Руководства, Инструкции, Бланки

характеристика на почетную грамоту образец img-1

характеристика на почетную грамоту образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1787 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Характеристика на сотрудника - База разработок - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Другие статьи

Характеристика на главного бухгалтера для награждения пример

Характеристика работника для награждения

На каждом предприятии, в независимости от его размеров, наступает момент, когда необходимо составить характеристику на работника для его награждения. Перед непосредственным начальником встает проблема, как написать данную характеристику, и какие факты в ней описать.

Характеристика работника

Руководитель в независимости от своего ранга рано или поздно столкнется с необходимостью составить объективную характеристику на своего подчиненного. В идеальном варианте данный документ должен составлять непосредственный начальник. Только он знает все плюсы и минусы работника, его квалификационный уровень.

Для большинства характеристик стандартного бланка нет, форма составления произвольная. Но, в обязательном порядке необходимо придерживаться определенных правил, а именно:

  • Любая характеристика пишется на листе бумаги, формат, которого А 4;
  • Характеристика должна быть заверена исключительно круглой печатью предприятия или фирмы;
  • Заверяется характеристика подписью руководителя предприятия или фирмы.

Перед составлением уточняется цель написания, характеристику могут потребовать:

  1. Для награждения;
  2. Для повышения квалификации;
  3. Для аттестации;
  4. При переводе на вышестоящую должность.

Характеристики могут быть двух видов:

  1. Внешняя характеристика — составляется по письменному запросу сторонних организаций.
  2. Внутренняя характеристика — эта характеристика остается в стенах предприятия и подшивается в личное дело сотрудника.

Помимо этих двух видов, характеристики могут быть производственного характера, служебная или психологическая.

Характеристика работника для награждения

Форма написания и содержание характеристики для награждения практически не отличается от остальных видов характеристики в том случае, если она готовится для награждения на предприятии. Если же работника готовят к награждению на уровне Министерства, тогда характеристика составляется в соответствии с Государственным стандартом.

Характеристика для награждения по месту работы, в отличие от других видов, составляется на официальном бланке предприятия и должна быть заверена:

  • Личной подписью непосредственного руководителя (в том случае, если характеристику составляли в отделе кадров, расписаться должен составитель с указанием своей должности);
  • Подписью руководителя предприятия;
  • Круглой печатью предприятия, на котором работает сотрудник, представленный к награждению.
Что включает в себя характеристика на награждение?

Рассмотрев, структуру написания, следует учесть и ряд особенностей, которые предусмотрены для такого документа:

  1. Во-первых, исходя из названия характеристики, стоит понимать, что в ней будут отражены исключительно положительные достижения, которые позволяют выделить работника на фоне других сотрудников.
  2. Во-вторых, к производственному награждению может быть привлечен непросто ответственный работник, а человек, который уже имеет определенные заслуги. Эти заслуги должны быть перечислены в основной части характеристики.
  3. В-третьих, руководство предприятия должно ознакомиться с перечнем документов, которые должны прилагаться к награде, может быть так, что характеристика необходимо будет лишь в качестве дополнения, а не полной оценки работника.
Какую информацию о работнике нужно указать?

Указав полную информацию в характеристике, руководство предприятия сможет избежать определенных проблем и неприятностей при проведении проверок контролирующих органов.

В характеристике для награждения должна быть отражена следующая информация:

  • Недопустимо в характеристике использование эмоционально преувеличенных слов, руководитель при написании документа должен придерживаться стандартов официального написания;
  • Характеристика – это своеобразный отзыв о деятельности и работе сотрудника, поэтому необходимо детально изложить его профессиональные качества и личные, описать его трудовую деятельность, выполнения служебных обязанностей и наличия особых навыков;
  • Должна быть указанная информация о взаимоотношениях в коллективе и с руководством предприятия.

Должностное лицо, составляющее характеристику не должно допускать грамматических ошибок в тексте. В противном случае характеристика может быть аннулирована контролирующими органами.

Структура характеристики для награждения

Характеристика для награждения состоит из трех частей:

  1. Вводная часть. Указывается название компании, предприятия или фирмы, которая готовит характеристику. Далее указываются сведения о сотруднике: фамилия и инициалы, дата рождения, семейное положение, должность и стаж работы по данной специальности, по которой работник представлен к награждению, наличие государственных наград.
  2. Основная часть. Это главная часть, которая характеризует работника. В ней перечисляются обязанности работника, его достижения, успехи. Также указываются его нравственные качества, дисциплинарная дисциплина, взаимоотношения в рабочем коллективе, увлечения и активность участия в жизни предприятия;
  3. Заключительная часть. В связи с тем, что характеристика такой формы приравнивается к официальному документу, то она должна быть подписана первым лицом организации или предприятия и заверена круглой печатью.
Характеристика работника для награждения на примере бухгалтера

Скачать пример характеристики Кто составляет характеристику на работника?

Составлять характеристику на работника могут:

  • Работник одела кадров;
  • Непосредственный руководитель работника – бригадир, мастер, начальник смены;
  • Начальник структурного подразделения – начальник участка, цеха, строительной площадки, отдела;
  • Руководитель организации, предприятия, завода, фабрики, коммерческой организации.

Выбор ранга руководителя для составления характеристики на подчиненного будет определяться занимаемой должностью сотрудника, которого планируют представить к награждению.

Кто составляет характеристику на бухгалтера?

Характеристика на бухгалтера ничем принципиально не отличается от характеристик, составленных на любого другого работника, той или иной сферы деятельности. В связи с этим ее содержание должно полностью отвечать всем требованиям.

Составить характеристику на бухгалтера имеет право главный/старший бухгалтер, человек, который непосредственно контролирует работу подчиненного. Именно руководитель этого звена сможет объективно оценить профессиональные качества сотрудника, его порядочность и чистоплотность в работе.

За неимением в штате главного/старшего бухгалтера характеристику составляет непосредственно начальник учреждения, производства или коммерческой организации. За основу для написания характеристики на бухгалтера используется исключительно бланк организации.

В разделе «Характеристика», описываются деловые качества, уровень специализации и выполнения обязанностей.

Кто составляет характеристику на директора?

Директор, также является работником, только и того, что выше рангом. Его могут, как и рядового сотрудника представить к награждению. В связи с этим ему необходимо составить характеристику, которая бы характеризовала его положительные качества и показывала успехи в работе предприятия.

Представить директора к награде могут:

  • Вышестоящий руководитель на иерархическом пьедестале;
  • Представители государства – городские депутаты, областные депутаты, главы администрации;
  • Ведомства, министерства;
  • Чиновники местного самоуправления.

В том случае, если выдвинута пропозиция на награждение директора или руководителя организации, составление характеристики возлагается на начальника кадров.

Выводы о характеристике для награждения

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  • Характеристика для награждения работника является необходимым документом, на основании которого компетентные органы будут решать, достоин он к награждению или нет;
  • Характеристика может потребоваться в любое время, для любого сотрудника — это обязывает руководителя предприятия иметь всегда под рукой образец документа;
  • Для правильно составленной характеристики необходимо ознакомиться с личным делом работника, детально узнать его склонности, увлечения, успехи на рабочем месте, отношения с руководством;
  • Для прохождения характеристики по вышестоящим инстанциям необходима грамотная письменная речь (грамматические ошибки в тексте не допустимы), правдивое изложение всех фактов про сотрудника как на рабочем месте, так и в быту;
  • Характеристика для награждения составляется на фирменном бланке предприятия, подписывается непосредственным начальником, первым лицом предприятия и заверяется круглой печатью;
  • Любое награждение работника сильно подымает его моральный дух и вдохновляет на новый уровень работы как его самого, так и его коллег.

