Руководства, Инструкции, Бланки

патронаж ребенка первого года жизни образец img-1

патронаж ребенка первого года жизни образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Патронаж детей первого года жизни - Уход за ребенком - Здоровье будущего поколения!

Патронаж детей первого года жизни

Занятия с женщинами лучше начинать с момента взятия на учет по беременности. Один из важнейших факторов антенатальной охраны плода и предупреждения внутриутробной гипотрофии — полноценное питание беременной, урегулирование ее трудовой и домашней физической нагрузки.

Необходимо объяснить беременной значение оптимального содержания в рационе полноценного животного белка (который снижает частоту и тяжесть токсикозов, предупреждает перинатальную гипотрофию), а также фруктов и овощей.

Каждый совет должен сопровождаться объяснением в доступной форме значения ингредиентов, содержащихся в продуктах, как для здоровья женщин, так и для предупреждения у будущего ребенка рахита, анемии, отклонений в весе. Одновременно беременной назначают творог, дрожжевую пасту (богатую белком и железом), гемостимулин или сироп алоэ с железом, феррокаль, феррамид. Женщин знакомят с оптимальной длительностью сна и прогулок.

В содержание занятий входит подготовка молочных желез к лактации и беседа о значении естественного вскармливания, что заранее настраивает женщину на необходимость кормления грудью. Тенденция к сокращению естественного вскармливания, к сожалению, проникает и в село. Поэтому в беседах необходимо говорить о том, что уровень лактации тесно связан с психологическим состоянием матери, с ее эмоциональной установкой на обязательное кормление грудью — мать, которая хочет кормить грудью, будет иметь молоко.

Важный раздел занятий — подготовка квартиры к приему новорожденного. При посещении на дому беременной патронажная медицинская сестра дает советы, как и что отремонтировать заранее, что приобрести из предметов ухода, где расположить кроватку. В селах выявлена привычка матерей ставить ее рядом с печью в темном углу. Нужно объяснить будущей матери, что печь должна согревать комнату, но не самого ребенка. Малышу нужен солнечный свет, поэтому необходимо убрать с окон цветы, вазы, хорошо промыть окна, оставить в детской комнате минимальное число ковров — аккумуляторов пыли и микробов.


«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

Будущая мать должна знать о преимуществах влажной уборки, о роли регулярного проветривания. На занятии по уходу за ребенком одна из ведущих тем — свободное пеленание. Следует популярно пояснить, что естественная поза новорожденного сохраняет тепловой баланс, помогает развитию нервно-мышечной системы, рассказать подробно, чем вредна свивальная лента (фаша), почему у кроватки не должно быть глухих стенок, чем вреден полог над кроваткой.

Важно соблюдать правильное чередование сна, кормления и бодрствования, оптимальные возрастные нормы длительности сна, а также организовывать бодрствование малыша, т. е. проводить с ним занятия по развитию анализаторов, эмоций, движений и речи. Ведущие советские педагоги считают, что обучение должно идти впереди развития, не надо ждать, пока тот или иной навык сформируется сам, а надо учить ему. Тогда он появится быстрее и будет более.

В содержание работы с матерью по этой теме входит популяризация овощных блюд, ограничение каш, которые матери без назначения врача начинают давать очень рано (нередко на 2—3-м месяце) и по нескольку раз в день. Возросший уровень образования женщин на селе позволяет теперь вести пропаганду рационального вскармливания более глубоко. Например, чтобы преодолеть тенденцию к избытку каш, следует объяснить матерям, что в злаках есть фитиновая.

Методика гигиенического воспитания не может быть унифицированной. Конкретные условия села или городской местности, которые врач внимательно изучает с первых месяцев своей работы, обязательно посещая каждый дом или квартиру, где растет грудной ребенок, помогут правильно построить методику обучения. Врач-педиатр — такова особенность его специальности — в большой степени должен быть психологом и педагогом. Гигиеническое обучение.

В антенатальном периоде и в первые месяцы после родов женщина психологически наиболее расположена к усвоению информации о здоровье ребенка. А такой настрой помогает быстрому и прочному закреплению знаний и навыков. Особенно активны в этом плане первородящие женщины. Период глубокого интереса женщин к учебе удачно совпадает с медицинской целесообразностью раннего начала учебы, так как уже в режиме и питании беременной женщины медицинские.

Говоря о профилактике острых заболеваний (респираторных и кишечных инфекций, пневмонии, стафилококковой инфекции), нужно показать, что основной путь к их предупреждению — общегигиенические и оздоровительные меры: чистота в квартире, личная гигиена, проветривание, влажная уборка, освобождение окон от цветов, тяжелых штор, рациональное вскармливание. На занятиях с беременными следует избегать излишней детализации, так как женщина.

Индивидуальный метод обучения — наиболее углубленный тип пропаганды гигиенических знаний. Он начинается с первого посещения врачом и сестрой новорожденного на дому в первые два—три дня после выписки из роддома. Через два месяца после родов эмоциональное напряжение матери несколько спадает, она адаптируется к новым обязанностям и заботам, поэтому снова можно включать мать в со став группы для занятий в «комнате здорового ребенка».

