Категория: Бланки/Образцы
Согласно действующему законодательству работодатели, привлекающие иностранных работников, обязаны в определенных случаях и в установленные сроки уведомить соответствующие государственные органы. На практике у работодателей возникает множество вопросов по основаниям, процедуре и срокам такого уведомления, что связано с большим количеством правовых норм, регламентирующих данные обязанности, и с тем, что представление информации в госорганы зависит от многих факторов: статуса привлекаемых иностранных работников, режима их пребывания в Российской Федерации, наличия у работодателя определенных документов.
Трудоустраивая иностранцев, компания возлагает на себя обязанности по исполнению норм не только трудового, но и миграционного законодательства. Порядок привлечения иностранных работников требует от работодателя соблюдения большого числа формальностей, в частности по уведомлению государственных органов в строго отведенные сроки. Неисполнение подобных требований чревато серьезными штрафами для компании. В настоящее время наблюдаются тенденции увеличения количества привлечений к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, а также ужесточение контроля за его соблюдением. Знание последних новел касательно трудовой деятельности иностранцев на территории России избавит компанию от многих нежелательных последствий.
Статьи этого разделаОбразец договора между компанией-заказчиком и кадровым агентством-исполнителем.
Декабрь - месяц повышенной event-активности (а часто и январь). Большинство компаний проводят те или иные корпоративные мероприятия для собственного персонала и партнеров. В большинстве случаев, в отличие от летних корпоративов, это все же традиционное новогоднее застолье в каком-либо заведении общественного питания (ресторане, кафе, клубе и т.п.) Задача HR-службы грамотно организовать мероприятие.
Job-offer или Предложение о работе давно стало достаточно распространенным инструментом на рынке труда страны. В западных компаниях это обычное дело, соответственно и российские компании постепенно перенимают этот элемент культуры бизнеса. В…
Обходные листы применяются в трудовых отношениях практически повсеместно. Заслуженно ли им уделяется столько внимания? Какая важная информация фиксируется в них, что порой без их заполнения работодатель старается задержать работника на работе любой ценой, даже идя наперекор действующему трудовому законодательству? Законны ли такие действия? Об этом и не только вы узнаете из статьи.
Работник, получивший доступ к конфиденциальной информации, должен подписать индивидуальное письменное обязательство о неразглашении коммерческой тайны. Обязательство составляется в одном экземпляре и хранится в специальном или личном деле работника не менее 5 лет после его увольнения.
Кадровая служба на каждого работника организации в первый день его работы заводит личную карточку. На основании приказа (распоряжения) о приеме на работу работником кадровой службы заполняется личная карточка работника (форма N Т-2) либо личная карточка государственного (муниципального) служащего (форма N Т-2ГС(МС)), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1, которые применяются для учета лиц, занимающих государственные (муниципальные) должности государственной службы. В настоящей статье рассмотрим некоторые особенности заполнения личной карточки работника (форма N Т-2).
Испорченные при заполнении бланки трудовой книжки и вкладыша в нее, а также непригодные к дальнейшему использованию по назначению, в т.ч. в связи с несоответствием установленной форме, подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта.
Политика в области служебных поездок является важным документом для компаний, работники которых часто направляются в командировки. В документе регламентируются порядок направления в командировки, сроки предоставления отчетов, размеры суточных, порядок возмещения командировочных расходов и другие важные вопросы, связанные с направлением работников в командировки.
Представлены образцы Положений о филиале в формате Word
Примерный образец письма кандидату после собеседования
Благодарственное письмо (письмо-благодарность) – вид некоммерческого делового письма, в котором выражается благодарность за выполнение какой-то просьбы, поручения, за сотрудничество.
В условиях жесткой конкуренции выживают и добиваются успеха те компании, которые ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, достигая снижения непроизводительных расходов при сохранении безупречной репутации за счет высокого качества продукции, товаров, работ или услуг. В связи с этим перед многими организациями встает вопрос - выгодно ли содержать собственный штат программистов, бухгалтеров, другого персонала или передать их работу на сторону, специализированной компании?
Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 12.07.2009. Скачать в Ученический договор с работником в формате Word. Примерный образец …
Гражданско-правовой договор шаблон договора с работником
Делегирование части полномочий руководителя другому должностному лицу компании, например, заместителю директора по общим вопросам, может существенно сократить и оптимизировать время, затраченное на оформление документов и других ежедневных дел кадровой службы. Давайте посмотрим, как правильно оформить делегирование полномочий (с правом подписи кадровых документов ).
В соответствии со ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка локальный нормативный акт организации, регламентирующий регулирования трудовых отношений у данного работодателя. Образцы (шаблоны) правил внутреннего трудового распорядка.
Основания и порядок увольнения по инициативе (заявлению) работника
Заявление на отпуск Обязаны ли сотрудники организации писать заявление на очередной ежегодный отпуск? Согласно ст. 122 ТК РФ ежегодный отпуск предоставляется работникам на основании графика отпусков и изданного в…
Образцы форм и приказ о сокращении
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового…
Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года (в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,…
Рекомендуется как вариант или прототип рабочего документа Службы персонала организации.
Образцы в формате Word можно скачать в приложениях под данной статьей Положение о защите персональных данных работников 1. Общие положения 1.1. Целью данного Положения является защита…
Унифицированная форма Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую должность"
Унифицированная форма Т-3 "Штатное расписание"
Унифицированная форма № Т-2 и Т-2ГС(МС)
Унифицированная форма Т-1 и Т-1а.
Полный текст постановление и образцы унифицированных форм (форматы Word, Excel)
Последние статьиНедавно сотрудничала с компанией Автогарантия, которая помогла мне в возмещении ущерба от моего автодилера. В моей машиной случилась поломка, а они не хотели мне выплатить компенсацию)) А с помощью юридической помощи, я смогла получить выплату за ущерб. Спасибо Автогарантии за это.
Отличная юридическая компания, без каких то замечаний все быстро сделали, довольна юристом Еленой Владимировной очень. Советую к ним обращаться если есть необходимость.
Открывал тут ИП. Доволен, все быстро, без проблем. Очень милые девушки в отделе))) Довольно хорошая цена, у многих других было дороже, когда выбирал. Все подробно рассказали, посоветовали по многим вопросам. Очень удобно, что сразу и к нотариусу сводили,опять же милая девушка со мной ходила))))))))) Когда открывал ИП, счет был не нужен, теперь понадобился, как раз сейчас тоже через ЭКЛЕКС открываю, такая услуга у них тоже есть, опять же очень удобно. Вобщем впечатления только положительные!
От имени компании ООО «Северо-Западные Навигационные Технологии» выражаем благодарность ГК «БАФРА» за надежность, стабильность, оперативность в процессе нашего сотрудничества! ГК «БАФРА» показала свою способность с полной ответственностью подходить к ведению учета, выполнять поставленные задачи качественно о в срок. Отличительной чертой ГК «БАФРА» является высокий профессионализм, организованность сотрудников компании и сильный командный дух. Мы высоко ценим индивидуальный подход к работе и ту компетентность, которые ГК «БАФРА» неоднократно проявляли!
От всей души хочу сказать огромное спасибо всему коллективу агентства STOP Collection! У меня была очень серьезная проблема по оплате задолженности банку, на общую сумму 1.5 млн руб, и банк подал в суд для ее взыскания. Благодаря действиям их юристов удалось получить максимально- возможную отсрочку до вступлению решения суда в силу, т.к денег на тот момент не было и очень требовалось время для сбора нужной суммы. Несмотря на небольшую задержу я осталась очень довольна результатом их работы! Анна Багмет
Порядок уведомления о приёме на работу и использовании иностранных работниковСоответственно законодательству, каждый работодатель, принимающий на работу иностранного работника, должен уведомить о том госорганы в строго установленные сроки (ФЗ № 115 от 25/07/02). Информация, предоставляемая в госорганы, зависит от множества факторов – режима пребывания работника в РФ, его статуса, наличия документов и пр. Какие госорганы обязан уведомить работодатель?
Налоговые органы по месту учета работодателяПриглашая на работу иностранного гражданина или заключая с ним трудовой договор. каждый работодатель обязан уведомить о том налоговые органы, расположенные по месту учета работодателя (п/п.4, п.8, ст.18 ФЗ №115).
