Руководства, Инструкции, Бланки

план предвыборной кампании образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (421 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Пример проекта избирательной кампании по выборам в депутаты региональной думы - Документ

Пример проекта избирательной кампании по выборам в депутаты региональной думы.

С Т Р А Т Е Г И Я

Настоящая Стратегия разработана на основании информации, известной на 10.01. Поскольку указанная информация является неполной (отсутствуют данные федеральных выборов 93, 95, 96, 99 и 2000гг. по Округу; последних выборов губернатора и довыборов в областное Собрание по Округу; не ясен окончательный состав конкурентов), приведенные ниже соображения по стратегии избирательной кампании носят предварительный характер и подлежат уточнению после получения указанных данных.

При разработке Стратегии учитывались результаты социологического Опроса, проведенного в Округе.

Население Округа около 40 тыс. чел. Число избирателей – 30 тыс.

Социально-демографические характеристики избирателей (по данным социологического Опроса; подлежат уточнению после получения официальных статистических данных по Городу):

55 и старше – 31%.

3. Основная сфера занятости:

рабочие – 35% (из них половина неквалифицированные);

Уровень безработицы – 8%.

- среднее и среднее специальное: 78%;

5. Средний уровень зарплаты порядка 2500 руб. Распределение семей по доходам (на члена семьи):

до 1000 тыс. руб. 51%;

1000-2000 тыс. руб. – 43%;

свыше 2000 тыс. руб. – 6%.

Экономика Города (как и Области в целом) имеет ярко выраженный депрессивный характер. Можно с высокой вероятностью предположить, что доминирующей проблемой избирателей Округа является низкий уровень доходов и отсутствие ощутимой перспективы их повышения.

Ожидаемую явку избирателей на выборы предварительно можно оценить не более чем в 35% - 40% или 10-12 тыс. избирателей. (по аналогии с 98г. подлежит уточнению по данным социологии).

Ввиду отсутствия данных о предыдущих голосованиях в Округе судить об электоральных предпочтениях его избирателей затруднительно. Однако если допустить, что голосования избирателей по Округу мало отличаются от голосований по Области в целом, то по результатам федеральных выборов 93, 95 и 99гг. картина электоральных предпочтений является следующей.

1). От 30 до 40% активных избирателей Области (140-180 тыс. при явке 70%) достаточно стабильно голосуют за сильную личность (Жириновский в 93г.; Лебедь + Жириновский + Громов + Руцкой в 95г.; «Единство» в 99г.). Это примерно в два раза больше, чем величина базового электората «сильной личности» в целом по России.

2). Базовый электорат «левых» составляет примерно 20-25% активных избирателей (90-115 тыс. избирателей при явке 70%). В целом это несколько ниже среднероссийской численности базового электората КПРФ.

3). Базовый электорат «правых» не превосходит 5% (23 тыс. при явке 70%, СПС 99г.).

4). Остальные базовые электораты - «Яблоко»; «чудотворцы» (лидеры, за которыми стоит то или иное яркое дело и которые знают, как «чудесным» образом улучшить жизнь людей); партия власти – также не превосходят 3-6% каждый.

На основании приведенного расклада электоральных предпочтений избирателей можно сделать следующие два принципиальных вывода:

1. Значительное большинство избирателей являются личностноориентированными. т.е. склонными голосовать не за программу и (или) политическую позицию кандидата или партии, а за личность (личный положительный образ) кандидата или партийного лидера. При этом наиболее выигрышным типажом является «сильная личность».

2. Как все личностно ориентированные избиратели, указанное большинство является достаточно подвижным. Поэтому его поведение во время выборов будет характеризоваться следующими четырьмя особенностями:

склонностью менять свои предпочтения в зависимости от хода избирательной кампании;

повышенная (по сравнению с политически ориентированными электоратами) восприимчивость к предвыборной агитации;

повышенная готовность поддержать новых политиков;

тенденция голосовать за потенциальных «победителей» (т.е. за кандидата или партию, которые, по их представлению, обладают сильной положительной динамикой рейтинга и являются лидерами предвыборной гонки).

Ситуацию в элитах и расстановку административного ресурса предварительно можно охарактеризовать как «мягкую». Скорее всего, ни со стороны Областной администрации, ни со стороны администрации Города не будет вмешательства в ход кампании настолько жесткого, что это окажет существенное влияние на ее (кампании) результаты.

В заключение – еще об одной важной особенности поведения избирателей на предстоящих выборах.

Практика выборов в законодательные органы субъектов РФ показала, что избиратели на них ведут себя пассивно: они достаточно хорошо понимают, что их жизнь мало зависит от деятельности депутатов. Для избирателей выборы в областное собрания малоинтересны; лишены интриги и особого смысла. Поэтому следует ожидать, что в Округе реализуются т.н. выборы сослабым содержанием. на которых поведение избирателей будет характеризоваться след. моментами:

низкая явка на избирательные участки;

отсутствие особого интереса к кандидатам и их предвыборной агитации;

слабая восприимчивость к содержательной стороне избирательной кампании;

рассасывание базовых электоратов (в наименьшей степени это затронет базовый электорат КПРФ).

Фактором, который может несколько повысить активность избирателей, являются одновременные выборы в областное Собрание по спискам и одномандатным округам, а также в муниципальные органы. Не исключено, что совместная агитация кандидатов во все эти органы несколько разогреет избирателей, что повысит явку (в противном случае эту явку вряд ли следовало бы оценить больше, чем в 30%). С другой стороны, для каждого конкретного кандидата такие одновременные выборы создают дополнительные проблемы: его агитация, которая и без того воспринималась бы достаточно слабо, будет вестись на фоне «рекламного бума» и дополнительно зашумляться агитацией кандидатов, баллотирующихся на другие уровни власти.

На сегодняшний день окончательный состав конкурентов еще не определен. Предварительно потенциальных конкурентов можно разбить на три группы.

1. Коммунист – действующий депутат областного Собрания.

Стартовая узнаваемость Коммуниста достаточно высокая. Обладает опытом публичной политики и проведения избирательных кампаний.

Скорее всего, Коммунист проведет кампанию на отождествление с КПРФ, что позволит ему получить голоса «левого» базового электората. Учитывая, что отождествление с партией всегда дает кандидату несколько меньше голосов по сравнению с базовым электоратом партии, можно предположить, что полученная в ходе Опроса оценка 18% достаточно достоверна. Поскольку указанная оценка получена по всем избирателям, а не только по активным, в абсолютном выражении она составляет 5.4 тыс. голосов. При явке 35-40% этот электорат (учитывая устойчивость и дисциплинированность коммунистических избирателей) составит не менее 3 тыс. Эту оценку можно рассматривать как гарантированный минимум голосов Коммуниста, ниже которого он вряд ли опустится.

Следует предполагать, что кампания Коммуниста будет обеспечена достаточными ресурсами для фиксации своего базового электората. При этом Коммуниста ожидают типичные для «левых» кандидатов трудности с расширением электоральной базы. Насколько у него хватит ресурсов для такого расширения – в настоящее время нельзя достоверно судить.

2. Директор. Наиболее опасный конкурент Кандидата.

Директор обладает высокой узнаваемостью и, по данным Опроса, наиболее высоким стартовым рейтингом среди всех претендентов. Можно предположить, что здесь сказывается инерция участия Директора в кампании по выборам губернатора Области, в которой Директор добился хорошего результата по Городу. Имеет опыт публичной политики и проведения избирательных кампаний.

Поскольку в настоящее время мы не располагаем агитационными материалами Директора, которые он использовал на губернаторских выборах, точно спрогнозировать характер его будущей кампании в Округе затруднительно. Из общих соображений можно предположить, что Директор оттолкнется от своих производственных успехов и будет разыгрывать некий вариант «чудотворца» - крепкого хозяйственника, который добился процветания руководимого им предприятия и, следовательно, добьется и процветания Области и Города. Довольно вероятно отработка Директором и элементов образа «сильной личности».

Исходя из Опроса, базовый электорат Директора можно оценить в 9000 тыс. избирателей при 100% явке. Однако, в отличие от базового электората Коммуниста, электорат Директора далеко не так дисциплинирован: при падении явки до 35-40% он соответственно сократится до 3000-3500 тыс. Кроме того, этот электорат составляют личностно ориентированные (т.е. довольно подвижные) избиратели, которые в ходе кампании могут переориентироваться и на другого кандидата.

Представляется, что потенциально Директор располагает ресурсами, которые позволят ему провести эффективную избирательную кампанию. Неизвестно, однако, какое количество упомянутых ресурсов готов мобилизовать Директор, чтобы гарантировать себе победу, и насколько технологично он сможет эти ресурсы использовать.

«Локальные» конкуренты – участники кампании, не имеющие серьезных шансов на победу, но активно влияющие на конфигурацию кампании и тем самым способные увеличить или уменьшить шансы того или иного лидера кампании.

В проектируемой кампании пока просматривается один локальный конкурент – Предприниматель.

Предприниматель занял второе место на последних довыборах в Собрание. Таким образом, он располагает некой стартовой узнаваемостью и опытом проведения кампаний. Однако его низкий рейтинг свидетельствует об отсутствии популярности. Кроме того, по оценкам экспертов, он не сможет обеспечить свою кампанию ресурсами в достаточной степени, чтобы составить серьезную конкуренцию Кандидату и Директору.

Предприниматель, однако, будет работать примерно на ту же категорию избирателей, что и Кандидат и (в меньшей степени) Директор, и, следовательно, потенциально может «размыть» их голоса.

3. Фоновые конкуренты.

Помимо перечисленных выше конкурентов, в выборах по округу практически наверняка примет участие еще несколько т.н. фоновых конкурентов, не имеющих практически никаких шансов на победу. Цель участия в выборах таких кандидатов обычно начинает вырисовываться только в разгар кампании. Иногда они и не претендуют на победу, а решают другие задачи (например, обеспечение узнаваемости и раскрутка с прицелом на будущие выборы). Возможно появление в качестве фоновых кандидатов представителей различных партий, которые выдвинут свои списки в собрание. Такие кандидаты будут работать скорее на список, чем на себя.

Иногда фоновые кандидаты оказываются источником неожиданностей: если они обладают достаточными ресурсами и хорошей командой, они могут серьезно повлиять на картину борьбы между главными участниками. Кроме того, их бессодержательная, но шумная и интенсивная реклама может изрядно замусорить информационное пространство кампании. Потенциально наибольшую опасность представляют конкуренты от партий (например, от «Единства» и ЛДПР): построив свои кампании на отождествлении, они могут завоевать часть базовых электоратов указанных партий.

Точный состав фоновых конкурентов прорисуется лишь незадолго до окончания официальной регистрации кандидатов.

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАМПАНИИ И ПОДХОД К ИХ РЕШЕНИЮ.

Обычно на выборах со слабым содержанием избиратели голосуют исходя из следующих соображений.

1. Поддерживают наиболее узнаваемого кандидата: «Этого человека мы знаем, а об остальных практически ничего не слышали».

2. Поддерживают кандидата, которому удалось построить кампанию на отождествление с достаточно популярной партией или лидером: «Этой партии (лидеру) мы доверяем, поэтому поддержим ее человека».

Характерно, что и в том, и в другом случае избиратели руководствуются самыми примитивными соображениями и особо не задумываются, что из себя на самом деле представляет кандидат.

Именно в таком механизме голосования кроятся основные проблемы кампании Кандидата. При голосовании по первой схеме в настоящее время он значительно отстает от Директора. При голосовании по второй схеме безусловным лидером является Коммунист, причем, чем ниже будет явка избирателей, тем весомее проявится его лидерство. Если у Директора не окажется серьезных конкурентов, то он без особых проблем выиграет предстоящую кампанию. Если Кандидат и другие претенденты будут бороться достаточно интенсивно, они с Директором могут поделить между собой голоса подвижных избирателей, а победителем станет Коммунист.

Шансы Кандидата на победу заключаются в том, чтобы:

жестко зафиксировать Коммуниста на его базовом электорате, т.е. не дать ему более 3000 голосов,

завоевать не менее половины голосов оставшейся (относительно подвижной) части активных избирателей; т.е. не менее 3.5 тыс. при явке 10. 000, или не менее 4.5 тыс. при явке 12 000.

Для завоевания голосов подвижных избирателей Кандидат обладает двумя важными потенциальными преимуществами, которые (при их правильном использовании) могут дать ему серьезные шансы на победу. Во-первых, Кандидат, в отличие от Коммуниста и Директора, является новым (и молодым!) политиком, и поэтому потенциально он более привлекателен для подвижных избирателей. Во-вторых, Кандидат готов подтянуть под свою кампанию значительно больше ресурсов (как материальных, так и людских) по сравнению со своими конкурентами и, что самое важное, задействовать эти ресурсы для непосредственной (полевой) работы с избирателями (к чему его конкуренты, как предполагается, не готовы).

Оптимальный для Кандидата сценарий кампании должен развиваться следующим образом.

Кандидат начинает кампанию, имея низкую узнаваемость (ситуация нуль старта). На первых этапах его агитация будет крайне слабо восприниматься избирателями. Барьер отторжения агитации будет особенно высок, т.к. кампанию придется вести в условиях выборов со слабым содержанием и на фоне рекламного фона, создаваемого партийными списками и кандидатами в муниципальные органы. Однако, если благодаря энергичной и агрессивной агитации (и в первую очередь благодаря реализации технологий непосредственной работы с избирателями) указанный барьер удастся пробить, для избирателей это будет выглядеть как появление нового политика, энергично и успешно ведущего свою кампанию. В этом случае в пользу Кандидата начнут работать все перечисленные в предыдущем разделе характерные особенности психологии подвижных избирателей и его популярность у начнет расти по принципу цепной реакции (эффект «медового месяца»). Примечательно, что в этом случае фактор отторжения агитации обернется в пользу Кандидата: он станет «глушить» кампании отстающих от него конкурентов.

Исходя из сказанного, кампания Кандидата должна строиться на двух идеях.

1. В стратегическом плане: создание положительного образа Кандидата, наиболее привлекательного для подвижных избирателей и агрессивное его (образа) внедрение.

2. В тактическом плане: максимальная интенсификация и технологичность предвыборной агитации, центр тяжести которой должен лежать на непосредственной работе с избирателями.

Если две эти идеи удастся реализовать, вероятность победы Кандидата можно оценить как достаточно высокую. Кроме того, в результате кампании Кандидат получит привлекательный личный положительный образ, базовый электорат и команду, обладающую опытом непосредственной работы с избирателями, что явится для него хорошим заделом на будущие выборы.

Остановимся на факторах, которые могут помешать реализации описанного выше сценария кампании. Таковых три.

1. Один из конкурентов (наиболее вероятно – Директор) подтянет к своей кампании количество ресурсов, сравнимое с ресурсами Кандидата и также массированно задействует технологии непосредственной работы с избирателями. Единственный выход в этом случае – вбросить в кампанию Кандидата дополнительные ресурсы и надеяться, что в пользу Кандидата сработает фактор его «новизны» по сравнению с Директором

2. В ходе обеспечения узнаваемости Кандидата и внедрении его положительного образа у части избирателей сформируется (или будет сформирован конкурентами) отрицательный образ (антиобраз), который частично блокирует эффект медового месяца. В этом случае будет необходимо задействовать методы компенсации антиобраза, которые более подробно будут рассмотрены в четвертом разделе.

3. Низкая явка избирателей (на уровне 25% или 7.5 тыс.), которая, ввиду устойчивости базового электората Коммуниста, создаст ему слишком большое преимущество.

На наш взгляд, предпринимать какие-то непосредственные меры по увеличению явки избирателей смысла не имеет, поскольку, если описанный выше сценарий кампании Кандидата сработает, это само по себе автоматически увеличит явку подвижных избирателей (которые при этом не только придут на участки, но еще и проголосуют нужным образом). Однако для противодействия нежелательным последствиям возможной низкой явки целесообразно интенсифицировать агитацию избирателей старшего возраста, как наиболее активных (на уровне ведения в кампанию специальной агитационной темы для этих избирателей). Это не только даст некоторую страховку на случай низкой явки, но одновременно позволит, и осуществить своего рода диверсию на базовом электорате Коммуниста.

В заключении приведем основные стратегические характеристики предстоящей кампании.

Установку кампании (число голосов, необходимое для победы) можно с некоторым запасом положить равной 4.5 тыс.

2. Адресной группой кампании (избиратели, на которых следует направить агитацию Кандидата) являются все избиратели Округа, за исключением устойчивой части базового электората Коммуниста.

3 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ КАНДИДАТА.

Как уже отмечалось, наиболее выигрышным для Округа является положительный образ «сильной личности». К сожалению, биография Кандидата не позволяет ему сформировать этот образ напрямую. Правда, такой возможности не просматривается и ни у одного из его конкурентов.

Поэтому для Кандидата мы предлагаем сформировать наиболее близкий к «сильной личности» положительный образ «победителя», который органически соответствует как биографии, так и личным качествам Кандидата.

Суть образа: «Победитель» – человек, который неизменно добивается успеха во всех своих начинаниях, невзирая ни на какие трудности и препятствия на пути. Все, за что берется «победитель», обязательно получится. Учитывая, что Кандидат, начав практически с нуля и не имея «длинной руки» во власти, создал целый ряд предприятий в совершенно различных отраслях экономики, каждое из которых в настоящее время успешно работает и процветает, его биография идеально подходит под образ «победителя».

Второй фактор, который обязательно следует использовать при формировании положительного образа Кандидата – его «новизна» как политика по сравнению с основными конкурентами и его молодость. При этом «новизна» должна подаваться в том плане, что Кандидат является политиком нового для Области типа: он не чиновник, не представитель старой или «новой» номенклатуры, не руководитель госпредприятия, не профессиональный «политик»; не демагог, обещающий всем золотые горы. Он человек, который сделал себя сам; который показал, что даже в тяжелейших условиях депрессивной Области можно добиться успеха. Он лучший представитель нового, молодого поколения, которое сегодня берет ответственность в свои руки. И только с этим поколением могут быть связаны реальные надежды на улучшение жизни.

Суммируя сказанное, можно описать положительный образ Кандидата как «молодого победителя» или «победителя нового поколения». Подчеркнем, что именно такая подача образа хорошо отрабатывает фактор подвижности избирателей (см. раздел 1) и, кроме того, дает Кандидату максимальную отстройку от основных конкурентов.

Помимо собственного положительного образа, в избирательной кампании следует обозначить образ «врага» – того, против кого и чего Кандидат борется.

Первый «враг» – номенклатура, под принадлежность к которой легко подвести всех основных конкурентов Кандидата. Второй враг – бедность, к которой в конечном итоге можно свести практически все проблемы жителей Округа и Города. Обозначая этих врагов, Кандидат ярче высвечивает свой собственный положительный образ: лидера нового (т.е. не номенклатурного) типа и успешного предпринимателя, побеждающего бедность.

Рабочий вариант слогана (основного лозунга) кампании:

Слоган довольно необычен: вместо призыва он представляет собой некое описание. На наш взгляд, это является преимуществом: слоган сразу же запомнится. Кроме того, он точно соответствует формируемому образу и достаточно агрессивен.

СИЛЬНЫМ – РАБОТА; СЛАБЫМ – ЗАБОТА (стандартный слоган, который используют многие идущие во власть предприниматели).

4. РАСШИРЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА КАНДИДАТА И КОМПЕНСАЦИЯ АНИТОБРАЗА.

4.1 Расширение образа .

Образ «победителя» достаточно емок и универсален для подвижных избирателей, и поэтому он не нуждается в сильнодействующих мерах по расширению. Отметим два момента.

1. Ввиду особой эффективности образа «сильной личности» для Округа при формировании образа Кандидата целесообразно подчеркивать, что он – жесткий и требовательный начальник, который умеет поддерживать порядок на своих предприятиях и не терпит расхлябанности и разгильдяйства.

2. В качестве специальной целевой аудитории для агитации необходимо выделить избирателей старшего поколения (прежде всего, пенсионеров). Именно для этой аудитории молодость Кандидата является особенно положительным фактором, который следует всячески педалировать (значительная часть пенсионеров предпочитает, чтобы во власть шли молодые люди: «Мы свое отработали, пусть теперь придут молодые и помогут нам»).

Будет весьма полезно, если для агитации старшего поколения избирателей удастся задействовать отца Кандидата – известного и уважаемого в Городе человека.

Что касается политического расширения образа Кандидата (подчеркивание его принадлежности к Партии), победе в рассматриваемой кампании оно может только помешать. Однако Кандидат может решить, что такое расширение может быть нужным ему для дальнейшей политической карьеры, и в этом случае указанное расширение придется использовать.

4.2 Компенсация антиобраза

Потенциально источниками антиобраза Кандидата являются:

сфера деятельности Кандидата: предпринимателей в депрессивных регионах воспринимают плохо;

принадлежность Кандидата к непопулярной в Области политической партии;

попытки конкурентов вписать Кандидата в сюжет «криминальный элемент, рвущийся к власти.

Остановимся на каждом из перечисленных факторов более подробно.

1.Ввиду отсутствия социологических данных в настоящее время трудно сказать, насколько серьезна проблема антиобраза Кандидата как предпринимателя. Однако из общих соображений можно предположить, что в Округе с высокой степенью подвижности избирателей наличие такого антиобраза не должно привести к катастрофе. Кроме того, сфера предпринимательской деятельности Кандидата: молокозавод, аптеки, СМИ и высоковольтное оборудование не может вызывать особого отторжения.

На наш взгляд, маскировать тот факт, что Кандидат является успешным предпринимателем не следует: это ослабит его образ «победителя» и политика нового типа. Однако при каждом удобном случае полезно подчеркивать, что Кандидат – не номенклатурный бизнесмен, получивший собственность на халяву, а человек, добившийся всего сам. Кроме того, полезно чаще упоминать, что Кандидат не просто предприниматель, а предприниматель-производственник.

2. Если сам Кандидат не будет активно подчеркивать свою партийную принадлежность, проблемы соответствующего антиобраза не возникнет. В противном случае придется вводить в кампанию дополнительную тему «Почему я присоединился к этой партии».

3. Обвинения Кандидата в связи с криминалом могут исходить от одного или нескольких его конкурентов (то, что эти обвинения абсолютно беспочвенны и недоказуемы, роли не играет). Если такие обвинения появятся, то скорее всего, на поздних стадиях кампании, когда конкуренты почувствуют угрозу со стороны Кандидата.

Реакция на данные обвинения зависит от того, насколько интенсивными они будут. Если компромат мелькнет пару раз в прессе, на него лучше вообще не реагировать, чтобы не развивать вредную для Кандидата тему за счет собственных ресурсов. Если же начнется серьезная кампания по раскрутке компромата, на это следует ответить введением в Кампанию темы «Кто боится Кандидата» (содержание темы: «враги» до смерти напуганы появлением такого мощного политика, как Кандидат, и со страху пустились во все тяжкие). Оправдываться при этом (т.е. аргументировано доказывать, что предъявленные обвинения ложны) не следует ни в коем случае.

Похожие работы: . области на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса, повышения правовой и политической.

Избирательный процесс Особенности избирательнойкампанииповыборамдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Особенности избирательнойкампанииповыборам.

федеральными и региональными органами власти, а также между региональными структурами (к примеру. между. выборыдепутатов Государственной Думы проводятся по правилам смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным.

региональных льгот") Решение городской Думы. агитации в период избирательнойкампанииповыборамдепутатов Законодательного Собрания. проекте Закона Краснодарского края "О внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского края "О выборахдепутатов.

отдельные примеры неполной или. Протоколов", Крушеван, депутатДумы и редактор газеты. власть центра, попроекту Горбачева, сохранялась. директоров и региональных администра-. тон избирательнойкампанииповыборам в Думу в декабре 1995 г. и выборам Президента.

обращение к региональному опыту функционирования судебной. во внимание начавшуюся избирательнуюкампаниюповыборам в Учредительное собрание. Исследователь приводит пример. когда в. Ленина? Я думаю. что пора»230. депутат Н.Шибик. По его мнению, в проекте.

план предвыборной кампании образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    План предвыборной кампании образец

    4.2.4. План-график избирательной кампании. Спецпроекты

    План-график избирательной кампании является основным проектным документом. Предлагаемый ниже типовой план-график (см. Таб. 4.3.) рассчитан на кампанию среднего и крупного масштаба: от сотни тысяч до нескольких миллионов избирателей. Однако он вполне может быть использован как основа для составления плана более мелких кампаний (несколько десятков тысяч избирателей). При уменьшении масштаба кампании в основном будет сокращаться количество мероприятий агитационно-рекламного направления, при относительном увеличении веса оргмассового направления.

    План-график предполагает выборы в один тур. Если избирательная кампания проводитсяв два тура, то второй тур должен быть спланирован по отдельному графику.

    Для удобства план-график разбит на восемь стандартных направлений избирательной кампании. Это позволяет менеджеру кампании сразу же четко разделить решаемые задачи между руководящими сотрудниками штаба, обозначив каждому из них определенную сферу деятельности и ответственности. Такое разбиение, однако, лишает план-график наглядности, поскольку не сразу видна стыковка сроков между мероприятиями разных направлений. Поэтому мы рекомендуем менеджеру кампании, помимо основного план-графика, сделать на его базе стандартный сетевой график на большом листе бумаги (для наглядности).

    Для того, чтобы читателю было легче воспользоваться нашим типовым графиком для разработки собственной документации, мы приводим в нем сроки проведения мероприятий. Эти сроки носят условный характер и ориентированы на условную дату выборов - 31 декабря. Сам график рассчитан на полугодовую кампанию с официальным началом выборов (началом официального выдвижения кандидатов и сбора подписей) за три месяца до дня голосования.

    План-график предполагает проведение кампании в четыре стандартных этапа:

    I этап1 июля – 30 сентября . Подготовительный этап.

    Разрабатывается стратегия и тактика кампании; ее фирменный стиль, основные агитационные материалы; проводятся другие необходимые мероприятия подготовительного цикла.

    II этап30 сентября – 10 октября . Сбор подписей.

    Одновременно с этим изготавливаются агитационные материалы кампании.

    III этап10 ноября – 15 декабря . – Агитационная кампания.

    IV этап16 декабря – 29 декабря – Завершающая часть кампании (финальный рекламный удар, фиксирующие мероприятия).

    Несмотря на то, что сроки, приведенные в план-графике, отсчитаны от условной даты выборов, внутри каждого из направлений и между направлениями они жестко состыкованы. Поэтому при разработке план-графика конкретной избирательной кампании их легко пересчитать, подставив вместо условной даты голосования 31 декабря реальную дату и осуществив соответствующий синхронный сдвиг всех остальных дат проведения мероприятий.

    Для удобства в графе «Примечание» типового план-графика указаны параграфы настоящего учебного курса, в которых обсуждается соответствующее мероприятие.