Один из ее принципов — установление тесной преемственности между акушеркой и педиатрическими службами. Все растущий удельный вес анте- и перинатальной патологии среди причин заболеваемости и смертности детей первого года жизни требует единства в работе этих служб. В единой «Школе матерей» участвует в занятиях патронажная акушерка. Она же вместе с патронажной медицинской сестрой посещает беременную на дому, наблюдая за ее.

Комиссии помогают укрепить материальную базу амбулатории, медпункта, улучшить снабжение кухни продуктами, топливом, оборудованием. Члены комиссий беседуют с нерадивыми родителями, борются за заботливое воспитание ребенка. Колхозы и совхозы-заводы выделяют средства для приобретения аптечек новорожденного и бесплатно их раздают, выделяют бесплатное молоко беременным и кормящим матерям, детям из малообеспеченных семей. К гигиенической.

Период новорожденности продолжается 28 дней после рождения. Для этого возраста наиболее характерны незрелость всех систем и органов и ряд функциональных сдвигов. После перерезки и перевязки пуповины возникает опасность проникновения инфекции через раневую поверхность в организм ребенка. Этому способствует и отсутствие у новорожденного общего и специфического иммунитета к стафилококковой, вирусной и другой инфекции. Первые семь.

Металлические лотки для приема новорожденных (не менее 2) Детская ванночка или эмалированный тазик Стерильные резиновые катетеры для отсасывания слизи из полости рта и глотки у новорожденного (не менее 5) Лотковые медицинские весы Ростомер или сантиметровая лента Биксы со стерильным материалом, комплектами стерильного белья (1—2). Биксы со стерильными индивидуальными наборами для первичной и вторичной обработки пуповины и глаз (1—2): 2.

В палате новорожденных: в физиологических отделениях палаты новорожденных — не более 4 коек в каждой, в обсервационных — не более 2; количество кроваток для новорожденных должно соответствовать количеству новорожденных ; медицинский шкаф; пеленальный стол; стол для медикаментов и лотковых весов; детская ванночка; эмалированная посуда для бутылочек и сосок (раздельно для чистых и использованных); биксы со.

Другие статьи

Первичный патронаж новорожденного

Первичный патронаж новорожденного

Патронажем называется система активного наблюдения пациента на дому. Врач и медсестра навещают малыша в первый месяц его жизни, а после этого мама начинает сама возить кроху в районную детскую поликлинику. Подчеркнем, что система бесплатного патронажного наблюдения распространяется на всех новорожденных, независимо от наличия у их родителей постоянной прописки и полиса ОМС (обязательного медицинского страхования). Из родительского дома, где малыш появился на свет, сведения о его выписке будут обязательно переданы в детскую районную поликлинику, куда кроха будет прикреплен по фактическому адресу проживания.

Старшая медицинская сестра детской поликлиники, получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот же день заносит данные в журнал регистрации новорожденных; она заполняет историю развития новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового патронажа, передает историю развития в регистратуру или непосредственно участковой медицинской сестре. Первый патронаж к новорожденному должен быть выполнен не позже 1-2 дней после выписки из роддома; выписанных недоношенных детей с симптомами перинатальной и врожденной патологии медсестра и участковый доктор должны посетить уже в день выписки. Если этот день приходится на выходные или праздники, таких детишек посещает дежурный врач-педиатр.

1. Цели патронажа

Общая цель патронажей: создать программу реабилитации ребенка.

Конкретные цели:
• Оценить состояние здоровья ребенка;
• Оценить состояние здоровья матери;
• Оценить социально-экономические условия семьи;

Разработать программу обучения матери, направленную на удовлетворение жизненных потребностей ребенка. Во время первого патронажа сестра проводит беседу с матерью, уточняет течение беременности и родов, изучает выписной эпикриз, выясняет тревоги и проблемы семьи, связанные с рождением ребенка. Медсестра уделяет внимание условиям пребывания крохи, дает рекомендации по уходу за малюткой. Осмотр ребенка Медсестра проводит обследование ребенка, осмотр кожи и слизистых, оценивает рефлексы. Смотрит активность сосания и характер вскармливания. Так же обращает внимание на плач ребенка, дыхание. Пальпирует животик и осматривает большой родничок, пупочную ранку.

2. Осмотр матери

Сестра узнает о самочувствии матери, соматическом и психическом здоровье и состоянии лактации, характере питания, осматривает молочные железы. При проведении первичного патронажа матери даются рекомендации по охране своего здоровья: дневной отдых, разнообразная пища, усиленный питьевой режим, соблюдение личной гигиены (ежедневно принимать душ или мыть тело до пояса, ежедневно менять бюстгальтер, мыть руки после прихода с улицы, перед пеленанием и кормлением ребенка и т. д.).

Примерный суточный набор продуктов для кормящей женщины:
• 200 гр мяса
• 1 литр молока
• 100-150 гр творога
• 20-30 гр сыра
• 300 гр фруктов
• 600 гр овощей (картофеля не более 200 гр)
• 1 яйцо


3. Обучение матери

Медицинская сестра обучает маму режиму дня и питанию для улучшения лактации, правильному вскармливанию ребенка, уходу за ним, методом вскармливания, убеждает родителей в необходимости регулярно наблюдаться у врача и выполнения всех его рекомендаций. Обучает маму и всех членов семьи технологии психо-эмоционального общения с ребенком. Для успешного общения с ребенком необходимо знать уровень его возрастных потребностей и возможностей общения.

Так новорожденным до 1 месяца нравится:
• сосать;
• прислушиваться к повторяющимся негромким звукам;
• сосредотачивать внимание на движении и свете;
• находиться на руках, особенно когда его убаюкивают.


Задача родителей предоставить ребенку возможность слушать их разговоры и пение, негромкую музыку, чувствовать их руки, ощущать телесное общение, особенно во время кормления. Совет матери: даже если ребенок находится на искусственном вскармливании, во время кормления необходимо брать его на руки.

Основные показатели правильного психо-эмоционального развития новорожденного после выписки из роддома:

• положительно реагирует на поглаживание;
• самопроизвольно улыбается;
• улыбается в ответ на улыбку, голос и прикосновение;
• успокаивается, когда берут на руки;
• задерживает свой взгляд на короткий промежуток времени во время кормления.

4. Обучение мамы правильному выполнению ежедневных для малыша манипуляций:

• обработка пупочной ранки;
• купание ребенка;
• подмывание;
• обработка носика, ушей, глаз;
• уходу за ногтями.

Обработка пупочной ранки

Обработку пупочной ранки достаточно проводить один раз в день, после вечернего купания. Не стремитесь делать это при каждом удобном случае: так вы будете слишком часто сдирать образующиеся на ранке корочки, что не ускорит, а лишь осложнит и затянет заживление.

Вам понадобятся:
ватные палочки,
СПИРТОВОЙ РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОЙ ЗЕЛЕНИ («зеленка») или ХЛОРФИЛЛИПТА,
чистая пипетка,
3%-ный РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

Шаг за шагом:
Вытирая (точнее, промокая) кожу малыша после купания, хорошенько просушите и область пупка.
Смочите ватную палочку в антисептическом растворе и смажьте ею ранку.
Если отделяемого и корочек в ранке довольно много (обычно такое бывает в первые дни жизни малыша), их можно удалить 3%-ным РАСТВОРОМ ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

Наберите в пипетку РАСТВОР ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.

Выпустите раствор в пупочную ранку. Соприкасаясь с биологическими средами, он начнет пениться и выносить корочки и отделяемое на поверхность.

Просушите ранку с помощью сухой ватной палочки или ватного тампона. С помощью другой палочки смажьте ранку раствором антисептика. В настоящее время в большинстве крупных родовспомогательных учреждений пуповинный остаток удаляют хирургическим путем на 2-е сутки жизни крохи. Обычно при подобном подходе не возникает необходимости использовать перекись водорода, так как процесс заживления проходит, как правило, гладко.

Купание должно стать для вашего малыша ежедневной процедурой. Во-первых, кожа крошки тонкая, и в ней гораздо активнее, чем у нас с вами, протекают обменные и выделительные процессы и кожное дыхание. Поэтому она должна регулярно очищаться. Во-вторых, купание чрезвычайно полезно с точки зрения закаливания.

Вам понадобятся:
ванна или детская ванночка,
термометр для воды,
кристаллы марганцево-кислого калия (в первые 7–10 дней жизни малыша),
детское мыло или пена для ванн (1–2 раза в неделю),
махровая рукавичка или мягкая губка (по желанию),
большая пеленка или махровое полотенце,
чтобы завернуть малыша после купания.

Температура воды должна составлять около 36–37о С. В целях закаливания температуру воды можно понижать примерно на 1о каждые 2 недели. В первые 10 дней жизни малыша неонатологи рекомендуют купать его в слабом (светло-розовом!) растворе марганцево-кислого калия. Для этого кристаллы нужно не бросать непосредственно в ванночку, а предварительно растворить в небольшом объеме воды, приготовив довольно насыщенный раствор, и процедить его через насколько слоев марли или бинта. В противном случае нерастворенные кристаллы могут попасть на кожу или слизистые оболочки ребенка и стать причиной серьезных химических ожогов. Мыть малютку с мылом или в детской пене для ванн нужно 1–2 раза в неделю, в остальных случаях достаточно будет искупать его в простой воде. После ванны полезно ополоснуть ребенка проточной водой (из кувшина или душа), температура которой может быть на 1–2о ниже. После купания заверните младенца в пеленку или полотенце. Тонкую детскую кожу можно только промокать, но ни в коем случае не растирать, ибо она очень легко травмируется. После ванночки следует приступить к обработке пупка.