Срок уведомления – 10 дней, начиная со дня…
Уведомление налоговых органов, в данном случае – задача работодателя. Причем, уведомление направляется работодателем при наступлении каждого из вышеперечисленных событий. Форма уведомления – произвольная.
Государственная инспекция труда (ГИТ) по соответствующему субъекту РФСведения о заключении трудового договора с иностранным работником работодатель обязан отправить в ГИТ в течение месяца.
Приостановление действия разрешения о привлечении/использовании труда иностранных работников возможно в случае, когда…
Работодателю, у которого есть разрешение на привлечение/использование труда иностранных работников, рекомендуется, во избежание негативных последствий, в свободной форме направлять информацию в течение 3 дней о…
Наименование налогового органа:____________
УВЕДОМЛЕНИЕ № ______
о привлечении и об использовании иностранных работников.
1.Сведения о работодателе (организации или индивидуальном предпринимателе), заказчике работ (услуг).
Полное наименование работодателя, заказчика работ, услуг (организация или ФИО индивидуального предпринимателя) (нужное подчеркнуть): _____________________
Для организаций
ОГРН: |0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|
ИНН: |0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|
КПП: |0|0|0|0|0|0|0|0|0|
Для индивидуальных предпринимателей:
ОГРНИП: |0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|
ИНН: |0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|0|
2.Сведения об иностранных гражданах, осуществляющих трудовую деятельность:
2.1. Фамилия_______
2.2. Имя__________
2.3. Отчество (если имеется) _________
2.4. Пол: | | муж. | | жен. (нужное отметить знаком "V")
2.5. Дата рождения |0|0| |0|0| |0|0|0|0|
2.6. Место рождения: __________
2.7. Гражданство (название государства либо без гражданства) ___ Код ОКСМ (страны) |0|0|0|
2.9. Документ, удостоверяющий личность:
2.9.1. Для иностранного гражданина:
2.9.1.1. Паспорт иностранного гражданина: а) серия ____, б) номер ____
2.9.2. Для лица без гражданства:
2.9.2.1. Вид на жительство лица без гражданства: а) серия ____, б) номер ____
2.10. Адрес места пребывания: __________
2.10.1. Почтовый индекс |0|0|0|0|0|0|
2.10.2. Субъект Российской Федерации _________ Код субъекта РФ |0|0|
2.10.3. Район _______
2.10.4. Город _______
2.10.5. Населенный пункт ____________ (село, поселок и т.п.)
2.10.6. Улица (проспект, переулок и т.д.) __________
2.10.7. Номер дома ___ Номер корпуса (строения) ______ Номер квартиры _____
2.11. Дата приема на работу иностранного гражданина _________
2.12. Период осуществления трудовой деятельности по трудовому и (или) гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг) ___________
Руководитель (заместитель руководителя) организации ______ (подпись) _____________ (Ф.И.О.)
М.П.
Дата |0|0| |0|0| |0|0|0|0|
21 Сентябрь 2014
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
от 24 августа 2007 года N ГИ-6-04/676@
О размещении примерной формы уведомления о
привлечении и использовании иностранной рабочей силы
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Поскольку форма уведомления о привлечении и использовании иностранных работников не установлена, работодатели представляют в налоговые органы уведомления в произвольной форме.
В целях единообразного применения работодателями вышеуказанной нормы Федеральная налоговая служба поручает управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации разместить на информационных стендах в нижестоящих налоговых органах примерную форму уведомления о привлечении и использовании иностранных работников (прилагается ). Одновременно рекомендовать работодателям использовать указанную форму при представлении уведомления в налоговые органы.
Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
И.Ф.Голиков
Приложение
к письму Федеральной
налоговой службы
от 24 августа 2007 года
N ГИ-6-04/676@
Хотя Государственная дума и обещает еще с 2013 года введение отдельного миграционного кодекса для регулирования процесса привлечения трудовых мигрантов, на сегодняшний день нет единого закона о привлечении иностранных работников, вся законодательная база по этому вопросу находится в разных Федеральных законах, отдельных приказах ФМС и некоторых кодексах РФ (ТК РФ, НК РФ, КоАП РФ).
Приведенные ниже официальные документы регламентируют правила привлечения иностранных работников к труду на территории Российской Федерации:
1. ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает понятие «миграционный учет» и определяет:
2. ФЗ 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015, с изм. и доп. вступ. в силу с 11.07.2015) регулирует правовое поле, в рамках которого иностранные граждане находятся на территории РФ, и самое главное - право, по которому они могут осуществлять трудовую деятельность. Можно выделить:
3. ТК РФ глава 50.1: Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства (ФЗ N 409-ФЗ от 01.12.2014).
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) Раздел XXVI - подразумевает одно экономическое пространство на всех их территориях и регламентирует аспекты, связанные с трудовой миграцией граждан из Армении, Белоруссии, Казахстана и, с недавнего времени, Киргизии.
Существует несколько способов оформить иностранного сотрудника в процессе привлечения к труду. Порядок зависит в первую очередь от статуса иностранца. В статье 1 п.2 ФЗ №115 выделены три основных статуса иностранцев, находящихся на территории РФ.
Соответственно, порядок привлечения на работу и оформления иностранных граждан, которые находятся на территории РФ в разных статусах, – разный.
Далее мы рассмотрим особенности привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ более подробно.
Порядок привлечения иностранных работников с РВП и ВНЖ – привлечение на работу иностранцев в статусе «временно проживающий» и «постоянно проживающий» и его оформление в компаниюПривлечение иностранных работников с РВП и ВНЖ на работу – это самый простой вариант. При трудоустройстве к российскому работодателю никаких разрешительных документов не потребуется, ровно так же, как и для самого работодателя не потребуется разрешительных документов на права привлечения иностранных граждан с разрешением на временное проживание или с видом на жительство в РФ (ст. 13 п. 4.1 ФЗ № 115).
Организации, принимающей на работу иностранных граждан с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо убедиться в следующем пакете документов:
После проверки документов у работника работодатель может составлять трудовой договор, однако нужно помнить о том, что о факте заключения трудового договора с иностранцем с РВП и ВНЖ необходимо будет уведомить ФМС.
Уведомление о привлечении иностранного работника с ВНЖ или РВП подается в трехдневный срок, и может быть направленно в ФМС по почте или передано лично. В каждом регионе правила оформления такого уведомления свои, с ними можно ознакомиться на официальном сайте ФМС.
Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан в статусе временно пребывающего иностранца и его оформление в компаниюВ данном случае процесс привлечения и использования иностранных работников зависит в первую очередь от того, в каком порядке прибыл работник-иностранец в РФ: визовом или безвизовом.
Порядок привлечения безвизовых иностранных граждан (по патенту)
Виза не требуется для граждан ближнего зарубежья, то есть для граждан из следующих стран: Украина, Абхазия, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Южная Осетия.
1. Для трудоустройства такому гражданину потребуется получить патент
2. Работодателю НЕ НУЖНО получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в 2016 году
Для того что бы оформить на работу иностранца с патентом, от такого сотрудника работодателю потребуются следующие документы:
При наличии всех перечисленных выше документов работодатель может заключать трудовой договор. При этом необходимо помнить о том, что нужно отправлять в ФМС уведомления о привлечении иностранного работника и заключении с ним трудового договора в течение трех рабочих дней со дня заключения.
Порядок привлечения визовых иностранных граждан с разрешением на работуА вот для трудоустройства иностранца из дальнего зарубежья в порядке, когда иностранному гражданину требуется получать визу, дела обстоят немного иначе.
Чтобы привлечь такого иностранного работника работодателю придётся собрать огромный пакет документов.
Порядок и правила привлечения иностранной рабочей силы с РНР:
1. Работодатель получает квоту на привлечение иностранной рабочей силы – подробнее о квотах на иностранных работников читайте ниже
2. Работодатель подает ходатайство в территориальный миграционный орган, где просит выдать приглашение иностранному гражданину, чтобы он мог работать в РФ
3. Данный госорган выдает такому иностранцу приглашение на въезд в РФ
4. Работодателю НЕОБХОДИМО получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
5. Иностранный гражданин должен получить разрешение на работу
Документы, которые получает организация:
Документы, получаемые иностранцем:
При приёме на работу иностранца, прибывшего на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, работодатель так же в трехдневный срок обязан уведомить ФМС о данном факте.
Разрешение и квота на привлечение иностранных граждан к работеДля начала разберемся, что такое «квоты на привлечение иностранной рабочей силы».
Государство стремится защитить российский рынок труда и ежегодно определяет квоты на привлечение иностранных работников, то есть максимальное количество иностранцев, которые могут в текущем году трудиться по той или иной специальности.
В 2016 году квота на привлечение мигрантов на работу определятся только для граждан, прибывших в Российскую Федерацию в визовом режиме.
Для того чтобы организация могла получить такую квоту, она должна каждый год писать заявление о потребности в иностранцах в службу труда и занятости населения.
При том, если организация хочет привлекать к труду иностранцев, она должна подавать заявления на следующий год уже в начале текущего года. Так, чтобы получить квоту на привлечение иностранных работников на 2016 год, заявление нужно было подать до первого августа 2015 года. При этом у работодателя должно быть обоснование привлечения иностранной рабочей силы.
Порядок получения квот на привлечение иностранных рабочих1. Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости». С правилами регистрации и заполнения заявки можно ознакомиться по этой ссылке .
2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.
3. Копия выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенная подписью и печатью.
4. Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.
5. Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.
Когда, наконец, работодатель проходит все препятствия и успешно берёт на работу иностранного сотрудника, он обязан отправить уведомление о привлечении иностранного работника в территориальный орган ФМС и, таким образом, сообщить о факте заключения трудового договора с иностранцем или его расторжения.
Процедура не сложна – работодатель в трехдневный срок составляет и подает в ФМС уведомление о привлечении иностранного гражданина на работу по определенной форме. Уведомление можно подать в ФМС лично или по почте.
Следует отметить, что подача уведомления о привлечении и использовании иностранных работников - это обязательная процедура для организации, принимающей на работу иностранца, и несоблюдение ее карается штрафом в размере до одного миллиона рублей согласно статье 18.15 КоАП РФ.
Уведомление налоговой о привлечении иностранных работников с 2015 года не требуется.
Важно! Отправлять уведомление о привлечении иностранной рабочей силы в ФМС при приеме иностранного гражданина на работу нужно ВСЕГДА, вне зависимости от режима пребывания иностранца на территории РФ и наличия ВНЖ или РВП.
Бланк «Уведомление о привлечении иностранных работников» 2015/2016Форму «Бланк уведомления о привлечении иностранных работников в 2015 году» можно скачать на сайте ФМС или по ссылкам:
29 Сентября 2016
В период простоя работнику в общем порядке выплачивают заработную плату, а не компенсационные выплаты. Оплату простоя облагают страховыми взносами в ПФР, ФФОМС, ФСС России и взносами на "травматизм". Если время простоя оплачивается, то указанный период засчитывают в страховой стаж сотрудника.
Хотя аптечное учреждение занимается довольно узким и специфическим видом деятельности и, как правило, не ведет деятельности за рамками своего профиля, если оно находится на общем режиме налогообложения, ему необходимо позаботиться о соблюдении раздельного учета различных видов реализуемой продукции, чтобы не допустить ошибок при исчислении НДС.
С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.
28 Сентября 2016
Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.
Торговое предприятие (применяющее УСНО) планирует принять участие в региональной выставке-ярмарке «Школьный базар». Должно ли оно оборудовать торговое место ККТ либо торговлю можно осуществлять без применения кассового аппарата (выдавать покупателям по их требованию квитанции)?
СеминарыОдной из обязанностей работодателей, использующих труд иностранных граждан, является необходимость предоставлять определенную информацию, связанную с иностранными работниками, в соответствующие государственные органы. Но на практике даже у самого добросовестного работодателя применение норм законодательства вызывает немало вопросов. Из-за большого количества регламентирующих процедуру информирования правовых норм и множества определяющих ее факторов разобраться в том, кто и о чем, в какие сроки и по какой форме должен предоставлять сведения, далеко не просто. Поэтому мы свели всю необходимую информацию в одном материале.
Согласно действующему законодательству работодатели, привлекающие иностранных работников, обязаны в определенных случаях и в установленные сроки уведомить соответствующие государственные органы. На практике у работодателей возникает множество вопросов по основаниям, процедуре и срокам такого уведомления, что связано с большим количеством правовых норм, регламентирующих данные обязанности, и с тем, что предоставление информации в госорганы зависит от многих факторов: статуса привлекаемых иностранных работников, режима их пребывания в Российской Федерации, наличия у работодателя определенных документов.
Ф едеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) определяет правовое положение иностранных граждан в России, а также регулирует отношения между иностранными гражданами с одной стороны и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
П. 1 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Федеральным законом № 115-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами регламентируются правовое положение иностранных граждан, их права и обязанности при пребывании на территории Российской Федерации, а также устанавливаются права и обязанности физических и юридических лиц, которые взаимодействуют с иностранными гражданами в период их пребывания на территории РФ. В частности, регламентированы права и обязанности работодателей, использующих труд иностранцев, и установлена ответственность за неисполнение или недобросовестное исполнение таких обязанностей.
Работодателем, согласно Федеральному закону № 115-ФЗ, является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных граждан на основании заключенных с ними трудовых договоров. К работодателям фактически приравнены заказчики работ (услуг), которыми являются физические или юридические лица, получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующие труд иностранных граждан на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).
При этом основное правило установлено п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ: работодатель или заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на их привлечение и использование.
Исключение из данного правила предусмотрено п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ, которым установлено, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Кроме этого обязательного уведомления Федеральный закон № 115-ФЗ и ряд других нормативных актов устанавливают обязанность работодателей, привлекающих иностранных работников, предоставлять определенную информацию в следующие государственные органы:
Остановимся на правилах уведомления подробнее и рассмотрим основания, сроки, объем и форму направления работодателем сведений, связанных с привлечением иностранных работников.
Налоговые органы по месту учета работодателяПодпункт 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривает, что работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня:
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют как те работодатели, которые пригласили иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, так и те работодатели, которые заключили с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в общем порядке.
О каких работниках? Сведения предоставляются в налоговые органы по месту учета работодателя в отношении любых категорий иностранных работников: как приглашенных в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, так и прибывших в порядке, не требующем получения визы, а также иностранных работников, временно проживающих на территории Российской Федерации.
В какой срок? Рассматриваемой нормой предусмотрен перечень событий, о которых работодатель должен известить налоговые органы по месту своего учета в течение 10 дней с момента их наступления. При этом в период трудовых отношений с каждым отдельным иностранным работником могут наступить несколько и даже все из указанных событий. На практике нередко возникает вопрос: необходимо ли информировать налоговые органы о каждом из указанных событий или достаточно уведомить их один раз – о том событии, которое наступило в конкретной ситуации раньше всего по времени? Федеральная налоговая служба до настоящего времени никак не прокомментировала эту норму, и работодатели чаще всего направляют информацию в налоговые органы каждый раз при наступлении любого из указанных в перечне событий.
По какой форме? Форма уведомления действующим законодательством не установлена, и работодатели представляют в налоговые органы уведомления в произвольной форме. В связи с этим в целях единообразного применения работодателями нормы подп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ Федеральная налоговая служба письмом от 24.08.2007 г. № ГИ-6-04/676@ поручила управлениям ФНС России по субъектам РФ разместить на информационных стендах в нижестоящих налоговых органах примерную форму уведомления о привлечении и использовании иностранных работников. Одновременно ФНС России рекомендовала работодателям использовать приведенную в письме форму при представлении уведомления в налоговые органы.
ГИТ по соответствующему субъекту РФПункт 13 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. № 681. предусматривает, что работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан в месячный срок направить в государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту Российской Федерации (территориальный орган Роструда) сведения о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) по форме, утверждаемой Минздравосоцразвития России.
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют только те работодатели, которые в установленном указанным постановлением Правительства РФ порядке получили разрешение на привлечение и использование иностранных работников. То есть те работодатели, которые привлекают иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, указанное уведомление в ГИТ по субъекту РФ направлять не обязаны.
О каких работниках? Сведения предоставляются в отношении только тех иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.
В какой срок? Сведения направляются в ГИТ в месячный срок со дня заключения трудового договора. Обратите внимание, что речь идет именно о дате заключения трудового договора, а не о дате фактического начала работы работником.
По какой форме? Приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2008 г. № 610н утверждена представляемая работодателями в ГИТ по субъекту Российской Федерации форма сведений о заключении работодателем трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.
Органы службы занятости населения в соответствующем субъекте РФ1. Пункт 13 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. № 681. предусматривает, что работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан в месячный срок направить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России и ФМС.
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют только те работодатели, которые в установленном указанным постановлением Правительства РФ порядке получили разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
О каких работниках? Сведения предоставляются в отношении только тех иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.
В какой срок? Сведения направляются в органы службы занятости населения в месячный срок со дня привлечения иностранных работников к трудовой деятельности. В п. 13 указанных Правил дана именно такая формулировка, и на практике у работодателей может возникнуть вопрос, что считать датой привлечения иностранного работника к трудовой деятельности – момент заключения трудового договора или дату фактического начала работы, если она «отложена» сторонами трудовых отношений и работник обязан приступить к работе намного позже даты заключения трудового договора? Однако в утвержденной форме представления сведений указано, что сведения предоставляются в месячный срок именно с момента заключения трудового или гражданско-правового договора.
По какой форме? Форма бланка представления сведений о привлечении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы, утверждена совместным приказом Минздравсоцразвития России и ФМС РФ от 26.10.2007 г. № 670/421.
2. Пункт 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 г. № 183. предусматривает, что работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, уведомить орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства.
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют только те работодатели, которые в установленном порядке привлекают и используют для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу. Очевидно, что в первую очередь требование о представлении такой информации касается тех работодателей, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, так как обязательное предоставление информации о заключении трудовых договоров с «безвизовыми» иностранцами предусмотрено для этой категории работодателей п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ, как мы отмечали выше.
Так как работодатели, имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, также имеют право привлекать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то в случае заключения трудового договора с этой категорией иностранных работников они также обязаны представить указанную информацию в органы службы занятости населения.
О каких работниках? Сведения предоставляются в отношении только тех иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеют разрешение на работу.
В какой срок? Сведения направляются в органы службы занятости населения в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора с иностранным гражданином.
По какой форме? Форма уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утверждена постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 г. № 183.
Территориальные органы ФМС1. Пункт 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 г. № 183. предусматривает, что работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства (далее – иностранный гражданин).
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют только те работодатели, которые в установленном порядке привлекают и используют для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу.
О каких работниках? Сведения предоставляются в отношении только тех иностранных граждан, которые прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеют разрешение на работу.
В какой срок? Сведения направляются ФМС в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора с иностранным гражданином.
По какой форме? Форма уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу утверждена постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 г. № 183.
2. Подпункт «а» п. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ) предусматривает, что принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют те работодатели, которые являются принимающей стороной.
Стороной, принимающей иностранного гражданина, согласно подп. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ, является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в РФ либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
О каких работниках? Сведения предоставляются в отношении любых иностранных граждан, прибывших в место пребывания.
В какой срок? Сведения направляются в ФМС по истечении трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.
По какой форме? Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
3. Пункт 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 г. № 9. предусматривает, что при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через два дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган ФМС отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина.
Кто уведомляет? Эту обязанность выполняют те работодатели, которые являются принимающей стороной.
О каких работниках? Сведения предоставляются в отношении любых иностранных граждан, убывших из места пребывания.
В какой срок? Сведения направляются в ФМС не позднее чем через два дня со дня его убытия из места пребывания.
По какой форме? Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Иные обязанности по информированию госоргановВ заключение отметим еще несколько случаев, в которых предусмотрено направление определенной информации работодателями, имеющими разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Пункт 17 Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. № 681, содержит перечень случаев, в которых производится приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В частности, такое приостановление возможно, если работодатель:
Как видно из содержания данной нормы, невыполнение этих обязанностей может повлечь приостановление действия разрешительных документов работодателя. Однако необходимо заметить, что обязанности работодателя по направлению указанной информации не прописаны в других нормативных правовых актах, отсутствует и форма направления таких сведений.
Тем не менее, учитывая возможность наступления негативных последствий, можно рекомендовать работодателю, получившему разрешение на привлечение и использование иностранных работников, в трехдневный срок направлять в свободной форме информацию: