Руководства, Инструкции, Бланки

карта наблюдения за ребенком в детском саду образец img-1

карта наблюдения за ребенком в детском саду образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1811 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Наблюдение в воспитании, Пример протокола наблюдения, Протокол, Пример наблюдения на основе бланка, Пример Шкала оценки качества - настойчивость в тру

Наблюдение в воспитании

Приведем примеры показателей и измерителей воспитанности. Отметим сначала те, которые выявляются в ходе наблюдения педагога. Это внешний вид ребенка, мимический и пластический образ, речь, поведение, отдельные поступки, реакция на социальные явления, система взаимоотношений с одноклассниками, родителями, учителями, качественность предметной деятельности. Тщательно подготовленное наблюдение дает исследователю богатый материал для изучения.

Наблюдениеметод получения информации об объекте с привлечением органов чувств исследователя.

Наблюдение – мощный исследовательский метод, который может дать материал для показателей не только поведенческого, но и мотивационно-потребностного и рефлексивного критерия.

Процедура подготовки к диагностическому наблюдению следующая:

• формулируется цель наблюдения;

• выбираются и обосновываются объекты наблюдения;

• определяется вид, условия и продолжительность наблюдения (выборочное, сплошное; скрытое, открытое; включенное; систематическое; одномоментное; срезовое; структурированное; хронометрированное; продолженное;

• разрабатывается способ фиксации данных наблюдения (видеосъемка, протоколирование, с использованием бланков наблюдений и т.п.).

Пример протокола наблюдения

Наблюдение непосредственное невключенное. Целью наблюдения было определение характера реальных взаимоотношений детей в свободной игровой деятельности.

Наблюдение проводилось в течение всей прогулки детей.

Объектом каждого наблюдения был один ребенок и его партнеры по игре.

Процедура наблюдения: экспериментатор, знакомое детям лицо, располагался неподалеку от испытуемого. Фиксировались игровые контакты ребенка с детьми, описывалось их содержание и протекание, речевое и невербальное общение. В деловые, игровые, речевые контакты с испытуемым экспериментатор не вступал. При перемещении испытуемого экспериментатор приближался к месту его игры.

Протокол

Девочки играли в "дочки-матери", "варили обед", помешивая его палочками. Мальчики строили из песка. Для того чтобы укрепить мост, ребятам понадобились палочки. Дима Г. стал искать подходящие и, увидев такие у девочек, взял их без разрешения. Таня Щ. отняла палочку у Димы и хотела продолжать игру. Дима, толкнув Таню, схватил все палочки и отошел в сторону. Таня заплакала. Дима наблюдал за ней со стороны и ничего не предпринимал, лишь время от времени поглядывал на воспитательницу. Наконец, воспитательница заметила плачущую Таню и направилась к ней. Дима сразу же подошел к Тане, отдал ей палочку и стал жалеть ее, гладить по голове и успокаивать, поглядывая на приближающуюся воспитательницу.

Когда конфликт был разрешен, экспериментатор поинтересовался у Димы, почему он стал жалеть Таню. Дима опустил глаза, долго молчал. Вопрос пришлось повторить. Тогда Дима негромко ответил: "Я пожалел ее потому, что когда дети плачут, всех надо жалеть".

Анализируя приведенный протокол наблюдения, можно сделать предположение об истинных мотивах поведения Димы. Дима боялся выяснения причин Таниных слез и предполагал, что его могут наказать. Поэтому, заметив, что воспитательница направляется к Тане и что выяснятся все обстоятельства, Дима поспешил успокоить девочку и сгладить конфликт. Следовательно, можно предполагать, что истинный мотив проявления сочувствия к Тане – боязнь наказания.

Наблюдения педагога в естественных жизненных ситуациях корректируются показателями, получаемыми в специально создаваемых ситуациях испытания. Таким образом получаются суммированные показатели.

Пример наблюдения на основе бланка

Представим заполненный бланк наблюдения (табл. 15.1). Наблюдение проводилось на уроке по предмету окружающий мир в 3-м классе. Воспитательная задача урока: формирование навыков группового сотрудничества детей. Группа включала четырех человек. В ячейках таблице отмечено, сколько раз за урок тот или иной ребенок проявил то или иное умение. Таблицы наблюдателя заполняли ученики класса – помощники учителя.

Умения группового сотрудничества

Анализ бланка позволяет сделать следующие выводы. Миша, несмотря на значительную активность при выполнении группового задания (умение "стимулировать товарищей к работе" проявлено им 10 раз), недостаточно владеет необходимыми знаниями по пройденному материалу, что не позволило ему должным образом проявить умение "объяснять другим то, что непонятно" (0 раз). Поэтому оценка его вклада в выполнение группового задания оказалась на третьем месте (10 баллов).

Хуже всех при выполнении группового задания показала себя Яна, которая, несмотря на владение основными понятиями по теме, была недостаточна активна.

Анализ этого и других аналогичных бланков дал учителю основания для специальной работы с Яной и некоторыми другими детьми класса, основанной на включении у них механизма рефлексии. Для этого детям было предложено:

• рассказать о своих чувствах при проявлении данных умений группового сотрудничества;

• оценить степень комфортности/некомфортности работы в группе и причины последней;

• определить общественное значение данного умения группового сотрудничества;

• выбрать реальные шаги целеполагания как поэтапного планирования желаемого результата.

Наблюдение может быть организовано на основе шкалирования качества. Например, разработав шкалу оценки качества настойчивость в труде, исследователь в процессе наблюдения за ребенком или группой детей помечает, сколько раз проявился тот или иной показатель. По результатам такого наблюдения может быть рассчитана количественная характеристика этого качества.

Пример Шкала оценки качества "настойчивость в труде"

1. Настойчивость в преодолении трудностей проявляет редко и только с подсказкой, так как не имеет необходимых знаний и умений.

2. В любой работе трудности пытается преодолеть только с подсказкой, с помощью, так как не уверен в себе.

3. Пытается преодолеть трудности сам, без помощи, но только если боится наказания.

4. Стремится преодолеть трудности сам, без помощи, если знает, что получит за это поощрение.

5. В преодолении трудностей всегда проявляет самостоятельность, от помощи отказывается, стремясь самоутвердиться, доказать, что работает лучше всех.

6. Обычно настойчив в преодолении трудностей, если увлечен процессом или содержанием труда.

7. Настойчив в преодолении трудностей, если знает, что своим трудом может принести пользу, порадовать.

8. Если уверен, что труд необходим, то настойчив в борьбе с трудностями до тех пор, пока не преодолеет их.

9. Трудностей в работе не боится, всегда настойчив в их преодолении, считая, что "иначе работать нельзя".

10. Стремится совершенствовать свои знания и умения, считая, что это помогает в борьбе с трудностями.

Другие статьи

Кол-в педагогов Преображенского д

Педагогический дневник воспитателя

_______________________________
(фамилия, имя, отчество)

_______________________________
(группа, детский сад, населенный пункт)

«Педагогический дневник воспитателя» разработан коллективом педагогов Преображенского детского сада «Малышок» Назаровского района Красноярского края и предназначен для фиксирования наблюдений за детьми в ходе педагогической работы.
Анализ наблюдений позволяет сделать некоторые выводы о развитии ребенка, посещающего группу, в частности — о его готовности к обучению в школе.
Дневник состоит из диагностических карт, карт наблюдений, анкет. Работа с дневником поможет выделить достижения, проблемы и трудности ребенка и на этой основе строить индивидуальный маршрут его развития.

Данные дневника можно использовать в повседневной работе для самоконтроля, в индивидуальной работе с родителями, учителями начальных классов.
Представленные в карте данные не должны рассматриваться как диагноз. Педагог может сделать лишь вывод о соответствии или несоответствии уровня развития возможностям возраста. В случаях явного несоответствия при определении готовности к школьному обучению следует порекомендовать родителям обратиться к специалистам: психологу, логопеду, дефектологу.

1. Список детей группы с данными о родителях 2. Общая характеристика группы

2.1. Общее число детей в группе _________
из них мальчиков _________
девочек _________

2.2. Число детей 5–6 лет _________
6–7 лет __________

2.3. Число детей, работающих левой рукой _________
с дефектами речи _________
с заиканием _________
медлительных (движения, речь) _________
чрезмерно подвижных ______________________________

2.4. Число детей, имеющих хронические заболевания:
Нарушения зрения _________
Нарушения слуха __________
Нарушения осанки _________________________________

3. Собеседование

Собеседование проводится с целью выяснения представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о семье и др. которые могут быть весьма разрознены и не имеют целостной системы. Приведенные ниже «Примерные вопросы» послужат ориентиром при формировании круга вопросов, которые могут составить основу беседы с ребенком. По результатам собеседования вы сможете определить свою дальнейшую работу как с ребенком, так и со всей группой, а родителям дать обоснованные рекомендации по продвижению ребенка в его развитии.

1. Как зовут, имя, фамилия.
2. Сколько лет?
3. С кем живешь? Назови членов семьи.
4. Где живешь? Назови адрес.
5. Чем любишь заниматься? Какие любимые игры?
6. Есть ли дома книги? Что читали тебе взрослые?
7. Посчитай предметы. Поиграй пальчиками. (Пальчиковые игры.)
8. Определи, что находится спереди, сзади, сверху, снизу, над, под, за, рядом? Умение передвигаться в заданном направлении. Отнеси игрушку в тот угол.
9. Назови дни недели, времена года, время суток.
10. Каких знаешь птиц, животных?
11. Умственные действия: сериации, классификации. (Подбери предметы по форме, цвету, величине; разложи в порядке возрастания, убывания; выдели из набора картинок мебель, одежду, растения; собери пирамиду, матрешку.)
12. Нарисуй, слепи, собери, изобрази.
13. Физическая подготовка, координация, игры, общения — смотреть по наблюдениям. В ходе собеседования, наблюдения ребенок договаривается с детьми, взрослыми, формулирует вопросы, отвечает, выполняет словесные инструкции, стремится к общению.
14. Имеет элементарные навыки поведения. (Здоровается, прощается, благодарит.)

Картина здоровья

Фамилия, имя ребенка

5. Индивидуальные карты отслеживания динамики развития детей в течение года

Наблюдения за самостоятельной деятельностью детей

Наблюдения проводятся в естественных условиях в течение 2–3 дней. Длительность каждого наблюдения 20–30 минут. Наблюдение и анализ осуществляются по направлениям:

1. Деятельностное предпочтение.

Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка, ручной труд):

— Длительность.
— Разнообразие.
— Насыщенность.
— Партнерство.
— Степень концентрации внимания на деятельности.
— Самостоятельность, активность, инициативность.
— Наличие интереса к результату.

2. Игровая деятельность:

— Виды предпочитаемых игр (лингвистические, подвижные, театрализованные, настольно­печатные, сюжетно­ролевые, конструктивно­строительные).
— Сюжетное и тематическое разнообразие.
— Атрибутизация (реальные предметы, игрушки, предметызаместители).
— Формы организации (совместно­групповая, индивидуальная, малая группа).
— Длительность.
— Ролевое разнообразие.

— Эмоциональная насыщенность (доброжелательные и негативные тенденции).
— Компетентность (умение слушать, действовать совместно, договариваться).
— Выразительность (разнообразие средств общения: слово, жесты, мимика, пластика).
— Направленность (с кем предпочитает общаться, со взрослым, со сверстником).
— Содержание (по поводу чего происходит общение).
— Инициативность (кто инициатор общения — ребенок или взрослый).

6. Карта уровня готовности ребенка, поступающего в 1-й класс Уровни готовности ребенка к обучению в школе 1. Здоровье и физическая готовность

— Данные о характере отклонений, имеющихся в системах организма.
— Состояние нервнопсихической сферы (признаки детской нервности — двигательная расторможенность, склонность к беспокойству, волнениям, тревожности, необоснованные страхи, беспокойный сон, раздражительность).
— Владение двигательными навыками.

2. Готовность функций, значимых для школьного обучения

Данные для выводов.

1. Выше среднего.
Дефектов звукопроизношения нет (недостатки в произношении 1–2 звуков). Рука развита хорошо. Ребенок уверенно работает карандашом, ножницами, рисует, лепит. Его можно назвать ловким. Он хорошо координирует движения, ориентируется в пространстве, имеет чувство ритма.

2. Средний.
Развитие всех вышеперечисленных функций достаточно для выполнения ребенком на хорошем уровне деятельности по программе предшкольного образования для детей 5–7 лет.

3. Ниже среднего.
Развитие одной из перечисленных характеристик отстает от требований, предъявляемых Программой.

4. Низкий.
Недостаточный уровень обнаруживается по двум и более характеристикам.

3. Познавательная готовность

1. Выше среднего.
Ребенок имеет достаточно конкретные представления о селе, в котором живет, стране, животных, растениях, временах года. Кругозор его достаточно широк.

2. Средний.
Свои знания и представления ребенок может связно и логично выразить в речи. Любознателен, активен. Правильно выполняет в игровой, учебной деятельности задания, направленные на выделение главного, сравнение, обобщение. Может дать адекватное название тексту или изображение, правильно ответить на вопросы: что изображено? О ком, о чем рассказывается? Передает содержание, не исказив при этом существенных связей и зависимостей. При сравнении предметов может находить общие и отличительные черты, хорошо отгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц. Деятельность ребенка, как правило, целесообразна, организованна. Он может сам преодолевать трудности, возникающие в работе, доводить дело до конца.

3. Ниже среднего.
Развитие всех или 3–4 из перечисленных характеристик незначительно отстает от требований, предъявляемых Программой. При выполнении соответствующих заданий встречаются ошибки, требуется помощь взрослого.

4. Низкий.
Развитие большинства перечисленных характеристик существенно отстает от требований, предъявляемых Программой. При выполнении соответствующих заданий помощь взрослого необходима. Воспринимается помощь с трудом.

4. Социальная готовность

1. Выше среднего.
Ребенок хочет идти в школу, адекватно представляет себе нормы школьной жизни и психологически готов к их соблюдению, осознает важность и необходимость обучения. Можно с достаточной уверенностью сказать, что он уже перерос игру или перерастает, учебные занятия приобрели или приобретают для него самостоятельную привлекательность.

2. Средний.
Ребенок усвоил принятые нормы поведения, умеет вести себя в группе, соотносить свои действия с действиями других детей, чувствует дистанцию в отношениях со взрослыми, воспитателем. Достаточно организован.

3. Ниже среднего.
Ребенок по 1–2 из вышеперечисленных характеристик не в полной мере готов к школе. В школу идти хочет, но привлекательной для него является только внешняя сторона, учебные занятия как таковые не привлекают. В ситуации выбора соотносит свое поведение с поведением других детей с принятыми нормами. Недостаточно организован.

4. Низкий.
Ребенок идти в школу не хочет. К учебным занятиям интереса не проявляет, устойчиво предпочитает им игровые виды деятельности. Нормы общения усвоил плохо. Поведение ребенка неорганизованно (сонлив или импульсивен в действиях, поступках: вскакивает с места без причины, дерется, кричит, опрокидывает вещи).

7. Анкеты для родителей

7.1. Анкета для родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».

Уважаемые родители! Напишите о своем ребенке. Ваши ответы помогут воспитателям быстрее и лучше установить контакт с вашим ребенком, лучше понять его личность.

1. Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?
2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
3. Какое у него любимое занятие?
4. Какие способности есть у вашего ребенка?
5. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
6. Часто ли плачет ваш ребенок?
7. Быстро ли он устает?
8. Как он реагирует на неудачи?
9. Как реагирует на замечания, наказания?
10. Как у ребенка проявляется самостоятельность?
11. Каковы отношения со сверстниками?
12. О каких еще особенностях своего ребенка вы хотите нам рассказать?

7.2. Социологическая анкета семьи.

1. Фамилия, имя ребенка, его возраст.
2. Возраст мамы, папы.
3. Место работы и должность мамы, папы.
4. Кто входит в состав вашей семьи?
5. Сколько в семье детей?
6. Какого возраста?
7. Имеет ли семья отдельное жилье?
8. Имеет ребенок свою комнату?
9. Чем любит заниматься?
10.Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке?

7.3. Анкета «Удовлетворенность родителей услугами детского сада».

Уважаемые родители! Прошел учебный год, в течение которого ребенок посещал детский сад. Конец года — традиционное время подводить итоги. Воспитателю важно знать ваше мнение и пожелания относительно работы.

1. Что вас больше всего привлекает в детском саду?

— Хорошая организация режима.
— Работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья.
— Хорошее отношение воспитателя к ребенку.
— Хорошие отношения между детьми в группе.
— Профессиональный уровень сотрудников.
— Подготовленность ребенка к школе.
— Консультации для родителей.
— Возможность участвовать в жизни детского сада.
— Другое.

2. На каких мероприятиях для родителей и детей вам удалось побывать?

3. Что вам нравится больше всего в таких мероприятиях?

4. На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, удовлетворения от общения с воспитателями.

Приложение № 1 Оценка содержания предметно­развивающей группы

Наблюдения воспитателя за детьми

Наблюдения воспитателя за детьми

Воспитатель детского сада каждый вечер наблюдает за тем, как встречает тот или иной ребенок маму или бабушку, пришедших за ним, как он покидает группу детского сада. На какие симптомы поведения детей, реакции должен обратить внимание воспитатель?

Воспитателю желательно обратить внимание на следующее:

  • на окончание деятельности ребенком (бросил игрушки, игру или доиграл, убрал игрушки);
  • на характер встречи с родителями (быстро или медленно подходит, спешит ли сообщить о своих достижениях, приветливо или нет встречает родных, рассказывает ли родителям о проведенном дне, выражает ли недовольство и чем);
  • на характер прощания с детьми и воспитателем (приветливо ли прощается, разговаривает ли о чем-либо с товарищами (взрослыми) или уходит молча).

Информация, полученная с помощью метода наблюдения за детьми в тот период, когда они покидают детский сад и встречаются с родителями, помогает воспитателю сделать вывод о том, насколько правильно в педагогическом отношении был организован день в группе детского сада; какое положение занимает тот или иной ребенок в системе межличностных отношений.

Наблюдения помогут воспитателю организовать работу как со всей группой, так и с отдельными детьми.

Карта психологического изучения ребенка

Карта психологического изучения ребенка

Карта психологического изучения ребенка дошкольного возраста заполняется психологом в ходе углубленной диагностики воспитанника детского сада с целью выяснения причин отклонений в развитии, поведении ребенка, дезадаптации воспитанника.

Ф.И.О .______________________________________________________________________________
Возраст _____________

Контакт (речевой, жестовый, мимический):
- в контакт не вступает;
- проявляет речевой негативизм;
- контакт формальный (чисто внешний);
- в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
- не проявляет заинтересованности в контакте;
- контакт избирательный;
- легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

Эмоционально-волевая сфера:
- активен / пассивен;
- деятелен / инертен;
- бодрый / вялый;
- работает с удовольствием / из подчинения.

Неадекватное поведение:
- двигательная расторможенность;
- агрессивность;
- избалованность;
- колебания настроения;
- конфликтность;
- страхи.

Состояние слуха:
- норма;
- тугоухость;
- глухота.

Состояние зрения:
- норма;
- близорукость;
- дальнозоркость;
- косоглазие;
- атрофия зрительного нерва;
- слабовидение;
- слепота.

Моторика:
1. Ведущая рука:
- правая,
- левая.
2. Развитие манипулятивной функции рук:
- отсутствует хватание;
- резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);
- ограничена;
- недостаточная мелкая моторика;
- сохранная.
3.Согласованность действий рук:
- отсутствует;
- норма;
- тремор;
- гиперкинезы;
- нарушение координации движений.

Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):
- ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания);
- внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;
- быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
- плохое переключение внимания;
- внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.

Реакция на одобрение:
- адекватная (радуется одобрению, ждет его);
- неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на замечание:
- адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);
- адекватная (обижается);
- нет реакции на замечание;
- негативная реакция (делает назло).

Отношение к неудаче:
- неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);
- отсутствует оценка неудачи;
- негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

Работоспособность:
- крайне низкая;
- снижена;
- достаточная.

Характер деятельности:
- отсутствие мотивации к деятельности;
- работает формально;
- деятельность неустойчивая;
- деятельность устойчивая, работает с интересом.

Обучаемость, использование помощи (во время обследования):
- обучаемость отсутствует. Помощь не использует;
- нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;
- обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен;
- ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N).

Уровень развития деятельности:
- проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса.

Стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):
- интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослыми не включается. Самостоятельной игры не организует);
- проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам;
- проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам.

1. Адекватность употребления игрушек:
- совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия);
- игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением).

2. Характер действий с предметами-игрушками:
- неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает);
- специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов;
- предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;
- процессуальные действия;
- цепочка игровых действий;
- игра с элементами сюжета;
- сюжетно-ролевая игра.

Запас общих представлений:
- низкий, ограничен;
- несколько снижен;
- соответствует возрасту (N).

Знание частей тела и лица (визуальная ориентация)______________________________________
____________________________________________________________________________________

Зрительное восприятие:
1. Восприятие цвета:
- представление о цвете отсутствует;
- сличает цвета;
- различает цвета (выделяет по слову);
- узнает и называет основные цвета (N – в 3 года).

2. Восприятие величины:
- представление о величине отсутствует;
- соотносит предметы по величине;
- дифференцирует предметы по величине (выделение по слову);
- называет величину (N – в 3 года).

3. Восприятие формы:
- нет представления о форме;
- соотносит предметы по форме;
- различает геометрические формы (выделяет по слову);
- называет (плоскостные и объемные) геометрические формы (N – в 3 года).

Складывание матрешки (трехсоставная – от 3 до 4 лет; четырехсоставная – от 4 до 5 лет; шестисоставная – от 5 лет):
- действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:
- действие силой;
- перебор вариантов;
- целенаправленные пробы (N – до 5 лет);
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Включение в ряд (шестисоставная матрешка – с 5 лет):
- действия неадекватны / адекватные.

Способы выполнения:
- без учета величины;
- целенаправленные пробы (N – до 6 лет);
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Складывание пирамидки (до 4 лет – 4 кольца; с 4 лет – 5 - 6 колец):
- действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:
- без учета величины колец;
- с учетом величины колец;
- пробы;
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Способы выполнения задания:
- целенаправленные пробы;
- перебор вариантов;
- примеривание;
- зрительное соотнесение.

Почтовый ящик
- действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:
- действие силой (допустимо в N до 3,5 лет);
- перебор вариантов;
- пробы;
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу из двух, четырех, шести картинок).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструирование:
1. Конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению).
2. Складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).

Восприятие пространственных соотношений:
1. Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение.
2. Дифференцирование пространственных понятий (выше – ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре).
3. Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2 - 3 - 4 - 5 - 6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией).
4. Понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).

Временные представления:
- части суток (N с 3 лет);
- времена года (N с 4 лет);
- дни недели (N с 5 лет);
- понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).

Количественные представления:
- порядковый счет (устно и пересчет предметов);
- определение количества предметов;
- выделение нужного количества из множества;
- соотнесение предметов по количеству;
- понятия "много" - "мало", "больше" - "меньше", "поровну";
- счетные операции.

Память:
1. Механическая память:
- в пределах возрастной нормы;
- снижена.

2. Опосредованная (вербально-логическая) память:
- в пределах возрастной нормы;
- снижена.

Мышление:
1. Уровень развития мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное.

2. Элементы абстрактно-логического мышления.

Классификация предметов:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"Четвертый - лишний":
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание картин со скрытым смыслом:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последовательность событий (серия сюжетных картин):
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"___" ___________20__ г. Педагог-психолог

Журнал наблюдения и оценки развития детей» как инструмент педагогической диагностики

«Журнал наблюдения и оценки развития детей» как инструмент педагогической диагностики

Автор — Л. С. Вакуленко

В 2013 году издательство «ДЕТ­СТВО-ПРЕСС» опубликовало учебно-методическое посо­бие Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» [3]. За несколько лет в образовании произошли существенные изменения, в частности, вступил в силу новый документ — Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором выделены 5 образовательных областей. В данной статье описывается содержание «Жур­нала наблюдения и оценки развития детей» для детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 8 лет в новой редакции и опыт его использования в детском саду.
Переработка содержания «Журнала наблюдения…» потребовала объеди­ненных усилий педагогов, чьи дошкольные образовательные учреждения включили в свои образовательные программы технологию «Сообщество».

В частности, большой вклад внесли педагоги ГБДОУ ЦРР № 60 Приморс­кого района Санкт-Петербурга. «Жур­нал наблюдения…», переработанный с учетом ФГОС, прошел апробацию во многих ДОУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В распечатанном виде «Журнал наблюдения…» для детей 1,5—3 лет занимает четыре страницы, для детей 3—8 лет — три страницы формата А4. С точки зрения экономии важно, что «Журнал наблюдения…» на каждого ребенка распечатывается два раза за весь период его пребывания в детском саду.

Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагоги­ческой диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования — поддержки ребен­ка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оп­тимизации работы с группой детей.

Для того чтобы добиться эффектив­ного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов, работа­ющих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня разви­тия каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития. Работа вос­питателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, опреде­ляет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осу­ществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивиду­альных интересов, возможностей и особенностей.

Современные образовательные программы ставят своей целью ин­дивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмо­циональном комфорте, стремление к созданию условий для свобод­ного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан на неформаль­ных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его. Систематическое структурирован­ное наблюдение является основным методом сбора информации для педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка.

Известно, что многие воспитатели негативно настроены к педагогической диагностике, поскольку не понимают ее цели, пользы для своей профес­сиональной деятельности. Изменение их мнения в лучшую сторону требует определенного времени и система­тической разъяснительной работы. Как и в любом непростом деле, важно двигаться «маленькими шага­ми». Так, можно сначала сократить количество документов (например, использовать только сжатый вариант «Журнала наблюдения…»), оформлять итоги педагогического наблюдения два раза в год — в сентябре и апреле — мае.

Организационная роль принадле­жит старшему воспитателю, который в начале года выдает на группы «Журналы наблюдения…» в соот­ветствии с количеством детей, таб­лицу фиксации результатов, бланки индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождает диагности­ческую деятельность на протяжении учебного года, а в конце года на педагогическом совете организует обсуждение достижений групп. Каждый из перечисленных выше документов нужно осветить в ходе индивидуальных и групповых кон­сультаций.

Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики

Наблюдение — это «процесс сбо­ра точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми» [5, с.15].

Наблюдение должно быть сис­тематичным и регулярным. Как пра­вило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10—15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентиро­вочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляют­ся стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагнос­тики воспитатель в сотрудничестве с педагогом-психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и др.) выделяют достижения и инди­видуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяют слабые стороны (про­блемы) освоения малышом образо­вательных областей в соответствии с критериями «Журнала наблюдения…», намечают задачи работы и проектиру­ют индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диа­гностика, по результатам которой оценивается степень решения сотруд­никами детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педа­гогического процесса с учетом но­вых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продви­нуться по-разному и решить разное количество задач развития, с учетом собственного уровня развития.

Использование «Журнала на­блюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости — промежуточной).

В «Журнале наблюдения…» пропи­саны критерии и подкритерии по всем областям. Педагог должен оценить ребенка согласно критериям развития, подкритерии служат только источником дополнительной информации, не оце­ниваются по отдельности и приведены по принципу «от простого к сложному» (например, критерий «Демонстрирует координированные движения» приме­нительно к ребенку 3—4 лет раскры­вается через возможность «ловить мяч двумя руками» (первый подкритерий), а для ребенка-выпускника важны и другие подкритерии — «Бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия» и «Прыгает через скакалку»).

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л. С. Выготского [2] о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:
1 — начальная стадия;
2 — в развитии;
3 — при умеренной поддержке;
4 — самостоятельно;
5 — устойчиво.

Перечисленные понятия примени­тельно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

  • Начальная стадия. Данное ка­чество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по
    данному параметру отсутствуют.
  • В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взросло­го. Знания по данному параметру неустойчивые.
  • При умеренной поддержке. Дан­ное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по дан­ному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.
  • Самостоятельно. Данное ка­чество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.
  • Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в сво­их знаниях, использует их на практике.

Количественный анализ осущест­вляется согласно рекомендациям Н. В. Верещагиной [1]. Подсчет результатов опирается на среднее значение, кото­рое в таблицах обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

Нормативными вариантами разви­тия можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (ус­ловно — высокий уровень развития) .

?Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 мож­но считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза (условно — средний уровень развития) .

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту (условно — низкий уровень развития) .

Указанные интервалы средних зна­чений носят рекомендательный ха­рактер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогичес­ких исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов диагностики детей данного возраста.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения…» в колонке по вертикали, соответству­ющей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес­тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, позна­вательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому ре­зультату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанни­ков; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагности­ки можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сен­тябрьской диагностики.

Из таблицы видно, что по гори­зонтали можно проследить за инди­видуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали — проана­лизировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и кон­кретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с пси­хологом и иными специалистами оп­ределяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется«Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и вза­имодействия с родителями.

Бланк индивидуального образо­вательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:

  • ? Фамилия, имя ребенка.
  • Возраст ребенка.
  • Дата.
  • Основные достижения за пре­дыдущий период.
  • Задачи развития
  • Стратегии (в группе, дома).
  • Подпись родителя.

Заполнение бланка требует слажен­ной работы педагогического коллек­тива, медицинского персонала. Пер­вично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обра­щается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволя­ет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом со­вете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветить
итоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

— В какой области дети продви­нулись в наибольшей степени?
— В какой области дети продви­нулись в наименьшей степени?
— Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?
— Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальней­шем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» [3] подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержа­ние «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые сущест­венно дополнят знания педагогов-прак­тиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблю­дения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Литература:

1. Верещагина Н. В. Результаты итогового мониторинга детского раз­вития (уровни развития интегративных качеств). Подготовительная группа. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Выготский Л. С. Психология. — М. Эксмо-Пресс, 2000.
3. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. — СПб. ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
4. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, М. Б. Знак. — СПб. Свое издатель­
ство, 2013.
5. Свирская Л. В. Методика веде­ния педагогических наблюдений. — СПб. — М. Линка-Пресс, 2010.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 1,5 до 3 лет

Ребенок __________ группа __________ пол __________
Воспитатели:
Уровни показателей (баллы): 1 — начальная стадия; 2 — в развитии; 3 — при умеренной поддержке; 4 — самостоятельно;
5 — устойчиво.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 3 до 8 лет

Ребенок __________________________________ группа __________________ пол __________
Воспитатели:_________________________________________________________________
Уровни показателей (баллы): 1 — начальная стадия; 2 — в развитии; 3 — при умеренной поддержке; 4 — самостоятельно;
5 — устойчиво.