Категория: Бланки/Образцы
Министерство образования и науки Чеченской Республики
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
364024, Чеченская Республика, г. Грозный, переулок Радио 1аТел/факс 8 (8712) 333037
Характеристика на ученика СОШ №, кл. №_____
Для представления на ПМПК
1. Учебные навыки (степень форсированности учебных навыков к настоящему моменту;
динамика формирования знаний по основным предметам)__________________________
2. Эмоционально-поведенческие особенности (реакция на успех и неудачи, наличие
учебной мотивации) _______________________________________________________
3. Особенности семейного воспитания и другие сведения _________________________
Направление на ПМПК
_______________________________________________________________________
(официальное название учреждения, ведомственная принадлежность)
Направляет______________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка, возраст, адрес)
На обследование ПМПК в связи
_______________________________________________________________________
(указываются конкретные показания к направлению ребенка на ПМПК)
Приложение(перечень документов, направляемых обратившимся учреждением)
_______________________________________________________________________
Печать учреждения
Подпись руководителя учреждения
Файлы для скачивания:
Совместные заседания
секций перинатальной
психологии РПО и
перинатальной
психотерапии ППЛ
Профессиональная
психотерапевтическая
лига (ППЛ)
Российское психологическое
общество (РПО)
Профессиональное
медицинское объединение
психотерапевтов, психологов
и социальных работников
(МОП)
Меня обвинить не может, но попытки уже появились, когда сказала,что я перестала с ним заниматься. Коллеги, к сожалению, таких детей нельзя оставлять на второй год, т. Не обязательно чтобы ребёнок обучался в коррекционной школе(хотя это самый лучший вариант). К занятиям относится негативно, плохо идёт на контакт, может быть агрессивным, демонстративное поведение.
Во времени таковой контроль должен осуществляться в согласовании с показаниями, проистекающими из структуры и динамики развития конкретного малыша.
Родители не выбирали эти проблемы с ребенком, для нас работа педагога это осознанный выбор. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога. У нас нет такой практики, чтобы учителя или администрация присутствовали на комиссии, только с согласия родителей. Но получить нужную справку можно только если ребенок болен и его заболевание имеется в соответствующем списке.
Родителям всегда страшно признать, что у ребенка проблемы, причем, чем ближе медики или педагоги в своих доводах к истинному положению дел, тем сильнее сопротивление. Поведение ребенка в домашней обстановке (вялый, угрюмый, страхи, подвижен, легко возбудим, агрессивен) 14. Ей кажется, что выход, который предлагают это пропасть, в которую она должна столкнуть своего ребенка. Учитель в меру возможностей делает со своей стороны всё.
Рейтинг: 56 / 100
при: 35 голосах.
Другие новости по теме:
©Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы. При любом цитировании материалов с нашего сайта ссылка на http://perinatalpsy.ru обязательна.
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков» создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Таганрога в сфере образования (в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иным законодательством Российской Федерации и Ростовской области, нормативными актами органов местного самоуправления.)
Местонахождение МБУ «ЦМППС»: 347900, Ростовская область, г. Таганрог. ул.Москатова, 1
График работы: пн. – пт. с 9:00 – 18:00
Контаетные данные:
Телефон/факс: +7 (8634) 600-608
Адрес официального сайта:
– реализация дополнительных общеразвивающих программ психологической, логопедической и дефектологической направленности для детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
– оказание индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также их родителям (законным представителям по вопросам развития, воспитания, обучения детей);
– проведение групповых и индивидуальных занятий по дополнительным общеразвивающим (коррекционно-развивающим, реабилитационным) программам для детей;
– разработка и реализация дополнительных общеразвивающих программ для родителей, (законных представителей), граждан, желающих стать замещающими родителями и специалистов образовательных учреждений г. Таганрога;
– комплексное диагностическое (психолого-медико-педагогическое) обследование детей с выдачей заключения.
Функции. оказание комплексной помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической помощи, организационно-методической помощи образовательным учреждениям по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по обеспечению их эффективного развития по сохранению и укреплению здоровья, социализации, успешной подготовки к самостоятельной жизни и последующей интеграции в общество.
