Руководства, Инструкции, Бланки

журнал антропометрии детей доу образец img-1

журнал антропометрии детей доу образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1888 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Детский сад: Здоровье

С удовольствием выражаю огромное человеческое спасибо всей службе Техподдержки. А особенно Татьяне Николаевне - за огромное терпение, такт, профессионализм, которые очень пригодились ей в работе с таким "чайником", как я, да ещё на кануне моего 55-летия (сумасшедшие дни. ). И отдельное спасибо разработчикам программы "Детский сад: Питание" - раньше мы все это вручную. ужас. Всем хорошего настроения и спасибо, что вы всегда "НА связи. ".

НОВИНКА

Комплекс программ для автоматизации работы кадастрового инженера. При покупке комплекса Вам предоставляется скидка 25%.

Детский сад: Здоровье

Компьютерная программа "Детский сад: Здоровье" предназначена для учета посещаемости и заболеваемости детей в дошкольной образовательной организации, контроля выполнения санитарно-гигиенических норм. Программа позволяет проводить ежемесячный и ежегодный анализ посещаемости и заболеваемости, распечатывать табель посещаемости.


Возможности:
  • Ввод ежедневной посещаемости и заболеваемости детей.
  • Распечатка табеля посещаемости детей (по группам).
  • Анализ числа случаев заболевания детей (по группам, по возрасту, по организации в целом).
  • Анализ заболеваемости и посещаемости (ежемесячный и ежегодный):
    • подсчет среднесписочного состава детей;
    • расчет количества дней пропусков по болезни на 1 ребенка;
    • расчет количества случаев заболеваний на 1 ребенка;
    • расчет средней продолжительности одного заболевания;
    • вычисление индекса здоровья;
    • расчет показателя заболеваемости;
  • Сравнительный анализ заболеваемости и посещаемости по годам.
  • Формирование и печать различных журналов и отчетов:
    • журнал контроля санитарного состояния помещений;
    • журнал медицинских осмотров сотрудников;
    • прививочный журнал;
    • журнал реакций;
    • план прививок;
    • журнал учета карантина;
    • журнал учета приема детей в ясли-сад;
    • журнал учета детей, направленных в туберкулезный диспансер;
    • журнал санации полости рта;
    • журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
    • журнал регистрации обследуемых на возбудителей паразитарных заболеваний;
    • журнал дегельминтизации;
    • журнал кварцевания кабинета;
    • журнал антропометрических измерений;
    • журнал осмотров на педикулез;
    • журнал наблюдений за детьми;
    • журнал посещаемости;
    • табель учета ежедневной посещаемости детей в ясли-садах.
  • Учет медикаментов и дезинфицирующих средств на складе.

Новое в версии:

Версия 5.0.7 от 25.01.2016:

  • Внесены небольшие исправления по замечаниям и предложениям пользователей.

Версия 5.0.5 от 16.12.2015:

  • Внесены небольшие исправления по замечаниям и предложениям пользователей.
  • Обновлены «Ваш помощник» и «Руководства пользователя» .
  • Добавлен «Журнал здоровья сотрудников» в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.
  • В справочнике «Дети» добавлено новое поле «Процент фиксированной стоимости дня». Данное поле заполняется в случае, если оплата за посещение ДОУ у ребенка менее 100%. Если поле заполнено, то программа автоматически рассчитывает сумму оплаты в «Табеле учета посещаемости детей по форме 0504608» с учетом введенного процента.
  • В справочнике «Дети» добавлен фильтр для отображения детей: «все», «невыпущенные», «выпущенные».
  • Внесены изменения в заполнении «Табеля учета посещаемости детей по форме 0504608».
  • В «Журнале проведения медосмотров сотрудников» добавлен параметр (галочка) «Допущен к работе» .
  • Изменена форма «Журнала учета температурного режима холодильного оборудования».
  • Внесены небольшие доработки по замечаниям и предложениям пользователей.
  • Обновлены "Руководство пользователя" и "Помощник пользователя".
  • Добавлены новые журналы:
    • «Журнал антропометрических измерений» .
    • «Журнал наблюдений за детьми» .
      Автоматически создается по данным из «Журнала посещаемости» (указывается состояние кожи, зева, осмотр на педикулез и т.д.).
    • «Журнал осмотров на педикулез» .
      Автоматически заполняется на основании данных «Журнала посещаемости».
  • Добавлен новый отчет «План прививок» .
  • Доработаны журналы:
    • «Прививочный журнал»:
      - создание плана прививок по параметрам (по группам, по возрасту, все дети);
      - автовыполнение плана (по факту);
      - распечатка плана прививок из справочника.
    • «Журнал реакций»:
      - автозаполнение данными по прививкам Манту и Шика;
      - распечатка журнала.
    • «Журнал регистрации обследуемых на возбудителей паразитарных заболеваний:
      автозаполнение журнала.
    • «Журнал посещаемости»:
      - автоматический подсчет стоимости питания за месяц по результатам посещения ребенка в детский сад (неучтенные пропуски включаются в стоимость питания).
  • Автоматическое заполнение «Журнала санации полости рта» по выбранным параметрам.
  • Автоматическое заполнение «Журнала дегельминтизации» по выбранным параметрам.
  • Доработан импорт в справочники.
  • Сделаны небольшие доработки и исправления по замечаниям и предложениям пользователей.
  • Изменен справочник "Прививки":
    • добавлена возможность указать 1 или несколько препаратов для каждой прививки .
  • Изменен справочник "Медикаменты":
    • добавлено поле "Склад и завод";
    • добавлен тип медикаментов "Вакцины".
  • Изменен "Прививочный журнал":
    • добавлены поля "Вакцина", "Реакция на прививку", "Медицинский отвод";
    • добавлена возможность автоматического проставления планируемой даты прививки всем детям / выбранной группе / по годам;
    • добавлена возможность автоматического проставления даты фактического выполнения прививки всем детям / группе / по годам;
    • печать прививочного журнала за определенным период времени по заданным параметрам:
      • по группе / по всему детскому саду,
      • по выбранному / по всем заболеваниям,
      • по планируемым / по выполненным / по всем прививкам.
  • "Журнал реакций манту" переименован в "Журнал реакций". в журнал внесены изменения:
    • добавлены новые реакции;
    • добавлено поле "Вакцина";
    • добавлено автоматическое заполнение фактической даты прививки всем детям / группе / по годам.
  • Изменена форма печати остатков на складе.
  • В "Журналсанации", "Журнал дегельминтизации" и "Журнал регистрации обследований на возбудители" добавлена возможность автоматического проставления даты фактического выполнения прививки всем детям / группе / по годам.
  • Добавлена возможность печати "Карты профилактических прививок" выбранного ребенка / всей группы.
  • Программа полностью переработана в соответствии сновым СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  • Добавлен новый справочник "Фиксированная стоимость дня".
  • Формирование и печать табеля учета посещаемости детей по форме 0504608 (утв. приказом Минфина РФ от 15 декабря 2010 г. № 173н).
  • Добавлены новые параметры (Сервис – Параметры):
    • Параметры складского учета
      Включение/отключение складского учета (При отключении склада не выполняются операции: заказ, приход, списание, расход).
  • Добавлена метка «-Н» в окне формы «Журнал учета посещаемости детей»(Если необходимо указать, что ребёнок отсутствовал, но пропуск не учтён - установите метку-или-,и нажмите правой кнопкой мыши по метке. Появится метка«-Н »).
  • Новый помощник пользователя.
  • Сделаны небольшие доработки и исправления в соответствии с пожеланиями пользователей.
  • Возможность формирования и печати различных журналов и отчетов:
    • журнал учета карантина;
    • журнал учета приема детей в ясли-сад;
    • журнал учета детей, направленных в туберкулезный диспансер;
    • журнал санации полости рта;
    • журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
    • журнал регистрации обследуемых на возбудителей паразитарных заболеваний;
    • журнал дегельминтизации;
    • журнал кварцевания кабинета;
    • табель учета ежедневной посещаемости детей в ясли-садах.
  • Визуальное выделение дней карантина в журналах учета посещаемости и заболеваемости детей.
  • Добавлена функция определения выходных дней на весь год.
  • Новый помощник и руководство пользователя.

Соответствие стандарту:
  • Программа разработана в полном соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 . вступившим в силу 30 июля 2013 года;

Системные требования:
  • Минимальные: Pentium-II (333 МГц), ОЗУ 32 Mb, объем жесткого диска 800 Mb.
  • Оптимальные: Celeron-633 (Pentium II), ОЗУ 128 Mb, объем жесткого диска 2 Gb.
  • Программное обеспечение: Microsoft Windows 95/98/Me/2000/XP/Vista/7 (любая версия из перечисленных).
  • Microsoft Word, Excel, Access, Outlook 2000/XP/2003/2007/2010 (кроме 2010 Starter) .


