Руководства, Инструкции, Бланки

заявление на замещение во время отпуска образец img-1

заявление на замещение во время отпуска образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1889 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Замещение временно отсутствующего работника

Замещение временно отсутствующего работника

Замещение работника на время его отпуска или больничного – обычная практика, многие расценивают уход коллеги в отпуск, как необходимость брать на себя дополнительную работу. Но не все руководители считают нужным делать доплату за замещение временно отсутствующего сотрудника, а многие работники мирятся с таким ущемлением своих прав.

Замещение временно отсутствующего работника

Замещение на время отпуска или больничного другого работника во многих компаниях проводится с нарушением прав работников фирмы. Чтобы этого не произошло, необходимо знать порядок проведения такой процедуры и не бояться отстаивать свои права, если потребуется, то и в суде. Работодатель должен нести ответственность за нарушение трудового кодекса.

  1. Замещение временно отсутствующего работника может производиться путем совмещения должностей, увеличения объема работ, расширения круга обязанностей. Дополнительная работа может быть поручена по аналогичной или другой должности.
  2. Работодатель обязан получить согласие работника на временное замещение коллеги. Просто приказать поработать за другого человек, ни один начальник не имеет права. Работник вправе отказаться от замещения коллеги на период отпуска, больничного или другого отсутствия по уважительной причине.
  3. О предельных сроках замещения должностей может говориться в Уставе организации (если это муниципальное предприятие) или в соглашении к трудовому договору. То есть согласие работника на временное выполнение обязанностей другого сотрудника не может быть устным, требуется заключение письменного соглашения. В нем оговаривается объем дополнительной работы, ее характер, а также сроки и размеры оплаты за замещение.
Как оплачивается замещение временно отсутствующего работника?

Вопрос оплаты за замещение другого сотрудника волнует многих, поэтому ему стоит уделить больше внимания. Необходимо различать замещение сотрудника с освобождением от своих обязанностей и совмещение двух должностей. В первом случае оснований для доплаты может и не быть – если работа, выполняемая за другого сотрудника, не является более сложной или замещаемая должность аналогична постоянной должности работника.

В случае совмещения двух должностей на время отсутствия другого сотрудника, доплата должна быть обязательно. Отказ работодателя доплатить за совмещение должностей будет прямым нарушением трудового законодательства.

Временное совмещение должностей должно быть оформлено приказом руководителя. В приказе необходимо указать совмещаемую должность, периода, на который вводится совмещение (возможны фиксированные сроки замещения, возможно совмещение должностей без указания конкретных сроков), объем дополнительной работы и оплата за замещение должности другого работника. Доплата может быть установлена фиксированной суммой, но стороны могут договориться о доплате в процентном отношении к окладу (тарифной ставке).

Уменьшение размера доплаты за совмещение двух должностей или ее полная отмена должны оформлять приказом по организации. Сотрудник об изменении условий замещения временно отсутствующего работника должен быть предупрежден заранее. При этом, предупреждение должно быть письменным. Кроме того, при бессрочном совмещении должностей работник должен быть предупрежден об изменении условий оплаты за 2 месяца.

Подведем итог: замещение должности временно отсутствующего сотрудника может производиться только с письменного согласия работника; при совмещении должностей оплата должна производиться обязательно.

Другие статьи

Кем заменить отпускника ушедшего в отпуск

Кем заменить отпускника ушедшего в отпуск

Есть несколько вариантов временно заменить отсутствующего работника, за которым сохраняется рабочее место, – временный перевод, внешнее или внутреннее совместительство, совмещение профессий (должностей).

Разберемся с юридическими нюансами, плюсами и минусами, а также процедурой оформления каждого из них.

Сезон отпусков – «головная боль» кадровика. Ведь приходится то и дело закрывать «кадровые дыры»: рабочий и управленческий процессы в отпуск не отправишь. Как быстро и безболезненно решить проблему оформления замещения временно отсутствующего работника, расскажет наша статья.

ТК РФ предлагает несколько вариантов замены временно отсутствующего работника, за которым сохраняется его рабочее место:

  • временный перевод на его место другого сотрудника;
  • трудоустройство человека со стороны (внешнее совместительство);
  • совмещение профессий (должностей);
  • внутреннее совместительство.

Все перечисленные варианты имеют свои юридические нюансы и к тому же отличаются друг от друга порядком оформления. В некоторых случаях возможен только один вариант оформления, а другой будет признан незаконным. Чтобы не быть голословными, рассмотрим особенности всех вариантов замены отпускника.

Временный перевод сотрудника

Один из способов закрытия «кадровой дыры» в сезон отпусков – временный перевод сотрудника. Как гласит ст. 72.2 ТК РФ, временный перевод работника, помимо прочих обстоятельств, «осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы». Срок – до его выхода на работу.

При временном переводе сотрудник перестает исполнять свои основные обязанности, предусмотренные трудовым договором, и полностью работает за другого сотрудника.

Обязательным условием такого временного перевода является соглашение сторон . В ст. 72 ТК РФ сказано, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, которое должно быть оформлено в письменном виде. Таким образом, при временном переводе сотрудника для замещения временно отсутствующего работника следует составить документ под названием «Соглашение сторон об изменении определенных сторонами условий трудового договора в связи с временным переводом работника на другую работу для замещения временно отсутствующего работника». В нем необходимо указать все изменения условий труда, которые произошли в связи с переводом (новая трудовая функция, режим рабочего времени, заработная плата, структурное подразделение и т.д.). Образец оформления документа см. в Примере 1.

Поясним разницу между получением согласия работника (как, например, в случае с совмещением) и соглашением сторон (при временном переводе).

Во-первых, соглашение сторон – это отдельный документ, оформленный в письменном виде, а не подпись работника на предложении работодателя о временном переводе с указанием «согласен» или подпись работника в приказе о переводе. Во-вторых, соглашение сторон обязательно для обеих сторон и предполагает равноправную возможность определения будущих условий труда. Следовательно, и в случае досрочного перевода сотрудника на прежнюю должность недостаточно будет лишь приказа работодателя или извещения от работника. Также нужно будет заключить еще одно соглашение – об изменении условий трудового договора.

В пункте о сроке временного перевода лучше не указывать предполагаемую дату выхода отпускника на работу, даже если она, казалось бы, известна. Ведь человек может внезапно заболеть в отпуске – и дата выхода сдвинется на неопределенное время.

На основании изменения к трудовому договору работодатель должен издать приказ о временном переводе работника по унифицированной форме № Т-5 (порядок заполнения формы см. в Примере 2).

Далее отражаем сведения о временном переводе в личной карточке работника (форма № Т-2) в разделе III «Прием на работу и переводы на другую работу». Основанием внесения записи будет являться изданный ранее приказ по форме № Т-5 (см. Пример 3).

Существует мнение, что сведения о временном переводе не вносятся в личную карточку. Оно основано на том, что в раздел III вносятся сведения только на основании записей, сделанных в трудовой книжке работника. А, как следует из п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», запись о временном переводе в трудовую книжку не делается.

Однако мы полагаем, что информация о временном переводе все-таки должна быть отражена в личной карточке работника. И вот почему. В Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1, есть упоминание о том, что в разделе «Прием на работу, переводы на другую работу» с каждой записью, вносимой на основании приказа (распоряжения) о переводе на другую работу (форма № Т-5), администрация обязана ознакомить работника под личную подпись. Как видим, законодатель говорит просто о переводе, без разделения его на постоянный или временный. Еще одним доводом в пользу нашей точки зрения является то, что временный перевод (как и постоянный) также оформляется с помощью приказа по форме № Т-5. При этом в разделе о заполнении приказа по указанной форме сказано, что на основании приказа (распоряжения) о переводе на другую работу в том числе делаются отметки в личной карточке работника (форма № Т-2 или № Т-2ГС(МС)).

Возвращаем работника «на место»

Когда основной работник появится после отпуска, сотрудника, его заменяющего, надо вернуть на прежнюю должность. Как это оформить?

С одной стороны, ТК РФ не предписывает составлять никаких соглашений об обратном переводе (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ). Из буквального толкования кодекса следует, что обратный перевод осуществляется автоматически, с выходом прежнего работника на свое место. Но если основной работник вернется, а заменяющий его сотрудник не потребует предоставления ему прежнего места и работодатель не предоставит ему его (такое может произойти по разным причинам, самые банальные из которых – отсутствие руководителя организации и «забывчивость» его зама), возникнет неприятная ситуация – два человека окажутся на одной должности. Поэтому рекомендуем письменно уведомить работника о предоставлении ему прежнего места работы в произвольной форме (см. Пример 4).

Если вы внесли запись о переводе в личную карточку работника, то следует там отразить и обратный перевод (см. Пример 3). Основанием такой записи может стать приказ о предоставлении прежней работы. На его составлении, как правило, настаивает именно бухгалтерия, особенно если в приказе о временном переводе не указана конкретная дата возврата сотрудника. Составить приказ по форме № Т-5 довольно сложно, поскольку не ясно, что указывать в графах «Прежнее место работы» и «Новое место работы». Поэтому рекомендуем составить приказ в произвольной форме (см. Пример 5).

Совмещение профессий (должностей)

Вопросы исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, а попросту – совмещение регулируются ст. 60.2 и 151 ТК РФ.

Основные моменты, которые следует учесть при совмещении:

Работник выполняет дополнительную работу, не освобождаясь от основной работы, определенной трудовым договором. При этом выполняет он ее в рамках основного рабочего времени.

Работнику можно поручить дополнительно выполнять как аналогичную работу (в этом случае речь идет об увеличении объема работ, расширении зон обслуживания), так и работу по другой должности или профессии (здесь происходит совмещение).

Поручить выполнение дополнительной работы можно только с письменного согласия работника.

Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора.

ТК РФ обязывает работодателя производить доплату даже без соглашения. В соглашении лишь прописывается размер этой доплаты. Такой вывод подтверждает решение Аркадакского районного суда Саратовской области от 30.03.2010 № 24. Суд обязал выплатить бухгалтеру определенную сумму в качестве доплаты за совмещение должности кассира, притом что соглашения об этой доплате не было.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении. Только для этого необходимо предупредить другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

Внимание: ограничения! Существует ряд нормативных правовых актов, которые запрещают работникам, занимающим определенные должности, совмещать некоторые другие должности (профессии). Например, согласно п. 6 ст. 35 Закона РФ от 10.02.1997 № 3266-1 «Об образовании» руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.