Предварительная запись на прием к директору МБУ «ЦМППС» +7 (8634) 60-06-08
Цель деятельности ПМПК - выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Основные направления деятельности ПМПК
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) освидетельствование выпускников образовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья для определения необходимых организационно-технических условий при проведении государственной (итоговой) аттестации;
в) освидетельствование несовершеннолетних правонарушителей в соответствии с действующим законодательством;
г) подготовка по результатам обследования (освидетельствования) рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
д) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
е) оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
ж) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Обследование детей специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), специалистов учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел при условии получения согласия родителей (законных представителей) детей.
Обследование детей проходит только в присутствии их родителей (законных представителей).
Состав ПМПК: психолог, дефектолог, логопед, врач-психиатр, врач-невролог.
Документы для направления на ПМПК ребенка дошкольного возраста
При направлении на ПМПК ребенка дошкольного возраста предоставляются следующие документы:
Документы для направления на ПМПК ребенка школьного возраста (от 6,5 лет)
При направлении на ПМПК ребенка школьного возраста предоставляются следующие документы:
Организация деятельности ПМПк ОУ
I. Алгоритм действий специалистов школьного ПМПк
при первичном обследовании ребенка на ПМПК (1- 4 классы)
В случае согласия родителей (законных представителей) на обследование ребенка классный руководитель подает заявку председателю школьного ПМПк с просьбой на обследование ребенка специалистами школьного ПМПк (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) и готовит на ребенка пакет документов (педагогическая характеристика (Приложение 1, 2), педагогическое представление (Приложение 3), образцы письменных работ учащегося, заявление родителей (законных представителей), сведения об успеваемости ребенка и сведения о количестве пропущенных уроков (Приложение 4).
- письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование (заявление установленного образца – Приложение 11);
- педагогическую характеристику на ребенка;
- педагогическое представление для ПМПк;
- представление педагога-психолога для ПМПк;
- представление учителя-логопеда для ПМПк;
- заключение школьного ПМПк;
- копии письменных работ учащегося по русскому языку и по математике;
- сведения об успеваемости ребенка;
- сведения о количестве пропущенных уроков;
- копию свидетельства о рождении ребенка (паспорт);
- копию паспорта родителей (законных представителей), копию удостоверении опекуна;
- копии врачебных заключений (если ребенок стоит на учете у узких специалистов);
12. В назначенный по утвержденному графику день, ребенок вместе с родителями (законными представителями) и в сопровождении представителя школьного ПМПк, который предоставляет пакет документов на ребенка специалистам районной ПМПК, приглашается для обследования в районную ПМПК. Родители должны иметь при себе документ, удостоверяющий их личность, медицинскую карту ребенка из поликлиники.
13. По результатам проведенного обследования председателю школьного ПМПк выдается выписка из протокола заседания ПМПК, которая хранится в личном деле учащегося и в «Карте развития ребенка».
II. Алгоритм действий специалистов школьного ПМПк
при повторном обследовании ребенка на ПМПК
III. Алгоритм действий специалистов школьного ПМПк
при отслеживании динамики развития ребенка специалистами районной ПМПК
- педагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики
коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на
районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционно-развивающей
- педагогическое представление для отслеживания динамики развития (Приложение 12);
- карта динамики речевого развития (заполняется учителем-логопедом) (Приложение 13);
- психологическое представление для отслеживания динамики развития (Приложение 14);
- сведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое
сопровождение (Приложение 15).
4. По результатам проведенного совместного заседания расширенного состава ПМПК
заполняется Протокол, даются рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка
специалистам ОУ, родителям (законным представителям), даются выписки из протокола
совместного расширенного заседания ПМПК с рекомендацией о дальнейшей форме
Примерная пед. характеристика на ученика с ЗПР
(предоставляется на ПМПК, врачу-психиатру)
на ученика (цу) ______ класса школы № _________
Дата рождения _____________________
Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у (имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.
Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как биология, история, география, обществознание.
Внимание неустойчиво. (Имя) не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время уроков рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.
Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать сложные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактно-логического мышления затрудняет усвоение программного материала по таким предметам как алгебра, геометрия, физика, химия. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.
У ребенка бедный, недифференцированный словарный запас. Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замен, недописывания букв), а также в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений).
У (имя) не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает. Работоспособность низкая, отмечается быстрая истощаемость организма из-за умственных нагрузок. По мере утомления или неуспешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится эмоционально неустойчивым: раздражительным, легко возбудимым.
Директор подпись расшифровка
Классный руководитель подпись расшифровка
Методические рекомендации к заполнению педагогической характеристики на ребенка с задержкой психического развития
Педагогическая характеристика ребенка с ЗПР может иметь разное назначение в зависимости от того, с какой целью она составляется. Соответственно меняется и ее основной акцент. Так, педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из общеобразовательной школы в специальный коррекционный класс для детей с ЗПР.
Или педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из коррекционного класса для детей с ЗПР в массовую школу в результате его значительного продвижения в овладении учебной программой, положительной динамики психического развития и улучшения состояния здоровья.
Педагогическая характеристика также необходима, если ученик стойко не усваивает учебный материал и встает вопрос о пересмотре диагноза; в этом случае она предназначена для медико-педагогической комиссии.
Характеристика должна отражать продвижение ученика в процессе обучения, изменения, происходящее под влиянием специального обучения и воспитания.
Педагогическая характеристика должна содержать следующие разделы:
1) общие сведения об ученике;
2) состояние школьных знаний и навыков;
3) общее развитие ребенка, особенности речи и мышления;
4) особенности учебной деятельности;
5) особенности поведения;
6) характеристика личности;
В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных (даты рождения ребенка и поступления в школу и т. п.), должно быть указано посещал ли детский сад, в какой класс школы, ученик принят, откуда поступил, оставался ли на второй год, когда начал обучаться по программе VII вида (для детей с ЗПР). Следует кратко охарактеризовать семью ребенка.
В разделе «Состояние школьных знаний и навыков» необходимо указать, какой предмет (или предметы) затрудняет ученика, какие разделы он не смог усвоить, какую помощь ему оказывал учитель (в том числе на индивидуально-коррекционных занятиях), ее эффективность. Следует также отметить, какие предметы или разделы программы он усвоил более успешно, какой учебный материал оказался для него наиболее легким. При этом важно описать индивидуальные особенности усвоения знаний — темп мыслительной деятельности ребенка, особенности запоминания (быстрота, осмысленность) и работоспособности, степень самостоятельности, реакция на помощь педагога и др.
При характеристике уровня общего развития следует показать осведомленность ребенка в окружающем (семья, окружающие предметы, простейшие явления природы). Степень полноты и точности таких знаний и представлений послужит материалом для оценки познавательной активности ребенка.
Описание речевого развития школьника должно содержать краткую количественную и качественную характеристику лексического запаса слов; отражать особенности грамматического строя речи — имеется ли аграмматизм и какова степень его выраженности, какие части речи и типы предложений преимущественно используются; затруднения в оформлении речевого высказывания — замедленность, наличие повторов, поиск нужных слов и др. Важно выделить особенности речи ребенка — состояние фонематического слуха, виды ошибок в устной, и письменной речи, их частота. Необходимо указать на наличие и степень стойкости ошибок, специфичных для письменных работ детей, либо отметить отсутствие таковых.
Также следует охарактеризовать способность делать пересказ прочитанного или прослушанного текста. По всем вопросам, касающимся состояния речи, педагог должен советоваться со школьным логопедом, использовать его данные.
Описывая особенности мыслительной деятельности, следует прежде всего остановиться на способности к обобщению, осмыслению материала, на понимании логических связей и отношений, умении выделить существенные признаки предметов, на возможности переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Нужно указать степень использования ребенком помощи, раскрыть его потенциальные возможности.
Характеризуя особенности учебной деятельности ребенка, необходимо раскрыть следующее: быстрота его включения в работу, устойчивость деятельности (ее продолжительность без отвлечений), затруднения в переключении, темп работы, уровень работоспособности; наличие импульсивности при выполнении заданий, степень самостоятельности и организованности, сформированность навыков самоконтроля и умения оценить выполненную работу.
При описании поведения учащегося следует указать, насколько он дисциплинирован на уроках, на перемене, вне школы; отметить, есть ли двигательная расторможенность (либо заторможенность); описать, какими навыками культурного поведения он владеет.
В разделе «Характеристика личности» освещаются следующие вопросы: учебные и внеучебные интересы школьника, их устойчивость; специальные способности (в области изобразительной деятельности, музыки, спорта и др.), степень адекватности оценки своих возможностей; отношение к учебе и общественным поручениям, к товарищам и взрослым (в том числе к родителям). Следует указать любимое занятие в свободное время, преобладающий фон настроения, отношение к неудачам в учебе, к похвале или порицанию, обидчивость, склонность к жалобам.
Заключительный раздел характеристики как бы суммирует и оценивает все самое существенное в ребенке, отмеченное в предыдущих разделах. Здесь педагог должен выделить черты характера и особенности личности ребенка, которые он оценивает как положительные или как отрицательные, а также указать на особенности, которые мешают ему овладеть знаниями, и на предполагаемые причины этого. Необходимо также определить степень его готовности к обучению по программе следующего учебного года.
Характеристика, написанная для медико-педагогической комиссии, должна освещать стороны, важные в плане дифференциальной диагностики. Здесь в первую очередь следует показать конкретные затруднения ученика в овладении школьной программой, особенности его мыслительной деятельности (темп, способность к обобщению, к осмыслению учебного материала, возможности использования помощи и осуществления переноса), состояние работоспособности ребенка, результаты индивидуальной работы с ним.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПМП консилиума1.Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________________
Пол_________ Дата рождения _______________
Школа № класс _______________
2. Состав семьи: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
(мать, отец, другие дети)
ФИО матери ___________________________________________________________
Род занятий в настоящее время___________________________________________
Привычки, увлечения __________________________________________________
(указать вредные: алкоголизм, употребление наркотиков)
4. ФИО отца ___________________________
Возраст. образование ____________________________________
Род занятий в настоящее время ____________________________
Привычки, увлечения __________________________________________________
(указать вредные: алкоголизм, употребление наркотиков)
5. С кем проживает ребенок _______________________________________________________
(родители, приемные родители, мачеха, отчим, опекуны, бабушка, дедушка)
6. Если ребенок живет с приемными родителями или опекунами, укажите данные:
Кем приходится ребенку ___________________________
Возраст _____________ образование_______________________
Профессия___________________________________________________________________
род занятий в настоящее время____________________________________________
7. Жилищные условия семьи:______________________________________________________
(отдельная квартира, общежитие и др.)
8. Условия жизни ребенка ________________________________________________________
(отдельная комната, уголок, свой письменные стол,
___________________________________________________________________________________________
отдельное спальное место, общая кровать с кем-то .из детей)
9. Если родители в разводе:
Сколько лет было ребенку, когда родители развелись ______________________
С кем из родителей остался ребенок _________________________
10. Кто из родственников проводит больше времени с ребенком ________________________
11. Кто из взрослых:
помогает делать домашние задания_________________________________________________
сидит с ребенком в случае болезни__________________________________________________
гуляет с ребенком________________________________________________________________
разбирает конфликты _____________________________________________________________
12. Материальное положение семьи_________________________________________________
Особенности школьного возраста*
13. Поведение ребенка в домашней обстановке________________________________________
(вялый, угрюмый, страхи, подвижен, легко возбудим, агрессивен)
14. Чрезвычайные ситуации в семье_________________________________________________
(развод, смерть близких)
15. Посещал ДОУ___________________________
16. С какого возраста пошел в школу____________
17. Характеристика школы ________________________________________________________
(общеобразовательная, лицей, гимназия, спец. коррекц. речевая и др.)
18. Когда начались проблемы и с чем связаны___________________________
19. Уровень успеваемости в школе на сегодняшний день______________________________
20. Дублировал ли обучение____________________________________________________
21. Любимые школьные предметы ______________________________________________
22. Нелюбимые школьные предметы ____________________________________________
23. Отношения с учителями____________________________________________________
24. Отношения со сверстниками_________________________________________________
25. Краткая история настоящей проблемы ________________________________________
___________________________________________________________________________ (когда возникла, чем спровоцирована, как развивалась, к каким специалистам обращались)
* Заполняется классным руководителем или социальным педагогом
ПОВЕСТКА ДНЯ: Определение дальнейшего маршрута обучения учащихся_______ класса, испытывающих трудности при усвоении программы общеобразовательной школы: ( далее Ф. И.О. учащихся)
СЛУШАЛИ: (Классного руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, соц. педагога, мед. работника, учителей-предметников. Кратко их выступление) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕШЕНИЕ КОНСИЛИУМА: Направить учащихся ___ класса (Ф.И.О.) на районную ПМПК с целью определения формы обучения и маршрута индивидуального развития.
Председатель шк. ПМПк ____________________________________________
(предоставляется на ПМПК)
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума
Дата « ____ » _____________20_____г.
Причины направления на ПМПК Затруднения при усвоении общеобразовательной программы
Заключение консилиума: Направить на районную ПМПК учащегося ___ класса (Ф.И.О.) с целью определения формы обучения и маршрута индивидуального развития
Рекомендации по коррекционно – развивающему обучению. _______________________
Приложение (отметить наличие)
1 .Педагогическая характеристика
2. Педагогическое представление
3. Психологическое представление
4. Логопедическое представление
6.Сведения об успеваемости
7. Сведения о пропусках уроков
8. Копия свидетельства о рождении ребенка
9. Копия документа, удостоверяющего личность родителей (законных представителей)
10. Заявление родителей (законных представителей)
Самостоятельно определяет содержание заданий
Способен проводить все словесно-логические операции
Имеет высокий уровень всех видов памяти
Внимание устойчиво, способен к длительной его концентрации
Контролирует собственную деятельность на всех этапах работы
Результат выполняемой деятельности соответствует поставленной цели
Использует рациональные продуктивные способы достижения результата
Действия адекватны и осмысленны
Способен самостоятельно преодолеть трудности
Уровень мышления соответствует возрастным возможностям
Несформированность мыслительных операций, возникают трудности при выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, обобщения
Сравнивая, не может выделить признаки сходства
Обобщение проводит на интуитивно-практическом уровне
Не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического и абстрактно-логического мышления
Специфика восприятия: поверхностное, ограниченность, фрагментарность и константность
Замедлен процесс формирования межанализаторных связей: недостатки слухо-зрительно-моторной координации
Неполноценность зрительного и слухового восприятия, что является причиной недостаточной сформированности пространственно-временных представлений (одна из причин трудностей в обучении)
Неспособен к длительному напряжению и концентрации внимания
Недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, быстрое забывание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала.
Затруднения в запоминании вербальной информации
Не сформированы устойчивые способы самоконтроля и самооценки
Не может адекватно оценить результаты своей деятельности
При решении практической задачи использует нерациональные способы достижения результата, действует методом проб и ошибок
Охотно принимает помощь взрослого и использует её при выполнении заданий
Повышенная истощаемость организма при умственных нагрузках
Низкая познавательная активность
Незрелость эмоционально-волевой сферы из-за несформированности мотивационной сферы и низкого познавательного контроля
Одним присущи симптомы психического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов
Другие отличаются психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции поведения
Психолого-педагогические особенности младших школьников
с задержкой психического развития
Психолого-педагогические особенности Рекомендации специалистам и педагогам ОУ по организации коррекцционно-развивающей работы Характеристика познавательной деятельности-Отсутствие достаточно стойкого интереса к предложенному заданию -Необдуманность, импульсивность и слабая ориентировка в заданиях, приводящие к многочисленным ошибочным действиям - Недостаточная целенаправленность деятельности - Малая активность, безынициативность, отсутствие стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок - Мыслительная деятельность характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью -Недостаточная сформированность основных мыслительных операций: в ходе анализа задания опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении. -Восприятие неустойчиво: не могут сосредоточиться на существенных признаках, отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций
-Испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований
-На протяжении всех лет обучения в начальной школе остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы -Восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика — обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта.
-Отставания в развитии мыслительной деятельности проявляется: в дефиците мотивационного компонента (крайне низкая познавательная активность, избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания); в несформированности умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения; - значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении
Особенности памяти и внимания
Недостаточный уровень внимания, на уроках рассеян, часто отвлекается, не способен сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин При утомлении наблюдается отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения Невозможность сосредоточиться на задании вызывает раздражение или категорический отказ от работы Ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации Память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации) Склонны к механическому бездумному заучиванию материала Уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запоминания, поэтому с трудом запоминает тексты, таблицу умножения, плохо удерживает в уме цель и условие задачи Свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, быстро забывают изученное Не умеет использовать рациональные приемы запоминания (например, классификацию материала), не может и не стремится контролировать свои действия и результаты запоминания
Особенности речиРечь развивается с отставанием от возрастной нормы Низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; Недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обусловленная вялостью артикулирования; Слабое осознание звукового строения слова; Недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие; Недостаточность межанализаторного взаимодействия, т.е. с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные и слухозрительные связи; Сложности при установлении соответствия между фонемой и графемой: с трудом определяет связь между звуком и буквой Бедность, неточность, недифференцированность словаря, он представлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой; Неверное понимание и неточное употребление многих общеупотребительных слов; Смешение слов с разным лексическим значением, но близких по звуковому составу; Не улавливает разницы в значении слов («вышивает» — «шьет»); Употребляет слова в приблизительном, неточном значении («сад» - «деревья»); В словаре преобладают слова с конкретным, хорошо известным значением, в основном пользуется такими категориями, как существительное, глагол; из прилагательных употребляют в основном качественные; Недостаточно владеет антонимическими, синонимическими средствами языка; В речи недостаточно представлены местоимения, наречия; Неточное понимание и неадекватность употребления сложных предлогов
Учебная мотивацияУчебная мотивация резко снижена; Ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах;
Развитие воспроизводящих способов мышления, использование при этом опор, позволяющих приучать к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности Стимулировать познавательную активность и самостоятельность мышления Активизировать инертные и малоподвижные мыслительные процессы Активизировать все виды мыслительных операций Расширять личный опыт ребенка по выявлению причинно-следственных связей и временных отношений Формировать потребность в преодолении ситуации незнания Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе их речевого опосредования, проговаривания Развитие словесно-логической формы мышления через оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности) Формирование мотивации к обучению, развитие самоконтроля
Дополнительный контроль за занятостью ребенка; при признаках истощения внимания смена деятельности на другую, более легкую; Использование разнообразных видов занятий, игровых моментов; Применение красочного наглядного дидактического материала вместо комплексных занятий, сложных инструкций; Организация самопланирования и самопроверки как обязательных этапов любой самостоятельной работы, оречевление учеником своей деятельности; Учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух); Организация смыслового запоминания на основе выделения главного; визуализация (зрительное) запоминаемой информации (на основе ярких и несложных таблиц, схем, конспектов); Многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;
1.Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи: - формировать навыки звукового анализа: умение узнавать звуки в разных положениях в слове, вычленять на слух, сравнивать данный звук с другими парными, упражняться в определении количества, последовательности звуков в слове; 2.Уточнение, обогащение и активизация словаря: -фиксировать внимание на уточнении смысла слов, на возможности смысловых связей между словами, своевременно предупреждать неточное или ошибочное употребление слов; -упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах; 3.Коррекция грамматического строя речи: - упражнять в моделировании слов с заданным смысловым признаком, в построении предложений из заданного набора слов, по заданной схеме, по предметно-практической демонстрации; 4. Развитие связной речи: -целенаправленное обучение построению связного высказывания на практическом уровне; - развитие представления о слове и предложении с опорой на предметы, а затем сюжетные картинки с помощью установки связи слов в предложении; - формирование практических представлений в связном высказывании (рассказе).
Формирование учебных мотивов;
Формирование активной позиции школьника;
Формирование положительного отношения к обучению: -создание общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы;
- создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости; - опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами; -включать в работу на уроке разные виды деятельности; Формирование познавательного интереса: - стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности; -обучать приемам умственной деятельности и учебной работы; -использовать проблемно-поисковые методы обучения; -применять педагогические технологии, направленные на создание эмоционального благополучия ребенка; - использовать гуманистический стиль педагогического общения: без оценочного принятия ученика, тактичного проявления к настроению ребенка, ровного терпеливого отношения к проявлению отрицательных эмоций, чувств;