    В заключение - еще три рекомендации по разработке план-графика.

    1. План-график целесообразно разрабатывать в два этапа. Рабочий вариант создается менеджером кампании, после чего он передается на согласование ответственным за направления, которые вносят в него свои предложения. В результате окончательный вариант план-графика оказывается пропущенным через тех сотрудников штаба, которые и будут проводить указанные в нем мероприятия.

    2. При разработке план-графика целесообразно придерживаться принципа избыточного планирования. Далеко не все мероприятия, приведенные в типовом план-графике, следует использовать в каждой избирательной кампании. Однако всегда полезно предусмотреть возможность их проведения. Практика показывает, что гораздо легче скорректировать план-график путем отказа от некоторых предусмотренных в нем мероприятий, чем вставлять в него мероприятия, заранее не запланированные. Если какое-то мероприятие не попало в план-график изначально, то практически со стопроцентной вероятностью оно не попадет в него никогда.

    3. Основной план-график кампании по функциональным направлениям целесообразно дополнить еще двумя документами:

    сетевым графиком, на котором наглядно просматривается стыковка по срокам между мероприятиями разных направлений;

    финансовым графиком, который утверждает сроки поступления средств на мероприятия кампании.

    В условиях внешнего финансирования спонсор кампании обычно требует, чтобы ему представили также укрупненный финансовый график: смету затрат по этапам.

    Понятие спецпроекта обсуждено в п. 3.1.1. Как часть проекта кампании, каждый спецпроект оформляется отдельным документом, содержащим его краткое описание, план-график и смету.

    Стратегия и тактика избирательной кампании на примере избирательной кампании во Франции в 2007 году

    Стратегия и тактика избирательной кампании на примере избирательной кампании во Франции в 2007 году

    Федеральное агентство по образованию

    Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления

    По курсу «Консалтинг»

    на тему: Стратегия и тактика избирательной кампании на примере избирательной кампании во Франции в 2007 году.

    Избирательная кампания -- сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.

    К примеру, для политолога избирательная (предвыборная) кампания является стадией избирательного процесса, которая включает выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор.

    Для самого кандидата и его команды избирательная кампания скорее является определенными целенаправленными последовательными усилиями, которые осуществляются (на протяжении определенного законодательством отрезка времени) с целью мобилизовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.

    Для обычных же граждан-избирателей избирательная кампания -- время, когда вместо йогуртов и табачных изделий вовсю рекламируются очень разные люди, которых объединяет одна цель - прийти к власти.

    В последние годы наблюдать за избирательными кампаниями становится очень интересным занятием. Методы, которые использую кандидаты достаточно разнообразны. Будущие президенты по известности приближаются к звёздам кино и шоу-бизнеса. Например, Барака Обаму поддерживали многие звёзды США. Некоторые носили значки с надписями «Обама», некоторые просто невзначай говорили, что будут голосовать за него.

    Я же рассмотрю выборы во Франции.

    Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Стратегия и тактика избирательных кампаний" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

    Цель: сравнить выборы во Франции 2002 и 2007 гг.

    проработать теоретический материал

    выявить основные ресурсы избирательной кампании и тактические направления

    проанализировать выборы 2002 и 2007 гг. сравнить кандидатов в президенты в 2007 г. Саркози и Руаяль.

    Объектом является: стратегия и тактика избирательных кампаний, а предметом: стратегия и тактика избирательных кампаний Саркози и Руаяль.

    Глава 1. Избирательная стратегия: функции и технологии

    Стратегическое планирование избирательных кампаний строится на основе общих принципов применения соответствующих методик, но имеет свои особенности.

    Важнейшей причиной поражения политических партий, движений и кандидатов на выборах является отсутствие стратегического планирования избирательной кампании или некачественное его выполнение. Практика выборов последних лет показывает, что отсутствие стратегии не позволяет политической партии, движению, кандидату стать лидерами избирательной кампании. Отсутствие стратегического планирования или некачественное его проведение обычно приводит к тому, что кампания кандидата способна лишь более или менее успешно реагировать на действия конкурентов, но не способна навязать им свою стратегию, свою игру, свою волю. В этой ситуации стать лидером избирательной кампании, а тем более победить кандидат может только случайно.

    Стратегию избирательной кампании можно понимать как ее основную направленность: голоса каких групп избирателей должны быть отданы за кандидата, каковы должны быть веские основания для этих избирателей проголосовать за этого кандидата, какие сообщения и через какие информационные каналы следует до них доносить, как правильно распорядиться всегда ограниченными ресурсами избирательной кампании для решения этих задач.

    Разработка стратегии избирательной кампании, ее направленности, должна сопровождаться разработкой сценариев реализации этой стратегии, т.е. укрупненных описаний одного или нескольких вариантов реализации, развертывания стратегии во времени с учетом ресурсного обеспечения и возможного противодействия конкурентов и среды, в которой развиваются события. Сценарий стратегии избирательной кампании, как правило, содержит описание ключевых моментов и периодов избирательной кампании, а также задач, которые должны быть решены к этим моментам и в течение этих периодов.

    1.1 Основные ресурсы избирательной кампании

    Американский специалист по проведению избирательных кампаний Д. Денехи считает, что в избирательной практике мы имеем лишь три основных ресурса: время, люди, деньги.

    Можно согласится с тем, что эти ресурсы главные, но в

    реальности перечень ресурсов гораздо больше:

    - структуры исполнительной власти;

    - исторические связи, аналогии;

    (избирательного объединения) кандидата;

    - политические партии, движения - союзники;

    - особенности регионального менталитета жителей;

    - друзья лидеров партии, кандидата и команды;

    - семья и родственники;

    - личный имидж кандидата;

    - региональные и местные организационные структуры партий;

    - личный опыт и знания;

    - отношения с федеральным центром и главами областей;

    - социально - экономическая программа кандидата;

    - идеологическая платформа кандидата;

    - профессиональные кадры активистов;

    - интеллект и знание политических технологий;

    - доверие жителей и т. д.

    Все перечисленные ресурсы, безусловно, сводятся к нескольким основным. И здесь нельзя не согласиться с экспертом Международного республиканского института Элизабет Дуган, которая считает, что к трем главным ресурсам (время, люди, деньги) надо еще добавить талант организатора избирательной кампании. Ведь именно он определяет, с какими ресурсами можно работать Кудинов О.П. Шипилов Г.А. Диалектика выборов. - М. ЗАО ПО “МАСТЕР”, 1997..

    Одним из важнейших ресурсов избирательной кампании является время.

    В общем случае, чем раньше кандидат или партия начинает пропагандистскую кампанию, тем лучше. Короткая кампания обычно требует больше финансовых затрат, чем та, которая развивается в течение достаточно длительного времени. По экспертным оценкам, четырехмесячная региональная кампания требует финансовых затрат примерно в 2 раза меньше, чем кампания с той же эффективностью, но проводимая в течение лишь одного месяца. Это связано прежде всего с необходимым этапом адаптации населения к кандидату. Однако для известных в регионе политиков такое соотношение может не подтвердиться.

    Процесс выявления полных ресурсов кампании носит итерационный характер. Родственники, друзья и сторонники кандидата, друзья и знакомые команды кандидата и добровольных помощников также имеют родственников друзей и знакомых. Возможно, что именно они и занимают те ключевые формальные и неформальные позиции, которые интересуют кандидата с точки зрения организации удачной пропагандистской кампании, или они являются лидерами и авторитетами для больших групп избирателей. Необходимо только найти правильные подходы к ним и научиться с ними разговаривать. Грамотно организованный процесс выявления истинных ресурсов может поэтому принести много дивидендов кампании.

    Многие кандидаты являются действующими администраторами и все же в недостаточной степени используют в проведении кампаний имеющиеся в их распоряжении ресурсы власти. Под ресурсами власти обычно понимают все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объекты власти в соответствии с целями субъекта. Среди этих ресурсов выделяются:

    - экономические (материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, земля, ископаемые и т.д.); - социальные (способность изменения социального или должностного статуса или ранга, места в социальной структуре управляемого субъекта); - информационные (знание и информация, а также средства их получения и распространения); - силовые (оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди);

    - демографические (человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы) и т.д.

    Грамотно и в соответствии с законом распорядиться ими - вот задача для кандидата Гоулд. Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании/

    /Политические исследования. М. 1993. №4..

    Одним из важнейших ресурсов является программа кандидата. Тщательная ее разработка. основанная на знании реальностей экономической и хозяйственной жизни региона, данных социально-экономической диагностики, доведение положений этой программы до решения конкретных экономических и социально-бытовых проблем небольших социальных групп населения, работников предприятий и жителей населенных пунктов может стать ведущей темой всей избирательной кампании и привлечь дополнительных сторонников.

    Важным ресурсом является и команда кандидата. Популярные и уважаемые люди в команде прибавляют популярности и самому кандидату.

    Важным ресурсом кампании представляется и образ кандидата, сформированный у населения. Соответствие образа и реальных результатов деятельности кандидата в представлении избирателей может определить исход кампании.