До сих пор действует Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением Совмина СССР от 24.01.1980 № 59, в п. 7 которого сказано, что на главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Можно возразить, что нормативные акты, принятые в период СССР, действуют лишь в части, не противоречащей ТК РФ, а в нем такого запрета нет. Однако, руководствуясь здравым смыслом и Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 № 373-П, при указанном совмещении главный бухгалтер становится подотчетен сам себе, поскольку материально ответственные лица подчиняются именно главбуху. Поэтому лучше не допускать такого совмещения должностей.

Исходя из сказанного, приведем примеры документов, которые необходимо оформить при совмещении. Итак, для начала получаем письменное согласие работника на выполнение дополнительной работы. Оно может быть выражено в виде соответствующей отметки на письменном предложении работодателя о замещении временно отсутствующего сотрудника (см. Пример 6). Также сам работник может проявить инициативу и подать заявление с просьбой о замещении (см. Пример 7).

Следующим этапом будет заключение соглашения. Заметим, что при расширении зон обслуживания либо при увеличении объема работ определенные сторонами условия трудового договора не меняются. Поэтому следует заключать соглашение о расширении зон обслуживания либо соглашение об увеличении объема работ, а не дополнительное соглашение к трудовому договору. Другая ситуация возникает при совмещении должностей (профессий). Здесь изменяется трудовая функция работника. Поэтому нужно оформить соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора в связи с совмещением должностей (профессий).

На основании ст. 151 ТК РФ основной момент, который следует отразить в соглашении, – размер доплаты, положенной работнику за совмещение. Если меняется трудовая функция, на это также необходимо указать в соглашении.

Третьим этапом будет издание приказа о совмещении должностей/профессий (расширении зон обслуживания либо об увеличении работ). Унифицированной формы такого приказа не существует, поэтому можно издать приказ в произвольной форме (см. Пример 9). В приказе должны быть отражены срок, на который оформляется совмещение, вид, содержание и объем дополнительной работы, а также размер доплаты.

На практике нередко возникает вопрос, положена ли доплата штатному заместителю руководителя, если в отпуск уходит руководитель и его обязанности возлагаются на штатного заместителя. С одной стороны, казалось бы, не положена – ведь на то он и штатный заместитель, чтобы «перехватывать знамя» на время отсутствия непосредственного начальства. Но в действительности у заместителей полно собственных обязанностей. Как правило, они курируют отдельные направления деятельности компании, а не сидят сложа руки, дожидаясь отлучки руководителя. А с уходом в отпуск руководителя заместителю приходится буквально ночевать на работе. Плюс дополнительная ответственность. На чьей стороне закон?

Повторимся, что при буквальном прочтении ТК РФ на стороне работника. Он обязывает работодателя производить доплату даже без соглашения. В соглашении лишь прописывается размер этой доплаты. Кроме того, согласно абз. 2 п. 1 разъяснения Госкомтруда СССР № 30, ВЦСПС № 39 от 29.12.1965 «О порядке оплаты временного заместительства» при замещении вышестоящего по должности работника заместителю выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). При этом оговорка, что такая доплата не положена штатным заместителям, признана недействительной определением Кассационной коллегии ВС РФ от 11.03.2003 № КАС03-25.

Но как быть, если в должностной инструкции заместителя четко прописано, что одной из его обязанностей является «исполнять обязанности руководителя в случае его отсутствия на рабочем месте»? Предполагается ли здесь доплата? В письме Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 № 22-2-897 указано следующее. Если в должностных инструкциях отдельных категорий работников предусмотрены случаи, когда в период отсутствия на рабочем месте другого работника со схожей трудовой функцией они исполняют их обязанности, доплата не положена. Указанный вывод основан на том, что в описанных случаях работа выполняется в рамках заключенного трудового договора, поскольку должностная инструкция является его неотъемлемой частью.

Тем не менее хотелось бы поспорить с данным выводом. Как мы уже говорили, заместитель заместителю рознь. Где-то заместителя берут на работу именно для замещения руководителя, поскольку тот по характеру работы постоянно в разъездах. Соответственно, и заработную плату заместителя устанавливают с учетом такой особенности и не делают никаких доплат. Здесь все справедливо. В других же компаниях заместитель выполняет абсолютно иной функционал и период отъезда руководителя становится для него просто авралом. Кроме того, упомянутое выше письмо не учитывает «увеличение объема работ», о котором говорится в ст. 60.2 ТК РФ. А в данном случае увеличение явно происходит, да еще какое! Поэтому, на наш взгляд, доплата заместителю все-таки положена.

Совместительство – внутреннее и внешнее

Работе по совместительству посвящена гл. 44 ТК РФ. Для замены отпускника совместитель – довольно неудобный вариант, так как он неминуемо влечет заключение с совместителем трудового договора, оформление горы других бумаг, ведение табеля учета рабочего времени. Кроме того, при совместительстве существует довольно много ограничений.

Однако бывают случаи, когда заменить ушедшего в отпуск работника, кроме как совместителем, больше некем. Например, если нужно заменить узкоспециализированного работника, который исполняет специфические обязанности, и найти ему замену очень не просто.

Поэтому не будем останавливаться подробно на этом варианте, а выделим лишь основные моменты, которые актуальны именно в нашем случае – когда на работу по совместительству принимается человек, чтобы заменить отпускника.

Обратить внимание нужно на следующее:

Согласно ст. 282 ТК РФ работник-совместитель выполняет работу в свободное от основной работы время. Данная работа является регулярной (в отличие от сверхурочной работы) и оплачиваемой.

Совместителем может стать как работник организации (здесь будет иметь место внутреннее совместительство), так и человек со стороны (внешний совместитель).

С совместителем обязательно заключается трудовой договор (в нашем случае – срочный)! Следовательно, если вы решили заменить отпускника совместителем из числа своих же работников, то с ним нужно заключать отдельный срочный трудовой договор, в котором прописывается условие о совместительстве, а не дополнительное соглашение к основному трудовому договору.

Продолжительность рабочего времени совместителя не должна превышать четырех часов в день (либо половины месячной нормы рабочего времени). Однако работник может работать по совместительству полный рабочий день (смену) в дни, когда он:

  • свободен от основной работы;
  • приостановил работу в соответствии с ч. 2 ст. 142 ТК РФ;
  • отстранен от работы в соответствии с ч. 2 и 4 ст. 73 ТК РФ.
  • Нельзя принимать на работу по совместительству следующих лиц:

    • несовершеннолетних (ч. 5 ст. 282 ТК РФ);
    • граждан, которых принимают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если их основная работа связана с такими же условиями (ч. 5 ст. 282 ТК РФ);
    • прокурорских работников (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности) (п. 5 ст. 4 Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
    • граждан, которых принимают на работу, связанную с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, если по основному месту работы они исполняют те же трудовые обязанности (ч. 1 ст. 329 ТК РФ). Перечень должностей и профессий, на которые распространяется это ограничение, утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16;
    • судей (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности) (п. 3 ст. 3 Закона от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).
  • Запись в трудовую книжку о совместительстве вносят только по желанию работника.

    В одном структурном подразделении нашего химзавода числятся три специалиста-технолога. Один из сотрудников ушел в отпуск на месяц. Заменить его может только один из специалистов. Но оформить совмещение мы ему не можем, потому что в основное рабочее время он не сможет выполнять еще и чужую работу. Можно ли оформить внутреннее совместительство на ту же должность, на которой он уже работает как на основной, или лучше привлекать его к сверхурочной работе каждый день на время отпуска его коллеги?

    Сначала выясним, можно ли оформить совместительство у того же работодателя на ту же должность. С одной стороны, нельзя, так как согласно ст. 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение другой регулярной оплачиваемой работы у того же или иного работодателя. Но что понимается под «другой работой»? Четкого определения ТК РФ не дает. Обратимся к официальным разъяснениям. В письме Роструда от 01.06.2011 № 1495-6.1 сказано, что под другой работой можно понимать деятельность в свободное от основной работы время в рамках самостоятельного (другого) трудового договора. При этом ст. 98 ТК РФ, которая ранее разрешала внутреннее совместительство только по иной профессии, специальности или должности, утратила силу с 06.10.2006.

    Таким образом, работа по внутреннему и по внешнему совместительству может быть по любой профессии, специальности, должности, в том числе аналогичной той, которая выполняется по основному месту работы.

    В вопросе читатель не указал на условия труда специалистов-технологов. При решении вопроса о совместительстве следует учесть, что согласно ч. 5 ст. 282 ТК РФ не допускается работа по совместительству, в частности, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа сотрудника связана с такими же условиями.

    Что касается сверхурочной работы, то согласно ст. 99 ТК РФ помимо прочих ограничений ее продолжительность не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. То есть она может носить эпизодический, а не постоянный характер. При нарушении порядка привлечения работника к сверхурочной работе работодатель несет ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

    Насколько видно из вопроса, работодатель намерен привлекать работника к сверхурочной работе регулярно. Поэтому вряд ли получится соблюсти данное ограничение. Таким образом, в рассматриваемой ситуации лучше остановиться на внутреннем совместительстве.

    Заключаем срочный трудовой договор

    О срочном трудовом договоре читайте статью «Проблемы срочных трудовых договоров» на стр. 28 журнала № 7’ 2012

    Согласно ч. 1 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается в том числе на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы.

    Поскольку, вероятнее всего, срочный договор будет заключен сроком менее чем на два месяца, к нему будут применимы правила, установленные главой 45 ТК РФ. А именно:

    • невозможно установить работнику испытательный срок;
    • при досрочном увольнении работник обязан предупредить работодателя не за 2 недели, а лишь за три календарных дня;
    • работникам выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы.

    Рассмотрим сложные ситуации, которые могут возникнуть на практике.

    Можно ли продлить срочный договор, если отпускник, на время отсутствия которого взяли «срочника», заболел или, предположим, взял отпуск за свой счет? Начнем с совета: при заключении срочного договора не стоит ограничивать его конкретными датами. Всякое может произойти. Поэтому лучше указывать на событие, при наступлении которого срочный договор будет прекращен. Какую формулировку следует применить в данном случае? Если мы напишем «на время ежегодного оплачиваемого отпуска работника N», то опять окажемся в сложной ситуации: отпуск-то закончился, а работник на рабочем месте не появился. Поэтому следует написать: «до выхода на работу временно отсутствующего работника N, за которым сохраняется основное место работы».

    Если вы все-таки указали конкретную дату окончания действия срочного договора, а прекратить его в этот день вы не можете, то следует уволить сотрудника в связи с истечением срока трудового договора и заключить с ним новый срочный договор. Давайте разберемся, почему нельзя продлить существующий.

    При буквальном прочтении ТК РФ видно, что после истечения своего срока срочный трудовой договор либо прекращает свое действие, либо, если ни одна из сторон не потребовала его прекращения, продолжает свое действие, но уже в статусе заключенного на неопределенный срок. Возможности продления срочного договора ТК РФ не предоставляет. Это правило косвенно подтверждают исключения из него, когда срочный трудовой договор продлевается по письменному заявлению беременной сотрудницы до окончания беременности (ч. 2 ст. 261 ТК РФ) либо когда сотрудник избирается по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника (ч. 8 ст. 332 ТК РФ).

    Как быть, если работница, временно исполняющая обязанности отпускника, с которой заключен срочный трудовой договор, принесла справку о беременности? Здесь только один вариант: предложить беременной сотруднице иную работу. Если у работодателя нет такой возможности либо «срочница» сама отказалась от предлагаемой вакансии, то срочный трудовой договор прекращается.

    Учтите, что беременной можно предлагать лишь работу, которую она может выполнить по состоянию здоровья (даже на нижестоящей должности). Об этом указано в ч. 2 ст. 83 ТК РФ.

    Бывает, что «срочник», которого приняли на работу временно исполнять обязанности отпускника, заболел. На его место приняли на работу нового работника, с которым также заключили срочный трудовой договор. Можно ли уволить первого «срочника» до истечения срока действия его договора? Вспомним об общем правиле, которое запрещает увольнять работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ч. 6 ст. 81 ТК РФ). Исключение составляют лишь случаи ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Такой вывод также подтверждает постановление ФАС Северо­Кавказского округа от 23.08.2011 по делу № А32-6455/2010, где работницу­«срочницу», находящуюся в ежегодном оплачиваемом отпуске, уволили по инициативе работодателя.

    При этом вы вправе уволить сотрудника в связи с истечением срока действия трудового договора, даже если он в то время все еще находится на больничном. Ведь такое увольнение не будет являться увольнением по инициативе работодателя. Напоминаем, что сотрудника о предстоящем увольнении следует предупредить за три календарных дня.

  • Образец заявления на отпуск госслужба Образцы и шаблоны заявлений на отпуск

    Образец заявления на отпуск госслужба

    Статья 46. Отпуска на гражданской службе
    1. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных трудовых прав гражданского служащего.
    Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

    Срок основного отпуска определяет минимальную продолжительностью отпуска, гарантированную всем гражданским служащим.

    Предоставляется он в календарных днях. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

    В число календарных дней отпуска не включаются нерабочие праздничные дни, определенные ст. 112 Трудового кодекса РФ, приходящиеся на период отпуска. Выходные дни, в том числе субботы и воскресенья, в число календарных дней отпуска должны включаться.
    Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска может быть увеличена федеральными законами, устанавливающими для отдельных категорий гражданских служащих удлиненные отпуска.
    Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются гражданским служащим сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и присоединяются к нему.
    Дополнительные отпуска могут носить стимулирующий характер и предоставляться в определенных случаях, например за выслугу лет в конкретном государственном органе. Кроме того, дополнительный оплачиваемый отпуск до трех календарных дней в качестве меры поощрения может предоставляться гражданским служащим за выдачу в структурном подразделении денежного содержания, в обязанности которого не входит данная обязанность. Кроме того, дополнительный отпуск может быть предоставлен при рождении ребенка одному из родителей.
    2. Продолжительность основного оплачиваемого отпуска зависит от замещаемой должности. Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, - продолжительностью 30 календарных дней.
    В отдельных государственных органах установлено, что выплата гражданским служащим денежной компенсации за неиспользованные отпуска может производиться лишь при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы, что приводит к нарушению прав и законных интересов гражданских служащих. Часть 13 ст.

    46 комментируемого Федерального закона специально предусматривает возможность выплаты гражданским служащим денежной компенсации за все неиспользованные отпуска именно при прекращении служебных отношений. Вопросы выплаты указанной компенсации при прохождении гражданской службы комментируемым Федеральным законом прямо не урегулированы.

    В таких случаях согласно ст. 73 названного закона подлежат применению нормы трудового права. В соответствии со ст.

    126 Трудового кодекса РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
    3. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. При этом общая продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет не может превышать 10 календарных дней.
    Исчисление стажа гражданской службы для предоставления отпуска за выслугу лет осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации". Названным указом президента РФ утверждены:
    перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;
    порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.
    В стаж государственной гражданской службы РФ для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет засчитываются периоды работы (службы), которые до вступления в силу названного указа были в установленном порядке включены (засчитаны) государственным гражданским служащим РФ в указанный стаж.
    В Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы РФ для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, включены:
    1) периоды замещения государственных должностей РФ;
    2) периоды замещения государственных должностей субъектов РФ;
    3) периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, предусмотренных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы";
    4) периоды замещения должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, предусмотренных реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
    5) периоды замещения государственных должностей федеральных государственных служащих, которые были предусмотрены Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих";
    6) периоды замещения государственных должностей федеральной государственной службы, предусмотренных перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ;
    7) периоды замещения государственных должностей государственной службы субъектов РФ;
    8) периоды замещения должностей прокурорских работников, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации";
    9) периоды замещения должностей (воинских должностей), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством РФ в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
    10) периоды службы в федеральных органах налоговой полиции на должностях сотрудников указанных органов, которые определялись в порядке, установленном законодательством РФ;
    11) периоды замещения должностей сотрудников таможенных органов РФ, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
    12) периоды замещения на постоянной (штатной) основе муниципальных должностей (должностей депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса);
    13) периоды замещения должностей муниципальной службы (муниципальных должностей муниципальной службы);
    14) периоды замещения должностей в специальных временных органах, во временных федеральных государственных органах, временных федеральных органах исполнительной власти, образованных для осуществления режима чрезвычайного положения и (или) для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение в соответствии с законодательством РФ чрезвычайного положения на соответствующей территории РФ и особого управления этой территорией, в аппаратах - представительствах полномочных (специальных) представителей президента РФ, назначенных для координации деятельности органов государственной власти по проведению восстановительных работ, по урегулированию конфликта на соответствующей территории РФ, а также во временных специальных органах управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, в федеральных органах управления такой территорией;
    15) периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 1 января 1992 г. до введения в действие сводного перечня государственных должностей РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами реестров (перечней) должностей государственной службы в перечисленных в Указе государственных органах, учреждениях, организациях и органах местного самоуправления;
    16) периоды замещения гражданами РФ должностей в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием РФ, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должностей, замещаемых на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах;
    17) время работы профсоюзных работников, освобожденных от замещения должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";
    18) периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления по 31 декабря 1991 г.;
    19) периоды замещения должностей в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 г. (до введения в действие в новой редакции ст. 6 Конституции (Основного Закона) СССР), не включая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;
    20) периоды замещения должностей в министерствах и ведомствах СССР после 31 декабря 1991 г. и до увольнения работника, но не позднее завершения мероприятий, связанных с ликвидацией этих министерств и ведомств;
    21) периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах РФ, учитываемые в соответствии с законодательством РФ при исчислении стажа государственной службы.
    В стаж гражданской службы государственных гражданских служащих субъектов РФ могут включаться (засчитываться) помимо периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, указанных в перечне, также другие периоды службы (работы), предусмотренные законами субъектов РФ.
    В стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим РФ для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом гражданского служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
    При исчислении стажа гражданской службы государственного гражданского служащего РФ суммируются все включаемые (засчитываемые) в него периоды службы (работы).
    Документами, подтверждающими стаж гражданской службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством РФ.
    Во исполнение Указа Президента РФ принято постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 472 "О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532", в соответствии с которым включение (зачет) в стаж государственной гражданской службы периодов замещения должностей для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет осуществляется руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющими полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ, а в случае необходимости - на основании заключения Министерства здравоохранения и социального развития РФ по представлению представителя нанимателя.
    В случае необходимости получения заключения Министерства здравоохранения и социального развития РФ представление о включении (зачете) в стаж государственной гражданской службы вносится в Министерство представителем нанимателя с приложением нормативных правовых актов и положений (уставов), подтверждающих образование, организационно-правовой статус и функции организации, периоды замещения должностей в которой могут быть включены (зачтены) в стаж гражданской службы на основании письменного заявления гражданского служащего.
    Минздравсоцразвития России:
    рассматривает представление и письменно уведомляет представителя нанимателя о принятом решении;
    дает разъяснения по вопросам применения перечня периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и порядка исчисления стажа государственной гражданской службы.
    4. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск должен суммироваться с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.
    При этом пределы общей продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не могут превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.
    Дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
    5. Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством РФ. Однако на практике такие отпуска лишь в исключительных случаях могут быть предоставлены гражданским служащим, поскольку они не заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на тяжелых работах, предусмотренных в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22.
    Статья 124 ТК РФ предусматривает, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска запрещается. Поэтому ежегодные оплачиваемые отпуска не могут быть перенесены на следующий рабочий год по просьбе гражданских служащих.

    В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ст. 121 ТК РФ).
    Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются лицам, работающим в районах Крайнего Севера, продолжительностью 24 календарных дня и приравненных к ним местностях - продолжительностью 16 календарных дней сверх основного оплачиваемого отпуска (ст. 321 Трудового кодекса РФ).

    В соответствии со ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" для лиц, работающих в остальных районах Севера, установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате (в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока), а также ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью восемь календарных дней.
    6. По заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

    Законом не установлено количество частей, на которые можно разделить ежегодный отпуск и продолжительность каждой части отпуска, поэтому порядок разделения ежегодного отпуска на части определяется соглашением сторон служебного контракта. При решении этого вопроса следует учитывать требования международных норм о труде, в частности Конвенции МОТ N 52 "Относительно ежегодных оплачиваемых отпусков" (24 июня 1936 г.). В рекомендациях к данной конвенции предлагается избегать того, чтобы разбивка отпусков на части шла вразрез с целью отпуска, который предназначен для того, чтобы трудящийся мог восстановить свои физические и душевные силы, израсходованные в течение года.
    Отзыв гражданского служащего из отпуска возможен только с его согласия. Отказ гражданского служащего выйти на службу до окончания отпуска не может рассматриваться как нарушение служебной дисциплины.

    Отзыв из отпуска должен быть оформлен приказом (распоряжением) представителя нанимателя, в котором определяется время, когда гражданскому служащему будет предоставлена неиспользованная часть отпуска. Оставшаяся часть этого отпуска должна быть предоставлена в удобное для служащего время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

    При этом в график отпусков вносятся соответствующие изменения. При предоставлении неиспользованных дней отпуска денежное содержание для их оплаты подсчитывается заново в установленном порядке.
    7. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в сроки, установленные графиками отпусков, - один раз в течение каждого рабочего года его работы в данном государственном органе со дня поступления на работу. Графики отпусков утверждаются представителем нанимателя не позднее чем за две недели до наступления каждого календарного года и носят обязательный характер как для гражданского служащего, так и для представителя нанимателя.

    Графики должны составляться с учетом того, что отпуск, перенесенный с согласия гражданского служащего с предыдущего рабочего года, должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. Утвержденные графики объявляются гражданским служащим под роспись.
    При установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков представитель нанимателя должен учитывать преимущества в использовании ежегодных отпусков, установленные определенным категориям гражданских служащих коллективным договором или локальными нормативными актами государственного органа. Кроме этого, при составлении графиков должно учитываться законодательство, предоставляющее отдельным категориям гражданских служащих право на получение отпуска в определенное время года либо любое удобное для них время (по их желанию), а также устанавливающее особенности в предоставлении отпусков отдельным лицам.
    Так, например, использовать ежегодный оплачиваемый отпуск в любое удобное время имеют право:
    некоторые категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (ст. 14 Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС");
    ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий на территориях других государств, ветераны труда и некоторые другие категории работников (ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах");
    Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (п. 3 ст. 8 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы");
    лица, награжденные знаком "Почетный донор России" (ст. 11 Закона РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов");
    супруги военнослужащих одновременно с отпуском военнослужащих и такой же продолжительности (ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
    По договоренности сторон отпуск может быть перенесен и в график отпусков вносятся соответствующие изменения.
    Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая в зависимости от занимаемой должности соответственно 30 или 35 календарных дней, по письменному заявлению гражданского служащего может быть заменена денежной компенсацией. Это положение должно быть отражено в служебном распорядке или ином локальном нормативном акте государственного органа.
    При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены части каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающие соответственно 30 или 35 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
    Рабочий год гражданского служащего исчисляется со дня заключения служебного контракта с конкретным представителем нанимателя и, как правило, не совпадает с календарным годом.
    В период пребывания в отпуске гражданский служащий не может быть уволен по инициативе представителя нанимателя, за исключением случая ликвидации государственного органа (ст. 37).
    Гражданский служащий может подать представителю нанимателя заявление об увольнении по собственному желанию и расторгнуть служебный контракт во время отпуска.
    Время ежегодного оплачиваемого отпуска включается в общий и непрерывный трудовой стаж гражданского служащего. Это время включается также в стаж гражданской службы, дающий право гражданскому служащему на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
    Время ежегодных отпусков оплачивается исходя из денежного содержания гражданского служащего. Порядок расчета денежного содержания при расчете отпусков определяется постановлением Правительства РФ. К правилам расчета размера денежного содержания, сохраняемого на период отпуска, не применяются общие правила, установленные для расчета среднего заработка.
    Работа на условиях неполного служебного времени не влечет для гражданских служащих каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Гражданскому служащему, работающему неполное служебное время, должен быть предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск той же продолжительности, как и гражданскому служащему со служебным режимом нормальной продолжительности. В то же время размеры денежного содержания, выплачиваемого за время отпуска, будут зависеть от размера оплаты труда.
    В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:
    время фактической работы;
    время, когда гражданский служащий фактически не работал, но за ним в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами, служебным распорядком, локальными нормативными актами сохранялась занимаемая должность, в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые гражданскому служащему дни отдыха;
    время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;
    период отстранения от работы гражданского служащего, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине.
    В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:
    время отсутствия гражданского служащего на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от исполнения служебных обязанностей в случаях появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, как не прошедшего обучения и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а также привлечения в качестве обвиняемого с временным отстранением судом от должности (ст. 32), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ;
    время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;
    время предоставляемых по просьбе гражданского служащего отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года.
    8. Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. Если гражданскому служащему своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо гражданский служащий был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим.
    В исключительных случаях с согласия гражданского служащего допускается перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
    9. При предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания. Выплата производится одновременно с выплатой денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска. Если отпуск используется частями, выплата производится, как правило, при предоставлении более продолжительной части отпуска (не менее 14 календарных дней).
    При предоставлении гражданскому служащему субъекта РФ ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта РФ. Так, например, Законом г. Москвы от 26 января 2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи установлены в размере трех окладов денежного содержания.
    При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска исходя из денежного содержания, установленного гражданскому служащему на момент прекращения или расторжения служебного контракта. При этом не имеет значения, сколько отпусков гражданский служащий не использовал.
    При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. Такой отпуск может предоставляться по письменному заявлению гражданского служащего.

    В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска, а не день истечения срока служебного контракта. Днем увольнения считается последний день отпуска, а трудовая книжка выдается гражданскому служащему перед уходом в отпуск.
    В случае заболевания гражданского служащего в период отпуска ему должно быть выдано пособие по нетрудоспособности, так как служебные отношения на момент заболевания юридически не расторгнуты, т.е. гражданский служащий застрахован. Но при этом, учитывая особый порядок расторжения служебных отношений, неиспользованный отпуск не продлевается и дата окончания служебных отношений не изменяется.
    10. По семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.
    Конкретная продолжительность отпуска без сохранения денежного содержания определяется по соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя в зависимости от обстоятельств (причин), по которым возникла необходимость в таком отпуске.
    Представитель нанимателя обязан предоставить гражданскому служащему отпуск без сохранения денежного содержания в случаях, предусмотренных федеральными законами. К таким случаям относится, в частности, предоставление отпуска:
    участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ);
    работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ);
    родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ);
    работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ);
    при рождении ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней (ст. 128 ТК РФ);
    для ухода за детьми (ст. 263 ТК РФ);
    Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы - продолжительностью до трех недель в году в удобное для них время года (ст. 8 Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", ст. 6 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы");
    допущенным к вступительным экзаменам в высшие специальные учебные заведения - на 15 календарных дней (ст. 173-174 Трудового кодекса РФ);
    обучающимся без отрыва от производства на подготовительных отделениях при высших учебных заведениях для сдачи выпускных экзаменов - на 15 календарных дней (ст. 173-174 Трудового кодекса РФ).
    На время отпуска без сохранения денежного содержания за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность гражданской службы. В период пребывания в отпуске гражданский служащий не Может быть уволен по инициативе представителя нанимателя, за исключением случаев ликвидации государственного органа. В то же время гражданский служащий сам может в установленном законодательством порядке подать заявление об увольнении по собственному желанию и расторгнуть служебный контракт во время отпуска.
    Если гражданские служащие не по своей вине не могут выполнять должностные обязанности, предусмотренные заключенными с ними служебными контрактами, то представитель нанимателя обязан оплатить им время простоя в размерах не ниже двух третей средней заработной платы служащего.
    Находясь в отпуске без сохранения заработной платы, гражданский служащий может в любой момент прервать его, однако об этом необходимо поставить в известность представителя нанимателя.

    Некоторые чиновники не могут написать даже заявление на отпуск

    В Казахстане некоторые чиновники не могут написать даже заявление на отпуск, передает корреспондент со ссылкой на слова председателя Агентства РК по делам государственной службы Алихана Байменова.

    На госслужбу приходит человек, не умеющий формулировать свои мысли и излагать эти мысли. К сожалению, и это не секрет, что на госсслужбе иногда мы встречаемся с людьми, которые не могут даже написать заявление на отпуск, не говоря уже о других серьезных вещах», - признался сегодня, 10 августа, Алихан Байменов в ходе пресс-конференции в Астане.

    Байменов презентовал концепцию новой модели государственной службы в Казахстане: «Что означает профессиональная элита: имеется в виду, что эти госслужащие должны быть назначены по контракту на определенный срок (на три-четыре года), чтобы смена министра или акима не влияла на их карьеру. Они должны обеспечить: первое - преемственность в работе госорганов, второе - они должны быть проводниками политических решений и по большому счету определять, каким образом реализуются политические установки.

    Корпус А и политический вместе составят чуть более одного процента госслужащих. Остальные 98 и более процентов, они будут включены в корпус Б, так же, как и сейчас, просто они называются административные госслужащие, там отбор будет осуществляться в два этапа.

    На первом этапе Агентство по делам госслужбы и его территориальные подразделения будут объявлять национальный отбор в кадровый резерв, сейчас - с учетом опыта Южно-Казахстанской, Акмолинской областей, где были пилотные проекты - есть определенные нововведения, выводы, в том числе по периодичности. Мы полагаем, что не реже одного раза в месяц должны проводиться эти тесты. При этом в тесты будут включаться не только компьютерное тестирование, тесты будут включать написание эссе».

    Автор: Асель Сатаева

    Источники:
    kommentarii.org, www.zakon.kz