Руководства, Инструкции, Бланки

ликвидация акционерного общества пошаговая инструкция в 2015 году img-1

ликвидация акционерного общества пошаговая инструкция в 2015 году

Рейтинг: 4.8/5.0 (1875 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Отмена ликвидации ООО: пошаговая инструкция в 2016 году

Отмена ликвидации ООО: пошаговая инструкция

Ликвидация ООО представляет собой процедуру, к которой прибегают предприниматели, желающие прекратить существование их бизнеса, и исключить общество с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ. Те, кто сталкивался с данной процедурой, знает, что предварительно необходимо удовлетворить все требования третьих лиц. Тогда и только тогда общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано.

Другой вопрос – как отменить ликвидацию ООО? И в каких случаях это необходимо?

Отметим, что и процесс регистрации, и процесс ликвидации общества, в нашей стране регулируется Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом о государственной регистрации. Что касается непосредственно отмены ликвидации, то законодатель не указывает никаких запретов на данную процедуру, следовательно, такое действие вполне законно и допустимо.

Налоговые органы по данному вопросу дали свое разъяснение, в котором говориться в каких случаях и в каком порядке можно отменить ликвидацию общества. Так, если учредители в процессе ликвидации, по каким-либо причинам, передумали, и процедура ликвидации ещё не была завершена, то у них есть возможность отменить решение о ликвидации. В случае, если общество уже закрыто, и в ЕГРЮЛ внесены необходимые записи, то отменить ликвидацию невозможно, придется создавать новое ООО.

Также если участники провели собрание, подготовили все документы на ликвидацию, но взвесив все, решили все же не ликвидировать фирму, то процедура отмены проста – документам просто не нужно давать ход. Естественно, это возможно лишь при условии, что участники не успели уведомить о ликвидации налоговую инспекцию.

В противном случае, когда все работники уведомлены о предстоящем увольнении, а все органы извещены о начале процесса ликвидации, то учредителям придется направлять во все необходимые службы, новые сведения о том, что ООО не прекращает свою деятельность и продолжает работать в обычном порядке.

Необходимо понимать, что отмена процесса ликвидации возможно лишь в том случае, если ликвидация добровольна, в иных случаях, учредители не обладают такими правами и полномочиями.

Таким образом, отмена ликвидации возможно в том случае, если она добровольная, и ликвидируемое ООО, еще не исключено из ЕГРЮЛ.

Отмена ликвидации ООО: пошаговая инструкция в 2016 году

Заметим, что на практике, отмена ликвидации – дело крайне редко встречающееся. Связано это с тем что, что перед тем, как прийти к решению о добровольной ликвидации, учредители взвешивают все плюсы и минусы данного действия и принимают твердое решение. Тем не менее, такие случаи все же имеют место быть, а потому в данной статье мы хотим разъяснить обо всех необходимых шагах, которые нужно пройти при отмене ликвидации общества в 2016 году.

Итак, первый вариант, который является самым простым и быстрым – когда участники решили отменить ликвидацию, еще до того, как начали процесс (т.е. документы в налоговую инспекцию еще не поданы). В этом случае, никаких дополнительных манипуляций не требуется, можно продолжать работать в привычном режиме.

Второй вариант, когда участниками не только принято решение о ликвидации, но и уведомлены все органы, а в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись о том, что общество находится в процессе ликвидации. Такой вариант развития событий довольно затруднит отмену ликвидации.

Что нужно, чтобы отменить ликвидацию, если Ваша ситуация аналогична той, что описана во втором варианте?

1 шаг. Во-первых, необходимо провести собрание участников и принять решение о прекращении ликвидации.

2 шаг. Необходимо подготовить заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведениях, не относящимся к изменениям в учредительных документах компании (форма Р14001 о назначении руководителя) и форму Р15001 об отмене ликвидации. Обязательно нужно заверить эти заявления у нотариуса.

3 шаг. Заявления, а также решение об отмене ликвидации направляются в налоговый орган.

Тем временем, налоговый орган, делает необходимые записи об отмене ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ. На руки обществу дают лист записи о внесении изменений в ЕГРЮЛ (форма № Р50007).

Если ликвидировав ООО, Вы пожалели о содеянном, а решение о ликвидации компании уже принято, и соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ, то все, что Вам остается – зарегистрировать новое общество с ограниченной ответственностью.

Другие статьи

Ликвидация АО (акционерного общества) - как делится имущество

Как осуществляется ликвидация АО

Успешная предпринимательская деятельность нередко связано с таким понятием, как акционерное общество. Привлечение акционеров позволяет быстро сформировать неплохой уставный капитал. Все участники не только получают свои акции, но также несут имущественную ответственность.

Существует определенный порядок создания. Следует заметить, что ликвидация АО в 2015 несколько отличается от процедуры этого года. Придется учитывать ряд поправок, внесенных недавно в федеральный закон.

Необходимо четко разбираться в основных понятиях и основаниях, чтобы процесс закрытия провести быстро, без больших финансовых потерь. Все должно проходить в правовом поле.

Документы и общие нюансы

Общество акционерного типа отличается тем, что под юридическим лицом подразумевается как один человек, так целая структура. Точная информация будет обязательно внесена в государственный реестр.

Обязательно ведется вся бухгалтерская отчетность. Выплачиваются налоги и взносы в внебюджетные фонды. Только каждый акционер вправе продать свои акции (если это не ЗАО), не спрашивая разрешения у других участников.

Неэффективная деятельность приводит к росту задолженностей и снижению размера активов. К серьезным правонарушениям относится, например, выпуск дополнительных акций без регистрации или самостоятельное ведение реестра акционеров, когда их число превышает пятьдесят.

Для банкротства будут нужны весьма веские основания. Это лишь одна из возможностей, чтобы сохранить деньги и имущество, избежать уплаты всех задолженностей.

Лучше всего выбрать один из двух законных способов:

  • При реорганизации произойдет полная смена деятельности, руководства и акционеров.
  • В результате ликвидации нет правопреемников. Она происходит не только добровольно, но и в принудительном порядке.
  • В том случае, если непосредственно в суде докажут многочисленные нарушения, выявленные после проверок, ликвидация будет принудительной .

В арбитраж обращаются налоговики и кредиторы, с которыми не могут рассчитаться в установленные сроки.

Не исключено открытие уголовного дела, если в результате проверок выявятся факты неоднократных правонарушений. Причин довольно много: неверные данные в учредительных документах, отсутствие передаточного акта и лицензии на ведение определенных работ, подтасовки в бухгалтерском учете.

Чтобы не платить огромные штрафы или получить немалый срок, желательно прибегнуть к добровольному способу ликвидации, несущему определенные льготы

Добровольная

Ведь есть несколько основных причин, приводящих акционерное общество к добровольному закрытию:

  • Все поставленные при открытии задачи были выполнены.
  • Истекли намеченные сроки, необходимые для функционирования организации.
  • Учредители готовы принять добровольное решение на общем собрании. Три четверти голосов будет вполне достаточно, если не прописан более высокий уровень для ликвидации.
  • Обязательно потребуется создать ликвидационную комиссию. которая возьмет на себя все организационные вопросы и управление делами.

Внести вопрос о самоликвидации должен совет директоров или учредитель, управляющий предприятием.

Очередность этапов

Разработана достаточно подробная пошаговая инструкция 2016, поэтому членам комиссии остается соблюдать все этапы, прописанные законодательно:

Для кредиторов предусмотрено до пяти групп очередности. Перед тем, как делить имущество при ликвидации АО, надо полностью с ними рассчитаться и разобраться с дебиторской задолженностью.

Порядок выплат

На следующем этапе происходит распределение всего оставшегося имущества.

Здесь придерживаются определенного порядка:

Акционеры с простыми и приобретенными впоследствии привилегированными акциями.

Распределение имущества происходит в порядке очередности. Если средств недостаточно, то распределение будет пропорциональным. Тут все зависит от количества принадлежащих акций привилегированного типа.

Вся процедура фактически считается завершенной после уплаты пошлины и внесения записи в реестр о добровольной ликвидации.

Порядок ликвидации ИП регулируется ГК и НК РФ. Комментарии юристов — в этой статье .

Принудительная ликвидация АО

При принудительном закрытии общества план процедуры будет несколько иной, поскольку решение зависит от вердикта суда.

Требуется представить достаточные основания для закрытия и чаще всего это:

  • Отсутствие надлежащих разрешений и лицензий.
  • Предпринимательская деятельность с явными и грубыми нарушениями законодательства.
  • Ошибки юридического лица, приведшие к признанию регистрации недействительной.
  • Погашение задолженностей не происходит на протяжении трех месяцев, что приводит к банкротству и назначению управляющего. На него возлагается руководство ликвидационной комиссией и расчет со всеми кредиторами.

Подача заявления лежит на органах местного самоуправления, которые провели полную проверку. Надо убедить суд в обоснованности своих претензий.

Вынужденные меры

Принятые в различных инстанциях решения говорят о том, что всегда есть шанс избежать принудительной ликвидации:

  • Недостаточный размер активов, позволяющих погашать все обязательства, позволяет ликвидировать АО. Вместе с тем, если удастся представить четкий финансовый план и показать положительную тенденцию, то организация сможет продолжить свое существование.
  • Налоговики делают акцент не сколько на активах, сколько на убыточной деятельности и прекращении доходов. Однако отсутствие долгов перед государственными органами и фондами, своевременная выплата заработной платы поможет отстоять свои права.
  • Веским основанием станет выпуск акций, не прошедших государственную регистрацию. Это нарушение лучше исправить как можно скорее, чтобы не допустить закрытия.
  • Неправильно указанный юридический адрес или другие ошибки в учредительных документах тоже не станут поводом к ликвидации, так как они одноразовые и легко устранимые.

Если отстоять свои права не удалось, то принудительная ликвидация пройдет практически так же, как добровольная. Разница в том, что при банкротстве произойдет смена директора и назначение ликвидатора.

Деятельность комиссии

Созданная ликвидационная комиссия разрабатывает план процедуры, не забывая включить следующие пункты:

  • оценивается финансовое положение, наличие средств и имущества (для этого проводится полная инвентаризация );
  • выявляется порядок выплат в налоговые органы и фонды, а также в местные платежи;
  • анализируется и взыскивается вся дебиторская задолженность;
  • рассматриваются претензии кредиторов, чтобы установить точную сумму и очередность при порядке расчета;
  • выясняется количество акционеров, имеющих право на получение своей доли после выплаты всех долгов;
  • все организации, учредителем которых выступало АО, будут ликвидированы, сотрудники — уволены;
  • подготавливаются бумаги для сдачи в архив и регистрирующий орган;
  • происходит закрытие всех счетов;
  • составляется ликвидационный баланс ;
  • уплачивается пошлина.

Размер активов и имущества поможет определиться с порядком его распределения между всеми акционерами

Альтернатива

Законодательство определило порядок создания реорганизации, являющейся альтернативным способом решения проблемы:

  • осуществляется полная смена акционеров и исполнительного органа;
  • изменяется название, адрес и вид экономической деятельности (ее нельзя вести первые три года);
  • замена директора и руководства происходит на общем собрании;
  • налоговая проверка, в данном случае, обычно не происходит.

Сам процесс укладывается в две недели. Он потребует минимальных расходов и даст возможность избежать разорения и суда.

Реорганизация не отменяет налогообложение, все задолженности должны гаситься в оговоренные сроки.

Чаще всего в качестве новых акционеров привлекают оффшорные или иностранные компании. В акционерные реестры вносят все произошедшие изменения.

Судебная практика и законы

Спорные моменты возникают не так уж редко. Это может связано с несогласием одного из акционеров или излишними претензиями, которые должны решаться по обоюдному согласию.

Когда происходит закрытие общества, то особенность состоит в том, что не стоит ожидать передачи прав и обязательств другому субъекту.

Процедура банкротства далеко не всегда означает ликвидацию. Есть реальная возможность поправить финансовое положение и сохранить организацию. Многое зависит от способностей управляющего и истинного положения дел.

Самостоятельное решение о банкротстве приведет к тотальной проверке и анализу ситуации со стороны контролирующих органов.

Практика показывает, что сложный процесс ликвидации нередко приводит к новым разбирательствам в суде. Дело может не ограничиться арбитражем, не исключено привлечение к уголовной ответственности.

Подача исков возложена на комиссию по ликвидации. Именно поэтому так важно иметь в ее составе членов, которые умеют анализировать ситуацию, правильно оформлять бумаги, используя образец приказа и заявления.

В этом случае удастся отстоять права акционеров и избежать принудительного закрытия.

Добровольная ликвидация или реорганизация станут наиболее приемлемыми вариантами, помогут выйти из тяжелого положения с наименьшими потерями и за короткий срок.

Детально о процедуре ликвидации юридического лица — в статье по ссылке .

О правах сотрудника при увольнении работника при ликвидации организации можно прочитать здесь .

Акционерное общество: порядок ликвидации

Акционерное общество: порядок ликвидации

Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ликвидация общества влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

ГК РФ выделяет два вида ликвидации: добровольная и обязательная.

Акционерное общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

Причины ликвидации общества могут быть самыми разными, в том числе это может быть в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо. либо с достижением цели, ради которой оно создано.

В случае добровольной ликвидации общества совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об акционерных обществах), решение вопроса о ликвидации общества относится к исключительной компетенции общего собрания. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Решение по данному вопросу принимается квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Перечень оснований для судебной ликвидации общества установлен статьей 61 ГК РФ:

- в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Осуществление обществом деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для его ликвидации;

- в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации;

- в случае осуществления деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Иные основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются ГК РФ и Законом об акционерных обществах.

Как видим, указанный перечень не носит исчерпывающий характер. Например, пункт 1 статьи 34 Закона об акционерных обществах, согласно которому в случае неисполнения обязанности по уменьшению уставного капитала, общество может быть ликвидировано.

Обратите внимание, не является основанием для ликвидации общества в судебном порядке неисполнение решения общего собрания о добровольной ликвидации общества.

Однако, наличие решения о добровольной ликвидации общества не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 ГК РФ.

Федеральным законом от 3 января 2006 года №6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации» внесено изменение в ГК РФ, в частности, утратило силу положение, согласно которому любое юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, в том числе потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды, могли совместно с кредиторами принять самостоятельное решение о своем банкротстве и добровольной ликвидации. Теперь решение о несостоятельности (банкротстве) всех юридических лиц, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, уполномочен принимать только суд.

Требование о ликвидации юридического лица, по указанным выше основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)), Центральным Банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ) (на основании статьи 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности»), прокурором (на основании статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», регистрирующие органы по основаниям, предусмотренным:

пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации»;

а также антимонопольный орган по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

При рассмотрении указанных исков и оценки обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 декабря 1997 года №23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года №84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Эти сроки в соответствии со статьей 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.

При возложении судом обязанностей по ликвидации акционерного общества на его учредителей следует исходить из того, что эти обязанности в соответствии с Законом об акционерных обществах должны быть исполнены акционерами общества (Определение Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Северо-Западного округа от 18 мая 2004 года по делу №А56-42576/03).

Кроме того, суд вправе назначить ликвидатора общества. Ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.

Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица (пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

Учредители общества, принявшие решение о ликвидации общества обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В настоящее время таким органом является Федеральная налоговая служба.

На практике возник вопрос о том, кто обязан направлять информацию о принятом решении о ликвидации общества в случаях осуществления ликвидации принудительно, в судебном порядке.

С целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации общества, осуществляемой по решению суда, судам рекомендовано направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

На основании статьи 20 закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители общества обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

В случаях, когда законодатель обязывает «уведомить» о принятии решения о ликвидации общества, о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, уплата государственной пошлины при подаче уведомления не требуется. Данное сообщение носит уведомительный характер.

Форма такого уведомления утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

При поступлении в налоговый орган сообщения о принятии обществом решения о ликвидации или заявления о снятии с учета организации, ликвидируемой по основаниям, установленным статьей 61 ГК РФ, налоговый орган назначает выездную налоговую проверку указанного общества. При наличии задолженности по налогам и сборам - обеспечивает применение к обществу мер по ее взысканию в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие - ликвидация налогоплательщика.

Статьей 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.

Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

Налоговой проверки при ликвидации организаций можно избежать, для этого необходимо доказать, что в течение последних трех лет оно не занималось предпринимательской деятельностью. Для этого необходимо взять справку из банка, которая подтверждает, что денежные средства не поступали на счета и не перечислялись с них.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.

При наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка проведения налоговой проверки, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Налоговые проверки».

Учредители общества назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Как уже было сказано, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2005 года по делу №А28-5525/2004-139/22).

Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ. Исходя из содержания указанных норм руководитель ликвидационной комиссии имеет право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

Обратите внимание, согласно пункту 4 статьи 21 Закона об акционерных обществах в случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами.

Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, в том числе и сведения о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Письмом ФНС Российской Федерации от 13 июля 2005 года №ЧД-6-09/570@ «О направлении методических рекомендаций» приведены бланк-заявка на публикацию сообщений, примеры текста сообщений.

Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации, где обязательно должны быть включены следующие мероприятия :

· составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации;

· сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;

· анализ и оценка дебиторской задолженности, и разработка мероприятий по ее взысканию;

· анализ и характеристика кредиторской задолженности;

· подготовка сведений о размерах и составе активов организации;

· определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации;

· определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований кредиторов;

· установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;

· увольнения персонала ликвидируемой организации;

· установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей, в случае если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть также ликвидирована;

· определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;

· подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;

· закрытие счетов в банках;

· передача на хранение в архив документы по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколы общих собраний общества. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган;

· согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Ранее действовавшая редакция статьи 63 ГК РФ предусматривала обязанность общества согласовать промежуточный ликвидационный баланс с регистрирующими органами. Ныне действующая редакция говорит лишь о том, что:

«В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом».

Законом об акционерных обществах такой обязанности также не установлено.

Обратите внимание, кредитные организации обязаны согласовывать промежуточный ликвидационный баланс с ЦБ РФ. Требования по составлению промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и порядок согласования указанных балансов территориальными учреждениями Банка Российской Федерации определены в Положении о порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями ЦБ РФ, утвержденном ЦБ РФ от 4 октября 2000 года №125-П.

Согласно статье 63 ГК РФ выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Федеральным законом от 3 января 2006 года №6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в статью 64 ГК РФ, регулирующую очередность удовлетворения кредиторов.

Часть 1 статьи 64 ГК РФ:

«1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом».

В соответствии с пунктом 2 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди, то есть как прочие кредиторы. Таким образом, в соответствии с внесенными изменениями, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества фактически становятся внеочередными.

При недостаточности имущества ликвидируемого общества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого общества, считаются погашенными.

Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Несоблюдение указанного порядка реализации имущества может повлечь признание недействительным сделок с таким имуществом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2003 года по делу №Ф04/1123-133/А75-2003).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.

Обратите внимание, ликвидационный баланс не требует согласования с каким либо органом либо утверждения судом (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14 июня 2005 года по делу №Ф03-А04/05-1/1242, от 18 апреля 2005 года по делу №Ф03-А04/05-1/505, Постановление ФАС Поволжского округа от 31 мая 2005 года по делу №А65-18694/04-СГ3-25).

В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, а также оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество, распределяется между акционерами в соответствии со статьей 23 Закона об акционерных обществах.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 Закона об акционерных обществах;

во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам - владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами - владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

Завершающим этапом ликвидации общества является государственная регистрация общества в связи с ликвидацией. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы :

· подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

· документ об уплате государственной пошлины;

Обратите внимание, открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязанные в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны раскрывать сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость их ценных бумаг, в том числе о направлении акционерным обществом заявления о внесении в ЕГРЮЛ записи о реорганизации и/или прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества.

Моментом наступления указанного события является дата направления акционерным обществом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении в ЕГРЮЛ записи о реорганизации и (или) прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества.

При раскрытии информации указываются:

- дата направления акционерным обществом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о реорганизации и/или прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества;

- вид записи в ЕГРЮЛ, заявление о внесении которой направлено акционерным обществом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц;

- основание для внесения в ЕГРЮЛ записи о реорганизации и (или) прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Подробный порядок государственной регистрации ликвидации юридических лиц установлен Письмом ФНС Российской Федерации от 27 мая 2005 года №ЧД-6-09/439 «О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц».

Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Кроме того, кредитные организации для государственной регистрации своей ликвидации обязаны представить в ЦБ РФ дополнительные документы. Перечень таких документов определен Указанием ЦБ РФ от 21 января 2003 года №1241-У «О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, и порядке их представления в Банк России».

Акционерное общество может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным.

Признание общества банкротом судом влечет его ликвидацию. Общество может быть признано банкротом как в принудительном порядке, так и добровольно объявить о своем банкротстве.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Более подробно с вопросами, касающимися порядка проведения ликвидации юридических лиц, а также банкротства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ликвидация юридических лиц, банкротство».

Более подробно с вопросами, касающимися акционерных обществ и, в частности, с порядком государственной регистрации ликвидации юридических лиц, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».

Рекомендуйте статью коллегам: