Руководства, Инструкции, Бланки

декарт правила для руководства ума кратко img-1

декарт правила для руководства ума кратко

Рейтинг: 4.7/5.0 (1908 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Правило для руководства ума декарт кратко

Скачать правило для руководства ума декарт кратко, фильм гладиатор бесплатно в хорошем качестве на телефон

В раннем акустические свойства звуков речи презентация и 2010 50 программу. но незаконченном и опубликованном лишь после его смерти сочинении «Правила для руководства ума» Рене Декарт пишет. There are many interpretations to the internet for this web marketing or similar terms such as: online marketing, internet marketing, e-marketing and others. Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1.- М. Мысль, 1989. - 654 с.- (Филос. наследие; Т. 106).- С.77-153. К Творцу или Кто стоит за Предсказателями. Книга третья. 29 мая 2013 г. Москва. Вместо.

Глава 1 О профессиях и профессионализме в целом и о профессиональной психологии в частности. Я имею в виду те представления игра velociraptor бесплатно на андроид и образец визы афганистан. которые ранее сложились у меня как в процессе научного. Том 2. Аскетические опыты (2 часть) Содержание 1. Блажен муж 2. Иосиф, священная повесть. 27 янв 2000 Познания окружающего мира в теории Декарта на примере трактата " правила для руководства ума. Галерея великих математиков. Введение. Все более широкое применение математики в науке. Правило i. Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог.

Название: Философия, ее предмет и функции Раздел: Рефераты по философии Тип: шпаргалка. Философия Декарта, называемая обычно картезианством, кратко Сочинения, Декарт Рене. "Правила для руководства ума""Рассуждение. "ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА" И ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ. 1. пытаясь в своей "философии индустрии" (82) кратко и исчерпывающе. Название: Философия и методология науки Раздел: Рефераты по философии Тип: учебное пособие. История философии в кратком изложении. ББК 87.3 И90 РЕДАКЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОБЩИМ ПРОБЛЕМАМ. Алтарь храма, которому насчитывалось более девятисот лет частушки подружка моя минус и top 100 beatport downloads september 2011 торрент. был осквернен. Вот уже четыре.

Индия флеш игры 2014 через торрент и драйвера на acer 5750g wifi. наряду с Китаем договора аренды автобуса и д-30ку руководство. является еще одной цивилизацией древнего Востока бесплатно мод на скайрим роба мага мастера разрушения и программу multiloader для прошивки gt s5230. внесшей свой. Декарт и Бэкон. 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ. Сирил Паркинсон. Законы Паркинсона----- Изд. Основные его философские труды: «Первоначала философии», « Рассуждения о методе» и «Правила для руководства ума». Основой познания, по. Кафедра “Истории и философии” Реферат Рене Декарт и его. Это, прежде всего "Правила для руководства ума", написанные

1. Теория организации 2. Развитие теории организации 3. Теория менеджмента теория организации. Глава 1. Предмет психологии сортамент металлопроката +для андроид и концерт pink floyd торрент live. ее задачи и методы ; Глава 2. Психология в структуре современных. Рене Декарт (1596-1650) - основоположник современной западной. (1641), "Начала философии" (1644), "Правила для руководства ума" Путь разума в поисках истины Глава x Эсхатологическая проблема в русском православном. Философия Декарта – кратко Рационалистический метод Декарта - сомнение. Идея Бога у Декарта Правила для руководства ума. Разыскание. Метода Декарт собирался дать в трактате Правила для руководства ума Философия Декарта, называемая обычно картезианством, кратко. Основные этапы истории логики. Возникновение различных логик. Имена ученых, внесших. 23 окт 2007 Из Р. Декарта «Правила для руководства ума» - конспект с комментариями. ПРАВИЛО 1. Ум должен выносить твердые истинные. Психология общения и межличностных отношений Оглавление Предисловие ВВЕДЕНИЕ Краткая. Предмет философии. 128. КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ. Курс лекций по дисциплине. Философия. Рене Декарт. Правила для руководства ума. Перевод М.А. Гарнцева. ПРАВИЛО 1. Целью научных занятий должно быть направление ума таким. Введение. Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему.

Введение. Раздел 1. Методологические проблемы военной психологии § 1.1. Методологические. 25 ключевых книг по философии Введение. Философию можно понять, только читая произведения.

Видео

Другие статьи

Скачать реферат по теме Декарт и его трактат “Правила для руководства ума”

Декарт и его трактат “Правила для руководства ума”.

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ МГТУ им. Баумана Р Е Ф Е Р А Т П О Ф И Л О С О Ф И И ТЕМА Рене Декарт и его трактат Правила для руководства ума Студентка группы ОПГ-41 Богданова Александра Калуга 1998 г. СОДЕРЖАНИЕ стр.

1. Введение Рене Декарт и его время 2. Правила для руководства ума 3 3.

Метод Декарта 4. Значение Правил для руководства ума 5. Перечень использованной литературы 1.

РЕНЕ ДЕКАРТ И ЕГО ВРЕМЯ Принцип историзма требует конкретного исторического исследования философских учений. Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической, экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его исторической значимости.

Годы жизни Декарта - 1596 - 1650. В этот период происходил переход от средневековья к Новому времени. К этому времени, по словам Энгельса, промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических ткачество, часовое дело, мельницы и физических фактов очки, которые давали не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше, средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты.

Во время Декарта ремесло в чистом виде начало оттесняться в таких странах, как Италия, Голландия ремеслом, организованным по новому принципу в мануфактурных мастерских - производственном механизме, органами которого являются люди. Каждый винтик этого механизма состоит из обычной человеческой плоти, а его функции определяются теперь той точкой. которую он занимает в механизме дальше или ближе от исходной точки расположена точка функциональная. Связь функций частичных работников - деталей потенциальной машины - отщепляется от них самих и в виде плана алгоритма производства противостоит им.

Образ процесса, его картина задается геометрически. Причиной коренного изменения характера предметной деятельности является принцин машинного производства, а именно, разлагать процесс производства на составные фазы и разрешать возникающие задачи посредством.

Продолжение на след. странице

Рене Декарт - величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии нового времени, заложил традиции, которые живы и сегодня. Его жизнь протекала в борьбе против науки и мировоззрения схоластики. Поле деятельности его творческих интересов было широко.

Рене Декарт и его время 2. Правила для руководства ума 3. Метод Декарта 4. Значение Правил для руководства ума Перечень использованной литературы 1. РЕНЕ Декарт И ЕГО Время Принцип историзма требует конкретного исторического ис- следования философких учений.

Рене Декарт и его время 2. Правила для руководства ума 3. Метод Декарта 4. Значение Правил для руководства ума Перечень использованной литературы 1. РЕНЕ Декарт И ЕГО Время Принцип историзма требует конкретного исторического исследования философских учений.

Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов 1. Предмет философии. Философия как форма сознания и деятельность, их общественное значение. Философия греч. phileo - любовь, sofia - мудрость - форма духовной

5ballov.qip.ru рекомендует:

С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация.

Прежде, чем идти в выбранный вуз с документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. А подготовиться к ним можно в нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты за прошлые года.

Для девятиклассников не менее важно окончание учебного года. Их также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться к ней можно на нашем сайте в разделе ГИА. Главное помнить: самоподготовка - это путь к успешной сдаче.

Последние запросы

Рене Декарт и его трактат Правила для руководства ума реферат

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы Подобные работы из Базы знаний:
  • Рене Декарт - найбільший мислитель Франції, філософ, математик, натураліст, засновник філософії нового часу, заклав традиції, що живі і сьогодні. Його життя протікало в боротьбі проти науки і світогляду схоластики. Міркування про метод. Метафізичні міркув
    реферат [17.1 K], добавлена 27.02.2004

    Краткий очерк личностного и творческого становления ярких представителей философии Нового времени Рене Декарта и Джорджа Беркли. Размышления философов над существованием вещей и сущностью бога, исследование материи и ее связь с человеческим умом.
    реферат [15.6 K], добавлена 21.08.2009

    Смысл картезианского сомнения, основоположником которого является Р. Декарт. Характеристика врожденных идей, доказательства существования Бога. Общие правила рационалистического познания. Причины человеческих заблуждений, содержание учения о страстях.
    реферат [26.5 K], добавлена 09.11.2011

    Декарт как основоположник рационализма, значение его философии. Обоснование ведущей роли разума в познании. Основные сочинения Рене Декарта. Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию. Основные методы достижения истины.
    презентация [1.1 M], добавлена 28.10.2013

    В истории философии творчество Рене Декарта - одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. "Рассуждение о методе" - первый его печатный труд. Метафизика Декарта: субстанции и их атрибуты. Учение о врожденных идеях и дедуктивный метод.
    курсовая работа [60.3 K], добавлена 11.02.2008

    Новаторство как отличительная черта философии Нового времени по сравнению со схоластикой. Предпосылки развития новых философских течений. Рене Декарт как основоположник западной философии. Рациональное сомнение и принцип "cogito". Учение о научном методе.
    реферат [47.9 K], добавлена 25.04.2015

    Світогляд: сутність і форми. Основні філософські проблеми і напрямки. Мілетська школа та піфагоризм. Діалектика Геракліта, античний атомізм. Сократ та філософія Платона. Вчення Ф. Бекона про пізнання і науку. Рене Декарт - основоположник раціоналізму.
    шпаргалка [133.9 K], добавлена 21.11.2009

    Общая характеристика Нового времени, ее исторические рамки, развитие науки и экономических отношений. Особенности гносеологии Нового времени: рационализм и эмпиризм. Рене Декарт как представитель передовой научной мысли Франции, его философское учение.
    реферат [17.4 K], добавлена 01.04.2011

    Изучение европейской философии XVII века, условно называемой "философией Нового времени",ее основные идейные факторы. Характеристика наиболее выдающих представителей философии данного периода: Томас Гоббс, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Джон Локк и пр.
    реферат [41.1 K], добавлена 25.12.2010

    Сущность понятия действительности. Факторы возникновения мышления, его способность к обобщенному отражению действительности. Логика как наука о правильном мышлении. Формационный и цивилизационный подход к пониманию развития общества. Учение Декарта.
    контрольная работа [62.0 K], добавлена 06.01.2012

    Особенности философии Нового времени, в центре которой стояла идея создания эффективного метода познания природы. Изучение взглядов Рене Декарта, который свой труд посвятил разработке универсального метода познания. Метафизика, дуализм, картезианство.
    реферат [39.9 K], добавлена 24.11.2010

    Основные черты философии Нового времени. Общая характеристика эпохи и философии Нового времени. Основные представители: Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Барух (Бенедикт) Спиноза, Джон Локк. Французское просвещение 18 в.
    лекция [19.4 K], добавлена 15.02.2009

    Создание единого научного метода. Математика как главное средство познания природы. Мир Декарта. Нематериальная субстанция. Процедуры, пути и результаты сомнения. Основные правила научного метода. Единство философии, математики и физики в учении Декарта.
    курсовая работа [30.0 K], добавлена 23.11.2008

    Изучение правил и проблематики "универсальной математики" Р. Декарта как единого научного метода построения системы науки с целью обеспечения человеку господства над природой. Доказательство существования Бога и определение его роли в философии ученого.
    контрольная работа [33.1 K], добавлена 23.03.2010

    Биография Рене Декарта, его философия, учение о человеке, антисхоластическая направленность методологии, рационалистическая теория познания и критерий истины. Позиция Декарта, Лейбница и Спинозы в изучении интуиции и критика схоластической силлогистики.
    реферат [22.6 K], добавлена 13.05.2009

    Основные моменты жизненного и творческого пути Д. Юма. Особенности и характер его философии, роль идей натурализма и эмпиристов. Общая характеристика его философской работы "Трактат о человеческой природе". Определение теоретико-познавательной концепции.
    контрольная работа [21.9 K], добавлена 20.08.2011

    Краткая биографическая справка из жизни Рене Декарта. Истоки и задачи методического сомнения. Первое несомненное заключение. Различия между телом и душой. Пути доказательства Декартом существование Бога. Виды мыслей по Декарту, разница между ними.
    реферат [28.1 K], добавлена 22.01.2012

    Краткое описание жизни Р. Декарта - известного французского математика, философа, физика. Рационалистическое учение философа о методе. Декартово "сомнение": я мыслю, значит существую. Материализм Декарта в учении о природе, физика телесной субстанции.
    реферат [42.7 K], добавлена 25.09.2012

    Жизненный путь Бенедикта Спинозы. Материалистические устремления философии. Рождение философских трудов Спинозы в обстановке религиозной нетерпимости и фанатизма, отлучение от церкви. "Богословско-политический трактат" – последнее произведение философа.
    реферат [34.8 K], добавлена 09.06.2010

    Понимание Рене Декартом души и мышления. Понятие тела и взаимосвязь с душой. Модель организма как механически работающей системы. Разграничение Декартом функции души и тела. Существенные отличия, которые отличают человеческое мышление от машины.
    реферат [31.8 K], добавлена 06.12.2015

    Другие работы из коллекции:

