Руководства, Инструкции, Бланки

образец решение собственника об изменении наименования здания img-1

образец решение собственника об изменении наименования здания

Рейтинг: 4.9/5.0 (1847 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

О наименования зданий, сооружений, Письмо ФГБУ ФКП Росреестра от 30 апреля 2015 года №10-0382-ИШ

О наименования зданий, сооружений


Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картография"

от 30 апреля 2015 года N 10-0382-ИШ


О наименования зданий, сооружений


В ФГБУ "ФКП Росреестра" поступило письмо Росреестра от 14.11.2014 N 14-15628/14 (вх. от 14.11.2014 N 47983/ЦА, далее - Письмо) о рассмотрении писем ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.01.2014 N 08-0067-АГ, от 26.05.2014 N 10-0509-АГ по вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о наименовании зданий, сооружений.

Позиция Росреестра, изложенная в Письме, доведена до сведения филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра".

Вместе с тем, в Письме не согласована позиция ФГБУ "ФКП Росреестра", изложенная в письме от 27.01.2014 N 08-0067-АГ, о том, что, по мнению. ФГБУ "ФКП Росреестра", сведения об изменённом наименовании здания, сооружения могут быть указаны в техническом плане здания, сооружения, в том числе на основании решения собственника соответствующего объекта недвижимости.

Указанная позиция ФГБУ "ФКП Росреестра" исходит из того, что согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 19.07.2012 N Д23и-2093. порядок присвоения наименования объектам капитального строительства законодательством Российской Федерации не установлен. По мнению Минэкономразвития России, наименование сооружения может быть изменено на основании любого документа, соответствующего законодательству Российской Федерации и содержащего наименование сооружения. Например, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации, правоустанавливающих документов.

Также в письме Росреестра от 23.08.2012 N 09-6741-ВАб указано, что действующим законодательством не урегулирован порядок изменения наименований объектов недвижимости. По мнению Росреестра, документом, на основании которого может быть осуществлен государственный учет изменений сооружения в связи с изменением наименования сооружения, является любой документ, содержащий наименование соответствующего сооружения.

В настоящее время необходимость предоставления в орган кадастрового учета технического плана с целью изменения сведений о наименовании здания, сооружения основана пунктом 3 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).

Технический план здания, сооружения с целью изменения наименования в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре должен быть подготовлен на основании разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта.

Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения указываются в техническом плане на основании декларации, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона о кадастре .

Большинство зданий, сооружений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, являются ранее учтенными, сведения о них внесены в рамках исполнения приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" на основании технической документации, переданной органами технической инвентаризации.

Зачастую именно в отношении ранее учтенных зданий, сооружений от заявителей поступают обращения об исключении или изменения сведений о наименовании, ввиду того, что данные сведения являются неактуальными.

Документация, имеющаяся у заявителей (технические паспорта, акты приема в эксплуатацию, разрешения на ввод в эксплуатацию, проектная документация, правоустанавливающие документы), содержит сведения о "неактуальном" наименовании. Кадастровый инженер в силу требований, к подготовке технического плана здания, сооружения, должен указывать наименование объекта недвижимости в. соответствии с документами, на основании которых осуществляется подготовка технического плана. Таким образом, указать в техническом плане сведения о "новом" наименовании здания, сооружения на основании документов, содержащих "старое" наименование, не представляется возможным.

Порядок присвоения наименования объектам капитального, строительства законодательством Российской Федерации не установлен.

Учитывая изложенное, по мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", изменение сведений государственного кадастра недвижимости о наименовании здания, сооружения может быть осуществлено на основании решения собственника соответствующего объекта недвижимости.

Кроме того, характеристика "наименование" в силу части 2 статьи 7 Закона о кадастре. является дополнительной. Данная характеристика также не учитывается при расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости.

ФГБУ "ФКП Росреестра" в связи с изложенным считает целесообразным обратиться в орган нормативно-правового регулирования с предложением внести изменения в статью 22 Закона о кадастре, а именно, предусмотреть, что необходимым для кадастрового учета документом является документ, содержащий волеизъявление правообладателя объекта недвижимости об изменении его наименования (при кадастровом учете изменений наименования здания, сооружения).


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

О наименования зданий, сооружений

Другие статьи

Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения, порядок, сроки, в 2015 году, заявление

Порядок внесения изменений в государственный кадастр недвижимости

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) — это информационный ресурс, содержащий сведения о тех недвижимых объектах, которые располагаются на территории России и были поставлены на кадастровый учет.

Информация в нем соответствует текущему положению дел. А все изменения, произошедшие с недвижимыми объектами, появятся там только в том случае, если о них будет сообщено.

Основания

Сведения в ГКН поступают на бумажных носителях, то есть в виде определенных документов и их копий.

Следовательно, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости также возможно на основании представленных бумажных документов.

Они должны отражать суть произошедших изменений и иметь все необходимые реквизиты.

Законодательство

Основной нормативный акт, регламентирующий внесение сведений в ГКН, это Федеральный закон № 221-ФЗ. принятый в 2007 году, «О государственном кадастре недвижимости».

В нем же указаны и основания для внесения изменений (п. 3 статья 16 ):

  • изменение площади земельного участка;
  • смена адреса или описания местоположения;
  • изменение кадастровой стоимости;
  • появление или исчезновение новых объектов в границах земельного участка;
  • изменение категории земель или назначения недвижимости;
  • изменение наименования;
  • установление ограничения права собственности (обременение);
  • окончание строительства.
Кто имеет право?

Право заявлять о необходимости внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости имеет право только собственник имущества.

Свое право он должен будет подтвердить свидетельством о его госрегистрации. Следовательно, прежде всего необходимо озаботиться его получением, а уже потом обращаться заявлением об учете изменений.

Юридическое лицо, являющееся собственником имущества, представляет его руководитель. Или же граждане и организации могут воспользоваться услугами представителя.

Ему для подтверждения своих полномочий потребуется нотариально удостоверенная доверенность.

Особенности

Подать заявление о внесении необходимых изменений можно:

  • лично, записавшись на прием к регистратору;
  • через официальный сайт Росреестра.

Но документы, которые необходимо представить, в любом случае придется принести лично. Список данных будет зависеть от конкретной ситуации.

Поэтому перед визитом в Росреестр необходимо уточнить, какие именно сведения или их копии потребуются.

Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости

Внесение изменений в сведения ГКН производится в том случае, если изменились характеристики недвижимого объекта. Обязанность сообщить об этом лежит на владельце имущества.

В случае, если изменения не были своевременно отражены, это может грозить разнообразными неблагоприятными последствиями.

Например, затруднением при совершении некоторых сделок или неправильным начислением налога и последующей ответственности за такое правонарушение.

В сведения

Изменения могут затрагивать либо уникальные характеристики объекта, либо дополнительные сведения о нем.

Это может быть вызвано:

  • исправлением имевшихся ошибок;
  • проведением кадастровых работ по уточнению границ;
  • совершением различных сделок;
  • созданием новых объектов недвижимости и т. д.

В зависимости от того, какие именно перемены произошли, вносятся изменения в соответствующие разделы государственного кадастра.

Это может быть, как изменение текстовой информации, например, кадастрового номера, так и плана участка или здания.

Каждый случай рассматривается индивидуально и требует представления соответствующих документов.

Куда обращаться?

Органом, который отвечает за ведение ГКН, является специальная Федеральная служба — Росреестр. В ее территориальное отделение по месту расположения недвижимого объекта и надлежит обращаться.

Определить, к какой именно административной единице относится недвижимое имущество, можно на сайте Росреестра при помощи интерактивной публичной карты.

Второй способ внесения изменений — подача документов через МФЦ. Также можно направить запрос и все необходимые документы почтой.

Удобным способом является подача заявления в электронном виде на сайте Росреестра.

Сроки

Закон определяет предельный срок внесения изменений в сведения ГКН в 18 календарных дней.

Однако, если документы передаются через МФЦ, он может быть увеличен до 21 дня.

Можно ли узнать о готовности документов в Росреестре онлайн? Смотрите тут .

