Руководства, Инструкции, Бланки

учетная политика для целей налогового учета на 2015 год образец img-1

учетная политика для целей налогового учета на 2015 год образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1890 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРИКАЗ Скачать учетную политику 2016

Скачать приказ об учетной политике 2016 Бухгалтерскую и налоговую учетную политику должен утвердить руководитель организации своим приказом или распоряжением. Положения учетной политики могут быть либо в самом приказе, либо в приложении к нему.

15 июля 2016 17:58

Учетная политика 2013. Приказ об учетной политике Анонс: Бухгалтерскую и налоговую учетную политику должен утвердить руководитель организации своим приказом или распоряжением. Форма приказа - произвольная. Положения учетной политики могут быть либо в самом приказе, либо в приложении к нему.
Налоговое законодательство не содержит никаких специальных требований к порядку составления учетной политики для целей налогообложения. Поэтому вы можете выбрать то, что вам будет удобнее:
  • составить единую учетную политику по организации в целом и сделать в ней отдельные разделы - бухгалтерская политика, политика по налогу на прибыль. политика по НДС и т.д.;
  • составить для бухучета и каждого налога отдельный документ.

РЕКОМЕНДАЦИИ при составлении приказа об учетной политике

Если законодательство не предусматривает возможности выбора того или иного варианта учета одной операции (имущества), то незачем писать о таком способе учета в учетной политике.


Например, получить право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС можно, если за 3 предшествующих (последовательно) календарных месяца общая сумма выручки без учета НДС не превысила 2 миллионов рублей. Если условие выполнено и вы решаетесь на такое освобождение, вам надо только сообщить об этом в налоговую инспекцию и представить туда ряд документов. Но учетная политика здесь ни при чем.

При составлении учетной политики прописывайте варианты (способы) учета только тех операций (имущества), которые вы уже совершаете (имеете) или собираетесь совершить (приобрести) в ближайшее время.


Не пытайтесь впихнуть туда способы учета всех операций, по которым бухгалтерское и налоговое законодательство предоставляет вам право выбора. Например, если вы не покупали ценные бумаги и не собираетесь это делать, то не надо указывать, по какой стоимости вы будете списывать их при выбытии. У вас нет товаров, облагаемых НДС по разным ставкам? Значит, вам не надо разрабатывать и утверждать правила раздельного учета НДС. А если вдруг какая-то операция появится (будет куплено имущество) впервые, вы сможете внести дополнения в учетную политику, которые начнут действовать сразу же. Причем эти дополнения наверняка будут более осознанными, чем положения учетной политики, принятые на всякий случай.

Образец оформления приказа об учетной политике

г.Москва "01" января 2013 г.

Приказ № 1

Об утверждении
"Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2013 год" и
"Положения об учетной политике для целей налогового учета на 2013 г."

- Налогового кодекса Российской Федерации;
- ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ;
- п.8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н в редакции от 11.03.2009 № 22н);
- а также в соответствии с иными положениями и нормами, содержащимися в законодательстве о бухгалтерском учете и отчетности,

в целях:
- формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций в 2013 году;
- обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей;
- контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов

1. Утвердить Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2013 год (Положение № 1);
2. Утвердить Положение об учетной политике для целей налогового учета на 2013 год (Положение № 2);
3. Контроль за формированием и соблюдением положений учетной политики возложить на главного бухгалтера организации .
4. Изменения учетной политики производить в случаях:
- изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету (не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства);
- в случае начала осуществления нового вида деятельности;
- разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий хозяйствования.

Изменение учетной политики для целей налогового учета производить только при наступлении событий указанных в первых двух пунктах (разъяснения Минфина РФ от 14.04.2009 г. № 03-03-06/1/240)

Изменения оформлять необходимыми распорядительными документами.


5. Настоящий приказ вступает в действие с «01» января 2013 года.


Директор _____________ Иванов И.И.

Закрытое акционерное общество «Гаспром»

об утверждении изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли

г. Москва 27.01.2013

1. В соответствии со статьей 3 Закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ пункт 12 Учетной политики для целей налогообложения дополнить словами:

Сумма ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль по срокам уплаты 28 февраля и 29 марта 2013 года определяется исходя из фактически полученной прибыли.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера А.А. Иванову.

Руководитель организации ________________ В.В. Мюллер

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ НА 2013 год образец
для целей бухучета и налогообложения, рекомендации по составлению: УСН и ОСНО

С 2013 года действует новый закон 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Поэтому менять учетную политику придется абсолютно всем компаниям. Что лучше сделать: издать приказ о внесении изменений в имеющийся документ или утвердить новую политику? Поскольку Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ внес достаточно много новшеств, удобнее все-таки составить целиком новую учетную политику.


В отличие от старого Закона № 129-ФЗ в новом Законе не перечислены обязательные составляющие учетной политики (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов и пр.). В этом нет необходимости, так как соответствующая информация содержится в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету Учетная политика организации ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

В Законе № 402-ФЗ приведено только общее определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом, а также перечислены основные принципы ее формирования. Указанные определение и принципы повторяют положения п. п. 2, 7 ПБУ 1/2008. В п. 2 ПБУ 1/2008 также раскрыто, что относится к способам ведения бухгалтерского учета:
  • способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
  • способы погашения стоимости активов;
  • способы организации документооборота;
  • способы инвентаризации;
  • способы применения счетов бухгалтерского учета;
  • способы организации регистров бухгалтерского учета;
  • способы обработки информации.
Согласно установленному ПБУ 1/2008 порядку компания может утверждать в учетной политике все формы первичных учетных документов, а не только те, по которым нет типовой формы.

При формировании учетной политики теперь можно учитывать правила МСФО . В частности, организация может исходить из международных стандартов финансовой отчетности, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Еще одним отличием нового Закона "О бухгалтерском учете" является следующее: в нем отсутствует положение о том, что ответственность за формирование учетной политики несет главный бухгалтер (такая норма содержалась в п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

Примечание. Там слишком много всего для тех, кто на УСН. Уберите лишнее, если не будет получаться, обсудить и задать вопросы по учетной политике можно в этой теме .

Примечание. Задать вопросы и обсудить здесь

Примечание. По материалам Klerk.ru


Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. ОБРАЗЦЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
  2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 2013 на УСН, ЕНВД, малых предприятиях
  3. РАСЧЕТ ЧИСТЫХ АКТИВОВ ООО при УСН
    Рассмотрен вопрос расчета величины чистых активов для ООО, которые находятся на УСНО.
  4. УЧРЕДИТЕЛЬ-ДИРЕКТОР = ЗАЙМ-ПОДОТЧЕТ-ДИВИДЕНДЫ
    Владелец компании имеет неограниченный доступ к финансам предприятия. Особенно если он является его директором. Часто учредители обращаются в бухгалтерию с просьбой выдать некоторую сумму или оплатить их личные нужды. Как объяснить учредителю последствия
  5. ПБУ 1/2008 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
    С комментариями
  • РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (фирмы)
    ООО не ликвидируют при несоответствии закону. Поменялось название - какие документы изменить. Бывший директор не вернул печать и устав. Фиктивный юридический адрес. ИФНС закроют недействующие фирмы.
  • Другие статьи

    Налоговая учетная политика организации на 2015 год: Образец приказа об учетной политике предприятия, налоговый учет

    Учетная политика Новости

    Правительство РФ 02.05.2012 одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. В Основных направлениях налоговой политики предусмотрено несколько путей совершенствования налоговой системы. Среди них, например, выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную промышленность, а также изъятие 80% доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции. По мнению авторов, позитивным представляется положение Основных направлений налоговой политики о том, что из объекта обложения налогом на имущество организаций могут быть исключены машины и оборудование (движимое имущество). Вместе с тем по документу имеется ряд замечаний и предложений.

    Одним из документов, определяющим курс налоговой политики государства, являются Основные направления налоговой политики на текущий год и двухлетний плановый период, разрабатываемые Министерством финансов РФ и одобряемые Правительством РФ. Нормативным правовым актом этот документ не является, однако представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. В течение последних лет приоритеты в области налоговой политики состоят в создании эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Однако разработка и претворение в жизнь налоговой политики требует учета интересов не только бюджетов всех уровней, но и различных категорий налогоплательщиков.

    Правительство одобрило подготовленный Минфином проект Основных направлений налоговой политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. Эти предложения будут учитываться при подготовке изменений в законодательство о налогах и страховых взносах, а также при планировании федерального и региональных бюджетов. Многие идеи уже озвучивались различными ведомствами и комментировались на страницах нашего журнала. Итак, каковы же ближайшие перспективы?

    Статьи

    Начать проверку стоит с пункта о бухгалтерской отчетности. С прошлого года компании не обязаны сдавать промежуточный баланс в налоговые инспекции. Поэтому многие организации убрали положение про ежеквартальную отчетность из учетной политики. Тем более в новом Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ до недавних пор не было требования составлять баланс и другие формы за квартал, полугодие и девять месяцев. Между тем промежуточная отчетность может понадобиться хотя бы для того, чтобы распределять прибыль и определять дивиденды (ООО это могут делать каждый квартал). Да и банки часто запрашивают баланс, если компания обращается за кредитом.

    Проанализировав особенности распределения НДС при разных вариантах организации раздельного учета, компания должна сформировать свою методику и закрепить ее в учетной политике. Учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, т.е. без чрезмерных сложностей и затрат. Рассмотрим варианты организации раздельного учета. Компании, осуществляющие как облагаемую, так и не облагаемую НДС деятельность, обязаны вести раздельный учет таких операций, а также раздельный учет сумм НДС. При этом налоговое законодательство не устанавливает такого вида правонарушения, как отсутствие раздельного учета "входного" НДС, хотя предусматривает последствия неприменения данной нормы: сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам) не подлежит вычету и не включается в расходы по налогу на прибыль.

    Переход организаций с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим является сложным процессом, обусловленным превышением ограничений, указанных в ст. 346.12 НК РФ, а также добровольным отказом от применения специального налогового режима. Возвращаясь с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим, организация может снизить налоговую нагрузку. На дату перехода с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим организации необходимо утвердить приказ об учетной политике.

    Как известно, с 1 января 2010 г. единый социальный налог на территории России взиматься не будет, так как с указанной даты гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ утрачивает силу. Однако налоговая нагрузка на фирмы снизится лишь формально, так как страна вновь возвращается к уплате обязательных страховых взносов. Несмотря на то что указанные взносы не включены в систему налогов и сборов Российской Федерации, порядок их начисления и уплаты организация может закрепить в своей учетной политике для целей налогообложения.

    Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах Налогового кодекса РФ: гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" (ст. 167); гл. 25 "Налог на прибыль организаций" (ст. 313); гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 2 ст. 339); гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (п. 16 ст. 346.38). Для подавляющего большинства предприятий самыми главными являются два первых налога. Учетная политика должна утверждаться приказом руководителя. Установленной формы такого документа нет, поэтому она может быть произвольной. Сами же положения учетной политики можно вписать в текст приказа или утвердить в форме приложений. Рассмотрим нюансы формирования учетной политики подробнее.

    Каталог фирм

    Москва
    Столичная налоговая консультация основана в 2002 году с целью предоставления налоговой помощи субъектам малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям. Миссией компании является профессиональное ведение бухгалтерского и налогового учета, для повышения эффективности бизнес-процессов своих клиентов.

    Москва
    МКПЦНпредставляет собой динамично развивающуюся группу, объединяющую несколько специализированных компаний, осуществляющих деятельность в различных областях консалтинговых услуг. В составе МКПЦН функционируют три департамента: аудита, оказывающего бухгалтерские услуги; абонентского обслуживания, специализирующийся на консультационных услугах в части бухгалтерского учета и налогообложения, налоговых споров; управленческого консалтинга, оказывающий услуги, ориентированные на развитие бизнеса.

    Консультации

    Организация с 01.01.2009 в соответствии с учетной политикой для целей исчисления налога на прибыль применяет нелинейный метод амортизации. Какой метод амортизации организации следует применять в отношении транспортных средств, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы Классификации основных средств?

    Документы

    Организации, зарегистрированные в текущем году и пожелавшие с начала своей предпринимательской деятельности использовать упрощенную систему налогообложения, как и все остальные организации, уже применяющие этот специальный налоговый режим, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. До вступления же в силу Закона N 402-ФЗ организации на упрощенке обязаны были вести бухгалтерский учет только основных средств и нематериальных активов. Причина такого исключения заключалась в том, что согласно ст. 346.12 НК РФ не вправе были применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых, в частности, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 000 000 руб. Если до 1 января текущего года "упрощенцы" еще задавали вопрос о необходимости составления учетной политики, то теперь все сомнения на этот счет отпали.

    Положение об учетной политике для целей налогообложения (приложение к приказу об утверждении положения об учетной политике организации для целей налогообложения). Утвердить систему налогового учета предприятия, структуру и график информационных потоков и документооборота в данной системе, ответственных лиц согласно Приложению N __ к настоящему Положению. Установить, что в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановку организации на учет следует осуществлять в налоговом органе по месту нахождения.

    Приказ об учетной политике в целях налогообложения (примерная форма). На основании ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации и иных законодательных и нормативных актов приказываю: регистры налогового учета вести в электронном виде (на бумажных носителях); налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского учета; налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета; налоговый учет ведется в обособленном налоговом плане счетов; обязанности по ведению налогового учета возлагаются на работников бухгалтерии (специализированную организацию и т.д.); обязанности по взаимодействию с налоговыми органами возлагаются на работников бухгалтерии (специализированную организацию и т.д.).

    Учетная политика 2015

    Учетная политика для бухгалтерского учета

    Предусмотрите правило, что вы формируете промежуточную отчетность, когда того требуют закон, договор, учредительные документы или собственники организации. Также включите в учетную политику:
    • перечень форм бухгалтерской отчетности (у малых предприятий есть выбор, как формировать бухотчетность);
    • критерии существенности для отражения показателей;
    • детализацию показателей по статьям отчетов;
    • содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

    Инспекторы могут оштрафовать компанию за то, что бухотчетность сдана не в полном объеме.
    Например, малое предприятие составляет только баланс и отчет о финансовых результатах. Но в учетной политике об этом ни слова.

    Штраф – по 200 руб. за каждую несданную форму (п. 1 ст. 126 НК РФ).
    Что касается промежуточной отчетности, то ее отсутствие не является нарушением. Но проще от такой отчетности не отказываться, ведь она может срочно потребоваться, к примеру, банку или учредителям.

    Формы первичных учетных документов

    Типовые формы можно просто перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Образцы самостоятельно разработанных форм необходимо привести целиком в приложении к учетной политике.

    Инспекторы могут снять расходы и вычеты НДС, а также доначислить налоги. Объяснение у инспекторов такое – документы оформлены не по правилам

    Право подписи первичных документов и счетов-фактур

    Приведите список сотрудников, уполномоченных подписывать документы. Впоследствии его можно будет скорректировать отдельным приказом руководителя организации. Если не прописывать этот пункт в учетной политике, то передать полномочия можно посредством доверенности.

    Учет материально-производственных запасов, а также тары, готовой продукции и товаров

    1. Выберите единицу учета МПЗ. Это может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п.

    2. Укажите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам.

    3. Зафиксируйте метод оценки материалов, списываемых в производство:
    – по себестоимости каждой единицы;
    – по средней себестоимости;
    – ФИФО

    Претензии налоговых инспекторов маловероятны.
    Однако аудиторы могут признать отчетность компании недостоверной. Это возможно, если учет на соответствующих участках организация ведет, нарушая требования бухгалтерского законодательства.
    Например, в учетной политике не предусмотрен метод оценки МПЗ, списываемых в производство

    Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

    Необходимо прописать дату определения курсовой разницы:
    – на дату совершения операции, а также на отчетную дату;
    – на дату совершения операции, а также на отчетную дату и по мере изменения курсов иностранных валют

    Претензии налоговых инспекторов маловероятны. Однако аудиторы могут признать отчетность компании недостоверной. Это возможно, если учет на соответствующих участках организация ведет, нарушая требования бухгалтерского законодательства.
    Например, в учетной политике не предусмотрен порядок признания коммерческих и управленческих расходов. Либо компания не прописала порядок оценки незавершенного производства

    Доходы и расходы организации

    1. Пропишите, как компания признает коммерческие (счет 44) и управленческие расходы (счет 26):
    – полностью списывает в дебет счета 90 "Продажи" в конце каждого отчетного периода;
    – распределяет между реализованной продукцией и остатками незавершенного производства.

    2. Укажите порядок признания выручки от выполнения работ, оказания услуг и продажи продукции с длительным циклом изготовления (более 12 месяцев):
    – постепенно по мере выполнения работ, услуг, производства изделий (если можно определить степень готовности);
    – по окончании работ, услуг, производства изделий в целом.

    3. Предусмотрите, как происходит оценка незавершенного производства:
    – по нормативной (плановой) производственной себестоимости;
    – по фактической производственной себестоимости;
    – по прямым статьям затрат;
    – по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов.

    Учет расчетов по налогу на прибыль

    Малым предприятиям надо прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет.
    Также обязательно отразите в учетной политике, как компания определяет величину текущего налога на прибыль в отчете о финансовых результатах:

    – на основе данных, сформированных в бухучете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02;

    – на основе декларации по налогу на прибыль (показатель в строке 2410 отчета должен быть равен величине из строки 180 листа 02 декларации)

    Создание фондов и резервов

    1. Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам.
    Важно написать, как организация формирует и как часто его уточняет (ежемесячно или ежеквартально). Данный резерв должны создавать все компании, в том числе представители малого бизнеса.

    2. Зафиксируйте, как компания ведет учет оценочных обязательств (на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и пр.).
    Такие обязательства формируют согласно ПБУ 8/2010. Конкретный порядок создания надо закрепить в учетной политике.
    Малые предприятия могут не формировать оценочные обязательства. Но только если малое предприятие не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг.

    3. Укажите, создает ООО резервный фонд или нет (данный фонд не является обязательным). Акционерные общества, в отличие от ООО, создавать такой фонд обязаны

    Претензии налоговых инспекторов маловероятны. Однако аудиторы могут признать отчетность компании недостоверной. Это возможно, если учет на соответствующих участках организация ведет, нарушая требования бухгалтерского законодательства.
    Например, компания не формирует резерв по сомнительным долгам

    Учет основных средств

    1. Укажите, как компания определяет срок полезного использования:
    – по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1;
    – самостоятельно (например, с учетом технической документации).

    2. Зафиксируйте способ начисления амортизации:
    – линейный;
    – уменьшаемого остатка;
    – списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
    – списания пропорционально объему продукции (работ).

    3. Предусмотрите способ списания основных средств стоимостью
    не более 40 000 руб. за единицу:
    – через амортизацию;
    – единовременно, по мере отпуска в производство (передачи в эксплуатацию).

    4. Укажите, проводит компания переоценку основных средств или нет. Если проводит, то обязательно нужно прописать метод переоценки (например, способ прямого пересчета).

    Инспекторы могут доначислить налог на имущество, если остаточная стоимость основных средств в бухучете определена неправильно

    Налоговая учетная политика

    Метод амортизации основных средств

    Обязательно отразите в учетной политике, каким способом компания амортизирует основные средства: линейным или нелинейным.
    Линейный метод можно применять по всем видам имущества.
    Нелинейный – только по объектам со сроком полезного использования до 20 лет включительно.
    Если компания применяет амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации, это надо обязательно зафиксировать в учетной политике

    ИФНС может пересчитать амортизацию основных средств и доначислить налог на прибыль, если докажет, что компания применяла метод амортизации, не предусмотренный в учетной политике

    Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых при производстве

    Вы можете выбрать один из четырех способов:
    – ЛИФО;
    – ФИФО;
    – по средней себестоимости;
    – по стоимости единицы запасов

    Инспекторы доначислят налог на прибыль, если выяснится, что компания списывает стоимость МПЗ не тем способом, что предусмотрен в учетной политике. В итоге расходы могут оказаться завышенными

    Метод списания покупных товаров при их реализации

    Способ расчета предельного уровня процентов по заемным средствам

    Выберите один из двух способов:
    – исходя из среднего уровня процентов по сопоставимым обязательствам;
    – исходя из 1,1 ставки рефинансирования Банка России (этот порядок можно применять независимо от наличия сопоставимых долговых обязательств)

    Если налоговики докажут, что компания неправомерно списала на расходы проценты по займам, ей доначислят налог на прибыль

    Порядок начисления авансовых платежей по налогу на прибыль

    Порядок начисления авансов по налогу устанавливают все плательщики налога на прибыль, которые отчитываются раз в квартал (п. 2, 3 ст. 286 НК РФ).

    Есть два способа:
    – можно начислять авансовые платежи ежемесячно исходя из прибыли прошлого квартала;
    – можно начислять авансовые платежи один раз в квартал.

    Такое право есть у компаний, выручка которых за прошлый год не превысила в среднем 10 000 000 руб. за каждый квартал.

    Налоговики начислят пени за то, что авансы не перечислены вовремя

    Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль

    Пропишите отчетные периоды, которые выбрала ваша компания.

    Существует два варианта:
    – организация будет отчитываться по налогу на прибыль ежеквартально;
    – компания будет отчитываться по налогу на прибыль ежемесячно.

    Инспекторы могут оштрафовать компанию и главного бухгалтера за то, что отчетность по налогу на прибыль не сдана вовремя (ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ)

    Метод признания доходов и расходов

    Как правило, компании выбирают метод начисления.
    Кассовый метод могут применять организации, у которых выручка (без НДС) не превысила в среднем 1 000 000 руб. за каждый квартал прошлого года.

    Инспекторы могут доначислить налог на прибыль. Это возможно, если фактически доходы и расходы посчитаны не тем методом, который закреплен в учетной политике

    Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам

    Определитесь с этим элементом учетной политики, если организация использует метод начисления и выполняет работы (оказывает услуги), которые начинаются в одном отчетном периоде (месяце или квартале), а завершаются в другом.

    Если организация платит налог на прибыль ежемесячно исходя из фактической прибыли, длящиеся доходы и расходы распределяют раз в месяц.

    Компании, у которых отчетный период – квартал, могут распределять поступления и затраты ежемесячно или ежеквартально

    Определение перечня прямых расходов

    Надо прописать, какие расходы являются прямыми.
    В качестве ориентира можно использовать перечень из статьи 318 Налогового кодекса РФ.

    Прямые расходы списывают по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены.

    Косвенные расходы учитывают сразу. При этом компании, которые оказывают услуги, могут все расходы отражать сразу

    Источники данных для ведения налогового учета

    Необходимо закрепить один из двух способов:
    – налоговый учет на основе бухгалтерских регистров, дополняемых по мере необходимости (оптимальный вариант для большинства компаний);

    – налоговый учет в самостоятельно разработанных регистрах.
    В таком случае необходимые формы налоговых регистров закрепите в специальном приложении к учетной политике.

    Источник: журнал "Главбух"

    Пример учетной политики организации для целей налогообложения (услуги, ОСНО)

    Пример учетной политики организации для целей налогообложения (услуги, ОСНО)

    Налог на прибыль организаций

    Порядок ведения налогового учета

    1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

    2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

    Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

    3. Учет доходов и расходов вести методом начисления.

    Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

    Учет амортизируемого имущества

    4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. В случае реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования основного средства увеличивается до предельного значения, установленного для амортизационной группы, в которую было включено модернизируемое основное средство.

    Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», пункт 1 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

    5. Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником. Норма амортизации по бывшим в употреблении основным средствам определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками.

    Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

    6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

    Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

    7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.

    Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

    8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

    Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

    9. Норма амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга, определяется с учетом специального коэффициента в размере 3 (за исключением основных средств, относящихся к первой–третьей амортизационным группам).

    Основание: подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

    10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

    Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

    11. Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом осуществляется с применением налогового регистра, форма которого установлена в приложении 2.

    Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

    12. В стоимость материалов, используемых в хозяйственной деятельности, включается цена их приобретения (без учета НДС и акцизов), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов.

    Основание: пункт 4 статьи 252, пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

    13. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

    Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

    14. При выбытии материалы оцениваются по методу средней стоимости.

    Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

    15. Налоговый учет операций по приобретению и списанию материалов осуществляется на соответствующих субсчетах к счету 10 «Материалы» в порядке, определенном для целей бухгалтерского учета.

    Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

    16. К прямым расходам на оказание услуг относятся:

    – все расходы на приобретение материалов, используемых в процессе оказания услуг, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;

    – расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующих в процессе оказания услуг;

    – суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе оказания услуг;

    – суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в процессе оказания услуг.

    Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

    17. Прямые расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся на уменьшение доходов от реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

    Основание: пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

    18. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.
    Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС. Учет операций по начислению и использованию резерва осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 3.

    Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

    19. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию не создается.
    Основание: статья 267 Налогового кодекса РФ.

    20. Налоговый учет расходов на оплату труда осуществляется в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 4.

    Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

    21. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

    Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

    22. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

    Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

    23. Расходы на приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.

    Основание: пункт 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ.

    24. При реализации и ином выбытии ценных бумаг их списание производится по стоимости единицы.

    Основание: пункт 23 статьи 280 Налогового кодекса РФ.

    25. Доходы и расходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными доходами и расходами.

    Основание: пункт 4 статьи 250, подпункт 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

    26. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

    Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

    27. Учет доходов и расходов от реализации вести в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 5.

    Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

    28. Учет внереализационных доходов и расходов вести в регистрах налогового учета, форма которых установлена в приложении 6.

    Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

    Порядок расчета авансовых платежей

    29. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

    Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

    30. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

    Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

    Налог на добавленную стоимость

    31. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

    Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

    32. Учет освобожденных от НДС операций по реализации ценных бумаг ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Операции с ценными бумагами» к счету 91«Прочие доходы и расходы». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты не реализацию ценных бумаг к распределению» к счету 26 «Общехозяйственные расходы».
    Совокупные расходы на реализацию ценных бумаг в целях расчета 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.

    Основание: подпункт 12 пункта 2 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

    33. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Распределение косвенных затрат и расчет совокупных расходов на освобожденную от НДС деятельность осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 7.

    Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

    34. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

    19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.

    19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС. Суммы НДС, принятые к учету на субсчете 19-2, в течение квартала к вычету не принимаются.

    19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения.

    Основание: пункт 4 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.