Руководства, Инструкции, Бланки

передаточная тележка инструкция img-1

передаточная тележка инструкция

Рейтинг: 4.8/5.0 (1794 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Требования охраны труда при работе на электромеханизированных передаточных тележках

Требования охраны труда при работе на электромеханизированных передаточных тележках.

16.1 Управлять передаточными тележками с электроприводом может работник, допущенный к самостоятельной работе по основной профессии, прошедший специальное обучение и допущенный к управлению передаточными тележками распоряжением руководителя структурного подразделения.

Работник, имеющий право управлять тележками, должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.

16.2 Требования безопасности, предъявляемые к механизированным передаточным тележкам с электроприводом:

- пульты управления передаточными тележками должны располагаться в таких местах, чтобы лицо, управляющее тележкой, могло просматривать весь путь движения передаточной тележки;

- в тех случаях, когда путь движения тележки имеет не просматриваемые участки, необходимо оборудовать дополнительные дублирующие пульты управления;

- органы управления передаточными тележками на пультах управления должны иметь четкие надписи и стрелки с указанием направления перемещения;

- передаточные тележки и их рельсовые пути должны быть заземлены;

- электрооборудование тележек, работающих во взрывопожароопасных и пожароопасных помещениях, должно иметь соответствующий уровень защиты;

- передаточные тележки оборудуются тормозами, конечными выключателями и звуковой сигнализацией, включающейся одновременно с тележкой;

- колеса тележек должны иметь ограждение (щитки). Зазор между ограждением и рельсом не должен превышать 10мм;

- на видном месте платформы тележки должны быть нанесены её номер и грузоподъёмность;

- пульт управления передаточной тележкой оборудуется электроблокировочным замком с ключом - биркой.

16.3 Ключ-бирку передаточной тележки хранить в месте недоступном для посторонних лиц в специальном, закрываемом на замок ящике (шкафу).

16.4 При пересечении пути движения передаточной тележки с пешеходным маршрутом, при ограниченной видимости движущейся тележки или возможности внезапного появления тележки для пешеходов, должно быть установлено над пешеходной дорожкой световое табло: «ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕТ ПЕРЕДАТОЧНАЯ ТЕЛЕЖКА!», включающиеся одновременно с передвижением тележки.

16.5 Передаточные тележки оборудуются для перевозки конкретного вида груза. При необходимости перевозки другого груза должны быть установлены специальные крепления, обеспечивающие устойчивое положение груза не тележке.

16.6 Грузы, перемещаемые тележками, не должны выступать за ее габариты более чем на одну треть размера платформы, между конструкциями здания, оборудования или складируемыми материалами должно быть не менее 0,7метра по обе стороны тележки.

16.7 Пути передвижения тележек должны иметь тупиковые упоры.

16.8 Для передаточных тележек, передвигающихся с помощью тросотянущих лебедок, механизмы лебедок и блоков должны иметь ограждение высотой не менее 1метра. Пути таких тележек не должны пересекать пешеходных маршрутов.

16.9 При выполнении работ по перевозке грузов на тележке следует:

- получить ключ-бирку у ответственного лица, с записью в журнале приёма-выдачи;

- устанавливать груз равномерно по всей платформе, начиная от центра;

- крупногабаритные детали большой массы устанавливать только по центру тележки во избежание ее опрокидывания;

- неустойчивые и круглые предметы надежно крепить на платформе;

- круглые детали большого диаметра и массы устанавливать на специальные подставки;

- после окончания работ сдать ключ-бирку ответственному лицу, с записью в журнале приёма-выдачи ключ-бирок.

16.10 Во время работы не допускать:

- ударов груза о платформу;

- нарушения габаритов тележки;

16.11 Разгрузку тележки производить в направлении от краев к центру.

16.12 Не загромождать габариты тележки и пешеходные проходы.

16.13 Внимательно следить за движением тележки, состоянием грузов.

16.14 При появлении людей на путях тележки движение прекратить.

16.15 Работнику, допущенному к управлению передаточной тележкой, запрещается:

- перевозить людей на платформе;

- допускать удары тележки о тупики;

- находиться на платформе во время подъёма или опускания груза, а также во время движения тележки;

- брать на « буксир» и толкать с помощью тележки другие транспортные средства;

- пользоваться концевыми выключателями как рабочим органом для остановки тележки;

- заклинивать органы управления;

- прыгать с платформы.

16.16 Для подъёма на платформу тележки и спуска с неё пользоваться специально оборудованной лестницей.