Порядок действий

Для того, чтобы внести изменения в ГКН, необходимо соблюсти следующий порядок действий:

  1. Оформить документально произошедшие изменения.
  2. Получить выписку из кадастра, подтверждающую несоответствие существующему положению (услуга платная).
  3. Обратиться в Росреестр с заявлением и требуемыми документами.
  4. Получить новый кадастровый паспорт объекта недвижимости.
Какие документы понадобятся?

Список документов, которые необходимо приложить к заявлению, зависит от того, какие именно изменения произошли.

Но примерный перечень выгладит следующим образом:

  • технический план (для сооружений и зданий);
  • межевой план (для земельных участков);
  • решение о переводе земель или разрешенном использовании участка;
  • решение об изменении назначения здания;
  • постановление о смене адреса;
  • иные сведения.
Заявление

Бланк заявления можно найти на сайте Росреестра, как и образец его заполнения. Или получить непосредственно при подаче документов.

Подпись ставится в присутствии сотрудника, его принявшего.

К заявлению потребуется приложить и сведения о заявителе:

  • копию и подлинник паспорта;
  • доверенность (если она требуется);
  • документ о праве собственности.

Образец заявления о внесении изменений в кадастр можно скачать здесь .

Стоимость

Внесение изменений в сведения о недвижимом имуществе, содержащиеся в ГКН, производится в 2015 году без взимания платы с заявителя.

Но если в дальнейшем ему потребуется получить один из кадастровых документов. то ему придется заплатить за это установленную госпошлину.

Для граждан, в зависимости от вида документа, она составляет от 200 до 800 рублей. Для юридических лиц сумма пошлин будет большей.

Причины отказа

В ряде ситуаций внесение изменений может быть приостановлено. Или же Росреестр и вовсе откажет в их внесении.

Это может произойти в следующих случаях:

  • нарушен порядок уточнения границ участка;
  • размер объекта уменьшается на недопустимую величину (более, чем на 10%);
  • изменение площади произошло не в результате уточнения границ или образования участка;
  • заявление представлено лицом, не имеющим на то полномочий;
  • межевой или технический план не заверен надлежащим образом.

Как сделать запрос о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости? Читайте здесь .

Интересует порядок ведения государственного кадастра недвижимости? Подробная информация в этой статье .

Приостановление рассмотрения заявки

В отличие от отказа, приостановление внесения изменений предполагает, что после устранения замечаний, процесс будет продолжен.

Причиной приостановления могут быть:

  • неполнота поданных сведений;
  • неверное заполнение заявления;
  • имеет место совпадение положения двух разных объектов;
  • граница участка пересекает границу населенного пункта или другого участка.
На видео о внесении изменений в кадастровые сведения

Соотношение понятий наименования и разрешенного использования нежилого здания

  • О компании
  • Полезные статьи Соотношение понятий наименования и разрешенного использования нежилого здания
Соотношение понятий наименования и разрешенного использования нежилого здания

Наименование здания, содержащееся в свидетельстве о государственной регистрации права на недвижимое имуществ, выполняя важную функцию по его идентификации среди других Объектов, расположенных по тому же адресу. В особенности это актуально для территорий больших заводов, где на одном земельном участке находится несколько десятков построек. Однако простой анализ наименований зданий приводит нас к выводу, что обычно наименование не просто идентифицирует объект, а фактически задает способ его эксплуатации, например, «насосная станция», «котельная», «деревообрабатывающий цех» и т.д.

При таких обстоятельствах у собственников, собирающихся перепрофилировать свое здание нередко возникает желание изменить и наименование в документах. Особенно острой такая потребность возникает в случае необходимости ведения в здании какой-либо лицензируемой деятельности.

Как же превратить «склад», «цех» или «гостиницу» в «административное здание»? Четкого ответа законодательство не содержит, поэтому ответ на данный вопрос требует системного толкования различных норм права.

В силу нормативных актов о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о государственном кадастре недвижимости наименование («детский сад», «больница» и т.д.) вносятся в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее –ЕГРП) и в кадастровый паспорт объектов недвижимости на основании первичных правоустанавливающих документов. Для законных строений такими документами являются разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или акт о приемке в эксплуатацию. а для самовольных построек – решение суда о признании права собственности на самовольную постройку. Разберем ситуацию с законными объектами.

На основании изложенного напрашивается очевидный вывод: наименование, внесенное в кадастр недвижимости и в ЕГРП на основании документов о вводе в эксплуатацию, по своему юридическому смыслу зачастую определяет разрешенное использование объекта, изначально определенное при его строительстве. То есть, не смотря на отсутствие в реестрах графы «разрешенное использование» для нежилых зданий, в графе «Наименование» в действительности фиксируется именно эта его характеристика (Такой подход поддержан Определением ВАС РФ от 18.05.2010 №ВАС -4066/10 пол делу № А51-14233/2008).

Как изменить наименование нежилого здания?

В силу частей 3,4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) за собственником объекта капитального закреплено право самостоятельно, без предварительных согласований и разрешений, выбирать вид разрешенного использования своего объекта из числа видов, закрепленных градостроительными регламентами при условии, что здание соответствует техническим регламентам, регулирующим избранный вид деятельности.

Проще говоря, гостиницу можно использовать в качестве офиса, если правилами землепользования и застройки для соответствующей территориальной зоны предусмотрено размещение офисных зданий, а само здание соответствует требованиям, предъявляемым к офисам. При этом никаких специальных разрешений для этого не нужно.

Поскольку закон запрещает устанавливать какие-либо процедуры предварительного согласования для изменения способа использования здания, было бы разумно предоставить собственнику возможность изменить и наименование своего здания, определяющее его разрешенное использование, по простому заявлению.

Однако необходимо понимать, что ст. 37 ГрК РФ не регулируют процедуру внесения изменений в ЕГРП. Для этого существует специальное законодательство.

В настоящее время в силу п. 10 ст.33 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( далее – Закон о государственной регистрации ) изменение любых характеристик объектов недвижимости в ЕГРП происходит на основании измененных сведений государственного кадастра недвижимости (далее –ГКН). При таких обстоятельствах задача по изменению наименования здания в ЕГРП фактически сводится к изменению наименования в кадастре.

В силу прямого указания подп. 3 п.1.ст. 22 Закона о кадастре изменение кадастровых сведений об объекте недвижимости производится на основании заявления собственника с приложением технического плана объекта недвижимости. содержащие новые сведения о данном объекте.

Технический план – это масштабный документ, содержащий его полноценное техническое описание. Зачем предоставлять технический план, если конструктивные характеристики здания не изменились?

Даже если согласится с необходимостью предоставления технического плана (так положено по закону), возникает естественный вопрос: на основании чего кадастровый инженер вправе указать в техническом плане наименование здания, отличное от данных, содержащихся в ЕГРП?

Во-первых, в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 №42) и Требованиями к подготовке технического плана (утв. Приказом Минэкономразвития №403 от 01.09.2010 (далее – Требования) указание в техническом плане наименование здания выполняется только при его наличии;

Во-вторых, и это главное, в силу п. 16 Требований сведения об объекте недвижимости вносятся в Технический план на основании проектной документации или документа о вводе данного объекта недвижимости в эксплуатацию. И лишь при отсутствии необходимости получения таких документов в силу норм градостроительного законодательства кадастровый инженер вправе приложить к техническому плану декларацию собственника, содержащую характеристики объекта недвижимости.

Таким образом, Закон о кадастре недвижимости вновь возвращает нас к градостроительному законодательству. Если ГрК РФ требует получения нового разрешения на ввод объекта в эксплуатацию для изменения наименования здания, то оно должно быть приложено к техническому плану. Если же такая обязанность отсутствует, то изменение наименования можно выполнить на основании декларации собственника.

Как уже было отмечено, с т. 37 ГрК РФ дает право собственнику перепрофилировать свое здание без получения дополнительных разрешений и согласований, т. е. новое разрешение на ввод в эксплуатацию, которое должно выдаваться лишь при реконструкции объекта, получать не нужно. Кроме того, понятие «реконструкция», закрепленное в ныне действующем Градостроительном кодексе РФ (ст. 1 ГрК РФ), в отличии предыдущего градостроительного закона, не считает реконструкцией изменение назначения здания, а изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости возможно не только без реконструкции, но и вообще без каких-либо строительных работ.

Однако рассматривая данный вопрос, нельзя обойти вниманием позицию судей Высшего арбитражного суда, изложенную, в Определении ВАС РФ от 18.05.2010 года №ВААС -4066/10 по делу № А51-14233/2008. Данное определение не относится к изменению наименования здания в ГКН (судебной практики, разъясняющей применение в этой ситуации законодательства о кадастре недвижимости, как уже было отмечено нет), однако касается изменение наименования здания напрямую в ЕГРП.

Названным определением ВАС передал в Президиум с отрицательным заключением дело, по которому ранее в трех инстанциях были удовлетворены требования собственника здания о государственной регистрации изменения наименования нежилого здания. Собственник объекта недвижимости, выполнив перепланировку и ремонт здания автосервиса, решил переименовать его в гостиницу для последующего использования в качестве гостиницы. Разъяснения судей по спорному вопросу, изложенные в данном определении не попали в Постановление Президиума и не приобрели обязательное для судов значение только потому, что в последний момент истец отказался от иска.

Между тем изменение целевого назначения объекта, выходящее за рамки разрешенного использования земельного участка, относится к правовым основаниям законности возведения и эксплуатации данного объекта недвижимости, а не к его техническим характеристикам, как к строительной конструкции. Такие изменения требуют наличия иных правоустанавливающих документов на земельный участок и сам объект, в связи с чем, возникает необходимость его повторной регистрации, а не соблюдение процедуры уточнения ранее внесённых в Реестр сведений.

Надо так же отметить, что на данный момент, ни одного судебного акта подтверждающего или опровергающего право собственника свободно переименовать свое здание в современных условиях, найти не удалось. Споры об изменении наименования зданий в ЕГРП, содержит отказы в исковых требованиях по разным причинам, не связанным с применением актуального градостроительного законодательства. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.11.2012 по делу А45-16430/2012).

При таких обстоятельствах, в реальной практике имеется позиция о том, что переименования здания должно производится на основании разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта, несмотря на то, что в реальности реконструкция требуется далеко не всегда.

Кроме того, необходимо отметить, что изменить наименование зданий, расположенных за пределами населённых пунктов. например на землях промышленности, еще сложнее, поскольку на них градостроительные регламенты не распространяются. Вопрос о разрешённом использовании земель промышленности и расположенных на них объектов законодательно фактически не урегулирован.

В целях устранения выявленных недоработок и противоречий представляется весьма желательным внесение изменений в законодательство о кадастре недвижимости, а также решении вопроса о разрешенном использовании земель и объектов, на которые не распространяются градостроительные регламенты.

Пока же этого не произошло, советуем собственникам при возникновении необходимости перепрофилирования своего здания обратиться к юристам. Мы сможем Вам помочь.

Весь перечень оказываемых услуг представлен на нашем сайте

РТ, г. КАЗАНЬ, ул. АВАНГАРДНАЯ, д. 155. (НАПРОТИВ РЕГ.ПАЛАТЫ, рядом с Налоговой инспекцией ИФНС №18 г. Казани)

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 августа 2012 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 августа 2012 г. № 09-6741-ВАб “Об осуществлении государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период”

Обзор документа

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 августа 2012 г. № 09-6741-ВАб “Об осуществлении государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период”

В связи с введением в действие Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 № 577 (далее - Порядок), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по некоторым вопросам, связанным с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - ОКС) сообщает.

1. По вопросу осуществления государственного учета помещения (квартиры), расположенного в ранее учтенном индивидуальном жилом доме.

В соответствии с Порядком государственный учет частей ОКС (в том числе частей жилых домов) не осуществляется.

В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом (индивидуальный жилой дом) является жилым помещением. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартира также относится к жилым помещениям. При этом квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно подпункту 10 пункта 14 Порядка в Единый государственный реестр объектов капитального строительства (далее - ЕГРОКС) вносятся сведения о назначении здания - нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом.

Исходя из подпункта 6 пункта 21 Порядка изменение сведений ЕГРОКС о назначении здания осуществляется на основании документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания.

Вместе с тем федеральным законодательством не урегулирован порядок изменения назначения здания с «жилой дом» на «многоквартирный дом».

Учитывая изложенное, по мнению Росреестра, постановке на учет квартир в комментируемом случае должен предшествовать учет изменений соответствующего здания (индивидуального жилого дома) в части изменения назначения здания с «жилой дом» на «многоквартирный дом». При этом, если образование квартир в жилом доме связано с проведением реконструкции такого здания, то документом, подтверждающим в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В случае, если реконструкция соответствующего жилого дома не проводилась либо действующим законодательством не предусмотрено получение разрешения на строительство и ввод соответствующего объекта в эксплуатацию в связи с его реконструкцией (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), по мнению Росреестра, в указанном случае учет изменений в части изменения назначения здания с «жилой дом» на «многоквартирный дом» может осуществляться на основании акта уполномоченного органа (например, по аналогии со статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации - на основании акта органа местного самоуправления).

Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 45 Порядка в случае образования двух и более объектов учета представляются одно заявление о государственном учете всех образуемых объектов учета и необходимые для их государственного учета документы (количество технических планов должно соответствовать количеству образуемых объектов). Постановка на учет всех таких образуемых объектов учета осуществляется одновременно.

2. По вопросу осуществления государственного учета помещения, расположенного в объекте незавершенного строительства, являющимся не введенным в эксплуатацию многоквартирным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Кроме того, в случае, если строительство многоквартирного дома осуществляется с привлечением денежных средств участников долевого строительства согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» соответствующий объект долевого строительства передается застройщиком при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

При этом объектом долевого строительства является жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме, подлежащие передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и входящие в состав указанного многоквартирного дома.

Также необходимо принимать во внимание положения пункта 49 Порядка, согласно которому постановка на учет помещения допускается с одновременной постановкой на учет здания, в котором расположено такое помещение.

Возможность постановки на учет помещений, расположенных в объекте незавершенного строительства, Порядком не предусмотрена.

3. По вопросу осуществления государственного учета изменений назначения здания, сооружения или помещения, а также наименования сооружения.

Пунктом 14 Порядка предусмотрено внесение в ЕГРОКС сведений о назначении здания - нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом, сведений о назначении помещения - жилое помещение или нежилое помещение, а также сведений о назначении сооружения и наименования сооружения (при наличии наименования у сооружения).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 21 Порядка государственный учет изменений вышеуказанных сведений осуществляется на основании копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, помещения или сооружения, наименования сооружения.

Согласно статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим изменение назначения помещения, является решение уполномоченного органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое помещение или, соответственно, нежилого помещения в жилое помещение.

Документом, подтверждающим в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или сооружения, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Действующим законодательством не урегулирован порядок изменения наименований объектов недвижимости.

По мнению Росреестра, документом, на основании которого может быть осуществлен государственный учет изменений сооружения в связи с изменением наименования сооружения является любой документ, содержащий наименование соответствующего сооружения.

4. По вопросу осуществления государственного учета объектов, представляющих собой производственно-технологические комплексы (далее - ПТК).

Объекты учета, в отношении которых применяется Порядок, перечислены в пункте 1 Порядка (здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства). ПТК к таким объектам не относятся.

Вместе с тем ранее вопрос о возможности осуществления государственного учета ПТК был предметом рассмотрения Департамента недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент, письмо от 10.11.2009 № Д23-3689). В частности, исходя из позиции Департамента, учет ПТК может быть осуществлен в качестве сооружений.

5. По вопросу включения в ЕГРОКС сведений о ранее учтенном ОКС на основании заявления заинтересованного лица.

Порядок не регулирует включение в ЕГРОКС сведений о ранее учтенных ОКС.

Сроки и Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости установлены приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 (далее - Порядок включения сведений в ГКН). При этом согласно пункту 3 указанного Порядка, он не применяется к отношениям, возникающим при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета с заявлением о включении в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных частью 7 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) сведений и документов.

Таким образом, в переходный период применения Закона о кадастре сведения о ранее учтенном ОКС включаются в государственный кадастр недвижимости (не в ЕГРОКС).

В соответствии с пунктом 43 Порядка включения сведений в ГКН сведения об объектах технического учета, включенные в государственный кадастр недвижимости, считаются включенными в ЕГРОКС.

Кроме того, согласно пункту 96 Порядка сведения об объектах учета и содержащие их документы на бумажных и электронных носителях, включенные в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном статьей 45 Закона о кадастре, считаются включенными в ЕГРОКС:

с момента вступления в силу Порядка, если такие сведения включены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Порядка;

с момента включения в государственный кадастр недвижимости, если такие сведения включены в государственный кадастр недвижимости после вступления в силу Порядка.

Исходя из изложенного, при включении сведений о ранее учтенном ОКС в государственный кадастр недвижимости в комментируемом случае следует руководствоваться частью 7 статьи 45 Закона о кадастре, согласно которой необходимые сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных указанной частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Вместе с тем в настоящее время указанный акт Минэкономразвития России отсутствует.

По мнению Росреестра, в рамках срока рассмотрения заявления заинтересованного лица о включении сведений о ранее учтенном ОКС в государственный кадастр недвижимости органу кадастрового учета необходимо запросить в территориальном органе Росреестра сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о таком ОКС.

При отсутствии сведений об указанном ОКС в ЕГРП, необходимые сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, представленными заявителем.

В случае наличия сведений в ЕГРП (при полном соответствии таких сведений данным, содержащимся в представленных заявителем документах), необходимые сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости. При этом дополнительно в сведениях государственного кадастра недвижимости указывается условный номер, присвоенный такому ОКС при регистрации прав на него. После присвоения кадастрового номера такому ОКС, сведения о присвоенном кадастровом номере направляются в территориальный орган Росреестра для включения в ЕГРП.

Если сведения ЕГРП и сведения об ОКС, содержащиеся в представленных заявителем документах, не соответствуют друг другу, Росреестр рекомендует в указанном случае принимать решение о приостановлении внесения сведений об ОКС в государственный кадастр недвижимости, в котором сообщать заявителю о наличии отличающихся актуальных сведений ЕГРП о таком ОКС и просить заявителя подтвердить необходимость внесения в ГКН заявленных сведений.

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

7. По вопросу установления требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.

Минэкономразвития России приказом от 17.08.2012 № 518 установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. В настоящее время указанный приказ направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

Позиция Росреестра по изложенным в настоящем письме вопросам совпадает с позиций Департамента недвижимости Минэкономразвития России (письмо от 19.07.2012 № Д23и-2098).

Прошу учесть указанную позицию Росреестра при осуществлении государственного учета ОКС. Кроме того, сообщаю, что ранее до сведения территориальных органов Росреестра и филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра» письмом Росреестра от 11.01.2012 № 09-исх/00040-ВАб/12 была доведена позиция Минэкономразвития России (письмо от 30.12.2011 № 29972-ИМ/Д23) по некоторым вопросам, связанным с государственным учетом ОКС в переходный период применения Закона о кадастре.

Обзор документа

С 1 марта 2008 г. вступил в силу Закон о государственном кадастре недвижимости (кроме отдельных положений). Причем до 1 января 2013 г. установлен переходный период. В это время закон не применяется в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Рассмотрены отдельные вопросы госучета недвижимости в переходный период.

В частности, отмечается, что нельзя поставить на учет помещения, расположенные в объекте незавершенного строительства (например, в многоквартирном доме, который не введен в эксплуатацию).

Кроме того, в переходный период применения закона сведения о ранее учтенном объекте капстроительства включаются в госкадастр недвижимости (а не в ЕГРОКС). При этом кадастровый орган должен запросить в территориальном органе Росреестра сведения из ЕГРП о таком объекте. Если они отсутствуют, необходимые данные вносятся в госкадастр в соответствии с документами, представленными заявителем.

Также указано, на основании какого документа может осуществляться госучет изменений сооружения в связи с его переименованием.

Это может быть любой документ, содержащий название сооружения.

Изменение назначения здания или сооружения подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию. Если речь идет о помещении, то необходимо решение местного органа о его переводе из жилого в нежилое или наоборот.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter