Руководства, Инструкции, Бланки

как читать книги. руководство по чтению великих произведений. м. адлер img-1

как читать книги. руководство по чтению великих произведений. м. адлер

Рейтинг: 5.0/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Как читать книги

Почему одни находят какую-либо книгу весьма глубокой, другие – пустой, третьи – заумной? Почему, перечитывая книгу, вы каждый раз обнаруживаете что-то не замеченное ранее? Почему кто-то понимает все оттенки смысла, видит сокрытое между строк, слышит музыку слов, чувствует их вкус, цвет и запах, а кто-то остается глух к ним? Почему кто-то с первого раза воспринимает содержание учебника, а кому-то нужно многократно его объяснять?

Чтобы настроиться на «волну» автора и понимать больше, требуется умение читать активно. Именно для этого написал свою книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы научить людей любить и понимать книги (впоследствии он возглавил редакционный совет энциклопедии «Британника»).

Книга нужна тем, кто хочет развить свои способности к многогранному восприятию текста, а также тем, кто хотел бы сам писать книги так, чтобы быть правильно понятым, и тем, кто занимается редакторской работой.

Книга временно недоступна для скачивания по просьбе правообладателя. Можно ознакомиться с 15% текста.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом .

Похожие книги

Видео

Другие статьи

Мортимер Адлер: Как читать книги

Мортимер Адлер: "Как читать книги"

Мортимер Адлер американский философ и педагог, основатель института философских исследований. Автор десятков книг и образовательных проектов, редактор нескольких книжных серий. В данной статье мы приводим краткое содержание его труда: "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений". Но не смотря на существование этого сокращённого варианта, мы настоятельно рекомендуем прочитать полную версию книги, так как только она может передать в полной мере все мысли Мортимера Адлера и его многолетний опыт работы в образовательной сфере.

Как читать книги

После того как в нашу жизнь ворвались телевидение, смартфоны и Интернет, человеческая жизнь сильно изменилась. Одновременно с этим изменилось и наше отношение к чтению и книгам. И оно изменилось не в лучшую сторону. Человек стал намного меньше читать, причем это касается не только молодежи, но и более старшего поколения.

Если вы поймали себя на мысли, что, читая, не можете вникнуть в смысл написанного и понять, о чем говорит автор, это является сигналом к тому, что вам пора учиться правильно читать. Это умение можно выработать как привычку, к примеру, ходить регулярно в тренажерный зал. Кстати, это сравнение очень удачное, ведь умение правильно читать требует от человека ежедневных тренировок, как мышцы требуют нагрузку. Если вы решились на данный шаг, давайте рассмотрим, что такое чтение, и в чем заключается суть этого увлекательного процесса.

Зачем нам необходимо чтение и умеем ли мы читать

Утверждение, что каждый человек может воспринимать литературу любой тематики, является весьма ободряющим фактом. Если кто-то считает, что гуманитарий не осилит опус по физике, а специалист по технике не сможет понять произведение гуманитарного направления, то он в корне ошибается. Читать умеет каждый человек, и это является неоспоримым фактом, но не все знают, что существуют правила, которые помогут воспринимать прочитанное осмысленно.

Некоторые люди считают, что по окончании школы либо института образование заканчивается, поэтому чтение является бессмысленной тратой времени. Конечно, каждый волен выбирать то, что ему нравится, но ведь основная работа начинается именно только после получения диплома.

Можно, конечно, прожить без книг, но ведь ничто другое не помогает так прекрасно провести время и развеяться. К тому же чтение книг является прекрасным способом самосовершенствования. А еще их чтение дает нам необходимые знания, которые требуются в нашей работе. До сих пор существуют компании, где от сотрудников требуют чтение литературы, связанной со специальностью.

Стремясь понять какой-либо текст нужно выделить из него ключевые фразы, а затем выяснить, что они значат. Разберемся на примере, возьмем слово чтение. По этим словом подразумевается процесс осознания человеком того, что облачено и обозначено знаками или словами. Читая сложные, вы становитесь сильнее. Например, Наташу интересуют статьи из модных журналов, а Марина читает и (что главное!) понимает научные труды по биологии. Из этого можно сделать вывод, что Марина более развита в интеллектуальном плане, чем Наташа. Она читает качественно и спорить с этим бесполезно.

Чем больше человек напрягает свой мозг во время чтения, тем оно активнее, пассивного чтения не бывает вообще, и это факт. Во время этого действия вы не только получаете полезную информацию, но и работаете. Качественное чтение требует постоянной практики. Ведь если вы прочтете целую сотню книг о том, как нужно играть в шахматы и выигрывать, вы не научитесь по-настоящему играть, если у вас не будет практики реальной игры.

Существует несколько причин, благодаря которым мы берем книгу в руки:

  • - нам необходимо почерпнуть информацию;
  • - мы хотим отдохнуть;
  • - мы должны в чем-то разобраться.

Исходя из этого, книги нужно выбирать «правильные». Если вы перелистываете книжку своего ребенка, в которой много детских картинок, вы не надеетесь, что тем самым повысите свой интеллект. А, читая руководство по ремонту автомобиля, вы вряд ли собираетесь развлечься.

Если не затрагивать чтение ради удовольствия, то можно утверждать, что читаем мы в основном для получения информации. Более сильная читательница Марина читает именно для того, чтобы понять смысл. И в этом нет ничего сложного, если она способна читать серьезную литературу, то не стоит пренебрегать этим умением. Книга должна давать человеку только самое лучшее!

Поэтому для каждого из нас создаются и простые тексты, которые не требуют особых усилий для восприятия, и сложные, над их пониманием следует потрудиться. Если вы хотите досконально понять то, что имел в виду автор, вы должны максимально приблизиться к его уровню.

В литературе выделяются не только ключевые фразы, но и целые предложения. Возьмем для примера вот это: чтение — это образование. В этом случае под словом образование подразумевается процесс получения дополнительных знаний. Получается, что чтение – не является гарантом появления мастерства, а приобретение чего-то нового. Можно, конечно, достичь и мастерства, но для этого потребуется применение специальных программ и методик. Необходима и практика. И если вы хотите стать настоящим мастером, вы должны читать исключительно для понимания. Но в чем заключается отличие такого чтения, от чтения с целью получить информацию? Под информацией мы подразумеваем некий свершившийся факт, то что мы воспринимаем. Под термином «понимание» подразумевается внесение ясности, способность к сравнению определенного явления с другими. Такие тонкости и составляют понимание. Это и есть осознание того, что автор хотел донести до читателя, что он хотел этим сказать. Почему именно это он сказал, а не другое.

Недостаточно просто пересказать прочитанное, нужно понять самую суть, прочувствовать и разглядеть неуловимую связь и все расставить в своей голове по полочкам. Интеллектуальный уровень чтения невозможен без вовлечения в смысл прочитанного. Простое принятие фактов к сведению недостаточно. Предположим, что автор совершил невероятное открытие и описал его в своих трудах, а мы не можем по достоинству оценить его работу, ведь это очень обидно. А происходит это потому, что мы расцениваем великие произведения, как статейки из популярных журналов.

Но это вовсе не значит, что теперь вы должны читать только с пониманием! Каждому литературному произведению должно предназначаться свое чтение. Нужно только научиться разграничивать из какого чтения вы получите информацию, а какое заслуживает глубочайшего анализа.

Чем отличается чтение от слушания

Так же как и чтение, процесс слушания всегда связан с мышлением. Без него человек не может активно читать, он попросту «глотает» книги. Это не повышает качество чтения. Ведь и начитанность может быть разной. Прочесть можно очень много, но сколько из прочитанного вы по-настоящему поняли? К сожалению сегодня в учебных заведениях не обучают осмысленному чтению. Поэтому похвастаться активным чтением могут лишь единицы.

Исследования в лабораториях, конечно, хороши, но получать знания их книг тоже нужно уметь. Прекратив чтение, вы будете ежедневно совершать открытия, сделанные задолго до вас. Это значит, что вы растратите впустую время, отведенное на совершение чего-то важного.

Мышление — серьезный процесс, но давайте разберемся, чем же слушание отличается от чтения. В первом случае мы общаемся с человеком, который находится рядом. Мы ведем с ним диалог, задаем вопросы. А когда мы сами читаем, мы контактируем с человеком, которого поблизости нет. Для великих творений философии, художественной литературы это особенно актуально.

Мы можем совмещать слушание и чтение и читать при помощи учителей, но хороши ли это? Если человек учиться во время чтения, то почему авторов книг нельзя назвать учителями? Наши реальные учителя показывают нам путь к цели, ведут по жизни, всегда находятся рядом, подсказывают, чему уделить внимание. Если они еще и советуют обращаться к письменным трудам,то это прекрасно.

Намного хуже, когда преподаватель университета или простой школьный учитель пытается лишь пересказать то, что находится в учебнике. Повторение никто не отменяет, но бессмысленно тратить драгоценное время на то, что ученики могут прочитать сами в учебном пособии. Слушание обязательно должно присутствовать, но не дублирование учебника.

Среди любых учителей всегда выделяются главные. Книг это тоже касается. Их важность состоит в том, что они дают человеку уникальные знания и открытия. Эти знания очень ценны и получать их следует, не только общаясь с главным учителем, но и из книг. От ученика требуется совсем немного — внимательно слушать, быть заинтересованным и качественно читать.

Понимать суть книги, качественно уметь читать, должны не только ученики, но и учителя. Если они не представляют то, о чем рассказывают, то как они могут давать знания кому-то. Такие учителя не востребованы, как не востребованы и многие произведения литературы и некоторые учебные пособия. Происходит это потому, что они не требуют от обучаемых никакого труда, не влияют на их умственное развитие. Отсюда вывод: если хотите достичь успеха, вам следует учиться по главным книгам и у главных учителей.

Читать их порой нелегко, тем не менее они доступны всем, кто готов приложить все свои усилия. Читая великую книгу, мы приобретаем истинное знание. Не зря ведь великие произведения литературы называют классикой. Важно не дать второстепенному учителю встать на пути познания истины и препятствовать получению истинных знаний.

А что же делать тем, кто уже давно встал из-за парты и окончил обучение в школе или колледже? Таким людям нужно получать знания из книг или специальной литературы. Достигать совершенства, читая книгу, намного сложнее, но вполне реально. От вас потребуется только желание.

Немного об образовании

О том, что в школе читать качественно детей не учат, мы уже говорили. Но самое печальное, что в некоторых учебных заведениях не учат грамотному владению языком, то есть не только качественно читать, но и писать. А ведь эти две вещи неразрывно связаны между собой. Плохо, что для проверки знаний в школах в по большому счету применяют тесты, направленные лишь на получение информации.

Такой метод не требует от ученика активного чтения, в этом и состоит проблема. Не способствуют тесты и к познанию гибкости мышления. Поэтому старшеклассники зачастую не способны выделить из текста основную идею, они не могут осмысленно пересказать прочитанное только что. Еще один факт вызывает опасения — дети не могут ясно и точно формулировать мысли. Если вы не умеете правильно писать и говорить, то и активно читать вы тоже не сможете. Как и наоборот.

Помните: начиная читать книги, вы расширяете свой словарный запас. Никто не настаивает на том, чтобы вы сразу начинали с классики. В этом случае вас может постигнуть разочарование. Лучше всего начать чтение с хорошей прозы. Этого будет достаточно на первых порах.

Но давайте снова обратимся к школе, где на предметах по литературе учитель не может заставить ребенка читать. Зачастую это происходит из-за скудности выбора книг для чтения. Такое впечатление, что их список не обновлялся с позапрошлого столетия. Иногда именно это приводит к такой неутешительной ситуации, что, получая аттестат о среднем образовании, выпускник не желает читать. А проведение досуга за книгой ему представляется, как бессмысленная трата времени. По мере взросления такой человек в лучшем случае будет читать дешевую прессу.

Книги же, написанные много лет назад, великими изыскателями не читаются вообще. Существует мнение, что место таким фолиантам в библиотечной пыли. А ведь на самом деле в них находятся ответы на многочисленные вопросы, которые возникают в современной жизни.

Эту систему необходимо срочно менять. Здесь все зависит от нас самих, каждый должен захотеть измениться сам. Если вы научились читать правильно, научите этому и своих детей, и своих близких. Но прежде всего следует ознакомиться с правилами чтения.

Вам несложно будет определить, насколько продвинулись вы в своих усилиях. Если вы вдумчиво и правильно читаете, то вы обязательно почувствуете. Воодушевление? Радость? Ликование? Вряд ли. Скорее всего, вы ощутите страшную усталость, так как правильное чтение — великий труд, это работа, требующая больших умственных затрат. Если у вас появилось желание во время чтения отмечать непонятные или спорные предложения, делать заметки, записывать свои мысли о прочитанном, то это говорит о том, что вы читаете качественно. Об этом потом. Теперь перейдем к разбору самих правил.

Правила аналитического метода чтения

Начиная освоение определенного навыка (это относится и к чтению), вы сначала должны овладеть его составляющими. Это поможет в дальнейшем соединить их в одно целое. Ведь когда человек учится танцевать, сначала он осваивает пять хореографических позиций, после чего учитель отрабатывает с ним постановку корпуса, затем будущий танцор разучивает танцевальные движения. Все это происходит в определенной последовательности. В итоге из азов возникает навык, который может перерасти в настоящее мастерство.

Чем больше правил у навыка, тем он сложнее, но бояться этого не стоит. В любом случае вам воздастся сполна! Овладев навыком чтения, вы уже не будете постоянно думать о нем и начнете получать настоящее наслаждение от книг.

Выделяют три способа чтения книг:

Первый из них предполагает движение от частного к целому, второй — от целого к частному, третий же является критикой и дает читателю право выразить свое несогласие или поддержать мысли автора.

Два первых способа помогают полно и предельно точно понять произведение. К третьему способу читатель обращается уже после понимания. Все три способа включают в себя свод правил. Пользуясь правилами для чтения, не следует забывать, что они касаются не коротеньких отрывков из произведения, а всей книги в целом. Нельзя сегодня прочитать пять страниц одного произведения, а завтра пятнадцать другого. Так вы не получите целостности прочитанного и впустую потратите время.

Чтобы уметь читать качественно, нужно одновременно работать с несколькими книгами, касающимися одной тематики. Научиться связывать их воедино. Такое чтение именуют расширенным. Великие произведения нуждаются именно в таком чтении, потому что большинство из них перенаправляют читателя друг к другу. Помимо этого в первую очередь правила относятся к книгам, направленным на обучение и расширение познания. Чтение литературных произведений художественного направления несколько отличается. К этой теме обратимся чуть позже, мы не оставим ее без внимания.

А пока обратимся к способу аналитическому и рассмотрим правила, которые действуют на этом уровне. Мы будем говорить о научных трудах философов историков и т. п. Читатель должен понимать, что иметь одинаковый подход к экономическим трудам и поэзии невозможно.

Правило 1

Поэтому правило первое: приступая к чтению книги, определите ее предназначение . Заголовки, главы, пролог, аппарат издания помогут вам отличить научную литературу от художественной. На правильный путь направит даже оформление. Ведь в математических изданиях вряд ли вы увидите забавные иллюстрации, точно так же как и в произведения Лермонтова вам не встретятся химические формулы.

Книги, не относящиеся к художественной литературе, делятся на теоретические и практические. Первые могут содержать информацию о каком-либо факте, а практические учат читателя, как и что делать. К последним можно отнести кулинарные и медицинские справочники.

В теоретических изданиях не существует глаголов, выражающих упор на действие: «может», «должен». В них упор направлен на существование объекта: «находится», «является». Такие книги могут быть естественнонаучными, историческими и философскими. Историки в своих трудах затрагивают темы, рассказывающие читателю, когда и как происходили те или иные события. Книги, освещающие не повседневные события, относятся к разряду научных. А вот на повседневный опыт опираются, как правило, философы.

Грамотный читатель может заметить, что эти три типа применяют разные способы аргументации. После небольшой практики вы тоже сможете это понять. На первых порах очень сложно безошибочно и быстро разделять книги по этому принципу.

Правило 2

Оно звучит так: читатель должен уметь передать основной смысл книги в нескольких фразах . Как это сделать? Необходимо научиться определять тему и главную мысль книги, понимать целостную структуру произведения. Второе правило тесно связано со следующим.

Правило 3

Призывает читателя выделить все составляющие книги и выстроить их последовательность . Представьте книгу целым и разложите ее на части. В некотором роде она может напомнить вам ваше жилище, в котором все располагается на своих местах: окна, двери, пол, крыша. В произведении не существует ничего лишнего, свое определенное место есть у каждой фразы. Великие книги содержат самую прозрачную и четкую структуру. Это еще один аргумент в пользу чтения лучших произведений.

Зачастую автор книги отображает ее суть в предисловии. Но это не говорит о том, что нужно слепо доверять написанному, надо позволить себе мыслить шире. Только прочитав книгу от корки до корки, можно понять ее истинную суть. Если ваше представление не ложится в одну линию с мнением автора или ваших коллег, читавших эту же книгу, не стоит пугаться. Читателей очень много и каждый из них мыслит по-разному и имеет свое восприятие, свой способ передачи и формулировки информации.

Третье и второе правило следует применять одновременно. Пытаясь понять суть, вы помимо своей воли начнете разбирать части, из которых построена книга. Чтобы упростить понимание давайте попрактикуемся.

Предположим, что вы прочитали некое произведение. Первым делом вам нужно определить, какой теме оно посвящается. После этого можно разложить все по полочкам: основной замысел состоит из трех частей.

Первая часть гласит об одном явлении, вторая повествует о другом, третья затрагивает то-то и то-то. В первой части можно выделить два пункта, каждый из которых посвящен чему-то. А каждый пункт включает в себя несколько утверждений. Именно так выглядит правило в идеале. Всем известно, что идеала достичь трудно, и если вы хоть немного приблизились к нему при выполнении задания, это говорит о ваших упорных стараниях.

Обращать внимание следует и на разделение текста по главам. Этот план заложен самим автором, но вам требуется выработать свой. И он вовсе не должен полностью совпадать с оригиналом.

Правило 4

Это правило потребует от читателя четкого понимания проблем, описанных в книге . Попытайтесь поставить себя на место автора и попробуйте понять, какие вопросы он себе задавал в то время, пока трудился над произведением. Какая проблема в книге главная, а какая упоминается лишь поверхностно. Какие ответы автор дает на поставленные вопросы. Подобные вопросы могут иметь теоретический характер (Что это? Какие оно имеет черты?) и практический (Какой цели добивается? Что нужно предпринять для ее достижения?). Если вы с этим разобрались, то можете заслуженно себя похвалить. Теперь вы освоили первый способ правильного чтения книг, а, значит, настало время приступить ко второму — синтетическому способу.

Синтетический способ чтения — четыре правила Правило 1

Это правило касается определения ключевых слов и словосочетаний . Взаимодействие состоится только в том случае, если вы поймете, какое значение вкладывал автор в эти слова и фразы. Важно не просто понять само слово, но и определить, какой смысл за ним стоит.

Главным моментом синтетического чтения является интерпретация. Несомненно, важны логика и грамматика, без этих качеств вы не сможете правильно прочесть книгу. Нельзя забывать, что язык не единственное средство для передачи мыслей, тем не менее автор прилагает максимум усилий, чтобы читатель понял его именно так, как хочется автору и не споткнется о многозначность.

Читая книгу, всегда обращайте внимание на то, к какому веку относится издание. В ХIХ веке некоторые слова имели совсем другое значение, нежели сегодня.

Ключевыми словами любой книги считаются те, которые не вписываются в рамки обыденности. В учебной литературе по геометрии такими словами являются: отрезок, точка, прямая. В экономических трудах это будут термины: услуга, товар, капитал.

Когда ключевые слова будут вами определены, попытайтесь понять, всегда ли они применяются в единственном значении или таких значений несколько. Следите, как в зависимости от контекста может меняться значение. Сложные места следует выделять. Не будет лишним повторить, что пометки являются неотъемлемой частью переработки текста, их можно оставлять на полях или делать в блокноте.

Если какой-то термин вам неведом, обратите внимание на слова, которые стоят вокруг него, и определение которых вам доподлинно известно. Путем ошибок и повторений вы, наконец, устраните неясности и усвоите материал. В дальнейшем вам будет гораздо легче. Не помешает составить словарь выражений и терминов автора. Это значит, что ключи следует выписать в одну колонку, а рядом необходимо пометить их значение. Таким образом, вы сможете понять различие между словарем автора и существующей терминологией. Проработав слова, перейдите к фразам, после них к предложениям. Предложения содержат в себе некие утверждения того, что автор считает правдивым, а что лживым. После этого в силу вступает правило номер два.

Правило 2 и 3

В этом правиле автор аргументирует свою точку зрения, ведь не каждый читатель должен безоговорочно верить каждому слову автора . Человеку необходимо понимать, как и почему то или иное явление связано с другим. При отсутствии аргументации текст очень сложно понять и его нельзя назвать качественным. Это будет всего лишь набор домыслов автора.

Из чего составлен аргумент? Из нескольких утверждений, которые умещаются порой в целый абзац. Такие маркеры, как: «то есть», «из этого следует», «значит», помогут читателю понять, что перед ним аргумент. К моменту аргументации читатель подходит в то время, когда делит текст на части. Если вам удалось найти аргументы, постарайтесь понять, из каких терминов и утверждений они состоят.

Все ли предложения содержат утверждения? Конечно, нет. Утверждения считаются ответом на вопрос. Несложно исключить из утверждений предложения выражающие намерения автора и вопросительные предложения. Их на самом деле может быть очень много и прорабатывать их, значит, терять время.

Сложное предложение может нести в своем составе несколько утверждений. Помимо этого в таких предложениях утверждения могут выступать и в роли аргументов. Может быть и совсем наоборот, то есть одно утверждение может быть растянуто на несколько предложений.

Поэтому рекомендуется проводить анализ с подключением правил русского языка, разделять предложения на сложносочиненные и сложноподчиненные. Нельзя жалеть силы и время на детальный разбор.

Зачастую автор помогает читателю отыскать главные предложения. Об этом он может предупреждать прямо, говоря, что следует обратить внимание на это замечание. Иногда такие предложения могут быть выделены курсивом или могут идти отдельным блоком. Все важные предложения могут содержать в себе выводы и быть очень тесно связаны с аргументами. Выявляя подобные предложения, выделяйте в них утверждения. Немалую помощь в этом деле вам окажут термины, которые вы нашли ранее, работая с ключами.

Работайте над абзацами. Некоторые из них содержат в себе информацию второстепенного значения, которая абсолютно не важна для вас. Значит, сосредоточить свой мозг нужно на тех абзацах, в которых скрыта основная аргументация автора.

Можно даже выделить из каждого абзаца по одному предложению, которые будут нести в себе основной смысл, а вместе составят мощный аргумент. Понятно, что чем больше книга, тем труднее это сделать. И придется немало потрудиться, чтобы собрать аргумент. Но не зря же великие книги называют великими. В них очень часто содержатся выводы и пояснительные главы. Половина вашей работы уже заранее проделана автором, это значительно облегчает понимание произведения.

Правило 4

Настал черед последнего правила этой главы и (после того, как вы достигли многого) выполнить его совсем не сложно. Необходимо проверить правильность своих выводов после прочтения книги . Спросите у самого себя, какую цель ставил перед собой автор? Удалось ли ему это сделать с успехом? Постепенно вы приблизитесь к оценочной стадии. Теперь вам уже не занимать опыта, чтобы иметь возможность вступить в спор с автором.

Оценочный способ

В своей книге автор может вас в чем-либо убеждать, но если вы ему не верите, у вас есть на это полное право. Но это ваше личное мнение, кто-то, возможно, думает по-другому.

Правило 1

Никогда не начинайте спор, не дочитав произведение до конца . Сначала вы должны убедиться, что поняли все правильно. Выполнив на должном уровне первый и второй этапы, можно начинать критиковать. Но вы можете ничего не прояснить для себя, даже если все сделаете правильно. Тогда вы скажете, что книга несовершенна, но если речь идет о великом произведении, то проблема все-таки в вас. Многие книги одного автора связаны между собой. Иногда понять одну книгу возможно только прочитав другую. Все ответы на ваши вопросы могут содержаться во втором произведении.

Правило 2

Не стоит спорить, если вам заранее известно, что вы неправы . Следует помнить, что из каждой книги вы черпаете знания, а если у вас возникли сомнения, то обратитесь к фактам. Спор просто ради спора является бессмысленным занятием, отнимающим время.

Правило 3

Мнения разных людей не всегда совпадают между собой . Это утверждение нужно принять как данность. Но проблема эта решаема, так как большинство разногласий можно устранить. Постарайтесь углубиться в произведение и дать ему другую оценку. Быть может, вам удастся изменить свою первоначальную позицию. Помимо этого старайтесь оценивать не автора, а именно книгу.

Обычно все читатели не соглашаются с писателем по нескольким причинам. Первому может показаться, что у второго недостаточно знаний для подобной аргументации, и автор не может логически мыслить. Но для начала не мешает разобраться насколько достоверной информацией обладаете вы. Не забывайте и о времени написания книги. Возможно, в то время, когда автор ее писал еще не было столько информации на эту тему.

Поэтому этот факт не может быть аргументом, оправдывающим ваше плохое отношение к произведению. Переходим к четвертому правилу.

Правило 4

На этом этапе вам предстоит принять решение о том, выполнил ли автор, поставленную перед ним задачу или нет . Получили ли вы ответы на вопросы? Зачастую в своих произведениях автор сам признается, что окончательного ответа еще нет, и исследования продолжаются.

Формируя свое окончательное мнение, будьте внимательны. Вы всегда имеете право на несогласие, помните об этом.

Теперь вам известны все правила чтения произведений на разных уровнях. Эта модель идеальная и к ней нужно стремиться. Но не стоит набрасываться с чтением сразу на несколько книг. Осмыслите лучше небольшое количество произведений, постарайтесь их максимально понять. Давая оценку практической книге, примите во внимание цели: сможете ли вы сделать то, что предлагает автор, да сделать так, чтобы это привело к ожидаемому результату. В практических руководствах аргументы отличаются от теоретических книг. Мы уже обладаем достаточными знаниями и опытом, чтобы делать верные умозаключения. В теоретической книге автор демонстрирует читателю, как применять правила к разным ситуациям. Особенно хорошо мы можем отследить это в инструкциях, содержащихся в кулинарных книгах. Но среди практических книг существуют такие, которые содержат определенные принципы. В этом случае их аргументы и утверждения переплетаются с теоретическими.

Главное отличие заключается в том, что из объяснения фактов и причин читатель должен выделить руководство к действию. В конечном итоге читающий должен понять, какие шаги призывает сделать автор для выполнения поставленной задачи. Все авторы практических книг являются своего рода агитаторами. Они завлекают читателя на эмоциональном уровне. По-другому автор просто не сможет заставить читателя действовать по определенной схеме.

Ваше отношение к книге должно быть объективным, не поддавайтесь различного рода уловкам, не позволяйте вам что-то внушать. Хотя это правило и не всегда приемлемо. Многие призывы можно считать верными в определенных ситуациях. Для успешного чтения теоретических книг нужно постоянно оттачивать навыки умелого разделения их на исторические, научные и философские. Вы уже достаточно хорошо умеете это делать. Теперь вам хочется поскорее узнать, как же читать литературу художественную?

Художественные произведения и немного о периодике

Художественные произведения в первую очередь помогает читателю получит удовольствие эстетическое. Авторы таких произведений передают свой опыт, объясняют, как нужно действовать в различных жизненных ситуациях. Образы художественных книг берут на себя главную роль. Этого мы не увидим в литературе практической и теоретической. В произведениях художественной литературы читатель встречает много неопределенности и недосказанности. Поэтому в таких книгах не нужно искать:

  • - главную мысль;
  • - аргументы и термины;
  • - истину и правду;
  • - последовательность текста;

Не рекомендуется читать прозу и стихи по единому принципу. Каждый из этих жанров достоин своего прочтения. Приступая к чтению художественного произведения, определите, какая книга лежит перед вами: роман, стихи, рассказ, поэма. Внимательно вникните в сюжет, главной мыслью такого произведения является именно он. Если сюжет до конца перед вами не раскрылся, то и понять книгу правильно вы не сможете. Поэтому попробуйте коротко его пересказать.

Определите в каком месте книги начинается развития действия, а где происходит кульминация, чем книга заканчивается. Короче говоря, углубитесь в структуру, займитесь проработкой частей произведения. Всегда помните, что понять художественную книгу можно только в совокупности. Начав читать с середины и прочитав несколько глав, вы не сумеете составить о книге правильного суждения. Познакомьтесь с героями произведения. Попытайтесь понять, что ими движет. Почему они поступили таким образом, а не иначе? Воспринимайте мир, созданный автором, как реальный и целостный, погрузитесь в него. Играйте по правилам героев, следуйте за ними, полностью погружайтесь в процесс.

Критиковать такую литературу можно по двум параметрам — по эстетическому принципу и по степени логики. Но здесь все зависит от вкуса конкретного читателя. И все-таки свою позицию при чтении художественной литературы высказывать нужно. Давайте объективную оценку заслугам автора и самой книге. Не следует поддаваться эмоциям. Попытайтесь разобраться, могут ли события книги иметь место в реальном мире, имеет ли произведение целостность? Насколько качественно проработаны герои и их мир? Это поможет вам отличить посредственную книгу от великой.

Завершая эту тему, хочется несколько слов сказать о периодической печати. При чтении журналов и газет всегда обращайте внимание на то, кто написал данную статью. Может ли она являться правдой? Если вы читаете для понимания, а не просто ради информации, решите для себя, какие выводы можно сделать из прочитанного, что из него следует?

А теперь немного о тех книгах, которые по праву считаются великими. На протяжении многих лет они не перестают быть современными и их прочтение считается престижным занятием. К таким произведениям относятся труды Толстого, Достоевского, Шекспира, Свифта, Рабле, Еврипида, Гомера. Исторические великие произведения написаны Марксом, Смитом, Гоббсом, Геродотом. Среди шедевров естественных наук и математики выделяются труды Фрейда, Дарвина, Ньютона, Галилея. В философской категории нужно рассматривать Канта, Локка, Бэкона, Аврелия.

Выбирайте свои произведения и отправляйтесь в путешествие к пониманию! Не забудьте взять с собой друзей и родных, сообща вам будет приятнее проводить анализ. К тому же у вас появится много тем для разговоров. Пусть книги объединяют вас!

Читайте полную версию книги Мортимера Адлера "Как читать книги":

Book FB2 - Мортимер Адлер: Как читать книги

Почему одни находят какую-либо книгу весьма глубокой, другие — пустой, третьи — заумной? Почему, перечитывая книгу, вы каждый раз обнаруживаете что-то не замеченное ранее? Почему кто-то понимает все оттенки смысла, видит сокрытое между строк, слышит музыку слов, чувствует их вкус, цвет и запах, а кто-то остается глух к ним? Почему кто-то с первого раза воспринимает содержимое учебника, а кому-то нужно многократно его объяснять?

Чтобы настроиться на «волну» автора и понимать больше, требуется умение читать активно. Именно для этого написал свою книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы научить людей любить и понимать книги (впоследствии он возглавил редакционный совет энциклопедии «Британника»).

Книга нужна тем, кто хочет развить свои способности к многогранному восприятию текста, а также тем, кто хотел бы сам писать книги так, чтобы быть правильно понятым, и тем, кто занимается редакторской работой.

Скачать книгу у партнера Добавить комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться .

Остальные книги писателя ‘Адлер Мортимер ’ Авторизация Полезное Правообладателям.

Если вы правообладатель книги и хотите убрать из библиотеки какую-либо книгу пишите на email: bookfb2@gmail.com

Произведения предоставленные партнером являются фрагментами.

Администрация сайта не несет ответственности за рекламу, размещаемую на сайте.

28 queries in 0,159 seconds.

Как читать книги

— Читал, ваше превосходительство.

— О чем же вы читали, любезнейший? А ну-ка, расскажите! <…>

— Забыл, ваше превосходительство <…>

— Значит, вы не читали или, э-э-э… невнимательно читали! Авто-мма-тически! Так нельзя!

А. П. Чехов. Чтение

Эврика! Мы не умеем читать!

Казалось бы, на протяжении многих столетий книга была основным инструментом знаний в руках народов. Вспоминая ее историю — как она зарождалась, как распространялась на выбитых камнях, глиняных табличках, свитках, как «боролась» за свое существование, — мы убеждаемся, насколько мало знаем и ценим то, что имеем.

Постиндустриальный век дал человеку новые возможности в получении информации. Теперь кто-то списывает, кто-то скачивает, кто-то копирует, получая знания схоластически. Читатель великих произведений постепенно уступает место потребителю информации, который, словно в чужую обитель, входит в текст и тут же выходит, не задержавшись, чтобы подхватить протянутые ему зерна для размышления.

Скользя взглядом по «контенту», выхватывая фрагменты мыслей и идей, мы считаем, что нашли истину, но, увы, это всего лишь «гуляющий ветер», влетающий в одно ухо и вылетающий в другое. И, как мираж, тает глубина познания. Мы не достигаем «потолка» в чтении великих книг, зачастую даже самим себе не можем сказать: я научился читать, я научился понимать, я вижу душу писателя, который донес до меня свой мир, свои переживания, свой опыт.

Эта книга, написанная еще до Второй мировой войны, актуальна сегодня, возможно, даже больше, чем тогда: беспрецедентна скудость следа современного информационного потока, бегущего с экранов компьютеров и телевизоров. Конечно, Интернет всколыхнул общество, и мы увидели новый срез моды, когда все чаще стали говорить об электронных библиотеках, о том, что скачивают много книг и обладают огромным цифровым богатством. Но что скачивают? Зачем? Чувствуют ли формальность этих действий? Знают ли, кто создал эти книги? Понимают ли тех людей, которые старались донести до нас свои идеи, возможно, соединить свое прошлое с настоящим для трансформации в будущее? Осознают ли, что «нет смысла разговаривать с предками, не научившись слушать»? Стеклянная броня электронного носителя информации становится в некотором смысле врагом человека. Дискретные поисковые запросы не заменят полноценного общения с книгой.

Великие книги — это наше прошлое, настоящее и будущее! Литература, стоящая над временем, — путеводитель, помогающий личности искать себя в нашем непростом мире. И чем глубже мы их познаем, тем более укрепляются в памяти человечества Аристотель, Платон, Сенека. Как писал Локк, хоть мы и из породы жвачных, недостаточно набить себя множеством книг, ибо они не принесут нам пользы и силы, если тщательно не пережуем и хорошенько не переварим их. Но как? Как сделать чтение по-настоящему глубоким? Как высвободить, подобно тому, о чем писал И. А. Ильин в книге «Возвращение», всю силу душевных способностей и умений, чтобы найти верную духовную установку и приобрести дар «художественного ясновидения» для понимания произведения?

Методологию, инструментарий, даже целую науку создали и продолжают разрабатывать отечественные и зарубежные исследователи. Известен огромный вклад в науку о чтении Л. Н. Толстого, М. Н. Куфаева, С. И. Поварнина, Н. А. Рубакина, Н. М. Сикорского и многих других блестящих ученых и писателей. Бесспорно, и труд Мортимера Адлера, основателя Института философских исследований в Сан-Франциско и Центра изучения великих идей в Чикаго, вносит лепту в разработку столь жизненно важного направления в воспитании разума и души.

Адлер создал методологию для желающих «играть в теннис» с книжными мирами, пособие по определению общей стратегии и наработке правил, которыми необходимо руководствоваться при чтении любой книги, чтобы выработать «гормон внимания» и чистоты восприятия, получать удовольствие от постижения искусства чтения. С одной стороны, он снова окунает нас в обучение чтению, с другой — лишает иллюзий относительно нашего восприятия книги, подобно оракулу, возвещающему истину, которую следует не просто услышать, но пережить, чтобы припасть к источникам нашей духовности.

Чтение — средство коммуникации: книга помогает установить между автором и читателем диалог, направляющий, как говорил Сократ, в поисках истины. А истина всегда убегает, и ее постоянно приходится искать и догонять, впитывая опыт предков и нарабатывая собственный. Не понимая написанного, не ощущая корней мировоззрения автора, не преломляя содержания книги в своем сознании, читатель не сможет в полной мере оценить глубину произведения. Разница в степени восприятия обусловливает успех книги у одних читателей и разочарование у других.

Труд Мортимера Адлера — не только учение о том, как надо читать книги, но и своеобразный регламент восприятия информации,