Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция педагог-психолог в школе img-1

должностная инструкция педагог-психолог в школе

Рейтинг: 4.6/5.0 (1825 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция педагога-психолога средней общеобразовательной школы

Должностные инcтрукции
  • О профилактике
    злоупотребления ПАВ
  • Об анализе
    и планировании
  • Дистанционное
    обучение
    детей с ОВЗ
  • Преемственность
    сопровождения
  • Требования
    к программе
  • Анализ
    работы
  • Планирование
    работы
  • Учет
    работы
  • Должностные
    инструкции
  • Диагностическое
    заключение

Должностные инструкции составляются на основе тарифно-квалификационных характеристик. Инструкции должны ежегодно пересмативаться, в них вносятся изменения с соответсвии с изменившимися условиями (может измениться контингент учащихся, задачи образоватеьлного учреждения, квалификация психолога, штатное расписание и пр.). Ежегодно пересмотренная инструкция утверждается руководителем образовательного учреждения и подписывается педагогом-психологом. Педагогу-психологу полезно иметь тест своей должностной инструкции в своей папке с рабочими документами.

В качестве одного из возможных вариантов ниже приводится должностная инструкция педагога-психолога, позамиствованная в Высокоключевой школеГатчинского района

Утверждаю _________________________ В. М. Баева «___»___________________ 20____ г. Высокоключевая средняя школа Гатчинского района Ленинградской области Должностная инструкция педагога-психолога высшей квалификационной категории Трошагина М. И. 1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.

1.2. Педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно директору школы, а по профессиональной – руководителю психологической службы управления образования района.

1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом и законами Ленинградской области, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, Правительства Ленинградской области и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией).

1.5. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Главной задачей педагога-психолога является создание условий для полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию.

Работа педагога психолога осуществляется по следующим основным направлениям:

2.3. психологическое консультирование;

2.4. психокоррекция и развитие.

3. Должностные обязанности

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. составляет план работы на год

3.2. проводит психопрофилактическую, диагностическую, коррекционную и консультационную работу с учащимися, консультативную работу по поводу учащихся с учителями и родителями;

3.3. в соответствии с планом или по запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности;

3.4. участвует в приеме детей в первые классы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению, совместно с учителем разрабатывает программу индивидуальной работы с детьми для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе;

3.5. проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней – в среднюю общеобразовательную, составляя совместно с учителем программу индивидуальной работы с детьми с учетом их психологической готовности к обучению на новом этапе;

3.6. организует психолого-педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;

3.7. разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка;

3.8. проводит индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;

3.9. принимает участие в работе педсоветов, методических объединений педагогов-психологов, общешкольных и классных родительских собраний, подготавливает необходимую информацию для педагогического совета для решения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся;

3.10. ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в школе, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми (взрослый – ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый – взрослый), консультирует работников школы по широкому кругу профессиональных и личных проблем;

3.11. ведет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы по установленной форме;

3.12. обеспечивает безопасное проведение психологической работы;

3.13. соблюдает права и свободы обучающихся;

3.14. систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

3.15. соблюдает этические нормы психолога и этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах;

3.16. организует пополнение кабинета психолога оборудованием, обеспечивает сохранность подотчетного оборудования;

3.17. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, ухудшающих психологический климат в школе и условия необходимые для полноценного личностного и интеллектуального развития детей.

4. Права

Педагог-психолог имеет право:

4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. повышать квалификацию;

4.7. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.8. самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;

4.9. требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

4.10. отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога;

4.11. иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;

5. Ответственность

5.1. Педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Для организации работы психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик и т. п.

На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск, и т. п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.

6.1. работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы, при составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней по окончании каждой учебной четверти;

6.3. представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц по окончании учебного года;

6.4. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правогого характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. получает от руководителя психологической службы управления образованием района информацию организационно-методического характера;

6.6. работает в тесном контакте с учителями, родителями, обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С инструкцией ознакомлен _________________ М. И. Трошагин

«___» _____________ 20____ г.

Другие статьи

Должностная инструкция педагога-психолога

Должностная инструкция педагога-психолога

[число, месяц, год]

Должностная инструкция педагога-психолога [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога-психолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-психолог должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Декларацию прав и свобод человека;

- Конвенцию о правах ребенка;

- нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;

- педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

- основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

- методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

- методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

- методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

- основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Педагогу-психологу запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагога-психолога;

- использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя]

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях.

2.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

2.3. Способствует гармонизации социальной сферы образовательной организации и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

2.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

2.5. Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

2.6. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.7. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.8. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.

2.9. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.

2.10. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

2.11. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

2.12. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.

2.13. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.14. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.

2.15. Консультирует работников образовательной организации по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

2.16. Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).

2.17. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.18. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.21. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.22. Уважает честь и достоинство обучающихся, воспитанников и других участников образовательных отношений.

2.23. Развивает у обучающихся, воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся (воспитанников, детей) культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.24. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.25. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся, воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.29. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.30. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-психолог имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности обучающихся, воспитанников, утвержденные руководством образовательной организации.

3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы.

3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.5. В необходимых случаях вызывать от лица образовательной организации родителей учащихся (лиц, их заменяющих).

3.6. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-психолог несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[число, месяц, год]

Материал по психологии по теме: должностная инструкция педагога-психолога школы

Материал по психологии по теме:
должностная инструкция педагога-психолога школы

БОУ города Омска «Открытая (сменная)

общеобразовательная школа №13»

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Трудовым кодексом РФ, на основе квалификационной характеристики педагога-психолога образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.

1. Общие положения.

1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.

1.2. Педагог-психолог должен иметь высшее или среднее психологическое образование либо высшее или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору школы.

1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья, профориентации, занятости и социальной защиты обучающихся (воспитанников); трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом), требованиями ФГОС нового поколения и рекомендациями по их реализации. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:

2.1. психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе;

2.2. профилактика возникновения социальной дезадаптации;

2.3. оказание психологической, коррекционной помощи обучающимся и другим участникам образовательного процесса;

3. Должностные обязанности.

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения;

3.2. содействует охране прав обучающихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации;

3.3. способствует гармонизации и стабилизации микроклимата школы и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

3.4. определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию им различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);

3.5. проводит индивидуальную работу с обучающимися «группы риска», определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию; анализирует проблемы в рамках своей компетенции.

3.6 проводит работу с обучающимися, состоящими на профилактических учётах (анализ причин совершения правонарушений, изучение личности обучающихся, совершивших правонарушение, разработка рекомендаций для педагогов по социализации обучающихся, участие в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения, оказание консультативной индивидуальной помощи в конкретной ситуации).

3.7. проводит консультации для обучающихся, родителей (законных представителей), педагогического коллектива с целью решения конкретных психолого-педагогических проблем;

3.8. проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

3.9. опирается во всех видах своей деятельности на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий;

3.10. составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;

3.11. ведет документацию по установленной форме и использует ее исключительно в профессиональных целях;

3.12. участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям ФГОС;

3.13. способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

3.14. участвует в формировании психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуру полового воспитания;

3.15. консультирует работников школы по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);

3.16. участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);

3.17. знает приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т.п.;

3.18. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

3.19. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;

3.20. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.21. выполняет правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

Педагог-психолог имеет право:

4.1. самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с обучающимися, их родителями и педагогами, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;

4.2. отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для их успешного выполнения;

4.3. обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка;

4.4. знакомиться с проектами решений руководства школы, касающимися его деятельности;

4.7. повышать квалификацию, аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.8. защищать свою профессиональную честь и достоинство.

В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагог-психолог несет ответственность:

5.1. за жизнь и здоровье обучающихся во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся во время проведения подобных мероприятий;

5.2. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утвержденному директором школы;

6.2. планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года;

6.4. получает от администрации школы материалы нормативно-правового и организационно-методического характера;

6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и медицинскими работниками школы, родителями (законными представителями) обучающихся.

С должностной инструкцией ознакомлена

Должностная инструкция педагога-психолога

Должностная инструкция педагога-психолога 1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характеристики воспитателя, утвержденной приказом Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н в составе раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

1.2. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3.Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требования к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы..

1.4.Педагог-психолог подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-методической работе школы.

1.5.Педагогу-психологу непосредственно подчиняются:

  • классные руководители по вопросам социальной защиты учащихся.

1.6.В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, административным, трудовым и хозяйственным законодательством, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

2.Должностные обязанности

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательном учреждении.

2.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

2.3. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказании. Им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

2.4.Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

2.5. Проводит психологическую диагностику: используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы .

2.6. Проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологических наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.7. Составляет психолого – педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся и воспитанников.

2.8. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.

2.9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.

2.10.Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

2.11. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.

2.12. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных)в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.13.Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуры полового воспитания.

2.14. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников. практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально- психологической компетенции обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (законных представителей).

2.15. Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).

2.16. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, воспитанников, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.17. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям).

2.18. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

2.19. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка;
  • Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;
  • Общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.
  • Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
  • Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации;, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
  • Методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
  • Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • Методы убеждения, аргументации своей позиции, установление контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • Правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Права

Педагог-психолог имеет право:

  • в разработке психологической политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов,
  • в разработке, реализации и корректировке программ образовательной деятельности с учётом психолого-педагогических особенностей обучающихся,
  • в разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности,
  • в ведении переговоров с партнёрами по проектам и программам развития психологической службы.
  • о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами психолого-педагогической поддержки обучающихся,
  • о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ психолого-педагогической поддержки обучающихся.

4.3.Устанавливать от имени школы:

  • деловые контакты с лицами и организациями, которые будут способствовать развитию психологической службы школы.
  • для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам психолого-педагогической поддержки обучающихся.

4.5.Контролировать и оценивать:

  • ход и результаты проектов и программ психолого-педагогической поддержки обучающихся, налагать вето на те из них, которые чреваты отрицательным влиянием на психику обучающихся, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий,
  • уровень психологического комфорта участников образовательного процесса.
  • на любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, предупредив об этом педагога не позднее чем накануне (без права входить в помещение после начала мероприятия и делать педагогу замечания).
  • в работе педагогического совета.
  • к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.
5. Ответственность

5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, педагог-психолог может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3.За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущёрба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6.Взаимооотношения. Связи по должности

6.1.Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 30-часовой рабочей недели и утверждённому директором школы.

6.2.Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть под руководством заместителя директора по УВР.

План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3.Представляет заместителю директора по УВР письменный отчёт о своей деятельности по окончании каждой учебной четверти и учебного года.

6.4.Получает от директора школы, заместителя директора по УВР информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

6.6.Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.