Руководства, Инструкции, Бланки

жалоба на постановление о взыскании исполнительского сбора образец img-1

жалоба на постановление о взыскании исполнительского сбора образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1907 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора в суде

Re: обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора в суде

Сталкиваться не сталкивалась, а из комментариев к закону и суд. практики поняла, что да, так и есть: если есть основания оспаривать постановление о взыскании исполнительного сбора как несоответствующее закону - то оспаривается в порядке оспаривания ненорм.актоов. А если исполнительский сбор взфскан законно и обоснованно, но есть основания к его уменьшению, либо отсрочке-рассрочке - то подача заявления в исковом порядке.


Природа исполнительского сбора (а ее необходимо выяснить, чтобы не совершать ошибок в практическом его применении) сложна: он сочетает в себе черты административной санкции с признаками, которые, как представляется, преобладают, новой гражданско-правовой обязанности, возлагаемой на неисправного должника.
На черты административной санкции в исполнительском сборе указал КС РФ, подчеркнув, что исполнительский сбор "представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства". Это "штрафная санкция административного характера", "взыскание штрафного характера", "мера взыскания штрафного характера"*(419).
В пользу административной санкции высказалась значительная часть исследователей этого вопроса.*(420)
Арбитражные суды в своей практике также полностью восприняли позицию КС РФ, но большая их часть, наряду с этим, отрицала возможность применения к исполнительскому сбору положений КоАП РФ*(421).
Вместе с тем имеются и другие мнения о природе исполнительского сбора.
Некоторые исследователи этого вопроса определяют исполнительский сбор как "плату за осуществление государством функции по принудительному исполнению исполнительного документа, стимулирующую стороны добросовестно осуществлять свои права и исполнять обязанности"*(422).
Не одиноки и сторонники гражданско-правовых истоков исполнительского сбора, считающих, что исполнительский сбор представляет собой меру гражданско-правовой, а не административной ответственности. Его сущность заключается в возложении на неисправного должника новой гражданско-правовой обязанности, являющейся гражданско-правовой санкцией, т.е. предусмотренной законом мерой воздействия, применяемой к участнику обязательственного правоотношения в случае невыполнения лежащих на нем обязанностей.
В пользу такой интерпретации исполнительского сбора в ФЗ "Об исполнительном производстве" 2007 г. можно обнаружить следующие подтверждения:
а) в самом названии гл. 15 исполнительский сбор отделен от других видов ответственности за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве, часть которых (штрафы) являются административной ответственностью;
б) законодателем избран преимущественно гражданско-правовой способ защиты должником своих прав и законных интересов: отсрочка или рассрочка исполнительского сбора, уменьшение его размера, освобождение от взыскания исполнительского сбора производятся в исковом порядке (ч. 6);
в) освободить от исполнительского сбора суд вправе лишь при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства (ст. 401 ГК РФ)*(423).
Практическое значение вопроса о природе исполнительского сбора заключается в следующем.
Если исполнительский сбор - административный штраф, то в отношении должника, с которого судебный пристав-исполнитель намеревается постановлением взыскать исполнительский сбор, должна действовать презумпция невиновности, и поэтому бремя доказывания его вины ложится на судебного пристава-исполнителя (в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ).
Если же исполнительский сбор - гражданско-правовая санкция, то действует презумпция виновности должника, нарушившего возложенную на него государством в лице судебного пристава-исполнителя обязанность добровольно исполнить исполнительный документ в установленный срок, и, следовательно, бремя доказывания своей невиновности лежит на должнике (в соответствии со ст. 401 ГК РФ).
Определенная часть арбитражных судов, исходя из того, что исполнительский сбор - административная санкция и руководствуясь в силу этого презумпцией невиновности, бремя доказывания вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок возлагала на судебного пристава-исполнителя, обязывая его выяснять причины невыполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок. Это происходило и во время действия прежнего Закона 1997 г. об исполнительном производстве, что вынудило Президиум ВАС РФ поправить суды, отменив по одному из дел постановление ФАС Северо-Западного округа вместе с судебным актом апелляционной инстанции*(424). Однако подобные казусы происходили и при применении действующего Закона.
Так, например, в кассационных постановлениях ФАС Московского округа об оставлении без изменения судебных актов, имеются следующие подтверждения незаконности постановлений о взыскании исполнительского сбора: в 2009 г. - ". суд первой инстанции исходил из того, что прежде чем принять решение о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель должен выяснить причины неисполнения должником исполнительного документа добровольно", в 2010 - "При этом суды двух инстанций пришли к выводу, что судебным приставом-исполнителем не были выяснены причины неисполнения должником требований исполнительного документа. ", в 2011 - "Между тем, судебным приставом-исполнителем причины неисполнения исполнительного документа должником не выяснялись. ".
По той же причине незаконность постановлений о взыскании исполнительского сбора признавалась и в некоторых других судебных округах*(425).
Если исполнительский сбор - "плата за осуществление государством функции по принудительному исполнению исполнительного документа", то бездействие судебного пристава-исполнителя и неосуществление им принудительного исполнения исполнительного документа (после законно вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора) лишает это постановление законности. Некоторые арбитражные суды по таким основаниям признавали постановления судебного пристава-исполнителя незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций дважды по одному делу (второй раз - после отмены их судебных актов судом кассационной инстанции) признавали незаконными два постановления о взыскании исполнительского сбора по двум исполнительным документам по той причине, что "никаких реальных мер судебным приставом-исполнителем по взысканию задолженности не принималось". ФАС Северо-Кавказского округа во второй раз поправил суды, указав в постановлении, что погашение должником суммы долга непосредственно взыскателю, состоявшееся за пределами срока, установленного для добровольного исполнения, не освобождает должника от уплаты исполнительского сбора. В связи с этим судебные акты были изменены, размеры исполнительских сборов уменьшены*(426).
Если же исполнительский сбор - гражданско-правовая санкция, то бездеятельность судебного пристава-исполнителя после законно вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора не оказывает никакого влияния на судьбу постановления.

Белоусов Л.В. и др. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" и практике его применения (отв. ред. И.В. Решетникова). 2-е изд. перераб. и доп. - "Инфотропик Медиа", 2012


Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2014 г. N 11АП-16701/14

Как указано в пунктах 9 и 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2014 N 27 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 - 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
С учетом изложенного, с должника не подлежит взысканию исполнительский сбор, если им будут представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. К таким действиям относится, в частности, перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет арбитражного суда или нотариуса.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Принимая во внимание приведенные положения, должник вправе оспорить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в тех случаях, когда полагает, что такое постановление не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Если должник оспаривает постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора на том основании, что он имеет право на получение отсрочки или рассрочки его взыскания, на уменьшение его размера или на освобождение от взыскания исполнительского сбора, арбитражный суд решает соответствующий вопрос по существу, например, уменьшает размер исполнительского сбора без признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным по этой причине.
Отказывая в удовлетворении заявления об освобождении должника от уплаты исполнительского сбора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что должником не доказана невозможность добровольного исполнения исполнительного документа вследствие объективно непреодолимых, находящихся вне контроля должника чрезвычайных обстоятельств.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался частью 1 статьи 30, частями 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьями 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Вместе с тем, пунктом 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П установлено, что исполнительский сбор является санкцией (мерой административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а установленный этим положением размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Между тем, арбитражному суду предоставлено право снизить максимальный размер исполнительного сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В решении должно быть указано, какие именно причины явились основанием для снижения исполнительского сбора.
В постановлении от 30.07.2001 N 13-П, Конституционный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу, которая заключается в том, что исполнительский сбор является штрафной санкцией, которая с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижена правоприменителем.
В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо.
Заявитель, обосновывая необходимость освобождения его, как должника от уплаты исполнительского сбора в качестве основания его освобождения, приводит следующие доводы.
Определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2011 приостановлено исполнение решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.08.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 по делу N А65-10969/2010 до дня рассмотрения кассационной жалобы по существу.
В этот же день, заявитель обратился в службу судебных приставов о приостановлении исполнительного производства, в связи с принятием Федеральным арбитражным судом Поволжского округа вышеуказанного определения.
По результатам рассмотрения указанного ходатайства, судебным приставом исполнителем 31.01.2011 вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства до возобновления исполнения судебного акта Федеральным арбитражным судом Поволжского округа.
Кассационная жалоба заявителя рассмотрена 01.03.2011 и вынесено постановление об отмене решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.08.2010 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 по делу N А65-10969/2010, в части взыскания 5 184 000 руб. неустойки. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
26.04.2011 постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.08.2010 по данному делу, в части взыскания 5 184 000 руб. неустойки также оставлено без изменения.
Федеральный закон N 229-ФЗ и АПК РФ не устанавливают процессуальных последствий для исполнительного производства в связи с приостановлением исполнительного производства судом кассационной инстанции судебных актов первой и апелляционной инстанций.
Вместе с тем, реализация должником права на применение процессуальной меры защиты в виде приостановления исполнения судебного акта не может при данных обстоятельствах оцениваться как виновное поведение, влекущее ответственность за неисполнение исполнительного документа в срок, назначенный судебным приставом-исполнителем.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 29.05.2012 N 14445/11, иное означало бы ограничение права должника на обращение в суд по вопросу применения предусмотренных законодательством обеспечительных мер и нивелировало бы значение принимаемых судами судебных актов, предусматривающих применение мер защиты, испрашиваемых заявителем в установленном законом порядке и в срок, предоставленный ему для добровольного исполнения.
Несовершение должником действий по исполнению исполнительного документа в период до рассмотрения кассационной жалобы не свидетельствует о недобросовестности должника.
Однако, в данном случае, для оценки добросовестного поведения должника учитывается и его поведение после прекращения введенных судом кассационной инстанция мер по приостановлению судебных актов.
В данном случае должник, несмотря на принятое судом кассационной инстанции постановление об оставлении судебных актов нижестоящих судов в силе, продолжал погашать суммы по исполнительному листу, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями.
При таких обстоятельствах заявитель не лишен возможности обратиться в арбитражный суд с заявлением, предусмотренным частью 6 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу N А65-17457/2013 установлено, 30.12.2010 судебным приставом исполнителем Советского районного отдела судебных приставов г.Казани Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Зиннатовой А.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 42638/10/08/16 на основании исполнительного листа по делу N А65-109969/2010 от 30.08.2010, выданного Арбитражным судом Республики Татарстан о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Производственное предприятие "Казаньприборпроект" в пользу Компании "Винслетт Файненшл Сервисес Лимитед" задолженности в размере 32 950 373,34 рубля. 31.01.2011 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о приостановлении исполнительною производства до возобновления исполнения судебного акта Федеральным арбитражным судом Поволжского округа.
В указанный период времени 21.01.2011 Определением Арбитражного суда Республики Татарстан принято заявление Компании "Винслстг Файненшл Сервисес Лимитед", Кипр о признании несостоятельным (банкротом) ООО "ПП "Казаньприборпроект", дело N А65-28568/2010 (копия определения прилагается).
11.10.2011 Определением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-28568/2010 по заявлению Компании "Винслетг Файненшл Сервисес Лимитед", Кипр о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Производственное предприятие "Казаньприборпроект" прекращено, в связи с погашением в полном объеме задолженности кредитору: 25 800 000,00 рублей основного долга, 5 184 000,00 рублей неустойки, 1 779 555,00 процентов, 186 817,78 рублей расходов но госпошлине.
Для погашения указанной задолженности истец вынужден был взять денежные средства в займы.
07.09.2011 заключен договор займа с Хусаиновым Ш.Р.
01.10.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан вынесено решение N 65/11 о взыскании с 000 "ПП "Казаньприборпроект" задолженности, в том числе 9 302 244,00 руб. которое было исполнено.
15.12.2010 Арбитражным судом Республики Татарстан по делу N А65-28392/2010 принято заявление ООО "ПП "Казаньприборпроект" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Татарстан о признании решения от 01 10.2010 N 65/11 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики от 15.03.2011 заявление удовлетворено частично, суд признал решение Межрайонной инспекции ФНС N 6 по РТ незаконным на общую сумму 7 316 781,00 руб.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 11.08.2011, решение суда отменено в части доначисления 1 985 4631 руб. направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.11.2011 в части доначисления 1 985 463 руб. признано незаконным.
13.06.2012 определением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-15851/2012 принято заявление Хусаинова Ш.Р. о признании несостоятельным (банкротом) ООО "ПП "Казаньприборпроект".
25.02.2013 производство по делу прекращено в связи с погашением задолженности в полном объеме, и отказом Кредитора.
16.09.2011 судебным приставом Зиннатовой А.В. вынесено Постановление об окончании исполнительного производства N 42638/10/08/16, исполнительный документ с постановлением о взыскании исполнительского сбора, актом об изменении места совершения исполнительских действий, постановлением об окончании исполнительного производства направлены из Советского районного отдела судебных приставов г. Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан в Ново-Савиновский районный отдел судебных приставов г.Казани Управления Федеральной службы судебных приставов но Республике Татарстан.
27.04.2012 судебным приставом-исполнителем Ново-Савиновского районного отдела судебных приставов г. Казани Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Тома А.Ж. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 23730/12/06/16 на основании исполнительного документа-постановления о взыскании с ООО "ПТТ "Казаньприборпроект" исполнительского сбора от 15.08.2011, вынесенного судебным приставом Зиннатовой А.В.
28.04.2012 судебным приставом Тома А.Ж. оформлен акт о наложении ареста (описи) имущества от 28.04.2012 с отражением перечня имущества, подвергнутому аресту. С указанной даты Тома А.Ж. поставил в известно Истца о наличии исполнительского сбора в размере 2 306 526,13 руб.
Исходя из вышеизложенного, с даты возбуждения исполнительного производства от 30.12.2010 N 42638/10/08/16 судебным приставом Зиннатовой А.И. последнее было фактически приостановлено до 15.08.2011.
Исполнительное производство N 23730/12/06/16, возбужденное судебным приставом Тома А.Ж. приостановлено с 15.05.2012 по 28.05.2014 на основании судебных актов Арбитражного суда Республики Татарстан.
Вышеуказанные доводы приведены заявителем из текста Постановления ФАС ПО по делу от 24.07.2014 N А65-17457/2013, однако они не свидетельствуют об исключительных обстоятельствах, в которых должник по не зависящим от него обстоятельствам не мог оплатить сумму долга и соответственно должен быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, в связи с чем суд отказывает заявителю в освобождении от уплаты исполнительского сбора в полном объеме.
Суд первой инстанции учитывая вышеизложенное, сделал правильный вывод о несовершение должником действий по исполнению исполнительного документа в период до рассмотрения кассационной жалобы не свидетельствует о недобросовестности должника, в данном случае, для оценки добросовестного поведения должника учитывается и его поведение после прекращения введенных судом кассационной инстанция мер по приостановлению судебных актов.
В данном случае должник, несмотря на принятое судом кассационной инстанции постановление об оставлении судебных актов нижестоящих судов в части, продолжал погашать суммы по исполнительному листу, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями.
При таких обстоятельствах заявитель не лишен возможности обратиться в арбитражный суд с заявлением, предусмотренным частью 6 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ.
Указанный вывод суд первой инстанции правомерно расценил как смягчающие вину для заявителя обстоятельством и обоснованно признал снизить размер исполнительского сбора до допустимо возможного, предусмотренного частью 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ - 1/4 от размера установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, то есть с 2 306 526 руб. 13 коп. по постановлению от 15.08.2011, вынесенному судебным приставом-исполнителем Советского РО СП УФССП по РТ Зиннатовой А.В. по исполнительному производству N 42638/10/08/16, установленному в оспариваемом постановлении, то есть до 1 729 894 руб. 60 коп.

?w? ? v?mо? dиw

Другие статьи

Исковое заявление об уменьшении исполнительского сбора образец - Заявления в суд - Каталог шаблонов бланков

Андриановского района г. Москвы

г. Москва, ул. Отрадная, д. 25

об уменьшении размера исполнительского сбора

25.10.2010 судебным приставом Андриановского района г. Москвы Ивановым И.И. возбуждено исполнительное производство № 35131/3/2010 о взыскании с Сергеева Дмитрия Владимировича в мою пользу денежных средств в размере 35508 рублей.

В течение срока для добровольного исполнения мной была погашена часть долга, а именно переведено на счет взыскателя 5000 рублей.

15.11.2010 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7 % от суммы подлежащей взысканию, что составило 2135,56 рублей.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ Об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть.

Мной принимались меры к исполнению требований исполнительного документа. Оставшаяся сумма долга не была своевременно погашена по причине отсутствия денежных средств, необходимостью содержать семью.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ Об исполнительном производстве

Уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Андриановского района г. Москвы Ивановым И.И. от 15.11.2010, до 1601,67 рублей.

1. Копия искового заявления.

2. Копия постановления о взыскании исполнительского сбора.

Курганский городской суд Курганской области

Адрес: 640027, г. Курган, ул. Дзержинского, 35

ЗАЯВИТЕЛЬ: Иванов Иван Иванович

Адрес: 640000, г. Курган

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО: судебный пристав-исполнитель

МРО по ИОВИД УФССП России по Курганской области

Адрес: 640000, г. Курган, ул. К. Мяготина, 119

об уменьшении размера исполнительского сбора

В августе 2011 года судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых видов исполнительных производств вынес постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении Иванова Ивана Ивановича. Предметом исполнения явилась солидарная задолженность Петрова П.П. (заемщик), Сергеева С.С. (поручитель), Иванова И.И. (поручитель) в размере 265 064, 10 рублей.

В мае 2011 года судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых видов исполнительных производств вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении Иванова Ивана Ивановича. Предметом исполнения явилась солидарная задолженность Петрова П.П. (заемщик), Сергеева С.С. (поручитель), Иванова И.И. (поручитель) в размере 829 704, 35 рублей.

В апреле 2013 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых видов исполнительных производств вынесены постановления о взыскании исполнительских сборов в размере 16 967, 21 рублей (к и/п 1111) и 53 739, 48 рублей (к и/п 2222), в общей сумме 70 706, 69 рублей (7% от общей суммы солидарной задолженности, которая составляла 1 094 768, 45 рублей).

Считаю размер исполнительского сбора несоразмерным наступившим последствиям, по возбужденному в отношении Иванова И.И. как должника, исполнительного производства по взысканию денежных средств в пользу взыскателя отсутствие вины заявителя в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа, ввиду чрезмерного большого размера суммы задолженности несоответствие размера ежемесячного дохода имущественному положению.

Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Согласно ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина.

С учетом характера исполнительского сбора, как меры ответственности за неисполнение решения суда, требований исполнительного документа, считаю несправедливым применение к Иванову И.И. максимального размера исполнительского сбора.

Снижение размера исполнительского сбора допускается в зависимости от характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора должны быть учтены фактические обстоятельства, в том числе соразмерность наказания совершенному правонарушению, имущественное положение должника и другое.

При этом законодательно закрепленный перечень обстоятельств, которые могут служить основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, не является исчерпывающим.

Размер установленного судом обязательства солидарных должников перед взыскателем, в свою очередь, повлек за собой невозможность исполнения решения суда и требование исполнительного документа в предоставленный судебным приставом-исполнителем срок 5 дней. При возложении дополнительной ответственности в виде исполнительского сбора Иванов И.И. еще более будет испытывать материальные затруднения.

Указанные обстоятельства являются исключительными, на основании которых подлежит уменьшению размер исполнительского сбора, взыскиваемого с Иванова И.И. в соответствии со статьей 112 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В действиях заявителя отсутствует факт намеренного уклонения от погашения долга, позволяющий возложить на него исполнительский сбор в полном размере 7%.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П указал, что установленный Федеральным законом размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Относительно степени вины Иванова И.И. следует заметить, что он является солидарным должником (поручителем) и наравне с другим солидарным должником Сергеевым С.С. (поручитель) производит ежемесячные оплаты по исполнительным производствам, в отличии от должника Петрова П.П.

Судебный пристав-исполнитель подтверждает имущественное положение Иванова И.И. указывая:

ответы из регистрирующих органов, кредитных организаций и банков поступили отрицательные. В ходе проверки имущественного положения по месту регистрации имущества, принадлежащего должнику, не выявлено.

Заработная плата Иванова И.И. составляет 6 253, 00 рубля. Общая сумма ежемесячных удержаний по исполнительным производствам составляет 50% или 2 520 руб. (50% по вышеуказанным исполнительным производствам). Иных, дополнительных заработков заявитель не имеет. Следовательно, у него не было и нет возможности осуществить оплату солидарной задолженности в общей сумме около одного миллиона рублей в добровольном порядке в течении семи дней с момента вынесения постановления.

Кроме того, исполнительские сборы в общей сумме 70 706, 69 рублей (16 967, 21 руб. + 53 739, 48 руб.) Иванов И.И. будет оплачивать 5 лет, из расчета 70 706, 69 рублей / 1 160 руб. в мес. = 60 месяцев.

Не говоря уже о сумме основного долга в 1 000 000 рублей, которую мой доверитель будет оплачивать 862 месяца (1 000 000 руб. / 1 160 руб.) или 71 год (862 мес. / 12 мес.).

Следует отметить, что Иванов И.И. не уклоняется от уплаты солидарной суммы задолженности, не является безработным, наоборот, ежемесячно производит выплаты по исполнительным производствам (оплату производит работодатель Иванова И.И.).

Также следует заметить, что в нарушение ГК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве», а также Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора (утв. ФССП РФ 23.12.2010 № 01-8) (п. 3.3, предпоследний абзац), постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено только в отношении Иванова И.И.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Законодательно предусмотрено взыскание исполнительского сбора не менее 500 рублей с должника гражданина, с учётом ряда обстоятельств, в том числе имущественного положения.

На основании изложенного, и в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве», Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора (утв. ФССП РФ 23.12.2010 № 01-8),

1. Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению от апреля 2013 г. о взыскании исполнительского сбора с 16 967, 21 рубля до 500, 00 рублей.

2. Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению от апреля 2013 г. о взыскании исполнительского сбора с 53 739, 48 рубля до 500, 00 рублей.

Пошлина при подаче заявления об уменьшении исполнительского сбора

Подскажите, нужно ли оплачивать госпошлину при подаче заявления об уменьшении исполнительского сбора?

у районного суда мнение, что надо оплачивать юридическому лицу госпошлину 4000 руб. т.к. это заявление рассматривается по правилам искового производства (в отличие от оспаривания постановления пристава), а требование неимущественное.

Здравствуйте, согласно ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Размер исполнительского сбора определяется в ч.3 указанной статьи, однако на основании ч.6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Таким образом, рассмотрение иска об уменьшении размера исполнительского сбора по существу имеет предметом своего рассмотрения обоснованность действий (постановления) судебного пристава-исполнителя, как и при рассмотрении жалобы на действия (постановления) судебного пристава-исполнителя.

Статья 333.19 НК РФ не содержит положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названным иском.

Согласно пп.7 п.1 ст.333.36 НК РФ организации и физические лица освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче жалоб на действия судебного пристава – исполнителя.

Исходя из вышеизложенного, при подаче иска об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его уплаты истец освобожден от уплаты государственной пошлины с учетом положений пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ (Определение ГСК от 31.10.2012 №33-8690/12, Определение Костромского областного суда от 15.02.2012 №33-256А).

Вопрос №94272

Уважаемая юля. Согласно ФЗ Об исполнительном производстве ст.112

6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

8. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

9. При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

#1 Maritime lawyer

Отправлено 11 Май 2011 - 11:53

Уважаемые коллеги, возник такой вопрос (фак смотрел, поиск юзал, ничего).

Суть в следующем.

ЮЛ подало в АС заявление об уменьшении исполнительского сбора. Подсудность выбрана с учетом места нахождения ответчика - пристава-исполнителя.

АС выносит определение об оставлении без движения. Основание:

1. В нарушение ст. 324 АПК заявление подано в АС, который не выдал исполнительный лист, на основании которого возбуждено исп.производство.

2. В нарушение п. 4 ч. 2 ст. 125, ст. 324 АПК требование об уменьшении исполнительского сбора сформулировано только к приставу-исполнителю, тогда как по правилам ст. 324 АПК ходатайство об уменьшении исп.сбора рассматривается с участием взыскателя, должника и пристава-исполнителя.

3. В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 126, ст. 324 АПК не приложены доказательства направления копии заявления в адрес взыскателя.

На мой взгляд, судья не прав. Статья 324 (а именно ч. 2.1) говорит - по правилам, установленным частью 2 настоящей статьи. рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.

То есть, вопросы об уменьшении исп.сбора рассматриваются по правилам ч. 2 ст. 324. Она говорит - заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава - исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение. Копии определения направляются взыскателю, должнику и судебному приставу - исполнителю.

То есть, вопросы об уменьшении исп.сбора рассматриваются АС в месячный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и пристава-исполнителя. По результатам выносится определение.

Никаких условий о том, что дело рассматривается судом, выдавшим исп.лист, что необходимо привлекать взыскателя, в ч. 2 ст. 324 АПК нет.

Положение о том, что ряд вопросов рассматривается судом, вынесшим исп.лист, содержится в ч.1 ст. 324 АПК, положения которой из смысла положений ч. 2.1 ст. 324 АПК не применяются при рассмотрении вопросом об уменьшении исп.сбора.

Как указал выше, думаю, что судья не прав, и заявление об уменьшении исп.сбора направляется в АС по месту нахождения ответчика - пристава-исполнителя, и взыскателя заявитель привлекать не должен.

Был бы рад узнать мнение профессионалов по данному вопросу.

Адвокат - Жалоба в суд на постановление судебного пристава о взыскании исполнительского сбора

Образец жалобы на судебного пристава

Заявитель – (фамилия имя отчество),

адрес для корреспонденции: г. Чебоксары, (полный почтовый адрес).

на постановление о взыскании исполнительского сбора

13 марта 2007 года судебный пристав исполнитель Калининского районного отдела судебных приставов по ЧР (фамилия пристава), рассмотрев материалы исполнительного производства № (номер исполнительного производства, возбужденного (дата) на основании исполнительного документа: исполнительный лист № (номер исполнительного листа) от (дата) вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в размере (сумма) рублей.

Постановление мотивировано тем, что исполнительный документ должником (фамилия должника) в 5-тидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнен без уважительных причин.

Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено незаконно и необоснованно, поскольку я был лишен возможности добровольно погасить долг, так как не получил Постановление о возбуждении исполнительного производства по делу № (номер ИП).

Согласно ст. 9 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 81 и 82 настоящего Федерального закона.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Учитывая, что я не получал копию постановления о возбуждении исполнительного производства, я по уважительным причинам в установленный срок не мог добровольно исполнить указанный исполнительный документ.

Постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в бухгалтерию (место работы должника) только 15 января 2008 года, что подтверждается штампом на почтовом конверте.

Срок предъявления постановления к исполнению - 3 месяца со дня вступления в законную силу, истек 23 июля 2007 года, постановление предъявлено к исполнению 15 января 2008 года.

Статья 90 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" На действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, должником может быть подана жалоба в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П признано не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 2, 35 (часть 3), 55 (часть 3), 57, 45, 46, 118 и 124, положение пункта 1 статьи 81 настоящего Федерального закона, согласно которому в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, - постольку, поскольку оно в силу своей формальной неопределенности в части, касающейся оснований освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, допускает его применение без обеспечения должнику возможности надлежащим образом подтверждать, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, обязывающего его передать взыскиваемые денежные средства, вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 настоящего Федерального закона.

В связи с изложенным,

Отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 13 марта 2007 года по исполнительному производству № (номер ИП),

Истребовать из Калининского РОСП исполнительное производство № (номер ИП).

Учитывая, что мною получено постановление о взыскании исполнительского сбора только 15 января 2008 года, а 23 января 2008 года я обратился с данной жалобой в Московский районный суд г. Чебоксары. Определением от 25 января 2008 года жалоба была возвращена заявителю. Прошу признать причину пропуска срока на обжалование данного постановления уважительной и восстановить его.

Приложение: копия постановления, копия конверта, определение от 25 января 2008 г.