Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по организации походов со школьниками img-1

инструкция по организации походов со школьниками

Рейтинг: 4.7/5.0 (1844 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Организация туристских походов в школе

Организация туристских походов в школе

Для любителей активного отдыха, стремящихся к расширению внеурочной деятельности, усилению мотивации к занятиям физической культурой и спортом рекомендую обратить внимание на организацию туристских походов в каникулярное время. Некоторые практические рекомендации помогут правильно подготовить и провести поход.

Спортивные – получение туристского опыта у членов группы, приобретение высотной акклиматизации, выполнение спортивных разрядов.

Воспитательные – воспитание чувства ответственности за бережное отношение к природе (экологическое воспитание). Работа над нравственными категориями (ответственность, добро, справедливость, долг, достоинство, совесть, взаимовыручка).

Оздоровительные – повышение физических и моральных качеств участников похода, закаливание организма.

Учебные – изучение и освоение новых районов, посещение природных, культурных, исторических памятников.

Форма организации детского коллектива.

Перед проведением многодневного похода необходимо организовать несколько походов выходного дня, где участники знакомятся друг с другом, получают первичные туристские навыки. Здесь, в процессе коллективной творческой деятельности, можно пронаблюдать за особенностями характера воспитанников, составить психологическую характеристику для каждого. Это имеет большое значение, так как главным достижением в организации походов является создание группы, способной к самостоятельной совместной деятельности, где принятие коллективного решения происходит с учётом индивидуального мнения каждого.

Перед походом необходимо выбрать, с учётом склонностей и желания, командира группы, завхоза, ответственных за общественное снаряжение, ответственных за ремонтный набор, ответственных за аптечку, казначея (ответственного за финансовые расходы на маршруте), летописца (ведение путевого дневника), фотографа (составление фотоотчёта).

Группа планирует график дежурства на время проведения похода, составляет меню, закупает продукты.

В походе каждый участник отрабатывает навыки по передвижению на маршруте, установке лагеря, заготовке дров, воды, приготовлению пищи. А главное – учится жить в коллективе, нести ответственность за порученное ему дело.

Правовая база:
  1. Закон РФ “Об образовании” от 13.01 1996г. №12 ФЗ.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования от 7.03.1995г. №233 и изменениями и дополнениями от 22.02.1997г. 212.
  3. Приказ Минобразования РФ от 13.07.1992г. №293.
  4. Приложение к приказу №293 от 13.07.1992г. – “Инструкция по организации и проведению тур.походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ.

1. Приказ о выходе группы на маршрут (по учебному учреждению с печатью и подписью директора).

В приказе указывается:
  1. Цели и задачи похода (оздоровительная, воспитательная, обучающая).
  2. Состав участников, руководителей и заместителей руководителей (согласно инструкции приказа №293 от 13.07.1992г. по Минобразованию РФ).
  3. Географический район путешествия.
  4. Сроки проведения похода.
  5. Ответственность со стороны руководителя и заместителя за жизнь и здоровье участников.
2. Разработка маршрута, оформление маршрутных документов.
  1. Комплектование и подготовка группы (в соответствии со сложностью маршрута и климатическими условиями географического района путешествия), выполняется исходя из “Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками студентами РФ” – п.3 – “Требования к руководителю, (помощнику) руководителя и участникам туристкого похода, экспедиций и экскурсий”.
  2. Выбор района похода.
  3. Подготовка картографического материала.
  4. Проведение занятий “Элементы топографии и ориентирования на местности” (в помещении и на местности).
  5. Оформление маршрутного листа.

5.1 Приказ о походе;

5.2 Состав участников и руководителей;

5.3 Нитка маршрута с указанием дат и мест ночёвок;

5.4 Отметки МКК (если требуются);

5.5 Даты начала и окончания туристского похода;

5.6 Печать и подпись руководителя учреждения, выпускающего туристскую группу;

5.7 График дневных переходов с указанием мест и дат ночёвок.

3. Разработка графика дневных переходов (в соответствии с готовностью группы, учётом рельефа, климатических особенностей географического района путешествия).

Пример личного и общественного снаряжения в пешем туристском походе в тёплое время года в равнинном районе (Московская область).

