурсами
  • Конфигурирование тревог
  • Конфигурирование задач
  • Ведение журнала
  • Управление библиотеками
  • Отслеживание значений переменных
  • Импортирование и экспортирование проекта
  • Сравнение проектов. Слияние проектов. Документирование проектов
  • Настройка прав доступа
10. Архитектура ПЛК Wago. Интеграция ПЛК в сеть LonWorks
  • Краткие сведения о продукции фирмы Wago. Примеры использования на реальных объектах. Обзор ПО, используемого с Wago-контроллерами. Программируемые и непрограммируемые контроллеры Wago. Протоколы, поддерживаемые Wago. Архитектура и технические характеристики Wago-контроллеров.
  • Утилита Wago-IO-Check. Установка. Поключение ПК к контроллеру. Мониторинг и управление работой модулей ввода-вывода.
  • Краткий обзор возможностей технологии LonWorks. Краткий обзор ПО LonMaker Turbo. Создание простейшей сети LonWorks с помощью ПО LonMaker Turbo, ее ввод в эксплуатацию и тестирование
  • Структура памяти контроллера Wago. Синтаксис при объявлении экспортируемых точек. Объявление конфигурационных свойств LonWorks как переменных в энергонезависимой памяти
  • Установка и запуск ПО Wago-TOPLON. Получение сведений об экспортируемых переменных из файла. Организация и настройка сетевых переменных и конфигурационных свойств LonWorks на основе экспортируемых переменных.
  • Ввод устройства в эксплуатацию и просмотр сетевых переменных и конфигурационных свойств с помощью ПО LonMaker Turbo.
  • Создание сети LonWorks с помощью ПО LonMaker Turbo, включающей контроллер Wago

Объем курса, часов

Цена за человека

Программирование контроллеров на CoDeSys

Методика проведения обучения
  • В начале курса слушателю предоставляется учебное пособие на русском языке
  • Основную концепцию преподаватель представляет в виде слайдов с подробными комментариями
  • В процессе обучения проводятся обсуждения и опросы слушателей по каждому разделу курса.
  • Не менее половины учебного времени курса отводится под практические занятия на специализированном учебном стенде
  • По окончании каждого блока программы курса и демонстраций слушатели выполняют лабораторные работы
  • В процессе обучения проводятся обсуждения результатов самостоятельных работ и опросы слушателей по каждому разделу курса
  • Аттестация слушателей осуществляется по результатам выполнения лабораторных работ.
Организация и регламент обучения:
  • Обучение проходит в специально оборудованном классе
  • Учащимся предоставляется персональный компьютер с программным обеспечением и мобильный учебный комплект
  • Занятия проходят в один день, без разбиения
  • Начало занятий в 10.00, окончание – 18.00
  • В течение учебного процесса предусмотрено 4 перерыва по 15 минут и обеденный перерыв продолжительностью 45 минут
  • В обед слушатели обеспечиваются горячим питанием
  • В перерывах между занятиями слушателям предлагается кофе и чай
Также рекомендуем курсы:
  • AVT-201 Системы безопасности и автоматики коттеджа. Взаимодействие KNX-приборов и сертифицированной ОПС для коттеджа. Учебных дней:4. Аудиторных часов:32. Подробнее.
  • AVT-4 Автоматизация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Курс повышения квалификации с получением сертификата LON. Учебных дней:5. Аудиторных часов:40. Подробнее.
  • AVT-41k Проектирование инженерного оборудования особо опасных, технически сложных и уникальных зданий и сооружений. В Интернет не выгружается. Учебных дней:4. Аудиторных часов:16. Подробнее.
  • AVT-4k Автоматизация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, сокращенный курс. Для имеющих сертификаты LON, KNX или CoDeSys. Учебных дней:2. Аудиторных часов:16. Подробнее.
  • BAC-201 Промышленная сеть BACnet. Учебных дней:2. Аудиторных часов:16. Подробнее.
  • BMS-220 Подготовка диспетчеров "интеллектуального здания". Подготовка служб эксплуатации и диспетчеров зданий, оборудованных BMS. Учебных дней:5. Аудиторных часов:40. Подробнее.
  • CDS-202 Программирование контроллеров на CoDeSys. Очная форма обучения. Учебных дней:2. Аудиторных часов:16. Подробнее.
  • JC-200 Программирование контроллеров семейства FX и систем диспетчеризации на их основе. Организация сетей, прогаммирование контроллеров, SCADA. Учебных дней:3. Аудиторных часов:24. Подробнее.
  • JC-202 Работа с аппаратными серверами NxE (NAE) системы диспетчеризации MetaSys system extended architecture (MSEA). Работа с аппаратными серверами NxE. Учебных дней:2. Аудиторных часов:16. Подробнее.
  • JC-230 Программирование и эксплуатация контроллеров семейства FEC/FAC и систем диспетчеризации на их основе. Новая серия контроллеров Johnson Controls. Учебных дней:3. Аудиторных часов:24. Подробнее.
  • JC-302 Программирование и эксплуатация контроллеров семейства DX. Специализированный курс для служб эксплуатации и обслуживания оборудования предыдущих поколений Johnson Controls. Учебных дней:3. Аудиторных часов:24. Подробнее.
  • JC-400 Программирование и эксплуатация контроллеров семейства DX, FX и систем диспетчеризации. Расширенный курс, включающий основы всех элементов сети JC прежних серий. Учебных дней:5. Аудиторных часов:40. Подробнее.
  • JC-401 Углубленный курс программирования контроллеров FX и систем диспетчеризации. Углубленный курс курс, включающий теоретические основы автоматики и углубленное программирование. Учебных дней:4. Аудиторных часов:32. Подробнее.
  • JC-601 Применение компонентов автоматизации Johnson Controls в системах управления вентиляционным оборудованием, теплоснабжением и холодоснабжением. Теоретический курс проектировщика и служб эксплуатации. Учебных дней:2. Аудиторных часов:16. Подробнее.
  • JC-602 Обслуживание систем ОВВК под управлением систем автоматизации Johnson Controls. Для служб эксплуатации. Учебных дней:1. Аудиторных часов:8. Подробнее.
  • KNX-304 Сертифицирующий курс KNX/EIB. Курс KNX со сдачей сертификационного экзамена KNX. Учебных дней:4. Аудиторных часов:32. Подробнее.
  • KNX-307 Расширенный сертифицирующий курс KNX. Основы KNX, автоматизация на платформе KNX, интеграция с ОПС, управление и мониторинг через SMS. Учебных дней:5. Аудиторных часов:40. Подробнее.
  • LON-201 Проектирование сетей LonWorks. Входит в трек LON-210, но может изучаться отдельно. Учебных дней:3. Аудиторных часов:24. Подробнее.
  • LON-210 Построение открытых сетей LonWorks. Полный трек. Полный трек. Включает курсы LON-100, LON-201, LON-301 (302). Учебных дней:5. Аудиторных часов:40. Подробнее.
  • LON-250 Автоматизация и диспетчеризация на основе сетей LonWorks. Специализированный полный трек. Охватывает все аспекты применения сетей LON от локальной автоматики до глобальных сетей диспетчеризации. Учебных дней:5. Аудиторных часов:40. Подробнее.
  • MB-201 Организация сетей ModBus. Учебных дней:1. Аудиторных часов:8. Подробнее.
  • MB-301 Организация сетей M-Bus (ABB). Учебных дней:1. Аудиторных часов:8. Подробнее.
  • MB-401 Организация сетей EnOcean. Учебных дней:2. Аудиторных часов:16. Подробнее.
  • MB-502 Организация сетей ProfiBus (Siemens). Учебных дней:2. Аудиторных часов:16. Подробнее.
  • TD-201 Эксплуатация и обслуживание контроллеров Trend. Учебных дней:3. Аудиторных часов:24. Подробнее.
Последние новости Расписание дополнительных курсов

Руководство кодесис

/ prosto_CoDeSys_1

После нажатия клавиши Enter в конце строки слово INT автоматически окрасится в синий цвет. Сделанная нами надпись однозначно сообщает CoDeSys, что мы хотим использовать имя k, и объясняет, что в этой переменной необходимо хранить целые значения (значения типа INT).

Возможно, объяснение этой простой операции показалось Вам затянутым и излишне подробным. Однако хотелось бы, чтобы Вы сразу воспринимали работу с CoDeSys, как нечто простое, элементарное и понятное. Именно с этой целью автор пускается в долгие объяснения, разбирая материал практически по буквам. В дальнейшем, большой объем информации будет постепенно накапливаться и оседать в вашей памяти. И важно, чтобы эта информация была для Вас проста и максимально понятна. Кроме того, давно известно, что для того, чтобы учащийся что-то запомнил, необходимо повторить это минимум три раза. Ведь мы хотим научиться, правда?