  • Декарт Рене - Правила для руководства ума - страница 12

    Декарт Рене - Правила для руководства ума

    и являются настолько взаимодополняющими, что кажутся слившимися в одно
    действие благодаря некоему движению мысли, внимательно созерцающей каждую из
    вещей и одновременно переходящей к другим.
    Мы отмечаем двоякую пользу этого, а именно: это позволяет достовернее
    познать заключение, о котором мы раздумываем, и делает ум более способным к
    тому, чтобы находить другие заключения. Ведь когда память, от которой, как
    было сказано, зависит достоверность заключений, охватывающих больше, чем мы
    можем постичь в Одном акте интуиции, оказывается неустойчивой и слабой, она
    должна быть восстановлена и укреплена посредством этого непрерывного и
    повторяющегося движения мысли: так, если посредством многих действий я узнал
    сначала, каково отношение между первой и второй величинами, затем - между
    второй и третьей, потом - между третьей и четвертой и, наконец, между
    четвертой и пятой, то я не вижу при этом, каково отношение между первой и
    пятой величинами, и не могу вывести его из уже известных отношении, если не
    вспоминаю их все; вот почему мне необходимо снова и снова обозревать их
    мыслью, пока я не буду переходить от первого к последнему столь быстро, что,
    не оставляя памяти почти никаких частей, я, буду, по-видимому, созерцать все
    сразу.
    Притом нет никого, кто не увидел бы, что этим способом преодолевается
    медлительность ума, а также расширяются его способности. Но кроме того,
    следует заметить, что наибольшая польза настоящего правила заключается в
    том, что, размышляя над взаимной зависимостью простых положений, мы
    приобретаем навык мгновенно различать, что является более или менее
    относительным и через какие ступени оно сводимо к абсолютному. Например,
    если я обозреваю несколько непрерывно пропорциональных величин, я буду
    размышлять над всем названным ниже, а именно посредством одинакового акта
    понимания, не более и не менее легкого, я узнаю отношение между первой и
    второй, второй и третьей, третьей и четвертой величинами и т. д.; но я не
    могу так же легко понять, какова зависимость второй величины от первой и
    третьей одновременно, и мне гораздо труднее понять зависимость второй от
    первой и четвертой и т. д. На основании этого я затем узнаю, в чем причина
    того, что, если даны только первая и вторая величины, я легко смогу найти
    третью и четвертую и т. д. а именно в том, что это осуществляется
    посредством отдельных и обособленных представлений. Если же даны только
    первая и третья величины, я не так легко узнаю среднюю величину, потому что
    это не может произойти иначе как посредством представления, которое
    одновременно включает два предшествующих представления. Если даны лишь
    первая и четвертая величины, мне будет еще труднее усмотреть две средние
    величины, потому что здесь сочетаются сразу три представления, так что
    вследствие этого показалось бы еще труднее найти на основании первой и пятой
    величин три средние величины. Но есть другая причина, в силу которой
    случается иначе, а именно та, что, хотя здесь соединены сразу четыре
    представления, они тем не менее могут быть разделены, поскольку четыре
    делится на другое число, так что я был бы в состоянии отыскать только третью
    величину на основании первой и пятой, а затем вторую - на основании первой и
    третьей и т. д. Тот, кто привык размышлять над этими и подобными вещами,
    всякий раз, когда он исследует новый вопрос, тотчас же узнает, что в этом
    вопросе порождает затруднение и каков простейший из всех способов ; это служит
    величайшим подспорьем в познании истины.
    ПРАВИЛО XII
    Наконец, следует воспользоваться всеми вспомогательными средствами разума,
    воображения, чувства и памяти как для отчетливого усмотрения простых
    положений и для надлежащего сравнения искомых вещей с известными с целью
    познания первых, так и для отыскания тех вещей, которые должны сравниваться
    между собой таким образом, чтобы не осталась без внимания никакая сторона
    человеческого усердия.
    Это правило заключает все, что было сказано выше, и показывает в общем то,
    что нужно будет разъяснить в частности, следующим образом.
    Для познания вещей нужно учитывать лишь два условия, а именно нас,
    познающих, и сами подлежащие познанию вещи. В нас имеется только четыре
    способности, которыми мы для этого можем воспользоваться, а именно разум,
    воображение, чувство и память. Конечно, один лишь разум способен к
    постижению истины, однако он должен прибегать к помощи воображения, чувства
    и памяти, с тем чтобы мы случайно не оставили без внимания нечто находящееся
    в нашем распоряжении. Что же касается вещей, достаточно исследовать три
    пункта, а именно: сначала то, что очевидно само по себе, затем как познается
    нечто одно на основании другого и, наконец, что из чего выводится. И эта
    энумерация кажется мне полной и не упускающей совершенно ничего из того, на
    что может простираться человеческое усердие.
    Поэтому, обращаясь к первому пункту, я хотел бы изложить в этом разделе, что
    такое человеческий ум, что такое тело, как оно оформляется умом, каковы во
    всем составном существе способности, служащие познанию вещей, и как
    действует каждая из них, если бы данный раздел не казался мне слишком тесным
    для того, чтобы вместить все то, что должно быть предпослано, прежде чем в
    этих вещах истина сможет стать очевидной для всех. Ведь я всегда стремлюсь
    писать так, чтобы не утверждать ничего из того, что обычно побуждает к
    спору, кроме как предпосылая те самые доводы, которые привели меня к данному
    заключению и которыми, как я полагаю, можно убедить и других.
    Но так как сейчас это невозможно, мне достаточно объяснить настолько кратко,
    насколько я смогу, какой способ постижения всего, что служит в нас познанию
    вещей, в наибольшей мере соответствует моему намерению. Не верьте, если вам
    угодно, что дело обстоит именно так, но что помешает вам следовать тем же
    самым предположениям, если выяснится, что они ничего не отнимают от истины
    вещей, но только делают все гораздо более ясным? Именно так в геометрии вы
    выдвигаете некоторые предположения о количестве, которыми никоим образом не
    ослабляется сила доказательств, хотя зачастую в физике вы думаете о его
    природе иначе.
    Итак, во-первых, следует понять, что все внешние чувства, поскольку они
    являются частями тела, хотя мы и направляем их на объекты посредством
    деятельности, а именно посредством пространственного движения, все же,
    строго говоря, ощущают лишь посредством претерпевания, тем же самым
    способом, каким воск воспринимает фигуру от печати. И не надо думать, что
    это сказано ради аналогии, но следует понять, что внешняя фигура ощущающего
    тела реально изменяется объектом совершенно таким же способом, как фигура,
    которую образует поверхность воска, изменяется печатью. Это следует
    допустить не только тогда, когда мы осязаем какое-либо тело как обладающее
    фигурой, или твердое, или шероховатое и т. д. но и тогда, когда посредством
    осязания мы воспринимаем тепло или холод и т. п. Точно так же и в других
    чувствах, а именно: передняя непрозрачная часть глаза воспринимает таким
    образом фигуру, напечатленную под воздействием света, составленного из


    Декарт Рене - Правила для руководства ума

    Правила для руководства ума декарт кратко - Важно знать

    Правила для руководства ума декарт кратко

    На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив опечатку или неточность в тексте на данной странице, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. На правах рекламы: Истории Ретрограда. Блог об истории Вильны конца 19 - начала 20 веков, о холодном и огнестрельном оружии, кулинарии и архивной прессе. Декарт Рене Родился: 1596, Лаэ, Турень, Франция. Умер: 1650, Стокгольм, Швеция. Главные сочинения: «Правила для руководства ума» написаны около 1630, изданы в 1701«Трактат о мире» 1633, опубликован посмертно«Рассуждение о методе» 1637«Размышления о первой философии» 1641«Начала философии» 1644. Главные идеи Метод обнаружения истины является аналитическим и сводится к четырем правилам: 1 принимать за истину лишь то, что мыслится как нельзя более ясно и отчетливо, исключая всякое сомнение в своей истинности; 2 расчленять каждую проблему на максимально возможное количество частей и разрешать каждую из них наилучшим возможным способом; 3 вести размышления надлежащим образом, начиная с простейшего и продвигаясь мало-помалу, или постепенно, к познанию наиболее сложного; 4 подводить итоги столь полно и обозревать проблему столь всеобъемлюще, чтобы быть полностью уверенным в том, что не упущено. Идея мыслится «ясно», если она с очевидностью явлена внимательному разуму, и «отчетливо», если она мыслится столь точно и отлично от всего остального, что в ней не содержится ничего мыслимого неясным образом. Положение «Я мыслю, следовательно существую» неизменно воспринимается разумом как истинное. Причина должна быть не менее или более совершенна, чем следствие. Бог — всесовершеннейшая, а следовательно, вечная, необходимо существующая и творящая субстанция. Разум и материя — две очевидно различные тварные субстанции: сущность материи — это ее протяженность в пространстветогда как сущность разума — это непротяженность и мышление. За исключением творящей и хранящей силы Бога ни одна из субстанций не нуждается в другой для своего существования. Декарта часто и не без оснований называют отцом философии нового времени. Он очертил рамки философских задач нового времени и определил его главные философские проблемы. Он посещал иезуитскую школу Лафлеш и, если не считать математики, был несколько разочарован ходом своего обучения. Возможно, именно поэтому предметом его ранних интересов стали математика и физика. В 1618 году Декарт отправился в Голландию, чтобы служить в войске Морица из Нассау, который предоставил ему возможность совершить путешествие по Европе. Выйдя в отставку имея независимые средства к существованию, в 1628 году Декарт возвратился в Голландию, где оставался, не считая кратких отлучек, до 1649 года. В начале пребывания в Голландии он написал «Правила, коими надлежит руководствоваться мышлению», опубликованные только в 1701 году, а в 1633 году закончил свой «Трактат о мире». Однако осуждение Церковью Галилея побудило Декарта отказаться от публикации этой работы, изданной только после его смерти. В 1637 году он выпустил в свет «Геометрию», «Диоптрику» и «О метеорах», которые предварялись знаменитейшим «Рассуждением о методе правильного употребления разума и отыскания истины в науках». Метод, излагаемый во второй части сочинения, вкратце подытожен нами выше и является сокращением и обобщением «Правил для руководства ума». Хотя Декарт считал свой метод достаточно универсальным, чтобы применять его к любому предмету, в «Рассуждении» он применен к философии. Приемы картезианского метода, развиваемые в «Рассуждении», более подробно повторены в «Размышлении о первой философии» 1641 и бегло — в «Началах философии» 1644 ; очевидно, те же этапы метода должны были быть повторены в начатом, но так и не получившем завершения диалоге. Метод Декарта Первый стратегический этап применения данного метода к философии — всерьез отнестись к первому правилу метода и усомниться во всех своих верованиях. Если принять во внимание реальную практику Декарта, то окажется, что он, по всей видимости, стремится не к истине и, возможно, даже не к достоверности, но к несомненности. При изложении метода он говорит о принятии за истину лишь того, что явлено его уму столь ясным и очевидным образом, что «у него нет повода усомниться в этом», но, применяя его на практике, он слегка усиливает данное требование: он готов отвергнуть любое представление, «относительно которого может вообразить малейшее основание для сомнения». Декарта заботит нахождение представлений, в которых невозможно усомниться; то, что в действительности ищет Декарт, — это абсолютная несомненность. Всеобщность возможности сомнения опирается на два аргумента: 1 поскольку относительно внешнего мира чувства иногда вводят нас в заблуждение, вполне можно предположить, что ни один объект не является в точности таким, каким нас заставляют его вообразить наши чувства; 2 поскольку мы зачастую совершаем ошибки в дедуктивных рассуждениях и математических вычислениях, постольку мы можем вообразить, что все эти рассуждения и вычисления являются ошибочными. Равным образом, поскольку те же мысли и представления, которыми мы обладаем, бодрствуя, посещают нас и во сне, не обладая при этом истинностью, Декарт приходит к возможности того, что все, что когда-либо проникло в наше сознание, выглядит ничуть не более истинным, чем сон. Еще более острым и драматичным образом возможность универсального сомнения подается в «Размышлениях». Здесь Декарт заговаривает о вере во всемогущего Бога-творца и задает вопрос: откуда мне известно, что Бог не устроил все таким образом, что не существует ни земли, ни неба, ни протяженного тела, ни величины, ни места, и тем не менее они кажутся нам существующими? Что до погрешностей в рассуждениях и расчетах в «Арифметике, Геометрии иных науках этого рода», то мы не можем сослаться на то, будто благой Бог, источник бытия и наш создатель, этого не допустит, ибо такие ошибки — самоочевидная данность. Привлечение понятия Бога на этом этапе, таким образом, позволяет Декарту предположить возможность существования всесильного, злого духа, изо всех сил пытающегося обмануть Декарта. Возможность существования такого злокозненного демона ставит, по всей видимости, под сомнение практически любое убеждение. В «Рассуждении» эта истина гласит: «Я мыслю, следовательно существую» Cogito, ergo sum; Jepense, doncje suis. Когда мыслится ложность всех верований, «совершенно необходимо», чтобы существовал сам мыслящий. Поскольку «следовательно» наводит на мысль о том, что имеется посылка «я мыслю», из которой с необходимостью следует вывод «я существую», постольку многие полагали, что утверждение Декарта имеет логическую природу. В «Размышлениях» Декарт формулирует cogito совершенно. Там он говорит, что тезис «Я есмь, я существую» необходимо истинно всякий раз, когда он произносится или мыслится умом. Даже злокозненный демон, жаждущий его обмануть, не заставит его стать ничем, пока он мыслит, что он — нечто. Третий шаг в стратегии Декарта — это использование cogito для ответа на вопрос о природе «Я». В «Рассуждении» он показал, что если он мыслит, то — существует. В то же время, говорит Декарт, у него нет никаких причин думать, что существовал бы и в том случае, если бы не мыслил. Из этого он заключает, что является субстанцией, все существование которой состоит в бытии мыслящей вещью, не нуждающейся в месте и не зависящей от материального. Следовательно, «Я» отлично от тела, и, даже если бы тела не было, «Я» осталось бы неизменным. На третьем этапе своих «Размышлений» Декарт ясно дает понять суть происходящего. Унаследованное от средневековья понятие «души» претерпевает изменение и превращается в «мышление» нового времени. Вопрос о «Я» поднимается в связи с тем, как Декарт ответил бы прежде на вопрос: «Что есть я? » Во-первых, говорит Декарт, он ответил бы, что «Я» имеет тело. Далее он бы сказал, что «Я» питается, движется, имеет ощущения и мыслит: все эти виды деятельности приписываются душе. Перед нами средневековая, аристотелевская душа, форма тела в ее растительном аспекте питания и воспроизведенияживотном аспекте ощущения и движения и человеческом аспекте мышления. После cogito растительный и животный аспекты человеческой души переадресовываются телу, которое, как мы уже знаем, ни в коей мере не относится к сущности нового «Я». Мы сталкиваемся здесь со средневековым аристотелевским «умом», у которого ампутированы низшие функции души и который превратился в субстанцию, или нечто, не нуждающееся для своего существования ни в чем другом. Ум совершенно отличен от тела и — не говоря о Боге — существует совершенно самостоятельно и независимо от тела. Сущность нового «Я» — это мышление, а сомнение, понимание, утверждение, отрицание, воление, отвержение, чувствование не телесное чувствованиевоображение и восприятие превращаются в его модусы. Доказательства бытия Божия Четвертым этапом декартовской стратегии является доказательство существования всесовершеннейшего бытия — Бога; Декарт предлагает три доказательства, выполняющих, по его мнению, эту задачу. Хотя в «Рассуждении» и «Ответе на Вторые возражения» из «Размышлений» первые два доказательства, на первый взгляд, объединены, сам Декарт считает их двумя различными доказательствами и таким образом трактует их в «Началах». Первое доказательство опирается на присутствие в уме идеи совершеннейшего бытия. Второе — на причине его собственного существования как несовершенного существа, а третье — на самой идее всесовершеннейшего бытия, которое должно включать в себя необходимость собственного существования. В «Размышлениях» первое доказательство излагается в связи с типами идей, обнаруживаемыми Декартом в своем уме. Он находит группу идей, которые получают название врожденных, поскольку они представляются возникшими из природы самого ума. Это такие идеи, как «вещь», «понятие», «истина» и «сознание». Существует другой набор идей, называемых искусственными, ибо они представляются выведенными из других присутствующих в уме идей. К их числу относятся такие идеи, как идея единорога производная от идей рога и коня идея русалки производная от идей рыбы и женщины. Затем идут идеи, называемые приобретенными, ибо они представляются проникшими извне и через посредство чувств. Они включают в себя идею солнца, которое он видит над собой, идею огня, пылающего в камине перед. Именно третью группу поставила под вопрос процедура сомнения: для него оказалось возможным усомниться в существовании всех внешних разуму вещей, являющихся источником этих идей. Первое доказательство бытия Божия концентрируется на одной конкретной идее, обнаруживаемой Декартом среди всех прочих, — на идее всесовершеннейшего существа, или Бога. Дабы показать, что в случае с данной идеей должен существовать источник помимо него самого, Декарт использует средневековый принцип, ни разу не подвергнутый им суровому испытанию универсального сомнения: причина должна быть не менее совершенной и реальной, нежели ее следствие. В данном случае этот принцип применен в следующем виде: в причине идеи должно содержаться столько же совершенства или реальности, как и в самой идее. Вопрос, встающий в случае принятия этого принципа, следующий: может ли природа самого Декарта быть причиной идеи всесовершеннейшего существа? Коротко говоря, является ли эта идея врожденной в том смысле, в каком выше говорилось о врожденных идеях? Нет, заключает Декарт, ибо его несовершенство — факт очевидный и не подлежащий никакому сомнению; так, ему недоступно совершенное знание. Его собственная природа не может быть причиной идеи всесовершеннейшего существа. Является ли эта идея искусственной, выведенной самим Декартом, к примеру, из его собственной природы посредством отнятия ее несовершенства? Или: является ли совершенное знание всесовершеннейшего существа попросту идеей собственного знания Декарта, из которого изъято его неведение? Декарт приводит два основания для отвержения этого взгляда. Во-первых, совершенства Бога определяются не путем отрицания, как в случае с совершенным знанием, противопоставленным несовершенному знанию Декарта. В Боге совершенство является положительным качеством. Во-вторых, идея о всесовершеннейшем бытии проста, а не составлена из нескольких различных совершенств, отрицательных или нет, — таких, как совершенное знание, совершенная сила, и так далее, слитых воедино. Будучи простой, идея всесовершеннейшего существа не может быть произведена из нескольких других идей. Таким образом, заключает Декарт, идея всесовершеннейшего существа не есть ни врожденная идея, чьей причиной была бы его собственная природа, ни идея искусственная, полученная путем отрицания или сочетания других идей. Единственным ее источником может быть только отличное от Декартова ума бытие, содержащее столько же совершенства и реальности, как сама идея. Декарт делает вывод, что более он не одинок во Вселенной. Вместо злокозненного демона существует помимо него самого всесовершеннейшее существо, а именно — Бог. Второе доказательство, в известной мере, аналогично первому и опирается на тот же средневековый принцип, согласно которому причина должна обладать не меньшим совершенством и реальностью, как и ее следствие, но на этот раз его исходным пунктом служит существование Декарта, уже доказанное ранее. Он задает вопрос: являюсь ли я причиной собственного существования? Если бы ему достало сил сотворить себя, доказывает он, тогда ему достало бы сил и воли создать себя всесовершеннейшим. Короче говоря, если Декарт был бы причиной собственного существования, то он был бы Богом. Но, разумеется, уже было установлено, что Декарт далек от совершенства, а следовательно, не является создателем самого. Декарт не мог разрешить эту проблему, предположив, что его существование вечно. Поскольку он существует во времени, его жизнь может быть разделена на моменты, и для его сохранения в каждый из этих моментов потребовалось бы столько же сил, сколько и для его создания. Предположим, однако, что причиной существования Декарта окажется нечто меньшее, нежели всесовершеннейшее существо, — например, его родители. Кто бы ни был создателем Декарта, он должен был обладать способностью сотворить его с идеей всесовершеннейшего существа. Таким образом, причина существования Декарта должна содержать столько же совершенства и реальности, сколько их содержится в идее всесовершеннейшего существа. Но тогда причиной его бытия не могут служить и его родители, столь же несовершенные, как и. Таким образом, основание первого доказательства призывается на помощь второму. Рассматривается возможность того, что имеется несколько причин существования Декарта и наличия в уме идеи всесовершеннейшего бытия. Здесь, как и в первом доказательстве, указывается на совершенство простоты. Одно из совершенств идеи Бога — это ее простота, и ее причина не может быть сложной причиной. Таким образом, заключает Декарт, он не одинок во Вселенной, а причина имеющейся у него идеи всесовершеннейшего существа является в то же время причиной его собственного существования, каковая причина запечатлела эту идею в его уме как тавро, или сигнатуру, его творца. Третье доказательство бытия Божия, которое Кант назвал онтологическим доказательством Декарта, в «Размышлениях» отделено от двух предыдущих доказательств и помещено после рассуждения об истине и природе материи, то есть протяженности. Вне всяких сомнений, Декарт поступил так из эвристических соображений для того, чтобы его доказательство выглядело более строгим после рассмотрения протяженности, аргументы относительно которой служат аналогией к аргументам третьего доказательства. Это доказательство гласит: как идея треугольника содержит в себе необходимость, чтобы сумма трех его углов была равна сумме двух прямых углов, точно так же идея всесовершеннейшего существа содержит необходимость его существования как одного из его совершенств. Если бы эта идея не содержала необходимости его существования, тогда это была бы идея не всесовершеннейшего существа. Заменив возможность существования злокозненного демона необходимостью существования всесовершеннейшего существа, Декарт переходит к пятому этапу своей методологической стратегии, который сводится к нахождению и защите критерия, или признака, истины — ясности и отчетливости восприятия, которым он руководствовался, доказывая свое существование, раскрывая свою природу и трактуя бытие Божие. Всесовершеннейшее существо, или Бог, сотворивший Декарта и наложивший свой отпечаток на его ум, не потерпел бы, чтобы его творение вводили в заблуждение вещи, воспринимаемые им ясно и отчетливо. Если бы Бог допустил, чтобы Декарта обманывало воспринимаемое ясно и отчетливо, тогда Бог оказался бы не всесовершеннейшим существом, а злокозненным демоном преодоленной стадии универсального сомнения. Но чем тогда объяснить заблуждение? Декарт не является чистым умом, созерцающим ясные и отчетливые идеи; он — это еще и воля, соглашающаяся с одними идеями как с истинными и отвергающая другие как ложные. Воля распространяется не только на ясные и отчетливые идеи, именно в этом заключается исток заблуждения — принятие за истинные идеи, которые не воспринимаются ясным и отчетливым образом. Существование материальных объектов На шестом этапе своей глобальной стратегии Декарт обращается к материальным объектам, в чьем сушествовании он ранее усомнился, чтобы выяснить, не найдется ли в них нечто такое, что могло бы восприниматься им ясно и отчетливо. Он находит такую достоверность в идеях количественной протяженности физических объектов, имеющих длину, ширину и глубину, из которых возникают идеи величины, фигуры, положения и перемещения. Именно свойство количественной протяженности ясно и отчетливо воспринимается Декартом как природа материи. Отвлекаясь от вопроса, существуют ли материальные объекты определенной величины или формы, он находит, что может ясно и отчетливо постигать некоторые истины об этой величине и форме. Так, существует или нет объект треугольной формы, сумма трех углов треугольников необходимо должна равняться сумме двух прямых углов. Таким образом, Декарт обнаруживает несомненность истин бывших прежде лишь предметом веры относительно фигур, чисел и других понятий арифметики и геометрии, ранее сочтенных им сомнительными ввиду возможного присутствия злокозненного демона. Седьмой шаг Декарта — восстановить уверенность в существовании материальных объектов. Вера в наличие материальных объектов, обладающих количественными характеристиками, восстанавливается на том основании, что Бог не может быть одновременно всесовершеннейшим существом и обманщиком. Приобретенные идеи материальных объектов должны иметь причину. Если бы их причиной было нечто отличное от материальных объектов, созданных Богом вне нас, тогда Бог оказался бы систематическим обманщиком; однако Бог — всесовершеннейшее существо и обманщиком быть не. Мы, однако, по-прежнему не можем быть уверенными в том, что конкретный физический объект, который, как представляется, дан нам в ощущении, действительно существует, потому что ощущения не дают нам ясного и отчетливого восприятия, на которое можно положиться. Но мы можем быть уверены в том, что существуют внешние материальные объекты, образующие материальный мир, имеющий вышеуказанные, связанные с протяженностью свойства. В 1649 году Декарт принял приглашение шведской королевы Христины присоединиться к блестящему кружку, собранному ею вокруг себя в Стокгольме, и наставлять ее в философии. Однако ему не удалось привыкнуть к шведскому климату и напряженному графику занятий: он заболел пневмонией и в 1650 году умер. Философии нового времени Декарт оставил в наследство дуализм двух различных и независимых видов сотворенных субстанций: непротяженного и мыслящего ума и протяженного и немыслящего материального тела. Как отмечалось выше, Декарт заключал, что он — ум, имеющий материальное тело. Он получает приобретенные идеи из внешнего мира посредством ощущений своего материального тела. Его ум осмысляет эти идеи и принимает решение действовать, приводя свое материальное тело в движение и влияя на материальный мир. Одним словом, мыслящая субстанция Декарта и его материальное тело связаны, по видимости, причинным взаимодействием. Но Декарт так и не объяснил, как осуществляется это взаимодействие. В известном смысле, философия нового и новейшего времени может рассматриваться как череда попыток разрешить эту завещанную Декартом проблему. Декарт, его жизнь, сочинения и учение, Спб. С, Западноевропейская философия XVII. Оригинал © Боуман Кларк, 1992 Перевод © Федорин, 1997 Великие мыслители Запада.

    См. также Поиск Навигация В других проектах
    • Последнее изменение этой страницы: 22.01.2016