Руководства, Инструкции, Бланки

образец ходатайство о производстве экологической экспертизы. img-1

образец ходатайство о производстве экологической экспертизы.

Рейтинг: 4.8/5.0 (1806 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как проводится государственная экологическая экспертиза?

Как проводится государственная экологическая экспертиза?

Государственная экологическая экспертизапреследует основную цель — предотвращение отрицательного влияния последствий человеческой деятельности на состояние окружающей среды. В каких случаях проводится такая процедура, каков ее регламент и возможные результаты — ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертизапроводится на 2 уровнях:

  • на федеральном госуслуга предоставляется Росприроднадзором и его территориальными органами (п. 9 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды от 06.05.2014 № 204);
  • на региональном процедуру осуществляет уполномоченный орган госвласти субъекта РФ (абз. 3 п. 1 ст. 6 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ).

Срок реализации государственной экологической экспертизы по общему правилу не должен превышать 3 месяцев (п. 4 ст. 14 закона № 174-ФЗ), но:

  • По желанию заказчика в допустимых законом случаях может быть увеличен на 1 месяц.
  • При отсутствии согласия более чем трети списочного состава экспертной комиссии с результатами, занесенными в проект сводного заключения по итогам обследования приказом Росприроднадзора, может быть увеличен (п. 22 Положения о порядке проведения ГЭЭ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698). Общий срок проведения экспертизы при этом не может превышать 6 месяцев (абз. 4 п. 12 указанного Положения).

Заказчик государственной экологической экспертизы обязан оплатить ее проведение предварительно (п. 2 ст. 14 закона № 174-ФЗ). Размер и порядок внесения госпошлины и иных видов оплаты определяются уполномоченным госорганом на основании сметы расходов (п. 23 Административного регламента).

Специализированное подразделение Росприроднадзора или уполномоченный орган госвласти субъекта РФ формируют экспертную комиссию, которая будет заниматься проведением государственной экологической экспертизы (п. 5 ст. 14 закона № 174-ФЗ).

Итоги экспертизы отражаются в заключении экспертной комиссии (п. 7 указанной статьи).

Перечень административных процедур при проведении ГЭЭ

Государственная экологическая экспертиза федерального уровня подробно рассматривается в упомянутом Административном регламенте. Предоставление аналогичной услуги на региональном уровне осуществляется с учетом положений Административного регламента, разработанного и утвержденного в отдельном субъекте РФ (например, Административный регламент предоставления госуслуги по проведению ГЭЭ объектов регионального уровня в ХМАО — Югре, утвержденный приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны ОС, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО — Югры от 14.10.2014 № 24-нп).

Независимо от уровня ГЭЭ процедура состоит из следующих этапов:

  • Прием и регистрация заявления, комплекта документов от заказчика. На основании указанной документации будет инициировано проведение ГЭЭ. Представить документы (см. перечень в пп. 1–1.1 ст. 14 закона № 174-ФЗ) можно как лично, так и по почте либо в электронном формате (пп. 33–34 Административного регламента).
  • Изучение заявления и представленных материалов. Проводится ответственным исполнителем. Выявленные в документации недостатки должны быть исправлены заказчиком в установленный срок. В противном случае документы будут возвращены ему без проведения ГЭЭ (п. 42 Административного регламента).
  • Осуществление межведомственных запросов. Документы, указанные в пп. 16 и 17 Административного регламента, запрашиваются госорганом самостоятельно (п. 45 Административного регламента).
  • Издание приказа о подготовке и реализации ГЭЭ. Осуществляется в течение 1 месяца (для объектов, указанных в пп. 7.1 и 7.3 закона № 174-ФЗ, — 3 дней) с момента получения полного комплекта документов (п. 49 Административного регламента).
  • Проведение ГЭЭ. На основании приказа (п. 51 Административного регламента).
  • Выдача заключения ГЭЭ. На основании приказа (п. 65 Административного регламента).
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня перечислены в ст. 11 закона № 174-ФЗ. К ним в том числе относятся:

  • проекты документации нормативно-технического характера, методические рекомендации и инструкции в сфере охраны окружающей среды (далее — ОС), утверждаемые компетентными госорганами РФ;
  • проекты документации о разделе продукции, целевых программ федерального уровня, реализация которых предполагает воздействие на ОС;
  • проекты техдокументации на новые изобретения;
  • документы, содержащие обоснования лицензий, выдаваемых на отдельные виды деятельности, реализация которых может оказывать влияние на ОС;
  • материалы, содержащие обоснования получения конкретными участками статуса особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация объектов, реализация которых предполагается на землях ООПТ федерального уровня, объектов, используемых под размещение опасных отходов, ликвидации горных выработок, создания искусственных земельных участков и т. д.

Примеры объектов ГЭЭ федерального уровня: объект размещения отходов южного участка Ириклинского месторождения известняков, реконструкция свалки до уровня полигона промотходов на станции Орск и т. д.

Государственной экологической экспертизе подлежат все объекты, реализация которых может повлечь негативные последствия для ОС (абз. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ).

Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Также без одобрения компетентной комиссии объект не может быть профинансирован (абз. 2 п. 5 ст. 18 указанного закона).

Срок проведения ГЭЭ для объектов, перечисленных в пп. 7.1, 7.3 ст. 11 закона № 174-ФЗ, не может превышать 3 месяцев (абз. 3 п. 11 приказа Минприроды № 204).

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня

Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится для объектов, перечисленных в ст. 12 закона № 174-ФЗ.

Органы, уполномоченные на проведение ГЭЭ, перед началом процедуры определяют, к какому уровню относится объект, подлежащий обследованию.

Обычно используются следующие критерии:

  • территориальные пределы распространения возможного негативного воздействия объекта (например, на площади 2 и более субъектов РФ);
  • будут ли при эксплуатации объекта расходоваться природные ресурсы, отнесенные к ведению РФ;
  • будет ли указанная деятельность задевать интересы соседних государств;
  • нужно ли будет при реализации исследуемого объекта использовать природные ресурсы соседних государств;
  • каков объем иностранных инвестиций в данную деятельность.

Срок проведения ГЭЭ объектов, указанных в п. 4.1 ст. 12 закона № 174-ФЗ, не может превышать 3 месяцев (п. 4.1 ст. 14 указанного закона).

Примеры объектов ГЭЭ регионального уровня: газопровод высокого давления / распределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения жилых домов в с. Марково Петушинского района Владимирской области, проектные материалы объекта обслуживания (мелкорозничной торговой сети) — торгового центра «Эталон» во Владимире и т. д.

Заключение государственной экологической экспертизы

По итогам государственной экологической экспертизы оформляется заключение(п. 1 ст. 18 закона № 174-ФЗ).

Такое заключение может быть (п. 5 указанной статьи, п. 20 Положения):

  • положительным — при соответствии исследуемого объекта требованиям экологической безопасности (например, заключение № 3 экспертной комиссии ГЭЭ по материалам проектной документации «Строительство полигона твердых бытовых отходов в п. Давенда Могочинского района Забайкальского края», утвержденное приказом управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 16.08.2012 № 217-Э);
  • отрицательным — если такой объект признан несоответствующим указанным требованиям (например, заключение экспертной комиссии ГЭЭ по материалам проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов с. Сакмара Сакмарского района Оренбургской области», утвержденное приказом управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 26.05.2014) или необходима доработка документации с учетом комментариев экспертной комиссии.

Заключение ГЭЭ обретает юридическую силу в момент его согласования компетентным федеральным органом исполнительной власти или соответствующих органов субъекта РФ (п. 4 ст. 18 закона № 174-ФЗ).

Заключение государственной экологической экспертизы объекта направляется заказчику в течение 5 календарных дней со дня его согласования (п. 27 Положения).

Заключение может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 18 закона № 174-ФЗ). Например, решение АС г. Москвы от 13.08.2013 по делу № А40-11533/2013.

Таким образом, проведение государственной экологической экспертизы возможно на 2 уровнях — федеральном и региональном. По результатам такой экспертизы выдается заключение, которое может быть положительным или отрицательным в зависимости от результатов обследования объекта государственной экологической экспертизы. Отрицательное заключение выдается не только в случае недопустимости эксплуатации указанного объекта, но и если представленная заказчиком документация нуждается в доработке.

Заключение ГЭЭ может быть оспорено в суде.

Видео

Другие статьи

Ходатайство об экологической экспертизе

Ходатайство об экологической экспертизе

При защите права на благоприятную окружающую среду возможно потребуется заявить ходатайство об экологической экспертизе. Экологический вред подлежит возмещению причинителем такого вреда в полном объеме – это закреплено ГК РФ.

Проведение экологической экспертизы, как деятельности по установлению соблюдения законодательства, регламентов и норм в области охраны окружающей среды, регулируется специальным Законом № 174-ФЗ. Им можно воспользоваться, чтобы разобраться, должна ли была проводиться экологическая экспертиза данного объекта или деятельности. Но этот Закон не распространяется на судебные экспертизы, проведение которых регламентировано нормами ГПК РФ.

Пример ходатайства об экологической экспертизе

В Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики

Заявитель (Истец ): Охно Ойбек Камалович,

адрес: 427370, с. Сюмси,

ул. Ленинская, 72

в рамках дела № 6-2642/2016

о возмещении вреда

Ходатайство об экологической экспертизе

В производстве Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики находится гражданское дело № 6-2642/2016 по иску, поданному мной к Семенову Валентину Павловичу о возмещении ущерба, причиненного вследствие совершения Ответчиком экологического правонарушения. Подача иска обусловлена привлечением Ответчика к административной ответственности по ст. 8.6. КоАП РФ вследствие нарушения правил обращения с пестицидами. Так как Семенов В.П. является моим соседом, его неправомерные действия причинили вред не только его земельному участку, но и моему, а также негативно отразились на состоянии окружающей среды в нашей местности.

Поскольку в соответствии с определением судьи о принятии искового заявления к производству и назначении предварительного заседания, на истца возложена обязанность доказать факт причинения вреда и оценить его размер, самостоятельно сделать это не представляется возможным. Для подтверждения обстоятельств, входящих в круг доказывания по данному гражданскому делу требуются специальные познания в экологической сфере.

Учитывая требования ст. 79 ГПК РФ о возможности назначения судебной экспертизы по ходатайству одной из сторон при выявлении необходимости применения специальных знаний, прошу оказать содействие в назначении экологической экспертизы.

Проведение экологической экспертизы позволит объективно оценить угрозу окружающей среде и причинения вреда имуществу Истца вследствие совершения Ответчиком экологического правонарушения, что будет способствовать всестороннему и наиболее полному исследованию доказательств по гражданскому делу .

В рамках экологической экспертизы на разрешение эксперта прошу обозначить следующие вопросы:

  1. Является ли земельный участок Ответчика местом негативного антропогенного воздействия? Причины такого влияния?
  2. Находится источник такого воздействия на земельном участке Истца или Ответчика, какие вещества создают угрозу окружающей среде?
  3. Как распространяются опасные для здоровья людей и окружающей среды вещества?
  4. Какие негативные последствия имеются обычно в результате воздействия вредных веществ на почву? В течение какого периода времени?
  5. Какова предельно допустимая концентрация вредных веществ допускается для земельных участков нашего типа?
  6. Имеются ли последствия негативного воздействия вредных веществ на земельный участок Истца, в чем они выражены.
  7. Имелась ли возможность предотвратить негативное воздействие на участок Истца, что для этого требовалось?

Поручить проведение экологической экспертизы прошу Государственному бюро экспертиз, оплату расходов возложить на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 79 ГПК РФ,

  1. Назначить экологическую экспертизу, на разрешение которой поставить вышеперечисленные вопросы.

20.05.2016 г. Охно О.К.

Общие рекомендации по составлению ходатайства об экологической экспертизе

В настоящее время экологическая экспертиза является самостоятельным видом экспертиз. При оценке ее необходимости, важно отграничить ее от строительной. технической (когда требуется оценка угрозы жизни и здоровью вследствие нарушения строительных и технических норм и правил), землеустроительной экспертиз (оценка соблюдения кадастровых и земельных требований). Экологическая экспертиза всегда связана с оценкой той или иной деятельности, имевшего место факта на состояние окружающей среды.

Объектами экологической экспертизы могут быть: почва, воздух, водные объекты, радиационная обстановка, оценка деятельности предприятий.

Вопросы для эксперта необходимо определять индивидуально в зависимости от существа дела, подлежащих доказыванию обстоятельств. Здесь может помочь консультация со специалистами.

Как составить и подать в суд ходатайство об экологической экспертизе

Ходатайство об экологической экспертизе может быть заявлено устно или подготовлено в письменном виде. Последний вариант – предпочтительнее. Текст ходатайства должен содержать:

  • необходимость назначения и цель проведения экологической экспертизы;
  • перечень вопросов для эксперта, связанных с защитой окружающей среды;
  • оплата экспертизы за счет заявителя.

Ходатайство желательно заявить в предварительном судебном заседании, чтобы не затягивать процесс рассмотрения дела.

Судебно-экологическая экспертиза

Цель проведения экспертизы

Количество дел, рассматриваемых арбитражными судами, основанных на нарушении требований природоохранного законодательства, в общем объеме дел крайне незначительно.
В то же время рассмотрение данной категории дел вызывает у суда вопросы в отношении точного экономического расчета причиненного вреда, с особенными подходами, которые должны отражать специфику природных объектов, исследование сложных естественных механизмов взаимодействия явлений и предметов природы, воздействие на здоровье человека изменений в природных условиях в результате антропогенного влияния производственной деятельности, степень допустимости использования традиционных гражданско-правовых категорий, содержать определения критериев, установленные факты причинения вреда, а также методики оценки размера причиненного вреда.
Существенные трудности, с которыми сталкиваются суды при рассмотрении подобных дел, - это определение порядка и способов возмещения вреда окружающей среде. В связи с этим необходимо учитывать следующее.
В российском гражданском и экологическом законодательстве закреплен принцип возмещения экологического вреда в полном объеме. Это означает, что независимо от того, предусматривает ли законодательство пределы гражданско-правовой ответственности для причинителя вреда, потерпевший должен получить полную компенсацию. Обязанность возместить ущерб ложится на причинителя вреда.
За некоторыми исключениями в отношении объектов, для которых обязательное страхование ответственности не предусмотрено, действует общее правило, в соответствии с которым такой объект компенсирует вред, причиненный повреждением природных объектов или здоровья гражданам, юридическим лицам или государству, экологическим правонарушением, в полном объеме из собственных средств, включая средства добровольного страхования.
Решение о компенсации вреда выносится судами общей юрисдикции или арбитражными судами в порядке искового судопроизводства. Одновременно с решением суда о возложении обязанности на ответчика компенсировать вред суд вправе по соответствующему иску обязать ответчика приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Однако такое решение может быть принято судом только в случае, если вред причинен объектом производственной деятельности и дальнейшая эксплуатация этого объекта продолжает причинять вред или угрожает новым вредом. Суд имеет право отказать в иске о приостановлении либо о прекращении деятельности, если это противоречит общественным интересам. Однако такой отказ не лишает права потерпевших на возмещение вреда в дальнейшем.
Вред в соответствии со ст. 1082 ГК РФ по решению суда возмещается причинителем вреда либо лицом, ответственным за причинение вреда, в натуре (реальное возмещение вреда) или в денежном выражении в порядке возмещения причиненных убытков. Это означает, что поврежденный в результате правонарушения либо аварии природный объект должен быть восстановлен, т.е. приведен в прежнее состояние силами и за счет лица, причинившего вред, либо потерпевшему должна быть предоставлена денежная компенсация исходя из методик расчета вреда либо установленных такс.
Суть проблемы заключается в том, что во многих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить нарушенные природные условия - очистить водный объект от загрязняющих веществ, посадить уничтоженный лес, восстановить популяцию рыб и т.д. В связи с этим, денежная компенсация является наиболее удобным и часто используемым способом возмещения экологического вреда.
Бывают ситуации, когда устранить экологический вред вообще невозможно, например, при незаконной добыче полезных ископаемых. Изъятые из недр полезные ископаемые не могут быть возвращены на прежнее место, и поэтому компенсация превращается в получение платежа за незаконно добытые полезные ископаемые в виде убытков государству.
Денежная компенсация за причинение экологического вреда повреждением или уничтожением природных объектов должна рассчитываться исходя из понесенных убытков, т.е. фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, а также упущенной выгоды, под которой понимаются неполученные доходы, которые потерпевший мог бы получить при обычных условиях природопользования, если бы его право не было нарушено. Определение денежного размера причиненного вреда является одним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность состоит в том, что природные объекты не имеют заранее зафиксированной цены, поэтому используются различные способы определения причиненного вреда и размера его компенсации.
Убытки и упущенная выгода рассчитываются с применением установленных методик и такс определения вреда, в том числе с использованием кадастровой оценки природных ресурсов, а также путем калькуляции стоимости работ по восстановлению.
Общий порядок определения подлежащих взысканию сумм в счет возмещения ущерба определен Госкомэкологией 6 сентября 1999 г. в Методических указаниях по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений.
Следует учитывать, что в отличие от эколого-экономической ответственности (ответственность за правомерный, разрешенный и вынужденный по объективным обстоятельствам вред), наступающей непосредственно по факту причинения вреда независимо от вины в действиях самого причинителя, эколого-правовая ответственность (ответственность за виновное и противоправное деяние) наступает только в случаях, когда причиненный вред является нарушением требований природоохранного законодательства. Основанием эколого-правовой ответственности является не факт возникновения вреда, а факт совершения экологического правонарушения.
Отношения по возмещению причиненного в результате экологического правонарушения вреда основаны на принципах гражданско-правовой ответственности, предусматривающей обязанность причинителя вреда возместить его независимо от привлечения к другим видам ответственности и включающей в себя полное возмещение причиненного вреда (реального ущерба, упущенной выгоды или недополученных доходов), а также возложение бремени доказывания на причинителя вреда (презумпция вины).
При рассмотрении данной категории споров следует руководствоваться разъяснениями, данными Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 21 октября 1993 г. N 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", учитывая при этом, что в настоящее время действует Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Изложенное выше свидетельствует, что при рассмотрении дел, основанных на нарушении требований природоохранного законодательства, суды сталкиваются с необходимостью назначения судебно-экологической экспертизы в целях установления источника, механизма, характеристики и масштабов негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.

Разновидности судебно-экологической экспертизы можно определить исходя из объекта окружающей среды, в отношении которого имело место негативное воздействие в результате производственной или иной деятельности человека.
В связи с этим возможно выделение следующих разновидностей экспертизы:
- судебная экспертиза экологического состояния почвенно-геологических объектов;
- судебная экспертиза экологического состояния биогеоценозов;
- судебная экспертиза экологического состояния водных объектов;
- судебная экспертиза экологического состояния атмосферного воздуха;
- судебная экспертиза радиационной обстановки;
- судебная экспертиза воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду.
Исследование экологического состояния почвенно-геологических объектов (судебная эколого-почвоведческая экспертиза) представляет собой комплекс действий, производимых в установленной законом форме специалистами в области почвоведения, экологии и смежных естественных наук, которые дают заключение по вопросам, связанным с исследованием негативного антропогенного воздействия на почвенно-геологические объекты
Исследование экологического состояния биоценозов - комплекс действий, производимых в установленной законом форме специалистами в области биологии и экологии, которые дают заключение по вопросам, связанным с исследованием негативного антропогенного воздействия на биоценозы.
Судебная экологическая экспертиза радиационной обстановки включает комплекс действий, производимых в установленной законом форме специалистами в области радиоэкологии, которые дают заключение по вопросам, связанным с негативным воздействием радиации на окружающую среду.

К числу объектов исследования в ходе судебно-экологической экспертизы могут быть, в частности, отнесены:
- механизмы, оборудование или узлы, детали с места происшествия (в том числе в прилагаемых схемах и иллюстрациях, материалах и актах проверок);
- сведения из технической документации и актов проверки экологического состояния объектов, другие источники информации, свидетельствующие о наличии негативного антропогенного воздействия;
- локальный земельный участок, где обнаружены признаки негативного антропогенного воздействия;
- материалы, характеризующие состояние почвенно-геологических объектов;
- пробы атмосферного воздуха, воды, почвы, отобранные в пределах антропогенно нарушенного участка;
- образцы флоры и фауны, в том числе и на микроуровне, подвергшиеся антропогенному воздействию;
- материалы в области лесопользования и охраны растительных объектов, а также материалы по фактам негативного антропогенного воздействия на биоценозы.

Вопросы, включаемые судом в определение о назначении экспертизы

- где находится источник негативного антропогенного воздействия (например, потенциально опасный объект, результатом деятельности которого оно проявилось);
- является ли конкретный участок местности (потенциально опасный объект) местом возникновения негативного антропогенного воздействия;
- сколько имелось источников негативного антропогенного воздействия (например, в случае наличия на месте происшествия нескольких потенциально опасных объектов); каковы их взаимосвязь и последовательность негативного воздействия на окружающую среду;
- каковы пути распространения веществ, опасных для здоровья людей и (или) ухудшающих состояние окружающей среды;
- чем объясняются отмеченные вследствие негативного антропогенного воздействия явления (например, интенсивное поступление в атмосферу дыма и пыли);
- в течение какого периода времени отмечаются отрицательные последствия негативного антропогенного воздействия на окружающую среду;
- в течение какого периода времени возможно конкретное негативное антропогенное воздействие;
- каковы непосредственные технические причины загрязнения окружающей среды (выбросы вредных веществ в воздух, воду, почву, превышающие предельно допустимые нормы, и т.д.);
- имеются ли на объектах, представленных на экспертизу, признаки аварийных процессов; каковы причины их возникновения;
- каков механизм возникновения и развития аварийного режима на данном потенциально опасном объекте;
- соответствует ли устройство очистных и иных природоохранных сооружений экологическим требованиям, в том числе указанным в соответствующем заключении государственной экологической экспертизы;
- имеются ли на объектах, представленных на экспертизу, следы загрязняющих и иных веществ, отрицательно влияющих на экологическое состояние окружающей среды; если да, то каких;
- имеются ли на окружающих предметах, в том числе зафиксированных на фотоснимках (видеоматериалах), следы загрязняющих и иных веществ, отрицательно влияющих на экологическое состояние окружающей среды;
- каковы предельно допустимые концентрации вредных веществ в выбросах для данного вида производства;
- каковы предельно допустимые концентрации определенных веществ (указать, каких именно) для атмосферного воздуха (водоема, почвы);
- относятся ли вещества и материалы (указать, какие именно) к группе потенциально опасных для окружающей среды;
- возможно ли самопроизвольное распространение этих веществ в определенных (указать, каких именно) условиях;
- имеются ли на данном объекте несоответствия экологическим требованиям, находящиеся в причинно-следственной связи с возникновением негативного антропогенного воздействия или способствовавшие быстрому распространению загрязняющих и иных веществ, отрицательно влияющих на экологическое состояние окружающей среды; если да, то в чем они состоят;
- подлежал ли потенциально опасный объект (субъект) негативного антропогенного воздействия оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией людей, а также системами защиты от аварий, влияющих на окружающую среду;
- выполнили ли свою задачу при негативном антропогенном воздействии данные автоматические системы защиты от аварий, влияющих на окружающую среду;
- имелась ли возможность предотвратить загрязнение окружающей среды; если да, что для этого требовалось;
- какие условия способствовали нарушению правил охраны окружающей среды?
Возможности экспертизы:
- определение вида и местоположения источника негативного антропогенного воздействия;
- характеристика (свойство) негативного антропогенного воздействия на окружающую среду во времени и пространстве;
- установление механизма негативного антропогенного воздействия;
- определение масштабов, а также выявление условий и обстоятельств, способствующих усилению негативного антропогенного воздействия;
- установление обстоятельств, связанных с нарушением природоохранного законодательства, условий эксплуатации потенциально опасных объектов и действий (бездействия) специально уполномоченных лиц в области охраны окружающей среды и природопользования, которые способствовали причинению вреда.
В результате становится возможным определение характеристик антропогенного влияния, касающихся установления последствий:
- степени загрязнения водоемов, воздуха и почвы неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами промышленных и коммунальных предприятий сверх предельно допустимых концентраций, в том числе радиоактивных загрязнений;
- непосредственного воздействия на среду обитания путем неправильной распашки земель;
- степени сокращения ареалов или уничтожения определенных видов животных или растений;
- неправильного орошения или осушения и т.д.;
- выявления механизма загрязнения, нарушений правил охраны окружающей среды, ущерба, причиненного природной среде, возможностей предотвращения загрязнений.

Ходатайства по экспертизам

Ходатайства по экспертизам

В рубрике «Ходатайства по экспертизам» собраны образцы ходатайств по экспертизам, заявляемым в ходе рассмотрения гражданских дел в суде. Мы привели наиболее часто встречающиеся виды экспертиз, указали вопросы, которые можно поставить перед экспертами, отметили особенности каждой экспертизы.

Если необходимый вид экспертизы отсутствует в нашем перечне, воспользуйтесь общим образцом «Заявление о назначении экспертизы». При заявлении ходатайства о проведении комплексной экспертизы можно совместить вопросы из нескольких образцов. При назначении повторной и дополнительной экспертиз можно воспользоваться комбинацией соответствующего заявления и вопросами по конкретной экспертизе.

Ходатайство о проведении экспертизы желательно оформлять в письменном виде, заявлять в ходе подготовки по делу. Следует учитывать, что проведение экспертизы — это длительный процесс, который затянет рассмотрение дела, при этом на время проведения экспертизы производство по делу будет приостановлено.

При затруднениях в составлении ходатайства по экспертизам можно задать вопросы нашему юристу на странице с бланком необходимого ходатайства.

Ходатайство о назначении экспертизы, образец, как написать пример

Ходатайство о назначении экспертизы, образец, как написать +пример Пояснительная записка к Ходатайству о назначении экспертизы

Определение документа: ходатайство – это обращение заявителя, изложенное в письменной форме, с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод. Ходатайство о проведении экспертизы заявляется только в суде первой или апелляционной инстанции. Данный документ представляется до объявления председательствующим в судебном заседании исследования доказательств законченным. Статья 1 АПК Осуществление правосудия арбитражными судами. Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее - арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Ходатайство о проведении экспертизы. Арбитражным процессуальным кодексом установлено, что суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний (Ст. 82 АПК РФ). Под специальными познаниями обычно по­нимаются такие знания, которые находятся за пределами общеиз­вестных обобщений, т.е. это те, которыми профессионально владеет лишь узкий круг специалистов. Определяя круг и содержание вопросов, по которым необходимо провести экспертизу, суд исходит из того, что вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда.

Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Отклонение представленных вопросов суд обязан мотивировать.

По ходатайству можно решить следующие задачи:

Товароведческая экспертиза – исследование промышленных и продовольственных товаров; можно привести доказательства пригодности или непригодности промышленных, а также и продовольственных товаров;

Компьютерно-техническая экспертиза – исследование информационных компьютерных средств; можно доказать в Арбитражном суде пригодность к использованию компьютерных средств, информационных технологий, подлинность видеозаписи и т.д.;

Проведя экспертизу по ходатайству также в суд можно предоставить доказательства видео- и звукозаписей (исследование звуковой среды и видеоизображений, условий, средств, материалов и следов звукозаписей и видеозаписей). При наличии экспертизы суду легче принимать решение. Обязательно должен быть добросовестный эксперт. Проведя экспертизу можно в суд предоставить доказательства подлинность маркировочных обозначений (на изделиях из металлов, полимерных и иных материалов);

Сроки поступления ходатайства. Ходатайство о проведении экспертизы может быть заявлено в суде первой или апелляционной инстанции до объявления председательствующим в судебном заседании исследования доказательств законченным (часть 1 статьи 164 АПК РФ), а при возобновлении их исследования — до объявления законченным дополнительного исследования доказательств (статья 165 Кодекса).
Ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений части 2 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Виды экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ, утверждены приказом № 114 от 14 мая 2003 г. (ред. от 12.03.2007).

Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.
Заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.

При недостаточной ясности или полноте заключения экс­перта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена до­полнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.

В случае возникновения сомнений в обоснованности за­ключения эксперта или наличия противоречий в выводах экс­перта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручает­ся другому эксперту или другой комиссии экспертов.

Повторная экспертиза.В соответствии со ст. 86 АПК заключение эксперта оглашается в судебном заседании. Суд вправе предоставить эксперту время, необходимое для подготовки ответов на вопросы. Результаты экспертизы имеют важное доказательственное значение. Требование одной из сторон провести повторную судебную экспертизу будет удовлетворено в случае неясности и полноты заключения.

Условия проведения экспертизы. В соответствии со ст. 108 АПК денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом. Если указанное ходатайство заявлено обеими сторонами, требуемые денежные суммы вносятся сторонами на депозитный счет арбитражного суда в равных частях. Поступление средств на депозитный счет – обязательное условие проведения экспертизы. В случае неисполнения сторонами обязанности по внесению на депозитный счет денежных сумм в установленном размере суд вправе вынести определение об отклонении ходатайства о назначении экспертизы.

Применимое законодательство.
  • - Статья 82 АПК РФ «Назначение экспертизы»
  • - Статья 55 АПК РФ Арбитражный процесс Эксперт
  • - Статья 66 АПК РФ «Назначение экспертизы»
  • - Постановление ВАС от 20 декабря 2006 г. №66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе»
  • Приказ Минюста РФ от 14.05.2003 №114 (ред. от 12.03.2007) «Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации»
Ходатайство о назначении экспертизы, образец, пример

В Арбитражный суд Свердловской области

по делу № А38-33601/2010

от ИП Волкова Вячеслава Валерьевича,

город Каменск-Уральский, ул. Ленина 5-56

(процессуальное положение, наименование и адрес заявителя, иные контактные данные)

Ходатайство о назначении экспертизы фактического объема и стоимости работ

Арбитражным судом Свердловской области рассматривается дело № А38-33601/2010 по иску индивидуального предпринимателя Волкова Вячеслава Валерьевича, город Каменск-Уральский, ул. Ленина, 5-56 к индивидуальму предпринимателю Иванову Сергею Мефодьевичу, город Каменск-Уральский, ул. Исетская, 26-85

Индивидуальный предприниматель Волков В.В. полагает, что подрядные работы Ивановым С.М. выполнялись не в полном объеме, стоимость работ завышена.

В соответствии со статьей 82 АПК РФ арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, вправе назначить проведение экспертизы для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.

По мнению истца ответчика при рассмотрении настоящего дела возникли следующие вопросы, требующие специальных знаний:

1) Соответствуют ли объемы работ и расценки в представленных актах формы КС-2 фактически выполненным? Если нет, то в чём конкретно?

2) Каковы фактический объем и стоимость строительно-монтажных работ, проведенных подрядчиком при строительстве объекта?

3) Каков объем и стоимость работ, предусмотренных проектом?

(указать вопросы, требующие специальных знаний)

На основании изложенного, руководствуясь статьей 82 АПК РФ,

  1. Назначить экспертизу и предложить эксперту для разрешения следующие вопросы:
  2. Исследовать акты о приемке работ по форме КС-2 №138 от 10.12.2009 г. и №141 от 10.12.2009 г.;
  3. Изучить приложенные справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) №138/1 от 10.12.2009 и №141/1 от 10.12.2009 г
  4. Дать полное и обоснованное заключение;
  5. Привлечь в качестве эксперта ООО «Строй-Экспертиза», г. Каменск-Уральский, ул. Ленина, 85

Приложение: доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия обратившегося лица.

Руководитель (представитель) Волков Вячеслав Валерьевич Фамилия И.О.

Образец, пример 2: Ходатайство о назначении экспертизы объемов работ, обоснованности расценок и соответствия работ плану Ходатайство о назначении экспертизы объемов работ, обоснованности расценок и соответствия работ плану

Арбитражным судом г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматривается дело № А56-70065/2010 по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива "Мичурнский", г.Санкт-Петербург, ул. Краснолесья, 5-96 к ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" город Санкт-Петербург, ул. Каманаская, 13
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Мичуринский" полагает, что подрядные работы ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области" выполнялись не в полном объеме, стоимость реконструкции завышена. Согласно статьи 82 АПК РФ арбитражный суд по ходатайству стороны, участвующей в деле, вправе назначить проведение экспертизы для разъяснения всплывших при рассмотрении дела вопросов, требующих необходимых знаний.

По мнению истца ответчика, рассматривая настоящее дело произошли следующие вопросы, требующие необходимых знаний:

  1. Соответствуют ли объемы работ и расценки в приложенных договорах формы КС-2 реально выполненным?
  2. Каковы фактический объем и стоимость строительных работ, проведенных подрядчиком при реконструкции объекта?
  3. Каковы объем и стоимость реконструкции, предусмотренной планом?

На основании статьи 82 АПК РФ, просим:

1. Сделать экспертизу и представить эксперту для разрешения вопросы;

2. Исследовать договоры о проведенных работах по форме КС-2 № 58П от 25.03.2009 года - Рабочий проект реконструкции каналов Государственной межхозяйственной сети протяженностью 6,0 км участка «Запишенье-Изори» СПК «Мичурнский» Лужского района Ленинградской области и № 54П от 30.12.2008 года - Рабочий проект капитального ремонта осушительной сети участка «Запишенье-Изори» СПК «Мичурнский» Лужского района Ленинградской области

3. Проанализировать акт о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) № 96 от 31.03.2009 года

4. Дать полное и обоснованное заключение;

5. Привлечь в качестве эксперта ОДО «Экспо-СТРОЙКА», г. Санкт-Петербург, ул. Новитакова, 89

Приложения: доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия обратившегося лица.

Руководитель (представитель) Носков Владимир Анатольевич

(подпись) 12 июня 2010 г.

Комментарий к Ходатайству о назначении экспертизы объемов работ, обоснованности расценок и соответствия работ плану

В данной работе анализируется Дело № №А56-70065/2010, которое рассматривалось в ВАС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Сельскохозяйственный производственный кооператив "Мичурнский" обратился в арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с ходатайством о проведении экспертизы к ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" по поводу повышенной стоимости реконструкции.

Ходатайство – это письменное обращение заявителя, с требованием о принятии в установленном законодательством РФ порядке, некого статуса, прав, свобод. Ходатайство о проведении экспертизы посылается в суд первой или апеляционной инстанции. Прошение вручается в суд до объявления председательствующим анализа доказательств оконченным.
Как сказано в ст. 82 арбитражного процессуального кодекса РФ по разрешению волнующих при исследовании произошедшего дилемм, требующих особых знаний, арбитражный суд по просьбе лиц, участвующих в деле или с их согласия постановляет экспертизу. Арбитражным судом устанавливается перечень и суть вопросов, которые будут переданы на проверку. К исключительным полномочиям суда относятся проблемы правовой критики доказательств и последствий. Лица, замешанные в деле, имеют право отдать в ВАС те вопросы, которые будут направлены на экспертизу. Отказ от представленных вопросов суд должен пояснить.

При проведении товароведческой экспертизы расследуется задание о годности или непотребности промышленных и продовольственных товаров;

Совершив компьютерно-техническую экспертизу (проверка информационных компьютерных средств) решается задача о готовности к применению компьютерных средств, информационных технологий, оригинальность видеозаписи.

Проведенная проверка способствует доставить в ВАС свидетельства неподдельности маркировочных отметок, видео- и звукозаписей (анализ видеоизображений, условий, материалов и следов звуко- и видеозаписей).

Благодаря экспертизе суду легче принять решение.

Это все законодательно регулируется:

- Ст. 82 АПК Российской Федерации «Назначение экспертизы»

- Стат. 55 АПК РФ "Эксперт"

- Статья 66 АПК РФ «Предоставление и истребование обоснований»

- Постановление ВАС от 20.12.2006 г. №66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе»

Приказ Минюста РФ от 14.05.2003 №114 «Об утверждении Перечня видов экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации».
Заключение эксперта негосударственной экспертной организации не представляется возможным оспорить, так как данный аудит проводил государственное судебно-экспертное предприятие. Очень важно, когда аудитор властвует всеми нужными знаниями, и вывод его подходит по условиям ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и базируется на критериях, позволяющих проверить соразмерность и обоснованность сделанных выводов на устоях теоретических и практичных данных, в компетенции специальности эксперта.

Требование одной из сторон о проведении повторной судебной экспертизы выполняется в случае неточности и полноты заключения.

Конычева Екатерина Александровна

Специалист по экономике и праву