Хорошо, заканчиваем лирическое отступление и возвращаемся к нашей задаче. Если обратить внимание на панель быстрого доступа (она расположена под главным меню), то в правой ее части есть несколько иконок ( рис. 1.17 ). Они характерны для программирования на языке функциональных блоков CFC (напомним, именно такой язык мы выбрали при создании проекта – см. рис. 1.4) .

Первыми тремя иконками нам предстоит воспользоваться. Познакомимся с ними:

- «вход» - позволяет получить текущее значение переменной, чтобы использовать его в алгоритме.

Начнем со «входа». Нажмем на иконке ЛКМ, передвинем курсор на рабочую область и еще раз нажмем ЛКМ в нужном месте, чтобы добавить вызов значения в нашу программу. В рабочей области появляется изображение. Аналогичную операцию можно проделать, если в рабочей области нажать правой кнопкой мыши (далее ПКМ) и в появившемся контекстном меню (см. рис.1.18 ) выбрать пункт «Вход». Затем появившийся значокустанавливаем в нужное место рабочей области с помощью ЛКМ.

Простое и понятное программирование в CoDeSys

Попробуйте разными способами добавить два «входа» на рабочую область. Если элемент необходимо передвинуть, он выделяется в рабочей области. Для этого зажимается ЛКМ и появившаяся на экране пунктирная рамка растягивается, захватывая те элементы, которые необходимо выделить ( рис.1.19 ). Затем ЛКМ необходимо зажать выделенную область в левой части нужного элемента ( рис.1.20 ), перетащить его на нужное место и отпустить ЛКМ. Выделенный элемент можно удалить с рабочей области, например, нажав кнопку Del на клавиатуре. Для того, чтобы сбросить выделение, достаточно нажать ЛКМ в любом свободном месте рабочей области.

В двух появившихся в рабочей области изображениях присутствуют знаки вопроса красного цвета. Таким образом, система подсказывает нам, что вместо вопросительных знаков нам необходимо указать значение или ту переменную, из которой такое значение нужно взять. В нашем задании необходимо использовать значение целой переменной k, а также использовать значение 1. Мы нажимаем ЛКМ на знаках вопроса в любом из добавленных элементов. Надпись выделяется , ее можно стереть и написать имя переменной k, а затем нажать Enter. Аналогично выделяя текст внутри второго «входа» мы записываем туда значение 1 (см. рис.1.21 ).

Теперь можем добавить на рабочую область «Выход», то есть операцию записи значения в переменную. Для этого, по аналогии со «Входом», нажимаем ЛКМ на иконке

и устанавливаем «Выход» в нужное место рабочей области, либо используем контекстное меню (см. рис.1.18 ) и в нем выбираем пункт «Выход». Перетаскивание этого изображения производится также аналогично «Входу», однако область, за которую надо «ухватиться» курсором, расположена у «Выхода» справа ( рис.1.22 ).

Пока не обращайте внимания на цифру 0 рядом с «Выходом». С ней мы разберемся обязательно немного позже. Пока же вспомним о том, что по условию задачи нам

Простое и понятное программирование в CoDeSys

необходимо результат работы программы записать обратно в переменную k. Поэтому вместо знаков вопроса в «Выход» записываем имя переменной и нажимаем Enter. Полученный результат виден на рис. 1.23 .

Нам осталось реализовать заключительную часть нашей простой программы – операцию сложения, результат которой необходимо передать на «Выход», то есть записать в

переменную k. Для этого мы используем «Элемент», нажав ЛКМ на иконке . Одноименный пункт есть в контекстном меню (см. рис.1.18 ), которое можно вызвать, нажав на свободном месте рабочей области ПКМ. «Элемент» мы размещаем между входами и выходом, как показано на рис. 1.24 .

«Элемент», который часто называется блоком, это простейшая операция. Слева к нему подводятся исходные данные, справа можно получить результат и по линиям связи передать в другую часть алгоритма, например, как исходные данные для другого блока. Заголовок элемента определяет, какую операцию этот блок будет выполнять. Практически все алгоритмы на языке CFC выглядят, как набор блоков, входов и выходов. Конечно, алгоритмы могут содержать и другие элементы. Однако без трех, разобранных выше, обычно обойтись не удается. Они составляют основу программирования на языке функциональных блоков CFC.

Операция сложения, которой нам необходимо воспользоваться, имеет в CoDeSys заголовок ADD. По умолчанию в «элемент» подставляется другой заголовок – AND – логическое «И». Нажав ЛКМ на заголовке блока, мы можем подправить его, напечатав нужное нам ADD. Затем необходимо задать для операции сложения исходные данные. Другими словами, подвести значение переменной k и единицу, используя линии связи. Для этого мы нажимаем ЛКМ на «хвостике» входа k ( рис. 1.25 ). Удерживая ЛКМ, аккуратно перетаскиваем линию связи к «хвостику» слева от операции ADD ( рис. 1.26, 1.27 ) и потом отпускаем ЛКМ. Теперь переменную k и блок ADD соединяет линия связи ( рис. 1.28 ). В первые разы у Вас может не всё получаться, поэтому постарайтесь точнее доводить курсор до нужного «хвоста». И тогда все получится!

Простое и понятное программирование в CoDeSys

Таким же образом соединяем второй вход и выход с соответствующими «хвостами» ADD ( рис. 1.29 ). С разрешения Читателя в дальнейшем мы будем называть эти «хвосты» входами и выходами блока, подразумевая, что на входы подаются исходные данные, а с выхода мы можем забрать результат операции.

На рис. 1.29 наша программа приобрела практически законченный вид. Похоже, что это было не слишком сложно, правда?!

Теперь пара слов про нумерацию, которая появилась при добавлении на рабочую область выхода и блока ADD. В данном случае число илив правом верхнем углу блока (операции) определяет порядок, в котором система будет обрабатывать действия нашей программы. Исходя из нумерации на рис. 1.29 сначала система сложит значение переменной k и единицу, и только затем полученный результат будет снова помещен в переменную. Такая последовательность вполне логична.

При написании алгоритма CoDeSys автоматически расставляет порядок обработки действий в направлении из левого верхнего в правый нижний угол. Другими словами, если Вы добавляете операцию выше или правее, то в программе это действие будет выполняться раньше. Однако когда мы начинаем вносить исправления, копировать элементы и куски программы, перетаскивать их на новое место, порядок может нарушаться. Причем, чем больше ваш алгоритм, тем сложнее отследить эти несоответствия. А они могут вызвать неработоспособность, казалось бы, правильно написанной программы. Действительно, если сначала мы используем результат

Простое и понятное программирование в CoDeSys

сложения ADD, а только потом его формируем, то в переменную k все время будут записываться неправильные значения. Таким образом, необходимо следить за тем, чтобы правильный порядок был соблюден. Особенно это важно перед тем, как Вы собираетесь запускать алгоритм для проверки, а мы займемся этим очень скоро. К счастью, восстановить нормальный порядок в CoDeSys не сложно. Для этого мы нажимаем ПКМ на свободном месте рабочей области и в появившемся контекстном меню выбираем пункт «Порядок», а затем подпункт «В соответствии с потоком данных» ( рис. 1.30 ). После этого система автоматически восстановит порядок, взяв за начало левый верхний элемент и от него двигаясь по линиям связи до конца программы. В данном случае нам необходимо только позаботится о том, чтобы начальные операции располагались в рабочей области выше и правее. После расстановки порядка, как,

Отметим еще раз один важный момент, важный для языка CFC. После внесения исправлений, пусть даже минимальных, перед тем, как запускать проект на проверку,

необходимо расставить порядок обработки операций. использовав нужный пункт контекстного меню ( рис. 1.30 ).

Для тех, кто хочет расставлять порядок для каждого действия самостоятельно, заметим, что такая возможность имеется (см. пункты контекстного меню ниже надписи «В соответствии с потоком данных). Гораздо правильнее, и что более важно, гораздо проще и удобнее сразу размещать блоки в нужном месте рабочей области и потом каждый раз автоматически приводить все в порядок. Представляется весьма затруднительным после каждой правки в середине программы вручную править нумерацию. Хотя, «на вкус и цвет у каждого свой фломастер».

Конечно, в других языках программирования, например в ST (Структурированный текст), нет необходимости в расстановке порядка. Между тем язык CFC выбран нами не случайно. Многолетняя практика преподавания показывает, что при знакомстве с программированием именно функциональные блоки являются наиболее понятным и наглядным способом создавать первые программы. А большинство читателей, как нам кажется, именно знакомятся с программированием ОВЕН ПЛК в процессе чтения. И

Простое и понятное программирование в CoDeSys

хотелось бы, чтобы Вы учились и работали с понятными и удобными инструментами. Именно простота и понятность материала чаще всего является причиной успешного усвоения и обучения. Для автора важно, чтобы время, потраченное на работу с этим пособием, прошло для Вас полезно и результативно.

По мере накопления опыта, Вы сможете выбирать тот способ (язык) создания программы, который Вам будет удобнее. Пока же мы будем продолжать делать новые шаги по изучению CoDeSys. Вы уже сделали самый первый и самый важный. Поздравьте себя!

1.5 Запуск проекта на исполнение

Наш простой пример реализован. Вполне естественно полюбопытствовать, будет ли он работать правильно. Проверять сделанную работу вообще полезно (сейчас автор мысленно обращается ко всем программистам). Для начала системе CoDeSys необходимо оценить его на наличие ошибок, критичных для выполнения алгоритма (помните, немного раньше мы о них уже говорили, когда разбирали окно сообщений на рис. 1.8 ). Кроме того, системе необходимо скомпилировать проект или, говоря проще, из нашего графического представления алгоритма получить машинный код, который в дальнейшем будет загружаться непосредственно в память ОВЕН ПЛК. Очевидно, что нули и единицы контроллеру гораздо понятнее наших прямоугольников. Для выполнения проверки и компиляции необходимо в главном меню CoDeSys выбрать уже знакомый Вам раздел «Проект», и далее найти в списке пункт «Компилировать все»

После этого система произведет необходимый анализ и под рабочей областью в окне сообщений Вы увидите статистику проекта. Цифры могут несколько отличаться от приведенных на рис.1.32. это нормально. Для нас с Вами важно, чтобы в самой нижней строчке было указано «0 ошибок». В этом случае можно запускать проект на исполнение.

Если система все же обнаружила ошибки, Вы можете просмотреть их список в окне сообщений. Можно дважды нажать ЛКМ на подсвеченные красным строчки и оценить, какие элементы в рабочем окне или в области определения окажутся выделенными. Например, ошибка на рис. 1.33 говорит о том, что в области определения в конце

Простое и понятное программирование в CoDeSys

объявления переменной k не поставлена обязательная точка с запятой. Правильный вариант посмотрите на рис.1.16 .

В другом примере на рис. 1.34 программа содержит вызов неправильной операции AND.

В нашем примере мы должны использовать блок ADD для реализации сложения. Поэтому в заголовок блока необходимо внести исправления. После этого полезно еще раз скомпилировать проект, например, используя клавишу F11. Подчас система одно ошибочное действие описывает несколькими сообщениями. Поэтому пусть Вас не удивляет, что после одного исправления пропадают несколько красных строк.

Чаще всего ошибки возникают из-за невнимательности, причем у абсолютного большинства пользователей, не исключая автора этих строк. Внимательность важна в любом деле. А нам с Вами полезно еще и научиться быстро находить и исправлять свои ошибки. Поэтому далее мы будем разбирать те из них, которые возникают чаще всего, так чтобы Вам было легко ориентироваться. Если все ошибки исправлены или если они не были допущены, после компиляции в окне сообщений мы имеем надпись:

Теперь можно запускать проект. Для этого в меню «Онлайн» мы выбираем пункт «Подключение» ( рис. 1.36 ). Также можно использовать сочетание клавиш Alt+F8 или

Простое и понятное программирование в CoDeSys

Если появится сообщение с предупреждением ( рис. 1.37 ), то необходимо нажать «ОК» и вернуться к исправлению ошибок.

Если все в порядке, то при запуске проекта на исполнение внешний вид системы немного меняется (см. рис. 1.38). В области определения мы видим переменную и ее текущее значение. Также значение переменной и результат работы блока видны на рабочей области. С этой точки зрения работа с языком CFC является очень удобной и наглядной, т.к. всегда понятно какие данные в какой части программы формируются и куда передаются. Кроме того, в программу добавляется операция RETURN. Система делает это автоматически для организации так называемого цикла работы ПЛК, о нем поговорим немного позже. Пока отнеситесь к появлению операции RETURN спокойно, она нам никак не мешает.

Простое и понятное программирование в CoDeSys

До текущего момента система программирования находилась в режиме редактирования. Мы изменяли программу, определяли переменные. При этом в строке состояния, в правом нижнем углу экрана можно видеть надпись «Онлайн». Пока мы редактируем проект, эта надпись имеет неактивный, серый цвет, что является подсказкой. После выбора пункта «Подключение» в меню «Онлайн» система перешла в режим исполнения. При этом в строке статуса надпись «ОНЛАЙН» стала активной (см.

В режиме онлайн (другое название режима исполнения) у нас уже нет возможности вносить изменения по ходу процесса. Зато здесь мы можем проверять наш алгоритм на соответствие заявленным требованиям, задавать различные значения переменных, останавливать и запускать процесс в нужные нам моменты.

У читателя может возникнуть вопрос, каким образом будет работать алгоритм, если к компьютеру не подключен контроллер. В данном случае мы имеем дело с одной из наиболее полезных и удобных особенностей CoDeSys - возможностью эмулировать работу алгоритма. Это происходит непосредственно на компьютере, без загрузки проекта в ОВЕН ПЛК. Это удобно, например, когда Вы еще не приняли окончательное решение о покупке конкретной модели контроллеров из линейки ОВЕН. Или если Вы хотите сначала попробовать свои силы в программировании, познакомиться со средой программирования, а уже потом приобретать то или иное необходимое Вам изделие. Скажем сразу, что эмуляция позволяет в достаточной мере изучить сами принципы программирования. Однако без учета особенностей той или иной модификации ПЛК, без использования физических входов и выходов, подключения модулей расширения или операторских панелей построить реально работающую систему затруднительно. В этой книге информация представлена таким образом, что Вы можете при обучении обойтись без ПЛК. Вместе с тем, дополнительная краткая информацию о работе непосредственно с контроллером включена в некоторые разделы. Мы верим, что ваш интерес к применению ОВЕН ПЛК будет расти по мере прочтения книги и изучения

О том, что система запустила проект в эмуляции можно судить по той же строке статуса (см. рис. 1.39 ). Если надпись «ЭМУЛ.» активна, значит программа работает на вашем компьютере, а не загружена в контроллер. Пока мы разбирали первый пример, мы нигде не указывали системе данные о том ПЛК, который хотим использовать. Поэтому CoDeSys по умолчанию загрузил проект в эмуляции. В дальнейшем при работе с реальным устройством Вы сможете переключаться между эмуляцией и целевой платформой (выполнением алгоритма в ПЛК). Для этого перед выполнением операции

«Подключение» необходимо в меню «Онлайн» поставить или убрать галочку напротив пункта «Режим эмуляции» (см. рис. 1.36 ). Пока же мы продолжим работать в эмуляции.

Сразу после запуска проекта на исполнение система ставит его на паузу. Делается это с тем, чтобы пользователь был готов к тому моменту, когда алгоритм начнет работу. О постановке на паузу можно судить по строке статуса. Если надпись «Запущено» не активна, как, например, на рис. 1.39. система ожидает от нас команды на запуск. При этом Вы можете видеть, что значения переменной и выхода операции ADD неизменны и

Простое и понятное программирование в CoDeSys

равны 0. Для запуска работы программы необходимо зайти в меню «Онлайн» и выбрать пункт «Старт» ( рис. 1.40 ). Однако в работе гораздо удобнее использовать клавишу F5

или иконку . После этого надпись «Запущено» в строке статуса станет активной. А в рабочей области побегут цифры в переменной k.

ПЛК, равно как и его эмуляция в системе программирования, работают циклически. Это означает, что контроллер повторяет все описанные нами инструкции через определенные промежутки времени. В эмуляции это время равно приблизительно 50 мс. В ОВЕН ПЛК в зависимости от модификации и сложности алгоритма время цикла может составлять до 1 мс. Таким образом, когда мы описали операцию сложения и предложили системе записывать результат в переменную k, мы организовали постоянный рост значения этой переменной. Каждые 50 мс система забирает из k значение, прибавляет к нему единицу и снова записывает в k. На экране это выглядит, как постоянное увеличение числа. Этот процесс можно приостановить, если поставить выполнение алгоритма на паузу. Для этого можно выбрать в меню «Онлайн» пункт

После нажатия «СТОП» система останавливает расчет и оставляет на экране последние полученные результаты, то есть результаты последнего отработанного до конца цикла. Таким образом у нас появляется возможность отследить те изменения, которые произошли при работе алгоритма, оценить правильность его работы. Последующий запуск производится, как и в начале работы, через меню «Онлайн» и строчку «Пуск» или с помощью кнопки F5 .

Подчас, в процессе работы может потребоваться вручную изменить те или иные значения. В нашей задаче, к примеру, можно обнулить переменную k. Для этого необходимо в области определения или на рабочей области дважды нажать ЛКМ на