Руководства, Инструкции, Бланки

как ведется протокол совещания образец img-1

как ведется протокол совещания образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1919 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как вести протокол совещания образец - Составление протоколов - Как составить написать - КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

Протокол заседания совместного совещания по вопросам

Предложенная система соответствует рабочей документации и техническому заданию. Регистрация присутствующих на заседании чрезвычайно важный момент, поскольку решения коллегиального органа обладает юридической силой лишь при наличии кворума, а также в том случае, если все участники заседания обладают достаточными полномочиями для участия в голосовании по принимаемым решениям. Но сначала можно пройти несколько бесплатных уроков оказывается я оформляла протоколы бог знает как.

Рекомендации по документационному обеспечению деятельности органов исполнительной власти (администраций краев, областей, городов федерального значения, органов местного самоуправления). Если в протокол включен только один вопрос, то нумерация не производится (перед словом слушали цифра 1 не ставится). О ходе работы над темой правила издания исторических документов в беларуси.

Ягодкина 16 человек (список прилагается) или перечислить их в алфавитном порядке доклад заместителя главного бухгалтера вольской м. О хранении аудиозаписей протоколируемых заседаний и совещаний читайте на стр. Какой именно следует вести протокол в каждом конкретном случае, устанавливается в регламенте работы коллегиального органа или решается председателем коллегиального органа.

Список присутствующих отделяется от основной части протокола сплошной чертой печатается после перечисления присутствующих и приглашенных во вводной части текст состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Протокол, как правило, относят к группе справочно-информационных документов, так как в нем фиксируется информация, необходимая в справочных целях, в первую очередь для принятия управленческих решений. Итак, посмотрите на возможные варианты оформления датой протокола является день проведения заседания. При необходимости в этом же разделе протокола фиксируются вопросы, заданные докладчику, и его ответы по следующей форме если будет принято решение об эмиссии акций общества, предусматривается ли выпуск привилегированных акций? Нет, будут выпущены только обыкновенные акции. Я надеюсь, что с помощью приведенных образцов вам теперь легко удастся составить любой протокол заседания. Конкретную дату готовности протокола может назначить руководитель, который вел совещание, или председатель постоянно действующего коллегиального органа.

Составляем краткий протокол оперативного совещания

В.Ф. Янковая, канд. ист. наук, зам. директора ВНИИДАД

Практически во всех организациях проводятся совещания, на которых рассматриваются вопросы оперативного характера. Очень часто такие совещания так и называют – оперативные. Проводят их руководители разного уровня: от руководителя организации до руководителей структурных подразделений. Оперативные совещания проводятся с установленной периодичностью (как правило, раз в неделю) и обычно протоколируются. Если в структурном подразделении или у руководителя, который проводит совещание, нет секретаря, ведение протокола оперативного совещания может поручаться одному из сотрудников подразделения.

Протокол – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов* .

Проблемы и решения

Составление протоколов оперативных совещаний часто вызывает трудности. Рассмотрим наиболее распространенные.

Проблема: секретарь или один из младших по должности сотрудников, который ведет протокол, может не понимать сути обсуждаемого вопроса, и следовательно, испытывает затруднения при записи хода обсуждения вопроса.

Что делать? В таких ситуациях секретарь должен обращаться к сотруднику, выступавшему на совещании, или к любому другому сотруднику, который может дать разъяснения.

Проблема: поскольку оперативные совещания часто ведутся без жесткого регламента, секретарь может не успевать записывать все, что происходит в ходе совещания.

Что делать? В этом случае может помочь ведение звукозаписи во время заседания и составление протокола на основе ее расшифровки.

Проблема: при обсуждении вопроса может высказываться как существенная, так и малосущественная или вообще несущественная информация, и для секретаря может быть трудным выделение главной (существенной) информации, которую и нужно зафиксировать в протоколе.

Что делать? В этом случае до составления протокола секретарь должен проанализировать всю информацию, отделить главное от второстепенного и включить в протокол только самые важные сведения.

Общие правила оформления протокола

Протокол составляется на основании звукозаписи или черновых рукописных записей, которые ведутся во время заседания секретарем или иным работником, а также материалов, подготовленных к заседанию (текстов докладов, выступлений, справок, проектов решений, повестки дня, списков участников и др.).

Если на заседании велась звукозапись, после заседания она перепечатывается, затем письменный текст редактируется и в обработанном виде включается в протокол. Срок, отводимый для оформления протокола заседания, не должен превышать трех – пяти дней со дня заседания. Протоколы оперативных совещаний составляются и оформляются в день заседания или в течение одного-двух дней после заседания.

Протоколы бывают полными и краткими. Полный протокол содержит запись всех выступлений на заседании, вопросы, заданные докладчику, выступления лиц, принявших участие в дискуссии, и принятые решения. Краткий протокол включает только фамилии тех, кто выступал, тему выступления, запись выступления в краткой форме и принятые решения.