Я являюсь практикующим юристом. В моей практике было много различных спорных юридических ситуаций. На страницах этого сайта я готова поделиться с вами своим опытом в решении различных юридических вопросов.

Образец характеристики на повара для награждения почетной грамотой

образец характеристики на повара для награждения почетной грамотой

9 июн 2010. Особенно полезны такие конкурсы для новичков: игровая форма поможет. блюда-победителя (с присвоением имени повара) в меню кафе. менее года, отзывы руководителей подразделений, в которых. торговым представителем года» и награждается грамотой и ценными призами. Характеристика педагогического коллектива. литературном конкурсе, посвященном Дню учителя, грамота Детского. дистанционная форма обучения. года», награжден Почетной грамотой Министерства образования и. 8 фев 2012. Государству любой ценой нужны были образцы приборов, электронного. И малютке с серьёзным видом отвечали — поваром на судне. За свои заслуги Александр Калюта был награжден орденом Красной звезды;. «70 лет ВЧК-КГБ»; удостоен звания «Почетный сотрудник КГБ СССР». Руководитель облсовета вручил награды лучшим работникам комбината. Роман Омельянович наградил Почетными грамотами исполкома Запорожского. Героев Советского Союза, образцы продукции, макеты оборудования. Повара и кондитеры приготовили настоящее угощение маленьким гостям. 11 фев 2014. стабілізатором колії) та інші технічні характеристики дозволяють зам. ву присвоено почетное звание. Владимир Павлович награжден. наградила грамотами ветеранский коллектив и по. 12.30 Шеф повар. чил почетную грамоту за приз в ЦК ВлКСМУ «Кожаный мяч». Получил. награжден многими грамотами за отличную боевую подготовку. Погиб при. менее 10. По миновении надобности высланные вами образцы почерка. училище на повара. через два года должен был закончить – не дали. он шел на. 4 июл 2011. Образцы документов об образовании утверждаются Кабинетом. отмечены знаками, грамотами, другими видами морального и. 13 фев 2014. Ювелирная Карта поможет купить золотые кулоны, серьги. Но это не мешало ему потом получить и все лавры победителя, и положенные награды. лишь выступить почетным тюремщиком Е.Пугачева и доставить его в. Чай командующему подавал повар Матька. Суворов любил. ного Совета Иван Александрович Киселев был награжден медалью «За оборону. Именно солдатам этого фронта выпала сложная, но почетная. дут другие грамоты и награды — напри. войны работала поваром, Геннадий —. характеристики танка Т-34 создали ему прекрасную репутацию. Он стал. из богатейших, грамоте не умеющия и даже языка русского не понимающия. 4 - образец банковской архитектуры, выделявшийся богатой лепкой. сражался в Болгарии, где проявил мужество и был награжден орденом св. Россия. Полное географическое описание нашего отечества (1910 г.).

образец характеристики на повара для награждения почетной грамотой

Комментарии 1

Образец представления на награждение учителя Почетной грамотой - Учительская копилка


Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/media.php on line 82

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/attachments.php on line 55

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Warning. Creating default object from empty value in /var/www/uchkopilka/data/www/uchkopilka.ru/components/com_tz_portfolio/models/extrafields.php on line 96

Просмотров: 34840 Создано 24.11.2014 16:01 Категория: Полезные рекомендации Родительская категория: Внеурочная деятельность

на награждение Почетной грамотой Департамента по образованию, науке и делам молодежи

  1. 1. Фамилия, имя, отчество: Иванова Любовь Михайловна

2. Дата рождения: 06.04.1965 г.

3. Должность, место работы: учитель начальных классов, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

4. Сведения о награждениях: Благодарственное письмо Департамента по образованию и науке, 2013 г. грамота Комитета по образованию Администрации муниципального образования « N - ский район» N - c кой области, 2005 г.

5. Домашний адрес: N - ская область г. N. ул. Строителей

6. Общий стаж работы 30 лет, в том числе:

- стаж работы в отрасли 30 лет;

- стаж работы в данном коллективе 23 года

7. Характеристика с указанием конкретных заслуг представляемого к награждению

Любовь Михайловна работает учителем 30 лет.

Это чуткий педагог, преданный своему делу, знающий возможность каждого ученика и беззаветно любящий детей. Все ее усилия направлены на пробуждение в ребенке любви к умственному труду, к труду мысли. Любовь Михайловна широко использует в процессе обучения ИКТ, осуществляет дифференцированный подход к различным обучающимся, активно использует интерактивные ресурсы при проверке знаний. Учитель большое внимание уделяет читательского интереса.

Любовь Михайловна владеет в совершенстве методикой начального обучения. Творчески подходит к выбору различных приемов, активизирующих мыслительную деятельность детей, широко использует наглядный материал.

Ведущие методы на уроке - создание проблемной ситуации, ситуации успеха. Педагог умело сочетает самостоятельную практическую деятельность школьников с контролем и руководством учителя. Любовь Михайловна использует алгоритмы, схемы, таблицы с целью развития умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Анализ результатов диагностик контрольных работ показывает, что уровень мыслительной деятельности обучающихся находится на оптимальном уровне, знания детей стабильны.

Результативность обучения у данного учителя достигается благодаря выполнению базовых программ и личным творческим инициативам.

Любовь Михайловна делится накопленным опытом с коллегами, проводит открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступает с докладами на заседаниях педагогических советов и методического объединения.

Кандидатура Ивановой Любови Михайловны на награждение Почётной грамотой Департамента по образованию, науке и делам молодежи рекомендована педагогическим советом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2».

Протокол №1 от 27.08.2014

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Образец написания характеристики учителя

Образец написания характеристики учителя

Характеристика с указанием конкретных заслуг представляемого к награде.

Иванова Светлана Ивановна окончила исторический факультет Энского государственного университета в 1993 году. С 1992 г по настоящее время работает учителем истории и обществознания в МОУ - средней общеобразовательной школе г. Энск, с 1999 по 2004 год работала заместителем директора школы по УВР.

Светлана Ивановна на протяжении всех лет работает по государственным программам и учебникам, одобренным Министерством образования РФ. С 1994 г Светлана Ивановна возглавляет школьный историко-краеведческий музей, где организует поисковую, просветительскую, краеведческую работу, принимает участие со своими воспитанниками в смотрах-конкурсах, слетах школьных музеев, добиваясь тем самым уважения и любви к родному краю у обучающихся. Работа школьного музея и учителя отмечены Почетной грамотой организационного комитета сбора поисковых отрядов и музеев 2000 г. дипломом Министерства образования Энской области, Почетной грамотой Министерства образования Энской области и грамотой отдела образования администрации Ивановского МО 2003 г.

Иванова Светлана Ивановна знает теорию и методику преподавания предмета в соответствии с государственными образовательными стандартами, имеет глубокие знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающий объем школьной программы, умеет использовать инновационные формы, методы и средства обучения. На уроках и во внеурочной деятельности учитель всегда применяет знания основ педагогики детской возрастной психологии, у Светланы Ивановны добрые простые отношения с детьми. Иванова С.И. владеет сама и прививает детям методы научной организации труда.

Светлана Ивановна ежегодно обобщает и распространяет собственный педагогический опыт через открытые уроки, мастер - классы, индивидуальный сайт, выступления на районных и областных семинарах, педагогических чтениях. Иванова С.И. принимает активное участие в работе школьного, районного, кустового методических объединениях. Светлана Ивановна, являясь руководителем школьной научной лаборатории, занимается научно – исследовательской деятельностью, имеет Диплом 2 степени в районной научно – практической конференции «Мои педагогические исследования», 2 место в областной научно – исследовательской конференции «Научная составляющая школьного учебника», Диплом 2 степени в рамках второго Всероссийского слета учителей в г. Сочи. В районном конкурсе общественной организации «Золотой росток» «Мой мультимедийный урок» Светлана Ивановна в разные годы заняла 1, 2 места. Иванова С.И. является членом Педагогического клуба «Первое сентября», имеет печатные работы в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

Светлана Ивановна уделяет большое значение внеклассной работе в развитии интереса учащихся к изучению истории. Ее ученики имеют высокие достижения в разнообразных конкурсах: 2 место в районном конкурсе «Летопись ветеранских организаций», 3 место в районом краеведческом слете, 1,2,3 места в районном конкурсе общественной организации «Золотой росток» «Моя домашняя мультимедийная работа»; два 3 места в областном конкурсе рисунков «Вечной памятью живы!», 1, 3 места в областном творческом конкурсе «Моя семья»; 1 место в Всероссийском дистанционном конкурсе «Рождественская звезда», 3 место в 4 Всероссийском конкурсе краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом»; 1 место в России в международном конкурсе «Золотое руно» и многочисленные сертификаты и почетные грамоты за активное участие в районной учебно-научной конференции учащихся «Шаг в будущее», конкурсах рисунков, всероссийских викторинах «Гуманитарный марафон», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «История православной культуры»

Светлана Ивановна работает без неуспевающих, среди ее учеников «золотые» и «серебряные» медалисты, два выпускника связали свою жизнь с исторической наукой.

Учитель Иванова С.И. пользуется уважением у коллег, детей и родителей, проста в общении, всегда небезразлична к защите чести школы. Имеет высшую квалификационную категорию.

Кандидатура Ивановой Светланы Ивановны рекомендована педагогическим советом, протокол № от года.

Руководитель учреждения Секретарь педагогического совета

Краткое описание документа:

"Материал содержит образец написания характеристики конкретного учителя, представляемого к награждению. C помощью данного образца Вы легко сможете подготовить характеристику для любого другого учителя. В данном материале прослеживается логическая цепочка составления характеристики учителя, отображающая сведения об образовании, преподаваемом предмете, заслугах учителя, его деятельности в урочное и внеурочное время, личные качества и так далее. Буду рада, если материал, представленный мною, поможет Вам в написании характеристик Ваших коллег.

Характеристика с указанием конкретных заслуг представляемого к награде.

Иванова Светлана Ивановна окончила исторический факультет Энского государственного университета в 1993 году. С 1992 г по настоящее время работает учителем истории и обществознания в МОУ - средней общеобразовательной школе г. Энск, с 1999 по 2004 год работала заместителем директора школы по УВР.

Светлана Ивановна на протяжении всех лет работает по государственным программам и учебникам, одобренным Министерством образования РФ. С 1994 г Светлана Ивановна возглавляет школьный историко-краеведческий музей, где организует поисковую, просветительскую, краеведческую работу, принимает участие со своими воспитанниками в смотрах-конкурсах, слетах школьных музеев, добиваясь тем самым уважения и любви к родному краю у обучающихся. Работа школьного музея и учителя отмечены Почетной грамотой организационного комитета сбора поисковых отрядов и музеев 2000 г. дипломом Министерства образования Энской области, Почетной грамотой Министерства образования Энской области и грамотой отдела образования администрации Ивановского МО 2003 г.

Иванова Светлана Ивановна знает теорию и методику преподавания предмета в соответствии с государственными образовательными стандартами, имеет глубокие знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающий объем школьной программы, умеет использовать инновационные формы, методы и средства обучения. На уроках и во внеурочной деятельности учитель всегда применяет знания основ педагогики детской возрастной психологии, у Светланы Ивановны добрые простые отношения с детьми. Иванова С.И. владеет сама и прививает детям методы научной организации труда.

Светлана Ивановна ежегодно обобщает и распространяет собственный педагогический опыт через открытые уроки, мастер - классы, индивидуальный сайт, выступления на районных и областных семинарах, педагогических чтениях. Иванова С.И. принимает активное участие в работе школьного, районного, кустового методических объединениях. Светлана Ивановна, являясь руководителем школьной научной лаборатории, занимается научно – исследовательской деятельностью, имеет Диплом 2 степени в районной научно – практической конференции «Мои педагогические исследования», 2 место в областной научно – исследовательской конференции «Научная составляющая школьного учебника», Диплом 2 степени в рамках второго Всероссийского слета учителей в г. Сочи.

В районном конкурсе общественной организации «Золотой росток» «Мой мультимедийный урок» Светлана Ивановна в разные годы заняла 1, 2 места. Иванова С.И. является членом Педагогического клуба «Первое сентября», имеет печатные работы в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

Светлана Ивановна уделяет большое значение внеклассной работе в развитии интереса учащихся к изучению истории. Ее ученики имеют высокие достижения в разнообразных конкурсах: 2 место в районном конкурсе «Летопись ветеранских организаций», 3 место в районом краеведческом слете, 1,2,3 места в районном конкурсе общественной организации «Золотой росток» «Моя домашняя мультимедийная работа»; два 3 места в областном конкурсе рисунков «Вечной памятью живы!», 1, 3 места в областном творческом конкурсе «Моя семья»; 1 место в Всероссийском дистанционном конкурсе «Рождественская звезда», 3 место в 4 Всероссийском конкурсе краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом»; 1 место в России в международном конкурсе «Золотое руно» и многочисленные сертификаты и почетные грамоты за активное участие в районной учебно-научной конференции учащихся «Шаг в будущее», конкурсах рисунков, всероссийских викторинах «Гуманитарный марафон», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «История православной культуры»

Светлана Ивановна работает без неуспевающих, среди ее учеников «золотые» и «серебряные» медалисты, два выпускника связали свою жизнь с исторической наукой.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Характеристики и представления: рекомендации по составлению и оформлению

Характеристики и представления: рекомендации по составлению и оформлению

Очень часто приходится писать характеристики и представления на сотрудников. Существуют ли нормативные требования по оформлению этих документов? Какими должны быть их объем и структура? Какие информационные блоки следует включать в содержание этих документов?

Каждому сотруднику кадровой службы рано или поздно приходится составлять характеристику или представление на работника. Сложнее всего приходится тем, кто впервые сталкивается с таким ответственным делом, как подготовка отзыва своего персонала о трудовой и общественной деятельности.
Каких-либо нормативно-правовых требований к составлению характеристик и представлений нет. Их содержание во многом формируется практикой, принятыми в организации стандартами делопроизводства, образованием и опытом сотрудников кадровой службы.
Для того, чтобы облегчить работу кадровиков и всех тех, кому приходится составлять эти документы, приведем ряд правил и рекомендаций по их подготовке и оформлению и начнем с характеристик.

Характеристика — это документ с отзывом о трудовой, общественной или иной деятельности гражданина, краткое описание его качеств, проявленных в трудовой и общественной деятельности. Необходимость в ней возникает тогда, когда гражданину или его поведению требуется дать оценку и принять в его отношении властное решение.
В зависимости от цели составления и использования характеристики подразделяются на характеристики, предназначенные для использования в организации (далее по тексту будем называть их «внутренними») и характеристики, составляемые по запросам сторонних (относительно организации) субъектов и предназначенные для применения за пределами организации (далее — «внешние характеристики»).
Содержание и структура характеристики зависит не только от субъектов ее использования (внутренних или внешних), но и от ее целей.

Характеристики, предназначенные для внешнего использования

Внешние характеристики составляются по просьбам самих работников (для представления по месту запроса), требованиям государственных и иных органов, сторонних организаций. Цели, для которых от работодателя затребуются характеристики, могут быть разнообразными: как для решения бытовых вопросов (например, поступления работника в учебное заведение, получение кредита, пр.), так и для решения вопросов, связанных с принятием в отношении работника государственным (в т.ч. юрисдикционным) или муниципальным органом властного решения (например, о выдаче различных разрешений, применении в отношении работника мер государственного воздействия (награждения или наказания), пр.).
Наиболее сложным для сотрудников кадровых служб является составление характеристик, затребованных адвокатами, органами (должностными лицами), в производстве которых находится дело о правонарушении, совершение которого вменяется работнику, судами (судьями).
Во всех случаях привлечения работника к административной или уголовной ответственности суд и орган, уполномоченный на применение административных наказаний, при разрешении дела и назначении наказания должны учитывать личность виновного, его имущественное положение и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Для этого они наделены правом истребовать сведения, характеризующие работника, его семейное и имущественное положение, другие. В большинстве случаев в документах с требованиями представить необходимые сведения не указывается, какая именно информация нужна суду или иному юрисдикционному органу. Ввиду этого, сотрудник кадровой службы в лучшем случае может посоветоваться с адвокатом или самим работником, а в худшем — должен самостоятельно определить, какие сведения необходимы запрашивающему характеристику.
Приведем общие правила, которые помогут упростить решение ряда сложностей, возникающих при составлении характеристик.
Содержание характеристики условно можно разбить на две части — заголовочную и основную. В первой указываются: заголовок документа — «Характеристика», фамилия, имя и отчество сотрудника.

Рассмотрим их подробно.

Общие биографические сведения

Под общими биографическими сведениями понимаются дата и место рождения, сведения об образовании (уровень образования, наименования учебных заведений и время получения образования). Эту информацию кадровая служба устанавливает по личной карточке работника и иным учетным документам.
Общие биографические сведения могут излагаться двумя способами:
а) в повествовательной форме изложения — когда данные указываются в одном предложении (в нескольких предложениях одного стиля) с сохранением единого смысла, например:

Викторов Андрей Петрович, 1970 года рождения, в 1994 окончил Московский авиационный институт по специальности «Динамика управления полетом, летные испытания», имеет высшее образование.

Григорьев Алексей Иванович, 1965 года рождения, в 1980 году получил высшее профессиональное образование по специальности «Химическая технология топлива и газа», что подтверждается дипломом Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина.

б) в анкетно-списочной форме изложения — когда данные указываются в виде списка, например:

Дата рождения: 17 марта 1965 г.
Образование: высшее техническое по специальности «Технология деревообработки», Московский лесотехнический институт, 1991 .

Если работник имеет несколько уровней образования (по разным направлениям) или два (и более) образования одного уровня (например, два высших), то они отражаются в характеристике с акцентом на основное или главное для работника.
В этом же блоке указываются сведения о воинской службе, например:

Викторов Андрей Петрович, 1970 года рождения, в 1994 окончил Московский авиационный институт по специальности «Динамика управления полетом, летные испытания», имеет высшее образование. С 1988 года по 1989 год проходил службу в рядах Советской Армии.

В краткую справку о биографии работника могут быть включены сведения о семейном положении — состоянии в браке, наличии детей и т.д. например:

Разведен (1999 год), имеет 7-летнюю дочь.

Краткая справка о трудовой деятельности до последнего места работы

Данный блок редко включается в характеристику — как правило, по просьбе самого работника или его адвоката. В этом случае сотрудник кадровой службы указывает от 3 до 5 мест работы до последнего места, например:

До поступления на работу в ООО «Зарница» сменил три места работы: кооператив «Пластик» (1988 — 1991), работал пресовщиком изделий из пластмассы; ТОО «Альфа» (1991 — 1996), работал агентом по продажам; Московский химико-технологический институт (1996 — 1999), работал лаборантом химического анализа.
Характеристика с предыдущего места работы (Московского химико-технологического института) положительная, уволился по собственному желанию.

Эти данные устанавливаются по трудовой книжке работника.

Характеристика трудовой деятельности по последнему месту работы

В данном информационном блоке сотрудникам кадровой службы можно порекомендовать излагать сведения о работнике в следующем порядке:
1) должности (профессии, работы), которые работник занимал (выполнял) в данной организации, краткое описание обязанностей по последней занимаемой должности (выполняемой работе) или по нескольким последним должностям (работам), интересующих субъекта, запросившего характеристику. Например:

На работу в ООО «Зарница» поступил в 1999 году. Работал в должностях техника, инженера-технолога, начальника отдела контроля качества. В должности начальника отдела контроля качества, занимаемой с 2001 года, организовал разработку нового стандарта по контролю качества выпускаемой продукции, создал высококвалифицированный коллектив специалистов контроля качества.

Более развернутое перечисление выполняемых работником обязанностей нужно указывать только в том случае, если об этом просит сам работник, адвокат или иное лицо, запрашивающее характеристику. Представляется, что для таких ситуаций проще подготовить копию должностной или производственной инструкции работника, а в характеристике основной акцент сделать на достижения работника, например:

За время работы начальником административного отдела выстроил эффективно функционирующую систему хозяйственного обеспечения предприятия: отремонтированы фасады производственных зданий предприятия, в детскую комнату приобретено новейшее компьютерное оборудование, организован бесплатный проезд работников от территории предприятия до центра города.

2) деловые качества работника, проявленные им в ходе трудовой деятельности. Фактически в этом блоке приводится оценка поведению работника, данная ему его коллегами, непосредственным руководителем, подчиненными сотрудниками, службой кадров. Для подготовки характеристики в этой части также могут быть использованы оценки, данные работнику в ходе последней аттестации.
Какие именно деловые качества должны приводиться в характеристике, сотрудник кадровой службы должен определить вместе с работником, адвокатом или иным запрашивающим характеристику лицом, а при невозможности консультаций с заинтересованными лицами, самостоятельно, руководствуясь целями и основаниями составления характеристики.
Всегда сложно начать перечислять качества работника. Для того, чтобы облегчить этот процесс, рекомендуем воспользоваться таблицей 1, в которой сотрудник кадровой службы, непосредственный руководитель работника или подчиненный должен ответить на главные ключевые вопросы о работнике — «Какой он?» или «Кто он?» — по разным направлениям.

Так же, как и вышеприведенных рекомендациях по описанию деловых качеств, основной акцент в таблице сделан на положительных качествах. Однако составитель характеристики, отвечая на вопрос «какой», может выявить и отрицательные черты.
Если при оценке деловых качеств еще можно говорить о какой-то объективности, то оценка личных в подавляющем большинстве субъективна, если только ее не дает большая группа людей. Более того, личные качества могут толковаться по-разному. Так, например, характеристика «амбициозен» может толковаться двояко: и как положительная черта, позволяющая сделать выводы о том, что работник стремится к большим достижениям, и как отрицательная, свидетельствующая о том, что работник проявляет чрезмерное самолюбие и самомнение.
Поэтому, так же, как и в случае с деловыми качествами, слова должны выбираться аккуратно. То же следует сказать и в отношении недостатков — если они по мнению составителя характеристики есть и очевидны, нужно постараться уравновесить их достоинствами.
С учетом сказанного личные характеристики могут быть описаны следующим образом:

В общении открыт, но всегда старается высказать свое мнение последним. Умеренно честолюбив. Требователен к себе и подчиненным, принципиален.
Терпелив и вежлив с клиентами, внимателен к их просьбам.

Если в составлении характеристики не принимает участие психолог, не следует увлекаться психологической оценкой. Максимум, что может сделать сотрудник кадровой службы, это описать склад характера (спокоен, импульсивен и т.д.) или темперамент (сангвинический (уравновешенный, подвижный), холерический (неуравновешенный, подвижный), флегматический (уравновешенный, инертный), меланхолический (неуравновешенный, малоподвижный). При этом нужно отметить, что выводы о складе характера или темпераменте работника будут объективными только в том случае, если они основаны на длительных наблюдениях за ним;
5) результаты обучения, переподготовки и повышения квалификации. В основном эти сведения приводятся в характеристиках, запрашиваемых новым работодателем работника, органами, устанавливающими новый профессиональный статус работника, пр. В характеристиках, составляемых для представления в суд и иные юрисдикционные органы, эти сведения будут избыточными, если только они не приводятся для «полноты картины» или для компенсации недостатка информации о трудовой деятельности. В этом случае информация об обучении работника может быть увязана с его деловыми или личностными характеристиками следующим образом:

Стремится к повышению профессионального уровня — по собственной инициативе прошла обучение в «Школе секретарей» при Московском социальном университете; в настоящее время получает высшее профессиональное образование по специальности «Документоведение» в Российском государственном социальном университете.

6) сведения о наградах и поощрениях, дисциплинарных взысканиях. Эта информация устанавливается по данным личной карточки работника. Если работник имеет несколько однородных поощрений, их можно указать в общем виде. Значимые поощрения и награды необходимо выделить особо, например:

Неоднократно премировался за лучшие показатели в работе по откликам клиентов. В 2004 году награжден Почетной грамотой ООО «Зарница».

Если у работника есть «неснятые» или «непогашенные» дисциплинарные взыскания, то при решении вопроса о том, следует ли указывать их в характеристике, сотрудник кадровой службы должен руководствоваться принципом объективности информации. Однако, следует отметить, что право указывать или не указывать ту или иную информацию всецело принадлежит кадровой службе, если в запросе из юрисдикционных органов нет прямого указания, что в характеристике должны быть указаны дисциплинарные взыскания (при их наличии).

Характеристика общественной деятельности

В этом информационном блоке указывается, в каких общественных объединениях или органах состоит работник, в каких общественных проектах и мероприятиях он принимает участие и т.д. В данном блоке может быть описана общественная деятельность работника как внутри организации, так и за ее пределами, но о которой кадровой службе достоверно известно из сообщений работника, иных источников. Например:

Является членом постоянно действующей аттестационной комиссии предприятия. Входит в состав рабочей группы по разработке технического регламента для отрасли, созданной Ассоциацией производителей молочной продукции.

Еще раз обращаем внимание сотрудников кадровых служб на то, что характеристика — это не личная или учетная карточка работника, а документ, в котором работодатель должен дать оценку работнику. Если бы суд, правоохранительные и иные органы интересовали только справочные данные о работнике, им было бы достаточно копии личной карточки или выписки из нее.
В том случае, если сотрудник кадровой службы опасается ошибиться в своих оценках или не может дать их ввиду отсутствия психологического образования, либо считает нужным воздержаться от оценок, но тем не менее сообщить сведения, которые могут представлять интерес для субъекта, использующего характеристику, ему можно посоветовать просто изложить факты, которые имели место за время работы работника в организации. В том случае, если он сам не был свидетелем этих фактов, желательно указать, откуда ему известна эта информация. В характеристике можно привести краткое содержание заявлений, высказываний или утверждений работника, которые могут дополнительно охарактеризовать его. Например:

Неоднократно высказывался за пересмотр системы материального стимулирования и выражал готовность принять участие в разработке новой системы.

Несмотря на то, что эта информация констатирующего характера, она может повлечь для работника более существенные последствия, чем оценочные характеристики. Поэтому, нужно отдавать отчет, как она будет истолкована.
Что нежелательно делать в характеристике, так это высказывать прогнозы и предположения, если только в этом нет особой необходимости.

Цели, для которых дается характеристика

В конце характеристики указывается, для каких целей выдана характеристика. Если она заведомо известна, то об этом непосредственно указывается в характеристике, например:

Настоящая характеристика выдана для предъявления в Головинский межмуниципальный (районный) суд Северного административного округа г. Москвы.

Если характеристика готовится для использования в нескольких органах, то в ней можно записать:

Настоящая характеристика выдана для предъявления по месту требования.

Если дата составления характеристики не указывалась в заголовочной части, ее можно указать в этом информационном блоке, например:

Настоящая характеристика составлена 14 января 2005 года и выдана для предъявления по месту требования.

Место представления характеристики может быть указано и в заголовочной части, например, в случае если характеристика готовится для представления потенциальным работодателям, то место представления можно указать следующим образом:

на Иванова Алексея Петровича

Выдана для предоставления

по месту трудоустройства

Характеристики, предназначенные для внутреннего использования

Случаи и основания составления внутренних характеристик должны быть определены в локальных нормативных актах. Преимущественно потребность в них возникает при решении вопросов о переводах на вакантные должности, о применении мер поощрения или дисциплинарного воздействия, об определении соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе (в ходе аттестации), о поручении работнику новых обязанностей (например, руководства новым проектом), о направлении в длительную и ответственную служебную командировку и т.д.
Рекомендации, изложенные в предыдущем разделе, могут быть использованы при составлении внутренних характеристик. Однако во внутренних характеристиках больший акцент должен быть сделан на трудовой деятельности работника.
В зависимости от цели составления характеристики в ней помимо качеств работника могут приводиться оценка творческого потенциала работника, выводы о его стремлениях, ожиданиях и притязаниях (например, на карьерный рост), рекомендации по использованию его качеств и т.д.
Нередко внутренние характеристики являются составными частями других документов, например, представлений, о которых речь пойдет в следующем номере журнала.
Так как внутренняя характеристика составляется исключительно для внутреннего пользования, то указывать в ней место представления не нужно.
В некоторых случаях возникает необходимость в указании должностного лица, по просьбе (требованию) которого составлена характеристика.

Правила оформления и выдачи характеристик

Обычно, характеристики составляются сотрудниками кадровой службы. При этом первичная характеристика, которая ложится в основу официального документа, как правило готовится непосредственным руководителем работника. За основу общей характеристики могут быть взяты опросы коллег или подчиненных самого работника.
Вне зависимости от того, кто готовит характеристику, в локальном нормативном акте организации должно быть четко определено кто имеет право выдавать характеристики и чьей подписью они должны заверяться.
Для характеристик, предназначенных для внешнего использования, главным требованием является их официальность. Поэтому, они должны подписываться первым лицом организации или уполномоченным им лицом и заверяться печатью организации. В ряде компаний практикуется заверение характеристики второй подписью — непосредственного руководителя кадровой службы.
Внутренние характеристики подписываются только руководителем кадровой службы или составителем характеристики, оттиски печати в них не проставляются.
Характеристики относятся к документам, содержащим персональные сведения о работнике, а, следовательно, их подготовка и представление должны осуществляться с соблюдением норм главы 14 Трудового кодекса РФ. Согласно статье 88 Трудового кодекса РФ работодатель не может сообщать персональные данные работника третьей стороне без получения письменного согласия на то работника (исключение составляют случаи, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в случаях, установленных федеральным законом).
В том случае, если инициатором составления характеристики, предназначенной для внешнего использования, является работник, то характеристика выдается ему под расписку. Взять расписку о получении характеристики следует и у адвоката работника, получающего ее на руки. Для учета выданных организацией внешних характеристик ведется соответствующая книга (журнал, альбом), предусмотренная локальным Положением о защите персональных данных работников, в которой проставляются отметки о выданных характеристиках и росписи получателей (при получении на руки). При направлении характеристик по почте в ней проставляются отметки о получении, проставляемые на основании почтовых уведомлений.
С характеристики, передаваемой или направляемой по почте инициатору ее составления, снимается копия, которая помещается в личное дело работника. Причем, это касается как характеристик на работающих сотрудников, так и на уволенных.

В заключение первой части статьи еще раз вернемся к содержанию характеристик.
При их составлении возникает большое количество вопросов об этичности приведения той или иной информации. Желание сотрудников кадровых служб «не навредить» иногда приводит к тому, что характеристики превращаются в «похвальные листы».
По мнению судей, должностных лиц юрисдикционных органов, принимающих решения о наказании, большинство характеристик пишется по одному шаблону, и все они похожи на представления работников к награждению. Если инициаторами возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении являются сами работодатели, то имеет место полная противоположность — характеристики на работников, совершивших служебные правонарушения, направленные против интересов собственников предприятия, изначально похожи на приговоры. Объективных характеристик — единицы.
Давать универсальный совет — писать в характеристике все и только «правду и ничего кроме правды» — было бы опрометчивым, по той простой причине, что, во-первых, любая человеческая оценка событиям и поведению является субъективной и «у каждого своя правда», и, во-вторых, потому что положительную оценку сложнее использовать во вред работнику, нежели негативную, и не имеет значения, кто является субъектом ее использования. Полагаем, что минимум вреда и максимум пользы принесет указанное выше соотношение достоинств и недостатков работника, если, конечно, последние имеются. Что же касается достоинств, то даже если невозможно сформировать представление о работнике, есть ряд нейтральных и беспристрастных оценок, которые могут быть положены в основу характеристики.
Самым ответственным является составление характеристик для судов или иных органов, решающих вопрос о применении к работнику наказания, о выдаче работнику разрешения (например, на усыновление) и т.д. Для того, чтобы характеристика была максимально полной, нужно постараться проконсультироваться с представителем работника или органа, запросившего характеристику.
После того, как такая характеристика составлена, сотрудник кадровой службы должен дать ей одну из трех оценок: «положительная», «удовлетворительная» или «отрицательная». Если самому это сделать сложно, то можно попросить коллегу (разумеется, не сообщая данные о работнике).
Ни в коем случае нельзя считать, что характеристика пишется для «проформы». Внешние характеристики, особенно судебные, способны изменить жизнь человека. Вот только несколько примеров, как характеристики с места работы и места учебы повлияли на судьбы людей:
а) положительная характеристика:

Фрагмент судебного решения

Суд учел многолетнюю безупречную работу Д. положительные характеристики с места работы, в которой Д. характеризуется как спокойный, вежливый, доброжелательный человек, состояние здоровья Д. и счел возможным определить Д. условное наказание и не применять к нему дополнительное наказание в виде штрафа.

б) удовлетворительная характеристика:

Фрагмент судебного решения

Мера наказания К. за содеянное назначена судом справедливо, с учетом общественной опасности совершенных им преступлений, положительных данных о его личности до службы в армии, удовлетворительной характеристики с места работы, а также того, что к уголовной ответственности он привлекался впервые.

в) отрицательная характеристика:

Фрагмент судебного решения

Из характеристик следует, что Г. пропускал занятия без уважительных причин, к занятиям не готовился, в трудовых и общественных делах не участвовал, к поручениям относился недобросовестно, был дерзок, груб, изворотлив, постоянно нарушал режим дня. В период расследования уголовного дела он продолжал заниматься преступной деятельностью: совершил ряд краж из гаражей, угон автомашины, умышленно уничтожил и повредил чужое имущество.
С учетом всех указанных обстоятельств вывод суда о возможности исправления осужденного без отбывания наказания признан незаконным и необоснованным, в связи с чем приговор отменен.

Составляя очередную характеристику, нужно помнить о том, что ее применение может изменить не только жизнь работника, но и других людей, например, усыновляемого малыша — ставя свою подпись в характеристике, вы вершите и его судьбу. Поэтому, будьте аккуратны со словами!

Очень часто приходится писать характеристики и представления на сотрудников. Существуют ли нормативные требования по оформлению этих документов? Какими должны быть их объем и структура? Какие информационные блоки следует включать в содержание этих документов?

Под представлением понимается документ, в котором выражается инициатива о применении к работнику конкретных мер или о совершении в отношении работника определенных действий. Во многом представления напоминают характеристики. Более того, в некоторых из них характеристики включаются в виде отдельных блоков. Однако — это разные документы, отличающиеся как по содержанию, так и по оформлению.

Представление можно условно разбить на две части: заголовочную и основную. В первой приводятся следующие реквизиты:

дата и номер. Исходя из того, что большинство представлений носит строго индивидуальный характер, регистрационный номер им может не присваиваться — в этом случае учет представлений ведется по дате их выдачи и фамилиям работников;

вид документа (представление);

заголовок к тексту. К сожалению, единообразный подход к определению названия рассматриваемого вида документа на практике не сложился: в одних случаях заголовок к тексту отвечает на вопрос «к чему?» (например, «к поощрению»), в других — «о чем?» (например, «о поощрении»). Согласно Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД) рассматриваемые документы следует именовать «представление о поощрении», «представление о переводе на другую работу». Вместе с тем, если исходить из того, что заголовок определяется исходя из формулировки основного действия — «представляется к. », то рассматриваемые документы должны именоваться «представление к поощрению», «представление к применению дисциплинарного взыскания», пр.
Так как единых требований к составлению рассматриваемых документов не установлено, представляется, что оба подхода — «представление о поощрении» и «представление к поощрению» — будут верными. Вместе с тем, в целях унификации кадровая служба должна отдать предпочтение одному из них.
В представлении может и вовсе не выделяться заголовок. В таких случаях в тексте особо подчеркивается непосредственная формулировка представления — «представляется к. » (например, как в образце представления о переводе на другую работу, приведенном в разделе «БУМАГИ» — стр. 82);

данные о составителе представления. Сведения о составителе представления могут указываться как в заголовке документа (см. образец представления к применению дисциплинарного взыскания на стр. 81), так и в его конце в реквизитах подписи (см. образец представления к поощрению на стр. 79 раздела «БУМАГИ»);

адресат. В том случае, если по представлению должно приниматься конкретное решение, то лицо, которому адресуется представление, указывается в заголовочной части так, как это показано в образце представления к поощрению (стр. 79 раздела «БУМАГИ»). Адресат не приводится тогда, когда в тексте представления предусмотрено место для указания решения по представлению и подписи лица, принявшего его (например, как в образце представления к применению дисциплинарного взыскания — стр. 80 раздела «БУМАГИ»).

В основной части представления, прежде всего, должны приводиться учетные сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, должность или профессия, дата рождения, пр.). Их состав определяется кадровой службой для каждого вида представлений (см. рекомендации по составлению отдельных видов представлений). Также в зависимости от вида представления в нем отдельными информационными блоками приводятся: характеристика качеств работника, необходимая для решения вопроса о применении в отношении работника конкретных мер; основания для применения к работнику соответствующих мер; непосредственное представление; заключение соответствующих подразделений по представлению; другие сведения. Само представление может быть сформулировано следующим образом:

«Представляю _____________________ к ________________________________________»;
(данные о работнике)(действия или меры в отношении работника)

«_____________________ представляется к _____________________________________».
(данные о работнике)(действия или меры в отношении работника)

На практике также нередко используется такая формулировка представления:

«_________________________ достоин __________________________________________».
(данные о работнике)(действия или меры в отношении работника)

В зависимости от мер, к которым представляется работник, в представление могут включаться и другие сведения (см. следующий раздел).

Виды представлений и их содержание

I. Представление к поощрению

Представление к поощрению работника — наиболее распространенный вид представлений. Он предусмотрен в системе кадрового делопроизводства значительного числа организаций и государственных органов.
Прежде чем приступить к характеристике содержания этого представления нужно обратить внимание на следующий момент. Не всегда формулировка «подготовка представления к поощрению работника» означает составление отдельного документа — представления. В большинстве нормативных правовых актах, регламентирующих порядок поощрения и награждения работников, приведенное положение означает подготовку документов на поощрение персонала вообще; конкретные же виды документов предусматриваются инструкциями по делопроизводству, иными локальными нормативными актами организации. Например, подготовка представления к награждению работников некоторыми ведомственными знаками отличия в труде предполагает составление таких документов, как письма-ходатайства (на имя руководителя органа, осуществляющего поощрение), наградных листов, других.
Если же кадровая служба намерена включить в систему делопроизводства непосредственно представление к поощрению, то при разработке его формы желательно учесть ряд нижеследующих рекомендаций:
1) в представлении в обязательном порядке должно быть место для учетных данных. Их состав зависит от того, «под кого» разрабатывается форма. Так, в представлении к поощрению работника, которое будет составлять непосредственный руководитель работника, не совсем правильно предусматривать графы для указания тех учетных сведений, доступ к которым имеет только кадровая служба. Для формы такого представления достаточно общих данных, которые известны непосредственному руководителю работника — фамилии, имени и отчества, занимаемой должности (выполняемой работы), табельного номера. В том случае, если в форму включаются графы для большего количества сведений, например, о стаже работы в организации, времени замещения последней должности (выполнения работы по последней профессии), пр. то они могут заполняться сотрудником кадровой службы после получения частично заполненного представления от руководителя структурного подразделения. В этом случае в подстрочниках можно указать, кто заполняет ту или иную графу, например:

1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________
(указывается руководителем работника)
2. Дата рождения ________________________________________________
(указывается кадровой службой)
3. Должность/профессия __________________________________________
(указывается руководителем работника)
4. Табельный номер ______________________________________________
(указывается руководителем работника)
5. Стаж работы:
— общий _________________________________________________________
(указывается кадровой службой)
— в организации _________________________________________________
(указывается кадровой службой)
— в занимаемой должности (по выполняемой профессии) _____________
(указывается кадровой службой)

Если представление разрабатывается непосредственно для кадровой службы и будет адресовываться руководителю организации, то состав учетных данных может быть значительно больше, например, о трудовом договоре, образовании, пр. Еще раз обращаем внимание, что вопрос о том, какие учетные сведения должны указываться в представлении, кадровая служба решает самостоятельно;
2) в представлении к поощрению желательно предусмотреть место для отражения информации о наличии у работника неснятых дисциплинарных взысканий, например:

«Сведения о неснятых дисциплинарных взысканиях ________________»;

3) в том случае, если, по мнению кадровой службы, лицу, имеющему право применять поощрения, для принятия решения о поощрении необходимо знать информацию о работнике, в форме представления предусматриваются графы для краткой характеристики работника, например:

«Краткая характеристика _______________________________________».

Характеристика может быть выделена и в отдельный информационный блок (см. далее). Если же для лица, принимающего решение о поощрении работника, важны только заслуги и достижения, за которые работник собственно представлен к поощрению, в форме представления достаточно предусмотреть строки для их перечисления, например:

«Конкретные заслуги (достижения, успехи, отличия) _____________»;

4) в представлении к поощрению может не предусматриваться возможность для указания непосредственным руководителем работника конкретного вида поощрения. В этом случае в документе формулируется общее предложение о применении к работнику поощрения без указания, какого именно, например:

«___________________________________ представляется к поощрению».

Для окончательного же решения по представлению предусматриваются отдельные графы или информационный блок;
5) в форме представления должно быть предусмотрено место для подписи работника, составившего представление.

В том случае, если системой поощрения предусмотрено согласование представлений, составляемых непосредственными руководителями, с кадровой службой, то в форме представления целесообразно предусмотреть место для ее заключения.
В зависимости от того, каким способом руководитель организации или иное лицо должно выразить свое решение по представлению, при разработке формы представления необходимо предусмотреть место для резолюции или для выражения конкретного решения.
Таким образом представление может быть разбито на следующие информационные блоки:

решение руководителя, уполномоченного на применение поощрений.

С учетом сказанного представление к поощрению может быть составлено по образцу, приведенному в разделе «БУМАГИ» — стр. 79.
Для случаев представления к поощрению группы работников с целью сокращения документооборота целесообразно разработать отдельное представление.
Основная часть такого представления может быть сконструирована по следующему образцу:

За ______________________________________________________________
(мотив поощрения)
представляются к поощрению в виде _______________________________
(конкретный вид поощрения)
1. ______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество; должность, профессия)
2. ______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество; должность, профессия)

Такая форма используется в том случае, если группа работников представляется к одному виду поощрения. Для представления нескольких работников к разным видам поощрений может использоваться образец, приведенный в разделе «БУМАГИ» на стр. 80.

II. Представление к применению дисциплинарного взыскания

Представление к применению дисциплинарного взыскания используется в системе кадрового делопроизводства значительного, но не большого количества коммерческих организаций. Во многом это обусловлено тем, что для принятия решения о привлечении работников к дисциплинарной ответственности достаточно документов, подтверждающих факт совершения дисциплинарных проступков (актов, протоколов, рапортов, докладных записок, пр.).
Если же кадровая служба намерена закрепить обязанность на выдвижение инициативы о применении дисциплинарных взысканий за руководителями структурных подразделений и унифицировать документы, в которых выражается такая инициатива, то при разработке формы представления необходимо учесть рекомендации, приведенные в предыдущем разделе (по разработке представления к поощрению). Так, прежде всего, кадровая служба должна определить состав учетных сведений. В основной части представления целесообразно предусмотреть графы для:

описания существа дисциплинарного проступка;

вида дисциплинарного взыскания.

В представлении может предусматриваться место для приведения краткой характеристики на работника.
Так же, как и в случае с представлением к поощрению, в представлении к применению дисциплинарного взыскания должно быть предусмотрено место для резолюции руководителя организации или иного лица, уполномоченного на принятие решений о привлечении работников к дисциплинарной ответственности, либо для непосредственного его решения. Представление к применению дисциплинарного взыскания может быть составлено по форме, приведенной в разделе «БУМАГИ» (стр. 81).

III. Представление о переводе

Данный вид представлений встречается также не в каждой организации. Как правило, представления о переводе вводятся в систему делопроизводства для решения вопросов о переводе на должности высшего звена управления и в тех случаях, когда локальными нормативными правовыми актами предусмотрено, что назначение на должность производится по соответствующему представлению вышестоящего должностного лица.
В представлении о переводе необходимо предусмотреть место для:

учетных данных (фамилии, имени и отчества, занимаемой на данный момент должности, дате рождения, образовании (уровне, образовательном учреждении, дате окончания, специальности по образованию), иных сведений из личной карточки, необходимых для решения вопроса о переводе на вакантную должность);

подписей составителя представления, заключения кадровой службы или иного структурного подразделения, отметок о согласии работника на перевод.

Поскольку перевод на вышестоящую должность условно можно считать поощрением, то при разработке конкретной формы представления целесообразно воспользоваться рекомендациями, приведенными в подразделе I настоящего раздела, и, в частности, предусмотреть место для решения руководителя организации (иного должностного лица) по представлению. В качестве примера может использоваться вариант представления, приведенный в разделе «БУМАГИ» (стр. 82).

IV. Представление на работника при проведении аттестации

Традиционная процедура аттестации персонала предусматривает составление представления на аттестуемого работника.
В наиболее распространенной форме представления на аттестуемого работника помимо места для указания учетных данных о работнике (фамилии, имени, отчестве, даты рождения, занимаемой должности на момент аттестации, даты назначения на должность, образовании, общего трудового стажа, стажа замещения должности, пр.), отводится место для:

характеристики производственной (служебной) деятельности работника и квалификации работника;

сведений о соответствии профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты труда (согласно результатам предыдущей аттестации);

оценки результатов работы работника за период между аттестациями, в т.ч. оценки участия в реализации отдельных проектов, выполнении специальных заданий, пр.;

оценки отношения работника к работе и качества выполнения должностных обязанностей, личности работника, включая его профессиональные качества и индивидуальные способности;

предварительных выводов о соответствии профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты труда на момент проведения аттестации.

В форме представления на руководящего работника, кроме того, предусматривается место для отражения результатов деятельности возглавляемого работником структурного подразделения, итогов реализации координируемого им проекта.
Обычно, ответственным за составление и оформление представления, является непосредственный руководитель работника. Подписанный им документ передается на согласование в кадровую службу или непосредственно в аттестационную комиссию. Если же локальным Положением о проведении аттестации персонала организации предусмотрено согласование представления с кадровой службой, то в форме представления должно быть предусмотрено место для виз согласования или специальных отметок кадровой службы.
При разработке формы представления на аттестуемого работника за основу может быть взят вариант представления, в котором содержательная часть сконструирована по следующему образцу:

1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________

2. Занимаемая должность на момент проведения аттестации _________
_________________________________________________________________
3. Дата назначения на должность _________________________________
4. Мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и
результатов служебной деятельности _______________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
________________________________________________________________.

___________________________________ _________ _____________
(должность руководителя, (подпись) (расшифровка)
составившего представление)
«___» ___________ _______г.
С представлением ознакомлен _________ _____________
(подпись) (расшифровка)
«___» ___________ _______г.

В некоторых организациях и учреждениях процедура составления представления на аттестуемого работника характеризуется определенными особенностями. Так, например, при аттестации руководителей средних специальных учебных заведений представление для проведения аттестации готовится советом учебного заведения на основании отчета директора о результатах работы на общем собрании коллектива и подписывается заместителем председателя совета учебного заведения с указанием дат и номеров протоколов собрания, заседания совета. Следовательно, форма представления должна предусматривать место для указания реквизитов перечисленных документов.
Поскольку единых требований к процедуре проведения аттестации, а, следовательно, и к форме представления на аттестуемого работника, законодательство не устанавливает, организация может предусмотреть особый подход к отражению оценок работника. Так, например, в ряде банковских организаций аттестация персонала осуществляется по схеме, установленной Центральным банком РФ для своих сотрудников в Положении об аттестации работников Центрального банка Российской Федерации, утвержденном приказом Центрального банка РФ от 15.05.1994 № 01-000. В указанной схеме форма представления предусматривает возможность проставления оценок группами экспертов, в которые включаются представители различных подразделений, наиболее часто взаимодействующих по роду деятельности с аттестуемым работником. В этом случае каждый эксперт оценивает аттестуемого по параметрам, указанным в бланке представления:

Фрагмент
формы представления

Фамилия _______________________ Должность ______________________
Имя ___________________________ ________________________________
Отчество ______________________ Место работы ___________________
________________________________

I. Содержание работы (функциональные обязанности специалиста): __
_________________________________________________________________
________________________________________________________________.

II. Оценка специалиста (оцените по 7-балльной шкале показатели
результативности труда, профессиональные и личностные качества
аттестуемого специалиста. Для крайних значений шкал (1 и 7 баллов)
даны необходимые пояснения. Обведите кружком тот балл, который, по
Вашему мнению, наиболее соответствует уровню аттестуемого):

Оценка показателей результативности труда

На каждую работу На работу затрачивается
затрачивается значительно гораздо меньше времени,
больше времени, чем чем это диктуется
это диктуется опытом или опытом или планом
планом 1 2 3 4 5 6 7

В некоторых организациях схемой проведения аттестации не предусматривается составление представлений на работников — их заменяют отзывы о деятельности работника, отзывы о работнике или характеристики-отзывы. Эти документы отличаются от представлений тем, что в них, помимо перечисленных выше сведений, особым информационным блоком приводятся отзывы о работнике его непосредственного руководителя и предварительные выводы о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности или установленным требованиям.
В заключение нужно отметить, что в рассмотренном виде представлений отсутствует как таковая формулировка представления — к чему представляется работник.

V. Представление к присвоению специального звания

Представление к присвоению специального звания — ядро процедуры по присвоению сотрудникам ряда государственных органов специальных званий. Поскольку в основном эта процедура регламентируется специальными нормативными правовыми актами, то и формы представлений утверждены этими актами.
В основном формы предусматривают следующие информационные блоки:

учетные сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, образование, стаж службы, пр.), информация о присвоении последнего специального звания (реквизиты документа о присвоении, характер присвоения звания (очередное, досрочное);