16.17 Конструкция и эксплуатация тележки должны исключать возможность опрокидывания тележки при погрузке, разгрузке и транспортировании грузов.

16.18 Длина тормозного пути передаточной тележки должна быть не менее величины, указанной в паспорте тележки.

16.19 В каждом подразделении, имеющем передаточные тележки, распоряжением руководителя должны быть определены лица из числа руководителей и специалистов, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тележек.

16.20 Ремонт и техническое обслуживание оборудования передаточных тележек, путей производить по наряду-допуску формы НД – «Северсталь».

Другие статьи

Напольные рельсовые передаточные тележки

Охрана труда в условиях повышенной опасности
Напольные рельсовые передаточные тележки

На промышленных предприятиях широко применяются механизированные передаточные тележки с электрическим приводом. Их используют, в основном, для связи пролетов, обслуживаемых грузоподъемными кранами. Ими передают металл, литье, поковки, конструкции и другие заготовки к местам технологического передела, готовую продукцию на площадки отгрузки и т.д.

К обслуживанию электропередаточных тележек допускаются лица, которые достигли 18-летнего возраста, прошли профмедосмотр, обучение, аттестацию комиссией, имеют необходимые знания по устройству тележек, безопасной эксплуатации, погрузке, разгрузке, перемещению грузов, а также обладают достаточными практическими навыками управления. Обязательным условием для назначения таких работников является распоряжение по цеху (отделу, предприятию). Список лиц, допущенных к управлению тележками, должен быть объявлен в цехе, на участке эксплуатации. Такие требования на первый взгляд кажутся слишком высокими, но они более чем оправданы. Практика убеждает в справедливости этих требований. Допуск к управлению тележками случайных людей приводит к серьезным, последствиям.

В цехе металлоконструкций на одном рельсовом пути длинного пролета работали две передаточные тележки. Тупиками или какими-либо другими средствами зоны их действия разделены не были. Рабочий, подогнав одну из тележек к другой и зайдя в образовавшееся между ними небольшое пространство попросил рядом стоящего отогнать вторую тележку, мешавшую дальнейшему продвижению вперед. Тот, не зная управления тележкой, привел ее в движение не в противоположную от первой сторону, а наоборот,— к ней и зажал человека между тележками.

Элементарное незнание управления и отсутствие стрелок указателей движения у пусковой кнопки ведет к несчастным случаям.

В каждом цехе, на каждом участке устанавливается порядок своевременного квалифицированного технического обслуживания и контроля за состоянием тележек. Обычно ответственность за технически исправное и отвечающее требованиям состояние электропередаточных тележек и их безопасную эксплуатацию возлагается на механика, энергетика, сменных руководителей производства и начальника цеха. Для повседневного технического обслуживания тележек и содержания их в исправном состоянии механик и энергетик цеха должны назначать постоянных специалистов в каждой смене. Они обязаны в начале смены проверить техническое состояние тележек, записать в специальном, журнале заключение о возможности их эксплуатации. Тележки должны иметь цеховой номер, постоянные, места стоянки, на которых есть соответствующие плакаты (знаки) с указанием номера тележки. Во избежание наезда на людей тележки оборудуются звуковым сигналом, сблокированным с пусковым устройством. Сигнал должен постоянно звучать при движении тележки. На каждой тележке или на закрепленном на ней трафарете четко наносятся стрелки, указывающие направление движения тележки при ее включении. Надпись должна соответствовать аналогичному указателю на кнопочной станции. Вращающиеся части тележки необходимо ограждать. Еще бывают иногда случаи наезда, тележки на людей или случайные предметы в габаритах движения. При этом основная причина травмирования — открытые со стороны лобовой части механизм передвижения или ходовые колеса. Если ограждение вращающихся частей не предусмотрено в проекте (что, безусловно, является его недостатком), то до эксплуатации тележек следует устанавливать торцевую защиту с обеих сторон по их ходу. Рукоятки рубильников, питающих тележки во время продолжительной стоянки и ремонтов, должны запираться в выключенном положении с соблюдением других мер, гарантирующих безопасность работающих.

Особенно важное условие безопасности — оборудование тележек, ключами-бирками, с тем чтобы обесточивать их в нерабочее время и исключить запуск случайными лицами. Это та техническая мера, которая предупреждает несчастные случаи при обстоятельствах, указанных выше, т. е. при допуске к управлению тележками необученных людей. Только наличие ключа-бирки дает право и создает техническую возможность пускать тележку,в работу или ремонтировать ее, нагружать, разгружать и пр. К бирке прикрепляется ключ от механического замка, включенного в систему электрических контактов- таким образом, чтобы при его запирании замыкалась цепь катушки линейного контактора. При этом замок должен быть устроен так, чтобы при, извлечении из него ключа электрические контакторы, включенные в цепь катушки, размыкались (рисунок). Любые ремонты тележки могут выполняться только с соблюдением мер безопасности, предусмотренных бирочной системой, аналогичной той, которая применяется при ремонте кранов.

Платформы тележек следует оборудовать устройствами, исключающими падение и скатывание грузов. Зазоры в рельсовых стыках путей передвижения тележек не должны превышать 5— 8 мм. Уступы в стыках не допускаются. Пути для передвижения тележек следует укладывать строго горизонтально, без уклонов. Настилы над каналами, где уложены троллеи, питающие тележки, Должны быть надежными, ровными, с рифлением. Зазор для токосъемников не должен превышать 50 мм. Если питание тележек осуществляется через кабель, который при движенин тележки наматывается. на барабан и разматывается при движении в обратном направлении, должны быть приняты меры, исключающие повреждение кабеля

Пусковые станции на тележках рекомендуется устанавливать в диагонально-противоположных углах тележки и подключать через кабель длиной не менее 2,0 — 2,5 м, с надежным заземлением и так, чтобы при включении тележка двигалась в сторону от рабочего, управляющего ею. На каждой кнопочной станции должно быть не более одной пусковой кнопки, которая (при прекращении нажатия на нее) обеспечивает немедленную остановку. При этом категорически запрещается установка пусковых станций непосредственно на конструкции тележки.

Чем вызваны эти условия?

При включении тележки она должна двигаться от человека, управляющего ею. Это необходимо для исключения наезда на него. Кроме того, человек, вызывающий движение тележки от себя, при достаточной длине кабеля передвигается вслед за тележкой, находясь за пределами габаритов и зоны возможного падения груза (при нарушении порядка погрузки). Габарит движения должен быть свободным. Тележка загружается с учетом ее грузоподъемности и устойчивости грузов таким образом, чтобы груз не мешал свободному просмотру площади в направлении движения. Каждый раз перед включением тележки рабочий должен убедиться в отсутствии людей на пути следования. Если люди не уходит с пути или на нем (в его габаритах) находятся случайные предметы, тележку следует выключать до полной безопасности движения. В ходе эксплуатации тележек особенно внимательно надо следить за равномерным распределением груза и обязательным его размещением в пределах габаритов платформы. Груз укладывают устойчиво и. безопасно, без перегрузок. Возможность его падения должна быть исключена. Самое серьезное значение следует придавать надежной укладке и креплению деталей сложной (неустойчивой) конфигурации, катучих предметов. В практике известны случаи падения грузов с тележек.

На одном из предприятий произошел несчастный случай с подкрановым рабочим, участвовавшим в работах по передаче литья прокатных валков в цех со склада полуфабрикатов. Расследованием были установлены причины: бесконтрольность, опасное и запрещенное расположение валков на электрифицированной тележке в два яруса при передаче их для обработки, из-за чего при торможении один валок с тележки упал.

В другом случае в литейном цехе при отделке и покраске изготовленного стержня на нем были обнаружены трещины. Исправление не дало результатов и стерженщица решила вывезти бракованный стержень на передаточной тележке для разбивки на выбивной решетке. После установки на передаточную тележку стержня он свалился, упавшие куски нанесли стерженщице травму.

На участке, где эксплуатируются тележки, руководители и технологи должны разрабатывать технологические инструкции по безопасному пользованию тележками. Установлен порядок, запрещающий эксплуатацию тележек при наличии каких бы то ни было, даже самых незначительных, неисправностей механизмов привода, электрооборудования, при отсутствии или нарушении заземления, неисправностях звукового сигнала и т. д. Нельзя перемещать тележку под грузами, перевозимыми грузоподъемными механизмами, приводить в движение до полного освобождения груза от чалочных приспособлений, подводить до соприкосновения с упорами (тупиками). Строго запрещается перевозить на тележках людей, ядовитые, огнеопасные, взрывоопасные, радиоактивные грузы. В заводских документах, регламентирующих безопасную работу тележек, следует предусматривать достаточное освещение пути и участков передвижения, запрещение сближения на расстоянии менее 5 м действующих на одном пути тележек или подающихся на этот же путь железнодорожных вагонов. Должно быть запрещено также любое, даже самое незначительное, перемещение железнодорожных вагонов с помощью передаточных тележек. Эти условия должны гарантироваться техническими средствами. Необходимо обеспечивать меры безопасности при погрузке, разгрузке тележек, при этом пребывание людей в зоне грузоподъемных средств, которые выполняют эти работы, недопустимо.

Охрана труда Законодательство и РД

Тележка передаточная

Тележка передаточная

Тележка передаточная

Тележки передаточные предназначены для перевозки грузов, заготовок в таре и навалом в цеховых и складских помещениях.Тележки представляют собой самоходную платформу с кабельным электропитанием. Электропривод состоит из двигателя переменного тока, редуктора, муфты, тормоза и цепных передач.Для питания электропривода установлен кабельный барабан. В барабане имеются токосъемные щетки, механизм укладки кабеля и фрикционный механизм. Фрикционный механизм выполнен так, что при движении тележки туда и обратно кабель наматывается на барабан и разматывается с него с некоторой натяжкой (возможны и другие варианты установки токопитающего кабеля.Управление тележкой производится с кнопочного пульта управления, в толчковом режиме. Пульт управления связан с тележкой гибким кабелем и в нерабочем состоянии подвешивается к раме тележки с помощью крючка.

1. Тележка передаточная ТЖА – 16.

  • Грузоподъемность, кг - 5000
  • Скорость передвижения, м/сек - 0,3
  • Привод:
    • - электродвигатель - 4А100L6У3
    • - мощность, кВт - 2,2
    • - угловая скорость, об/мин - 1000
    • - редуктор - Ч100-25-2-2
    • - тормоз - ТКТ-100
    • - напряжение, В - 380/220
  • Габариты тележки, мм - 3 300х1 600х540
  • Ширина колеи, мм - 800 (по центру рельса Р24)
  • Масса тележки, кг - 960
  • Кабелеукладчик, м - до 30

2. Тележка транспортная механизированная ТМТ – 2101.

Предназначена для механизации доставки грузов массой до 10т на расстояние до 60 метров. Устанавливается в помещениях и на открытых площадках.

  • Тип тележки - приводная шлейфная
  • Грузоподъемность, кг - 10 000
  • Скорость передвижения, м/мин - 30
  • Диаметр ходовых колёс, мм - 400
  • Мощность электродвигателя привода передвижения,кВт - 2,2
  • Управление тележкой с пульта -
    • переносного
    • стационарного
  • Габариты тележки, мм - 6 000х2 030х583
  • Ширина колеи, мм 1 - 520
  • Масса тележки, кг - 1750
  • Способ электропитания - кабельное (в кабельном канале)

3. Тележка транспортная механизированная ТМТ – 2101Б.

Предназначена для механизации доставки грузов массой до 15т на расстояние до 60 метров. Устанавливается в помещениях и на открытых площадках.

  • Тип тележки - приводная шлейфная
  • Грузоподъемность, кг - 15 000
  • Скорость передвижения, м/мин - 30
  • Управление тележкой - с пульта
  • Габариты тележки, мм - 6 000х2 030х583
  • Ширина колеи, мм - 1 520
  • Привод тележки:
    • редуктор - Ц2У-160-40-12КУ2
    • электродвигатель АИР 100S4У3; 3 кВт
    • тормоз ТКТ 100
    • цепная передача цепь 2ПР-19,05 ГОСТ 13568
  • Масса, кг - 2700
  • Способ электропитания - кабельное (в кабельном канале)

Предназначена для механизации доставки грузов массой до 20т на расстояние до 60 метров. Устанавливается в помещениях и на открытых площадках.

  • Тип тележки - приводная шлейфная
  • Грузоподъемность, кг - 20 000
  • Скорость передвижения, м/мин - 30
  • Управление тележкой - с пульта
  • Габариты тележки, мм - 6 000х2 030х653
  • Ширина колеи, мм - 1 520
  • Привод тележки:
    • редуктор Ц2У-160-40-12КУ2
    • электродвигатель АИР 100S4У3; 3 кВт
    • тормоз ТКТ 100
    • цепная передача цепь 2ПР-19,05 ГОСТ 13568
  • Масса, кг 3 - 100
  • Способ электропитания - кабельное (в кабельном канале)
  • Обратная связь

    Тали России крюки грузовые 2014

  • Передаточные рельсовые тележки Промышленные тележки на рельсах цеховые тележки на полимерных колесах – ООО «ОМП»

    Передаточные тележки

    Привод рельсовой тележки: электрический | пневматический | тросовый

    Наибольшее распространение имеет электрический привод тележки рельсовой, как наиболее простой и дешевый в реализации и достаточно надежный. Использование пневматического или гидравлического привода тележки ведет к дополнительным затратам на обеспечение инфраструктуры (гидростанция/компрессор, система подготовки и очистки масла/воздуха). Платформу рельсовую с пневматическим приводом целесообразно использовать, где велик риск повреждения питающего кабеля и поражения электрическим током, а также для соблюдения требования по взрывозащите оборудования (если таковые имеются). Тележка грузовая рельсовая с тросовым приводом — это более дешевой альтернативой для взрывозащищенного помещения, т. к. из взрывоопасной зоны вынесены все элементы электрических систем.

    Способ подвода электропитания передаточной тележки: шлейфовая | барабанная | троллейная | генераторная | аккумуляторная | тросовый привод

    Тележка передаточная. в зависимости от назначения может иметь различные системы подачи электрического питания. Шлейфовая — самый дешевый вариант, кабель тянется за рельсовой передаточной тележкой. Со временем кабель стирается в процессе эксплуатации, есть риск его повреждения (для телеги на рельсах) Барабанная — в процессе перемещения кабель тележки наматывается на барабан с электрическим или пружинным приводом. Кабельный барабан с пружинным приводом относительно дешев, но может быть использован для расстояний до 40–50 м. Использование электрического привода в тележке ведет к увеличению длины кабеля и значительному увеличению стоимости кабельного барабана. Троллейная система снимает ограничение на длину пути тележки, но требует дополнительных затрат. Токопроводящие шины тележки могут быть смонтированы ниже уровня пола или на высоте, чтобы не мешать проезду транспорта и уменьшить риск поражения электрическим током. Если рельсовая тележка оснащена аккумулятором или генератором, то это позволяет значительно увеличить расстояния, на которых она применяется. Генератор передаточной тележки, чаще используется на дизельном топливе, как менее взрывоопасном, может быть использован с воздушным или водяным охлаждением. Генератор с водяным охлаждением не имеет проблем с запуском при отрицательных температурах, но имеет большие габариты и стоимость.

    Управление: кабельное | радио

    Обычный кабельный пульт, смонтированный стационарно, подключенный к рельсовой тележке кабелем или установленный непосредственно на передаточной тележке, несомненно, является наиболее надежным и дешевым вариантом управления. Но если его использует длинномерная рельсовая платформа или его применяют при перемещении высокого груза, обзор оператора становится ограниченным. Пульт радиоуправления более удобен в эксплуатации, позволяет увеличить безопасность использования платформы, т. к. оператор тележки не ограничен в перемещении и может лучше контролировать возможные помехи движению передаточной тележки по рельсам. Также один пульт радиоуправления может быть использован для управления несколькими исполнительными механизмами (кранами, тележками).

    Способ пуска электродвигателя: прямой | плавный старт | частотный преобразователь

    Привод с электродвигателем наиболее распространенный на рельсовых тележках. В самых простых системах пуска двигателя применяются электромагнитные пускатели, непосредственно подключающие двигатель к источнику питания. Это приводит к 6–10 кратным пусковым токам, резкому толчку груза и повышенному износу механических частей. Ситуацию можно несколько исправить, переключая схемы питания «звезда» – «треугольник» и используя двухскоростные электродвигатели. Защита двигателя от перегрузок, как правило, ограничивается тепловым реле и автоматическим выключателем (либо мотор-автомат).

    Использование устройства плавного пуска, при несущественном увеличении стоимости, позволяет значительно улучшить характеристики привода рельсовой тележки (установив время разгона и торможения), обеспечить большую надежность (электронный контроль обрыва фаз, перегрузки, подключение датчика температуры).

    Наибольшую свободу дает применение частотного преобразователя. Кроме возможностей устройства плавного пуска, частотный преобразователь позволяет в широких пределах регулировать скорость передвижения передаточной тележки, например: на различных участках пути, грузовая рельсовая тележка может менять способ движения — рабочий – холостой ход, снижать скорость ближе к концу пути для более точного позиционирования по концевому выключателю. Еще одна возможность, которую дает регулировка частоты вращения ротора электродвигателя, — бОльшая свобода в выборе пропорции диаметр – колеса – редуктор – электродвигатель. Т.е. если рельсовая платформа имеет жестко заданную скорость перемещения, то, регулируя обороты двигателя (в небольших пределах, не внося погрешности в его динамические характеристики), можно выбрать редуктор с передаточным числом или ребордные колеса, имеющиеся в наличии, сократив срок поставки. Как правило, частотные преобразователи тележек имеют несколько цифровых и аналоговых входов и выходов, что позволяет запрограммировать достаточно сложную логику работы оборудования.

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗКЕ И ВЫГРУЗКЕ - транспортеры, тяжеловесное индустриальное оборудование, самоходная тележка, рельсовая тележка,

    ПЛАТФОРМЕННАЯ ТЕЛЕЖКА СКЛАДНАЯ РЕЛЬСОВАЯ, КОЛЕСНАЯ

    Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена:

    T ележки самоходные применяются для транспортировки тяжелогрузного, объемного оборудования, сырья, готовой продукции. Платформенная тележка-транспортер изготовляются грузоподъемностью 5 тонн и выше. Транспортерная тележка самоходная (электротележка) исполняется как с приводом, так и без привода.

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗКЕ И ВЫГРУЗКЕ

    Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена:

    1)выбором способа производства работ, подъемно-транспортного оборудования и технологической оснастки;

    2)подготовкой и организацией мест производства работ;

    3)применением средств защиты работающих;

    4)проведением медицинского осмотра лиц, допущенных к работе, и их обучением;

    Выбор способов производства работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем:

    1)механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

    2)применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;

    3)эксплуатации производственного оборудования в соответствии с нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами;

    4)применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;

    5)правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;

    6)соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

    На места производства работ и к оборудованию не должны допускаться лица, не имеющие прямого отношения к этим работам. Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке и разгрузке подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием. Перед началом работы лицом, работающим на данном механизме, должно быть проверено наличие и исправность погрузочно-разгрузочных устройств, грузозахватных приспособлений и инструментов. Подъем и перемещение тяжестей женщинами и лицами моложе восемнадцати лет должны производиться с учетом норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную и норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Перемещение грузов массой более 20 кг и на расстояние более 25 м в технологическом процессе необходимо производить с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации. Механизированный способ перемещения грузов является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м. Погрузка, размещение и крепление грузов на подвижном составе должны обеспечивать возможность их безопасной последующей выгрузки. Выгруженные или подготовленные к погрузке грузы вблизи железнодорожных путей должны быть уложены и закреплены так, чтобы не нарушался габарит приближения строений. Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте их укладки, считая от головки рельса, до 1,2 м должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2,0 м, а при большей высоте - не менее 2,5 м.

    Вагоны к местам погрузки и выгрузки должны подаваться и убираться в соответствии с технологическим процессом работы структурного подразделения. К погрузке, разгрузке и подготовке вагонов под погрузку разрешается приступать только после их закрепления на фронте выгрузки в соответствии с требованиями Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и ограждения переносными сигналами в соответствии с требованиями Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. Не допускается производство погрузочно-разгрузочных работ при проведении маневров с подвижным составом. Порядок передвижения вагонов с применением средств малой механизации в зависимости от местных условий устанавливается инструкциями, утверждаемыми начальником отделения железной дороги. При открытии дверей крытых вагонов запрещается находиться против дверей во избежание падения на открывающего двери или находящегося в вагоне груза. Грузчики при открытии двери вагона должны находиться сбоку и открывать дверь на себя, держась за ее поручни. Запрещается, открывая дверь, упираться в кронштейн и налегать на дверь. Закрывать двери крытого вагона необходимо находясь сбоку и двигать дверь за поручни от себя. Открывая борта железнодорожных платформ, работники должны находиться со стороны торцов борта во избежание удара падающим бортом. Закрывать борта платформ следует в таком порядке: поднимается торцовый борт, при этом работники должны находиться со стороны торцов борта, и после того, как один из работников, находясь на вагоне, будет удерживать торцовый борт, остальные работники должны поднимать продольные борта. Запрещается при этих операциях находиться против борта. Открытие и закрытие неисправных бортов платформы должно производиться под руководством мастера или бригадира. Производство работ грузоподъемными кранами и их эксплуатация должны осуществляться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин). Для строповки грузов должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей стропов и угла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90 градусов.

    Для обеспечения безопасного перемещения, кантовки, погрузки и выгрузки грузов на каждом месте производства погрузочно-разгрузочных работ с применением механизмов должны быть разработаны и вывешены схемы строповки наиболее часто встречающихся грузов.

    Груз, на который не разработаны схемы строповки, перемещается в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое определяет безопасный и надежный способ строповки. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих режущие кромки и углы, следует применять прокладки, предотвращающие выход из строя грузозахватных устройств. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ должен быть установлен порядок обмена условными сигналами (сигнализация) между подающим сигналы (стропальщиком) и машинистом подъемно-транспортного оборудования. Перед подъемом и перемещением грузов краном должны быть проверены устойчивость грузов и правильность их строповки.

    При погрузке и выгрузке груз должен быть предварительно приподнят краном на высоту не более 0,2 - 0,3 м для проверки правильности строповки. При обнаружении неравномерности натяжения строп и ненадежности строповки груза необходимо подать команду "Опустить груз", предварительно подложив под груз прокладки, и произвести перестроповку. Груз или грузозахватное приспособление при горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. При производстве погрузочно-разгрузочных работ не допускается нахождение посторонних людей в зоне работы грузоподъемных кранов. Не разрешается опускать груз в полувагон, кузов автомобиля, а также поднимать его при нахождении людей в полувагоне, кабине или кузове автомобиля.

    Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки. Маневрирование транспортных средств с грузами после снятия крепления с грузов не допускается. При перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием нахождение на нем людей не допускается. Люди должны находиться на расстоянии не менее 5 м от радиуса поворота рабочих органов подъемно-транспортного оборудования.

    Перемещение груза над помещениями и транспортными средствами, где находятся люди, не допускается. Перемещение груза не должно производиться при нахождении людей на маршруте его перемещения. Стропальщик должен удалиться в безопасное место после проверки надежности строповки груза и его подъема на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки). Запрещается оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания.

    Для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их подъема или перемещения следует применять оттяжки, при этом рабочие должны находиться на расстоянии не менее 5 м от вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшей точки груза. Запрещается:

    1)подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном;

    2)подтаскивание груза по земле, полу или рельсам крюком крана при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов;

    3)освобождение краном защемленных грузом стропов, канатов или цепей;

    4)подъем груза непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой, а также механизмами подъема и телескопирования стрелы крана.

    Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана, при снегопаде, дожде или тумане и в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз. По сигналу "Стоп" работа крана должна быть прекращена независимо от того, кем он подан.

    При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением машин непрерывного транспорта (конвейеров, транспортеров, элеваторов, штабелеров) должна обеспечиваться равномерная загрузка их рабочих органов и устойчивое положение груза, перемещаемого на них. Подача и снятие груза с рабочего органа машины должны производиться при помощи специальных подающих и приемных устройств.

    Запрещается работать на конвейере при перекосе транспортерной ленты или при внезапной ее остановке, а также очищать движущуюся ленту и производить уборку просыпи под транспортерной лентой или барабанами при работающем конвейере. Во время работы конвейера запрещается ремонтировать, перемещать или изменять положение фермы конвейера.

    При возникновении опасных и вредных производственных факторов вследствие воздействия метеорологических условий на физико-химическое состояние груза погрузочно-разгрузочные работы должны быть прекращены или приняты меры по созданию безопасных условий труда.

    Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии со СНиП 23-05, ОСТ 32.120 и отраслевыми нормами естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта. Освещенность должна быть равномерной, без слепящего воздействия светильников на работающих. Типы осветительных приборов следует выбирать в зависимости от условий воздушной среды рабочей зоны производственных помещений, свойств и характера перерабатываемых грузов. На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей грузов, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах между штабелями грузов. Ширина проездов между штабелями грузов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования.

    При укладке грузов (кроме сыпучих) должны быть приняты меры, предотвращающие защемление или примерзание их к покрытию площадки. Разборка штабеля груза должна производиться только сверху вниз.

    Проходы и места для складирования должны быть выровнены, не иметь ям, рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами. Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности.

    При погрузке груза на автотранспорт водитель автомашины должен выйти из кабины и руководить размещением груза в кузове. Груз в кузове укладывается на прокладки. Увязку и крепление груза в кузове стропальщики (грузчики) производят по указанию водителя. Подниматься в кузов машины для отцепки строп или проверки состояния груза можно только после того, как груз опущен, и стропы ослаблены или вилы погрузчика находятся за пределами кузова. При загрузке автомобиля груз не должен возвышаться над проезжей частью дороги более чем на 3,8 м и иметь ширину не более 2,5 м. Открывать и закрывать борта кузова транспортного средства разрешается не менее чем двум работникам. При этом необходимо убедиться в безопасном расположении груза.

    Запор борта платформы необходимо открывать в первую очередь в середине, затем у торцов платформы. Работник при этом должен находиться на расстоянии не менее 1 м от борта платформы. На электрифицированных путях запрещается подниматься на крыши вагонов, на груженые платформы, полувагоны и контейнеры. Площадки для промежуточного складирования грузов должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог. При промежуточном складировании грузов должны быть предусмотрены мероприятия и средства, обеспечивающие устойчивость и надежность уложенных грузов.

    Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться в спецодежде и спецобуви с применением защитных и предохранительных средств. При погрузке и выгрузке пылящих грузов должны применяться противопыльные респираторы и защитные очки, а при работе с опасными грузами - фильтрующие противогазовые респираторы типа РПГ-67, респираторы РУ-60МУ с противогазовыми патронами (А, В, КД, Д, Г в зависимости от грузов). При использовании респираторов их фильтры должны меняться по мере загрязнения, но не реже одного раза в рабочую смену. Конкретные виды и марки средств защиты органов дыхания должны определяться в зависимости от вида перерабатываемого груза. При работе в противогазах и респираторах рабочим периодически должен предоставляться отдых продолжительностью не менее 15 мин. со снятым противогазом или респиратором в месте, свободном от пыления или выделения вредных веществ.

    Продолжительность отдыха устанавливается администрацией структурного подразделения по согласованию с государственным центром санэпиднадзора.

    Для защиты кожных покровов от воздействия различных вредных веществ рабочие должны быть обеспечены защитными пастами и мазями.

    При выполнении работ на высоте работникам должны выдаваться предохранительные пояса и страховочные канаты. Предохранительный пояс и страховочный канат должны осматриваться перед каждым применением и испытываться один раз в шесть месяцев. Результаты испытаний должны заноситься в журнал, а к предохранительному поясу крепится бирка, на которой должен быть указан инвентарный номер и дата испытания.

    При наличии опасности падения предметов сверху работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски установленных образцов. Работники, подвергающиеся воздействию высоких уровней шума, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты органов слуха (наушниками, вкладышами), предусмотренными ГОСТ 12.4.051. Работники при получении спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты и в последующем при проведении повторных инструктажей на рабочем месте должны быть проинструктированы о порядке пользования этими средствами, проверки их исправности и ознакомлены с требованиями по уходу за ними.

    К погрузочно-разгрузочным работам не должны допускаться работники в неисправной и загрязненной спецодежде и с другими неисправными средствами индивидуальной защиты. Все средства индивидуальной защиты должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам и испытаниям в порядке и в сроки, установленные нормативно-технической документацией на эти средства. После окончания работы с пылящими и опасными грузами транспортные средства, грузовые машины и механизмы, оборудование, инвентарь, тара, защитные устройства и приспособления, загрязненные вредными веществами, а также места россыпи (разлива) опасных веществ необходимо подвергнуть тщательной механической зачистке с последующим обезвреживанием (при необходимости).

    Основными средствами обезвреживания являются растворы щелочей (3-процентная каустическая сода, 5-процентная кальцинированная сода, 10-процентная свежегашеная известь), кашица хлорной извести (одна часть хлорной извести на три части воды). Обезвреживание должно производиться в соответствии с требованиями, изложенными в санитарных правилах при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

    После работ, связанных с погрузкой, выгрузкой пека, ядохимикатов, сырья животного происхождения, ядовитых сильнодействующих веществ, пылящих грузов, кислот и щелочей, спецодежда должна подвергаться обеспыливанию, а при необходимости обезвреживанию. Обезвреживание спецодежды должно производиться в соответствии с требованиями, изложенными в санитарных правилах при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. После окончания работ и в перерыве между работами груз, грузозахватные приспособления и механизмы (ковш, грейфер, рама, электромагнит) не должны оставаться в поднятом положении, рубильник в кабине крановщика или на портале должен быть отключен и заперт на замок. По окончании работы башенного, портального, козлового крана и мостового перегружателя кабина управления должна быть заперта на замок, кран укреплен всеми имеющимися на нем противоугонными устройствами.

    После выполнения работ необходимо привести в порядок рабочее место, проходы и проезды должны быть свободными и установленных габаритов, погрузочно-разгрузочные средства, инструмент и приспособления должны быть очищены, приведены в порядок и сданы на хранение. Обо всех замечаниях и выявленных при работе неисправностях необходимо сообщить руководителю работ (мастеру, бригадиру) и сменщику.