Ход оперативных совещаний, как правило, фиксируется в кратких протоколах.

Протокол заседания оформляется на общем бланке, стандартном листе бумаги формата А4 или специально спроектированном бланке протокола.

Обязательными реквизитами протокола являются:

· наименование вида документа (ПРОТОКОЛ) с указанием вида заседания

· регистрационный номер протокола

· место проведения совещания

Текст краткого протокола

Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной.

Во вводной части краткого протокола указываются фамилии председателя и секретаря, должности и фамилии участников (присутствующих) и приглашенных лиц, повестка дня. Если участников заседания более 15, в протоколе допускается указывать общее количество участников, а список присутствующих с указанием должностей и фамилий приводится в приложении к протоколу, например:

Присутствовали: члены дирекции в количестве 16 чел. (список прилагается).

Фамилии лиц, приглашенных на заседание, указываются после слова «Приглашенные» с указанием должности лица и наименования организации.

В повестке дня указываются вопросы, являющиеся предметом рассмотрения, дополнительно может указываться должность и фамилия докладчика (выступающего). Если вопросов несколько, они нумеруются арабскими цифрами и располагаются в порядке обсуждения. Вопросы повестки дня формулируются с предлогом «о» («об»), например:

Протокол совещания, стенограмма обсуждения. Пример, шаблон, образец. Структура. Составление. Составить, написать. Инструкция Структура, шаблон протокола совещания
  • Дата, время и место проведения мероприятия
  • Инициатор
  • Лицо, организующее мероприятие, (с контактной информацией)
  • Список участников (с указанием должностей и контактной информацией)
  • Состав секретариата / ФИО секретаря (с контактной информацией) Стенограмма выступления первого докладчика
  • Первый вопрос (комментарий) к первому докладчику (Кто задал, стенограмма)
  • Ответ на первый вопрос (Стенограмма)
  • Второй вопрос (комментарий) к первому докладчику (Кто задал, стенограмма)
  • Ответ на второй вопрос (Стенограмма)
  • .
  • Последний вопрос (комментарий) к первому докладчику (Кто задал, стенограмма)
  • Ответ на последний вопрос (Стенограмма) Стенограмма выступления второго докладчика Принятые решения
  • Первое внесенное предложение (формулировка, кем внесено)
  • Итоговая формулировка с учетом внесенных и принятых корректив и поправок
  • Результаты голосования (обобщенные - при тайном, подробные - при поименном)
  • Принято / отклонено / направлено на доработку
  • Второе внесенное предложение
  • Итоговая формулировка с учетом внесенных и принятых корректив и поправок
  • Результаты голосования
  • Принято / отклонено / направлено на доработку Материалы к совещанию

    Перед совещанием участникам направляются материалы, необходимые для подготовки собрания и принятия решения, например, информационные записки, предварительные версии документов (планов, договоров, бюджетов и т. д.), которые нужно утвердить на совещании. Всем участникам совещания направляется информация о дате, времени и месте проведения, о том, кто выступил инициатором проведения, о контактном лице, которое занимается организацией мероприятия. Контактному лицу можно задавать вопросы организационного характера (как добраться, как заказать пропуск, где парковать машину). Вопросы по существу задаются контактным лицам, которые обязательно должны быть указаны в материалах. По разным материалам могут быть указаны разные контактные лица.

    Пример, образец протокола

    Дата, время и место проведения совещания: 01.10.2010 12:30 - 13:30 Центральный офис. Переговорная N34.

    Инициатор: Генеральный директор Свистунова Ольга Васильевна

    Список участников
  • Свистунова Ольга Васильевна (генеральный директор)
  • Иванов Сергей Семенович (начальник службы безопасности) (ssiv@test.ru, вн. т. 02345)
  • Ерохин Андрей Анатольевич (начальник службы информационных технологий) (aaer@test.ru, вн. т. 02455)
  • Трифонов Геннадий Петрович (начальник финансового департамента) (gptr@test.ru, вн. т. 01003)

    Секретарь собрания: Помощник генерального директора Ерофеев Григорий Анатольевич

    К совещанию направлялись:
  • Служебная записка начальника службы безопасности о правилах формирования электронных адресов сотрудников
  • Предложения начальника службы информационных технологий о мерах по борьбе со спамом Доклад начальника службы безопасности

    В компании приняты правила кодирования электронных адресов сотрудников (инициалы и первые две буквы фамилии), которые позволяют сторонним лицам легко узнать e-mail любого сотрудника. Это приводит к потокам несанкционированных писем с разнородными коммерческими предложениями и другой бесполезной информацией.

    Вопросов по выступлению задано не было.

    Доклад начальника службы информационных технологий

    Возможности отказаться от имеющихся адресов нет, так как они известны ключевым контрагентам и регулирующим органам. Вношу предложение завести всем сотрудникам еще один ящик электронной почты - для активной переписки. Кодировку разработать такую, чтобы не было возможности идентифицировать по ФИО сотрудника его адрес. Настроить фильтры почты так, чтобы почта на старые адреса подвергалась жесткой фильтрации. Фильтрацию почты на новые адреса сделать более мягкой. По возможности уведомлять контрагентов об изменении адресов. Работы выполнить силами управления информационных технологий.

    Вопрос к докладчику задан начальником финансового департамента: Прорабатывались ли затраты на организацию предложенной системы силами управления информационных технологий? Может быть, более эффективно отдать эти работы на аутсорсинг?

    Ответ. Нет, вопрос не прорабатывался.

    Комментарий начальника финансового департамента: Предлагаю утвердить решение в такой редакции: Управлению информационных технологий разработать меры по исправлению ситуации с адресами электронной почты и проработать вопрос с затратами на их реализацию своими силами и силами аутсорсеров. Принять наименее затратный вариант.

    Ответ. Возражений нет.

    Принятые решения

    Изменить порядок кодирования электронных адресов. Электронные адреса в старой кодировке сохранить, но письма, приходящие на них, подвергать строгой фильтрации.

    Для выполнения поставленной задачи управлению информационных технологий в течение пяти рабочих дней разработать задание на выполнение работ. В течение еще пяти рабочих дней определиться с затратами на выполнение работ своими силами и затратами на аутсорсинг. Определиться с тем, как будут выполняться работы, на основе расчета затрат. Провести работы своими силами или силами аутсорсеров за 15 рабочих дней. Контроль за исполнением решения возложить на начальника службы безопасности.

    Голосование: За: 4, Против: 0, Воздержались: 0. Решение принято единогласно.

    11.3 ПРОТОКОЛ

    Протокол - организационно-распорядительный документ, фиксирую­щий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, сове­щаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.* Более обобщенное определение дают толковые словари русского языка, опре­деляющие его как документ с записью всего происходящего на засе­дании, собрании.

    * Единая государственная система делопроизводства, с. 74.

    Протокол оформляется на основании записей, которые ведутся во время заседания. В тех случаях, когда заседание стенографируется или проводится магнитная звукозапись, протокол составляется после их расшифровки. Вести запись во время заседания должен секретарь или специально назначенное лицо. От его квалификации, умения вникнуть и разобраться в существе обсуждаемых вопросов зависит качество запи­си выступлений. Поэтому назначение лица, ведущего протокол, являет­ся ответственной частью подготовки заседания. Протокол оформляет­ся по форме общего бланка .

    В его формуляр входят: наименование учреждения - автора, указа­ние вида документа (протокол), дата заседания, номер, место заседа­ния, гриф утверждения (в том случае, когда протокол подлежит утверж­дению), заголовок, текст, подписи.

    На протоколе проставляется дата заседания, а не окончательного оформления или подписания протокола. В том случае, если заседание продолжается несколько дней, указывается дата начала заседания и через тире-окончания.

    Номер протокола является порядковым номером заседаний коллеги­ального органа в течение года (в учебном заведении, может быть, учеб­ного года).

    В реквизите место заседания указывается город, где состоялось заседание.

    Заголовок протокола отвечает на вопрос чего и содержит указание вида коллегиальной деятельности (заседания, собрания, совещания) и название коллегиального органа в родительном падеже. Название вида заседания согласуются с названием коллегиального органа. Начинает­ся заголовок с прописной буквы.

    Например. Совещания студсовета, Заседания комиссии, Собра­ния трудового коллектива.

    После оформления заголовочной части (это можно сделать до нача­ла заседания) приступают к составлению текста. Текст протокола распадается на две части:

    первую - вводную, где указаны фамилия и инициалы председатель­ствующего, секретаря, присутствующих и повестка дня

    вторую - основную, фиксирующую ход заседания.

    Словом председатель начинают протокол оно печатается через два интервала после заголовка, прямо от полей с прописной буквы пос­ле тире указывают фамилию председателя, инициалы. Так же оформ­ляется слово секретарь.

    Председатель - Харченко В. И.

    Секретарь - Веселкова С.Л.

    При проведении оперативных совещаний эта часть протокола опус­кается. Далее перечисляются присутствующие. Порядок оформления этого раздела следующий. В протоколе заседания постоянно действу­ющего коллегиального органа присутствующие постоянные члены ука­зываются в алфавитном порядке без должностей. После них записы­ваются фамилии приглашенных с указанием их должности. На расширенных собраниях и заседаниях с числом присутствующих бо­лее 15 человек их состав указывается количественно, а пофамильный список прилагается к протоколу, о чем делается соответствующая за­пись в самом протоколе.

    Например: Присутствовали: 43 человека (список прилагается).

    На собраниях, конференциях и съездах, где принятие решения требу­ет определенного кворума, в разделе Присутствовали указывается, сколько человек должно присутствовать и сколько пришло на заседание.

    Например . в протоколах профсоюзных собраний указывается: На уче­те в профсоюзной организации состоит 135 человек, присутствует 117.

    Далее следует повестка дня. В этой части протокола перечисляют­ся вопросы, вынесенные на рассмотрение коллегиального органа. Каж­дый вопрос нумеруется. Перечисление вопросов в повестке дня может начинаться с предлога О (Об), но возможен и другой вариант, когда вопросы формулируются в именительном падеже без предлога О или Об. Например:

    1 О перспективах развития завода. Доклад директора. (Ф..И..О.)

    2 Об итогах социологического опроса рабочих.

    Доклад руководителя социологической службы. (Ф.,И.,О,) или

    1 Перспективы развития завода. Доклад директора. (Ф..И..О.)

    2 Итоги социологического опроса рабочих.

    Доклад руководителя социологической службы. (Ф.,И.,О,)

    В ряде случаев, например при протоколировании заседаний колле­гий министерств, комитетов, повестка дня может прилагаться к протоко­лу. Тогда она не вносится в текст протокола, а делается лишь отсылоч­ная запись: Повестка заседания прилагается.

    Основная часть текста протокола строится по разделам, соот­ветствующим пунктам повестки дня.

    По каждому пункту могут быть такие части:

    Эти слова пишутся прописными буквами, каждое с новой строки, пос­ле них ставится двоеточие, таким образом они зрительно разбивают текст.

    Слово СЛУШАЛИ начинает раздел по каждому пункту повестки дня. Оно пишется на одной строке вслед за цифрами, обозначающими по­рядковый номер вопроса.

    Фамилия и инициалы докладчика и выступавших в прениях указыва­ются с новой строки с абзаца. При этом наименование должности не указывается, так как она уже указана в повестке дня. После фамилии и инициалов выступивших в прениях должность лучше указать.

    В протоколе должны быть отражены все мнения по рассматривае­мым вопросам и все принятые решения.

    Содержание выступлений излагается от третьего лица единственного числа. Если имеются тексты (или тезисы) докладов и выступлений, они не записываются в протокол, а через тире после фамилии докладчика или выступившего указывается: Текст доклада (выступления, сообще­ния) прилагается. После каждого выступления, если имеются, записы­ваются вопросы и ответы в порядке поступления. Например :

    Соколов А.В - какие приняты меры по ликвидации аварии?

    Колесов И. К.- к 6 часам утра восстановлено энергоснабжение.

    Если из-за прекращения прений записавшиеся участники не получи­ли слова, они передают председательствующему на заседании пись­менные выступления, предложения, замечания, которые прикладыва­ются к протоколу.

    Завершающая часть раздела по каждому пункту повестки дня - за­пись принятого по обсуждаемому вопросу решения (постановления). Решения, содержащие несколько вопросов, подразделяются на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Постановляющая часть решений, как и распорядительные документы, должна быть конкретна и содержать составные части: кому, что сделать и к какому числу.

    Иванова П.И. - текст доклада прилагается

    Петров А.П. - краткая запись выступления

    Иконников И.И. - краткая запись выступления

    1.1 Специальным кафедрам провести совместное заседание, по­священное внедрению компьютерной техники в работу в течение пер­вого семестра.

    1.2 Иванову П.И. организовать в помещении информационного центра выставку современных технологических средств компьютери­зации управленческих процессов к 1 октября 1998 г.

    Председатель подпись В.П.Каштанов

    Секретарь подпись К.Р.Редькин

    В ряде случаев, а при выборах должностных лиц обязательно, в протоколе указываются результаты голосования по каждому пункту от­дельно.

    Если имеется особое мнение по принятому решению, оно может быть изложено на отдельном листе, подписано и присоединено к протоколу. В протоколе после записи соответствующего решения приводится осо­бое мнение.

    По полноте освещения хода обсуждения вопросов на заседаниях протоколы делятся на полные и краткие .

    Краткий протокол содержит указание фамилии докладчика, темы доклада, фамилии выступавших. Получить представление о характере замечаний, ходе обсуждения, мнениях, высказанных в прениях, по та­кому протоколу невозможно.

    Краткий протокол допустим только при наличии стенограмм или ког­да тексты докладов и выступлений прилагаются к протоколу. Кратко протоколируются также оперативные совещания. Во всех остальных случаях протокол должен содержать записи всех выступлений, отра­зить работу коллектива, показать выработку решения в столкновении мнений, дискуссиях.

    В ходе заседания обычно составляется лишь черновик протокола. В пятидневный срок протокол уточняется, добавляется, выверяется по сте­нограммам и фонозаписи, редактируется и оформляется. Если к прото­колу будет приложена стенограмма, об этом делается запись после пер­вой части протокола: Заседание ученого совета стенографировалось. Стенограмма прилагается. Полностью подготовленный протокол под­писывается председателем и секретарем.

    Решения коллегиальных органов доводятся до исполнителей в виде самостоятельных документов - постановлений и решений в учрежде­ниях, действующих на основе единоначалия, проводятся в жизнь при­казами. В остальных случаях делается выписка из протоколов.

    Протоколы формируются в дела вместе с документами, созданными в процессе подготовки заседания: повестка дня, приглашение, списки участников заседания и списки приглашенных, доклады или тезисы выступлений, справочные материалы по обсуждаемым вопросам, про­екты решений и итоговых документов и другие документы, переданные в процессе заседания (все по 1 экземпляру).

    Планерка, оперативка, оперативное совещание. Организация, проведение

    Оперативное совещание может быть очень эффективным управленческим инструментом, а может превратиться в мощный поглотитель рабочего времени, сильно снижающий эффективность работы. Как сделать, чтобы оперативка - пятиминутка приносила пользу, а не вред?

    В начале рекомендую Вам ознакомиться с общими правилами проведения совещаний. А дальше мы уточним эти советы с учетом регулярности и небольшой длительности планерки.

    Цели планерки

    Как часто нужно проводить планерку? Это зависит от того, ради чего мы ее проводим. Насколько быстро меняется ситуация, насколько часто необходимо проверять, выполняется ли план работ, и корректировать его.

    В моей практике хорошо зарекомендовали себя еженедельные оперативки. Однако, когда сроки сжатые, а ответственность за их срыв высока, может понадобиться ежедневная планерка.

    Важно! На оперативном совещании невозможно принять сколько - нибудь ответственное решение, требующее проработки и обсуждения. Такие решения принимаются на более развернутых совещаниях. Их проведение описано в статье, на которую была ссылка выше. Планерка нужна для того, чтобы:
  • либо убедиться, что все идет по плану,
  • либо понять, что есть мелкие отклонения, которые могут быть решены в текущем порядке, путем советов или некоторой помощи отставшим,
  • либо установить, что требуются более серьезные корректировки или новые проектные решения, назначить ответственных за проработку вопроса, подготовку и проведение полномасштабного совещания по указанному вопросу. План, регламент оперативки

    Исходя из сказанного, можно сформулировать основные правила:

    План работы. Должен быть детальный план работы. Этот план должен быть настолько детальным, насколько часто проводится пятиминутка. Например, если мы проводим оперативное совещание каждый день, то и план должен быть с подневной детализацией, хотя бы на пару недель вперед. Иначе на планерке будет просто нечего обсуждать. Бессмысленно заслушивать отчет сотрудника о работе, проделанной за день, если неизвестно, что он за этот день должен был сделать.

    Регламент. На доклад каждого участника должно отводиться минимум времени. Обычно выделяется около пяти минут, но можно обойтись и меньшим временем. Могут быть частные случаи, когда, например, сотрудник докладывает новости. Ему нужно предоставлять время, исходя из объема новостей. На обсуждение выделяется столько же времени, сколько на доклад. Во время обсуждения можно задать уточняющие вопросы, давать короткие советы, договориться, что предстоит сделать сотруднику до следующей планерки. Если за отведенное на оперативке время обсудить вопрос не удается, то нужно запланировать его проработку после нее, с участием только тех сотрудников, которые имеют к вопросу отношение. Это позволит не отвлекать и не тратить время остальных, не имеющих к вопросу никакого отношения.

    Протокол. Все принятые решения должны фиксироваться в протоколе. Тогда на следующей планерке мы просто берем протокол предыдущей и проверяем, все ли участники сделали запланированное на предыдущем совещании. Если сотрудник не смог выполнить задачу, нужно решить, как этому сотруднику помочь. Глупо ждать, что не сделав задание за первую неделю, он сделает его за следующую. Нужно выяснить, какие трудности сотрудника остановили, как эти трудности можно преодолеть совместными усилиями.

    Полезно ли оперативное совещание? Правильно организованные пятиминутки позволяют:
  • Всем сотрудникам быть в курсе хода работ.
  • Каждому сотруднику четко представлять, что ему нужно делать прямо сейчас.
  • Быстро диагностировать, когда сотрудник столкнулся с трудностями, оперативно помогать, советовать, подталкивать. Пример протокола планерки

    Я веду протокол в электронной таблице. В первом вертикальном столбце у меня перечислены все участники планерки. В первой строчке идут даты. На каждую дату берется два столбца. Первый заполняется на планерке в эту дату, а второй - на следующей планерке по итогам прошедшей недели одновременно с заполнением планов на следующую неделю. Первый столбец можно закрепить, а остальные постепенно сдвигать влево, чтобы видеть только прошлую и текущую даты. А если это необходимо, то можно посмотреть и предыдущие даты.

  • Другие статьи

    Эффективные совещания для эффективного управления компанией

    Эффективные совещания для эффективного управления компанией

    Виды и признаки служебныхсовещаний

    Приведем укрупненную классификацию и укажем признаки служебных совещаний. По видам служебные совещания, как правило, разделяют следующим образом:

    • Информационные (инструктивные) — доведение информации, сведений, выдача поручений и распоряжений “сверху вниз” по схеме управления до исполнителей, контроль исполнения поручений;
    • Оперативные (диспетчерские) — получение информации “снизу вверх” от подчиненных, о состоянии дел, рассмотрение отчетов, анализ и решение текущих вопросов, выдача и контроль исполнения поручений;
    • Проблемные (ситуационные) – коллективный, командный анализ состояния дел, а также сложных ситуаций, проблем, стоящих перед компанией и выработка наилучших решений по этим проблемам.

    Обычно эти виды совещаний проявляются при рассмотрении отдельных тем и вопросов, определенных в повестке дня одного или нескольких совещаний. Возможны также целевые совещания, полностью ориентированные на тот или иной вид рассматриваемых вопросов.

    Можно указать несколько характерных признаков, или скорее требований, в совокупности определяющих портрет служебных совещаний:

    • Совещание имеет четко очерченную конфигурацию. проводится в рамках данной компании (подразделения, группы) или между несколькими предприятиями;
    • На совещаниях определенно задана цель и тематическая направленность рассматриваемых вопросов повестки дня ;
    • Эти мероприятия отличаются регулярностью проведения (еженедельные, месячные и т.д.), с установившими днями и временем начала мероприятий;
    • Служебным совещаниям свойственна относительно устойчивая повестка дня. темы (разделы или вопросы) в которой воспроизводятся от совещания к совещанию;
    • На совещаниях устанавливается, стабилизируется и далее незначительно изменяется во временируководство и ядро участников ;
    • Для фиксации хода и решений совещания по повестке дня ведется протокол совещания. который утверждается и направляется на исполнение;
    • Решения совещаний, зафиксированные в протоколах, ставятся на контроль (существует механизм контроля совещаний ).

    Если на Ваших совещаниях этих признаков нет, то, возможно, вы проводите какие-то другие совещания. Здесь надо определиться и закрепить ваше видение в регламенте совещаний или в более коротком документе, например, памятке участникам.

    Недостатки, ошибки, потери на совещаниях

    Даже в лучших компаниях можно обнаружить недоработки, ошибки, издержки, ведущие, в конечном итоге, к растрате рабочего времени и нервов участников совещаний. Мы ведем перечень типовых недостатков совещаний, в котором сейчас более 100 записей. Мы заметили, что эти ошибки и недостатки можно сгруппировать в следующей последовательности совещательных процессов:

    • Недостатки подготовки совещаний (совещания не планируются, состав участников неизвестны до начала совещания, повестка дня определяется на месте, отсутствует регламент, отсутствие или запоздалая рассылка материалов, неявки и опоздания, неподготовленность докладчиков, необорудованное помещение для совещаний и т.д.);
    • Недостатки проведения совещаний (превышение времени совещаний, блуждание фокуса обсуждения, необоснованные отклонения от повестки дня, потеря управления совещанием, не фиксируются обсуждавшиеся вопросы, не принимаются решения и не выдаются поручения, идут только разговоры, не ведется протокол или протокол готовится по памяти и т.д.);
    • Недостатки контроляисполнения совещания (после совещания ничего не происходит, не контролируется исполнение поручений, не оценивается исполнительская дисциплина, не ведется история решения вопросов, всплывают темы, которые ранее уже обсуждались, не найти материалы совещаний, нет статистики совещаний и т.д.).

    Основные этапы подготовки, проведения и контроля совещаний

    Исходя из источников возникновения ошибок и потерь, можно определить основные этапы служебных совещаний. Большинство авторов, рассматривая служебные совещания, делают упор на подготовке и проведении этих мероприятий, при этом лишь касаются вопросов контроля исполнения решений и не затрагивают другие важные составляющие успешных совещаний.

    Мы предлагаем для служебных совещаний, установить более четкое и детальное структурирование. На основании анализа типовых ошибок, просмотра множества документов — повесток дня протоколов совещаний, которые проводились на различных предприятиях и организациях и с учетом литературных источников мы выделили следующие этапы совещаний:

    Этап №1 – организация совещаний – определение круга участников, формирование плана совещаний на период, выбор тематики и разработка регламента совещаний;

    Этап №2 — подготовка совещаний – рассылка уведомлений, напоминаний и материалов к совещанию, уточнение сроков, повестки дня и списка приглашенных, проверка готовности помещений и т.д.;

    Этап №3 – проведение совещаний – обсуждение тем и вопросов совещания, выработка решений, выдача поручений исполнителям по повестке дня, подготовка проекта протокола совещания;

    Этап №4 – завершение совещаний – принятие решений и оформление протокола совещания, включая подготовку, согласование, утверждение и рассылку протокола;

    Этап №5 – контроль совещаний – мониторинг исполнения поручений совещания, фиксация результатов исполнения поручений, оценка исполнительской дисциплины, подготовка вопросов для следующего совещания;

    Этап №6 – анализ совещаний – анализ базы данных совещаний. истории вопросов, поиск прецедентов в протоколах, получение статистики затрат времени и трудозатрат, просмотр материалов совещаний, оценка качества и совершенствование совещаний;

    Такая последовательность этапов в большей мере отражает реалии, существующие при организации и проведении совещаний, а также обеспечивает четкое структурирование и всестороннее описание процессов служебных совещаний на уровне, необходимом как для разработки регламентов, так и для автоматизации управления ими.

    Об эффективности и результативности совещаний

    Под эффективностью понимается отношение полезного результата и затрат на выполнение некоторого процесса. Для одного, отдельно взятого совещания, можно сказать, что оно эффективно, если:

    • Цели совещания достигнуты;
    • Рассмотрена вся повестка дня;
    • Запланированная продолжительность не превышена;
    • Принятые решения доведены до исполнителей;
    • Исполнители поняли и приняли, как выполнять решения.

    Эффективность – количественная сторона совещаний (сколько часов, сколько вопросов, сколько участников,…), ее можно измерить и накапливать данные для последующего анализа.

    Результативность – качественная сторона совещаний (подготовленность, своевременность, уровень и качество принимаемых решений и их исполнение), проявляется не сразу, а на интервале времени. Поэтому совещания могут быть внешне эффективными, но по существу – безрезультативными, и наоборот, результативными, но неэффективными. Но начинать совершенствовать следует, очевидно, с устранения потерь и повышения эффективности, что постепенно приведет к росту результативности совещаний.

    Для совещаний, как систематически проводимых мероприятий из арсенала менеджмента, используемых для управления компанией, можно указать следующие условия эффективности:

    • Совещания должны быть организованными в части целей, тематики, участников, их проведение следует заблаговременно планировать;
    • Для каждого совещания должна быть задана повестка дня. определяющая цель, тематику и рассматриваемые вопросы;
    • У совещания должен быть руководитель. секретарь, формирующий протокол и участники, ответственные за вопросы повестки дня;
    • Все участники должны быть заблаговременно информированы о дате, времени, месте, повестке дня и снабжены материалами совещания;
    • По ходу совещания должен вестись протокол. в котором должны фиксироваться принятые решения и поручения по повестке дня;
    • По завершении совещания протокол должен быть согласован, утвержден и направлен всем участникам и исполнителям;
    • Исполнение поручений должноконтролироваться. отклонения от сроков своевременно выявляться с оценкой исполнительской дисциплины;
    • Протоколы и материалы совещаний должны накапливаться в базе данных совещаний для анализа материалов, поиска прецедентов в решении вопросов и т.д.;
    • Для стабильного исполнения и совершенствования совещаний необходимо разработать ируководствоваться соответствующим регламентом .

    Это подтверждается результатами опроса на сайте. В частности, на вопрос «Что делать для повышения эффективности совещаний?» посетители (всего голосований 46, выбор до 3 из 6 значений) ответили следующим образом:

    • Четко регламентировать совещания (43%, 20 Голосов);
    • Повысить исполнительскую дисциплину (33%, 15 Голосов);
    • Автоматизировать управление совещаниями (33%, 15 Голосов);
    • Обеспечить жесткий контроль решений (30%, 14 Голосов);
    • Поднять уровень руководства совещаниями (28%, 13 Голосов);
    • Провести обучение (тренинг) для руководителя, секретаря и участников совещания (24%, 11 Голосов).

    При этом надо признать, что приведенные выше условия являются необходимыми, но далеко не достаточными для эффективных совещаний. Без того, что называют корпоративной культурой. совещания действительно могут стать, как утверждает менеджерский фольклор, «хорошей заменой работы».

    Место совещаний в системе управления компанией

    Служебные совещания должны стоять в центре системы менеджмента компании. Совещания, как площадка для личных встреч и обсуждения актуальных проблем, как метод активации способностей, снятия информационного неравенства и консолидации персонала, являются неотъемлемой составляющей управленческой культуры, несмотря на наличие компьютеров, электронной почты и телефонов.

    Хорошие совещания экономят время менеджеров и повышают эффективность фирмы, действуя, как приводные ремни и смазка для различных организационных осей и колес компании. Без тщательно подготовленных, эффективных совещаний, рабочее время в существенно большем объеме будет неизбежно затрачено на спонтанные встречи менеджеров для решения (частичного, половинчатого) все тех же вопросов.

    Кто заинтересован в эффективных совещаниях

    В общем случае, в этом заинтересованы все на предприятии, и в первую очередь, менеджмент:

    • Топ-менеджмент, высшие руководители, например, генеральный директор и его заместители;
    • Менеджмент среднего уровня, руководители подразделений, начальники департаментов, заведующие отделами, цехами и т.д.;
    • Линейный менеджмент, руководители, проектных команд, рабочих групп и т.д.

    Указанные руководители заинтересованы в достижении целей компании, что и делается, в том числе, с помощью совещаний, на своих уровнях управления.

    Теперь поставим этот вопрос по-другому. При полном понимании, что назрели предпосылки для безотлагательного устранения ошибок и потерь в совещательных процессах, кто на предприятии действительно способен провести мероприятия по повышению эффективности совещаний? Ответ очевиден – только руководитель, проводящий совещания. Никакие инициативы снизу, по частным улучшениям и устранению отдельных недостатков, не могут дать системного результата, если в этом не заинтересован и не участвует руководитель.

    Именно руководители являются главными заинтересованными лицами в повышении эффективности совещаний, а не секретари, помощники, модераторы и технические специалисты, которым (при всем уважении к этим профессиям), иногда полностью перепоручается задача совершенствования совещательных процессов. Секретари и помощники только выиграют, если, будут активно содействовать усилиям шефа по переходу к новым технологиям совещаний.

    Рядовые участники, вдохновленные примером руководителя, будут активными сторонниками введения новых технологий, поскольку успех этих мероприятий возможен только при дружной совместной работе всех действующих лиц, а также и потому, что многим из рядовых со временем суждено самим руководить совещаниями. С практической точки зрения, при этом участники также хотели бы сэкономить свое рабочее время, часто бездарно растрачиваемое на заседаниях, что создает дополнительный стимул для поддержки программ совершенствования совещаний.

    Вопросы повестки дня совещаний

    На основе анализа большого числа доступных нам повесток дня и протоколов совещаний, проведенных в разное время, в различных компаниях и предприятиях, если абстрагироваться от конкретных формулировок, мы установили наличие определенного множества (порядка 20) общих вопросов и задач. Эти управленческие задачи носят инфраструктурный характер и в той или иной степени свойственны большинству предприятий, компаний и организаций, независимо от форм собственности и отраслевой привязки. Частично этот список, приводится ниже и может служить в качестве источника вопросов для повестки дня совещаний.

    • Постановка целей, планирование и контроль работ,
    • Финансово – экономическое состояние предприятия,
    • Продвижение продуктов и услуг компании,
    • Распределение обязанностей между сотрудниками,
    • Координация работ внутри компании,
    • Взаимодействие компании с внешним окружением,
    • Обеспечение единого источника правды о состоянии дел,
    • Обмен опытом, обучение, накопление и использование знаний,
    • Вопросы кадров и мотивации персонала
    • ………………………………

    Взаимосвязь между процессами планирования и совещаний

    Есть точка зрения, что в случае хорошо поставленной системы планирования, необходимость в совещаниях, отпадает, все и так знают, кому, когда и что надо делать. Так ли это?

    Это не так. Во-первых, на многих предприятиях СМБ (и не только) система планирования вообще отсутствует и руководство в режиме ручного управления, в т.ч. с помощью совещаний, оперативно реагирует на изменения обстановки. Во-вторых, существует проблема масштаба планирования, когда с увеличением планового периода точность и реализуемость плановых заданий падает, что требует периодического уточнения планов, для чего необходимы совещания. В-третьих, уровень детализации планов, как правило, недостаточен для прямого доведения заданий до всех исполнителей, эта доводка и конкретизация осуществляется на совещаниях. Необходимо учитывать также факторы изменчивости обстановки, которые зачастую мгновенно переворачивают все планы, требуя немедленного обсуждения ситуации на совещании. Наконец, есть вопросы контроля исполнения планов и толкования показателей работы, которые вне совещательной аудитории просто неразрешимы корректным образом.

    Управленческая вертикаль предприятия только усилится, если на всех ее уровнях будут представлены во взаимодействии соответствующие плановые и совещательные процессы.

    Рекомендации по повышению эффективности совещаний

    Они просты: для того, чтобы служебные совещания стали эффективным инструментом управления компанией (подразделением, проектом), необходимо взаимосвязанное и систематическое решение следующих задач:

    а) анализ совещаний и устранение очевидных ошибок и потерь;

    б) регламентация совещаний;

    в) автоматизация совещаний;

    г) тренинг (обучение) участников совещаний,

    д) встраивание совещаний в контур планирования и управления компанией;

    е) постоянный мониторинг и совершенствование совещаний.