Руководства, Инструкции, Бланки

договор морского агентирования образец img-1

договор морского агентирования образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1892 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Договор морского посредничества - бланк 2016, скачать в doc

Договор морского посредничества

Договор морского посредничества

[место заключения договора] [дата заключения договора]

[Полное наименование стороны], именуемое в дальнейшем "Морской брокер", в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], с одной стороны и

[полное наименование стороны] в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], именуемое в дальнейшем "Доверитель", с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Морской брокер обязуется от имени и за счет Доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования.

1.2. При заключении указанных договоров Морской брокер может представлять обе стороны таких договоров, если стороны уполномочили его. При этом Морской брокер обязан сообщать каждой из сторон, что он представляет также другую сторону и при оказании посреднических услуг обязан действовать в интересах обеих сторон.

1.3. Морской брокер по поручению Доверителя может совершать формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, а также другие действия, которые обычно совершает морской агент. В таком случае применяются правила о договоре морского агентирования, установленные КТМ РФ.

2. Обязательства Сторон

2.1. Морской брокер обязан:

- лично исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями Доверителя. Морской брокер вправе отступить от указаний Доверителя, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах Доверителя. Морской брокер обязан уведомить Доверителя о допущенных отступлениях в разумный срок;

- сообщать Доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения;

- передавать Доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения;

- после исполнения поручения Доверителя отчитаться за полученные от него суммы;

- по исполнении поручения или при прекращении настоящего договора до его исполнения без промедления возвратить Доверителю доверенность, срок действия которой не истек, и представить отчет с приложением оправдательных документов.

2.2. Доверитель обязан:

- выдать Морскому брокеру доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных настоящим договором;

- возмещать Морскому брокеру понесенные издержки;

- обеспечивать Морского брокера средствами, необходимыми для исполнения поручения;

- без промедления принять от Морского брокера все исполненное им в соответствии с настоящим договором;

- уплатить Морскому брокеру вознаграждение.

3. Вознаграждение агента и порядок расчетов

3.1. За оказание посреднических услуг при заключении указанных в п. 1.1 договоров, если такие договоры заключены в результате усилий Морского брокера, Морской брокер получает брокерскую комиссию, которая начисляется в виде [%] от суммы сделок.

3.2. Издержки, понесенные Морским брокером при исполнении данных ему поручений, оплачиваются Доверителем отдельно при наличии оправдательных документов.

3.3. Вознаграждение Морскому брокеру уплачивается Доверителем не позднее [срок] со дня заключения сделки.

4. Основания и порядок прекращения договора. Последствия прекращения договора

4.1. Договор морского посредничества прекращается вследствие:

- отмены поручения Доверителем;

- отказа Морского брокера.

4.2. Доверитель вправе отменить поручение, а Морской брокер отказаться от него во всякое время.

4.3. Сторона, отказывающаяся от настоящего договора, должна уведомить другую Сторону о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней.

4.4. Если настоящий договор будет прекращен до того, как поручение исполнено Морским брокером полностью, Доверитель обязан возместить ему понесенные при исполнении поручения издержки и уплатить вознаграждение соразмерно выполненной им работе. Это правило не применяется к исполнению Морским брокером поручения после того, как он узнал или должен был узнать о прекращении поручения.

4.5. В случае отмены своего поручения Доверитель возмещает Морскому брокеру убытки, причиненные последнему прекращением настоящего договора.

4.6. В случае отказа от исполнения поручения Морской брокер возмещает Доверителю убытки, причиненные последнему прекращением настоящего договора, за исключением случаев отказа Морского брокера в условиях, когда Доверитель лишен возможности иначе обеспечить свои интересы.

5. Заключительные положения

5.1. По взаимному согласию Сторон настоящий договор может быть изменен и/или дополнен.

5.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору должны быть оформлены в письменном виде и подписаны обеими Сторонами.

5.3. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до [указать срок действия договора].

5.4. Если за 30 дней до истечения срока действия настоящего договора ни одна из Сторон письменно не заявит о его расторжении, то договор автоматически продлевается на на тех же условиях на тот же срок. Это же правило действует и в дальнейшем.

5.5. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, - по одному для каждой из Сторон.

5.6. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

6. Подписи и реквизиты Сторон

Морской брокер Доверитель

[вписать нужное] [вписать нужное]

Советы офисному сотруднику:
  • Как совмещать работу в офисе и здоровый образ жизни
    Не секрет, что офисный труд негативно сказывается и на физическом, и на психическом состоянии работника. Фактов, подтверждающих и то и то, существует довольно много.
  • Как понять, что коллектив вас не уважает
    На работе каждый человек проводит значительную часть своей жизни, поэтому очень важно не только то, чем он занимается, но и то, с кем ему приходиться общаться.
  • Офисные хроники или как противостоять сплетням
    Сплетни в рабочем коллективе – вполне обыденное явление, причем не только среди женщин, как это принято считать.
  • Как нужно разговаривать с начальником: антисоветы
    Предлагаем вам ознакомиться с антисоветами, которые подскажут, как не надо разговаривать с начальником офисному работнику.
Информация о документе:

Видео

Другие статьи

Договор морского агентирования - Студопедия

Договор морского агентирования

Агентирование как институт появилось в российском законодательстве с введением в действие части второй ГК в 1996 г. в которой содержится глава 52 "Агентирование".

В постановлении Высшего Арбитражного Суда N 5056/98 от 26 января 1999 г. отмечалось, что "услуги судового агента, оформленные агентским договором, понятие и признаки которого содержатся в главе 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно связаны с товарами, работами и услугами, потребляемыми судном при его обслуживании в порту.