Подмывать ребенка следует после каждого стула и при смене подгузника. Удобнее всего подмывать малыша под струей проточной воды, так чтобы вода стекала спереди назад. Если по какой-либо причине вода недоступна (на прогулке, в поликлинике), можно воспользоваться влажными детскими салфетками.

Утром младенца можно умыть прямо на пеленальном столике.

Вам понадобятся:
несколько ватных тампонов,
кипяченая вода.

Личико и глазки малыша протираем ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде. Для каждого глаза обязательно должен быть отдельный тампон. Движения направляйте от наружного угла глаза к внутреннему.

Необходимость в этом возникает, когда слышно, что дыхание крохи затруднено. Для этого удобнее воспользоваться ватной турундочкой (фитильком). Осторожно, подкручивающими движениями, вводим ее в ноздрю. Если в носу много сухих корочек, турунду можно смочить в масле (вазелиновом или растительном). От этих манипуляций малыш может чихнуть, что упростит выполнение задачи.

Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже, чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные ватные палочки с ограничителями.

Эти маленькие ноготки так быстро растут! По мере роста их нужно подстригать, чтобы малыш не поцарапал ни себя, ни вас. Воспользуйтесь «младенческими» маникюрными ножницами, у которых есть расширения на кончиках. Некоторым удобнее пользоваться специальными кусачками. Ноготки следует срезать прямо, не закругляя уголков, чтобы не стимулировать их рост и врастание в кожу. На этом заканчивается первичный патронаж к новорожденному. На втором патронаже медсестра проверяет правильность выполнения процедур.

Автор совета: Спасибо за внимание! - Admin 25.02.2014. 15:04

Учебно-методическая разработка «Рабочая тетрадь (блокнот) по педиатрии «Ребёнок первого года жизни»

Учебно-методическая разработка «Рабочая тетрадь (блокнот) по педиатрии «Ребёнок первого года жизни»

Дайтхе Лидия Семеновна. старший преподаватель педиатрии, высшей квалификационной категории, лауреат Премии Губернатора Челябинской области

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), согласно учебному плану основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело» в профессиональном модуле (ПМ.00) «Проведение профилактических мероприятий» (ПМ.01) реализуется МДК.01.01 «Здоровый человек и его окружение»; в соответствии с ФГОС, согласно учебному плану основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 060101 «Лечебное дело» в профессиональном цикле (П.00) «Общепрофессиональные дисциплины» (ОП.00) реализуется ОПД.01«Здоровый человек и его окружение».

В рамках реализации МДК.01.01 «Здоровый человек и его окружение» (специальность 060501 «Сестринское дело»), ОПД.01 «Здоровый человек и его окружение» (специальность 060101 «Лечебное дело») студенты второго курса изучают дисциплину «Здоровье детей».

Данная учебно-методическая разработка «Рабочая тетрадь (блокнот) по педиатрии

«Ребёнок первого года жизни» предназначена для внеаудиторной самостоятельной работы студентов второго курса специальностей «Лечебное дело» и «Сестринское дело» при изучении дисциплины «Здоровье детей».

Рабочая тетрадь (блокнот) «Ребёнок первого года жизни» систематизирует знания по дисциплине, является хорошим помощником при прохождении производственной практики на участке в детской поликлинике, пригодится в последующем для работы и в жизни при организации ухода за ребёнком.

Наилучшим форматом для работы будет именно блокнот среднего размера, который удобно положить в любую сумку, взять с собой на патронаж к ребёнку первого года жизни.

Рекомендую разделить блокнот на 14 равных по количеству страниц-частей (по одной части на каждый возраст от 0 до 12 месяцев, плюс одна часть для дополнительного материала).

Вносить сведения в соответствующие графы блокнота необходимо постепенно и постоянно по мере изучения дисциплины и проработки дополнительного материала.

В раздел «Дополнительный материал», прежде всего, необходимо записать рекомендации по уходу за ребёнком, это позволит давать соответствующие советы маме малыша.

При заполнении блокнота студент имеет возможность творчески подойти к выбору содержания, ввести сведения, которые сочтёт необходимыми.

ШАБЛОН ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ

I. Физическое развитие

1. Долженствующая прибавка роста

- за последний месяц

- за истекший от рождения период

2. Долженствующая прибавка массы

- за последний месяц

- за истекший от рождения период

3. Долженствующее увеличение окружности груди

- за последний месяц

- за истекший от рождения период

4. Долженствующее увеличение окружности головы

- за последний месяц

- за истекший от рождения период

II. Нервно- психическое развитие

1. Развитие зрения

2. Развитие слуха

3. Проявление эмоций

4. Развитие речи

III. Двигательное развитие

1. Движения общие

2. Движения руки и действия с предметами

3. Навыки и умения

IV. Объективные показатели

1. Долженствующая частота сердечных сокращений (пульса)

2. Долженствующая частота дыхательных движений

V. Анатомо-физиологические особенности развития ребёнка

VI. Вскармливание ребёнка

1. Долженствующий объём питания

- объём на сутки (принцип подсчёта)

- объём на одно кормление (принцип подсчёта)

2. Рекомендуемое питание

- прикормы, необходимые для введения в данном возрасте

VII.Иммунопрофилактика (согласно «Национального календаря профилактических прививок» Российской Федерации)

1. Этап вакцинации

2. Препарат для введения

4. Способ введения

5. Место введения

VIII. Плановое обследование ребёнка

1. Узкие специалисты

2. Инструментальное и лабораторное обследование

IX. Массаж и гимнастика

1. Комплекс массажа

2. Комплекс гимнастики

X. Закаливание ребёнка

ВОЗРАСТ 1 МЕСЯЦ

I. Физическое развитие

1. Долженствующая прибавка роста

- за последний месяц: 3 см

- за истекший от рождения период: 3 см

2. Долженствующая прибавка массы

- за последний месяц: 600 г

- за истекший от рождения период: 600 г

3. Долженствующее увеличение окружности груди

- за последний месяц: 2 см

- за истекший от рождения период: 2 см

4. Долженствующее увеличение окружности головы

- за последний месяц: 1,5 см

- за истекший от рождения период: 1,5 см

II. Нервно- психическое развитие

1. Развитие зрения: фиксирует взгляд на ярком блестящем предмете

2. Развитие слуха: вздрагивает и мигает при резком звуке

3. Проявление эмоций: улыбается

4. Развитие речи: ---

III. Двигательное развитие

1. Движения общие: пытается держать голову, лёжа на животе

2. Движения руки и действия с предметами: ---

3. Навыки и умения: ---

IV. Объективные показатели

1. Долженствующая частота сердечных сокращений (пульса): 120 в минуту

2. Долженствующая частота дыхательных движений: 40 в минуту

V. Анатомо-физиологические особенности развития ребёнка

Открыт большой родничок (1,5 × 1,5 см), малый родничок чаще закрыт. Плачет практически без слёз. Плохо развит кардиальный сфинктер (поэтому многие дети срыгивают). Гипертонус мышц конечностей (ручки и ножки согнуты и приведены к туловищу). Мочится 20 – 25 раз в сутки.

VI. Вскармливание ребёнка

1. Долженствующий объём питания

- объём на сутки (принцип подсчёта): 1/5 часть от фактической массы тела

- объём на одно кормление (принцип подсчёта): объём на сутки разделить на количество кормлений (например, на 6)

2. Рекомендуемое питание

- основное: материнское грудное молоко

Если у мамы мало молока + адаптированная смесь формулы «1» (то есть, для первого полугодия жизни), например, «НАН-1», «Энфамил-1» и т.п.

- прикормы, необходимые для введения в данном возрасте: -----

VII. Иммунопрофилактика (согласно «Национального календаря профилактических прививок» Российской Федерации)

1. Этап вакцинации: вторая вакцинация против вирусного гепатита В

2. Препарат для введения: вакцина «Гепатит В»

4. Способ введения: внутримышечно

5. Место введения: переднелатеральная поверхность бедра

VIII. Плановое обследование ребёнка

1. Узкие специалисты: невролог, хирург-ортопед, офтальмолог, зав. педиатрическим отделением

2. Инструментальное исследование: электрокардиограмма, УЗИ тазобедренных суставов, аудиоскрининг

3. Лабораторное исследование: общий анализ крови, общий анализ мочи

IX. Массаж и гимнастика

1. Комплекс массажа: массаж живота по часовой стрелке,

выкладывание на живот,

лёгкое поглаживание ручек от кистей к туловищу,

лёгкое поглаживание ножек от стоп к туловищу,

лёгкий массаж спинки от ягодиц к плечам

2. Комплекс гимнастики: ------ (нельзя из-за гипертонуса)

X. Закаливание ребёнка

Воздушные ванны по 5 -10 минут перед каждым кормлением (t 22°С),

умывание водой комнатной температуры (22-24°С),

обливание после купания водой температуры 35°С.

Прогулки с открытым лицом при температуре не ниже – 10°С.

Список использованной литературы:

  1. Н.П. Шабалов. «Педиатрия», изд. СпецЛит г. Санкт-Петербург, 2010 г.
  2. Национальный календарь профилактических прививок. Приказ Минздрава РФ № 51н от 31 января 2011 г.
  3. О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребёнка в течение первого года жизни. Приказ Минздрава РФ № 307 от 26 апреля 2007 г.

Все поля являются обязательными для заполнения

Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  1. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки.
  2. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами). Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения - заголовке, тексте, подписи и пр.)
  3. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
  4. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
  5. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
  6. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
  7. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
  8. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста.

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.

Патронаж новорожденного, плановые осмотры детей до года, медосмотр в 1 год

Патронаж новорожденных: забота о матери и ребенке

Вот вы переступили порог своего дома, неся на руках драгоценный сверток с новорожденным малышом. Но выписка из роддома — только начало нового этапа вашей жизни, в котором предстоит заботиться и ухаживать за ребенком. И тут возникает масса вопросов: как купать кроху, как часто кормить, почему он плачет, нормально ли, что вздрагивает во сне, что делать, если от прибывания молока болит грудь… Без паники! Медицинская сестра уже спешит к вам на помощь, потому что существует такое понятие, как патронаж новорожденного.

Задачи и цели патронажа

Термин патронаж французского происхождения, и дословно означает «покровительство».

Патронаж новорожденных — это особая программа, целью которой является наблюдение за младенцем первого месяца жизни на дому. Визиты и осмотры проводятся участковым педиатром или медсестрой местной поликлиники, за которой будет закреплен ребенок. Программа абсолютно бесплатная и предоставляется всем новорожденным, независимо от социального статуса, прописки или отсутствия страховки.

Основные задачи патронажа следующие:

  1. Установление контакта и доверительных отношений с семьей.
  2. Помочь молодой матери справиться с практическими и психологическими проблемами по уходу за ребенком и установлением лактации.
  3. Оценка состояния здоровья малыша, степень его развития, а также выявления возможных факторов риска появления наследственных заболеваний.

Как же на практике работает патронажная система? Когда младенца выписывают из роддома, данные о нем без промедления передаются в районную поликлинику для становления на учет. Эти же сведения передаются в женскую консультацию, где мамочка наблюдалась всю беременность — оттуда тоже будут звонить и интересоваться состоянием здоровья матери.

Первичный патронаж новорожденного, как правило, происходит в первые 2 дня, максимум на 3 сутки после приезда из роддома. Если в родильном отделении посчитали, что у ребенка могут возникнуть осложнения, он первый в семье, роды были преждевременные или, наоборот, поздние, медсестра навещает семью непосредственно в день выписки.

Согласно правилам патронажа, врач или медсестра обязаны навещать младенца ежедневно в течение первых 10 дней его жизни. Однако на практике это не всегда возможно ввиду повышенной рождаемости, с одной стороны, и сокращения штата медицинских работников с другой. Поэтому индивидуальный график посещений составляется обычно на основании состояния здоровья ребенка. После выяснения основных вопросов по уходу за младенцем кроху навещают раз в неделю до достижения им 1 месяца.

На осмотр домой приходит тот врач, который и будет дальше вести младенца, однако в порядке исключения (выходной или праздничный день, отпускная пора) визит наносит дежурный доктор.

Первый визит: забота о ребенке

Первичный визит включает в себя три этапа:

  1. Осмотр жилищных условий младенца, сбор данных о членах семьи.
  2. Сбор анамнеза беременности и родов.
  3. Осмотр грудничка.
«Кто в теремочке живет?»

Медицинский персонал, попадая в дом новорожденного, доброжелателен. Педиатр поздравит семью с рождением малыша и познакомится с матерью и отцом ребенка. Выясняется, сколько персон живет на данной жилплощади и в каком родстве они состоят с младенцем; есть ли в семье домашние питомцы.

Во время первичного патронажа новорожденного проверяется, в каких условиях будет жить ребенок: есть ли у него спальное место, коляска, ванночка, пеленальный столик, находится ли кроватка в стороне от сквозняков и прямых солнечных лучей.

Учитывается температура и влажность в помещении, маме даются рекомендации по проветриванию комнаты и осуществлению влажной уборки. Просматривается белье, а также условия его хранения. Заглянет медсестра и в аптечку для новорожденного. Если чего-то не хватает, она обязательно подскажет, что необходимо докупить.

Собирается информация о ближайших родственниках (мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры), их хронических болезнях. Это делается с целью составления родословной малыша и выявления риска развития наследственных заболеваний.

Родовый и дородовый анамнез

Первичный визит также включает в себя просмотр документации по ведению беременности и родов. Врач узнает, были ли какие-либо осложнения во время вынашивания ребенка, приходилось ли матери лежать на сохранении. Если да, то с каким диагнозом. Не менее важны данные о самих родах: как протекали, была ли гипоксия или асфиксия, как оценили малыша по шкале Апгар.

Осмотр младенца

Затем врач приступает непосредственно к самому важному этапу, осматривая ребенка с головы до ног. Он обращает внимание на цвет кожных покровов, симметрию парных органов (глазки, ушки), плечей, осматривает зев, роднички, оценивает форму головки.

С помощью фонендоскопа осуществляется аускультация или выслушивание сердечка и легких. Пальпируется животик, половые органы, проверяются рефлексы, присущие данному возрасту. Врач оценивает мышечный тонус, нет ли изменений в сторону его повышения или понижения. Большое внимание уделяется состоянию пупка, поскольку от его правильной обработки будет зависеть общее здоровье крохи.