    Игнорирование либо недостаточно тщательная проработка этого этапа избирательной кампании может резко снизить ее эффективность при общем повышении затрат на проведение.

    Оценка личных качеств кандидата и диагностика представлений о нем, сложившихся у жителей является основой для принятия решения о формировании или корректировке образа кандидата. На этом этапе решается вопрос о степени личного участия кандидата в рекламно-агитационной кампании. Если внешность и коммуникационные качества кандидата позволяют ему «набрать очки» в личном общении с избирателями или выступая по телевидению и радио, то это один из важнейших ресурсов кампании. Если же таковых качеств у кандидата нет, то в дело вступают имиджмейкеры, которые формируют необходимый образ кандидата и продвигают его через каналы информации, прежде всего СМИ. В практике политического консультирования это называется медиатизацией кандидата.

    Сформированный таким способом «имидж» кандидата часто не имеет ничего общего с реальными личностными качествами политика Браун Л. Имидж - Путь к успеху. Спб: Питер Пресс, 1996..

    Ниже в таблице 1. предлагается перечень основных стратегических ресурсов избирательной кампании по версии он-лайн журнала о выборах избиратель.ru Он-лайн журнала о выборах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://izbiratel.ru/.

    Таблица 1. Основные стратегические ресурсы кампании

    Практика политического консалтинга последних лет показывает, что под ресурсами избирательной кампании могут служить любые возможности, источники и средства достижения целей и решения задач избирательной кампании. Основными ресурсами любой избирательной кампании являются известность кандидата, его возможности распоряжаться финансовыми средствами и его возможности получения поддержки действующей власти. При анализе ресурсов кандидата не следует пренебрегать и теми из них, которые он может использовать до официального начала избирательной кампании.

    Все достаточно значимые ресурсы избирательной кампании для удобства последующего оценивания экспертами можно классифицировать, например, по следующим 5 категориям:

    -достоинства, возможности или плюсы кандидата; - недостатки, проблемы, отсутствие возможностей или минусы кандидата; - достоинства, возможности или плюсы конкурентов, особенно основного; - недостатки, проблемы, отсутствие возможностей или минусы конкурентов, особенно основного;

    К ограничениям кандидата может относиться, например, то, что кандидат уже занимает какую-то выборную должность, должность в структурах исполнительной власти, недостаток времени или финансовых средств, принципиальный запрет на ведение негативных кампаний по отношению к конкурентам (например, эта роль поручена другому кандидату) и т.п.

    Ниже приведен примерный перечень возможных ресурсов избирательной кампании, которые могут оказаться существенными для разработки ее стратегии. Не обязательно исследовать и описывать все ниже перечисленные ресурсы, необходимо отобрать из них наиболее значимые. При необходимости к приведенному списку можно добавить другие значимые ресурсы. Каждый значимый ресурс должен быть достаточно подробно описан. Кроме того, для каждого значимого ресурса должно быть дано пояснение, почему он отнесен той или иной из 5 категорий. Желательно также указать как недостаток того или иного ресурса может быть компенсирован за счет других ресурсов. Описание и оценку значимости ресурсов избирательной кампании желательно проводить на основе опроса экспертов.

    Примерный перечень ресурсов избирательной кампании

    - Известность, стартовый рейтинг - Возможность формирования позитивного имиджа кандидата для целевых групп избирателей, наличие или отсутствие харизмы - Репутация - Связи кандидата с властными структурами, политическими и общественными организациями - Профессиональные опыт и знания - Опыт участия в избирательных кампаниях - Возраст - Навыки личного общения, умение говорить публично, перед телекамерами - Семья и родственники, возможность их использования в избирательной кампании - Друзья, возможность их использования в избирательной кампании - Биография - Характер - Быт - Прошлое, реальные дела и их оценки - Отношения с элитой и влияние на нее - Доверие избирателей - Необходимость психологической поддержки - Насколько готов постоянно участвовать в мероприятиях избирательной кампании - Воля кандидата к победе, можно ли отговорить кандидата от участия в избирательной кампании

    - Личные сбережения кандидата - Средства спонсоров, возможности их мобилизации - Средства государственного бюджета - Насколько предсказуемо поступление финансовых средств - В какие периоды избирательной кампании можно ожидать поступлений финансовых средств, насколько точно будут осуществляться платежи - Можно ли рассчитывать на формирование резерва финансовых средств или все поступления денег будут уходить на текущие платежи и ликвидацию задолженностей

    - На местах, в районах - На национальном уровне - Возможности голосования по этническому или родовому признаку - Возможности обеспечения принятия властных решений, давления на власть - Участие в избирательных комиссиях всех уровней - Возможности использования материальнотехнического обеспечения властных структур

    - Избирательная кампания уже фактически началась или начнет организовываться только после объявления об официальном ее начале - Достаточно ли времени для решения задач избирательной кампании, насколько команда кандидата готова к ним по сравнению с конкурентами - Способна ли команда вырабатывать и выполнять планыграфики кандидата, мероприятий, рекламной кампании, работы с СМИ и т.п.

    Средства массовой информации:

    - Доступность для кандидата - Влияние на избирателей - Прошлый имидж - Независимость от власти

    Издание полиграфической продукции:

    - Типографии - Художники, оформители - Компьютерный набор - Независимость от власти

    - Наличие команды кандидата, ее сплоченность, готовность работать на общий результат, опыт ведения избирательных кампаний - Команда наемная или из ближайшего окружения кандидата и тесно с ним связана - Наличие в команде креативной группы, ее возможности - Организационные возможности команды - Аналитическая группа - Группа рекламы - Группа сбора финансовых средств - Бухгалтерия - Группа материальнотехнического обеспечения - Агентура в штабах конкурентов - Распространители слухов - Возможности и варианты мотивации - Возможности контроля исполнения решений - Наличие и профессионализм прессслужбы, службы связи с общественностью - Наличие и профессионализм агитаторов - Добровольцы и ответственные за работу с ними - Возможности частичной компенсации недостатка финансовых средств работой добровольцев - Технические работники - Обеспечение безопасности - Возможности привлечения и мотивации доверенных лиц, их опыт работы, готовность работать на кандидата - Координаторы по районам, в районах по избирательным округам и участкам - Юридическое обеспечение - Поддержка политической партии или движения - Возможности создания коалиции кандидатов, возможности достижения договоренностей между ними по отдельным вопросам

    - Способна ли команда кандидата выработать концепцию, стратегию и тактику избирательной кампании, лозунги, слоганы, программу кандидата, его речи, насколько они будут действенны для избирателей

    - Уровень информационно - аналитического обеспечения в команде кандидата - Мониторинг хода избирательной кампании - Сведения о конкурентах - Анализ сильных и слабых сторон кандидата и его конкурентов - Анализ ресурсов, намерений, планов и мероприятий конкурентов и политических сил - Описание особенностей избирателей по округам, социальным группам, возможностям воздействия на принятие решения - Описание целевых групп избирателей - Оценка шансов на избрание по округам, городам, в целом - Расчет времени - Разработка специальных программ для социальных групп, районов, тренингов кандидата, подготовка публичных дебатов и т.п. - Выявление эффективности концепции и хода избирательной кампании

    - Наличие и возможность использования помещений, офисов, в том числе, в городах, районах - Средства связи - Средства транспорта - Компьютеры, принтеры, сканеры - Копировальномножительная техника - Бумага, канцелярские товары - Возможности поездок, встреч с избирателями самого кандидата и его доверенных лиц - Возможности получения готовой информации (из органов государственной власти или частных структур) - Возможности проведения исследований (социологических, фокус - групп, глубинных интервью, диагностики и т.п.). Стратегическое планирование избирательной кампании.Владимир Львович Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.democracy.ru/library/practice/candidates/elplan/index.html

    1.2 Реализация стратегии избирательной кампании

    Мероприятия и события характеризуют планируемый и прогнозируемый ход избирательной кампании. Различие между мероприятиями и событиями в том, что мероприятия планируют и проводят команды кандидата и его соперников, а события происходят относительно независимо от их усилий. Но разделить мероприятия и события бывает довольно сложно, поскольку и те и другие могут организовываться командами кандидатов, но формально проходить без их непосредственного участия. Для целей разработки стратегии избирательной кампании указанные различия между мероприятиями и событиями несущественны.

    Мероприятия и события важны для описания и оценивания методов использования ресурсов в ходе избирательной кампании, а также сценариев ее развития. Поэтому для разработки стратегии избирательной кампании необходимо описать основные ее мероприятия и события, которые, как предполагается, определят ее ход и исход, т.е. результат голосования Максимов А. Как эффективно провести избирательную кампанию. М. 1995. Все мероприятия можно объединить в 7 категорий:

    Проведение полномасштабной PR-кампании в центральных, региональных и местных СМИ - создание собственного продукта и руководство созданием (в соответствии с принятой стратегией) продукта подконтрольными СМИ: наглядная агитация (подготовка текстов, макетирование, размещение тиража), печатные СМИ, телевидение, радио.

    Проведение позитивной PR-кампании - создание и раскрутка позитивных информационных поводов по имиджу и деятельности кандидата.

    Проведение контрпропагандистской PR-кампании.

    Организация проведения "полевой" работы - митинги, шествия, пикеты, расклейка наглядной агитации, распространение наглядной и печатной продукции, организация устной агитации.

    Проведение мониторинга общественного мнения, изучение динамики политической ситуации, оценка эффективности реализуемого сценария кампании и PR-сопровождения, использование социологических данных в информационном обеспечении избирательной кампании.

    Психологическое сопровождение кампании (психологическое сопровождение и тренинг кандидата, обучение групп поддержки кандидата на встречах и групп противодействия на встречах конкурентов).

    Создание и использование новых методов в меняющихся условиях предвыборного процесса Пейн К. Хед К. 0'Коннел Ш. Стратегия планирования избирательной кампании. М. Национальный демократический институт международных отношений (США), 1995..

    1.3 Основные тактические направления

    Тактические решения, проводимые в плоскости «кандидат -- электорат», могут различаться очень сильно. В значительной мере это определяется и различием тактических задач, стоящих перед кандидатом и его имиджмейкерами (нужно ли кандидату получить или только сохранить власть, какие у него козыри, чем «подмочена» его репутация и т. п.).

    Успешная стратегия предполагает видение различных аспектов взаимоотношений с избирателями. Выбор средств ведения агитации в данном случае должен определяться, с одной стороны, максимально точными социологическими данными о состоянии внешней среды во время выборов, а с другой -- трезвой оценкой характеристик продвигаемого кандидата. Если эти характеристики входят в противоречие со стилем жизни и устремлениями избирателей, то никакие технологии не убедят их проголосовать Богомолова Л. Подводные камни рейтингов // Петербургский избиратель. - 1999. - № 5, 13. - С. 62..

    Избирательная кампания обычно разбивается на несколько этапов, т. к. в предвыборный период психоэмоциональное состояние общества очень динамично. Первый этап характеризуется растущим в обществе напряжением, и кандидату важно вовремя заявить о себе. «Чем дольше вы будете держать паузу, тем меньше грязи выльется на вашу голову», -- говорят специалисты. Следующий этап -- формирование электоральных групп предпочтений, а также образование так называемого «болота» -- значительной части населения, которая не участвует в выборах. При искусном ведении избирательной кампании можно почерпнуть немало голосов и из «болота». На данном этапе формируются, перераспределяются и закрепляются избирательские предпочтения.

    На заключительном этапе нередко наблюдается снижение социальной активности, подавленное состояние людей, уставших от массированного «промывания мозгов».

    Кандидатам в начале кампании надо изучать актуализации в сознании избирателей и методы агитации, наиболее пригодные для рекламной коммуникации. Для этого пригодны качественные методы -- фокус-группы и др. В процессе предвыборной кампании нужно постоянно следить и за конкурентами, анализировать их поведение, тактику, слова, даже жесты.

    Главные задачи кандидата в предвыборной кампании -- построение своего имиджа, разрушение чужого, защита от атак конкурентов. Центральное место здесь занимает создание собственного имиджа, т. е. образа, который мог бы быть благосклонно принят населением. Политический консультант должен чётко знать вопросы, стоящие перед ним: что побуждает людей принимать участие в политической жизни страны? Какие психологические факторы и механизмы влияют на формирование у масс образа политического лидера? Какова структура этого образа? Какой из его компонентов является наиболее важным и требующим самого пристального внимания при конструировании имиджа политика?

    Имидж -- стереоскопический шарик, и в нём существует много-много-много разных фрагментов. Доля этих фрагментов в имидже каждого конкретного политика разная в общественном сознании. В числе таких фрагментов -- политическая идеология, исповедываемая политиком, его личные качества, обаяние, образование, опыт работы, сексуальная привлекательность и т. д. Интересно, что идеологически голосует довольно малая часть общества.

    Большинство видит в политике не идеологию, а личность. «Избиратель голосует в первую очередь за личность, а отнюдь не за программу» Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М. 1999. - С. 52. Поэтому нужно, проанализировав общественные предпочтения, установить, какой тип личности наиболее востребован на данном этапе развития данного общества, и создавать этот тип.

    В процессе выстраивания имиджа выделяют следующие этапы: узнавание кандидата населением, устранение препятствий между ним и воспринимающим сознанием, склонность «объекта» воздействия поддержать данного кандидата. Эти логические фазы нельзя игнорировать -- ведь прямая агитация, т. е. переход от первого этапа сразу к третьему, не может быть настолько эффективной, насколько это было бы возможно при последовательном выстраивании имиджа. Сначала образ кандидата должен обозначиться, потом -- выделиться, отстраниться от конкурентов, освободиться от всего негативного и только потом открыто призвать население к поддержке.

    Образ кандидата, на который делается ставка в конкретной предвыборной кампании, называют «стратегическим образом». Он выстраивается на основании нескольких факторов, главнейшие из которых -- региональная обусловленность, соотнесённость с данным периодом времени, демографический и этнопсихологические факторы, ситуативная обусловленность (т.е. учёт внезапных изменений оперативной ситуации).

    Основными каналами социальной коммуникации, при помощи которых манипулятор воздействует на манипулируемого, являются СМИ, собственные издания кандидата, агитационные материалы, встречи с избирателями.

    Каждый из этих каналов необходимо использовать с учётом расслоения населения по социальным, интеллектуальным и другим признакам, с учётом местности и всех уровней восприятия (чувства, разум, подсознание). Кроме того, нужно учитывать психоэмоциональное состояние общества.

    Тем не менее, полагаться на одни лишь СМИ нельзя -- бывают ситуации, когда они в глазах населения дискредитировали себя. Существует множество альтернативных форм агитации. Например, широко известны так называемые «адресные поздравления» избирателей от кандидата («direct mail»). Личное поздравление действует как проявление уважения и признания личной значимости адресата, создавая эффект положительной реакции на фигуру самого кандидата.

    Для того, чтобы в сознании электората поддерживался постоянный «фон» сообщений о данном кандидате, необходимо создание (или «высасывание из пальца») информационных поводов. Часто приглашают для помощи известных артистов, спортсменов -- лиц, пользующихся уважением у населения.

    Кандидат должен нравиться своим избирателям -- нравиться как мужчина, отец и т. п. Политическая программа отходит на второй план, если кандидат обладает незаряудным обаянием. Здесь важно иметь хорошего психолога, который подскажет, как нужно держать себя с разной аудиторией, «куда девать руки», как улыбаться, как строить выступления и т. д.

    О «белых технологиях» трудно говорить -- для достижения эффективности почти в каждой единице агитации присутствует та или иная лукавинка, тот или иной подводный камень. Чистые избирательные технологии относятся к области утопий -- манипуляция без скрытых элементов воздействия невозможна.

    Основные тактики можно структурировать следующим образом:

    1. Формирование содержания избирательной кампании.

    Описание основных содержательных линий кампании. Основные линии кампании - распространяемые в ходе кампании смысловые блоки, обеспечивающие формирование, развитие, закрепление и коррекцию стратегического образа кандидата. Ключевые линии кампании призваны не только удовлетворять общественный спрос, но и участвовать в его формировании, создавать выигрышную для кандидата «картину мира», реагировать на основные линии кампаний конкурентов. Основные линии будут:

    эксплуатировать существующую повестку дня;

    способствовать раскрытию стратегического образа Кандидата;

    повышать актуальность для электората тем, выгодных с точки зрения позиционирования кандидата.

    Основные линии кампании будут раскрыты через: Ключевые послания - тезисы, транслирующие отдельные линии кампании кандидатом или его представителями. Ключевые послания будут адаптированы с учетом:

    специфики конкретных целевых аудиторий,

    политического контекста избирательной кампании.

    Ключевые послания должны будут обеспечить позитивную узнаваемость кандидата, служить побудительным мотивом для выбора в его пользу и актуализировать необходимость предъявления этого выбора в день голосования.

    Этапы раскрытия стратегического образа Кандидата.

    Содержание каждого этапа. Этапы раскрытия образа - последовательность раскрытия характеристик стратегического образа, включая:

    личную, профессиональную, «карьерную» историю;

    деловые и личные качества;

    программные установки и т.д.

    Этапы раскрытия образа проектируются в привязке к этапам избирательной кампании, которые выделяются на основании специфических способов реализации стратегии, целей, основных задач, основных посланий.

    Основные темы и послания каждого этапа. Описание тем должно давать представление о том, какие послания, по какому поводу и в какой момент времени нужно донести до той или иной целевой аудитории. Описание тезисов этапов:

    по характеристикам стратегического образа;

    по целевым группам;

    по актуальным проблемам.

    Событийный ряд и информационные поводы каждого этапа. Событийный ряд - набор связанных между собой общей логикой событий, с помощью которого продвигаются и подтверждаются характеристики стратегического образа. Заявления о своей исключительности в каком-либо аспекте надо подтверждать соответствующими действиями, которые должны носить планомерный и систематический характер. Событийный ряд может быть представлен:

    мероприятиями, которые уже осуществляются в политике и носят регулярный/плановый характер (официальные предвыборные мероприятия и т.п.);

    мероприятиями, которые уже запланированы Кандидатом в процессе его основной деятельности;

    специально сконструированными «под Кандидата» информационными поводами, акциями, мероприятиями.

    Формирование мотивации голосования «за» Кандидата. Мобилизация своего электората.

    Определение мотивов голосования:

    позитивных - способствующих выбору в пользу нашего Кандидата;

    негативных - способствующих выбору в пользу нашего Кандидата в противовес сопернику.

    Способы и средства активизации позитивных мотивов и использования негативных мотивов голосования с целью расширения своего электората:

    разворачивание определенных тем;

    проектирование специфических форм и видов деятельности.

    Определение территориальных зон и целевых групп, где нужна максимальная мобилизация электората. Определение зон и групп, где мобилизация электората нежелательна. Способы и средства мобилизации «своего» электората, включая:

    использование организационного/ административного ресурса;

    привлечение «держателей голосов» (в т.ч. общественных объединений, партий и т.п.);

    проектирование спецмероприятий и т.д.;

    эмоциональная актуализация тем.

    Глава 2. Анализ избирательной кампании кандидатов на выборы Президента Франции. 2007 г.

    Выборы президента Французской республики проходили в 2007 году, как и во всех предыдущих случаях в истории Пятой республики, в два тура.

    Первый тур состоялся 22 апреля 2007 года при исключительно высокой явке (84 %) и принёс лидерство двум кандидатам -- Николя Саркози (Союз за народное движение, 31,11 %) и Сеголен Руаяль (Социалистическая партия Франции, 25,84 %). Впервые во второй тур президентских выборов во Франции выходит женщина; кроме того, во второй тур возвращаются социалисты (сенсационно уступившие его на выборах 2002 Ле Пену).

    В этих выборах принимал участие также и сам Ле Пен (11 %, четвёртое место), а также занявший третье место либерал-центрист Франсуа Байру (18 %), значительно улучшивший результат сравнительно с выборами 2002 г. Остальные 8 кандидатов (включая неоднократно баллотировавшуюся троцкистку Арлетт Лагийе, известного фермера-антиглобалиста Жозе Бове и др.) получили незначительное количество голосов.

    Второй тур состоялся 6 мая при ещё более высокой явке (вопреки прогнозам, предсказывавшим её снижение) и принёс победу Николя Саркози (53, 06 %), соответственно Руаяль набрала 46, 94 %.

    Новый президент республики Николя Саркози вступил в должность 16 мая (истечение полномочий Жака Ширака).

    2.1 Анализ избирательных кампании Николя Саркози на выборы Президента Франции

    Кандидат, его действующая власть:

    Николям Поль Стефамн Саркозим де НаМдь-Бомча (фр. Nicolas Sarkozy, полное имя Nicolas Paul Stйphane Sбrkцzy de Nagy-Bуcsa; род. 28 января 1955, Париж) -- французский государственный и политический деятель, 23-й президент Французской Республики и 6-й президент Пятой Французской республики. Как президент, по должности является князем (соправителем) Андорры и великим магистром ордена Почётного легиона. Избран президентом 6 мая 2007 года, вступил в должность 16 мая, сменив на посту главы государства Жака Ширака.

    Лидер правящей партии «Союз за народное движение» (фр. Union pour un mouvement populaire, UMP) (с 2004 до вступления в должность). В 1993--1995, 2002--2004 и с 2005 по 2007 занимал министерские посты в правительстве Франции. Также до вступления в должность президента республики являлся председателем генерального совета департамента О-де-Сен.

    Во Франции известен под прозвищем «Сарко» (Sarko), которое используют как его сторонники, так и оппоненты.

    Политологи отмечают его высокие лидерские качества и харизму. По убеждениям -- правый консерватор. Выступает за снижение налогов и социальных расходов. Сторонник европейской интеграции. Судя по его выступлениям, поддерживает традиционные французские ценности светского демократического государства, которые вобрали в себя и опыт христианской цивилизации. В вопросе ассимиляции иммигрантов обращает внимание прежде всего на их способность принять эти ценности. Считается союзником США. Некоторые журналисты, критически настроенные к политике Штатов, такие, как Тьерри Мейсан, обвиняют Саркози в том, что он агент сионизма и ЦРУ. Оппоненты и многие независимые исследователи называют Саркози либералом или ультралибералом; сам он отрицает такое определение и утверждает, что он «прагматик».

    Саркози является фигурой, в высшей степени поляризующей общество. Он -- самый популярный и в то же время самый непопулярный из правых политиков последнего времени, его личность является предметом постоянной критики и насмешек со стороны левых. Распространены такие феномены, как специальные акции «анти-Саркози», голосование по принципу «кто угодно, только не он». В то же время сторонники Саркози также являются мощной и достаточно консолидированной силой.

    Карьера Саркози в сфере государственного управления началась при покровительстве Паскуа, главы RPR в департаменте О-де-Сен, и Ашиля Перетти (Achille Peretti) - мэра входящего в этот департамент богатого парижского пригорода Нейи-сюр-Сен. Именно при поддержке Перетти Саркози в 1977 году стал членом муниципального совета Нейи. В 1981 году он получил профессиональный сертификат адвоката и до 1987 года занимался частной практикой в парижской конторе Arnaud Claude был членом парижской коллегии адвокатов. Его специализацией были имущественные споры.

    В 1981 году Ширак впервые баллотировался в президенты, и Саркози стал главой молодежного комитета в его поддержку. Двумя годами позже, после смерти Перетти, Саркози был избран его преемником. Он стал самым молодым во Франции мэром крупного населенного пункта и продолжал руководить администрацией Нейи-сюр-Сен почти двадцать лет - до 2002 года. С 1986 по 1988 год Саркози был вице-президентом генерального совета департамента О-де-Сен, ответственным за вопросы образования и культуры. В 1988 году он был избран от О-де-Сен депутатом парламента Франции.

    К середине 1980-х годов Саркози оказался в ближайшем окружении Ширака - мэра Парижа и лидера RPR. В 1988 году он вновь принимал участие в избирательной кампании лидера RPR. В партийной иерархии мэр Нейи занимал ряд ответственных постов. В 1988 году был национальным секретарем RPR по делам молодежи и образования, а в 1989 году - по общественным мероприятиям, делам молодежи и образования. С 1992 по 1993 год был заместителем генерального секретаря RPR по делам профсоюзов. В 1993 году вошел в состав политбюро RPR.

    Саркози был не только политическим соратником Ширака, но и близким другом его семьи.

    Общенациональная известность впервые пришла к Саркози в 1993 году. Когда в Нейи-сюр-Сен террорист захватил заложников в детском саду, мэр, вопреки пожеланиям министра внутренних дел Паскуа, принял личное участие в разрешении кризиса. Он вел переговоры с захватчиком и добился освобождения нескольких детей. Позднее полицейские штурмовали здание и уничтожили террориста, но французам хорошо запомнился образ Саркози, выходящего из здания с освобожденным ребенком на руках.

    После этого случая Саркози стал членом правительства премьер-министра Эдуарда Балладюра (Edouard Balladur). С 1993 по 1995 год был министром бюджета, а с 1994 по 1995 год - также министром коммуникаций. Кроме того, с 1993 по 1995 год он занимал должность официального представителя правительства. Как отмечает пресса, Саркози уже тогда стал одним из наиболее заметных членов кабинета.

    Череда успехов Саркози прервалась, когда он решил на президентских выборах 1995 года поддержать не Ширака, а Балладюра. Его давний покровитель воспринял это как личное предательство, и после победы Ширака на выборах Саркози оказался в немилости и лишился места в правительстве. Ему пришлось потратить немало сил и времени, чтобы утвердиться в политике в качестве независимой фигуры.

    К 2002 году популярность мэра Нейи-сюр-Сен оказалась столь высока, что президент уже не мог ее игнорировать. Когда же Саркози поддержал Ширака на трудных выборах 2002 года, он тем самым обеспечил себе место в правительстве. На этих выборах победа Шираку далась нелегко: во втором туре он противостоял ультраправому кандидату Жану-Мари Ле Пену (Jean-Marie Le Pen), и выиграл за счет протестных голосов. Возвращение Саркози в большую политику состоялось 7 мая 2002 года. Он стал министром внутренних дел (на то время полное название должности - министр внутренних дел, внутренней безопасности и местных свобод) в кабинете Жана-Пьера Раффарена (Jean-Pierre Raffarin).

    Саркози выступил как сторонник решительных методов борьбы с преступностью. Прямолинейность высказываний, которая стала отличительной чертой образа Саркози, сделала его наиболее заметным публичным персонажем в кабинете Раффарена. Журналисты обращают внимание на одно из достижений министерства внутренних дел в этот период - арест Ивана Колонна (Yvan Colonna), который в течение четырех лет разыскивался за убийство префекта на острове Корсика.

    1 апреля 2004 года, в новом составе правительства Раффарена, Саркози стал государственным министром и министром экономики, финансов и промышленности. В тот же день он был избран председателем генерального совета департамента О-де-Сен. На новом министерском посту Саркози продемонстрировал подход к экономическим вопросам, который впоследствии стал его характерной чертой как кандидата в президенты. С одной стороны, он пытался стимулировать рыночные отношения, а с другой - использовал методы экономического протекционизма. В частности, по его инициативе было проведено слияние двух французских фармацевтических компаний - с целью не допустить на национальный рынок швейцарского фармацевтического гиганта Novartis. Саркози также направил государственные фонды на спасение французской промышленной корпорации Alstom.

    Средства массовой информации

    Противостояние Саркози с окружением Ширака в 2006 году набирало силу. Именно сторонников президента министр внутренних дел обвинял в раздувании в 2005 году скандала вокруг его отношений с женой. Когда Сесилия покинула мужа и сына и уехала с любовником в Нью-Йорк, семейные неурядицы Саркози получили широкое освещение во французской прессе. В конце концов, Саркози удалось добиться возвращения Сесилии и супружеского примирения. Впоследствии, с приближением президентских выборов, Сесилия Саркози стала одним из главных политических советников мужа.

    Примерно в одно время с обсуждением личной жизни Саркози в прессе появились слухи о том, что он коррумпирован. Речь шла о его связях с обанкротившейся офшорной фирмой Clearstream. Персональную вину за распространение этих слухов Саркози возложил на своего конкурента - де Вильпена. Несмотря на все опровержения, прозвучавшие со стороны премьера, министр внутренних дел приобрел в глазах французов ореол невинной жертвы соперника-клеветника.

    Как отмечают наблюдатели, после возвращения в большую политику в 2002 году именно Саркози, а не президент или премьер, стал наиболее ярким публичным политиком страны. Поэтому неудивительно, что к лету 2006 года де Вильпен уже не мог составить ему серьезной конкуренции в борьбе за голоса правого центра. Значительную роль в перераспределении симпатий избирателей сыграли студенческие беспорядки, продолжавшиеся с февраля по апрель 2006 года. Молодые люди протестовали против детища де Вильпена - законопроекта о контракте первого найма (Contrat premiere embauche). Этот законопроект устанавливал трехлетний испытательный срок для работников моложе 26 лет, в течение которого работодатель мог без труда прибегнуть к увольнению. Целью законопроекта была борьба с молодежной безработицей, но восприняли его как удар по социальной защите молодых сотрудников. В апреле законопроект был отозван, и популярность де Вильпена серьезно пострадала. Саркози же, напротив, в ходе беспорядков призывал руководство страны прислушаться к требованиям студентов.

    2.2 Анализ избирательной кампании Сеголен Руаяль на выборы Президента Франции

    Сеголен Руаяль (Мари-Сеголен; фр. Marie-Sйgolиne Royal, р. 22 сентября 1953, Дакар, Сенегал) -- французский политик-социалист, представитель нового поколения этой партии, усилившегося после неудач правых кабинетов в 2005--2006, член Национальной Ассамблеи, кандидат на пост президента Франции от Социалистической партии Франции на президентских выборах-2007 (первая женщина, выдвинутая в президенты от крупнейших партий). Вышла с Николя Саркози во второй тур, где потерпела поражение, набрав почти 47 % голосов.

    В 1992--1993 была министром по делам окружающей среды в правительстве Пьера Береговуа. В 1997--2002 была заместителем министра (в разных министерствах) в следующем (пока последнем) социалистическом правительстве Лионеля Жоспена.

    В 2004 избрана главой региона Пуату-Шарант (одержала победу над Ж. П. Раффареном, тогда действующим премьер-министром, на его родине).

    После общественных выступлений в связи с контрактом первого найма 2006 г. начала рассматриваться многими аналитиками как один из наиболее вероятных кандидатов на победу на французских президентских выборах 2007 года. Изначально ожидалось, что её основным соперником станет Николя Саркози (противостояние Sйgo-Sarko).

    Несмотря на то, что продолжающий сохранять влияние на СПФ Лионель Жоспен в октябре 2006 г. резко высказался против её кандидатуры, партия 16 ноября 2006 г. выдвинула Руаяль своим кандидатом на президентский пост. Она опередила таких влиятельных претендентов от СПФ как Доминик Стросс-Кан и бывший премьер-министр Лоран Фабиус.

    Руаяль вела очень активную избирательную кампанию, много выступая по радио и телевидению, встречаясь с избирателями почти во всех значительных городах и акцентируя внимание на правах иммигрантов (участники беспорядков 2005 г. были настроены крайне против Саркози) и социальных гарантиях. Набрав в первом туре 22 апреля 26 % голосов и выйдя во второй тур вместе с опередившим её Саркози, Руаяль получила прямую поддержку большинства левых партий, а также косвенную со стороны Франсуа Байру, заявившего, что не будет голосовать за Саркози. Однако с февраля 2007 года Руаяль неизменно отставала от Саркози по рейтингу. На поражении Руаяль во втором туре 6 мая (46,94 % голосов), возможно, сказались и её излишне эмоциональные высказывания между турами, когда она назвала Саркози «опасностью». Признав поражение на встрече со своим штабом вечером 6 мая, Руаяль заявила, что продолжит борьбу, благодарит своих сторонников и призывает их не расслабляться.

    Главные фавориты президентской гонки принадлежат к противоположным политическим формированиям и, соответственно, придерживаются различных политических взглядов, но, тем не менее, есть нечто общее, что их объединяет. Это не только возраст (им чуть за пятьдесят), примерно одинаковое образование (изучали политические науки, работали адвокатами), послужной список (были министрами в составе нескольких правительств, депутатами парламента), партийная карьера (стали партийными активистами ещё в студенческие годы, быстро продвигались по партийной лестнице), наконец, присущая обоим кандидатам харизматичность и нацеленность на результат. Главное их сходство состоит в том, что и Саркози, и Руаяль являются воплощением перемен, востребованных французским обществом. Они, если хотите, - носители идей «французской перестройки» начала ХХI века. Если с именем Николя Саркози связывается возрождение правых сил, их теоретического багажа, то Сеголен Руаяль - новое лицо французских социалистов, с большим трудом пытающихся выработать «левую идею» применительно к реалиям нового века. А платформы кандидатов в президенты от СНД и ФСП - это, по сути, две программы модернизации Франции. Жёсткий её сценарий - это Саркози, умеренный - это Руаяль.

    Также общим является нежелание обоих говорить о своих финансах.

    Глава 3. Оценка эффективности избирательной кампании Саркози на выборах Президента Франции. Сравнительный анализ выборов 2002 г. и 2007г.

    3.1 Сравнительный анализ выборов 2002г. и 2007г.

    Всего же в этом году зарегистрировались 44 508 224 избирателя -- на 3,3 млн больше, чем во время предыдущих президентских выборов в 2002 году. Уже к полудню на участках побывал 31% избирателей -- на 8% больше, чем в 2002-м. К пяти вечера проголосовали уже 74% французов -- уже на 15% больше, чем в прошлый раз. А к половине седьмого явка превысила 87% -- рекорд в истории Пятой республики.

    Вообще нынешняя избирательная кампания побила все рекорды активности избирателей. Никогда еще во Франции политики не собирали такое количество людей на свои предвыборные митинги. Никогда политические передачи не пользовались во Франции такой бешеной популярностью. Даже книги о политиках, которые обычно пылятся на полках, распродавались невиданными тиражами.

    Подобный всплеск избирательной активности социологи объясняют несколькими причинами. Во-первых, французы боятся повторения истории 2002 года. Тогда из-за пассивности избирателей, уверенных в том, что выиграет лидер социалистов Лионель Жоспен, во второй тур вопреки ожиданиям вышли действующий президент Жак Ширак и Жан-Мари Ле Пен. Как признался потом сам господин Ширак, "у французов во втором туре не осталось выбора", кроме как поддержать его.

    Во-вторых, в этом году Франция выбирает новое направление развития. И в любом случае выбор будет сделан в пользу политика нового, послевоенного поколения. Каждый из кандидатов (и даже по-своему Ле Пен) призывает порвать с прошлым: быть ближе к людям, сократить расходы на власть, поменять социально-экономическую модель развития.

    Президентские выборы во Франции 2002 года получили широкий международный резонанс, поскольку ознаменовались скандальной сенсацией. Неожиданно главный соперник действующего президента республики Жака Ширака премьер-министр Франции социалист Лионель Жоспен не прошёл во второй тур, уступив в первом туре 21 апреля менее 1 % ультраправому кандидату, лидеру Национального фронта Жан Мари Ле Пену. Это второй случай в послевоенной истории Франции, когда левые потерпели поражение в первом туре президентских выборов (первый раз в 1969, когда во второй тур вышли голлист Жорж Помпиду и центрист Ален Поэр). На поражение Жоспена отчасти повлияла распылённость левого электората (например, три кандидата-троцкиста набрали в совокупности 10 % голосов), отчасти непопулярные реформы и вялая избирательная кампания, а также самый высокий с 1969 уровень неявки избирателей. Успех Ле Пена стал частью общеевропейской тенденции усиления националистов. Путь к президентскому олимпу лидер Национального фронта начал в 1974 и с тех пор неуклонно улучшал свой результат с 0,74 % до 15 % в 1995.