На протяжении длительного периода времени в морском судоходстве сложилась такая их форма обслуживания в портах, что закреплено в действующих в Российской Федерации актах и нормах международного права".

Проанализировав содержание услуг судового агента, ВАС пришел к выводу, что такого рода услуги имеют сходство с услугами экспедитора в договоре транспортной экспедиции (п.1 ст.801 ГК) и что, следовательно, услуги судового агента не являются посредническими (Вестник ВАС РФ. 1999. N 5. С. 29-30).

Договор морского агентирования является разновидностью агентского договора. Особенности договора морского агентирования определяются тем, что он используется при предоставлении как услуг по совершению сделок, так и иных услуг в сфере предпринимательской и иной деятельности в области торгового мореплавания в порту или на определенной территории. Правила КТМ соответствуют положениям ч.1 п.1 ст.1005 ГК. Они вместе с положениями других статей главы XIII КТМ предусматривают особенности договора морского агентирования как отдельного вида агентского договора согласно п."4" ст.1005 ГК.

В главе XIII КТМ не содержится положений о форме договора морского агентирования, однако следует иметь в виду, что такой договор должен заключаться в простой письменной форме. Это требование содержится в подп.1 п.1 ст.161 ГК, устанавливающей, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. На практике в линейном судоходстве агентские договоры заключаются путем составления одного документа, подписанного сторонами, а в трамповом судоходстве нередки случаи заключения агентского договора путем обмена документами посредством электронной и иной связи, что соответствует положениям п.2 ст.434 ГК.

В качестве морского агента могут выступать юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на агентское обслуживание морских судов в морских портах в соответствии с Законом о лицензировании. В международной практике морской агент в том значении, которое определено комментируемым Кодексом, иногда называется портовым агентом (port agent).

В качестве принципала в договоре морского агентирования во всех случаях выступает судовладелец.

Договор морского агентирования является возмездным. К агентскому вознаграждению применяются правила ст.1006 ГК.

Договор морского агентирования должен предусматривать территориальную сферу его действия. Морской агент действует либо в определенном порту (или нескольких определенных портах), либо во всех портах, находящихся на определенной территории, непосредственно или через субагентов. В последнем случае морского агента принято называть генеральным агентом. Правила договора морского агентирования применимы и к договорам судовладельцев с генеральными агентами.

Статья 233 КТМ устанавливает, что нормы главы о договоре морского агентирования являются диспозитивными, т.е. позволяющими сторонам согласованно отказываться от их применения и регулировать свои отношения иным образом. Очевидно, что диспозитивность не распространяется на определение данного договора, содержащееся в КТМ.

Положения ст.233 дают возможность российским морским агентам и их принципалам использовать международные формы агентского договора. В морской практике, прежде всего в линейном (регулярном) судоходстве, широко распространено применение стандартных форм агентского договора. Крупные линейные судоходные компании имеют собственные формы, разработанные ими в соответствии с их потребностями организации агентского обслуживания и с характером эксплуатации судов. В СССР для всех государственных морских пароходств применялась единая форма - Стандартная форма агентского соглашения ВВО "Совфрахт" 1979 г.

Авторитетные формы стандартных агентских договоров разрабатываются, одобряются или рекомендуются к применению ведущими неправительственными международными организациями. На высоком уровне составлены стандартные линейные соглашения, разработанные Федерацией национальных ассоциаций морских брокеров и агентов (ФОНАСБА) и рекомендованные к применению БИМКО - организацией судовладельцев.

В этих стандартных формах дается возможно полный перечень обязанностей агента. При этом имеется в виду, что при заключении конкретного договора стороны могут исключить положения, не подлежащие применению, и добавить новые положения, отвечающие их потребностям. Даже в тех случаях, когда стандартное соглашение не может быть применено, оно может служить полезным руководством для выработки конкретного договора.

Последнее, четвертое издание Стандартного линейного агентского соглашения ФОНАСБА принято в июле 1993 г.

Принципал назначает агента своим линейным агентом для всех принадлежащих ему или зафрахтованных им судов, включая возможные чартерные соглашения с частичным участием принципала по обслуживанию перевозок между портами, указанными в Соглашении. Дается определение территории, на которой агент будет выполнять свои обязанности. Соглашение регулирует агентскую работу в порту и (или) на частях территории, расположенных в глубине страны. Эта работа включает обязанности по маркетингу услуг принципала и по обработке всех видов грузов, ввозимых на территорию или вывозимых из нее, как в прямой перевозке, так и в порядке перевалки. Она также включает обработку судов, находящихся в собственности принципала, зафрахтованных им (в том числе на условиях чартерных соглашений с частичным отфрахтованием судов и судовых помещений принципала) или эксплуатируемых им на иной основе в портах территории.

Работа, выполняемая субъектом в качестве линейного агента по соглашению, строго отделяется от работы, которая может выполняться субъектом в качестве генерального агента и к которой применяется отдельное стандартное генеральное агентское соглашение и отдельное вознаграждение. В случае сомнений относительно того, какое из двух соглашений применяется к той или иной работе, действуют условия Стандартного линейного агентского соглашения.

Субъекты, с которыми взаимодействует морской агент при осуществлении своих функций, могут быть условно разделены на две группы: во-первых, официальные органы и лица и, во-вторых, лица, вступающие в договорные отношения с судовладельцем.

К официальным органам и лицам относятся: портовые власти (ст.9), капитан морского (рыбного) порта (ст.74), таможенные, пограничные, санитарные власти, органы внутренних дел, консульства, нотариусы, судебные органы и др.

Договор морского субагентирования относится к тому же отдельному виду агентского договора, что и основной договор морского агентирования. Соответственно к нему mutatis mutandis применяются правила главы XIII КТМ.

Субагент должен иметь лицензию на агентское обслуживание.

Право морского агента заключать договоры морского субагентирования действует только в том случае, если в основном договоре не предусмотрено иное. Такое положение соответствует правилу п.1 ст.1009 ГК.

Субагенту не может быть передано право на заключение сделок от имени судовладельца, если он (субагент) не может действовать на основе передоверия в соответствии с правилами ст.976 и 187 ГК. Из этого следует, что морской агент (при невозможности для морского субагента действовать на основе передоверия) может поручить морскому субагенту совершать за счет судовладельца, но от своего (т.е. субагента) имени юридические и иные действия, целью которых является исполнение основного договора морского агентирования. Очевидно, что морской агент в данной ситуации может также поручить морскому субагенту выступать от имени морского агента. В любом случае морской агент остается ответственным за действия морского субагента перед судовладельцем.

Договор морского субагентирования может использоваться в отношениях между генеральным агентом, зона действия которого охватывает определенную территорию, и агентами в портах, находящихся на этой территории, которые осуществляют непосредственное обслуживание судов судовладельца - принципала.

В качестве примера субагентского соглашения можно привести стандартную международную форму договора морского субагентрования - Субагентское соглашение ФОНАСБА (первое издание, октябрь 1998 г.), рекомендованное БИМКО. По своему содержанию это соглашение относится к договору морского субагентрования. В соглашении прямо указывается наличие у генерального агента полномочий от "линии", т.е. принципала. Субагент выполняет обязанности, перечисленные в агентском соглашении между генеральным агентом и принципалом, но при этом действует от имени генерального агента.

Права и обязанности морского агента устанавливает статья 237 КТМ, которая состоит из двух частей. В п.1 перечисляются действия морского агента. Подразумевается, что морской агент имеет право осуществлять названные юридические действия в пользу и за счет судовладельца, если только это не противоречит договору морского агентирования. Перечень не является исчерпывающим. Он в целом соответствует общепринятой международной практике, как она выражается в агентских договорах, заключаемых на практике, и в стандартных формах агентских договоров.

Перечень действий, установленных в п.1 ст.237, должен рассматриваться как определяющий для цели квалификации деятельности того или иного лица как осуществляющего агентское обслуживание морских судов в морских портах в качестве отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Подобный перечень действий, обычно выполняемых морскими агентами, содержится, например, в международном Стандартном линейном агентском соглашении ФОНАСБА. Согласно соглашению агент может выполнять следующие обязанности:

- представлять принципала на территории, прилагая все усилия для неукоснительного выполнения его любых разумных конкретных указаний, включая применение документации и условий принципала;

- в консультации с принципалом по необходимости рекомендовать и (или) назначать от имени и за счет принципала субагентов;

- в консультации с принципалом по необходимости рекомендовать и (или) назначать от имени и за счет принципала стивидоров, вахтенных, тальманов, операторов терминалов, береговых перевозчиков и всякого рода поставщиков;

- постоянно соблюдать законы и правила страны о судоходстве и возмещать принципалу любые штрафы, санкции, расходы и ограничения, которые могут возникнуть из-за того, что агент сознательно нарушит эти законы или правила;

- в области маркетинга и реализации услуг судовладельца - осуществлять на территории деятельность по маркетингу в соответствии с общими принципами, установленными принципалом, подыскивать и букировать грузы, широко информировать об услугах и поддерживать контакты с отправителями и получателями грузов, экспедиторами, портовыми и другими властями и организациями предпринимателей;

- представлять статистику и информацию и докладывать о букировках грузов и выделении мест, объявлять об отходах и прибытиях, квотировать ставки фрахта, объявлять тарифы на перевозки и изменения к ним; организовывать работу по связям с общественностью (включая рекламу, пресс-релизы, расписания отходов и другие маркетинговые материалы) в соответствии со сметой, согласованной с принципалом, и за его счет;

- по требованию принципала заниматься конференциальными вопросами от имени принципала и за его счет, выпускать от имени принципала коносаменты и грузовые манифесты, документы, требуемые конференциями, деливери-ордера, свидетельства и такие иные документы, которые могут разумно требоваться;

- в области портового агентирования - организовывать постановку судов к причалу, погрузку и выгрузку грузов в соответствии с местными обычаями и условиями; контролировать и координировать все виды деятельности операторов терминалов, стивидоров, тальманов и всех других подрядчиков с целью обеспечить надлежащее выполнение обычных требований в интересах максимально эффективной эксплуатации и скорейшей обработки судов принципала;

- организовывать вызов, приемку и погрузку отгружаемых грузов, выгрузку прибывающих грузов и заниматься перегрузкой транзитных грузов;

- по мере необходимости заниматься вопросами бункеровки, снабжения, замен в экипаже, пассажиров, судов запасов, запасных частей, технической, навигационной и медицинской помощи;

- удовлетворять потребности принципала в отношении претензионной работы, вопросов "P&I", общей аварии и страхования, а также назначения сюрвееров;

- заниматься всей необходимой документацией и по мере необходимости консульскими вопросами;

- организовывать разрешения для судов, следить за их действием и организовывать все другие услуги, необходимые для прохождения судов через порт;

- докладывать принципалу о положении судна и готовить стейтменты-оф-фэктс по заходам и (или) портовые журналы;

- регулярно и своевременно информировать принципала об условиях в порту и условиях работы, которые могут влиять на скорость обработки судов принципала;

В области перевозок в контейнерах и на судах типа "ро-ро":

- организовывать букировку единиц для судна;

- организовывать укладку и выемку грузов, не требующих отдельного контейнера, в порту и в консультации с принципалом организовывать использование терминалов для грузов, не требующих отдельного контейнера, для сухопутных перевозок, а также по мере необходимости контролировать эту деятельность и т.п.

В п.2 ст.237 перечислены обязанности морского агента. Их следует рассматривать как основные обязанности морского агента по отношению к судовладельцу в рамках договора морского агентирования. Договор может предусматривать и иные обязанности морского агента.

Так, в области учета и финансов агент обязан:

- обеспечивать надлежащее ведение документации о финансовом положении принципала в книгах агента, которые должны предоставляться для просмотра по требованию, и подготавливать периодические финансовые сводки, которые могут разумно требоваться;

- проверять все первичные документы, полученные в связи с оказанными услугами, и готовить надлежащий дисбурсментский счет за каждый рейс и отчетный период; извещать принципала обо всех изменениях портовых тарифов и других сборов, как только о них становится известно;

- производить расчет фрахта и других сборов согласно тарифам, предоставленным принципалом, и проявлять должную заботливость и внимательность при применении всех положений и условий этих тарифов и других соглашений по фрахту;

- собирать фрахт и связанные с ним платежи и переводить принципалу весь фрахт и другие суммы, принадлежащие принципалу, в сроки, установленные принципалом;

- сообщать принципалу об обычной практике и условиях кредита.

Обязанности морского агента должны исполняться с соблюдением ст.310 ГК, предусматривающей, что обязательства должны исполняться надлежащим образом добросовестно и т.д. О понятии добросовестности см. п.2 ст.6 и п.3 ст.10 ГК. Унифицированная проформа дисбурсментского счета, действующая и в настоящее время, утверждена Приказом Минморфлота СССР от 19 октября 1973 г. N 172.

На международном уровне требования в отношении деловой этики и профессионализма морских агентов зафиксированы в документе ЮНКТАД "Минимальные стандарты для морских агентов" от 7 сентября 1988 г. имеющем рекомендательный характер.

Положения об обязанности судовладельца предоставлять морскому агенту средства и возмещать его расходы соответствуют общим правилам договоров поручения и комиссии (главы 49 и 51 ГК), применяются к отношениям, вытекающим из агентского договора на основании ст.1011 ГК.

Судовладелец не несет перед третьими лицами ответственности за последствия действий морского агента, если они совершены морским агентом хотя и в соответствии с договором морского агентирования, но от своего имени. Это соответствует общей норме, согласно которой "по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки" (п.1 ч.2 ст.1005 ГК).

По Соглашению ФОНАСБА обязанности принципала состоят в следующем:

- обеспечивать всю документацию, необходимую для выполнения агентом своих задач, а также бланки, использования которых требует принципал;

- давать полную и своевременную информацию относительно графика движения судна, портов захода и линейной политики в той мере, в какой она затрагивает портовую и сбытовую деятельность агента;

- по требованию агента немедленно снабжать его денежными средствами, необходимыми для покрытия авансовых дисбурсментских расходов, если только агент не имеет достаточных денежных средств от собранного фрахта.

Принципал несет обязанность возмещать агенту любые сборы, потери, убытки и расходы, которые могут возникнуть у агента в связи с выполнением им своих обязанностей по соглашению. Эта обязанность распространяется на все действия, случаи и события, имевшие место или происшедшие с агентом в период действия соглашения, независимо от его возможного прекращения, при условии, что оно не распространяется на случаи действий или бездействия агента, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

Принципал выплачивает агенту за оказанные услуги комиссии и вознаграждения, изложенные в приложении к соглашению. Вознаграждения, указанные в приложении в денежных единицах, подлежат пересмотру каждые 12 месяцев и в случае необходимости корректируются в соответствии с признанным индексом стоимости жизни, публикуемым в стране агента.

Если агент использует компьютеры и компьютерные системы, то любые дополнительные расходы, вызываемые особыми дополнительными требованиями принципала в отношении использования такого компьютерного оборудования для выполнения обязанностей агента перед принципалом, несет принципал.

Поскольку морской агент действует в качестве коммерческого представителя, отмена судовладельцем поручения является основанием для возмещения убытков, причиненных агенту прекращением договора морского агентирования (п.2 ст.978 ГК).

Отказ морского агента от исполнения поручения судовладельца при наличии заключенного договора морского агентирования является основанием для возмещения убытков, причиненных судовладельцу прекращением договора (п.3 ст.978 ГК).

Глава XV

uristinfo.net

Страница 2 из 4

2. Субъекты договора и порядок его заключения

Как уже отмечалось, сторонами договора морского агентирования являются судовладелец и морской агент. Применительно к родовому агентскому договору первый играет роль принципала, а второй выступает в качестве агента.

В главе XIII КТМ отсутствуют какие-либо специальные требования, предъявляемые к субъектам договора агентирования. В литературе нередко подчеркивается, что морской агент должен обладать лицензией на осуществление деятельности по агентированию. Ранее морскому агенту действительно требовалась лицензия. Такое требование содержалось в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 641 "О лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте" <*>, в соответствии с которым лицензированию подлежали, в частности, деятельность по обслуживанию (в том числе агентскому) судов в портах с целью обеспечения жизнедеятельности судовых экипажей и безопасности мореплавания. Однако при принятии Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-Ф3 "О лицензировании отдельных видов деятельности", который, как известно, преследовал цель ограничить административное вмешательство в экономику, в перечень лицензируемых видов деятельности (п. 1 ст. 17 Закона) не была включена деятельность морских агентов.

<*> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3092.

Во исполнение Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 19 июня 2002 г. N 447 "О лицензировании перевозочной и другой деятельности, осуществляемой на морском транспорте" <*>, которым были утверждены пять Положений о лицензировании соответственно пяти видов деятельности, осуществляемой на морском транспорте: перевозок грузов; перевозок пассажиров; буксировки; погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах; сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах. Что касается Постановления Правительства от 24 июня 1998 г. N 641, которым предусматривалось лицензирование деятельности по агентскому обслуживанию судов, то оно признано утратившим силу. Следовательно, в настоящее время для осуществления деятельности по морскому агентированию лицензия не требуется.

<*> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2590.

В связи с этим возникает вопрос о возможности совершения морским агентом (естественно, по поручению судовладельца и за его счет) от своего имени сделок в рамках деятельности, подлежащей лицензированию. К примеру, морской агент оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта. Указанные действия совершаются в рамках деятельности судовладельца по морским перевозкам грузов, которая подлежит лицензированию. Видимо, в подобных ситуациях морской агент должен действовать от имени судовладельца, обладающего необходимой лицензией.

Поскольку обязательство морского агента по договору морского агентирования включает в себя заключение сделок, совершение юридических и иных действий как от имени судовладельца, так и от своего имени, в роли морского агента могут выступать только коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, обладающие общей правоспособностью.

В качестве другой стороны договора морского агентирования - судовладельца (принципала) может выступать лицо, эксплуатирующее судно от своего имени и на законном основании. Судовладельцем признается как собственник судна, так и любое иное лицо, владеющее судном (и эксплуатирующее его) по основаниям, предусмотренным законом или договором. Например, в роли судовладельца по отношению к судну, являющемуся государственной собственностью, могут выступать государственные унитарные предприятия (субъекты хозяйственного ведения) или казенные предприятия (субъекты оперативного управления). От своего имени и на законном основании судно эксплуатируется доверительным управляющим по договору доверительного управления имуществом, фрахтователем по договорам тайм-чартер и бербоут-чартер.

Применительно к порядку заключения договора морского агентирования глава XIII КТМ не содержит каких-либо специальных правил, за исключением, может быть, норм, позволяющих определить круг существенных условий данного договора, достижение соглашения по которым необходимо для признания договора заключенным.

Прежде всего к существенным относятся условия, предусматривающие действия сторон, образующие предмет договора морского агентирования. Предмет обязательства на стороне морского агента составляют юридические и иные действия, которые обязуется совершать морской агент от своего имени или от имени судовладельца. Видовая особенность договора морского агентирования (по отношению к агентскому договору) заключается в том, что указанный договор должен включать условие об определенном морском порте (портах) или о границах определенной территории, в пределах которых морской агент может совершать соответствующие юридические и иные действия по поручению судовладельца. Отсутствие такого условия в тексте договора морского агентирования должно влечь за собой признание его незаключенным.

Предмет обязательства судовладельца, как это следует из определения договора морского агентирования, составляют действия по возмещению морскому агенту расходов, понесенных в связи с исполнением им обязанностей по договору (действия совершаются "за счет судовладельца"), а также по уплате предусмотренного договором вознаграждения. В том случае, если в договоре морского агентирования не предусмотрены размер и порядок уплаты вознаграждения, указанный договор не может быть признан незаключенным, поскольку необходимое (существенное) условие договора будет определяться диспозитивной нормой, регулирующей агентское вознаграждение применительно к агентскому договору и подлежащей применению к договору морского агентирования в субсидиарном порядке.

Имеется в виду ст. 1006 ГК, согласно которой, если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК, т.е. подлежит уплате вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные агентские услуги. При отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.

Не содержится в главе XIII КТМ и каких-либо специальных правил относительно формы договора морского агентирования. Поэтому следует руководствоваться общими правилами о форме сделки, в частности нормами, определяющими обязательность простой письменной формы для сделок, заключаемых с участием юридических лиц (п. 1 ст. 161 ГК), и положением о том, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК).

Кроме того, в юридической литературе отмечается, что в практике заключения договоров морского агентирования широко используются стандартные формы агентских договоров, которые разрабатываются и рекомендуются к применению ведущими неправительственными международными организациями, в частности, речь идет о стандартных линейных соглашениях, разработанных Федерацией национальных ассоциаций морских брокеров и агентов (ФОНАСБА) и рекомендованных к применению БИМКО - организацией судовладельцев <*>.

<*> См. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С. 395.

Договор морского агентирования - это

Договор морского агентирования это:

Договор морского агентирования

- по законодательству РФ о торговом мореплавании договор. в соответствии с которым морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории (ст. 232 КТМ РФ*). Д.м.а. подчиняется правилам гл. XIII КТМ РФ, которые применяются в случаях, когда соглашением сторон не установлено.

В случае ограничения судовладельцем общих полномочий морского агента на совершение сделок от имени судовладельца сделка, совершенная морским агентом с действовавшим добросовестно третьим лицом, является действительной и создает права и обязанности по совершенной для судовладельца сделке, если только третьему лицу не было известно о таком ограничении. Морской агент может совершать юридические и иные действия с согласия судовладельца также в пользу др. стороны. уполномочившей его на такие действия.

Морской агент вправе в целях исполнения Д.м.а. заключать договоры морского субагентирования с др. лицами, оставаясь при этом ответственным за действия морского субагента перед судовладельцем. Морской субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени судовладельца, если только морской субагент не действует на основе передоверия.

Морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт. пребыванием в нем и выходом из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз. инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.

Морской агент обязан: осуществлять свою деятельность в интересах судовладельца добросовестно и в соответствии с практикой морского агентирования; действовать в пределах своих полномочий; вести учет расходования средств и предоставлять судовладельцу отчеты в порядке и в сроки. которые предусмотрены Д.м.а.

Судовладелец обязан: предоставлять морскому агенту средства, достаточные для совершения действий в соответствии с Д.м.а.; возмещать морскому агенту произведенные им расходы ; нести ответственность за последствия действий морского агента, если морской агент совершает их от имени судовладельца и в пределах своих полномочий; уплачивать морскому агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены Д.м.а. Если Д.м.а. заключен на определенный срок, то окончание срока его действия влечет за собой прекращение договора. Если Д.м.а. заключен на неопределенный срок, то каждая из сторон вправе расторгнуть такой договор, известив др. сторону об этом не позднее чем за 3 месяца до даты расторжения договора.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010 .

Смотреть что такое "Договор морского агентирования" в других словарях:

Договор морского агентирования — по законодательству РФ о торговом мореплавании договор, в соответствии с которым морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и … Энциклопедия права

Договор морского агентирования — По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории … Официальная терминология

Договор морского посредничества — (англ. contract of marine mediation) по законодательству РФ о торговом мореплавании договор, в соответствии с которым посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счёт доверителя оказывать посреднические услуги при … Энциклопедия права

Договор морского посредничества — (англ. contract of marine mediation) по законодательству РФ о торговом мореплавании договор, в соответствии с которым посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счёт доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров… … Большой юридический словарь

Агентирование морских судов — комплекс услуг, оказываемых за вознаграждение морским агентом по поручению и за счёт судовладельца от своего имени или от имени судовладельца в определённом порту или на определенной территории [1] [2] [3]. Согласно условиям договора морского… … Википедия

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации — федеральный закон «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» Номер: 81 ФЗ Принятие: Государственной думой 31 марта 1999 года Одобрение: Советом федерации 22 апреля 1999 года Подписание: Президентом … Википедия

морское агентирование — гражданско правовой договор, по которому морской агент обязуется (за вознаграждение) совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной… … Большой юридический словарь

Договоры морского агентирования и морского посредничества

Договоры морского агентирования и морского посредничества

Договор морского агентирования . Нормы, посвященные агентированию, впервые были включены в гражданское законодательство Российской Федерации в качестве самостоятельного раздела (глава 52 ГК) в 1996 г. До этого агентский договор широко применялся в морском судоходстве в соответствии с принципом, закрепленным в ГК 1964 г. (ст. 4), согласно которому стороны имели право заключить любой договор, в том числе не предусмотренный законом, при условии что этот договор не противоречил общим началам и смыслу гражданского законодательства (в действующем ГК это положение содержится в п. 2 ст. 421 и в подп. 1.8). Пунктом 4 ст. 1005 ГК, посвященной агентскому договору, предусмотрена возможность специального регулирования законом особенностей отдельных видов агентского договора. Договор морского агентирования (глава XIII КТМ) и является такой разновидностью.

Согласно ст. 232 КТМ по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории. Правила главы XIII носят диспозитивный характер. Как и в других областях морского судоходства, международными неправительственными организациями разработаны стандартные формы. Федерацией национальных и социальных морских брокеров и агентов (ФОНАСБА) разработаны стандартное линейное агентское соглашение (1993 г.) и Генеральное агентское соглашение, а в 1998 г. Субагентское соглашение. Все они рекомендованы БИМКО для использования судовладельцами.

Морской агент может совершать определенные действия по поручению судовладельца как от своего имени, так и от имени судовладельца. Следует иметь в виду, что (в отличие от обязанности доверителя выдать поверенному доверенность на совершение юридических действий) при договоре поручения ни правилами главы 52 ГК, ни нормами главы XIII КТМ на судовладельца (принципала) не возлагается такая обязанность, т.е. морской агент вправе совершать эти действия в силу заключенного договора морского агентирования. По сделке, заключенной морским агентом с третьим лицом от своего имени и за счет судовладельца, морской агент приобретает права и становится обязанным, хотя бы судовладелец и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 1005 ГК). По сделке, совершенной морским агентом с третьим лицом от имени и за счет судовладельца, права и обязанности возникают непосредственно у судовладельца.

Одной из особенностей договора морского агентирования является территориальная привязка действий морского агента к определенному порту или определенной территории. Эта особенность вытекает из специфики морского судоходства: работа судов в линейном и трамповом сообщении с заходами в конкретные порты, объемы агентских услуг и т.п. В Стандартном соглашении предусматривается, что стороны определяют, в каких портах на территории государства будет осуществляться агентское обслуживание (возможно также оказание агентских услуг внутри территории).

Хотя ни в главе 52 ГК, ни в главе XIII КТМ не говорится о форме, в которой заключается агентский договор, договор морского агентирования в большинстве случаев заключается в простой письменной форме. Согласно п. 2 ст. 1005 ГК в случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента. Включение в договор положения о праве агента на осуществление общих полномочий создает презумпцию, что агент вправе совершать любые сделки, обычно принятые при осуществлении данного вида агентирования. В ст. 234 КТМ эта же идея выражена несколько иначе: даже если судовладелец ограничил общие полномочия морского агента на совершение сделок от имени судовладельца, заключенная с добросовестным третьим лицом сделка является действительной и создает права и обязанности для судовладельца. Исключением является лишь ситуация, при которой доказано, что третье лицо, зная о таком ограничении, совершило с морским агентом указанную сделку.

Некоторые ограничения прав принципала (судовладельца) и агента (морского агента) прямо предусмотрены в ст. 1007 ГК. Так, договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздержаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора. В то же время договором может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре. Примерно такие же положения содержатся в линейном соглашении ФОНАСБА. Так, агент обязуется не выступать в качестве представителя других судоходных компаний и не заниматься на определенной территории перевозочной или экспедиторской деятельностью, которая может составлять конкуренцию для судовладельца. Судовладелец, в свою очередь, обязуется не назначать на этой же территории других лиц в качестве агентов. Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ст. 1007 ГК признаются ничтожными условия агентского соглашения (договора), в силу которых агент вправе оказывать услуги исключительно определенной категории заказчиков либо заказчикам, находящимся (проживающим) только на определенной территории.

Согласно ст. 235 КТМ морской агент может совершать юридические и иные действия с согласия судовладельца также в пользу другой стороны, уполномочившей его на такие действия. Аналогичная норма отсутствует в главе 52 ГК, однако ст. 1011 ГК установлено, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 ("Поручение") или главой 51 ("Комиссия"), в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат существу агентского договора. Поверенный может действовать в качестве коммерческого представителя, который в соответствии с п. 2 ст. 184 ГК вправе осуществлять одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке с их согласия и в других случаях, предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя. Таким образом, ст. 235 КТМ предоставляет морскому агенту право совершать действия в пользу другой стороны при наличии согласия судовладельца и полномочий иной стороны.

Морской агент вправе в целях исполнения договора морского агентирования заключать договоры морского субагентирования с другими лицами, оставаясь при этом ответственным за действия субагента перед судовладельцем. Морской субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени судовладельца, если только не действует на основе передоверия.

Это правило ст. 236 КТМ базируется на соответствующих положениях ст. 1009 ГК, которая носит диспозитивный характер, т.е. агентским договором может быть предусмотрен как запрет на заключение субагентского договора, так и обязанность агента заключить такой договор с указанием или без указания конкретных условий субагентского договора. Как правило, субагент не может совершать сделки от имени судовладельца - исключением является случай, когда он действует на основе передоверия. Согласно п. 1 ст. 187 КТМ морской агент может уполномочить субагента совершать действия от имени судовладельца, если он вынужден сделать это в силу обстоятельств для охраны интересов последнего. В соответствии со ст. 976 ГК судовладелец вправе отвести в этом случае субагента, избранного морским агентом (если субагент - возможный заместитель морского агента - назван в договоре морского агентирования, то морской агент не отвечает ни за его выбор, ни за ведение им дел).

Примерные функции морского агента приводятся в п. 1 ст. 237 КТМ. Согласно этой статье морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.

Более подробно функции морского агента оговариваются в конкретных соглашениях (договорах), заключенных судовладельцем и морским агентом. Как уже отмечалось, для этого могут использоваться типовые соглашения, разработанные неправительственными международными организациями, в частности Стандартное соглашение ФОНАСБА. Согласно этому соглашению агент, в частности, осуществляет на территории деятельность по маркетингу, привлекает грузы, рекламирует услуги судовладельца, постоянно поддерживает контакты с портовыми и иными властями, отправителями и получателями, экспедиторами, информирует о приходе и отходе судов, расписании, объявляет тарифы на услуги судовладельца, а также ведет всю необходимую при перевозках документацию, включая подписание коносаментов от имени судовладельца-перевозчика. При портовом агентировании морской агент организует постановку судна к причалу и обеспечивает производство погрузочно-разгрузочных работ, нанимает от имени и за счет судовладельца стивидоров, тальманов и других лиц и следит за надлежащим выполнением ими своих обязанностей, обеспечивает снабжение судов бункером, водой, запасными частями, организует отзыв грузов и т.д. Морской агент должен постоянно информировать судовладельца о положении в порту и мерах, предпринимаемых для скорейшей обработки судна. При возникновении соответствующих ситуаций морской агент нанимает сюрвейеров и организует защиту интересов судовладельца в соответствии с местным законодательством.

Морской агент обязан осуществлять свою деятельность в интересах судовладельца добросовестно и в соответствии с практикой морского агентирования; действовать в пределах своих полномочий; вести учет расходования средств и представлять судовладельцу отчет в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором морского агентирования (п. 2 ст. 237 КТМ). Если судовладелец имеет возражения по отчету, он должен сообщить о них морскому агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым судовладельцем (п. 3 ст. 1008 ГК). В договоре обычно предусматривается обязанность агента проверять все первичные документы, представляемые к оплате за услуги, оказанные судовладельцу, и группировать их порейсно с составлением дисбурсментского счета. Если морской агент производит расчет фрахта и иных платежей, он должен осуществлять эту работу в соответствии с тарифами судовладельца, собирать соответствующие суммы и своевременно и полностью переводить их судовладельцу. Морской агент может производить из суммы фрахта и других платежей оплату дисбурсментских расходов судовладельца.

Судовладелец обязан: предоставлять морскому агенту средства, достаточные для совершения действий в соответствии с договором морского агентирования; возмещать агенту произведенные им расходы; нести ответственность за последствия действий агента, если агент совершает их от имени судовладельца и в пределах своих полномочий; уплачивать агенту (вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены договором морского агентирования (ст. 238 КТМ). Обязанности судовладельца определяются в заключенном договоре, в котором могут быть использованы полностью и частично соответствующие положения Соглашения ФОНАСБА. Судовладелец должен обеспечивать агента необходимой документацией и бланками; обеспечивать полную информацию о движении судов; снабжать агента денежными средствами (при отсутствии причитающихся судовладельцу сумм собранного фрахта) и возмещать ему все платежи, осуществленные им в интересах судовладельца. Если агент предоставляет властям финансовое обеспечение, необходимое для осуществления агентского обслуживания, судовладелец обязан предоставить агенту возмещение (если только необходимость предоставления такого обеспечения не была вызвана действиями или бездействием агента, совершенными умышленно или по грубой неосторожности).

Согласно ст. 1006 ГК, если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги (п. 3 ст. 424 ГК). При отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения судовладелец обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента предоставления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.

Обычно размер агентского вознаграждения устанавливается в договоре морского агентирования и периодически пересматривается. Этот размер устанавливается исходя из обычных и предвидимых обязанностей агента. Если же морской агент выполняет обязанности, выходящие за обычно принятые пределы, то размер вознаграждения за их выполнение определяется отдельным соглашением.

Договор морского агентирования может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия. В случае если договор морского агентирования заключен на определенный срок, окончание срока действия такого договора влечет за собой его прекращение (п. 1 ст. 239 КТМ). В отличие от общего порядка, установленного гражданским законодательством о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (ст. 310 ГК), п. 2 ст. 239 КТМ предоставляет право каждой из сторон расторгнуть договор морского агентирования, заключенный на неопределенный срок, известив другую сторону об этом не позднее чем за три месяца до даты расторжения договора. Вопрос о последствиях прекращения договора морского агентирования решается в соответствии с гражданским законодательством и с учетом существа такого договора.

Договор морского посредничества . Правила о договоре морского посредничества впервые включены в российское морское законодательство (глава XIV КТМ). Согласно ст. 240 КТМ по договору морского посредничества посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования. Правила, установленные главой XIV, применяются, если соглашением сторон не установлено иное, т.е. носят диспозитивный характер.

Сторонами договора морского посредничества являются доверитель и морской брокер. Исходя из характера услуг, предоставляемых морским брокером, следует считать, что к отношениям, не урегулированным главой XIV КТМ, применяются правила, предусмотренные главой 49 ГК для договора поручения. Морской брокер является коммерческим представителем, т.е. лицом, постоянно и самостоятельно представительствующим от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 184 ГК). Особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами (п. 4 ст. 184). Таким образом, договор морского посредничества можно рассматривать как модификацию договора поручения (глава 49 ГК). В КТМ не определяется форма, в которой должен быть заключен договор морского посредничества, однако исходя из п. 3 ст. 184 ГК этот договор должен заключаться в письменной форме и содержать указания на полномочия морского брокера. При отсутствии таких указаний морской брокер совершает действия на основании доверенности. Как и договор поручения, договор морского посредничества может быть заключен с указанием срока, в течение которого морской брокер вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания.

Согласно КТМ морской брокер может оказывать посреднические услуги при заключении только четырех видов договоров: купли-продажи судов, фрахтования, буксировки, а также договоров морского страхования. Что касается последнего вида посреднической деятельности, то, на наш взгляд, морской брокер не является страховым брокером, поскольку морской брокер всегда действует от имени доверителя, а страховой брокер осуществляет посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика (п. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). При осуществлении посреднической обязательности при заключении договоров морского страхования морской брокер может выступать в качестве страхового агента, действующего по поручению страховщика и от его имени. Статья 242 КТМ предусматривает возможность для морского брокера совершать по поручению доверителя формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, а также другие действия, которые обычно совершает морской агент в соответствии со ст. 237 КТМ. Однако в этом случае будут применяться правила не главы XIV, а главы XIII КТМ, посвященные договору морского агентирования.

В отличие от правил главы XIII, определяющих основные обязанности морского агента и судовладельца, глава XIV КТМ подобных правил не содержит. Исходя из положений главы 49 ГК можно констатировать, что морской брокер обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя, который может предоставить морскому брокеру право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае морской брокер обязан в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором. Морской брокер обязан сообщать доверителю по требованию все сведения о ходе исполнения поручения, представлять статью с приложением оправдательных документов относительно полученных от доверителя сумм (ст. 245 КТМ).

Доверитель обязан возмещать морскому брокеру понесенные издержки, обеспечивать средствами, необходимыми для исполнения поручения. Он также обязан уплатить морскому брокеру вознаграждение за оказание посреднических услуг при заключении указанных выше договоров, если такие договоры заключены в результате усилий морского брокера. Что касается договоров фрахтования, то ФОНАСБА разработала, а БИМКО рекомендовала проформу Международного контракта о брокерской комиссии для сделок по фрахтованию, согласно которому морской брокер, отфрахтовавший судно по поручению судовладельца в соответствии с условиями соответствующего чартера, имеет право на получение брокерской комиссии или иного вознаграждения либо в соответствии с положениями заключенного чартера, либо в соответствии с условиями, оговоренными в этом контракте. Споры, возникающие из контракта о брокерской комиссии, могут быть переданы на рассмотрение арбитража, место и правила процедуры которого определяются сторонами.

При отсутствии в договоре морского посредничества условия о размере вознаграждения или о порядке его уплаты вознаграждение уплачивается после исполнения поручения в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК, т.е. в размере, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные посреднические услуги.

Среди Минимальных стандартов для морских агентов, принятых ЮНКТАД в 1988 г. содержатся и минимальные стандарты для морских брокеров, касающиеся их квалификации, финансовой надежности, профессионального поведения. Эти стандарты носят рекомендательный характер.

В соответствии со ст. 243 КТМ морской брокер при заключении договоров может представлять обе стороны таких договоров, если стороны уполномочили его. При этом морской брокер обязан сообщить каждой из сторон, что он представляет также другую сторону и при оказании посреднических услуг обязан действовать в интересах обеих сторон. Хотя в этой статье ничего не говорится о необходимости получения согласия обеих сторон на такое представительство, представляется, что если одна из сторон, получившая указанное выше сообщение, выразит свое несогласие с одновременным представительством, морской брокер должен отказаться от такого представительства.

Договор морского посредничества может быть прекращен вследствие отмены поручения доверителем или отказа морского брокера, при этом сторона, отказывающаяся от договора, должна уведомить другую сторону о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней, если договором не предусмотрен более длительный срок (п. 3 ст. 977 ГК). Как доверитель, так морской брокер обязаны возместить убытки, причиненные другой стороне не в результате одностороннего отказа от исполнения договора морского посредничества.