Мамочка не должна стесняться спрашивать все, что ее интересует в отношении ухода за новорожденным. При необходимости медсестра покажет, как обрабатывать пупок, как проводить ежедневный туалет (чистить носик, ушки), как правильно купать, подмывать, обстригать ногти, пеленать, прикладывать к груди и т. п. При желании вам покажут простые элементы гимнастики и массажа.

В заключение первого визита маме рассказывают, при каких состояниях и симптомах нужно немедленно вызывать скорую помощь и как вести себя в подобных ситуациях. Обычно мамочке оставляют контактный телефон, чтобы при возникновении вопросов она могла связаться с доктором и проконсультироваться.

Первый визит: забота о матери

Не менее важно уделить внимание самой маме, особенно если материнство для нее — совершенно новая роль. Медсестра узнает о ее физическом и психическом самочувствии, дает рекомендации о том, как организовать дневной отдых.

Кормление грудью сопряжено с различными трудностями. Поэтому обязательно осматривают мамину грудь, нет ли уплотнений, свидетельствующих о развитии лактостаза. Врач может показать, как разрабатывать молочные железы, чтобы избежать застоев, правильно сцеживаться, если есть такая необходимость. Маму научат правильно прикладывать ребенка к груди.

Продолжая тему становления лактации, доктор расскажет об усиленном питьевом режиме, увеличивающем прибытие молока, и о соблюдении личной гигиены (нужно каждый день менять бюстгальтер, не забывать мыть руки после улицы, посещения туалета и перед кормлением малыша). Совместно вы сможете подобрать режим вскармливания: по требованию или по часам, а также сбалансировать питание матери.

Дальнейший патронаж

Когда вашему крохе исполнится месяц, вас, скорее всего, пригласят по телефону на первый поликлинический прием, чтобы пройти дальнейшее обследование. В педиатрической практике существуют специальные дни для приема детишек до года — грудничковые.

Например, если в четверг грудничковый день, в поликлинику приводят (точнее, приносят) здоровых детей, так что вероятность подхватить инфекцию минимальная. В грудничковый день работают и другие узкие специалисты, поэтому есть возможность всесторонне обследоваться. В эти же дни для малышей работают прививочные кабинеты.

Визит начинается с педиатра. Карточки самых маленьких пациентов в «их день» находятся, как правило, не в регистратуре, а прямо в кабинете участкового врача. Малыша разденут, осмотрят его кожные покровы, пупок, прощупают, нет ли пупочных грыж. Обязательны процедуры взвешивания, измерения роста, а также окружности головы и грудной клетки. Эти показатели позволяют увидеть, насколько хорошо развивается малыш. По прибавке в весе судят о том, хватает ли ему молока или требуется докорм. Педиатра кроха посещает каждый месяц, вплоть до достижения им 1-го года.

Если вашему ребенку исполнился 1 месяц, это означает, что пришло время проводить плановые осмотры. За первый год их будет 4, и малыш познакомится с разными специалистами. Ниже приводится таблица, которая представляет собой образец посещения докторов в определенные вехи жизни.

Медосмотр узких специалистов Невролог

Посещение врача-невролога очень важно, так как именно он следит за психомоторным развитием младенца. Доктор оценивает угасание врожденных рефлексов, мышечный тонус грудничка, формирование здоровых двигательных функций.

Невролог контролирует своевременное появление основных навыков (удержание головки, во сколько месяцев кроха начал переворачиваться, садиться, вставать и т. д. Расспрашивает о манипуляциях малыша с игрушками. Если есть подозрения в отклонении от нормы, невролог может назначить массаж, лечебную гимнастику или направить на дальнейшее обследование.

Ортопед

Обследование детей у ортопеда особенно важно в первые месяцы жизни, чтобы исключить дисплазию тазобедренных суставов. Это заболевание успешно лечится, если оно было вовремя диагностировано. В противном случае упущенное время работает против ребенка, и возможны осложнения на всю жизнь. Поэтому в скрининговую программу по обследованию новорожденных входит УЗИ тазобедренных суставов.

Ближе к году, когда кроха учится делать первые шаги, роль ортопеда заключается в определении возможных варусных и вальгусных деформаций стопы и конечностей. Врач следит за формированием правильной походки, осанки, дает рекомендации по приобретению детской обуви.

Офтальмолог

Зрение у малышей проверяется специальными приборами, исследуется глазное дно, исключаются такие патологии, как косоглазие и астигматизм. Осматриваются носослезные каналы на предмет их проходимости.

Хирург

Осмотр хирургом помогает вовремя выявить следующие патологии:

  • паховые и пупочные грыжи;
  • гемангиомы на кожных покровах;
  • криптохизм (состояние у мальчиков, когда яички не опускаются в мошонку);
  • физиологический и патологический фимоз у мальчиков.
ЛОР

На первом месяце жизни проводится аудиоскрининг с целью выявления слуховых дефектов. Если возникли подозрения на снижение слуха, ребенка направляют в сурдологический центр для более детального обследования.

Стоматолог

С появлением первых зубов необходимо показаться стоматологу. Несмотря на то что зубки молочные, очень важно их правильное прорезывание и рост, а также формирование правильного прикуса.

Кроме прохождения врачей, в течение первого месяца сдаются анализы крови, мочи и кала, которые тоже могут многое рассказать о здоровье малыша.

В 1 год ребенок проходит полный плановый медосмотр, и он уже не считается грудничком. После года визиты к педиатру станут значительно реже, в основном они будут связаны с плановой вакцинацией или по причине болезни. Но, как и прежде, врачи будут рады оказать квалифицированную медицинскую помощь вашему малышу.

Что такое патронаж новорожденных на дому?

Что такое патронаж новорожденных на дому?

Появление маленького человечка в семье — это практически всегда большие переживания со стороны мамочки, особенно, если это первый ребенок. Несмотря на то, что в современной медицине широко развиты самые разнообразные программы и курсы по подготовке к уходу за новорожденным, на практике все оказывается совершенно по-другому, в частности уход за малышом с медицинской точки зрения. Патронаж новорожденных на дому — это разработанная система медицинского наблюдения за малюткой на дому в первый месяц жизни.

Содержание: Что такое патронаж?

Несмотря на то, что все чаще молодые мамочки решаются на роды в домашних условиях, все же традиционные роды в роддоме не теряют своих позиций и это, безусловно, правильное решение со стороны будущих родителей. В роддоме даже с самым устаревшим оборудованием все предусмотрено для того, чтобы в случае каких-то нарушений во время родов и после них малыша и новоиспеченную мамочку можно было быстро реабилитировать. Время пребывания в роддоме зачастую не превышает 3-5 дней, а в более тяжелых случаях может длиться 7 дней. За это время молодой маме и врач-педиатр, и медсестры пытаются максимально показать все необходимое для ухода за новорожденным. И все же маленькая кроха в первый год жизни требует к себе повышенного внимания, поэтому патронаж новорожденных на дому был разработан на государственном уровне и является обязательным для всех детей, даже тех, которые были рождены в районных клиниках.

Патронаж новорожденного на дому представляет собой регулярный осмотр малыша на дому участковым педиатром и медсестрой в первый месяц жизни. Первое посещение доктором происходит непосредственно на следующий день, в крайнем случае на протяжении первых трех дней, после выписки малыша и его мамы из роддома. Такая необходимость связана с надобностью ознакомления педиатра с условиями проживания ребенка, наблюдением его состояния после родов, а также для установления факторов риска для малыша в анамнезе и определения группы здоровья малыша.

Еще с роддома по месту проживания ребенка направляется карточка с данными о новорожденном и датой его выписки из роддома и педиатр практически сразу же знает когда и куда необходимо идти осматривать ребенка.

Согласно установленного графика первые десять дней жизни малыша доктор или медсестра обязаны навещать ребенка ежедневно, при этом первые дни осмотра засчитываются еще в роддоме. Далее наблюдения совершаются на 14-й и 21-й день жизни, затем уже в месяц от роду малыша только уже в поликлинике.

Что делает доктор во время патронажа на дому

Во время визитов доктора на дом он не только наблюдает за ребенком, но еще и наблюдает за поведением матери, ее состоянием, а также уходом за крохой. Если новоиспеченной мамочке необходимо дать какой-то совет касательно ухода за малышом, кормления или режима маленького человечка, то доктор также вправе дать рекомендации по этим вопросам.

Первое посещение доктором является обязательным, после которого назначается индивидуальный график посещений того или иного малыша в зависимости от его состояния здоровья, а также возможных рисков. Отклонение от правил связано с повышенной рождаемостью в городах-миллионниках, а также сокращением медицинского штата работников во многих региональных поликлиниках.

Последующий визит, если с ребенком все нормально, может осуществить участковая медсестра, которая осматривает пупочную ранку, а также отвечает на все вопросы новоиспеченных родителей.

Патронаж ребенка в первый год жизни

Согласно установленным правилам, наблюдение за ребенком участковым педиатром должно осуществляться каждый месяц после первого месяца наблюдения. При этом наблюдения проводятся по мере необходимости в поликлинике, например для сдачи лабораторных анализов, а также каждый месяц участковой медсестрой на дому в целях контроля и простого наблюдения за психологически-эмоциональным развитием ребенка, общим настроением и психологическим климатом в семье. При регулярных осмотрах малыша определяется необходимость в посещении узкоквалифицированных специалистов — лора, офтальмолога, ортопеда и т.д.

При необходимости медсестра вправе давать советы касательно режима дня малыша, его кормления, а также дальнейшего введения прикорма, ведь именно на этом этапе у многих мамочек возникает масса вопросов.

Медсестра также может осматривать грудь кормящей мамы с целью предотвращения застаивания молока и дальнейшего развития мастита, давать советы касательно ее питания и сцеживания, если мама прибегает к последнему.

Полезное видео на тему: «Что такое патронаж новорожденных на дому?»: