Руководства, Инструкции, Бланки

свидетельство о дополнительном образовании бланк img-1

свидетельство о дополнительном образовании бланк

Рейтинг: 4.7/5.0 (1833 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец свидетельства о дополнительном образовании детей и молодежи - образец РБ 2016

Образец свидетельства о дополнительном образовании детей и молодежи Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Минобразование»:
  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договор
    Трудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займа
    Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора аренды
    Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставки
    В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Новое за 29 сентября 2016

  • Внесены корректировки в

    Договоры по тегам

    Советы работнику офиса

    Плохие привычки, которые способны стать хорошими

  • Почему вы не любите свою работу?

  • Другие статьи

    МОУДОД Кадомский Дом детского творчества

    1. Документ "Свидетельство о дополнительном образовании" в МОУДОД Кадомском Доме детского творчества является формой констатации факта получения дополнительного образования учащимися, прошедшими полный курс обучения по программе (программам) дополнительного образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию в форме, определенной Положением об аттестации учащихся.
    2. Настоящее Положение устанавливает порядок заполнения и учёта Свидетельства об освоении дополнительной образовательной программы (далее – Свидетельство), структуру Свидетельства, порядок выдачи Свидетельства.
    3. Свидетельство о дополнительном образовании выдается в соответствии с Уставом Дома детского творчества. Форма документа определяется самим учреждением.
    4. Правом на получение "Свидетельства о дополнительном образовании" в МОУДОД Кадомском Доме детского творчества пользуются выпускники детских образовательных объединений, успешно прошедшие полный курс освоения образовательной программы.

    2.Порядок оформления Свидетельства

    1. Аттестационная комиссия представляет (в установленные сроки) протокол итоговой аттестации учащихся, успешно прошедших обучение по программе, и решение, на основании которых издается приказ по Дому детского творчества о выдаче обучающимся Свидетельства о дополнительном образовании.
    2. На основании приказа на каждого учащегося выписывается Свидетельство о дополнительном образовании. Ответственность за правильность оформления документов несет председатель и секретарь аттестационной комиссии.

    3.Документ "Свидетельство о дополнительном образовании"

    1. Данный документ включает
    • Бланк "Свидетельство о дополнительном образовании"
    1. Все записи, заносимые в Свидетельство, предварительно доводятся до сведения выпускника.
    2. В случае несогласия обучающегося или родителей (или лиц, их заменяющих) с содержанием записей подается заявление на имя директора учреждения. На основании представленного заявления директором определяется механизм разрешения проблемы. Срок решения вопроса определяет директор.
    3. В случае утраты Свидетельства о дополнительном образовании, выпускник может обратиться с заявлением на имя директора Дома детского творчества. На основании заявления, подписанного директором учреждения и соответствующего приказа, может быть выдан дубликат документа, о чем делается соответствующая отметка в регистрационном журнале.

    4. Структура Свидетельства

    Свидетельство включает следующие сведения:

    1. Полное название учреждения.
    2. Фамилия, имя, отчество выпускника.
    3. Название программы, по которой обучающийся прошел полный курс обучения, учебное объединение, количество часов по освоенным дисциплинам, предметам.
    4. Регистрационный номер.
    5. Дата выдачи Свидетельства.
    6. Подпись директора учреждения, печать.

    5. Порядок заполнения

    1. Свидетельство заполняются чёрными или синими чернилами, тушью, гелем или пастой. Допускается заполнение указанных документов печатающими устройствами.

    5.2.Подпись директора заверяется печатью учреждения. Оттиск печати должен быть ясным, чётким и легко читаемым.

    5.3.Подчистки, исправления, незаполненные графы не допускаются. В случае, если какой-либо раздел не заполняется, в нем ставится прочерк.

    5.4.Испорченные формуляры списываются по акту. Сведения о количестве выданных и испорченных Свидетельств отмечается в Журнале учета.

    6.1. Под учётом понимается регистрация Свидетельств в Журнале учёта выдачи документа об освоении дополнительной образовательной программы (далее – Журнал учёта).

    6.2. Каждому Свидетельству присваивается регистрационный номер – индивидуальный, не повторяющийся номер, позволяющий идентифицировать Свидетельство и сохраняющийся за ним в неизменном виде на весь период ведения Журнала учёта.

    6.3. Регистрационный номер Свидетельства должен точно соответствовать регистрационному номеру в Журнале учёта.

    6.4.При учёте Свидетельства в Журнал учёта вносятся следующие сведения:

    • Фамилия, имя, отчество выпускника.
    • Полное название отдела учреждения, учебного объединения.
    • Фамилия, имя, отчество педагога .
    • Название дополнительной образовательной программы.
    • Дата заполнения Свидетельства.
    • Регистрационный номер.

    6.5.Журнал учёта заполняется секретарем аттестационной комиссии и хранится у заместителя директора Дома детского творчества по учебно-воспитательной работе.

    Свидетельство выдаётся обучающимся по окончании обучения по дополнительной образовательной программе. Вручение Свидетельства выпускникам Дома детского творчества проводится в торжественной обстановке.

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2014 г № АК-316

    О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 21 февраля 2014 г. № АК-316/06

    Минобрнауки России в целях реализации приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г. № 29444) направляет Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации (далее - Методические рекомендации).

    Настоящие Методические рекомендации развивают и уточняют основные положения письма Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. АК-1879/06 "О документах о квалификации" с учетом приказа Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № 1244 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499", который вносит изменения, касающиеся изготовления бланка документа о квалификации, источниках средств, за счет которых осуществляется обучение по дополнительной профессиональной программе, и другие.

    Обращаем внимание, что согласно пункту 17 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности.

    Использование бланков документов о квалификации, утвержденных и изготовленных в соответствии с нормативными правовыми документами, действовавшими до 1 сентября 2013 г. вид, форма которых, используемая символика на бланке документа не соответствует действующему законодательству об образовании, в частности бланков документов государственного образца, не допускается.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
    ПО РАЗРАБОТКЕ, ЗАПОЛНЕНИЮ, УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ БЛАНКОВ
    ДОКУМЕНТОВ О КВАЛИФИКАЦИИ
    Введение

    В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) установлены виды документов, подлежащих выдаче в Российской Федерации.

    В соответствии с приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г. регистрационный № 29444) (далее - Порядок) установлены правила организации и осуществления обучения по дополнительным профессиональным программам дополнительного профессионального образования.

    Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - образовательные организации), вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

    Приказом Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № 1244 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499" в Порядке исключена норма, определяющая, что документ о квалификации выдается на бланке, являющемся защищенной от подделок полиграфической продукцией.

    Таким образом, законодательством не установлена обязательность выдачи образовательной организацией документа о квалификации, являющейся защищенной от подделок полиграфической продукцией.

    Вместе с тем, пунктами 2 и 3 части 1 статьи 6 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования, организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях, а также формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования.

    Согласно пункту 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

    На основании пункта 9 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится вопрос организации предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

    Таким образом, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе при необходимости предъявлять определенные требования к образцам бланков документов о квалификации, выдаваемых подведомственными образовательными организациями, либо образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

    Использование бланков, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией, позволяет: облегчить процесс подтверждения подлинности полученной квалификации конкретным лицом работодателями, кадровыми службами и др. экономить бюджеты образовательных организаций, повысить имидж дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования; установить подлинность изготовленного бланка в связи со строгой отчетностью предприятий-изготовителей перед лицензирующим органом, что минимизирует выпуск фальшивых бланков недобросовестными хозяйствующими субъектами.

    1. Разработка бланков документов о квалификации

    Разработкой бланков документов, являющихся защищенной полиграфической продукцией, в соответствии с требованиями действующего законодательства в Российской Федерации занимаются предприятия-изготовители, лицензиаты ФСТЭК России и ФНС России. Перечень необходимых требований к защищенной полиграфической продукции содержится в приказе Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. № 14н, а также в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 54109-2010 "Защитные технологии. Продукция полиграфическая защищенная. Общие технические требования", введенном в действие приказом Росстандарта Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 803-ст.

    Реестр предприятий-изготовителей защищенной полиграфической продукции находится на официальном сайте ФНС России по адресу: www.nalog.ru .

    Предприятиями-изготовителями может осуществляться изготовление унифицированных форм бланков документов с дополнительным перечнем отличительных защитных признаков по эскизам, предоставляемым образовательными организациями, соответствующим требованиям законодательства.

    Выбор предприятий-изготовителей бланков документов осуществляется образовательными организациями самостоятельно.

    Документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке) могут иметь разную форму, размер и цветовое оформление, которые самостоятельно определяются образовательной организацией.

    Варианты оформления документов о квалификации приводятся в приложении № 1 к настоящим рекомендациям и могут быть использованы по усмотрению образовательной организации.

    С целью организации учета бланков документов о квалификации (удостоверений о повышении квалификации и (или) дипломов о профессиональной переподготовке) рекомендуется при разработке бланка документа предусмотреть наличие серии и номера соответствующего бланка, которые впоследствии будут использоваться для внесения сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", а также позволит эффективно идентифицировать факты выдачи документа о квалификации лицу, завершившему обучение.

    2. Заполнение бланков документов о квалификации

    Заполнение бланков удостоверений о повышении квалификации и дипломов о профессиональной переподготовке (далее - бланк документа) производится с помощью модуля заполнения и учета в случае выбора образовательной организацией использования бланков документов о квалификации, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией (Приложение № 2).

    Заполнение бланков документов рукописным способом не рекомендуется.

    При заполнении бланка документа необходимо указывать следующие сведения:

    официальное название образовательной организации в именительном падеже, согласно уставу данной образовательной организации;

    регистрационный номер по книге регистрации документов;

    наименование города (населенного пункта), в котором находится образовательная организация;

    дата выдачи документа (в формате xx.xx.xxxx.);

    фамилия, имя и отчество лица, прошедшего повышение квалификации или профессиональную переподготовку (пишется полностью в именительном падеже в соответствии с записью в паспорте или документе, его заменяющем). Фамилия, имя, отчество иностранного гражданина записываются по данным национального паспорта в русскоязычной транскрипции.

    Бланк документа подписывается руководителем образовательной организации, иными лицами на усмотрение образовательной организации. На месте, отведенном для печати - "М.П.", ставится печать образовательной организации.

    Бланк приложения (при наличии) заполняется на усмотрение образовательной организации и содержит сведения о наименовании образовательной программы, наименовании присвоенной квалификации (при наличии), сроке обучения, годе поступления на обучение, годе окончания обучения.

    Дубликаты выдаются лицам, утратившим документы, при условии наличия в образовательной организации всех необходимых сведений о прохождении данными лицами обучения. Дубликат выдается на фамилию, имя, отчество, идентичные подлиннику документа. Дубликат выдается на бланке, действующем на момент выдачи дубликата. На дубликате документа в заголовок на титуле справа вверху ставится штамп "дубликат".

    3. Учет и хранение бланков документов

    Для учета выдаваемых бланков документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке в образовательной организации заводится книга регистрации документов, в которую вносятся следующие данные:

    а) наименование документа;

    б) номер бланка документа;

    в) порядковый регистрационный номер;

    г) дата выдачи документа;

    д) фамилия, имя, отчество лица, получившего документ;

    е) дата и номер протокола аттестационной комиссии;

    ж) подпись руководителя (руководителя подразделения) образовательной организации, выдающего документ;

    з) подпись лица, получившего документ.

    Дополнительно рекомендуется осуществлять учет данных о наименовании образовательной программы, наименовании присвоенной квалификации (при наличии), сроке обучения, годе поступления на обучение, годе окончания обучения (потребуются для внесения в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"),

    Книга регистрации документов прошнуровывается, пронумеровывается и хранится у руководителя образовательной организации.

    Испорченные при заполнении бланки документов подлежат уничтожению.

    Бланки документов хранятся в образовательной организации, как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" утверждены Перечень сведений, вносимых в информационную систему, и Правила формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", определяющие в том числе порядок и сроки внесения в нее сведений о выданных в установленном порядке документах о квалификации после 31 августа 2013 года.

    Методические рекомендации по внесению сведений в информационную систему утверждаются оператором информационной системы.

    Сведения о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выдаваемых с 1 сентября 2013 г. подлежат внесению в информационную систему в течение 60 дней с даты выдачи указанных документов.

    Сведения о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении подлежат внесению в информационную систему:

    о документах, выданных с 1 января 2009 г. по 31 августа 2013 г. включительно, - в срок по 31 декабря 2014 г. включительно;

    о документах, выданных с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2008 г. включительно, - в срок по 31 декабря 2016 г. включительно;

    о документах, выданных с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2003 г. включительно, - в срок по 31 декабря 2018 г. включительно;

    о документах, выданных с 1 января 1996 г. по 31 декабря 1999 г. включительно, - в срок по 31 декабря 2020 г. включительно;

    о документах, выданных с 10 июля 1992 г. по 31 декабря 1995 г. включительно, - в срок по 31 августа 2023 г. включительно.

    Сведения о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных с 10 июля 1992 г. по 1 сентября 2013 г. вносятся организациями, имевшими на момент выдачи документов свидетельство о государственной аккредитации.

    Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" включает следующие сведения:

    номер и серия бланка документа;

    регистрационный номер и дата выдачи документа;

    фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, которому выдан документ;

    наименование организации, выдавшей документ об образовании;

    наименование образовательной программы, наименование профессии, специальности, направления подготовки (при наличии), наименование присвоенной квалификации (при наличии), срок обучения, год поступления на обучение, год окончания обучения;

    сведения, подтверждающие факт утраты документа об образовании (для документа, по которому подтвержден факт утраты);

    сведения, подтверждающие факт обмена и уничтожения документа (для документа, по которому подтвержден факт обмена и уничтожения).

    ПРИМЕРЫ ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКОВ ДОКУМЕНТОВ

    Рис 1. Пример заполнения бланка удостоверения
    о повышении квалификации

    Рис 2. Пример заполнения бланка удостоверения
    о повышении квалификации

    Рис 3. Пример заполнения бланка удостоверения
    о повышении квалификации

    Рис 4. Пример заполнения бланка диплома
    о профессиональной переподготовке на право ведения нового
    вида профессиональной деятельности

    Рис. 5. Пример заполнения бланка диплома о профессиональной
    ? переподготовке с присвоением квалификации

    МОДУЛЬ
    ПО ЗАПОЛНЕНИЮ И УЧЕТУ БЛАНКОВ ДОКУМЕНТОВ О КВАЛИФИКАЦИИ

    Модуль по заполнению и учету бланков документов о квалификации (далее - модуль) представляет собой программное обеспечение, предназначенное для автоматизации учета и заполнения указанных бланков при помощи любых типов принтеров.

    Модуль разрабатывается в соответствии с требованиями действующего законодательства в части соблюдения правил по конфиденциальной защите персональной информации и предоставляться образовательным организациям на безвозмездной основе предприятиями-изготовителями бланков защищенной полиграфической продукции.

    Программное обеспечение модуля заполнения бланков должно устанавливаться на персональных компьютерах с архитектурой, совместимой с i32, i64 не старше 5 лет с момента выпуска очередной версии программного обеспечения и функционировать под управлением операционных систем семейства Microsoft Windows, распространенных на момент выхода версий программного обеспечения.

    Модуль оптимизирован для распространения через Интернет, иметь совокупный размер установочного комплекта не более 10 МБ и не предусматривать приобретение прав на использование какого-либо дополнительного программного обеспечения, кроме стандартного системного.

    Возможности программного обеспечения: учет выданных документов; печать документов.

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г

    Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г. № 06-735 “О дополнительном профессиональном образовании”

    В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

    Приложение: на 25 л.

    Разъяснения
    о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования

    Федеральный закон № 273-ФЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Порядок - приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Минюстом России от 20 августа 2013 г. регистрационный № 29444);

    ДПО - дополнительное профессиональное образование;

    ДПП - дополнительные профессиональные программы.

    Вопрос 1. В определениях основных понятий (статья 2 Федерального закона) подпункт 3 - обучение, подпункт 5 - квалификация, подпункт 12 - профессиональное образование появилось новое понятие «компетенция». Каково его содержание?

    Через понятие «компетенция» Федеральный закон № 273-ФЗ определяет результаты обучения, а также подразумевает описание с помощью компетенций квалификаций.

    Система высшего образования уже накопила определенный опыт разработки и реализации образовательных программ на основе компетентностного подхода, и теперь Федеральный закон № 273-ФЗ распространяет эту практику и на дополнительное профессиональное образование.

    Ознакомиться с основными аспектами компетентностного подхода в образовании можно, в том числе в сети Интернет, на сайтах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и другие.

    Вопрос 2. Каким образом реализация дополнительных образовательных программ должна ориентироваться на компетентностный подход, и обязательно ли это для краткосрочных программ?

    В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

    В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

    В структуре программ должен быть указан планируемый результат (пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ), который формулируется в компетентностной форме для всех видов ДПП, включая краткосрочные программы.

    Очевидно, что организациям, реализующим дополнительные профессиональные образовательные программы, необходимо будет разработать собственное нормативно-методическое обеспечение, которое будет демонстрировать реализацию компетентностного подхода, включая планирование результатов обучения (формирование компетентностных моделей), оценка уровня формирования компетенций у выпускников и т.д.

    Вопрос 3. В основных понятиях (статья 2 Федерального закона № 273-ФЗ) дано определение примерной основной образовательной программы. Будут ли разработаны примерные, типовые дополнительные профессиональные программы для использования в учебном процессе?

    Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное (часть 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, организовывается разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных профессиональных программ, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы (часть 14 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Типовые и примерные программы будут разрабатываться для следующих случаев, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ:

    Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 7 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (часть 3 статьи 81 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 82 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 3 статьи 85 Федерального закона № 273-ФЗ).

    В целях методической поддержки реализации Федерального закона 273-ФЗ и Порядка Минобрнауки России представит макеты программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Доступ к этим ресурсам будет свободный.

    Вопрос 4. Применимо ли в системе дополнительного профессионального образования понятие «обучающийся», наряду с понятием «слушатель»?

    Слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования (пункт 8 части 1. статьи 33 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (часть 2 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Таким образом, в дополнительном профессиональном образовании могут использоваться оба понятия.

    Вопрос 5. Появилось понятие «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?

    Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом № 273-ФЗ не предусматривается.

    При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.

    Вопрос 6. Применимо ли понятие «педагогический работник» к преподавателям дополнительного профессионального образования?

    Понятие «педагогический работник» применимо к преподавателям ДПО. В соответствии с частью 21 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

    В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций (часть 1 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ)

    На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций (часть 2 статьи 21 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 687 утверждена номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

    По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678

    Вопрос 7. Федеральный закон № 273-ФЗ не предполагает в сфере ДПО ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни федеральные государственные требования (ФГТ). Пункт 29 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ даёт определение качества образования через соответствие ФГОС и ФГТ. Значит ли это, что в ДПО качество образования не определяется?

    В соответствии с пунктами 21-22 Порядка оценка качества дополнительного профессионального образования проводится в отношении:

    соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

    соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

    способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

    Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:

    внутренний мониторинг качества образования;

    внешняя независимая оценка качества образования.

    Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

    Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

    Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.

    Вопрос 8. Является ли дополнительное профессиональное образование составной частью непрерывного образования?

    Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    Часть 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    При этом система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

    Таким образом, можно однозначно утверждать о принадлежности ДПО к непрерывному образованию (часть 7 статьи 10 Федерального закона № 237-ФЗ).

    Вопрос 9. Дополнительное образование включает в себя дополнительное образование взрослых и дополнительное профессиональное образование. Является ли дополнительное профессиональное образование дополнительным образованием взрослых?

    Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых, а также дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ). Таким образом, дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования.

    Вопрос 10. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Устанавливает ли Федеральный закон № 273-ФЗ объём для данных видов программ?

    Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

    Вопрос 11. В Федеральном законе № 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации?

    В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности - это дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы.

    В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

    Вопрос 12. Часть 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ. Применимо ли это для системы дополнительного профессионального образования?

    Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (часть 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Данная статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ, в том числе и программ дополнительного профессионального образования.

    Вопрос 13. Возможно ли применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования?

    Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в образовательных организациях ДПО возможно, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ.

    При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, ДОТ при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    Вопрос 14. Может ли библиотечный фонд образовательной организации дополнительного профессионального образования укомплектован только электронными учебными изданиями?

    В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

    В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия).

    Вопрос 15. Если дополнительное профессиональное образование является составной частью дополнительного образования, то может ли организация дополнительного образования вести образовательную деятельность по ДПП, а организация дополнительного профессионального образования - по дополнительным общеобразовательным программам?

    В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

    1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

    2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

    Образовательные организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является их основной целью: образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения (статья 23, часть 4, пункт 5 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Образовательные организации дополнительного профессионального образования в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ могут осуществлять также программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

    Вопрос 16. Можно ли привлекать к учебному процессу в организациях дополнительного профессионального образования лиц, не имеющих учёных степеней и званий?

    В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования.

    Для должности «преподаватель» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

    Вопрос 17. Нужна ли государственная аккредитация по дополнительным профессиональным программам?

    Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признается недействующими для всех образовательных организаций.

    Вопрос 18. Каковы особенности лицензирования программ ДПО в связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ?

    В связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ все образовательные организации будут менять лицензию, при этом должны быть внесены соответствующие изменения и в приложения к лицензии. Содержание Закона (Часть 1 статьи 91; подпункт 5 части 5 статьи 108. часть 7 статьи 108) говорит, что после его принятия образовательные организации работают на основании лицензий, выданных ранее с учетом норм нового Закона.

    Частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам будет указываться только подвид дополнительного образования (в данном случае - дополнительное профессиональное образование) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ. Также для дополнительного профессионального образования исключено требование об указании в приложении к лицензии сведений об адресах мест осуществления образовательной деятельности.

    Вопрос 19. Каким образом будет определяться содержание дополнительных профессиональных программ?

    Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если не установлено иное, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

    При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, должны руководствоваться при их разработке следующим.

    Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

    Кроме того, частью 10 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривается, что программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

    Вопрос 20. Какие требования предъявляются к структуре ДПП?

    Требования к структуре дополнительных профессиональных образовательных программ определяются Федеральным законом № 273-ФЗ и Порядком. Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (часть 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации (п. 9 Порядка).

    В соответствии с пунктом 6 Порядка: в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

    В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

    характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

    характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

    Вопрос 21. Каков статус стажировки в сфере ДПО?

    В Федеральном законе № 273-ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.

    Согласно части 12 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, а также полностью или частично в форме стажировки.

    Пункт 13 Порядка дает описание данной формы реализации ДПП, содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

    Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

    Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:

    самостоятельную работу с учебными изданиями;

    приобретение профессиональных и организаторских навыков;

    изучение организации и технологии производства, работ;

    непосредственное участие в планировании работы организации;

    работу с технической, нормативной и другой документацией;

    выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

    участие в совещаниях, деловых встречах.

    По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

    Вопрос 22. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения дополнительных профессиональных программ?

    Общие требования к документам о квалификации установлены пункте 2 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ.

    Документы о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    Документы о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

    По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

    Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

    В соответствии с пунктом 19 Порядка, документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

    Вопрос 23. Кем устанавливается процедура утверждения форм документов о квалификации?

    Образовательное учреждение разрабатывает процедуру утверждения форм документов о квалификации самостоятельно и закрепляет данную процедуру локальным актом организации.

    Вопрос 24. Останется ли возможность выдачи сертификатов после 1 сентября 2013 года?

    В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

    Вопрос 25. Имеет ли право организация зачислить на повышение квалификации и выдать удостоверение о повышении квалификации слушателям со средним общим или начальным профессиональным образованием с 1 сентября 2013 г.?

    В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

    1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

    2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

    Таким образом, прием слушателей на обучение по ДПП со средним общим образованием не допускается, за исключением лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

    Вопрос 26. Есть ли программы повышения квалификации, которые с 1 сентября 2013 года будут требовать согласования с Министерствами и ведомствами? Будет ли реестр таких программ?

    Согласования с Министерствами и ведомствами будут требовать дополнительные профессиональные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности.

    Согласно части 8 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

    Вопрос 27. Какие документы необходимо требовать для приема на обучение по программам ДПО у лиц из ближнего и дальнего зарубежья?

    В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом № 273-ФЗ.

    1) Если поступающий имеет документ из учебного учреждения, перечисленного в рамках распоряжения Правительства № 1624-р от 19 сентября 2013 года, то он принимается наравне с гражданами Российской Федерации.

    2) Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (часть 4 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ).

    3) Могут быть учтены межгосударственные соглашения, подписанные Российской Федерацией и бывшими республиками СССР.

    Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (часть 13 статьи 107 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Вопрос 28. Какой печатью заверяются документы по итогам освоения ДПП?

    С 1 сентября 2013 года лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 16 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

    Документ, который выдается по итогам освоения ДПП, заверяется печатью образовательной организации, которая закреплена в Уставе организации.

    Вопрос 29. Предполагается ли различие в документах, которые выдаются по итогам освоения программ профессиональной переподготовки, которые позволяют осуществлять новый вид профессиональной деятельности и подтверждают присвоение новой квалификации?

    В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенций, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

    Учитывая, что форма документа о квалификации (диплома о профессиональной переподготовки) определяется организацией самостоятельно, то могут быть определены и различные варианты образцов документов, в которых используются различные варианты записей:

    присвоение новой квалификации (указание наименования квалификации);

    присвоение новой квалификации (указание наименования квалификации) и выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности);

    выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности) в рамках имеющейся ранее квалификации.

    Организация самостоятельно принимает решение о формализации записей в дипломах профессиональной переподготовки.

    Вопрос 30. По какому признаку или принципу можно определить, что программа профессиональной переподготовки реализуется или разработана в рамках основной образовательной программы?

    Таким признаком являются наличие результатов обучения по программам профессиональной переподготовки, которые соотносятся с результатами обучения (компетенциями), сформулированными в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования и (или) основных образовательных программах профессионального образования и направлены на приобретение новой квалификации.

    Вопрос 31. В чем разница между «электронным обучением» и «дистанционными образовательными технологиями»?

    Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

    Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

    Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

    Вопрос 32. Как в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» могут быть реализованы дополнительные профессиональные программы на основе сетевого взаимодействия по заказу государственных и муниципальных заказчиков?

    Заказчик может указать в техническом задании, что программа реализуется в сетевой форме. К заявке исполнитель прилагает договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций. Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

    По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 3 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

    2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

    3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

    4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

    5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

    Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым утрачивает силу Федеральный закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

    Вопрос 33. Каков механизм создания организаций, осуществляющих профессионально-общественную и общественную аккредитацию?

    В постановлении Правительства Российской Федерации № 286 от 30 марта 2013 года «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» создана правовая основа для организации общественно-государственных советов, которые будут иметь полномочия для создания аккредитационных агентств по различным направлениям.

    Правила, утвержденные данным постановлением Правительства, определяют порядок формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, осуществляемой с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов в целях повышения качества работы этих организаций.

    Вопрос 34. Предполагается ли разработка профессиональных стандартов в сфере образования?

    Поручение об утверждении не менее 800 профессиональных стандартов дано в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р утвержден план разработки профессиональных стандартов на 2012 - 2015 годы.

    Минобрнауки России утвержден График разработки профессиональных стандартов на 2013 - 2014 годы (от 9 июля 2013 г. № ДЛ-14/06 ), включающий 7 профессиональных стандартов в сфере образования и науки:

    педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);

    специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся);

    преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании);

    специалист в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся);

    руководитель образовательной организации (управление в сфере образовании);

    руководитель научной организации (управление научными исследованиями);

    научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность).

    Вопрос 35. Каков механизм возмещения затрат образовательным организациям на обучение увольняемых военнослужащих в рамках эксперимента в 2012 - 2014 годах?

    Положение о проведении в 2012 - 2014 годах эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 501 (далее - Положение) и введено в действие с 5 июня 2012 года. В соответствии с указанным постановлением необходимо обеспечить в период проведения эксперимента создание условий для обучения не менее 2000 увольняемых военнослужащих.

    Частью 9 Положения установлено, что возмещение расходов образовательных учреждений в рамках эксперимента осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации в объеме нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетным и автономным учреждениям на указанные цели в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в установленном порядке.

    В случае если стоимость обучения по программе профессиональной переподготовки превышает величину нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования, стоимость обучения сверх величины нормативных затрат возмещается за счет средств владельца сертификата и (или) иного физического (юридического) лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 12 Положения).

    Вопрос 36: Как происходит отбор увольняемых военнослужащих в рамках эксперимента в 2012-2014 годах?

    Положение о проведении в 2012 - 2014 годах эксперимента утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 501 (далее - Положение) и введено в действие с 5 июня 2012 года. В соответствии с указанным постановлением необходимо обеспечить в период проведения эксперимента создание условий для обучения не менее 2000 увольняемых военнослужащих.

    Отбор увольняемых военнослужащих для участия в эксперименте по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов проводится в порядке и в соответствии с критериями, которые устанавливаются Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФСО России, из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования:

    общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 5 лет и более, не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего профессионального и (или) среднего профессионального образования;

    наличие у увольняемого военнослужащего высшего профессионального или среднего профессионального образования;

    увольнение с военной службы по основаниям, предусматривающим достижение предельного возраста пребывания на военной службе, истечение срока контракта, а также по состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям.

    В соответствии с частью 2 Положения под сертификатом понимается именной документ, подтверждающий право его владельца на дополнительные меры государственной поддержки в части оплаты его обучения по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки (далее - программа профессиональной переподготовки).

    Сертификат выдается увольняемому военнослужащему при исключении его из списков личного состава органа управления, воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в порядке, установленном Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФСО России соответственно (часть 3 Положения).

    Обзор документа

    С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Закон об образовании. Рассмотрены некоторые вопросы, связанные с его применением в части дополнительного профобразования.

    Так, закреплено понятие "компетенция". Через него определяются результаты обучения. Подразумевается описание с помощью квалификаций.

    Относительно дополнительных профпрограмм. Они будут разрабатываться уполномоченными органами. Так, примерные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка проектируются и утверждаются федеральным госорганом, в интересах которого проводится обучение или образование. Минобрнауки России представит макеты программ повышения квалификации и профпереподготовки. Доступ ресурсам будет свободный.

    Также разъяснено, что в дополнительном профобразовании могут использоваться одновременно два понятия: слушатель и обучающийся.

    В силу закона ИП вправе заниматься образовательной деятельностью без лицензии. Организации могут применять электронное обучение, необходимые дистанционные образовательные технологии.

    Рассмотрен ряд иных вопросов, в том числе по госаккредитации программ, по их содержанию. Разъяснен статус стажировки в сфере дополнительного профобразования. Перечислены требования к документам, выдаваемым по итогам освоения дополнительных профпрограмм.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: