Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция специалиста в сфере закупок по профстандарту img-1

должностная инструкция специалиста в сфере закупок по профстандарту

Рейтинг: 4.3/5.0 (1871 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов в сфере закупок, в том числе контрактных управляющих, работников контрактной службы, специалистов

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов в сфере закупок, в том числе контрактных управляющих, работников контрактной службы, специалистов по закупкам

Данный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Согласно стандарту в функции таких специалистов входит контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Стандартом предусмотрены следующие трудовые функции, выполняемые данными специалистами:

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд:

- предварительный сбор данных о потребностях и ценах на товары, работы, услуги;

- подготовка закупочной документации;

- обработка результатов закупки и заключение контракта.

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд:

- составление планов и обоснование закупок;

- осуществление процедур закупок.

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:

- проверка соблюдений условий контракта;

- проверка качества предоставленных товаров, работ, услуг.

4. Контроль в сфере закупок:

- мониторинг в сфере закупок;

- аудит и контроль в сфере госзакупок.

По каждой из обобщенных трудовых функций установлены требования к образованию и к опыту практической работы.

Дата публикации на сайте: 13.10.2015

Видео

Другие статьи

Профстандарт - Специалист в сфере закупок - – новый уровень профессионализма - Помощь в ГосЗакупках

Новости госзакупок

Теперь каждому, кто занимается закупками, нужно будет соответствовать профессиональному стандарту "Специалист в сфере закупок". Минтруд установил единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статья 9 Закона № 44-ФЗ раскрывает понятие профессионализма, под которым понимается осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, вступающим в силу с 23.10.2015, был утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" (далее – стандарт "Специалист в сфере закупок").

Стандартом "Специалист в сфере закупок" установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок (в том числе требования к образованию, опыту практической работы), а также определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

Так в качестве трудовых функций специалиста в сфере закупок стандартом определены:

  • функция обеспечения закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд, которая включает в себя:
    • предварительный сбор данных о потребностях и ценах на товары, работы, услуги;
    • подготовку закупочной документации;
    • обработку результатов закупки и заключение контракта;
  • функция осуществления закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд, которая включает в себя:
    • составление планов и обоснование закупок;
    • осуществление процедур закупок;
  • функция по осуществлению экспертизы результатов закупок, приемки контракта, включающая в себя:
    • проверку соблюдений условий контракта;
    • проверку качества предоставленных товаров, работ, услуг;
  • функция контроля в сфере закупок, которая включает в себя:
    • мониторинг в сфере закупок;
    • аудит и контроль в сфере закупок.

Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" также выделяет виды обобщенных трудовых функций, к каждой из которых установлены требования к образованию и к опыту практической работы.

Внедрение стандарта "Специалист в сфере закупок" повлечет за собой переоценку профессионального уровня действующих сотрудников, осуществляющих деятельность в сфере закупок, позволит определить необходимость его повышения, а также будет способствовать мотивации таких работников, повышению эффективности и качества их труда.

Предполагается, что в образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в сфере закупок, будут разработаны новые программы обучения, соответствующие профессиональному стандарту "Специалист в сфере закупок" (с учетом методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, разработанных Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России).

По итогам введения стандарта "Специалист в сфере закупок" планируется произвести корректировки единых тарифных квалификационных справочников, которые будут предусматривать новую профессию - "специалист в сфере закупок".

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", порядок применения стандарта "Специалист в сфере закупок" вступает в силу с 01.07.2016.

Таким образом, в настоящий момент положения стандарта "Специалист в сфере закупок" могут быть использованы работодателями при разработке должностных инструкций, формировании контрактной службы (назначении контрактного управляющего), а также образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ в сфере закупок.

Этапы применения профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок»

Бесплатный вебинар: Алгоритм перехода на 44-ФЗ о контрактной системе 23 дня назад Этапы применения профессионального стандарта
«Специалист в сфере закупок»

Мы предлагаем готовое решение, которое позволит составить план по применению профстандарта, подготовить необходимые локальные акты и поможет провести оценку квалификации работников

Профессиональный стандарт «специалист в сфере закупок» утвержден приказом Минтруда
России от 10.09.2015 № 625н от 10 сентября 2015 г. № 625н

Этапы применения профстандарта

1
Разработать и утвердить план применения профстандарта

2
Провести обучение должностных лиц

3
Подготовить локальные акты, касающиеся трудового права

4
Внести изменения в существующие локальные акты организации

1. Разработать и утвердить план применения профстандарта подробнее Содержание План применения профстандарта должен содержать:
  • перечень профессиональных стандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности в образовании, обучении и о проведении соответствующих мероприятий;
  • этапы применения профстандарта;
  • перечень необходимых локальных актов.
п. 1 ПП РФ №584 от 27.06.2016 Основание

Профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются поэтапно на основании утвержденных планов п. 1 ПП РФ №584 от 27.06.2016

Необходимость согласования

План применения профстандарта должен быть подготовлен с учетом мнений представительных органов работников п. 1 ПП РФ №584 от 27.06.2016

Что необходимо?

Разработать и утвердить план применения профстандарта.
Согласовать план с представительными органами работников.

Как выполнить?

1. Создать рабочую группу по применению профессионального стандарта «специалист в сфере закупок», основными задачами которой будет являться:

  • Анализ квалификационных требований, необходимых работнику для выполнения определенной трудовой функции, и анализ кадрового состава (изучение штатного расписания, численного и персонального состава, трудовых договоров, служебных контрактов, должностных инструкций и др.)
  • Подготовка плана применения профессиональных стандартов.
  • Координация деятельности членов рабочей группы, структурных подразделений организации, работников и представительных органов работников в рамках планирования и практического внедрения профессионального стандарта.
  • Контроль исполнения этапов применения профстандартов, изложенных в плане.
  • Обеспечение выполнения мероприятий плана по организации применения профессиональных стандартов, в том числе разработка плана мероприятий по обучению и образованию работников, обеспечение процедур оценки квалификации работников.
  • Определение перечня необходимых локальных актов работодателя.

2. Утвердить состав и положение о рабочей группе

Рекомендуем включить в состав рабочей группы:

  • Специалистов кадровой службы
  • Специалистов юридической службы
  • Специалистов финансовой службы
  • Представительные органы (представителей интересов) работников подробнее

Представителями работников являются:

  • профсоюзы и их объединения (создаваемые в крупных организациях либо по территориальному, отраслевому и т. п. принципам);
  • иные профсоюзные организации (создаваемые, например, в государственных органах, в органах внутренних дел, таможенных органах и т. п.), если это предусмотрено уставами общероссийских профсоюзов. Главное, чтобы эти организации были созданы и функционировали в соответствии с Законом о профсоюзах;
  • другие представители (т. е. не относящиеся к профсоюзам), избираемые работниками на общем собрании (конференции) для защиты своих интересов. ст. 29 ТК РФ

При необходимости вы можете привлечь сторонних экспертов для анализа кадрового состава, квалификационных требований, а также по вопросам оценки квалификации работников

Возможные наименования должностей, профессий

  • Специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
  • Старший специалист по закупкам
  • Консультант по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
  • Ведущий специалист
  • Работник контрактной службы
  • Заместитель руководителя подразделения
  • Руководитель подразделения
  • Руководитель контрактной службы
  • Контрактный управляющий
  • Советник
  • Заместитель руководителя
  • Руководитель
  • Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги
  • Подготовка закупочной документации
  • Обработка результатов закупки и заключение контракта
  • Составление планов и обоснование закупок
  • Осуществление процедур закупок
  • Проверка качества представленных товаров, работ, услуг
  • Проверка соблюдений условий контракта
  • Мониторинг в сфере закупок
  • Аудит и контроль в сфере закупок

Подготовить трудовые договоры в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в сфере закупок" или дополнительные соглашения к трудовым договорам

Новые должностные инструкции

Уведомления об изменении трудовых функций или о переводе на новую должность. подробнее

В соответствии с частью 1 статьи 72.1 ТК РФ, перевод на другую работу – постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.

Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника.

Как выполнить? Онлайн-сервис по подготовке документов

Как работает программа подготовки документов?

1
В специальном конструкторе
указываете необходимые данные:

1. Данные о сотрудниках (ФИО, текущая должность).
Указываются сведения о сотрудниках, входящих в состав рабочей группы, а также тех сотрудники, на которых распространяется действие профстандарта «специалист в сфере закупок»

2. Сведения о текущем образовании, опыте работы и трудовые функции, которые будет выполнять сотрудник
Только по сотрудникам на которых распространяется действие профстандарта «специалист в сфере закупок»

2
Скачиваете автоматически
подготовленные для вас файлы!
  • Приказ о создании рабочей группы
  • Состав рабочей группы
  • Положение о рабочей группе
  • Форма протокола заседания рабочей группы
  • Проект протокола оценки квалификации работников
  • Проект плана по организации применения профессиональных стандартов
  • Проект плана мероприятий по обучению сотрудников
  • Трудовые договоры в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в сфере закупок"
  • Дополнительные соглашения к трудовым договорам
  • Новые должностные инструкции
  • Уведомления об изменении трудовых функций
  • Уведомления о переводе на новую должность
4. Внести изменения в существующие локальные акты подробнее Что необходимо?

В связи с изменением наименований должностей необходимо внести изменения в существующие локальные акты:

  • Положение о контрактной службе
  • Приказ о единой комиссии
  • Приказ о приемочной комиссии
  • Приказ о назначении лиц, ответственных работать в ЕИС

© «Развитие», 2016
Телефон: 8-800-5000-939

Специалисты по госзакупкам: новый стандарт профессиональной деятельности

  • Главная →
  • Информация →
  • Специалисты по госзакупкам: новый стандарт профессиональной деятельности
Специалисты по госзакупкам: новый стандарт профессиональной деятельности

Министерство труда и соцзащиты РФ разработало документ, которым определен перечень требований, предъявляемых к образованию, обязанностям и опыту специалистов, работающих в сфере госзакупок.

Для специалистов. работающих в сфере закупок. утвержден стандарт профессиональной деятельности. Минтруда и соцзащиты России разработало документ, в котором был определен перечень требований. предъявляемых к опыту. образованию и обязанностям тех, кто занимается госзакупками. Приказом Минтруда РФ № 625н от 10.09.2015 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» определены требования к профессиональной деятельности специалистов, работающих в области закупок. Они дают возможность определять трудовые обязанности специалиста по закупкам, а также то, каким образованием и опытом работы должен обладать соискатель этой должности.

Приказами Минтруда РФ № 626н и № 625н от 10.09. 2015 утверждены такие профессиональные стандарты, как «Эксперт по закупкам » и «Специалист по закупкам ». Эти стандарты разработаны для того, чтобы реализовать принцип профессионализма заказчиков, определенный Законом № 44 от 5.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», где указан перечень необходимых навыков, уровня образования и необходимого опыта работы, которым должны обладать работники соответствующих специальностей.

С принятием новых стандартов профессиональной деятельности появляется возможность формирования стратегии развития образования в области закупок и развития рынка труда. Для работодателей положения этих стандартов должны стать ориентиром при формировании политики по таким направлениям, как управление персоналом, аттестация работников, организация их обучения, а также тарификация работ, присвоение сотрудникам тарифных разрядов, выработка систем оплаты труда и разработка должностных инструкций работников.

В процессе разработки программ профессионального образования в области закупок образовательные учреждения в содержании своих программ также должны будут учитывать положения новых профстандартов.

Профессиональным стандартом специалиста по закупкам предусмотрено четыре группы обобщенных трудовых функций. Требования, предъявляемые к организации закупок, установлены законодательно, поэтому невозможно исключить то, что с 2018 г. применять эти профессиональные стандарты будет обязательным условием для участников закупочной деятельности.

В соответствии с уровнем квалификационной подготовки, специалисты по закупкам подразделяются следующим образом.

  • Пятый квалификационный уровень. Он должен обеспечить проведение закупок специалистом, использующим предварительный сбор необходимой информации, умеющим подготавливать закупочную документацию, а также осуществлять обработку результатов, включая заключение контрактов.
  • Шестой квалификационный уровень. Помимо требований, предъявляемых к специалистам шестого уровня, он должен обеспечить проведение закупок сотрудником, умеющим составлять планы их проведения, обосновывая необходимость их осуществления. Такой специалист также должен обладать умением выбирать поставщиков.
  • Седьмой квалификационный уровень должен обеспечить проведение закупок специалистом, имеющим навыки осуществления контроля в области госзакупок, включая прием контракта. Кроме этого, специалист данного уровня должен уметь осуществлять проверку соблюдения условий контрактов и качества товаров (услуг, работ).
  • Восьмой квалификационный уровень должен обеспечить проведение сотрудником контроля, мониторинга и аудита при закупках.

Профессиональные стандарты специалиста сферы закупок, которые разработаны Министерством труда, должны обеспечить достаточно высокий уровень знаний сотрудников и сократить число допускаемых ими ошибок. Сегодня в большинстве случаев госзакупками занимаются профессиональные юристы либо экономисты, а на предприятиях малого бизнеса эти обязанности возлагает на себя руководитель. При условии, что в отношении специалистов в области закупок профстандарт будет обязательным условием, организации, которые намерены участвовать в закупочной деятельности, должны обеспечить обучение своих сотрудников.

Похожие статьи:

Установлены профстандарты в сфере закупок

Установлены профстандарты в сфере закупок

Согласно Закону № 44-ФЗ специалисты сферы закупок должны обладать высокой степенью подготовки к реализации своих функций. Быть профессионалами в своем деле, обладать определенной квалификацией, теоретическими знаниями и навыками. Это, в частности, следует из ст. 9 указанного закона. Чтобы реализовать данные положения, в 2015 г. были утверждены профессиональные стандарты для специалиста и эксперта в сфере закупок2. Расскажем, что в связи с этим необходимо учитывать заказчику.

Елена Пластинина, канд. экон. наук, зав. кафедрой Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Арина Коротаева, зам. зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова»

Назревшая необходимость

Исходя из норм ст. 9 Закона № 44-ФЗ, заказчики (а также контрольные органы и специализированные организации) осуществляют свою деятельность на профессиональной основе и принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок. Что это значит?
Обратимся к ст. 195.1 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). В соответствии с ней квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Проецируя данное определение на сферу закупок, можно утверждать, что занятые в ней специалисты должны обладать конкретными знаниями, умениями и опытом работы. Это в теории. На практике же до некоторых пор не было полного понимания о требованиях и критериях подготовки закупочного специалиста.
Руководители и кадровые службы учреждений-заказчиков самостоятельно определяли необходимый уровень знаний, которым должен обладать «закупщик». А организации, занимающиеся повышением квалификации работников, образовательные учреждения дополнительного профессионального образования разрабатывали и реализовывали собственные профессиональные программы исходя из своего опыта. То есть не существовало унифицированных образовательных стандартов.
Еще одна проблема — постоянно меняющийся порядок закупок для государственных и муниципальных нужд.
Исправить ситуацию и призваны профессиональные стандарты для специалистов в сфере закупок.

Профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ). Со временем профстандарты должны заменить действующие сегодня справочники:

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС);
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Пока же Минтруду России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вменено в обязанность установить тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС, ЕКС и профессиональных стандартах.
Сферы применения профстандартов определены в Правилах № 23. Так, стандарты используются:

  1. работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  2. образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  3. при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

То есть происходит стандартизация требований к специалисту на всех уровнях его подготовки и профессиональной деятельности.
Вопрос по срокам применения профессиональных стандартов пока не урегулирован. Часть стандартов уже вступила в силу с 2015 г. (к примеру, стандарт специалиста по охране труда и пр.), другая ждет своей очереди.
В настоящий момент Минтруд России готовит проект нормативно-правового акта по переходному периоду до 2020 г. для коммерческих организаций и всего лишь годовому переходному периоду — для бюджетной сферы. Однако говорить об этом по существу можно будет только после того, как проект будет принят и опубликован.
Несмотря на то что положения ст. 195.3 ТК РФ устанавливают, что профстандарты носят для работодателя рекомендательный характер, последний может применять указанные в них квалификационные характеристики как основу для разработки своих требований к квалификации работника 5 .

Оформите подписку до конца месяца со скидкой 5%.
И читайте о самом интересном в следующем номере:

• Какие оригинальные идеи привлекут крупного спонсора в ваш проект
• Как оказывать услуги дистанционного обучения
• Как обернуть отдаленность от города себе в плюс

Специалист в сфере закупок

Согласно стандарту «Специалист в сфере закупок», утвержденному Приказом № 625н, основная цель профессиональной деятельности соответствующего сотрудника такова: контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

ЗАПОМНИТЬ
По своей сути профессиональные стандарты являются нормативными документами, на основе которых определяются трудовые функции работника, разрабатываются должностные инструкции.

Стандарт подразделяет специалистов на 24 базовые группы. Устанавливает уровни квалификации: 5-й, 6-й, 7-й и 8-й.
Профессия специалиста в сфере закупок подразумевает дифференциацию труда, в связи с чем выделены четыре обобщенные трудовые функции:

  1. осуществление процедуры закупок;
  2. планирование закупок;
  3. контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком (приемка исполнения контракта);
  4. мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок. Описание квалификаций дано в приказе Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». В соответствии с ним уровни квалификации предполагают деятельность специалистов:
  5. 5-й уровень — по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений;
  6. 6-й уровень — по определению задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели;
  7. 7-й уровень — по определению стратегии, управлению процессами и деятельностью с принятием решения на уровне крупных организаций и подразделений;
  8. 8-й уровень — по определению стратегии, управлению процессами и деятельностью с принятием решения на уровне крупных организаций.

При этом работники 6-го уровня несут ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации, 7-го — за результат выполнения работ на уровне крупных организаций или подразделений, 8-го — за результат выполнения работ на уровне крупных организаций.
В соответствии с профстандартом названия должностей распределяются следующим образом: закупщики, соответствующие 5-му квалификационному уровню, — специалист по закупкам или работник контрактной службы; 6-му уровню — старший специалист по закупкам, консультант по закупкам, работник контрактной службы и контрактный управляющий; 7-му уровню — ведущий специалист, работник контрактной службы, заместитель руководителя подразделения, руководитель подразделения, руководитель контрактной службы и контрактный управляющий; и специалисты, соответствующие 8-му уровню, — соответственно советник, заместитель руководителя и руководитель.

КТО И КАК РАЗРАБАТЫВАЛ СТАНДАРТ
Работу по разработке профессиональных стандартов осуществлял Центр развития конкурентной политики и государственного заказа Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в рамках государственного контракта.
Менее чем за год были созданы рабочие группы, в состав которых вошли ведущие специалисты — эксперты в сфере закупок и преподаватели, имеющие значительный опыт в научно-исследовательской работе, а также практику разработки профстандартов. В ходе выполнения работ по разработке стандартов и их общественного обсуждения было проведено боле 100 круглых столов и конференций. В мероприятиях приняло участие более 4000 специалистов в сфере закупок. Проведено социологическое исследование целевой аудитории — представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций нормативно-правового регулирования, контроля, аудита и мониторинга в сфере закупок, казенных, бюджетных учреждений, расположенных в различных федеральных округах РФ, крупных, средних и мелких населенных пунктах.

Эксперт в сфере закупок

В соответствии с Приказом № 626н основная цель данного вида профессиональной деятельности — это изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
Согласно Федеральному закону от 02.05.2015 № 122-ФЗ с 1 июля 2016 г. применение профстандартов работодателями станет обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ установлены такие требования.

Эксперты разделены на 14 базовых групп. Уровень квалификации установлен от 6-го до 8-го.
Разработчиками проекта данного стандарта выделены три обобщенные трудовые функции эксперта:

  1. консультирование в сфере закупок;
  2. экспертиза в сфере закупок;
  3. организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок.

Обобщенная трудовая функция «Консультирование в сфере закупок» отнесена к 6-му уровню квалификации, подразумевает самостоятельную деятельность по определению задач собственной работы (или подчиненных) для достижения цели, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений, ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
Обобщенная трудовая функция, соответствующая экспертизе в сфере закупок отнесена к 7-му уровню квалификации. Эксперт этого уровня определяет стратегии, управляет процессами и деятельностью, принимает решения на уровне крупных организаций или подразделений.
Соответственно, обобщенная трудовая функция «Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок» отнесена к 8-му уровню квалификации, подразумевает определение стратегии, управление процессами и деятельностью, принятие решения на уровне крупных организаций.
Эксперт 6-го квалификационного уровня может занимать должности консультанта по закупкам, старшего специалиста по закупкам, 7-го уровня — эксперта по закупкам, 8-го уровня — заместителя руководителя (управления, департамента, организации), руководителя (управления, департамента, организации). В отношении базового образования диапазон требований установлен от среднего профессионального до высшего (специалитет, магистратура).
Обязательное наличие высшего образования, как минимум бакалавриата, предусмотрено для специалистов 6-го квалификационного уровня. Однако, уже начиная с 7-го уровня разработчики установили наличие высшего образования не ниже специалитета.
Требования к опыту работы в сфере закупок предусмотрены начиная с 6-го квалификационного уровня, при этом минимальный закупочный опыт колеблется в диапазоне от трех до пяти лет.

Оценка соответствия профстандартам

На сегодняшний день основной формой оценки квалификации работников — включая оценку соответствия занимаемой должности — является аттестация, проводимая работодателем. В соответствии со ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации определяется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Однако ТК РФ не содержит детализирующих норм, относящихся к процедурам проведения аттестации.
По мнению экспертов, сегодня назрела необходимость оценки квалификации работников, занятых в отдельных видах деятельности, как внутри учреждения, так и сторонними организациями.
Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям создаются отраслевые советы как органы, целью деятельности которых является формирование и поддержка функционирования системы профессиональных квалификаций в определенных областях деятельности на общероссийском уровне. Отраслевые советы занимаются оценкой потребности отрасли в рабочей силе в профессионально-квалификационном разрезе, прогнозами ее развития, разработкой профстандартов, оценкой компетенции? в рамках системы сертификации квалификации?.
К основным полномочиям советов можно отнести: проведение анализа состояния дел в отрасли и прогноза ее развития в части потребности в умениях или квалификациях; установление требовании? к содержанию и качеству труда работников, занятых на должностях различных уровней — формирование профессиональных стандартов; разработку отраслевых квалификации? и стратегии их развития, отражающую текущие и перспективные потребности отрасли; формулирование требовании? для сферы профессионального образования и обучения; повышение участия работодателей в организации и реализации программ профессионального образования и обучения.
В частности, сегодня проводится работа по созданию отраслевого совета в области закупочной деятельности.

ЗАПОМНИТЬ
Профстандартами не урегулированы требования о наличии высшего образования у специалистов и экспертов исключительно в сфере закупок, однако подобное (закупочное) образование необходимо в качестве программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональной переподготовки).

Подведем итоги

Итак, что делать с принятыми профессиональными стандартами в области закупочной деятельности?
Во-первых, ознакомиться с ними. Во-вторых, понять, касаются ли они вашей организации, есть ли у вас такие виды профессиональной деятельности. Если есть, то проверить, насколько существующая система работы по имеющейся позиции соответствует данным профстандарта, в частности — тождественность наименований должностей в стандарте, классификаторе и штатном расписании, а также содержание трудовой функции, прописанной в трудовых договорах этих работников или должностных инструкциях.
Обязательно обратите внимание на то, какой квалификационный уровень установлен по данной позиции!
В-третьих, необходимо проверить работающих сотрудников на соответствие профессиональному стандарту: достаточно ли у них опыта и образования, соответствуют ли их знания и умения установленным требованиям.
Если у работников недостаточный уровень знаний и умений, необходимо разработать для каждого из нихиндивидуальную программу развития, для приобретения соответствующего уровня квалификации.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое

Профстандарты: ответы на актуальные вопросы

Профстандарты: ответы на актуальные вопросы

С 1 июля 2016 года вступили в силу новые положения Трудового кодекса, касающиеся профессиональных стандартов. На сегодняшний день их принято более 800. То есть проделана масштабная работа. Но на каких работников эти профстандарты распространяются в обязательном порядке, а на каких нет? Можно ли уволить сотрудника за то, что он не соответствует профстандарту? В данной актуальной теме содержатся ответы на эти и многие другие вопросы в отношении профстандартов. Ответы основаны на нормах законодательства, разъяснениях министерств и судебных решениях, размещенных в СПС КонсультантПлюс.

В статье 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» установлено, что профессиональные стандарты:

  • обязательны для применения работодателями, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции;
  • необязательны в остальных случаях. В этих случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профстандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Минтруд вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ)

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

примеры, когда закон предусматривает требования к квалификации:

  • ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете: главный бухгалтер ОАО должен иметь высшее образование;
  • ч. 1 ст. 46 Закона об образовании: право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.
  • ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе в сфере закупок: работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Касательно юристов – требований к уровню образования для занятия должности юриста в действующем законодательстве не содержится. Профстандарт в области юриспруденции утвержден только один – «Следователь-Криминалист» (Приказ Минтруда РФ от 23.03.2015 № 183н).

Все утвержденные на сегодняшний день профессиональные стандарты содержатся в СПС Консультант Плюс в специальной подборке под названием «Справочная информация: «Профессиональные стандарты» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)».

Материал представляет собой список всех существующих профстандартов, которые скомпонованы в блоки по сферам их применения: образование, здравоохранение, культура и искусство, финансы и экономика, административно-управленческая и офисная деятельность, пищевая промышленность, производство машин и оборудования, транспорт и многие другие.

В соответствии с Законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ данным постановлением утверждены особенности применения профстандартов организациями госсектора, а именно:

  • государственными внебюджетными фондами РФ;
  • государственными или муниципальными учреждениями;
  • государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
  • госкорпорациями, госкомпаниями и хозяйственными обществами, более 50-ти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

Особенности состоят в том, что для данных организаций установлен переходный период – до 01.01.2020, в течение которого они должны поэтапно перейти на применение профстандартов.

В течение этих 3,5 лет должны быть утверждены:

а) списки профстандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников;

в) этапы применения профессиональных стандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, которые нужно изменить в связи с учетом положений подлежащих применению профстандартов.

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Вступил в силу 01.07.2016

Минтруд подготовил ответы на 13 типовых вопросов по применению профстандартов, см. таблицу.

ТАБЛИЦА: «Ответы на распространенные вопросы о профстандартах»

Зачем разрабатываются и принимаются профстандарты?

Профстандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики. Он раскрывает актуальные и необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения.

Работники, которые соответствуют этому уровню, имеют более высокую производительность труда и конкурентоспособность, а у работодателей снижаются издержки на их адаптацию при трудоустройстве

Как часто профстандарты будут обновляться и появляться новые?

Это зависит от приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профстандартов определяется также с учетом Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (утв. Приказом Минтруда РФ от 02.11.2015 № 832)

Где можно ознакомиться с содержанием профессиональных стандартов?

Минтруд размещает реестр профстандартов у себя на сайте по адресу http://profstandart.rosmintrud.ru и на сайте ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» http://vet-bc.ru.

Кроме того, профстандарты размещаются в справочных системах правовой информации

Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

Да, в перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профстандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников. Но такая замена, по мнению Минтруда, будет происходить в течение достаточно длительного периода

Если квалификационный справочник и профстандарт по аналогичным профессиям содержат различные требования, то чем руководствоваться работодателю?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В каких случаях применение профстандартов обязательно? Обязаны ли работодатели применять профстандарты, в том числе, при приеме на работу?

ТК РФ устанавливает обязательность применения профстандартов, в том числе при приеме на работу, в 2-х случаях:

1) согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

2) согласно ст. 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

В других случаях профстандарты носят рекомендательный характер

Распространяется обязательность применения профстандартов на всех работодателей или только на государственные и муниципальные организации?

Обязательность применения профстандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

Что касается государственных и муниципальных организаций, то им следует провести анализ уровня компетенции работников на соответствие его профстандартам. При необходимости составить план дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год

Что подразумевается под иными нормативными правовыми актами в ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ?

Имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных министерств и ведомств, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, и носят нормативный правовой характер

Требования профстандарта должны быть прописаны в трудовом договоре/должностной инструкции работника в полном объеме или могут быть какие-либо допущения?

Работодатель определяет содержание трудового договора и должностные обязанности работников с учетом ст. 57 ТК РФ. При этом профстандарт может быть применен как рекомендательный методический документ

Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профстандарта?

Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профстандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)? В ТК РФ нет такого основания для увольнения.

Обязанности работников не могут изменяться автоматически в связи с принятием профстандарта.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины).

И даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профстандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профстандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профстандартов лица, не имеющие спецподготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы

Должны ли работники привести свою квалификацию в соответствие с требованиями профстандартов? Обязанность по направлению на обучение и расходы несет работодатель?

Согласно ст 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профобразование и профобучение) и дополнительного профобразования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профобразование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором

Если выполняемые работником обязанности шире, чем в профстандарте, имеет ли он право требовать доплату за совмещение профессий?

Данный вопрос не связан с применением профстандартов.

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений ст. 151 ТК РФ

Какие санкции будут применяться за неприменение или неправильное применение профстандартов?

Если работодатель не применяет профстандарты в тех случаях, когда он обязан их применять (ст. 57, 195.3 ТК РФ), то ему может быть выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профстандартов неправомерны

ПИСЬМО Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

В соответствии с Законом № 44-ФЗ работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В состав комиссии по осуществлению закупок включаются лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Приказами Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н, № 626н утверждены профессиональные стандарты «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок», квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок.

С учетом ст. 195.3 ТК РФ и вышеназванных требований Закона № 44-ФЗ, с 1 июля 2016 года данные профстандарты стали обязательными для работодателей.

В связи с этим заказчикам по Закону № 44-ФЗ необходимо провести профессиональной переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок своих сотрудников, для того, чтобы она соответствовала требованиям данных профстандартов.

ПИСЬМО Минобрнауки России от 18.04.2016 № 03-348
«О необходимости проведения профессиональной переподготовки или повышения квалификации в сфере закупок»

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

Сотрудницу социально-реабилитационного центра уволили за несоответствие новому профстандарту «Специалист по социальной работе».

Считая увольнение незаконным, она обратилась в суд.

Дело обстояло следующим образом.

В 2014 гражданка была принята на работу, на должность «специалист по социальной работе» и ознакомлена под роспись с должностной инструкцией.

В 2015 году учреждение выпустило приказ об утверждении новой должностной инструкции специалиста по социальной работе и об утрате силы ранее действовавшей инструкцией.

Новая инструкция содержала расширенные трудовые функции по этой должности, заимствованные из профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», утвержденного Приказом Минтруда РФ от 22.10.2013 № 571н.

Сотрудницу письменно уведомили о необходимости ознакомиться под роспись с новой должностной инструкцией и принять ее к исполнению.

Она отказалась от подписи и была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ за отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.

В суде бывшая сотрудница обратила внимание суда на следующее:

  • обязанность применения профессиональных стандартов работодателями возникает не ранее 01.07.2016 (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ);
  • разработка Постановления Правительства РФ, которым будут определены особенности применения профстандартов государственными или муниципальными учреждениями, только проводится, планируемый срок вступления в силу данного постановления – 01.07.2016;
  • если исходить из того, что профстандарт вступил в силу в декабре 2013 г, то выходит, что на момент поступления истицы на работу (март 2014 года) он уже должен был работать и должностная инструкция истицы должна ему соответствовать;
  • поскольку в учреждении существует представительный орган работников, то в силу ст. 372 ТК РФ без учета его принятие новой должностной инструкции невозможно;
  • работодатель был не вправе в одностороннем порядке изменять должностную инструкцию и расширять трудовые функции сотрудницы.

Однако суд счел увольнение законным.

Мотивировал тем, что у работодателя отсутствовала возможность сохранить условия работы в прежнем виде, поскольку назрела необходимость изменения должностных инструкций сотрудников в связи с внедрением в 2015 году в практику работы учреждений социального обслуживания населения профессиональных стандартов. Это повлекло необходимость конкретизировать должностные обязанности истицы, соответственно, пересмотреть условия трудового договора с работником, что не противоречит положениям ст. 15, 57 ТК РФ.

Документ включен в СПС "Консультант Плюс"

данное решение противоречит законодательству, прежде всего, ст. 12 ТК РФ, в которой сказано, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Это значит, что даже если профстандарт обязателен для применения работодателем, то он распространяется только на новых сотрудников, принимаемых на работу. Действующие работники не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем в профстандарте. Это подтвердил и Минтруд РФ в п. 10 письма от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253.