Программа входит в
программный комплекс "Детский сад".
Приобретая программу "Детский сад: Здоровье" в составе комплекса, Вы экономите до 25% от стоимости программы.

misso4 написал:
Здравствуйте! Все отчёты печатаются только в формате А3, а в А4 ?

В программе "Детский сад: Здоровье" все отчеты формируются в программе Microsoft Excel. Размер у шаблонов по умолчанию установлен А4.
При необходимости размер шаблона можно установить другой размер, в том числе А3, стандартными средствами программы Microsoft Excel.
Если у Вас есть необходимость, то мы можем для Вас установить необходимый размер шаблона.

misso4. 24.03.2016 06:53:34

Здравствуйте! Все отчёты печатаются только в формате А3, а в А4 ?

Наталия Распопова. 27.05.2015 08:17:00

Добрый день. Стоимость программы "Детский сад: Здоровье" (1 лицензия) 2990 рублей. Никаких дополнительных сумм в течение каждого квартала оплачивать не нужно.
Для приобретения программы, пожалуйста, заполните форму заказа на нашем сайте http://pbprog.ru/bye/ или пришлите свои реквизиты с наименованием желаемой программы на адрес отдела продаж sales@pbprog.ru - мы подготовим все необходимые документы для оплаты (договор, счет, счет-фактура, акт, накладная) и копии их с отсканированными печатями и подписями вышлем на Ваш адрес электронной почты.
Программу можем предоставить скачать в Личном кабинете на сайте в день оплаты. Для этого вышлите копию платежного поручения с отметкой банка об оплате или копию квитанции на электронную почту отдела продаж ( sales@pbprog.ru ). Через некоторое время на Вашу электронную почту будет отправлено сообщение с подробными указаниями, как скачать программу.

Другие статьи

Антропометрия в детском саду - Оформление детского сада, все для детского сада, родительский уголок, папки передвижки

Антропометрия происходит от греческих слов человек и — мерить. Антропометрия — один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости.

Антропометрия в детском саду

заключается в измерении роста и веса ребенка. Антропометрия может производится раз в месяц, а может реже раз в квартал или вообще один раз в полгода. Антропометрия в детском саду нужна для того, чтобы определить как развивается ребенок, какой мебелью он должен пользоваться.

Формат: jpg | Размер архива: 8.0 mb | Автор: VfvfFylht

Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста. Чтобы увидеть ссылки на скачивание Вы должны зарегистрироваться на сайте! Не знаете как это сделать тогда Вам СюДа

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме:

Единое оформление группы в детском саду
Единое оформление группы в детском садуВ архиве шаблоны: список на кроватки, на шкафчики, на расчёски, на горшочки, на полотенца, меню, распорядок дня, антропометрия, для родителей.9 png + чистый шаблон / A4 / 300 dpi / 56,11 МбАвтор: fantastischПере. Читать

Единое оформление группы в детском саду Вариант 2
Единое оформление группы в детском саду Вариант 2В архиве шаблоны: список на кроватки, на шкафчики, на расчёски, на горшочки, на полотенца, меню, распорядок дня, антропометрия, для родителей, наши занятия.10 jpg + чистый шаблон / A4 / 300 dpi / 66,65. Читать

Темы занятий в детском саду
Темы занятий в детском садуФормат: jpg | Размер архива: 2.8 mb | Автор: VfvfFylht

Маски для проведения праздников в детском саду
Маски для проведения праздников в детском садуФормат: jpg | Размер архива: 80.1 mb | Автор: VfvfFylht

Объявление о родительском собрании в детском саду
Объявление о родительском собрании в детском садуФормат: jpg | Размер архива: 8.4 mb | Автор: VfvfFylht

Планирование деятельности медицинской сестры ДОУ

Планирование деятельности медицинской сестры ДОУ

4. Подготовка отчетной документации.

5. Генеральная уборка кабинетов

Все вновь принятые в учреждение дети приходят в детский сад с медицинской картой, в которой, помимо группы здоровья, в обязательном порядке указывается группа для занятий физкультурой. Это либо основная группа, когда противопоказаний для занятий физической культурой у ребенка нет, либо подготовительная группа, когда есть какие­-то ограничения, которые врач прописывает в карте, либо специальная группа, когда ребенок по состоянию здоровья может заниматься только лечебной физкультурой.

Задача медсестры детского сада состоит в том, чтобы отследить выполнение рекомендаций врача и помочь инструктору по физической культуре в комплектовании групп.

Анализ эффективности физического воспитания детей можно проследить с помощью специальных программ, позволяющих по определенным показателям установить физическое состояние ребенка и дать индивидуальные рекомендации для работы с ним.

При отсутствии возможности обследовать ребенка на профессиональном уровне в условиях дошкольного учреждения достаточно результатов мониторинга (введен постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 916), чтобы определиться с эффективностью физического воспитания в детском саду.

Задача медсестры ДОУ – оградить от диагностики детей с III и IV группами здоровья и разрешить ограниченное участие детям с нарушением зрения, плоскостопием, грыжей. Медсестра и воспитатель (инструктор) по физической культуре с помощью компьютерной программы, установленной в ДОУ, готовят отчет о проведении мониторинга, который отправляется в управление образованием.

В начале каждого учебного года старший воспитатель и медсестра детского сада составляют перечень закаливающих мероприятий, которые будут проводиться с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года.

Как правило, используются традиционные и нетрадиционные формы закаливания с большей интенсивностью их проведения в осенне­зимне­весенний период. Приведем перечень форм закаливания, которые проводятся в нашем учреждении.

Закаливающие мероприятия, проводимые в ДОУ в течение года

В дошкольном учреждении могут быть другие формы и виды закаливания и оздоровительных процедур (оценка эффективности физкультурного занятия проводится по требованию п. 2.13.6 СанПиН).

Внутренний контроль организации медико­педагогической работы в ДОУ осуществляется один раз в квартал. Карта еженедельного контроля закаливания и лечебно­профилактических мероприятий приведена в приложении 3.

Медсестра детского сада обязана проводить санитарно­просветительскую работу в дошкольном учреждении с детьми, персоналом и родителями воспитанников. Как правило, на всех родительских собраниях и педсоветах она выступает с информацией, определенной годовым планом.

Очень важно иметь в медицинском кабинете подборку литературы для консультирования педагогов и родителей по следующим вопросам:

  • детские инфекции;
  • прививки;
  • закаливание;
  • питание;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Подготовить «консультативные материалы» можно, используя популярные журналы, публикующие статьи по здравоохранению.

Приказом Минздравсоцразвития России № 673 от 30.10.2007 вносятся изменения в приказ Минздрава России № 229 от 27.06.2001 «О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

В приложении 1 «Национальный календарь профилактических прививок» вышеназванного приказа даются рекомендации по проведению прививок.

Приводим сведения, касающиеся детей-­дошкольников, посещающих ДОУ.

Вакцинация против гриппа

Пункт 2 ст. 11 Закона № 157­ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» гласит: «Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних…». Становится ясным, что врач и медсестра могут только рекомендовать родителям сделать ребенку прививку и дать информацию о ней. При этом медицинская сестра ДОУ обязана информировать родителей (законных представителей) о прививках, рекомендованных «Национальным календарем профилактических прививок», соответствующих возрасту ребенка.

Кроме того, согласно Закону «Об охране здоровья граждан» родители воспитанников имеют право:

  • на получение полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, поствакцинальных осложнениях;
  • выбор учреждения, где сделать прививку (детский сад или детская поликлиника);
  • отказ от прививок, который должен быть оформлен в письменном виде.

Если раньше непривитого ребенка категорически запрещалось принимать в детский сад, теперь в законе «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (п. 2 ст. 5) отсутствует подобное положение.

Медсестра должна осознавать, что при проведении прививок детям очень важно:

  • проинформировать родителей о прививке и получить их письменное согласие на ее проведение;
  • иметь допуск­разрешение на проведение прививок;
  • соблюдать санитарно­гигиенические требования к получению, транспортировке, хранению вакцины и проведению прививок (последнее только в присутствии врача);
  • отследить самочувствие ребенка и его реакцию на прививку.

Напомним, что доставка, хранение и использование вакцин определены Санитарно­ эпидемиологическими правилами СП 3.3.2.1248­03 «Условия транспортировки и хранения медицинских иммунобиологических препаратов», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 20.03.2003.

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важнопомочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая.

Характеристики всех степеней адаптации описаны в специальной литературе, поэтому остановимся только на функциях медсестры в период адаптации. Среди них:

  • работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты;
  • совместно с психологом и старшим воспитателем ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на основании записей в медицинской карте;
  • недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья детей и приемов пищи;
  • совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется к детскому саду).

Проведение медико­педагогического обследования ребенка за год до школы не только позволит определить его готовность к обучению, но и даст возможность осуществить при необходимости специальный комплекс корригирующих мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья и устранение недостатков воспитания.

Выделяют общую (физическая, личностная, интеллектуальная) и специальную подготовку детей к усвоению курса начальной школы.

Основой физической готовности является состояние здоровья ребенка:

правильное телосложение, хорошая осанка, своевременное развитие двигательных навыков и качеств, физической и умственной работоспособности. Поэтому задача медсестры – провести все замеры, выдать направления на анализы к врачам­ специалистам и заполнить к 1 апреля медицинские карты.

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе. Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

*Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.

*Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов.

*Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности.

*Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.

*Ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода — вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания. В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов. Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта.

Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться. Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие.

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада.

В каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться.

Грипп можно предупредить

Грипп и ОРЗ – распространенные острые инфекционные заболевания вирусной природы, обладающие заразительностью. Грипп и ОРЗ являются одним из основных факторов риска у детей младшего дошкольного возраста и детей, страдающих хроническими заболеваниями. Особенно грипп опасен осложнениями. Источник инфекции – больной человек. При разговоре, кашле, насморке больной выделяет в окружающий воздух вирус гриппа. Заболевание развивается быстро. От заражения до начала заболевания может пройти 4-5 часов. Резко поднимается t 0 до 38-39 0. головная боль, озноб, разбитость, ломота в суставах, и несколько позже – катаральные явления: кашель, насморк.

Что необходимо делать, чтобы предупредить грипп, ОРЗ?

1. Вакцинопрофилактика – основная борьба с гриппом, как наиболее массовое и эффективное мероприятие.

2. Физическое воспитание – оптимальная физическая активность в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.

3. Закаливающие процедуры – постоянных противопоказаний не имеют. Эффективность связана с соблюдением принципов закаливания:

  • постепенность закаливающих воздействий;
  • систематичность;
  • учет индивидуальных особенностей;
  • положительные эмоции.

(прогулка на открытом воздухе, воздушные ванны с утренней гимнастикой, умывание водой t 0 14-16 0. контрастное обливание, хождение босиком)

4. Прием поливитаминов.

В период заболеваемости необходимо соблюдать простейшие правила.

— не посещать массовые мероприятия;

— закрывать нос, рот платком, когда кашляете, чихаете;

— избегать переохлаждения;

— ежедневная влажная уборка помещения;

— свежий воздух – это очень важно и полезно;

— утренняя гимнастика, закаливание;

— правила личной гигиены;

— витамины, свежие овощи, клетчатка, белок, молоко, рыба в рационе каждый день.

Не занимайтесь самолечением !

Новый СанПин для ДОУ

Проведение антропометрии - это

Проведение антропометрии - это. Антропометрия: шаблоны для детского сада

Методы антропометрии – это, прежде всего, совокупность измерительных мероприятий, направленных на определение соответствия физического развития человека нормам при условии ведения здорового способа жизни, наличия достаточных физических нагрузок. Антропометрические методики базируются в основном на учете морфологических внешних и количественных показателей. Однако существует также целый ряд исследований, направленных на определение параметров внутренних органов и показателей систем организма.

Для чего требуется проведение антропометрии?

Оценивая окружающих, мы задаемся вопросом, почему люди настолько отличаются друг от друга по целому ряду внешних параметров. Причина наличия характерных отличий кроется не только в генетических задатках, но также в мировосприятии, особенностях мышления и характера.

Человеческое существование предполагает течение последовательных процессов созревания, зрелости и старения. Развитие и рост являются взаимообусловленными, тесно связанными процессами.

Метод антропометрии – это эффективное средство для определения соответствия некоторых параметров развития нормам, характерным для конкретного возрастного периода человека. Исходя из этого, основное предназначение метода кроется в выявлении особенностей развития как ребенка, так и взрослого половозрелого человека.

Факторы антропометрических исследований

Непрерывное течение обменных процессов в организме, преобразование энергии становится определяющим фактором, который отражается на особенностях развития. Как показывает метод антропометрии, темпы изменения окружностей, массы и других параметров тела в отдельные периоды формирования человека не идентичны. Впрочем, об этом можно судить наглядно, не прибегая к научным исследованиям. Достаточно вспомнить самого себя в дошкольном, юном и зрелом возрасте.

Показатели массы тела, роста, увеличения объемов определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности. Однако существует немало факторов, которые могут отразиться не только на нарушении последовательности развития, но также привести к появлению необратимых изменений негативного характера. Здесь следует выделить:

  1. Внешние факторы – социальные условия существования, неправильное внутриутробное развитие, отсутствие рационального питания, несоблюдение режима труда и отдыха, наличие вредных привычек, экологические факторы.
  2. Внутренние факторы – наличие серьезных заболеваний, негативная наследственность.
Основы антропометрических исследований

Основы метода антропометрии – это совокупность научных исследований по измерению параметров человеческого тела, которые зародились еще в середине прошлого века, когда ученые заинтересовались закономерностями изменчивости отдельных антропометрических показателей.

Рассматривая данные антропометрии, например, длину тела и конечностей, особенности роста, изменения массы, преобразования окружности частей тела, возникает возможность для наглядной оценки нормы физического развития человека.

Проведение антропометрии позволяет составить общие представления касательно физического развития. Получают такие представления в процессе выполнения нескольких основных измерений:

  • длины тела;
  • массы тела;
  • обхвата грудной клетки.
Условия проведения антропометрии

Методы антропометрии – это измерения, основанные на применении отрегулированных, проверенных измерительных механизмов. Здесь чаще всего применяются сантиметровые ленты, весы, ростомеры, динамометры, прочее.

Антропометрические исследования обычно производятся натощак в первой половине дня. При этом обследуемые должны быть одеты в легкую обувь и одежду. Чтобы антропометрическая оценка оказалась максимально приближенной к реальности, требуется тщательное соблюдение правил измерения.

Анализ соответствия необходимых показателей физического развития конкретным нормативам – важнейшие элементы, на которых основывается антропометрия. Шаблон исследований позволяет выявить факторы риска, признаки неправильного развития и наличия некоторых заболеваний. Поэтому правильная оценка результатов антропометрии может поспособствовать установлению направления на ведение здорового образа жизни и здоровое развитие.

Ниже приведен шаблон для проведения антропометрии в детском саду:

Шаблон заполняется данными по каждому воспитаннику определенной группы детского сада. Здесь представлены колонки с ФИ ребенка, информацией о группе здоровья, данными о росте и весе по отдельным сезонам.

Измерение длины тела

Наиболее распространенной процедурой является антропометрия детей. Проводят ее при условии наличия целого комплекса измерительных приборов. Проводятся измерения показателей роста в положении стоя. Для этого применяются специализированные ростомеры. Обследуемый размещается на площадке прибора, прислоняясь спиной к измерительной стойке в естественном вертикальном положении. К голове ребенка без излишнего надавливания прикладывается горизонтальная скользящая планка, положение которой отвечает определенной градации на измерительной шкале.

Крайне важно, чтобы детская антропометрия проводилась в первой половине дня, ведь ближе к вечеру рост человека в среднем уменьшается примерно на 1-2 сантиметра. В корне явления лежит наличие естественной усталости, снижение тонуса мышечного аппарата, уплотнение хрящевых позвонков, а также уплощение стопы в результате нагрузок во время хождения.

На показателях длины тела человека отражается целый ряд генетических факторов, возрастных и половых различий, состояния здоровья. Рост может как соответствовать возрасту человека, так и существенно отличаться от приемлемой нормы. Так, недостаточную длину тела в соответствии с определенными возрастными рамками называют нанизмом, а заметное превышение роста – гигантизмом.

Измерение массы

Антропометрия детей и взрослых при измерении веса проводится при помощи специальных напольных весов. При измерении веса допустимой погрешностью считается отклонение от реальных показателей не более чем в 50 г.

По сравнению с длиной тела, показатели веса являются достаточно нестабильными и могут изменяться ввиду наличия широкого ряда факторов. Например, колебание веса у среднестатистического человека в сутки составляет порядка 1-1,5 кг.

Антропометрическое определение соматотипа человека

Существуют отдельные соматотипы, определением которых занимается антропометрия. Шаблоны для детского сада, начальных и высших учебных заведений, а также для лиц половозрелого возраста позволяют выделять мезосоматический, микроскопический и макроскопический соматотипы. Отнесение индивидуума к одному из указанных соматотипов выполняется исходя из суммы значений шкалы при измерении массы, длины тела и окружности грудной клетки.

Соматотип чаще всего определяет антропометрия в детском саду. Именно на начальных стадиях развития можно получить наиболее достоверные результаты, которые соответствуют характеристикам того или иного типа строения тела. Так, при сумме до 10 баллов согласно вышеуказанным параметрам строение тела ребенка относят к микроскопическому типу. Сумма от 11 до 15 баллов свидетельствует о мезосоматическом строении. Соответственно, высокая сумма баллов от 16 до 21 говорит о макросоматическом типе строения тела ребенка.

Определение степени гармоничности развития

Заявлять о гармоничном развитии строения тела ребенка на основе результатов антропометрических исследований можно лишь в том случае, если разница в показателях массы, окружности грудной клетки и длины тела не превышает единицы. Если среднестатистическая разность между указанными показателями равняется двум и более, в таком случае развитие тела ребенка считают дисгармоничным.

Техника выполнения антропометрических исследований

В настоящее время применяется довольно простая техника, при помощи которой выполняется антропометрия. Шаблоны для детского сада и начальных учебных учреждений позволяют быстро выполнить исследования для получения результатов с незначительной погрешностью.

Обычно антропометрические исследования строения ребенка проводятся медицинскими сестрами. Однако, как и в случае с другими научными методами, проведение антропометрии нуждается в соблюдении определенных условий, наличие которых наряду со специальными навыками обеспечивает точность и правильность результатов.

Главными условиями технически правильной антропометрии являются:

  • проведение исследований согласно унифицированной методики для всех обследуемых;
  • выполнение измерительных мероприятий одним специалистом с использованием одной и той же технической базы;
  • проведение исследований в одно время для всех обследуемых, например, утром натощак;
  • на обследуемом должно находиться минимум одежды (обычно допускаются легкие трусы или хлопчатобумажная одежда).
В итоге

Антропометрические исследования имеют особое значение, в частности при обследовании детей, так как позволяют своевременно выявить закономерности развития ребенка в соответствии определенным возрастным и физическим требованиям. Более того, результаты антропометрических исследований дают представление не только о норме развития параметров тела, но также могут поведать о зачатках определенных заболеваний.

В ходе антропометрических исследований важно не забывать об универсальности значений параметров тела. До недавнего времени оценка здоровья ребенка нередко проводилась исходя из соответствия роста и массы тела табличным требованиям. Однако такой подход в корне неверен. В частности, на резком изменении массы тела отражается целая группа факторов, таких как тип телосложения, наследственность, прочее. Именно поэтому не стоит делать решающие выводы о состоянии здоровья на основе антропометрии, ведь подтвердить имеющиеся предположения могут лишь специальные тесты, направленные на выявление конкретного заболевания.

Исследование антропометрических параметров у детей дошкольного учреждения

Исследование антропометрических параметров у детей дошкольного учреждения

Жизнь человека — это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.

Физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния их здоровья. Важно отслеживать антропометрические параметры человека, начиная с первых дней жизни, при наличии малейших морфофункциональных отклонений начинать коррекционную работу.

Цель работы: исследовать антропометрические параметры у детей МБДОУ «Красносельский д/с» Арзамасского района Нижегородской области.

В связи с поставленной целью решались следующие задачи:

?          Изучить возрастные особенности и развитие детей дошкольного возраста (3–7 лет).

?          Исследовать соматометрические показатели (рост, вес, обхват грудной клетки) детей МБДОУ «Красносельский д/с» в возрасте от 3 до 7 лет, а также вычислить индексы массы тела (индекс Кетле) и крепости телосложения (индекс Пинье).

?          Изучить физиометрические параметры: пульс, АД.

?          Исследовать гармоничность развития дошкольников.

В исследовании участвовало 102 ребёнка, в том числе 23 воспитанника младшей группы (3–4 года), 26 воспитанников средней группы (4–5 лет), 27 воспитанников старшей группы (5–6 лет) и 26 воспитанников подготовительной группы (6–7 лет).

Антропометрические показатели детей оценивались с помощью центильных таблиц. В центильных таблицах за средние, или условно нормальные величины, принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста — в интервале от 25-го до 75-го центиля [3].

Результаты наших исследований занесены в таблицы. С помощью центильных таблиц нами были определены коридоры, в которых находится каждый из измеренных параметров, проведен анализ данных в сравнении с возрастными нормами и выявлены отклонения в той или иной возрастной группе, которые наглядно отображены на диаграммах.

Показатели артериального давления и пульса воспитанников МБОУ «Красносельский детский сад»: в  сравнении со среднестатистическими показателями

Длина и масса тела, а также окружность грудной клетки большинства мальчиков младшей, средней, старшей и подготовительной групп (Таблица 2) имеют средние значения.

Рост многих 3-летних девочек младшей группы (Таблица 3) оказался ниже среднего при повышенном весе, а у 4-леток — выше среднего был и рост и вес. У большинства девочек 6,5 лет показатели роста и веса превышали средневозрастную норму. Средние показатели окружности груди у девочек 3 и 6,5 лет также были немного выше нормы.

Кроме того, нами рассчитан индекс массы тела (ИМТ) — индекс Кетле, который характеризует телосложение (при его значении у взрослого человека < 19 — пониженная масса тела; если ИМТ 19–24 — это нормальное телосложение; 25–29 — тучное телосложение и > 29 — наблюдается ожирение; у детей ИМТ оценивался с помощью центильных таблиц [1].

Оказалось, что у 25 % мальчиков и 37 % девочек младшей группы индекс Кетле очень высокий (тучность или ожирение). Необходимо усилить наблюдение за здоровьем таких детей, им нужна консультация эндокринолога.

В средней группе у 25 % мальчиков недостаточная масса тела, у большинства девочек этой группы индекс массы тела в норме, но есть небольшой процент девочек с очень высоким (у 7 %) или очень низким (у 14 %) индексом массы тела, что указывает на их дисгармоничное развитие.

У детей старшей и подготовительной групп индекс Кетле в среднем говорит о гармоничности развития.

Индекс Пинье — индекс пропорциональности между показателями роста, массы тела ребенка и окружностью его грудной клетки — показывает крепость или слабость телосложения (чем выше его значение, тем слабее телосложение) [1].

Средний показатель индекса Пинье тела у девочек младшей группы (3 лет) оказался пониженным по сравнению с нормой, что говорит о завышенной массе их тела. Напротив, повышен был средний показатель индекса Пинье у мальчиков подготовительной группы (6 лет), что указывает на их слабое телосложение. Средний показатель индекса Пинье у девочек 5 лет и у мальчиков 3 лет оказался немного ниже нормы. У остальных детей средние величины этого показателя не отклоняются от нормы.

Резких отклонений от нормы физиометрических параметров (ЧСС, артериальное давление), вызывающих опасение за здоровье детей, не выявлено (Таблица 1).

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы.

  1.    Все полученные значения антропометрических показателей дошкольников зависят от индивидуальных особенностей организма и могут указывать на патологии в физическом развитии. На значение всех показателей оказывают влияние биологические, социально-экономические, бытовые и другие факторы. Огромную роль в интенсивности роста ребенка играет наследственный фактор.
  2.    Значительных отклонений от средних возрастных норм антропометрических параметров (соматометрических и физиометрических) у большинства детей МБДОУ «Красносельский детский сад» нами не обнаружено.
  3.    Повышены средние показатели индекса массы тела у девочек младшей группы по сравнению с нормой, что возможно связано с их индивидуальными особенностями развития и генетической предрасположенностью.
  4.    Гармонически развиваются 69 % детей МБДОУ «Красносельский детский сад», а 31 % детей имеют дисгармоничное развитие.

Таким образом, выявленные особенности соматофизиологических показателей могут быть использованы при проведении комплексной оценки состояния здоровья детей, при создании критериев оценки влияния учебной нагрузки на организм детей. Дети с дефицитом массы тела должны наблюдаться педиатром. Дошкольников с избытком массы тела и недостаточным ростом необходимо направить на консультацию к эндокринологу. Наличие отклонений в физическом развитии, а также нарушения здоровья детей должны быть учтены при разработке программ дошкольного воспитания и образования в конкретном образовательном учреждении.

Сопоставление средневозрастных показателей физического развития мальчиковМБДОУ «Красносельский детский сад»и стандартизированных показателей физического развития мальчиков в возрасте 3–6,5 лет

  1. Геппе, Н. А. Пропедевтика детских болезней / Н. А. Геппе, Н. С. Подчерняева. — М. ГЭОТАР — Медиа, 2009. — 464 с.
  2. Мазурина А. В. Пропедевтика детских болезней / А. В. Мазурина, И. М. Воронцова. — СПб, 2000. — 432с.
  3. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сб. мат-лов (выпуск VІ) / Под ред. акад. РАН и РАМН А. А. Баранова, член-корр. РАМН В. Р. Кучмы. — М. Издательство «ПедиатрЪ», 2013. — 192 с.
Похожие статьи