Личное снаряжение:
  1. Рюкзак с вкладышем (в качестве вкладыша можно взять плотный мешок для мусора объёмом 50 л или гермомешок для водных походов).
  2. Коврик туристский.
  3. Накидка от дождя.
  4. Спальный мешок;
  5. Посуда личная (ложка, нож, миска, кружка).
  6. Спички.
  7. Фонарь.
  8. Головной убор.
  9. Штормовой костюм.
  10. Свитер.
  11. Куртка лёгкая.
  12. Брюки тренировочные.
  13. Бельё – два комплекта.
  14. Рубашка (футболка).
  15. Носки простые – 3 пары.
  16. Носки шерстяные – 3 пары.
  17. Ботинки туристские.
  18. Запасная обувь (кеды или кроссовки).
  19. Умывальные принадлежности.
  20. Средства от комаров.
Общественное снаряжение:
  1. Компас – не менее двух.
  2. Карта, схемы.
  3. Сухое горючее (оргстекло).
  4. Аптечка медицинская.
  5. Ремонтный набор.
  6. Котелки 2-3 штуки (на 5-6 литров).
  7. Половник.
  8. Костровое снаряжение (таганок, тросик).
  9. Палатки туристские с тентами.
  10. Тент костровой.
  11. Топор, ножовка (на случай дождя).
  12. Сапёрная лопатка.
Медицинская аптечка:
  1. Перевязочный материал (бинты, вата, салфетки).
  2. Антисептики (йод, перекись водорода, мозольная жидкость, марганцовка).
  3. Пластыри (бактерицидные, ленточный, мозольные).
  4. Ножницы, жгут кровоостанавливающий медицинский.
  5. Фонарь, спички.
  6. Крем обычный, заживляющий.
  7. Мумиё.
  8. Жаропонижающие (аспирин, парацетамол, эффералган).
  9. Сердечные (валидол, нитроглицерин).
  10. Болеутоляющие (анальгин, баралгин, солпадеин).
  11. Желудочные (фталазол, бисептол, но-шпа, фестал, активированный уголь).
  12. Противоаллергические (супрастин, тавегил, диазолин).
  13. Противопростудные, от кашля (бромгексин, лакричные таблетки (палочки), фарингосепт, стрептоцид, стрепсилс).
  14. Согревающие растирки (“звёздочка”, финалгон, випроссал, эфкамон).
  15. Бинт эластичный.
  16. Пакет для охлаждения (заморозка).
  17. Аммиак (держать отдельно от аптечки и продуктов).;
Ремонтный набор:
  1. Иглы разные в футляре.
  2. Напёрстки – 2 шт.
  3. Нитки разные – 2,3 катушки.
  4. Шнурки, верёвочки (много).
  5. Клей универсальный.
  6. Проволока стальная.
  7. Шило в футляре.
  8. Изолента.
  9. Тесьма.
  10. Пуговицы.
  11. Булавки.
  12. Пассатижи.

Питание на маршруте.

Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях.

Наименование продукта Вес в граммах

1.Хлеб чёрный и белый или

Другие статьи

Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций со школьниками

Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций со школьниками Примерная инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий, экспедиций

1. Общие требования охраны труда

1.1. К прогулкам и экскурсиям допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. К туристским походам и экспедициям допускаются учащиеся со 2-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.3. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.

1.4. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций возможно воздействие на их участников следующих опасных факторов:

— изменение установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;

— потертости ног при неправильном подборе обуви;

— травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;

— укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;

— отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

— заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов;

— травмирование в результате природных явлений (солнечный удар, молния и т. д.).

1.5. При проведении прогулок, туристских походов, экскурсий и экспедиций группу обучающихся должны сопровождать двое взрослых.

1.6. Для оказания первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом руководителю прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции. Пострадавшему должна быть оказана первая медицинская помощь или его сопровождают в медицинское учреждение.

1.8. Обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции и правила личной гигиены.

1.9. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования охраны труда перед проведением прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции

2.1. Для проведения пешеходного (вело-, мото-, лыжного, горного) туристского похода или экспедиции продолжительностью более 5 км или более суток формируется группа обучающихся с учетом физических, психологических и коммуникативных качеств личности.

2.2. Руководитель многодневного туристского похода или экспедиции (более 2-х суток) должен хорошо знать маршрут экспедиции, природные и климатические особенности местности, криминогенную ситуацию в данном районе и владеть навыками (иметь опыт) руководства туристскими походами данного вида.

2.3. Руководитель многодневного похода должен владеть вариантами срочной эвакуации группы обучающихся из местности, по которой планируется туристский маршрут и, по возможности, иметь телефонную связь с руководителем образовательного учреждения.

2.4. При совершении экскурсии, прогулки с группой учащихся более 10 человек (в течение светового дня) присутствие двух взрослых людей (руководителей) обязательно.

2.5. Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.

2.6. Обучающиеся должны знать цель проведения экскурсии, прогулки, туристского похода и быть ознакомлены с местностью (районом, объектом), по которой будет проходить маршрут. В случае необходимости учащимся даются предварительные задания.

2.7. Если обучающиеся берут сухие пайки, то преподаватель должен проверить их содержимое. Использование скоропортящихся и консервированных продуктов не допускается.

2.8. Подготовить удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.

3. Требования охраны труда во время проведения прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции

3.1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самостоятельно не изменять установленный маршрут движения и не покидать место расположения группы.

3.2. Соблюдать правила дорожного движения при передвижении по населенному пункту, правила перевозок учащихся автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом.

3.3. Общая продолжительность прогулки составляет 1— 4 часа, а туристского похода, экскурсии, экспедиции не должна превышать: для учащихся 1—2-х классов — 1 дня, 3—4-х классов — 3 дней, 5—6-х классов — 18 дней, 7—9-х классов — 24 дней, 10—11-х классов — 30 дней.

3.4. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.

3.5. В случае необходимости разведения костра соблюдать правила пожарной безопасности, не использовать горюче-смазочные смеси.

3.6. Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

3.7. Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения и грибы, а также колючие растения и кустарники.

3.8. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.

3.9. Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой, или кипяченую воду.

3.10. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки, туристского похода, экскурсии или экспедиции об ухудшении состояния здоровья или травмах.

3.11. Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. По окончании прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции

5.1. Проверить по списку наличие обучающихся в группе.

5.2. Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.

5.3. Принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

Инструкция по организации и проведению туристских походов

Инструкция по организации и проведению туристских походов,

экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации.

Утверждена, приказом Минобразования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293

1. Общие положения:

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанников детских домов и школ-интернатов, студентов педагогических училищ Российской Федерации.

1.2. Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) являются важной формой гуманистического, патриотического, интернационального воспитания, расширения знаний, оздоровления и физического развития детей и молодёжи.

В путешествиях юные туристы изучают родной край, страну- Российскую Федерацию; ведут работу оп охране природы, памятников истории и культуры; выполняют задания учебно-воспитательных учреждений, научных и других учреждений и организаций.

2. Обязанности учреждения, проводящего туристский поход, экспедицию, экскурсию (путешествие):

2.1. Администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана оказать содействие руководителям групп в организации и проведении путешествия и выдать соответствующие документы, заверенные печатью проводящего путешествие учреждения.

Финансирование путешествий осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации в других организаций, проводящих эти мероприятия в соответствии с утверждёнными планами.

2.2. Администрация учреждения, проводящего путешествие, а также члены маршрутно-квалификационных комиссий (МКК), давшие положительное заключение о возможности совершения группой заявленного путешествия, не несут ответственность за происшествия, которые явились следствием неправильных действий руководителя и участников путешествия.

2.3. Для проведения многодневных, дальних экскурсий с ночлегом в населённом пункте обязательным условием должно быть письменное согласие учреждения, организации, принимающий группу, или путёвка экскурсионной организации.

2.4. Участники туристских походов с оформленными маршрутными документами пользуются правом на размещение и обслуживание в туристских гостиницах, базах и кемпингах при наличии свободных мест. Имея разрешение соответствующих организаций, они пользуются правом на посещение заповедников, заказников и других территорий с ограниченным режимом посещения.

2.5. В случае нарушения группой на маршруте контрольных сроков оповещения администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана незамедлительно связаться с территориальными органами образования, контрольно-спасательной службой (КСС), туристскими организациями для выяснения местонахождения группы и оказания ей необходимой помощи.

3. Требования к руководителям, заместителям (помощникам) руководителей и участникам групп туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий):

3.1. Группы для проведения походов, экспедиций, экскурсий (путешествий) формируются из учащихся, воспитанников и студентов (далее учащихся), объединённых на добровольной основе совместной учебы, занятий в кружках и секциях, трудовой деятельности, места жительства, обладающих необходимым опытом и осуществивших подготовку запланированного похода, экспедиции, экскурсии (путешествия).

3.2. Основные требования к участникам, руководителю, заместителю (помощнику) руководителя некатегорийных походов, экспедиций, многодневных дальних (за пределы своего района, города) экскурсий:

Примечания: количественный состав экскурсионной группы может определяться туристско-экскурсионной организацией, проводящий плановые экскурсионные маршруты, и количеством сидячих мест в автобусе; определяется администрацией учреждения, проводящий экскурсию, исходя из педагогической целесообразности.

3.3. К руководителю, заместителю руководителя и участникам экспедиции с активным способом передвижения предъявляются те же требования, что и к руководителю, заместителю руководителя и участникам туристских походов в соответствие со степенью (категорией) сложности активных участников маршрута.

3.4. По усмотрению администрации учреждения, проводящего путешествие, с согласия руководителя группы (отряда), исходя из количественного состава группы, обеспечения безопасности участников, вместо заместителя руководителя может быть назначен помощник руководителя из числа учащихся (воспитанников, студентов), имеющих опыт участия в аналогичных походах, экспедициях, экскурсиях (путешествиях).

3.5. Основные требования к участникам, руководителю и заместителю руководителя туристско-спортивных походов:

Необходимый опыт участия

руководства в походах по

данному виду туризма, к.с.

н/к*- некатегорийный поход.

3.6. К участию в пеших походах 1 к.с. допускаются лица не моложе 12 лет, 2 к.с. - 14лет,

Для учащихся, получивших теоретическую и практическую подготовку в течении не менее одного года занятий в туристско-краеведческих кружках, секциях, клубах возрастной ценз для участия в степенных походах и 1-3к.с. походах по родному краю при наличии медицинского допуска может быть снижен на один год.

4. Обязанности и права руководителя заместителя руководителя похода, экспедиции, экскурсии (путешествия).

4.1. Руководитель и заместитель руководителя похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) назначается администрацией учреждения, проводящего путешествие.

Руководителем и заместителем руководителя могут быть лица, удовлетворяющие требованиям настоящей Инструкции, которым, с их согласия, администрация учреждения, проводящего путешествие, доверяет руководство группой (отрядом) учащихся.

Если в туристском походе участвуют три и более групп с количеством учащихся (для похода 2-4к.с.- не менее 20) и их маршруты и графики в основном совпадают, то общее руководство этими группами может быть возложено на специально назначенного старшего руководителя. В этом случае всем руководителям может быть засчитано руководство.

4.2. Руководитель и его заместитель, а так же старший руководитель несут ответственность за жизнь, здоровье детей и безопасность проведения похода, экспедиции, экскурсии (путешествия), за выполнения плана мероприятий, содержания оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.

4.3. За нарушение настоящий Инструкции руководитель группы и его заместитель, а также старший руководитель несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не несут за собой другой ответственности, предусмотренной действующем законодательством.

4.4. Руководитель обязан:

до начала похода, экспедиции, экскурсии (путешествия);

- обеспечить комплектование группы с учетом интересов, туристской квалификации, физической и технической подготовленности учащихся;

- организовать всестороннюю подготовку участников похода, экспедиции, экскурсии (путешествия), проверить наличие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность, умение плавать, оказать доврачебную помощь.

- организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте; составить смету расходов; подготовить маршрутные документы (маршрутную книжку или маршрутный лист, удостоверение) и приказ на проведение похода, экспедиции, экскурсии (путешествия);

совместно с участниками:

- ознакомится с районом похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) по отчётам других групп, получить консультацию на станции (в центре) юных туристов, в маршрутно-квалификационной комиссии, у опытных туристов и краеведов;

- подогнать картографический материал, разработать маршрут и график похода, экспедиции, экскурсии (путешествия), план краеведческой общественно-полезной работы и других мероприятий, проводимых группой на маршруте; наметить контрольные пункты и сроки;

- ознакомится с условиями погоды в районе предстоящего похода; изучить сложные участки маршрута и наметить способы их преодоления;

в походе, экспедиции, экскурсии (путешествии):

- строго соблюдать утверждённый маршрут;

- принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута или прекращения похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшему;

- принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников похода в ближайшее медицинское учреждение;

- сообщить о происшедшем несчастном случае в ближайшие контрольно-спасательную службу (КСС) или контрольно-спасательный отряд (КСО), в учреждение, проводящее поход и маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), выпустивших на маршрут группу, местные органы образования;

- назначить, в случае временного разделения группы в аварийной ситуации с целью разведки, забросок продуктов, снаряжения, выполнения краеведческих заданий и т.д. но не более чем на 8 часов, в каждой подгруппе (в водных походах - на каждом судне) своих заместителей (помощников) из наиболее подготовленных участников. Состав подгруппы должен быть не менее четырёх человек, в том числе одного взрослого;

- организовать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в данном районе;

- информировать гидрометеорологические станции, встречающиеся на маршруте, местные органы власти о сходе снежных лавин, селевых потоках, подвижках ледников и других опасных природных явлений, наблюдаемых на пути следования группы;

- делать отметки в маршрутной книжке о прохождении маршрута.

4.5. При организации туристско-спортивных походов:

- представить в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), имеющую полномочия на рассмотрение похода данной категории сложности, не позднее чем за 30 дней до начала похода, заявочные документы на совершение похода (маршрутную книжку и её копию, справки об опыте участников, руководителя и заместителя руководителя, картографический материал, медицинские справки и другие документы, необходимые для рассмотрения заявленного похода).

Заявочные документы групп учащихся рассматриваются маршрутно-квалификационными комиссиями при органах образования, а при отсутствие у них соответствующих полномочий - МКК федерации туризма (клубов туристов).

При положительном заключении МКК о возможности совершения группой заявочного похода руководителю выдаётся зарегистрированная маршрутная книжка. При необходимости в маршрутную книжку записывают особые указания и рекомендации группе, определяется соответствующая контрольно-спасательная служба (КСС) или отряд (КСО) для регистрации перед выходом на маршрут.

4.6. Не позднее чем за 10 дней до выезда к месту начала похода сообщить в КСС или КСО по установленной форме маршрут похода, контрольные пункты и сроки их прохождения, состав группы. Если активная часть похода начинается в пункте дислокации КСС или КСО, необходима личная явка в них. В случае необходимости изменения маршрута, состав группы и записей в маршрутной книжке до отъезда группы в поход согласовать эти изменения с МКК, давшей положительное заключение на совершение похода, а также сообщить об этом КСС или КСО, зарегистрировавшим группу. В случае необходимости изменения сроков похода, состава группы после выезда в поход, сообщить телеграммой об этом в МКК, давшую положительное заключение на совершение похода, в КСС и КСО, зарегистрировавшие группу, и в учреждение, проводящее поход. Сообщить телеграммой в адрес МКК, давшей положительное заключение на совершение похода, КСС или КСО, зарегистрировавших групп, и в учреждение, проводящее поход, о прохождении группой контрольных пунктов и об окончании похода.

Представить отчет в МКК, а после рассмотрения отчета и зачета похода оформить справки участникам группы о совершенном походе.

5. Обязанности и права участников похода, экспедиции, экскурсии (путешествия):

- активно участвовать в подготовке, проведения туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) и составлении отчета;

- строжайше соблюдать дисциплину, а также выполнять возложенные на него собранием группы поручения;

- своевременно и качественно выполнять указания руководителя и его заместителя (помощника);

- в период подготовки к категорийным походам пройти медицинский осмотр во врачебно-физкультурном диспансере или других медицинских учреждениях, у врача образовательного учреждения;

- знать и неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, правила безопасности в походах, в т.ч. на воде, обращения с взрывоопасными предметами, способы предупреждения травматизма и оказания доврачебной помощи;

- бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры;

- своевременно информировать руководителя похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) или его заместителя (помощника) об ухудшении состояния здоровья или травмировании.

5.2. Участник похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) имеет право:

- пользоваться туристским снаряжением и спортивными сооружениями учреждения, проводящего путешествие;

- участвовать в выборе и разработке маршрута;

- после окончания туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) обсудить на собрании группы действия любого из участников, обращаться в учреждение, проводящее поход, и в туристские организации.

6. Ответственность руководителя, заместителя руководителя и участников туристско-спортивных походов:

6.1. За нарушение настоящей Инструкции, не повлекшее за собой ответственность, установленную действующим законодательством, учреждение, проводящее путешествие, может представить материалы в туристские организации для принятия следующих мер воздействия;

- не засчитывать для выполнения нормативных разрядов, участие, руководство в совершенном походе;

- аннулировать зачет всех или определенного числа ранее совершённых походов;

- частично или полностью дисквалифицировать - лишить спортивных разрядов и званий;

- запретить участвовать, руководить походами определённой категории (степени) сложности на установленный срок;

- вывести из состава общественных туристских органов.

Похожие работы: Пособие для учителей, руководителей туристскихпоходов со школьниками издание 2-Е, исправленное и дополненное (2)

книги порядок оформления определялся «Инструкциейпоорганизации и проведениютуристскихпоходов. путешествий и экскурсий с. полностью при­надлежать ребятам. Приложение I Инструкцияпоорганизации и проведениютуристскихпоходов. путешествий и экскурсий с.

. программа внеурочной деятельности «Юные судьи туристских соревнований» Программа рассчитана на 4 года.

по туризму 1. Инструкцияпоорганизации и проведениютуристскихпоходов. экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации. 2. Правила организации и проведениятуристских.

выполнения требований «Инструк ции поорганизации и проведениютуристскихпоходов. экспедиций и экс курсий. пешеходный туризм) 1.1. Нормативные документы по туризму 1. Инструкцияпоорганизации и проведениютуристскихпоходов. экс педиций и экскурсий.

безопасности в криминальной ситуации; - инструкциюпоорганизации и проведениютуристскихпоходов. экспедиций и экскурсий с учащимися. Причины возникновения пожаров. Изучение инструкциипоорганизации и проведениютуристскихпоходов. экс­педиций и экскурсий.

Организация и проведения безопасных походов учащихся

Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания.

Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

Туризм в нашей стране приобрел большую популярность, стал одним из самых массовых видов физкультурно-оздоровительной деятельности, спорта и активного отдыха молодежи. Самой распространенной и доступной для населения всех возрастных групп формой туристских походов являются походы выходного дня, участие в которых после напряженного недельного труда очень эффективно.?15 с. 3?

Главным в подготовке походов выходного дня является цель, для решения которой разрабатывается маршрут. При разработке маршрута походов выходного дня учитываются возраст, физическая подготовленность, интересы учащихся. Не следует, особенно на первых порах, увлекаться преодолением больших расстояний. Такие походы утомительны, и это может оттолкнуть ребят от участия в походах. Желательно возвращение из похода выходного дня транспортом (рейсовым автобусом, пригородным поездом). Если же это невозможно, то программу похода следует построить с учетом затраты времени на обратный путь. При этом общая протяженность маршрута похода выходного дня включает и обратный путь.

Включение в программу походов выходного дня массовых мероприятий (игры на местности, соревнования по туризму, спортивному ориентированию, конкурс самодеятельности у костра, приготовление еды на костре) повышает интерес к походам, улучшает эмоциональное состояние участников похода, делает отдых более эффективным.?2 с. 15?

Актуальность проблемы: Так как я занимаюсь в секции Спасательное многоборье и регулярно хожу в походы, то я знаю сколько времени и затрат отнимает подготовка к нему. Организовать поход и предусмотреть все до мелочей очень сложно, тем более что поход со школьниками требует больше внимания и лучшей подготовленности. Безопасность в походе занимает главное место и как она будет организована та и пройдет поход. Уметь предвидеть, распознавать, правильно действовать в опасных ситуациях на природе необходимо каждому человеку, независимо от возраста, пола и профессии.

Объект. школьный туризм

Предмет: методика организации и проведение безопасных походов учащихся по родному краю.

Цель. разработать рекомендации по организации и проведению безопасных походов учащихся.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что изучение рекомендаций, позволит учителям и учащимся совместно организовывать безопасные походы, сформировать знания о безопасном поведении на природе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи.

Проанализировать литературу по данной теме;

Рассмотреть разновидности походов, места родного края по которым можно организовать походы с учащимися;

Разработать рекомендации по организации и проведению походов учащихся по родному краю.

Глава 1. Методика проведения походов учащихся по родному краю

Понятия и виды туристических походов

Туризм — прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта — скажем, гимнастика, борьба, бокс и т. д. Но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта. Более того, туризм с его большими, но равномерно распределенными во времени нагрузками способствует излечению некоторых заболеваний.

Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной, ходьбе. Большинство горожан, пользуясь для повседневного передвижения услугами транспорта, проводя отпуск на террасе дома отдыха или в гамаке на даче, буквально отучаются ходить. Пройти 15—20 километров—не по лесной чаще, нет, а по обычной проселочной дороге — для них непосильная задача.

Турист умеет ходить. Обладает он и многими другими, подчас мелкими и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Он умеет быстро развести огонь, сварить пищу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починит порвавшуюся одежду. Здесь идет речь о туристах-школьниках, а не о взрослых туристах-разрядниках, которые умеют двигаться сквозь глухую тайгу по звериным тропам и затесам многолетней давности, в трескучие морозы ночевать на снегу, строить плоты без единого гвоздя и проходить на них бурные речные пороги и перекаты.

В туристских походах оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, приобретенные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются, по существу, обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению.?20 с. 45?

Знакомясь во время походов с предприятиями, стройками, колхозами и совхозами, с людьми различных профессий, школьники более осмысленно подходят к выбору будущей специальности. Многие ребята, например, хотят стать геологами. Но ведь такая работа — это не только песни у ночного костра, радость открытий и путешествий по нехоженым местам. Это и грязь, и холод, и пронизывающий до костей ветер, и валящая с ног усталость. Так пусть ребята сходят в поход раз, другой, третий, пусть познакомятся со всеми сторонами походной жизни. Пусть не по книжкам они узнают, на что идут, избирая романтичную специальность геолога.

Но туризм—это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся. При разработке маршрута похода руководитель должен планировать по возможности посещение памятных и исторических мест, связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, его соратников, видных деятелей нашей партии и государства, мест боев гражданской и Великой Отечественной войн, организацию встреч с передовиками производства и т. д.

Туризм — средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни людей, средство познания красоты природы. Лучшие наши писатели посвятили немало прекрасных страниц родной природе. Ребята читают эти страницы, выписывают цитаты. Но это не может научить их видеть и понимать саму природу так, как понимали ее Толстой, Чехов, Тургенев. Нельзя познать красоту природы только через призму человеческого слова. Если слово не вызовет у читателя того чувства, которое переживал автор, создавая свое произведение, это слово остается пустым звуком.

В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы дают результат. Так ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Ради общего дела они учатся преодолевать усталость, становиться выше личных симпатий и антипатий, помогать друг другу, быть чуткими, а если нужно, беспощадными к нарушителям порядка. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у школьника сознательную дисциплину, настойчивость.

Нельзя недооценивать и того, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм—прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят.

Нужно помнить и о том, что в походе ребята подчас раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослым и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.?3 с. 25?

Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь цель. Причем не подразумеваемую, а словесно сформулированную и доведенную до сведения каждого участника похода.

Перед походом могут ставиться экскурсионные цели, агитационные и военно-патриотические, цели связанные с выполнением общественных заданий (собрать гербарий, провести простейшие гидрологические измерения).

Цель похода может состоять и в том, чтобы пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, испытать на себе воспетое поэтами очарование этого времени года. Цель может заключаться в том, чтобы посетить какие-то места, славящиеся своей красотой. Многие люди находят, что занятия туризмом улучшают самочувствие, снимают напряжение после трудовой недели. Отправляясь в поход, эти люди ставят перед собой в первую очередь оздоровительные цели.

Можно устроить поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, ставить палатку, ориентироваться на местности и т. д. Это будет поход с учебными целями. Иногда идут в поход, чтобы двигаться по компасу, преодолевать препятствия, взять верх над бурными порогами или снежными перевалами.?12 с. 38 ?

Целей похода, сводятся к следующему:

1. Во всяком походе должна быть намечена цель, которую надо словесно сформулировать и довести до сведения всех участников похода.

2. Для похода нельзя намечать много различных целей. Лучший вариант — это одна цель. Если целей намечено больше одной, среди них должна быть совершенно четко определена главная.

3. Организация похода зависит от целей похода, при этом в первую очередь учитывается главная цель.

4. В походах новичков, как правило, не должно быть специальных заданий. Цель такого похода заключается в успешном прохождении маршрута и овладении элементарными туристскими навыками. ?14 с. 16?

Комплектование и организация группы

Каким способом выгоднее пользоваться? Все зависит от условий, в которых приходится работать. Если в школе нет постоянно действующего кружка или секции туризма, если туристская работа там широко не развернута, то чаще всего придется начинать с подбора желающих участвовать в походе, а цели намечать исходя из того, что уже знают и умеют ребята.

Если в школе существует туристская секция, ведущая постоянную работу, если есть довольно много ребят, интересующихся туризмом, то сначала намечается туристское мероприятие, а потом подбираются участки, подходящие для его осуществления.

Несколько слов о составе группы. Прежде всего, не следует формировать слишком многочисленные группы, если перед походом стоят учебные дели, то оптимальный состав группы 4—6 человек, иначе обучать трудно. Необходимый минимум участников для походов I—III категорий сложности установлен в 4 человека, для доходов IV—V категории—в 6 человек. Для многодневных походов численность группы ограничена 15 участниками, но лучше не набирать большие группы даже для воскресных походов.

Немалое значение при подборе группы имеет возрастной фактор. Желательно, чтобы разница в возрасте ребят не превышала 1—2 лет. Понятно, что у школьников V—VI классов и IX—Х классов совершенно разные физические возможности, да и интересны тоже очень разные.

Примерно то же можно сказать и о физической подготовленности ребят. Конечно, не всегда руководитель похода имеет представление о физических возможностях ребят, но, если такие сведения есть, нужно стремиться обеспечить однородность состава группы и в этом отношении. Что же касается такого фактора, как туристический опыт участников похода, то тут все дело зависит от целей, стоящих перед походом. В некоторых случаях, как в примере с исследованием верховьев речек, целесообразно добиваться однородного состава группы. В других случаях, например, при обучении новичков, целесообразно, чтобы вместе с ними в группе находились и бывалые туристы.

Подбирая группу, надо поинтересоваться у школьного врача, не имеет ли он возражений против участия в походе кого-нибудь из ребят по медицинским показаниям. При планировании дальнего похода организуют медосмотр, причем проводят его дважды: первый раз — при формировании группы, второй — перед отъездом. Особенно благоприятно туризм воздействует на сердечно-сосудистую и нервную системы, развитие координации движений, приобретение общей выносливости и работоспособности, на закаливание организма. ?13 с. 27?

Организация похода обычно начинается с собрания всех желающих в нем участвовать. На собрании руководитель похода сообщает о цели похода, маршруте и длительности похода, о сумме денег, которую надо будет внести каждому участнику, о том, что надо взять с собой, распределяет поручения, договаривается о следующей встрече.

При подготовке такого собрания нужно заранее составить список вопросов, которые на нем будут обсуждаться. Когда в поход идут новички, на собрании следует зачитать примерный список личного снаряжения и объяснить, что чем можно заменить, если не найдется дома. Иначе родители будут экипировать юных путешественников по своему усмотрению, а из этого ничего хорошего не получится. Один придет в резиновых тапочках на босу ногу, другого оденут в теплое пальто.

Следует помнить, что знакомить ребят со списком необходимого снаряжения накануне выхода поздно. Как правило, у новичков вещи не готовы к походу. Что-то надо найти, что-то постирать или перешить, что-то купить в магазине. Поэтому собрание лучше всего провести за несколько дней до похода, чтобы у ребят было время собраться без спешки.?8 с. 49?

Руководитель должен составить список общественного снаряжения, а на собрании опросить ребят, кто что сможет захватить из дома. Важным в организации группы является распределение постоянных обязанностей. Что это за обязанности? Прежде всего, надо выделить из числа ребят старшего или помощника руководителя. Иногда его именуют командиром группы, старостой или еще как-то. Суть дела не в названии. Это старший среди юных туристов, подчиненный непосредственно взрослому руководителю группы и его заместителю. Обычно старшим становится наиболее опытный или авторитетный среди ребят. Руководителю похода следует поручить часть своих дел старшему в зависимости от его квалификации и способностей. Следует стараться всячески поддерживать авторитет старшего перед ребятами, используя как позитивные меры, например, периодически советоваться с ним (пусть даже это не всегда вызвано необходимостью), так и негативные. Например, если старшему было поручено обеспечить своевременное снятие лагеря, а вовремя это сделано не было, то выговор во многих случаях должен получать он, а не непосредственные виновники задержки, не успевшие уложить свои рюкзаки.

Далее из числа ребят выделяется завхоз и ответственный за снаряжение. Первый вместе с руководителем составляет рацион для похода и руководит закупками, в походе выдает дежурным продукты и ведет их учет. Второй руководит сбором снаряжения, в том числе получением его напрокат, следит за тем, чтобы оно было к походу приведено в порядок, следит за сохранностью его в походе. По окончание похода он по списку собирает снаряжение и контролирует, чтобы все вещи вернулись к своим владельцам, а прокатное снаряжение было своевременно сдано.

Важной должностью в группе является казначей. Он ведает финансовыми делами похода — составляет вместе с руководителем смету, помогает в сборе денег с участников похода, ведет учет сделанных расходов и т. д. Последнее очень важно. Ведь после окончания похода необходимо отчитаться за полученные подотчетные суммы.?1 с. 19?

Организованность — необходимое туристу качество, и воспитывать его надо с самого начала. Правильно поступают те руководители, которые назначают 10-минутный срок ожидания на месте сбора. Назначили встречу на 8 часов — значит, десять минут девятого уходим независимо от того, всё ли собрались или нет. Опоздал больше чем на 10 минут — пеняй на себя: семеро одного не ждут. Выделение ответственных в группе — дело очень важное, и от него во многом зависит успех похода, поэтому его надо тщательно продумать. При этом обязательно учитывать туристский опыт, возможности и склонности ребят. Выделение ответственных в группе — дело очень важное, и от него во многом зависит успех похода, поэтому его надо тщательно продумать. При этом обязательно учитывать туристский опыт, возможности и склонности ребят.?11 с. 33?

Выбор и разработка маршрута

После того как установлена цель похода и определился состав группы, наступает очередной этап подготовки — выбор и разработка маршрута.

Проще всего обстоит дело с непродолжительными походами по родному краю. Для начала можно воспользоваться специальными путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты. Различные наши центральные и областные издательства теперь более или менее систематически выпускают подобную литературу. Пусть руководителя и ребят не смущает, что рекомендованные маршруты ранее уже были кем-то пройдены. От этого они не стали менее интересными. В путеводителях содержится вся необходимая информация о маршрутах (в том числе их схемы), и можно легко подобрать себе тот, который соответствует намеченным целям и составу группы.

По мере того как руководитель и ребята будут накапливать опыт, у них начнут появляться собственные идеи, сначала в виде вариантов рекомендованных маршрутов, затем они постепенно переходят к самостоятельному составлению маршрутов. Большую помощь в этом деле оказывают станции юных туристов, клубы туристов, где можно получить литературу, консультации и, главное, картографический материал.

Знакомство с предполагаемым районом путешествия начинается с изучения литературы, в первую очередь специальной туристской. Помимо упомянутых выше путеводителей, рассчитанных на путешествия по родному краю, наши издательства выпускают довольно много всевозможных книг, справочников, альманахов, сборников, туристских карт и маршрутных схем с подробными комментариями. Систематически публикует соответствующие материалы ежемесячный журнал «Турист». Издательство «Физкультура и спорт» выпустило серию книг «По родным просторам».

После того как район путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка маршрута по карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо, проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.

Следует при этом иметь в виду, что расстояния, измеренные по карте, всегда оказываются меньше реальных. Обычно измеренный на карте километраж надо увеличить хотя бы на 10 — 15%.

После того как все это проделано, на отдельном листе составляется график движения примерно по такой схеме: